Конспект занятия интеллектуальная игра

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие кругозора, эрудиции, любознательности
оборудование: карточки сигнальные, жетоны, разрезанные слоги, корзинки, тексты.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких пичек,а над ней –ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.(ответ:ворона,сорока,щегол,сойка,сокол,чека,клёст,чечёткаЗа правильный ответ, ученик получает жетон

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

Автор : Зуденкова Наталья Владимировна,

Описание работы : материал может быть полезен для педагогов дополнительного образования, работающих в естественно-научном и социально-педагогическом направлениях.

Пояснительная записка

Пока человек играет, он развивается!

Актуальность представленного материала обоснована тем, что в современных условиях большое значение уделяется интеллектуальному воспитанию детей, всё большую популярность приобретает интеллектуальный отдых.

Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их самостоятельности, мышления - является игра.

Игра вызывает интерес и активность обучающихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. Интеллектуальная игра - неотъемлемая часть учебного процесса, одна из форм обобщения и закрепления материала. Она даёт возможность каждому обучающемуся продемонстрировать приобретённые общеучебные умения и навыки, проявить интеллектуальные способности, раскрыть многогранность своих интересов, тем самым у обучающегося формируются стимулы саморазвития.

Проведение данного мероприятия направлено на создание условий для формирования устойчивого интереса к интеллектуальному отдыху, развитие познавательного интереса обучающихся, проверку эрудиции участников.

Область применения данного методического материала – дополнительное образование, интегрированные уроки в школе.

- вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- развитие творческих способностей обучающихся;

- увлечение интеллектуальными играми (интеллектуальным отдыхом).

Особенность и новизна данной работы в сравнении с уже существующими разработками заключается в интегрированном типе материала, комплексном подходе к содержанию.

Тема : Виды интеллектуальных игр.

Тип занятия: занятие - игра

Цели: познакомить обучающихся с видами интеллектуальных игр

Образовательные:

- формировать нестандартное мышление, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

- формировать у обучающихся представления о видах интеллектуальных игр;

- познакомить со способами групповой игры.

Развивающие:

- развивать познавательные способности обучающихся: память, внимание, наблюдательность, воображение, быстроту реакции;

- развить интерес к приобретению знаний.

Воспитательные:

- воспитывать нравственные межличностные отношения, вызывать желание быть эрудированными людьми.

Оборудование (средства обучения):

- ноутбук, ЖК телевизор, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (2-3 мин.)

Слово педагога :

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Владимировна. С некоторыми из вас мы встретились не в первый раз – вы приходили к нам в Центр детского творчества участвовать в турнирах знатоков.

Слайд № 1

Предполагаемые ответы: много знать, много читать, хорошо учиться, уметь размышлять, иметь своё мнение, уметь принимать решение.

Слово педагога :

Слайд № 2

Слайд № 3

Что можно назвать противоположностью ума?

Слайд № 4

Противоположность ума - глупость, отсутствие​​​​​​​ ума - слабоумие.

Слайд № 5

Предполагаемые ответы: разум — рассудительность — рассудок — гений — эрудиция - интеллект — интеллектуальность

Слайд № 6

Введение в тему (5-7 мин.)

Слово педагога :

Самыми полными синонимами являются слова интеллект, интеллектуальность.

Существует даже такой вид отдыха – интеллектуальный. Кто-нибудь слышал о таком виде отдыха?

Слайд № 7

Предполагаемые ответы: отгадывание кроссвордов, головоломок, загадок и ребусов, филвордов.

Слово педагога :

Слайд № 8

Слайд № 9

Но самыми интересными, на мой взгляд, являются головоломки – логогрифы . Это такие зашифрованные слова, в которых спрятаны обычные слова. Их вы сможете найти, если переставите местами буквы.

Слайд № 10

Например: КРАНАИТ – картина.

Слайд № 11 (+ карточки)

Слайд № 12

Предлагаю вам потренироваться! Отгадайте, что зашифровано среди этих букв: РАИГ – игра, НГРИ – ринг, ЧОКВОЛ –волчок, ЛЕПО – поле.

Вы расшифровали не просто слова.

Слайд № 13

В одну из них я предлагаю вам сыграть. НО! Нам пора уже и размяться. Приглашаю всех выйти на середину актового зала.

Физкультпауза (2-3 мин.)

Слайд № 14

Так как нам предстоит много думать, нам, конечно, необходимо повести разминку органов, которые помогают работе головы (наклоны головы, круговые вращения). Понадобится быстрота реакции, поэтому надо размять кисти (кисти сцепить замком, сделать волнообразные движения).

Практическая часть ( 5+15+3 мин.)

Слово педагога :

Слайд № 15

У каждого из вас в руках осталась картинка с изображением ракеты или салюта. Я прошу занять места за игровым столом с лампой синего цвета тех, у кого в руках ракета. За жёлтый игровой стол я приглашаю тех, кто держит картинку с салютом.

Как вы уже догадались, не просто так вы сидите за разными столами. Как вы думаете, почему?

Предполагаемые ответы : разделились на команды, будем играть.

Слово педагога :

Совершенно верно. За одним столом сидят игроки команды ….(обучающиеся отвечают), а за другим – команда ….

- на экране вы увидите таблицу, в которой указаны темы вопроса и цена каждого вопроса в баллах (чем сложнее вопрос, тем больше баллов за правильный ответ);

- вы имеете право выбрать тему и сложность вопроса;

- время на обдумывание ответа – 30 секунд;

- отвечать можно только после звукового сигнала ведущего;

- на столах у вас сигнальные кнопки, на которые вы должны нажать, если уже готовы ответить;

- отвечает та команда, которая первой нажмёт сигнальную кнопку;

- победителем считается команда, набравшая больше баллов.

Техника безопасности (т.к. кнопки и лампы работают от электричества) :

- не касаться кнопок мокрыми руками;

- не перегибать провода.

Раз уж у нас сегодня занятие посвящено интеллектуальным играм, а участники – все эрудиты, умные ребята, то скажите мне, почему названия команд связаны с ракетой и салютом?

Предполагаемые ответы: скоро День космонавтики и День Победы.

Слово педагога:

В этом, 2019 году, исполнилось бы 85 лет Юрию Алексеевичу Гагарину. Кто это?

Предполагаемые ответы : ответы: первый в мире космонавт, человек, полетевший в космос.

Слово педагога :

Слайд № 16

Именно поэтому темы вопросов посвящены космосу, Великой Победе и малой родине.

Право первым начать игру получит та команда, которая ответит, в каком году был совершён первый полёт человека в космос.

(используется система сигнальных кнопок).

30 баллов - Ю.А.Гагарин обучался в 1-ом Чкаловском военно-авиационном училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. В каком городе находилось это училище? (ответ – г.Чкалов, ныне г. Оренбург).

10 баллов – школа № 1 п.Новоорск – одна из старейших в нашей стране, следовательно, она построена до Великой Отечественной войны. Что было со школой во время войны? (ответ – в здании школы располагался госпиталь).

20 баллов - имя этого человека, получившего звание Героя Советского Союза посмертно 17 октября 1943 года за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, увековечено в Новоорском районе. О ком идёт речь? (ответ - Александр Васильевич Калачёв).

30 баллов - какой номер имел эвакогоспиталь в п. Новоорск? (ответ - 3921)

10 баллов – одна из улиц нашего посёлка носит имя советского космонавта. Назовите эту улицу (В.Комарова).

20 баллов – нынешнее название эта река получила после подавления бунта Емельяна Пугачёва. До этого она называлась Яик. О какой реке идёт речь? (ответ – Урал).

30 баллов – какой город был построен первоначально на месте города Орск? (ответ – Оренбург).

Слайд № 26

Рефлексия (3-5 мин.)

Слово педагога :

Скажите, понравилась ли вам игра, в которой вы приняли участие?

Каждый учащийся отмечает плюсы и минусы своей игры, отвечая на вопросы:

- что понравилось? В чём испытывал трудности?

- хотел бы в будущем участвовать в интеллектуальных играх или нет?

- комфортно чувствовал себя в команде или нет?

Слово педагога:

Я предлагаю всем, кому понравилось занятие, прикрепить к стенду знак своей команды (ракету или салют ). Посмотрите, какой небосвод у нас получился: множество межгалактических ракет рассекают воздушное пространство, яркий салют освещает им путь!

Я желаю вам быть яркими и радостными, как всплески этого салюта. И целеустремлёнными, как эти ракеты

Итог занятия (3 мин.)

Слайд № 27

Благодарю вас всех за помощь в проведении занятия. Без вас я бы не справилась. Надеюсь, я убедила вас в том, что быть интеллектуалом – это здорово. И, конечно, приглашаю вас участвовать в районных поединках знатоков.

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Форма деятельности: комбинированное

Виды деятельности: занятие –игра.

Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей. Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Программные задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательной деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность). Учить работать в коллективе.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения различных заданий( на смекалку, логических, творческих и т.д.) Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез,

зрительно –кинестическую память, произвольную память, внимание), развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Образовательные: Способствовать закреплению полученных знаний и умений. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку.

Методы и приемы: сюрпризный момент; словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор); наглядный (рассматривание, показ); игровой; практический (рисование, лепка).

Раздаточный материал: Листы с заданиями, листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, фломастеры, пуговицы, бусы, бросовый материал,

Техническое оснащение: Компьютер, мультимедийный проектор.

Предшествующая работа педагога: создание презентации; подборка оборудования и инструментов; подбор заданий; офтальмологической пауза, физкультминутки; составление конспекта интеллектуальной игры.

Организация занятия: Дети входят в группу, становятся полукругом, рассказывают рассказы. Получив задания, выполняют их . Просмотр презентации.

Задачи: выявить знатоков определённого круга знаний; повысить авторитет знающих, читающих детей.

Подготовка к игре : планирование, в котором дети предлагают образовать группы по интересам, выбрать темы соревнований, найти интересные вопросы по своей теме. Совет готовит выставку книг научно-познавательного характера, игры, которые можно провести между отдельными турами, вопросы знатокам, призы победителям.

I тур – “Космос”

Дети, подготовившие вопросы по данной теме, задают их всем детям. Группа, которая желает ответить, поднимает сигнальную карточку (красный кружок на “ножке”) и даёт ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается очко. На доске по порядку записаны названия групп и темы. Представитель Совета дела фиксирует все очки, полученные каждой командой в каждом туре.

Математика и логика

Вопросы I тура

Совет дела предлагает этой микрогруппе выполнить задание: взять со стола карточки и выстроиться в том порядке, в каком планеты удалены от Солнца.

Ведущий задаёт вопрос: кого называют космонавтами. После ответа детей он предлагает поиграть – потренироваться как космонавты.

Прыжок с поворотом.

На полу очерчивается круг. Дети должны встать в центр круга, подпрыгнуть как можно выше и, сделав в воздухе полный поворот, точно опуститься в центр круга.

II тур – “Здоровье”

1. Назовите полезные для здоровья продукты, которые желательно употреблять ежедневно. (Молочные продукты, овощи, свежие и сушеные фрукты, орехи, хлеб, растительное масло, рыба, нежирное мясо).

2. Назовите неполезные для здоровья продукты, которые можно употреблять не каждый день. (Жирное мясо, торт, шоколадные конфеты, копчёная рыба, пепси-кола, супы на мясном бульоне).

3. Назовите правила питания. (Побеждает группа, последней назвавшая правило: “Есть в одно и то же время”. Ответы могут быть следующими :

Перед едой вымыть руки с мылом.

Есть полезные для здоровья продукты.

Есть не быстро и не очень медленно.

Каждый кусочек тщательно пережёвывать.

Сладости есть только после обеда.

4. Почему надо умываться ?

5. Как самому себе помочь быть здоровым? (Закаляться, есть полезную пищу, заниматься физкультурой, соблюдать гигиену).

6. Что может навредить вашему здоровью? (Курение, переедание, недостаток движения, любовь к сладостям, многочасовое сидение перед телевизором или компьютером, несоблюдение правил гигиены).

Ведущий вызывает желающих посоревноваться: кто сделает больше всего приседаний, кто большее число раз отожмётся от пола, кто сделает больше всего прыжков на одной ноге.

III тур – “Знатоки этикета”

Почему, здороваясь, мужчины пожимают друг другу руки? Выберите правильный ответ :

Чтобы продемонстрировать силу мускулов,

Чтобы показать, что руки чистые,

Чтобы убедиться в добрых намерениях и дружеских чувствах друг друга.

  1. Вежливо задай вопросы, на которые можно дать приведённые ниже ответы:

- … ? – Пять минут двенадцатого.

- … ? – “Детский мир” – за углом.

- … ? – Нет. Вы ошиблись номером.

3. Что следует есть ложкой очень аккуратно, не хлюпая? (Суп).

4. Что с общей тарелки принято брать руками, а не вилкой? (Хлеб)

5. Что следует соблюдать в игре и в жизни? (Правила).

6. Вычеркните повторяющиеся буквы и прочитайте, что надо всегда иметь при себе:

П Л М Ь Е Ф А Ф Х Б М С Т С Х Б Е Ь О К (Платок).

Ведущий предлагает микрогруппе выполнить следующее задание: правильно расположить предметы для обеда (тарелку, нож, вилку, ложку, салфетку).

Конкурс джентльменов.

В нём участвуют 3 девочки и 3 мальчика. Встают у противоположных стен друг напротив друга. Мальчики начинают двигаться навстречу девочкам, на каждый шаг говоря им комплименты. Побеждает тот, кто сделает это быстрее (шаги обычные).

IV тур – “Знатоки математики и логики”

1. У стола 4 угла. Если 2 из них отрезать, сколько останется? (6)

2. Напишите последующую букву и число в ряду: А1, В3, … (Д5)

3. Какое число пропущено в этой последовательности? 16, 13, ?, 7, 4 (10)

4. Какое число продолжает эту последовательность? 1 2 4 5 10 11 22 (23)

5. Вставьте вместо вопроса букву :

6. Чего больше – секунд в часе или миллиметров в 10 метрах? (3600 секунд, 100 000 мм)

“Чётные – нечётные”

Ведущий во всё убыстряющемся темпе (начиная с медленного ) произносит числа. На Чётное число нужно хлопнуть, на нечётное – топнуть. Побеждают те, кто ни разу не ошибся. Тот, кто ошибся в игре далее не участвует. В конце игры все чествуют внимательного.

V тур – “Всякая всячина”

1. Какое имя лишнее и почему: Дюймовочка, Белоснежка, Юля, Алиса, Снегурочка? (Юля)

2. Какая птица может бегать по дну реки? (Оляпка – водяной воробей)

3. Назовите “лошадиный” символ удачи. (Подкова)

4. Как называется научное справочное издание по всем отраслям знаний? (энциклопедия)

5. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква Р)

6. Выглянув на повороте поезда в окно, Ира заметила, что впереди 9 вагонов, а позади ещё 7. Сколько вагонов в этом поезде? (17)

“С миру по нотке”

Участвующие в конкурсе по очереди называют слово, в состав которого входит название нот (дом, тире, мир, капля, сирота, сольный…) Побеждает тот, кто назвал последнее слово.

Игрокам предлагается сосчитать до 30, но с одним условием: 3 числа, которые делятся на 3 без остатка, не называть, а вместо них говорить уверенно “не собьюсь” (например: 1, 2, не собьюсь…)

VI тур – “Обитатели леса”

Какую птицу называют северным попугайчиком? ( Клеста)

Ведущий задаёт вопрос команде, какие виды бабочек занесены в Красную Книгу. (Бражник, адмирал, аполлон, махаон)

Жюри подсчитывает очки. Победителям вручаются дипломы знатоков: “Знаток математики”, “Знаток природы”, “Знаток этикета”

В заключение все вместе поют песню: “Ничего на свете лучше нету…”

Умники и умницы

Задачи игры : активизировать познавательную деятельность детей, повысить авторитет много знающих ребят.

Оборудование игры : 3 кресла (стула) с красочными табличками “Умники и умницы”, дорожки: красная, жёлтая и зелёная, сделанные из картона, жетоны, ордена “Умник” и “Умница”.

Для детей проводится отборочный тур (викторина). Кто ответит первым и правильно на вопросы, получает жетон. Три игрока, набравшие наибольшее количество очков, становятся участниками основного (первого) тура. Им нужно пройти по красной, жёлтой и зелёной дорожкам (2, 3, 4-й этапы). Красная дорожка самая короткая, но, чтобы пройти её, нельзя допускать ошибок. Тот игрок, который пойдёт по жёлтой дорожке, имеет право сделать одну ошибку. Зелёная дорожка – самая длинная. На ней допустимы две ошибки. Игрок, набравший наибольшее количество жетонов, имеет право первым выбирать себе дорожку.

Вопросы для всех участников – одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот и продвигается по дорожке (могут и все продвинуться, если дали правильные ответы). Если все три игрока не смогли дать правильный ответ, то его дают болельщики и получают жетоны. Игрок, который первым пройдёт свою дорожку, занимает почётное место в кресле.

Игра состоит из трёх основных туров. Если участники какого-либо тура не прошли свои дорожки, в конце игры свободное кресло занимает болельщик, получивший наибольшее количество жетонов в отборочной викторине и основных турах.

По окончании игры все три победителя получают ордена, на обратной стороне которых написано, что им присвоено звание “Умник” (“Умница”) за победу в игре.

Отборочный тур

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? ( Компас )

Читайте также: