Янкович устав народным училищам российской империи конспект

Обновлено: 05.07.2024

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг).

Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России".

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса.

Уставом 1766 года программа обучения делилась на три группы наук:

руководствующие к познанию предметов нужных гражданскому званию;

полезные или художественные: физика, астрономия, география, навигация и др.;

руководствующие к познанию прочих искусств: логика, математика, красноречие, латинский и французский языки, механика и пр.

Во второй половине XVIII в. развиваются частные учебные заведения с программами государственных школ.

В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России.

Устав нар.Училищ ….. Народное Образование в том смысле, как оно понимается в наше время возникает в России только в царствование Екатерины II.

В апреле 1786 г вышел указ Екатерины II об открытии главных народных училищ в 25 губерниях 5 августа 1786 г был издан устав народных училищ, в основе которого лежало признание народного образования делом государственным.

По этому уставу народные училища разделились на 2 разряда: главные четырехклассные, учреждаемые в губернских городах и одноклассные в селениях. Учебная часть была вверена в каждой губернии директору народных училищ. Для надзора за малыми училищами избирались из местных жителей особые смотрители. Никаких средств для открытия и содержания училищ не выделялось. Учителя готовились сначала только в Петербурге в Исаакиевском училище (открытом на собственный счет императрицы), затем открываются еще несколько училищ. В 1786 году учительское отделение главного народного училища в Петербурге преобразовано в учительскую семинарию, а затем в учительскую гимназию. Кроме воспитанников этой семинарии в учителя назначались также ученики духовных семинарий.

Книгами и учебными пособиями новые училища снабжались Комиссией народных училищ, через местные приказы общественного призрения. Так возникла в России общеобразовательная светская школа. В ноябре 1789 года открывается 7 малых народных училищ в городах: Екатеринбург, Верхотурье, Кунгур, Соликамск, Чердынь, Ирбит и Шадринск. 11 ноября 1800 года начинает действовать Пермская духовная семинария — первое среднее учебное заведение в Пермской губернии. В царствование Павла I дело народного Образования заглохло, хотя никаким гонениям не подвергалось. Деятельность государства по народному образованию оживляется при Александре I. В 1802 году комиссия народных училищ преобразована в Министерства народного просвещения, в 1803 году – главное правление училищ.

§ 1. В каждом губернском городе быть одному главному народному училищу… в коих обучать юношества следующим учебным предметам…:

§ 2. В I классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию.

§ 4. Во II классе… наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия, начинать читать пространный катехизис. книгу о должностях человека и гражданина и первую часть арифметики; повторять Священную историю, продолжать чистописание и учение грамматических правил… В сем разряде начинать также обучать юношество рисованию…

§ 6. В III классе следует продолжить рисовальное искусство, чтение изъяснений Евангелий, …учение второй части арифметики и первой части всеобщей истории, введение во всеобщую европейскую географию, а потом начинается землеописание Российского государства и российская грамматика с упражнениями в правописании…

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки.

Расцвет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек — И.И. Ползунова и И.П. Кулибина. И.И. Ползунов стал изобретателем универсальной паровой машины. Причём сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт. И.П. Кулибин долгие годы (до 1801 г.) руководил механической мастер­ской Академии наук, и его творческие интересы распространялись на различные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. он разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролётом 298 метров. Осуществить данный проект не удалось. И.П. Кулибин вёл также работу по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д. Но, как часто это бывает в России, большинство изобретений не получило применения на практике и было забыто, а сами изобретатели умерли в нищете.




Паровая машина Ползунова Проект моста через Неву Кулибинский фонарь

В 1765 г. в Петербурге по инициативе Екатерины II было учреждено Вольное экономическое общество, просуществовавшее как общественная организация более 150 лет. Его целью было распространение научных знаний в области агрономии, помощи дворянам в рациональном ведении хозяйства. В издаваемых обществом трудах содержались практические агротехнические советы, сведения о новых орудиях труда, необходимая нормативная документация и др.

В ХVIII в. началось освоение крайних северо-восточных рубежей нашей страны. В 1725–1730 гг. была предпринята Первая Камчат­ская экспедиция во главе с В.И. Берингом, в состав которой входили А.И. Чириков, С.И. Челюскин, двоюродные братья Х.П. и Д.Я. Лаптевы и др. В.И. Беринг прошёл вдоль берегов Камчатки и Чукотки, но на дальнейшее плавание к берегам Америки не решился. В 1733–1741 гг.состоялась Вторая Камчатская экспедиция во главе с В.И. Берингом и А.И. Чириковым, важнейшим открытием которой стал пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив). После полуторамесячного плавания они первыми из русских мореплавателей (после С. Дежнёва) увидели американский берег Аляски и впослед­ствии описали его. На обратном пути многие члены экспедиции, в том числе В. Беринг, из-за недостатка пищи и воды умерли. Благодаря этим экспедициям с конца ХVIII в. начинается торгово-промысловое освоение Аляски русскими мореходами. В 1799 г. купцом Г.И. Шелеховым была учреждена Русско-американская торговая компания.




«I. О классах главных народных училищ.

§ 1. В каждом губернском городе быть одному главному народному училищу… в коих обучать юношества следующим учебным предметам…:

§ 2. В I классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию.

§ 4. Во II классе… наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия, начинать читать пространный катехизис. книгу о должностях человека и гражданина и первую часть арифметики; повторять Священную историю, продолжать чистописание и учение грамматических правил… В сем разряде начинать также обучать юношество рисованию…

§ 6. В III классе следует продолжить рисовальное искусство, чтение изъяснений Евангелий, …учение второй части арифметики и первой части всеобщей истории, введение во всеобщую европейскую географию, а потом начинается землеописание Российского государства и российская грамматика с упражнениями в правописании…

Распространение просвещения было тесно связано с развитием науки.

Расцвет технической мысли связан с именами великих русских изобретателей-самоучек — И.И. Ползунова и И.П. Кулибина. И.И. Ползунов стал изобретателем универсальной паровой машины. Причём сделал это на 20 лет раньше, чем Дж. Уатт. И.П. Кулибин долгие годы (до 1801 г.) руководил механической мастер­ской Академии наук, и его творческие интересы распространялись на различные отрасли техники. До нашего времени сохранились знаменитые часы с автоматическим устройством в форме яйца. В 1776 г. он разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву с пролётом 298 метров. Осуществить данный проект не удалось. И.П. Кулибин вёл также работу по созданию прожектора, лифта, протезов для инвалидов и т.д. Но, как часто это бывает в России, большинство изобретений не получило применения на практике и было забыто, а сами изобретатели умерли в нищете.




Паровая машина Ползунова Проект моста через Неву Кулибинский фонарь

В 1765 г. в Петербурге по инициативе Екатерины II было учреждено Вольное экономическое общество, просуществовавшее как общественная организация более 150 лет. Его целью было распространение научных знаний в области агрономии, помощи дворянам в рациональном ведении хозяйства. В издаваемых обществом трудах содержались практические агротехнические советы, сведения о новых орудиях труда, необходимая нормативная документация и др.

В ХVIII в. началось освоение крайних северо-восточных рубежей нашей страны. В 1725–1730 гг. была предпринята Первая Камчат­ская экспедиция во главе с В.И. Берингом, в состав которой входили А.И. Чириков, С.И. Челюскин, двоюродные братья Х.П. и Д.Я. Лаптевы и др. В.И. Беринг прошёл вдоль берегов Камчатки и Чукотки, но на дальнейшее плавание к берегам Америки не решился. В 1733–1741 гг.состоялась Вторая Камчатская экспедиция во главе с В.И. Берингом и А.И. Чириковым, важнейшим открытием которой стал пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив). После полуторамесячного плавания они первыми из русских мореплавателей (после С. Дежнёва) увидели американский берег Аляски и впослед­ствии описали его. На обратном пути многие члены экспедиции, в том числе В. Беринг, из-за недостатка пищи и воды умерли. Благодаря этим экспедициям с конца ХVIII в. начинается торгово-промысловое освоение Аляски русскими мореходами. В 1799 г. купцом Г.И. Шелеховым была учреждена Русско-американская торговая компания.

Устав народным училищам в Российской империи, уложенный в царствование императрицы Екатерины II [Текст]. – Санкт-Петербург, 1786. – 122 с. : 6 с. табл.

Ссылка на страницу

Ограниченный просмотр

Вы находитесь в режиме ограниченного доступа к "Электронной библиотеке Тамбовской области" и просмотрели допустимое число страниц. Если вы хотите пользоваться электронной библиотекой без ограничений, необходимо осуществить вход на сайт. Для этого вы можете использовать свою учётную запись в одной из предложенных социальных сетей.

Белгородский институт развития образования

Белгородский институт развития образования

Белгородский институт развития образования запись закреплена

Янкович де Мириево предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет).

Читайте также: