Запись слов в алфавитном порядке 2 класс конспект
Обновлено: 02.07.2024
Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.
Алфавит – буквы в определённом порядке.
Алфавитный порядок слов – это расположение слов в алфавитном порядке.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 83 – 85.
2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 5 – 6.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Вы уже знаете, что алфавит - это все буквы русского языка в определённом порядке. Буквы – это знаки, которые обозначают звуки языка на письме. В этом буквы похожи друг на друга.
Но есть и отличия.
Некоторые буквы обозначают согласные звуки.
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, Р, Н, М, П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ
Другие буквы обозначают гласные звуки на письме.
Это буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Е, И
Буквы Ь, Ъ не обозначают звуков.
В книгах, газетах, журналах буквы печатные.
А в школе на уроках в своих тетрадях вы выводите красивые рукописные буквы.
Начертание рукописных букв сложнее печатных. Для их записи требуется больше элементов.
Ещё буквы могут быть строчными или малыми. И заглавными или прописными.
Строчные буквы от заглавных букв отличаются своими размерами. А ещё заглавная буква сложнее маленькой по начертанию.
У каждой буквы есть своё название и своё место в алфавите.
Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека.
Как быстро запомнить названия букв и их порядок в алфавите? Выполнять различные упражнения. Например, выделять в тексте заданную букву на скорость.
Или в том же тексте подчёркивать слова, в которых есть заданная буква.
Запомнить алфавит поможет весёлое стихотворение, которое сочинил Михаил Яснов.
Здравствуй, чтение моё:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё!
Прочитаю громко всем:
Ж, З, И, Й, К, Л, М!
Ну-ка, снова перечту:
Н, О, П, Р, С, Т, У!
Прочитай со мной и ты:
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы!
Не прочесть нам их никак!
Но читаю дважды я:
вишня, девочка, рассказ, рис.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Клавиатура.
При помощи клавиатуры заполните пропуски в каждой строчке.
1.Изучите теоретическую часть урока.
2.Выучите расположение букв в русском алфавите.
3.Вставьте нужные буквы.
А Б В Г Д
С Т У Ф Х
Л М Н О П
З И Й К Л
Задание. Ребус.
Образуйте пары изображений, названия которых состоят из одинакового количества букв.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Русский язык Письмо
Тема: Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке.
Цель: продолжать работу с русским алфавитом; формировать умение записывать слова в
алфавитном порядкезнания алфавита на практике; развивать устную связную речь, кал-
лиграфические навыки; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. Мы должны показать, что мы умеем, что знаем, как умеем работать на уроке. Вы готовы?
II Работа над темой урока
- Посмотрите на нашу девочку-подсказчицу, как она сидит, и сядьте так же. Спинки ровные, два локтя на парте.
1). Минутка каллиграфии:
- Сегодня пропишем букву, соседками которой являются буквы Ф и Ц. Какая это буква? ( Х х). Назовите слова с этой буквой.
- Отгадать легко и просто:
мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
а бывает загорелый. ( Хлеб)
- Почему хлеб может быть и белый и черный?
- Выбери вариант написания: хле(?). Когда согласный в слабой позиции? Докажи, что нужно писать Б. Определи количество слогов, назови ударный. Пропиши слово всю строку. Включи в контекст.
Демонстрирую картинку - учащиеся записывают первую букву ( Арбуз, лягушка, флаг, аист, вишня, тигр - АЛФАВИТ).
- Сегодня на уроке мы повторим название букв и их последовательность в алфавите и будем учиться записывать слова в алфавитном порядке.
4. Первичное восприятие и осознание материала.
1). Актуализация знаний.
- что такое алфавит?
- чтение стихотворения Б.Заходера ,, 33 сестры ,, подготовленными учениками.
- о каких 33 сестрах идет речь? Почему каждая буква записаны два раза? Когда мы пишем заглавную букву? У каждой ли буквы есть старшая сестра? Работа по схеме:
Для чего нам нужен алфавит?
2) Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите, кто пришел к нам на урок. ( Буратино). И не с пустыми руками. Он принес нам письмо от девочки Оли. Хотите, я прочитаю его?
Меня зовут Оля. Мне 5 лет. Я хожу в детский сад и у меня много игрушек. Играть с ними я очень люблю, а вот расставлять на полке - нет. Когда я ложусь спать, они начинают ссориться и выяснять, кому с кем на полке рядом стоять. И вот вчера это им надоело, и они решили уйти к другой девочке. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я обещаю, что всегда буду расставлять их по местам. А чтобы не забыть, где чье место, расставьте, пожалуйста, мои игрушки в алфавитном порядке.
- Ну что, ребята, поможем Оле?
3) Работа в тетрадях и у доски комментировано.
(На доске картинки с подписями: кукла, барабан, мяч, лейка, юла, шар, ведерко, гармошка).
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел.
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
На носочки надо встать.
1) Самостоятельная работа на карточках.
- Сейчас, ребята, вы поработаете библиотекарями и расставите книги на полке. Прочитайте записи на карточке. Знакомы ли вам эти фамилии? Где с ними встречались? Пушкин А.С.
2) Работа с деформированным предложением.
голова, Хлеб, всему
- восстановите; когда так говорят? В каком значении употреблено слово голова?
Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы русского алфавита. Располагать слова в алфавитном порядке.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова в алфавитном порядке.
формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;
Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду, к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.
Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: классная доска, интерактивная доска.компьютер, учебник, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, музыкальное сопровождение для физминутки.
1. Организационный момент.
- Откроем тетради и запишем число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки.
как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
Как называется он? (Алфавит)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Знает каждый грамотей (азбука)
- Какие слова мы называем синонимами? (Слова близкие по лексическому значению, но разные по написанию).
-Что такое алфавит, азбука? (Буквы, расположенные в определённом порядке.)
- Какая по счету эта буква в русском алфавите? (Первая.)
2. Чистописание.
Аз аз Ал ал
-Объясните соединения. (Фронтальная работа.) (Дети по цепочке объясняют соединения букв.)
аз/бу/ка ал/фа/вит
- Поставьте ударение, разделите на слоги. Объясните, почему такое количество слогов.
3. Проверка домашнего задания.
Спросить у нескольких учащихся алфавит.
4. Словарная работа (стр. 136).
Запишите из 3 столбика орфографического словаря слова с сочетанием
- Составьте предложение с одним из этих слов. (Коллективная и индивидуальная работа.)
(Запишем его. Подчеркнём основу предложения.)
- Как располагаются слова в орфографическом словаре?
- А для чего это нужно?
(Чтобы быстрее найти необходимое слово.)
- Какое первое слово в вашем орфографическом словаре?
- Что обозначает это слово?
(Расположение букв в определенном порядке.)
- Сколько всего букв в русском языке?
- Сколько гласных букв в русском языке?
- А гласных звуков? (6)
- Назовите их. ( /а/,/о/,/у/,/ы/, /э/, /и/)
- Сколько согласных букв? (21)
- Какие буквы не обозначают звуков? (ь,ъ)
- Сегодня на уроке мы продолжим работать с алфавитом, будем учиться правильно называть буквы и располагать слова в алфавитном порядке.
6.Работа по теме урока. Работа с орфографическим словарем.
1. - Мы уже знаем, как расставить слова в нужном порядке. (По алфавиту).
- Посмотрите внимательно: все слова начинаются на одну и ту же букву. Как вы думаете, почему эти слова записаны именно в таком порядке?
Слова, которые начинаются с одинаковой буквы, располагаются по алфавиту в зависимости от второй буквы и т.д.
2. Упражнение на расположение слов с одинаковой начальной буквой в алфавитном порядке.
Интерактивная доска (Слайд №3)
3. Групповая работа.
- Расположите слова в алфавитном порядке и получите предложения. Результат вашей работы будет зависеть от каждого члена группы.
Дождик, на, капает, улице.
Ветер, окном, за, гудит.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
7. Физминутка. Продолжи цепочку.
Учитель называет предмет, а дети по очереди называют следующие предметы на ту букву, которой закончилось слово.
8. Работа с учебником.
9. Домашняя работа. (Карточки со словарными словами.)
Расположить слова в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.
10. Рефлексия.
- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?
- Для чего нужно знать алфавит?
- Как в словаре расположены слова, начинающиеся на одну и ту же букву?
Слова, которые начинаются с одинаковой буквы, располагаются по алфавиту в зависимости от второй буквы и т.д.
1.На доске записаны фамилии детей нашего класса, расположите их в алфавитном порядке.
Сизова, Сенченко, Салманова
- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
Данный конспект урока используется по программе Школа России.
Планируемые результаты: предметные:
овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктационных) и правилах речевого этикета.
проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу
понимают причины успеха в учебной деятельности
метапредметные: регулятивные :
определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
высказывают своё предположение (версию) ;
владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им;
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Мотивирование к учебной деятельности
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Чистописание
иш ши мишка шипы
Выполняют письмо по образцу
Вырабатывают каллиграфический почерк
III. Постановка учебной задачи
- Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Незнайки.
- Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос.
- Как мы используем алфавит?
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1.Работа с алфавитом. (упр.121.) (Слайд 5)
- Назовите по очереди все буквы алфавита.
- Для чего надо знать алфавит?
Называют буквы алфавита, отвечают на вопросы.
Называют буквы правильно. Объясняют, где может пригодиться алфавит.
2. Словарно – орфографическая работа (Слайд 6)
- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.
Усваивают написание непроверяемого слова.
3. Запись букв по алфавиту.(рабочая тетрадь №75).
- Впишите пропущенные буквы алфавита.
Вписывают пропущенные буквы на доске и в рабочей тетради.
Осуществляют классификацию букв по заданному критерию.
Нежный маленький бутон,
Свернут туго – туго он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
Осуществляют профилактику утомления.
4. Развитие речи.
( упр.123), (Слайд 8)
- Рассмотрите картинки, прочитайте слова, объясните их значение, запишите слова в алфавитном порядке.
- Составьте предложения к каждому рисунку.
Объясняют значения слов, распределяют картинки в алфавитном порядке на доске, записывают слова и предложения.
Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют предложения к рисункам.
- Отгадайте загадку. Что обозначает это слово?
- Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните написание.
Отгадывают слово, запоминают его написание.
Усваивают написание непроверяемого слова.
6. Палиндром. Дифференцированное задание. (Слайд 10)
Знакомит с палиндромом, предлагает из данных слов составить и записать палиндром.
- На баклажан нажал Кабан.
Учатся составлять палиндром. Умеют работать коллективно.
7. Запись слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарем. (упр.125) (Слайд 11)
- Прочитайте на доске текст о словарях.
_ Выполните упражнение 125.
- Прочитайте. По алфавиту ли записаны слова в каждом столбике?
- Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы.
- Проверьте написание слов и их расположение в алфавитном порядке по словарю.
Читают текст на доске. Выполняют задания упр.125: вставляют пропущенные буквы, располагают слова в алфавитном порядке. Сверяют написание слов и расположение в алфавитном порядке с орфографическим словарем.
Осуществляют правописание словарных слов и самопроверку с помощью орфографического словаря. Привлекают знания алфавита.
V. Закрепление знаний и способов действий. Работа
по ИД (Слайд 12)
- Распределите названия месяцев на две группы и запишите их в алфавитном порядке.
Читайте также: