Этика философия ценностей конспект глоссарий
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Задание 1. Изучить информацию расположенную ниже. Законспектировать.
Задание 2. Выйти по ссылкам и посмотреть видеофильмы.
Задание 3. Выполнить тест.
Аксиоло́гия — теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Формулирование проблемы . Человек едва ли не постоянно находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?". Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей.
Историко-философские подходы к пониманию ценностей.
Понятие ценности, разница между познавательным и ценностным отношением.
Познавательное отношение ищет ответы на вопросы: что представляет собой данный объект, каков он сам по себе, независимо от нашего сознания.
Ценностное отношение ищет ответы на вопросы: каково значение данного объекта для нас, какую ценность он представляет в жизни общества.
Результатом познавательного отношения является истина, результатом ценностного отношения – ценность. Наш первый вопрос о том, как в истории философии менялось понимание ценности.
Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:
1. Средневековье. Главная ценность – вера в Бога.
2. 19-20 века – красота и гармония.
И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.
Ценность – это то, что чувства людей диктуют поставить над всем и заставить стремиться к этому. Ценностным является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Количественной характеристикой этого смысла является оценка.
Оценка выражается в так называемых лингвистических переменных, т. е. без задания числовых функций. Ценностное отношение человека к миру и себе приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны довольно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. Философское учение о ценностях называется аксиологией.
Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось разграничить понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму.
Некоторые философы видели источник ценности в субъекте, в воле, в чувстве, в особенностях трансцендентального субъекта. Неокантианцы обнаружили источник ценностей в разумной воле, обеспечивающей акты выбора. Ф. Брентано обвинял неокантианцев в подчинении разуму понятия ценностей и считал, что источником ценностей являются эмоциональные акты любви и ненависти.
Философы материалистического направления видели источник ценностей в независящих от субъекта реалиях, в материальных благах. Марксизм выдвинул на первый план ценности общественного порядка.
Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. При большей детализации выделяют экономические, политические, эстетические, нравственные, религиозные ценности. М. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.
Концепции ценностей.
Аксиология – термин введен в 1902г. представителем французской социологической школы Полем Лапи. В 1904г. впервые использовался немецким философом-иррационалистом Эдуардом фон Гартманом для обозначения одного из разделов философии.
1. Объективно-идеалистическая концепция (Н. Гартман, М. Шелер, Ф. Ринтлен). Она считает, что ценности имеют объективно-идеальную сущность по типу платоновских идей, что реальный-материальный мир является носителем ценностей. К этому взгляду примыкает и
2. Теологическая концепция (Н. Лосский, Ж. Маритен, Г. Марсель). Она утверждает, что ценность имеет божественное происхождение, а в своей крайней точке зрения, – Бог – это и есть ценность.
3. Феноменологическая концепция (Э. Гуссерль) Она двойственна. С одной стороны, сознание порождает предметный мир в его ценностном значении (свойство, которое называется интенциональность) и тем самым преувеличивается роль субъекта, но, с другой стороны, этот субъект, имея не чисто индивидуальное сознание, а сознание межсубъективное трансцендентальное, как бы уравновешивается своеобразной объективностью.
4. Экзистенциальная концепция (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр). Она приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора.
5. Биолого-натуралистическая концепция (Д. Дьюи, Дж. Лэрд). Она сводит все ценности к проявлению биологической полезности, к психофизиологическим оценкам, основным на удовольствии.
6. Социологическая концепция (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Она считает, что ценности – это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических представлений о настоящем или желаемом, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду.
Классификация ценностей. Базовые ценности человеческого бытия.
Всякая классификация ценностей неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, и т.д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее,
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.
По субъекту – носителю ценностного отношения различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные.
Американский психолог Милтон Рокич разработал собственную концепцию ценностных ориентаций личности. Он выделяет инструментальные и терминальные ценности.
Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. К ним, например, относятся любовь, дружба, надежная семья, счастье, мир во всем мире. Терминальные ценности нельзя обосновать другими, более общими или более важными ценностями.
Инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. К ним можно отнести честность, рационализм, ответственность, образованность и т.п.) По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
· созидательные ценности – реализуются в продуктивных творческих действиях;
· ценности переживания – проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведениями искусства
· ценности отношения – заключаются в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь: то, как человек справляется с судьбой, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен.
1) Согласны ли вы с утверждениями:
· Ценность – это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
· Ценность невозможно измерить.
· Добро – это ценность поступка.
Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и идей.
Первой (и основной) ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания. Убеждение, что каждый человек самоценен независимо от его возраста, пола, расы и нации, происхождения и другого, возникало и укреплялось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Богом, Духом), либо в силу действия общих закономерностей жизни общества.
Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей (аксиологии), которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, так как во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Одна из наиболее древних установок на эти ценности – гедонизм.
Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека. Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу.
Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего практического интереса человек переживает духовное наслаждение от наблюдения гармонии и совершенства. Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п.
Религиозные ценности занимают особое место в иерархии человеческих целей и ценностей. В той или иной степени к ним причастно большинство населения нашей планеты. Так было на протяжении всей истории человечества, так обстоит дело и сейчас, в начале ХХI века. Хотя это не означает, что неверующие, свободомыслящие и атеисты не имеют отношения к религиозным ценностям.
На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия – биологические, социальные, психические и т. д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека, Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.
На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которой призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение, и с этим связана иерархия ценностей.
Ценности личности скапливаются в систему ценностных ориентаций. Под ценностными ориентациями понимается совокупность важных качеств структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие.
Социализация личности – это усвоение социального опыта благодаря социальной активности личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и становятся источником, побуждающим к действию и поступкам.
В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т. д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.
Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность.
Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности.
Задание 3. Выполните тест.
1. Расположите перечисленные ниже формы отражения в порядке возрастания уровня сложности:
2. Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи:
3. Два фактора, сыгравшие решающую роль в возникновении сознания человека:
а) предметно-практическая деятельность и речь;
б) увеличившийся объем мозга и прямохождение;
в) мутагенез и изменение климата;
г) коллективный (стадный) образ жизни и моногамия
4. Свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), сущность которого заключается в целенаправленном и обобщенном воспроизведении действительности - …
5. Способность сознания создавать нечто новое, не возникающее в материальном мире естественным образом:
6. Укажите верные характеристики сущности сознания:
в) общественно-исторический характер,
7. Формы чувственного познания:
8. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины:
9. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
10. Метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы – это …
11. (П) Система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта:
12. Критерий истины, считающийся главным в марксистской гносеологии:
б) формально-логическая непротиворечивость,
г) гармоничность, красота.
13. Независимость истины от познающего субъекта означает ее:
14. Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах:
15. Главная функция искусства:
16. Совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественные или реальные объекты, - это религиозный …….
17. Ключевая функция науки:
18. Установите соответствие между типами религий и их разновидностями:
19. Форма первобытных религиозных верований, основанных на почитании различных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства, - это …….
20. Особенность морали, выражающая апеллирование к моральному долгу, а не к целесообразности:
б) всеобъемлющий характер
в) воспитательный характер
21. По непосредственному отношению к практике науки делят:
а) на теоретические и эмпирические
б) на фундаментальные и прикладные
в) на теоретические и практические
г) на естественные, социогуманитарные и технические
22. В структуру духовной жизни общества входят:
а) духовные ценности
б) духовные потребности
в) духовные издержки
г) духовное производство
д) духовная прибыль
23. Расположите приведенные ниже понятия от общего к частному:
в) духовная сфера общества
г) религиозный культ
24. Основной критерий истины в научном познании:
25. Главная функция морали:
26. Форма отражения действительности, характерная для искусства:
а) система понятий
б) художественные образы
в) совокупность норм поведения
г) система догматов
д) политические программы
27. Верно ли утверждение, что моральные нормы, принципы, ценности являются результатом деятельности профессионалов?
29.Аксиология – это:
А.учение о ценностях
Б.учение о развитии
г.теория о превосходстве одних групп людей над другими
30.Этика – это:
А.учение о развитии
Б.учение о бытии
В.теория о нравственном превосходстве одних людей над другими
Г.учение о морали и нравственных ценностях
Читайте также: