4 класс тютчев еще земли печален вид конспект

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока : Урок открытия нового знания.

Цели урока : Познакомить с названием нового раздела; расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) : Предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Регулятивные УУД- формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные УУД- анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные УУД - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные УУД- формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Оборудование: презентация, выставка книг Ф. И. Тютчева, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Образовательные ресурсы: Учебник Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Методическое пособие, наглядный материал, ИКТ.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока,

время этапа Цель этапа Деятельность учителя Деятельность детей Формируемые универсальные учебные действия

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Подготовка класса к работе.

-Давайте поздороваемся: -Добрый день!

И так у нас урок литературного чтения.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать,

Только лишь отметку 5!

- Желаю вам успехов на уроке. Ученики проговаривают слова

Обучающиеся садятся Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

-выражать положительное отношение к процессу познания.

-формирование умения слушать и слышать.

2. Речевая разминка

Включение в учебную деятельность -Ребята, а теперь улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. А чтобы наш урок был интересным, увлекательным и полезным, надо выполнять определенные правила. Давайте вспомним эти правила.

Первую строчку произносит учитель, а вторую –ученики. (Слайд 2)

-На уроке будь старательным,

-Говори все чётко, внятно,

-Если хочешь отвечать,

-Если друг стал отвечать,

-Не спеши перебивать.

-Подними спокойно руку. Обучающиеся договаривают строки за учителем

-Будь спокойным и внимательным. Чтобы все было понятно,

-Надо руку поднимать,

-А помочь захочешь другу,

-умение слушать и говорить.

-формирование системы нравственных ценностей.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

3 мин. Цель: проверить выполнение домашнего задания, развивать память, речь, мышление.

-А сейчас проверим домашнее задание.

-Домашнее задание было вспомнить и прочитать на уроке любимое стихотворение о природе.

-О чём все эти стихи?

-Что воспевают поэты в стихах? Обучающиеся декламируют стихи.

-Эти стихи о природе, временах года.

-Поэты воспевают красоту природы. Предметные:

-воспринимать на слух поэтическое произведение.

- самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем. (руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

5. Актуализация знаний

Цель: расширить знания о творчестве Ф. И. Тютчева,

сформулировать тему и задачи урока, учить формулировать тему урока на основе ключевых слов.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника, который называется… (Слайд 3-4)

-Отгадайте тему раздела

- Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе?

- Чему будем учиться?

- Проверим ваши предположения и откроем учебник стр. 137

- Прочитайте, с чем вы познакомитесь.

- Чему будете учиться?

-С произведениями, каких поэтов вы познакомитесь в этом разделе?

- Какие это будут произведения?

-Сформулируйте задачи нашего урока.

-С творчеством, какого поэта познакомимся, чему научимся?

Тема нашего урока : Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева.

- Что вы можете о нём рассказать?

-Давайте вспомним его биографию. (Слайд № 5-7) Учащиеся отвечают

Ученики открывают учебник и читают.

Выразительному чтению

Познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева, научимся читать его стихи. Предметные:

-уметь прогнозировать содержание произведений.

-умение связывать разрозненные факты в единую картину.

-отвечать на вопросы на основе учебника.

- проявлять интерес к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

Цель: обучить правильному чтению стихов.

-Кто догадался, какого времени года можно услышать звуки?

- Значит, тема нашего урока?

-В первой части урока мы будем говорить о весне – прекрасном времени года, о том, как художники и поэты изображают весну в своих произведения. Попробуем создать образное представление о весне на основе восприятия поэтических и живописных произведений искусства.

У каждого человека есть свое любимое время года. Есть свое любимое время года и у поэтов, композиторов, художников – пейзажистов. В своих произведениях они могут передать состояние природы с наибольшей полнотой передать волнующие их чувства, определенное настроение.

Как художники, композиторы, поэты воспевают красоту природы?

-Рассмотрите картины известных художников (Слайд № 10)

-Прочитайте стихотворение стр. 138

Беседа после чтения.

-Как Тютчеву удаётся показать раннюю весну?

-Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

Почему в стихотворении так много глаголов? Объясните своё мнение.

Работа над стихотворением.

-Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

Повторите правила выразительного чтения стихотворения (Слайд № 12)

Выразительное чтение стихотворения.

-Прочитайте стихотворение выразительно. Слушают произведение.

-Пишут картины, красками, в цвете.

-Пишут музыку, звуками

-Пишут стихи, красивыми словами

Ученики рассматривают картины художников

Учащиеся читают стихотво-рение вслух.

Отвечают на вопросы.

Ученик читает памятку

Ученики выразительно читают стихотво-рение. Предметные:

-сформовать познавательную мотивацию.

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну).

-анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

-уметь, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

7. Словарная работа

Цель: обогатить словарный запас.

Какие слова были непонятны? (Слайд № 8)

(Лексико-стилистические упражнение, способствующие точности, правильности употребления слова в речи, дающие представление о лексическом богатстве слова).

-Напишите на листочках как понимаете эти слова.

- Чтение правильных значений (Слайд № 13)

-Докажите словами из текста, как Тютчеву удаётся показать картину ранней весны?

-Придумайте название стихотворению.

-Что хотел сказать автор своим произведением?

-Идея этого стихотворения в единстве живых существ в этом мире. Поняв её, мы можем разобраться во многих людских проблемах. Отвечают на вопросы.

Работают в парах.

Высказывают свои предполо-жения по значению слов.

Читают значения слов, сравнивают со своими ответами.

- планирование вместе с учи-телем деятельности по изучению темы урока.

-умение слушать и вступать в диалог,

- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

1 мин. Цель: сохранить и укрепить здоровье.

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком. (массажный коврик)

рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Идут с высоко поднятыми коленями.

Делают четыре прыжка на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бегут на месте. Личностные:

-установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Цель: научить анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст.

-Угадайте, о каком явлении говорится:

Учитель включает аудиоприложение к учебнику.

-Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Чтение стихотворения учащимися.

-Какие слова и выражения были непонятны?

-Объясните значение слов. (Слайд №15)

-Подберите синонимы к словам.

Работа по вопросам и заданиям 1-4 стр. 140

-Придумайте название стихотворению.

-Подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтение стихотворения по частям.

- О чём поэт рассказывает в этой части?

Прочитайте как расположена радуга и рассмотрите рисунок на

Прочитайте 2 часть стихотворения.

- Изменилось ли настроение стихотворения?

- Почему последние строки не радостны, а печальны?

- Представьте, что вы художник. Что вы нарисуете в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- Подумайте, может ли эта картина проиллюстрировать стихотворение Ф. И. Тютчева

Выразительное чтение стихотворение.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

-Когда вдруг вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку. Учащиеся отгадывают, о каком явлении говорится в отрывке.

Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику.

Потерять силы, ослабеть блаженство

Выразительное чтение стихотворения

Ученики рассматривают картину, высказывают свою точку зрения.

Повторное чтение стихотворения учащимися по частям.

уметь прогнозировать содержание произведений, воспринимать на слух поэтическое произведение.

- анализировать художественный текст, выделение в нем основной мысли.

- отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

- формирование системы нравственных ценностей.

-выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

10. Итог урока. Рефлексия.

обобщить знания и умения, полученные на уроке.

Оценить результаты деятельности.

-Какое настроение вам передалось от материала урока?

-Какое из стихотворений вам понравилось больше? -Обоснуйте свой ответ?

Урок полезен, все понятно….

Лишь кое-что чуть-чуть неясно….

Еще придется потрудиться….

Да, трудно все-таки учиться.

-Как называется раздел, который начали изучать?

- Как зовут писателя?

- Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф. И. Тютчева?

-оценивание своей работы на уроке.

-самооценка, адекватное понимание успеха или неудачи.

-умение слушать и понимать речь других.

-оценивание своей работы на уроке.

11. Информация о домашнем задании.

1 мин. Цель: проинструктировать, как правильно выполнить домашнее задание.

1. Выучить любое стихотворение Ф. И. Тютчева.

2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворениям.

3. Составить презентацию о творчестве Ф. И. Тютчева.

-Спасибо за урок! Ученики записывают д/з в дневник. Личностные:

-формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф. И. Тютчева.

- понимать и принимать учебную цель и задачу.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели : познакомить с названием нового раздела; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; анализировать произведение живописи, сравнивать произведения живописи и литературный текст; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, наблюдательность.

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- прогнозировать содержание раздела;

- читать вслух с постепенным переходом про себя;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

- развивать память, внимание, речь, творческие способности.

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических произведений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- развивать творческие способности каждого ученика.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, учебник, рабочая печатная тетрадь.

- Из глубокого колодца

- Солнце медленно встает

- Свет его на нас прольётся

- Луч его нам улыбнется

- Новый день оно начнет.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

Читают стихотворение и высказывают свои впечатления о прочитанном.

Дети читают слова:

- Прочитайте выделенные слова.

- Объясните значение слов.

- А теперь проверим кто из вас был прав.

“колышет”- слегка покачивает.

“редеющего”- уменьшается, становится редким.

“вонзить”- воткнуть острием.

“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

“нега”- приятное состояние.

“всецело”- полностью, целиком.

Дети высказывают свои предположения по значению слов.

Читают значения слов по цепочке, сравнивают со своими ответами.

-Расшифруйте, что здесь написано.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?

- С чем познакомимся?

- Чему мы научимся?

- Чему мы будем учиться?

Высказывают свои предположения.

Знакомство с жизнью писателя.

- Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 137.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык… (Ф.И.Тютчев)

Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

-Ответьте на вопросы:

1. В каком году родился писатель?

2. В какой семье родился поэт?

3. Где получил первоначальное образование?

4. Какой университет закончил?

5. Сколько лет провел за границей?

6. В каком году умер?

7. Сколько лет прожил поэт?

Выполните задание в тетради стр.40 задание 1, первая строка.

Откройте учебник на стр.138 и прочитайте название первого стихотворения, которое мы будем изучать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 06.11.2018

Учитель: Другова З.А.

Поэтическая тетрадь № 1 ( 8 ч)

Тип урока : изучение нового материала

Цель: познакомить с новым разделом; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; формировать умение анализировать поэтический текст , развивать память, речь, мышление, наблюдательность

предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Ресурсы урока : портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, аудио-приложение к учебнику.

- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II .Мотивация учебной деятельности

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

-Сформулируйте задачи урока

III .. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

( Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ - метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

• Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

• Чтение стихотворения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

• Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

• Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

• Выразительное чтение стихотворения.

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

• История создания

• Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

• . Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

• Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

• Выразительное чтение стихотворения

VI . Рефлексия . Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Цели: расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно, а затем как скороговорку.

У чибиса — чудеса:

— Чьи леса? Чья лиса?

(После самостоятельной подготовки учащиеся читают индивидуально. Определяется, кто быстрее и правильнее смог проговорить.)

III. Работа по теме урока

— Ребята, мы сейчас читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?

— Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе.)

— А сейчас составьте из букв магнитной азбуки имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке. (Федор Иванович Тютчев.)

РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ

— Определите тему и пели урока.

— Кто из вас выучил стихотворение А.С. Пушкина? Прочитайте.

— Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы детей.)

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома. В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Объясните значение выражений а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна.

— Подберите синоним к слову невольно. (Нечаянно, непроизвольно. )

— Подберите антоним к слову печален. (Весел.)

— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон.)

— Как Тютчеву удается показать раннюю весну?

— Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?

— А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?

— Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?

— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

— Сравните эти два произведения: поэтическое и художественное. Что вы можете сказать о них?

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.


- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II.Мотивация учебной деятельности

-Сформулируйте задачи урока

III.. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

- Сегодня мы будем изучать стихи заме­чательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образова­ние получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние ко­торого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Москов­ский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иност­ранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

- Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

•Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

•Чтение стихо­творения вслух учащимися.

• Беседа после чтения.

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

•Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

•Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( " или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : " или. или. "

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь”.

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

•Вырази­тельное чтение стихотворения.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• История создания

•Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

•. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

•Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

•Выразительное чтение стихотворения

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

- Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сего­дня стихотворений Ф.И. Тютчева?

Читайте также: