Конспект реформы патриарха никона церковный раскол

Обновлено: 05.07.2024

Предпосылки церковных реформ

На заседаниях этих собраний обсуждались проблемы модификации народных форм нравственности, совместно с необходимостью в исправлении церковных книг на греческие образцы. Уровень духовного влияния, который они оказывали на царя был настолько большим, что на его свадьбе не были приглашены скоморохи, и все веселья были отменены – вместо этого, свадьба сопровождалась духовными песнопениями.

Помимо этого, также были запрещены шахматы, под видом азартной игры. В церквях начали распространяться нравоучительные речи и проповеди. Значительное внимание было уделено образованию. Участники кружка напрямую были связаны с открытием первых русских школ в Москве (школа в Андреевском подмосковном монастыре Ф. Ртищева, школа при Печатном дворе, греко-латинская школа под опекой Вонифатьева и прочие).

Необходимость в преобразованиях была обусловлена тем, что в церковной сфере было скоплено большое количество различных версий Священного Писания, совместно с богослужебными книгами, которые имели одинаковые названия, но по факту имели различные наполнение. В качестве причин представленных паттернов выступало то, что в период до конца XV века, у Русской православной церкви не было в наличии полных версий славянских текстов Библии, также, она использовала разные версии переводов в отдельных книгах, совместно с различными переложениями Писания, которые содержались в разных церковных книгах – Палеях и Прологах.

Ситуация усугубилась после присоединения Украины, где содержались собственные версии книг. Возникла необходимость в унификации книжных текстов, совместно с обрядовыми сторонами православия в единых образцах для того, чтобы были устранены присутствующие искажения, различия в трактовках, которые возникли естественным образом с ходом времени. С помощью представленных паттернов православие могло бы избавиться от угроз ереси и вольнодумства, совместно с влиянием иных конфессий.

Помимо этого, в реализации исполнения церковных обрядов по уставу возникали некоторые противоречия. В Византийской империи, которая передала Руси христианство, на момент Крещения Руси приняли Константинопольский (Студийский) устав. Именно это и перенималось Русским государством. При этом, в период XII – XIII веков, Константинопольская патриархия получает распространение Иерусалимского устава.

Идя за более высокой патриархией, московские митрополиты хотели распространять на Руси Иерусалимский устав, однако данный вопросы затмили события русской церковной истории XV веков (связанные с автокефалией, Флорентийской унией и прочим). В результате этого, в русском церковном обиходе начали наблюдаться некоторые противоречия греческой церкви (среди которых: различные порядки в церковной службе, двоеперстие, вместо троеперстия и прочее).

Особенности реализации церковных реформ

Реализовывать некоторые реформы взялся патриарх Никон, который был возведен в сан в 1652 году. Он считал, что его миссией является восстановление истинных форм благочестия, которые полностью бы соответствовали канонам православия. В качестве первого шага в его действиях стала расправа над алкоголизмом – в стране активно закрывались кабаки, оставляя лишь один для каждого города. В праздники и в пост продажа спиртного была закрыта. Вводились категорические запреты на продажу алкоголя монахам и священникам.

Ими была подана жалоба на Никона, царю – Алексею Михайловичу, однако тот выступил с отказом от вмешательства в дела церкви. С помощью различных предлогов, Никон стремился к жестокой расправе над бывшими союзниками (среди которых: Аввакум Петров, Иван Неронов и прочие). Все эти люди были подвергнуты ссылкам и арестам, однако, находясь в заточении, начали возглавлять церковную оппозицию патриарха-реформатора. Из-за все этих ссор, удрученный Стефан Вонифатьев подался в монастырь, а коломенский епископ Павел, который отвергал Никоновские реформы, был смещен.

Образцы церковных книг специально привозили из греческого Афонского монастыря. Работники московского Печатного двора, которые посмели высказать критику в области греческой литературы также подвергались смещению. Книгопечатание и все сопутствующие процессы начали возглавлять грек Арсений и киевлянин Епифаний Славинецкий.

Особенности церковного раскола

За эти высказывания и за то, что позволяет себе высказываться о власти, в 1682 году он был сожжен. Согласно легендам, Аввакум самостоятельно оттолкнул от себя палачей и самостоятельно совершил поджог своего костра с помощью церковной свечи.

Конфликт патриарха и царя

Так, все способствовало тому, что между ними возникнет конфликт. Никон стал жертвой не старообрядческой оппозиции (которой патриарх не опасался), а придворных, и, прежде всего, боярской аристократии, совместно с церковной иерархией, которые действовали путем тайных подковерных политических интриг и борьбы.

Из-за этого, к периоду XVII века, независимость церкви переросла в некоторую форму автономии, которая по-прежнему не являлась статичной. Речь в этом случае шла скорее о границах меры. Эта мера, не смотря на смысловое наполнение, в практическом опыте была сведена к личностным истолкованиям.

Последующие движения на встречу централизованного государства, совместно со становлением абсолютистских форм власти стали причиной того, что большая часть привилегий и прав церкви начали вступать с этим в значительные противоречия. Сама идея церковной автономности, которая претендовала на определенный уровень обособленности, становился анахронизмом. Сложным было принято то, что она выступала в качестве государства внутри государства.

Светская власть была склонна к утверждению собственной юрисдикции над населением церковной вотчины, и, вместе с тем, выказывал желание на принятие участия в судах над духовенством. Это выступало в качестве общей тенденции уравнивания некоторых сословий в бесправии перед властью самодержавия.

Так, в период 1656 – 1658 годов, между патриархом и царем произошло несколько крупных ссор по различным поводам. Так, стороны в итоге находили примирение, однако с каждым разом достигать этого становилось все сложнее. Так, в 1658 году владыка закончил свои визиты во дворец. Алексей Михайлович, не смотря на длительное преклонение перед авторитетным мнением Никона в этом случае вдруг начал проявлять собственный характер.

В результате, на службе в Успенском Соборе, Никон объявил о своем желании перестать носить титул патриарха. Им демонстративно было снято с себя облачение патриарха, он переоделся в рваные одежды и объявил о собственном уходе из Москвы. Перепуганными прихожанами были предпринято попытки к запиранию церковных дверей для того, чтобы глава церкви не смог покидать собственную паству. Никон, который затеял бунт, рассчитывал на то, что царь прибежит и начнет его утешать и убеждать в том, чтобы вернуться, однако вопреки этим ожиданиям, царь не испытывал страха перед этими угрозами.

В результате этого, Никон пешком покинул пределы столицы. Он, на протяжении восьми лет скрывался в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре, который находился рядом с Москвой. Алексеем Михайловичем неоднократно предпринимались попытки к его свержению, так как ситуация становилась просто неприемлемой – фактический владыка отказывался выполнять свои обязанности на протяжении восьми лет.

В 1660 году, собором русских архиереев была предпринята попытка к низложению Никона, однако тот не принял решение собора, заявив, что он является патриархом, и, следовательно, ему нужен исключительно суд равных – таких же вселенских патриархов. После этого заявления, было принято решение о созыве специального собора, в котором приняли бы участие восточные патриархи, что смогло воплотиться в жизнь 1 декабря 1666 года.

Алексей Михайлович лично выступал перед членами собрания со своими обличительными речами, в которой Никон был обвинен в самовольном оставлении церкви на протяжении восьми лет, из-за чего ее можно считать вдовой. Изложение всех обвинений против взбунтовавшегося владыки суммарно заняло десять часов, при этом, на протяжении всего этого времени и царь, и патриарх сидели напротив друг друга и не вставали со своих мест.

В этой речи Никону поставили в вину те репрессии, которые он реализовывал по отношению к своим оппонентам, совместно с непомерной гордыней и прочим. 12 декабря 1666 года Никон был лишен сана патриарха и был отправлен в ссылку на север, в заточение, в Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, удивительным является то, что собором были утверждены все церковные реформы, которые создавал бывший владыка. Страна пополнялась количеством раскольников-старообрядцев, которые не приняли Никоновские реформы.

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.


Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.

Предыстория и начало реформы

Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.

Царь Алексей Романов

Рис. 1. Царь Алексей Романов.

К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.

Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.

Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.

Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:

  • Книжная справа, правка богослужебных книг.
  • Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
  • Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
  • Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
  • Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.

Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников. Духовенство стало копировать одежду греческих духовных лиц не периода Византии, а турецкий стиль одежды греческого духовенства, например, головной убор камилавка, который восходит к османской феске.

Патриарх Никон

Рис. 2. Патриарх Никон.

Ход реформы

В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.

Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.

Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.

Церковный раскол

Рис. 3. Церковный раскол.

Что мы узнали?

Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.

Читайте также: