Жанры вокальной музыки конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Рощупкина Светлана Вадимовна

Урок музыки в 5 классе

План – конспект урока музыки в 5 классе по теме:

Цель, задачи урока: Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки, научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.

Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.

Вступительное слово учителя.

Изобразительное искусство, музыка, хореография, все это виды искусства. Сегодня мы узнаем подробнее о жанрах вокальной музыки. Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Что бы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ, послушаем его.

Давным–давно жил в городе Вене весельчак по имени Августин, который прославился на весь город своими песнями. Многие из этих песен Августин сочинял прямо на ходу…Где Августин, там радость и веселье, где радость и веселье, там Августин.

Но однажды в город пришла страшная беда по имени чума. Страшная болезнь косила людей так, что вымирали целые улицы и даже города. Приуныли жители Вены. И только Августин по – прежнему появлялся то там, то здесь со своим немудреным инструментом, и повсюду задорно звучала его волынка, словно бросая вызов смерти. Он подбадривал сограждан, а они слушали его с благодарностью и удивлением: неужели он не страшится смертоносной чумы?.

Как то раз, усталый Августин возвращаясь домой ночью, забрел на окраину города. Он долго блуждал в темноте, выбился из сил и мечтал только о том, чтобы где – то немного поспать. Он прямо засыпал на ходу. Проплелся он еще немного по каким – то колдобинам и вдруг, споткнувшись, свалился в яму. Яма так яма, чем не место для сна, да и ветер не дует, и проспал Августин в ней мирно и тихо до самого утра. А утром обнаружил, что попал на кладбище, и провел ночь в общей могиле для бедняков, сраженных ужасной болезнью.

Августин выбрался из ямы, стряхнул с волынки землю и направился в город. А по дороге домой он сочинял песню. В которой рассказывалось о том, что сегодня ночью он повстречался со смертью и победил её. Он пел эту песню повсюду, и жители гибнущего города с восторгом и надеждой слушали его, веря, что песня может спасти человека от гибели.

А Августин с тех пор стал народным любимцем и героем.

Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на певческую и инструментальную, плясовую, народную и авторскую.

Очень близка к народной песне частушка.

1р. Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии. Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый, задорный.

Слушание частушек в исполнении учащихся.

Ну, а сейчас слово романсу.

2р. Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные переживания.. Поется о любви, о счастье.

Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс.

Ещё один жанр, который пришел из Испании – далекой страны ритмичных танцев и любовных песен. Это серенада. Слово серена в переводе с испанского обозначает теплую вечернюю погоду. Именно вечером испанские мужчины исполняли такие песни. Эти песни рыцари посвящали своим дамам, которым отдавали свои сердца.

Слушание Серенады./четкий ритм, зажигательная мелодия/

А вот этот жанр в переводе с древнегреческого означает жалобу.

Пусть элегия сама расскажет о себе.

3р. Это очень давний жанр. Ещё в Древней Греции элегией называли траурное, скорбное пение в сопровождении духового инструмента гобоя. Сегодня Элегией называют лирическую песню о любви с грустным оттенком.

Плавно, как лебедь во влаге прозрачной

Тихо, качаясь, плывет наш челнок.

О, как на сердце легко и приятно,

Нет в нем и тени минувших забот.

Песня на воде – еще один жанр вокальной музыки с необычным название баркарола. Что же она обозначает?

4р. Баркарола в переводе с итальянского языка обозначает песнь лодочника. В 17 веке в итальянском городе Венеции были распространены песни лодочников, которые на таком необычном для города транспорте перевозили людей по Венецианским каналам с одного места на другое. Плавно раскачиваясь от мерных ударов весла, лодка медленно скользила по воде, отсюда и характер песни – плавный, неторопливый ритм. В баркароле воспевается любовь к природе, красота окружающего мира.

И последний жанр, который мы сегодня послушаем – это шлягер.

5р. Шлягерами называют песни или мелодии, пользующиеся популярностью в какое – то определенное время. Этот жанр наиболее распространенный в современном искусстве

Звучит современный шлягер / по усмотрению учителя/

Итог урока: А сейчас подытожим нашу беседу, попробуем перечислить все прослушанные на уроке жанры вокального искусства.( ответы детей)

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал активное участие на уроке, кто заработал отличную оценку.

Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Обязательная литература

  1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…

Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.

Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.

Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.

Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.

Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?

На уроке рассматриваются жанры, которые предполагают песенную основу. Марш и вальс сопровождают движение, строевой шаг или танец.

Правильный ответ: романс.

№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.

- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.

Цель урока:

-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.

- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.

Составила: учитель музыки МОУ Дербишевской СОШ Галеева Альфия Мавлитбаевна

Предмет : Музыка

Класс: 5 класс

-Познакомить учащихся с жанрами вокальной музыки,научить различать жанры по характеру звучания, учить воспринимать и грамотно исполнять вокальные произведения.

- Воспитывать музыкальный вкус, продолжать развивать музыкальные способности детей: память чистоту интонирования мелодии, вокальный слух.

Оборудование: магнитофон, ноутбук и проектор.

Формулирование темы и цели урока

Организация учащихся .

– Долгожданный дан звонок ,

Здравствуйте ребята! Садитесь!

2. Формулирования темы и цели урока

-Главным жанром вокальной музыки является песня. Почему? Как Вы думаете? (ответы детей) . Потому, что песня неразлучна с человеком. Что бы ни происходило в нашей жизни, всегда рядом песня. О том, насколько важна песня для людей, рассказывает один рассказ, послушаем его.

- Когда мы говорили о музыке русского народа, мы разделяли её на певческую и инструментальную, плясовую, народную и авторскую. Вспомним, чем они отличаются друг от друга (Ответы делей) (Слайд 2)

-Очень близка к народной песне частушка. (Слайд 3)
Частушка – произведение устного народного творчества, исполняется как народная припевка, основанная на многократном повторении мелодии. Мотив у частушки может быть разным, но характер всегда веселый, задорный.
Слушание частушек в исполнении учащихся.

У рояля три педаля,
Ролики катаются.
Как же эти пианисты
Без руля справляются.

А у скрипки корпус хлипкий,
Даже гвоздик ей не вбить.
Скрипачам и остаётся
Только музыку любить.

У кларнета ножек нету,
Потому он и кларнет.
А частушка есть частушка,
Потому, что не сонет

-Ну, а сейчас слово романсу. (Слайд 4)
Сольная, лирическая песня, исполняется с инструментальным сопровождением. В романсе передаются сокровенные и личные переживания.. Поется о любви, о счастье.
Родиной романса считают Испанию. В Испании, в 17 веке пели песни на родном романском языке, отсюда и название этого жанра романс.
(Слушание романса)

-Ещё один жанр, который пришел из Испании – далекой страны ритмичных танцев и любовных песен. Это серенада. (Слайд 5) Слово серенада в переводе с испанского обозначает теплую вечернюю погоду. Именно вечером испанские мужчины исполняли такие песни. Эти песни рыцари посвящали своим дамам, которым отдавали свои сердца.
Слушание Серенады./четкий ритм, зажигательная мелодия/

Плавно, как лебедь во влаге прозрачной
Тихо, качаясь, плывет наш челнок.
О, как на сердце легко и приятно,
Нет в нем и тени минувших забот.

4. Физкультминутка (Дети выполняют упраждения с музыкальным сопровождением)

Головами покачаем, носиками поболтаем,

И зубами постучим и немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим и про руки не забудем,

Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем.

5 .Итог беседы А сейчас подытожим нашу беседу, попробуем перечислить все прослушанные на уроке жанры вокального искусства.( ответы детей)

6. Разучивание песни(Слайд 9)

- Ребята именно эту песню сегодня на уроке мы с вами разучим. Послушайте его еще раз и скажите, как может называется эта песня? Какие слова вам помогли найти такое название ? О чем эта Песня? Какая она эта песня(спокойная, грустная , веселая)? И кто исполняет эту песню?

После того ка дети послушали песню отвечают на вопросы.

- На экране вам даны слова песни 1 куплет и припев , запиши в тетради.

После того как дети запишут 1 куплет и припев песни , включается песня дети смотрят в тетрадь и пою песню .

7. Оценивание учащихся

8. Домашняя работа. Дома выучить первый куплет. Урок окончен, все свободны!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки, расширяющий представление детей о вокальной музыке.

Конспект урока в 6 классе: Жанры вокальной музыки

Цель урока: Расширить представление детей о вокальных жанрах. Дать определение вокальной музыке.

Задачи: Развивать коммуникативные и познавательные УУД

Учитель: Сейчас мы слышали прекрасную мелодию Ф.Шуберта. Скажите к какому музыкальному жанру можно отнести это музыкальное произведение.

Учащиеся: Вокальному

Учитель: Давайте ещё раз повторим что такое вокальная и инструментальная музыка.

Учащиеся: Вокальная – исполняется голосом. Инструментальная – исполняется музыкальными инструментами.

(Звучит спокойная музыка)

Учитель: Да, совершенно верно. Сегодня мы с вами познакомимся с новыми вокальными жанрами. А какими, вы узнаете, отправившись в путешествие. Для этого сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьте мышцы рук, ног, всего тела, почувствуйте лёгкость. Мы в лесу. Всмотритесь какой он. Что Вы видите, чувствуете попав в этот лес. Посмотрите, вот 2 тропинки, которые углубляются в лес. Пойдёмте по одной из них. Это тропинка Камерные вокальные музыкальные жанры. Вокал – означает голос. Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него.

А вот и первый обитатель леса – птица. Она присела возле тропинки. Вглядитесь в неё, какая у неё форма, цвет, размер. Что вы чувствуете, глядя на неё. Это птица – песня.

Песня появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения. (Песни писали Дунаевский, Матусовский , Александров и др.)

Предлагаю пройти дальше по тропинке Камерные вокальные музыкальные жанры. Вы видите ещё одну птицу? Это – серенада.

Серенада - В прежние времена так называлась песня трубадуров. В эпоху ренессанса и средневековья этот жанр приобретает новое значение. Теперь под этим названием подразумеваются любовная песня, которую исполняет кавалер в вечернее время под окном своей возлюбленной. При этом певец сам себе аккомпанирует на гитаре, мандолине или лютне.

Послушайте, о чём вам поёт птица Серенада. Какой голос у этой птицы?

Пойдёмте дальше по тропинке Камерные вокальные музыкальные жанры. К нам подлетает ещё одна птица. Посмотрите на её оперение, послушайте её голос. Она поёт балладу.

Баллада - Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Идёмте дальше. Среди деревьев мы видим ещё одну красивую птицу, поющую нам романс. Рассмотрите её внимательно.

Романс - жанр камерной вокальной музыки, который сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

Оглянитесь на этих птиц, которые подлетели к вам в лесу, в который вас привела тропинка камерные вокальные музыкальные жанры. Это песня, баллада, серенада и романс. Послушайте какими вокальными, чистыми голосами они поют. Поблагодарите их и возвращайтесь в класс. Почувствуйте свои руки, ноги, всё тело. Пошевелите пальцами и откройте глаза. Кому удалось наше путешествие в воображаемый мир?

Что увидели и представили?

Учитель: О каких вокальных жанрах вы узнали? Какие образы вам помогли в этом? А теперь возьмите альбомный лист, карандаши и нарисуйте все образы, которые вы увидели в своём путешествии. И напишите ту информацию, которую удалось запомнить. На работу даётся 5-7 мин.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам дополнить свой образ той информацией, которую передали нам птицы в нашем путешествии.

(учащиеся, те кто не записал учебную информацию на образе, записывают)

Знакомство с песней, разучивание текста первого куплета. Работа над звуковысотностью мелодии.

После запланированной работы детям предлагается повторить ранее разученные песни.

В заключении урока учитель предлагает вспомнить тему урока. И определить в каком жанре учащиеся исполняли музыкальные произведения.

Учащиеся: Вокальном

С какими вокальными жанрами вы познакомились сегодня?

Учащиеся отвечают или решают небольшой кроссворд.

Самооценка: Кто считает, что весь материал усвоил и запомнил, подойдите и приклейте на доску картинку с изображением цветущего дерева. Кто считает, что не всё усвоил и понял в теме урока – возьмите и приклейте картинку с изображением осеннего дерева. Те ребята, кто ничего не понял и не запомнил на уроке, возьмите и приклейте картинку с изображением дерева без листьев.

Учитель: Спасибо за работу. Возьмите свои рисунки и доделайте их дома.

Читайте также: