Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему транспорт с презентацией

Обновлено: 07.07.2024

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.

1. Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадки.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Правильно, о транспорте.

- Ребята, посмотрите на экран (слайд №2). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным.

- А какой транспорт мы называем воздушным? Наземным? Подземным? Водным?

- Посмотрите внимательно на картинку и назовите воздушный транспорт, наземный, подземный, воздушный.

4. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

- Ребята, еще раз внимательно посмотрите на картинку, постарайтесь запомнить то, что на ней изображено. Теперь закройте глаза (смена слайда на слайд №3).

- Угадайте, чего не стало?

5. Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в город и послушаем какой транспорт ездит по улицам нашего города. Приготовьте свои ушки.

6. Развитие грамматического строя речи.

- Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт? Исправьте ошибки (слайд №4). Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т.п.

7. Образование относительных прилагательных.

- Ребята, посмотрите на экран. Как вы думаете от какого транспорта все эти части?

Дверца из металла (какая?) — металлическая.
Руль из пластмассы (какой?) — ….
Сиденье, обшитое кожей (какое?)— ….
Колесо из резины (какое?) — ….

8. Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.

- Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд №6).

9. Физкультминутка (слайд №7).

- Встаньте со своих мест, мы немного разомнемся.

Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели ,
(присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)

10. Составление предложений по опорным картинкам.

- Ребята, мы с вами побывали в городе, увидели разный транспорт. Составьте, пожалуйста, предложения по опорным картинкам (слайд №8).

Логопед раздает детям конверты со схемами предложений. Ребята выкладывают схемы предложений у себя на столах.

Ув. коллеги! Предоставляю вашему вниманию конспект и презентацию в старшей группе на тему " Транспорт".

Цели: Совершенствовать и обобщить знания о транспорте. Закрепить знания о профессии водитель. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Образовательные: закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях, которые они совершают.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта; дисциплинированность и усидчивость; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

- Как назвать одним словом? (Транспорт) Ребята, а вы знаете, что транспорт можно разделить по способу передвижения? Какие виды транспорта вы знаете?

- Правильно. Как вы думаете, какой транспорт перевозит людей. Как он называется? (пассажирский) Давайте вместе произнесём это слово.

-Ребята, а что ещё может возить транспорт? (грузы) Как называется такой транспорт? (грузовой). Давайте вместе произнесём это слово.

Верно, ребята. А ещё есть транспорт, который называется специальный. Его вызывают, когда требуется срочная помощь. Подумайте и скажите, что это? (скорая помощь, полиция, пожарная) .

. Как вы думаете, как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный). Правильно. Что к нему относится? (машина, поезд, автобус)

- А транспорт, который передвигается по воде? (водный) Что к нему относится? (лодка, катер, корабль)

Стальная птица в небе кружится

В небе кружится, на землю садиться.

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

На работу в океан.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Висит в небе баклажан,

Поднимает горожан. (Воздушный шар)

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди различных кораблей

Известен лёгкостью своей. (Катер)

В. : Выходите, ребята.

Вперёд руками завертели

Руки в стороны - и вот

Отправляемся в полёт.

На посадку дружно сели.

Продолжаем наше путешествие. Подойдите к столам. Вам необходимо соединить все точки по порядку, начиная от точки под №1. Посмотрим, что же у вас получится. (Звучит спокойная музыка) (Первый стол, соединив точки, получил машину; второй – воздушный шар; третий – корабль).

Ребята, сейчас я предлагаю продолжить наше путешествие на машине времени. Давайте присядем (звучит тихая спокойная музыка).

Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли домашние животные: лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и стал передвигаться по воде. Затем люди поняли, что можно использовать силу ветра. Поставив на лодку парус, они получили парусник. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли (музыка стихла).

(Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания).

(Продолжение рассказа. Включить музыку) .

Долгое время домашние животные и ветер верно служили человеку. Но они не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Продолжим наш рассказ. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. Затем был изобретён бензиновый двигатель. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин, с его помощью человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

- Ну что же, на этом наше путешествие закончено. Мы вернулись в наш детский сад. Скажите, что вы сегодня узнали нового. Что вам понравилось? (ответы детей)

1. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУПЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

2. Любопытный медвежонок

Сегодня к нам на занятие пришёл любопытный
медвежонок, который хочет знать, что такое
транспорт, каким бывает транспорт, кто управляет
транспортом.
Сможете вы рассказать
об этом медвежонку?

3. Транспорт который ездит по земле называется наземным. К нему относятся:

4. Наземный транспорт по типу дорог делится на автомобильный и железнодорожный

5. Наземный транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

Пассажирский транспорт перевозит людей –
пассажиров. К нему относятся: автобус,
троллейбус, такси, трамвай, поезд, метро.

6. Грузовой наземный транспорт перевозит грузы.

7. Транспорт специального назначения

К наземному транспорту специального назначения относятся:
скорая помощь, полицейская машина, пожарная, автовышка,
снегоуборочная машина, трубоукладчик, различные строительные
и военные машины.

8. Кроме наземного пассажирского транспорта есть ещё и подземный-метро

Это железная дорога, сооружённая под землёй,
которая является быстрым, удобным и безопасным
средством передвижения

9. Транспорт, котрый летает по воздуху, называется воздушным, а который плавает по воде -водным

10. Транспорт наземный, воздушный, водный, подземный.

Трол-лей-бус, ав-то-бус, па-ро-воз, так-си
(какое слово короче остальных)
Лод-ка, ка-.тер,э-лек-трич-ка, по-езд
( какое слово длиннее остальных)
Са-мо-кат, вер-то-лёт, ве-ло-си-пед, мо-то-цикл
( какое слово длиннее остальных)

13. Куда прибывает (приезжает) транспорт?

Колесо из резины - …
Фары из стекла - …
Сиденье из кожи - …
Сиденья из велюра - …
дверца из металла - …
руль из пластмассы - …
кабина из железа - …

15. Назови, каких предметов много на картинке. Посчитай предметы.

16. Физкультминутка Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели, ( руки в стороны,

поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели , (присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели. (руки в стороны с наклонами в стороны)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по развитию речи на тему "Транспорт" для старшей группы детского сада.

Разгадай мою загадку и узнаешь, на чём мы поедем.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит

Это поезд! Значит, на чём мы отправимся в наше путешествие? (на поезде) Наш поезд отправляется в путь!

Значит, на чём мы отправимся в наше путешествие? (на поезде)

Наш поезд отправляется в путь!

Перечисли все слова-отгадки

(самолет, корабль, машина, вертолет, пожарная машина)

Как все слова-отгадки можно назвать одним словом? (транспорт)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

На работу в океан.

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

(Пожарная машина)

Без разгона ввысь взлетаю,

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это? (Вертолет)

Посмотри внимательно на экран и скажи:

Как называется транспорт, на котором едут по земле?

(наземный транспорт)

Посмотри внимательно на экран и скажи:

Как называется транспорт, на котором летают по воздуху? (воздушный транспорт)

Посмотри внимательно на экран и скажи:

Как называется транспорт, на котором плывут по воде? (водный транспорт)

Кто чем управляет?

Чем управляет водитель?

Чем управляет машинист?

Кто чем управляет?

Чем управляет капитан?

Чем управляет пилот?

Кто чем управляет?

Чем управляет космонавт?

Чем управляет велосипедист?

Едем, едем на машине, (вращения руками перед грудью)

Нажимаем на педаль. (нажимаем ногой на воображаемую педаль)

Газ включаем, выключаем, (переключаем воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль. (подставляем руку ко лбу, присматриваемся)

Дворники счищают капли (руками изображаем движения дворников)

Вправо – влево. Чистота! (повороты вправо-влево, руки на поясе)

Волосы ерошит ветер. (руки вверх, двигаем вправо-влево)

Найди лишнюю картинку в каждом ряду, назови её и объясни, почему она лишняя.

Читайте также: