Чистые вещества и смеси конспект кузнецова 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока для 8 класса Чистые вещества и смеси

Тип урока. Изучение нового материала.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, духа соревновательности при выполнении упражнений.

Методы обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные (эвристическая беседа), наглядные (таблицы, рисунки, демонстрации опытов), практические (лабораторные работы, выполнение упражнений).

Методы стимулирования интереса к учению – познавательные игры, учебные дискуссии.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль, экспериментальный контроль.

Оборудование и реактивы. На столах учащихся – листы бумаги, ложечки для веществ, стеклянные палочки, стаканы с водой, магниты, порошки серы и железа.

Организационный момент

Отметить отсутствующих, объяснить цели урока и познакомить учащихся с его планом.

П л а н у р о к а

1. Чистые вещества и смеси. Отличительные особенности.

2. Однородные и неоднородные смеси.

3. Способы разделения смесей.

Учитель. Вспомните, что изучает химия .

Ученик. Вещества, свойства веществ, изменения, происходящие с веществами, т.е. превращения веществ.

Учитель. Что называется веществом?

Ученик. Вещество – это то, из чего состоит физическое тело.

Учитель. Вы знаете, что вещества бывают простыми и сложными. Какие вещества называются простыми, а какие – сложными?

Ученик. Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента, сложные – из атомов различных химических элементов .

Учитель. Какие физические свойства имеют вещества?

Ученик. Агрегатное состояние, температуры плавления, кипения, электро- и теплопроводность, растворимость в воде и др .

Объяснение нового материала

Чистые вещества и смеси.
Отличительные особенности

Рассмотрим отличительные особенности смеси и чистого вещества. Для этого проделаем следующие опыты.

Опыт 1. Используя инструкцию к опыту, изучите существенные физические свойства порошков железа и серы, приготовьте смесь этих порошков и определите, сохраняют ли эти вещества свои свойства в смеси.

1. Насыпьте на лист бумаги отдельными кучками порошки серы и железа, рассмотрите их цвет.

2. Возьмите небольшую часть каждого вещества и проведите следующие операции:

а) испытайте магнитом;

б) опустите в стакан с водой.

3. Смешайте стеклянной палочкой оба порошка на бумаге, рассмотрите цвет смеси.

4. Проведите со смесью те же операции, что и с чистыми веществами.

Учитель. Опишите агрегатное состояние и цвет серы.

Ученик. Сера – твердое вещество желтого цвета.

Учитель. Каковы агрегатное состояние и цвет железа в виде порошка?

Ученик. Железо – твердое серое вещество .

Учитель. Как эти вещества относятся: а) к магниту; б) к воде?

Ученик. Железо притягивается магнитом, а сера – нет; в воде порошок железа тонет, т.к. железо тяжелее воды, а порошок серы всплывает на поверхность воды, т. к. не смачивается водой.

Учитель. Что можно сказать о соотношении железа и серы в смеси?

Ученик. Соотношение железа и серы в смеси может быть различным, т.е. непостоянным.

Учитель. Сохраняются ли свойства железа и серы в смеси?

Ученик. Да, свойства каждого вещества в смеси сохраняются .

Учитель. Как можно разделить смесь серы и железа?

Ученик. Это можно сделать физическими методами: магнитом или водой.

Учитель . Опыт 2. Сейчас я покажу реакцию взаимодействия серы и железа. Ваша задача внимательно наблюдать этот опыт и определить, сохраняют ли свои свойства железо и сера в полученном в результате реакции сульфиде железа(II) и можно ли выделить из него железо и серу физическими методами.

Я тщательно перемешиваю порошки железа и серы в массовом отношении 7 : 4:

m( F е ) : m( S ) = А r ( F е ) : А r ( S ) = 56 : 32 = 7 : 4,

помещаю смесь в пробирку, прогреваю в пламени спиртовки, сильно накаливаю в одном месте и прекращаю нагревание, когда начинается бурная экзотермическая реакция. После остывания пробирки осторожно разбиваю ее, предварительно завернув в полотенце, и извлекаю содержимое. Внимательно посмотрите на полученное вещество – сульфид железа(II). Видны ли в нем отдельно серый порошок железа и желтый — серы?

Ученик. Нет, полученное вещество имеет темно-серый цвет.

Учитель. Затем испытываю полученное вещество магнитом. Разделяются ли железо и сера?

Ученик. Нет, полученное вещество не намагничивается .

Учитель. Помещаю сульфид железа(II) в воду. Что вы наблюдаете при этом?

Ученик. Сульфид железа(II) тонет в воде .

Учитель. Сохраняют ли сера и железо свои свойства, входя в состав сульфида железа(II)?

Ученик. Нет, новое вещество обладает свойствами, отличными от свойств взятых для реакции веществ.

Учитель. Можно ли разделить сульфид железа(II) физическими методами на простые вещества?

Ученик. Нет, ни магнит, ни вода не могут разделить сульфид железа(II) на железо и серу.

Учитель. Происходит ли изменение энергии при образовании химического вещества?

Ученик. Да, например, при взаимодействии железа и серы энергия выделяется.

Учитель. Занесем результаты обсуждения опытов в таблицу.

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Для закрепления этой части урока выполните упражнение: определите, где на рисунке (см. с. 34) изображено простое вещество, сложное вещество или смесь.

hello_html_cc582cb.jpg

Однородные и неоднородные смеси

Учитель. Выясним, отличаются ли смеси по внешнему виду друг от друга.

Учитель демонстрирует примеры суспензий (речной песок + вода), эмульсии (растительное масло + вода) и растворов (воздух в колбе, поваренная соль + вода, разменная монета: алюминий + медь или никель + медь).

Учитель. В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями. Рассмотрим схему классификации смесей (схема 1).

hello_html_m7928148f.jpg

Приведите примеры каждого вида смесей: суспензий, эмульсий и растворов.

Способы разделения смесей

Учитель. В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.

Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей (схема 2).

hello_html_m4ecb7c4e.jpg

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Рассмотрим способы разделения гетерогенных смесей .

Как можно разделить суспензию – смесь речного песка с водой, т. е. очистить воду от песка?

Ученик. Отстаиванием, а затем фильтрованием.

Учитель. Верно. Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой . (Учитель демонстрирует соответствующие опыты.)

В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

А на чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования ?

Ученик. На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц.

Учитель. Верно, через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка .

Ученик показывает опыт : наливает в смесь песка и соли воду, перемешивает, а затем пропускает взвесь (суспензию) через фильтр – раствор соли в воде проходит через фильтр, а крупные частицы нерастворимого в воде песка остаются на фильтре.

Учитель. А какие вещества можно использовать в качестве фильтров?

Ученик. В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие.

Учитель. Какие примеры применения фильтрования в жизни человека вы можете привести?

Ученик. В этой сказке Баба-Яга приказала Василисе отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби. Мы же теперь можем разделить крупы фильтрованием через сито, если крупинки имеют разные размеры, или взбалтыванием с водой, если частицы имеют разную плотность или различную смачиваемость водой. Возьмем в качестве примера смесь, состоящую из крупинок различного размера: смесь манной и гречневой круп. (Ученик показывает, как манка с меньшими размерами частиц проходит через сито, а гречка остается на нем.)

Учитель. А вот со смесью веществ, имеющих разную смачиваемость водой, вы сегодня уже знакомились. О какой смеси я говорю?

Ученик. Речь идет о смеси порошков железа и серы. Мы проводили с этой смесью лабораторный опыт .

Учитель. Вспомните, как вы разделяли такую смесь.

Ученик. С помощью отстаивания в воде и с помощью магнита.

Учитель. Что вы наблюдали, разделяя смесь порошков железа и серы с помощью воды?

Ученик. Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно .

Учитель. А как происходило разделение этой смеси с помощью магнита?

Ученик. Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет .

Учитель. Итак, мы познакомились с тремя способами разделения гетерогенных смесей: отстаиванием, фильтрованием и действием магнитом. А теперь рассмотрим способы разделения гомогенных (однородных) смесей . Вспомните, после отделения фильтрованием песка мы получили раствор соли в воде – гомогенную смесь. Как из раствора выделить чистую соль?

Ученик. Выпариванием или кристаллизацией .

Учитель демонстрирует опыт: вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли.

Учитель. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.

Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.

Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой .

Учитель показывает перегонку раствора медного купороса, вода испаряется при t кип = 100 °С, затем пары конденсируются в пробирке-приемнике, охлаждаемой водой в стакане.

Учитель. В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду, которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей.

hello_html_m69420a4f.jpg

Учитель. Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с t кип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.

Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом, является хроматография .

Учитель демонстрирует опыт. Он подвешивает полоску из фильтровальной бумаги над сосудом с красными чернилами, погружая в них лишь конец полоски. Раствор впитывается бумагой и поднимается по ней. Но граница подъема краски отстает от границы подъема воды. Так происходит разделение двух веществ: воды и красящего вещества в чернилах.

Учитель. С помощью хроматографии русский ботаник М.С.Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях вместо фильтровальной бумаги для хроматографии используют крахмал, уголь, известняк, оксид алюминия. А всегда ли требуются вещества с одинаковой степенью очистки?

Ученик. Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности .

Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз,
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало
Чистой –
Дистиллированной воде!

Для закрепления и проверки усвоения материала учащиеся отвечают на следующие вопросы .

1. При измельчении руды на горно-обогатительных фабриках в нее попадают обломки железных инструментов. Как их можно извлечь из руды?

2. Перед переработкой бытового мусора, а также бумажной макулатуры необходимо избавиться от железных предметов. Как проще всего это сделать?

3. Пылесос всасывает воздух, содержащий пыль, а выпускает чистый. Почему?

4. Вода после мойки автомобилей в крупных гаражах оказывается загрязненной машинным маслом. Как следует поступить перед сливом ее в канализацию?

5. Муку очищают от отрубей просеиванием. Почему это делают?

6. Как разделить зубной порошок и поваренную соль? Бензин и воду? Спирт и воду?

Л и т е р а т у р а

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ-Пресс, 1999; Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2002; Габриелян О.С. Химия.
8 класс. М.: Дрофа, 2000; Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 1995; Ильф И.А., Петров Е.П. Двенадцать стульев. М.: Просвещение, 1987; Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 1997; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000; Тыльдсепп А.А., Корк В.А . Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1998.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по технологии проблемного обучения,основан на групповой форме работы с использованием элементов химического эксперимента.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ.

Цели урока: Сформировать представление о чистых веществах и смесях, способах разделения смесей.

образовательные

изучить отличия чистых веществ и смесей;

изучить классификации смесей;

изучить некоторые способы разделения смесей и свойства, лежащие в основе разделения;

продолжить знакомство с лабораторным оборудованием;

развивающие

формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

развивать умения правильно наблюдать и делать выводы из наблюдений;

развивать умения выполнять химический эксперимент;

воспитательные

формирование умений работать в группах;

воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении химического эксперимента.

Планируемые результаты:

Предметные умения: рассмотреть понятия: чистое вещество, смесь, научить определять основные отличия чистых веществ и смесей, обучить основным принципам разделения смесей;

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к обучению, готовность к саморазвитию, самообразованию;

Регулятивные УУД: формировать аналитические навыки, умение обобщать и делать выводы, развивать креативность и творческие способности;

Познавательные УУД: воспитывать научное мировоззрение, прививать культуру химического эксперимента, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: умение работать в паре и группе, самостоятельно принимать решения.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, химические стаканчики, магнит, делительная воронка, фарфоровая чашечка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, сплавы металлов, горные породы, молоко, пористый шоколад, лимонад, лопатка, сера, железные стружки, колба с водой, смеси:

речной песок и вода;

вода и растительное масло;

вода и поваренная соль;

вода и этиловый спирт;

вода и перманганат калия;

Организационный этап.

Сбор тетрадей для практических работ.

Проверка знаний.

Устный фронтальный опрос

- Что изучает химия?

- Что такое тело? Какими свойствами обладают тела?

- Что такое вещество? Какими свойствами обладают вещества?

2. Самостоятельная работа

1) Какие из перечисленных понятий относятся к физическим телам, а какие – к веществам: стакан, серебро, ножницы, сахар, монета, линейка, железо, бензин, стол, льдина.

2) Приведите три примера тел, состоящих из стекла.

3) Приведите три примера веществ, из которых состоит тело ложка.

IV . Изучение новой темы.

Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, чистая одежда… А что подразумевает собой понятие чистое вещество?

Из чего состоит вещество? (Из атомов, молекул, ионов)

Например, вещество дистиллированная вода состоит из молекул воды. Все молекулы воды одинаковые. Какие физические свойства воды вы знаете?

Чистое вещество – это вещество, которое состоит из частиц определенного вида и поэтому имеет стабильные свойства.

В природе нет абсолютно чистых веществ, все они встречаются преимущественно в виде смесей. Если растворить в воде сахар, то температура кипения этого раствора будет другая, чем у чистой воды. Кроме того, появится новое свойство – вкус.

Этот раствор нельзя назвать чистым веществом, потому что в нем содержатся кроме молекул воды и молекулы сахара. Это – смесь.

Смесь – это совокупность индивидуальных веществ.

Смеси бывают:

- газообразные (воздух);

- жидкие (морская вода, минеральная вода с газом, молоко, сок, кофе, раствор соли (сахара) в воде)

- твердые (гранит, сплавы металлов).

В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства. Для подтверждения этих слов проведем лабораторный опыт.

Лабораторный опыт №2

Демонстрируется смесь порошков железа и серы, разделяем эту смесь действием магнита.

Вывод: Вещества в смесях сохраняют свои свойства и поэтому их можно разделить.

Обратите внимание на смеси, представленные на демонстрационном столе: смесь речного песка и поваренной соли, смесь сахара и поваренной соли, смесь воды и масла, смесь глины или мела с водой. Сравниваем эти смеси с растворами сахара (соли) в воде. Отмечаем, что в одних смесях мы можем различить отдельные компоненты смеси, в других же – различить частицы веществ, входящих в состав смеси невозможно.

(растворы соли, сахара в воде, воздух)

Неоднородные

(смесь Fe и S, соли и сахара, глина с водой, масло с водой)

Неоднородными называются смеси , в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называются смеси , в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для закрепления материала ученики приводят свои примеры смесей (однородную и неоднородную).

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.

Способы разделения смесей.

Основные способы разделения смесей (очистки веществ)

Неоднородные смеси

Отстаивание и декантация

Отстаивание частиц глины и песка в воде. Применяется для очистки питьевой воды

2.Фильтрование

Применяется для очистки питьевой воды (бытовые фильтры)

Действие магнитом

(отделение железа от немагнитных веществ)

Однородные смеси

Выпаривание

Выделение соли из воды соленых озер

Кристаллизация

Дистилляция

Получение дистиллированной воды

- ознакомить со способами разделения смесей на основании физических свойств входящих в их состав компонентов.

- развивать умение приводить примеры однородных и неоднородных смесей, предлагать способы разделения смесей на основании физических свойств входящих в них компонентов.

Познавательные УУД:

1. умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. умение анализировать и сравнивать объекты и явления

3.Умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Прогнозировать предстоящую работу (планировать).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. умение слушать и понимать других.

2.Оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование: делительная воронка, спиртовка (1 шт.), химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, держатель, фарфоровая чашка, предметное стекло, коллекция минералов, проектор.

Реактивы: вода, песок, железная стружка, растительное масло, опилки, соль (сахар).

Методы: использую в сочетании словесно - наглядные методы (беседа, объяснение).

Тип урока: изучение нового, единичный, отработка дидактических умений.

Дан список : кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, свеча, химический стакан, стекло.

Задание : подчеркнуть названия веществ.

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхаем воздух .

Какие газы входят в его состав?

Что представляет собой воздух? (слайд).

Умываемся водой , в которой растворены различные соли. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира .

Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов - мрамор (слайд). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. (СаСО 3 ) – прочитать формулу

То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.

Чем обусловлена такая окраска этой горной породы?

Значит, мрамор тоже представляет из себя смесь.

Морская вода – смесь различных веществ, и прежде всего – солей, придающих ей характерный вкус.

Можно ли изучать свойства воды, используя для этого морскую воду?

Для того, чтобы это сделать, воду необходимо очистить от примесей.

Подумайте, что мы будем изучать на уроке?

Запишите тему .

Какие цели мы с вами поставим? (включая личную)

Что же такое смесь?

Компоненты – вещества, из которых состоит смесь.

Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Чем же чистые вещества отличаются от смесей?

Заполните таблицу, используя инструктивную карту.

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами).

Это смесь азота, кислорода, углекислого газа.

Воздух – смесь газов.

Примесями, придающими мрамору разнообразную окраску.

Нет, так как морская вода не является чистым веществом.

Чистые вещества и смеси. Способы их разделения.

Смесь – продукт смешения 2-х и более веществ.

Постоянный, выражается химической формулой

Непостоянный, нет общей химической формулы

Fe (стружка) – S (порошок)

В составе одно вещество

В составе различные вещества (2 и более)

Н 2 - газ без цвета, запаха и вкуса, плотность 0,08987 г/л (н.у.), температура кипения −252,76 °C,

У каждого компонента сохранены

Fe (стружка) – S (порошок)

Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц других веществ.

Демонстрация: приготовим несколько разных смесей (вода и растительное масло, вода и речной песок, опилки и песок, вода и уксусная кислота и др.

По этому критерию смеси разделяются на гомогенные и гетерогенные. Найдите определения в учебнике, стр. 121. (Схема).

Одни частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Другие – абсолютно не видны в растворах.

Находят определения, записывают в тетради.

Задание: из перечня выберете гомогенные и гетерогенные смеси, для гомогенных укажите агрегатное состояние.

- вода и глина, - железная стружка и песок, - сода и вода, - нефть, - чугун, - воздух, - природный газ, - морская вода.

Ж.: сода и вода, нефть, морская вода.

Г.: воздух, природный газ.

Гетерогенные: вода и глина, стружка и песок.

(растворить, отфильтровать, выпарить воду)

К какому выводу мы пришли? Сформулируйте вывод.

Какие же существуют способы разделения смесей?

Работая с инструктивной картой, заполните таблицу (3 мин)

На чем основан каждый способ разделения смесей?

На чем основаны все способы разделения смесей?

Работа в группах.

Возьмите карточку с заданием. Внимательно прочитайте, какую смесь вам необходимо разделить. Составьте программу эксперимента. По 2 комплекта, 3 эксперимента.

Вопрос: на чем основан данный способ разделения? Приведите аргументы.

Карточка №1 (приложение№2):

Разделите смеси сахара и речного песка:

Растворить смесь сахара с речным песком в воде.

Собрать прибор для фильтрования.

Собрать прибор для выпаривания.

Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.

Карточка №2 (приложение№3)

Разделение смеси сахара и воды:

Собрать прибор для выпаривания.

Растворить сахар в воде.

Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.

Карточка №3 (приложение №4)

Разделение смеси речного песка и воды:

Собрать прибор для фильтрования.

1. Как можно разделить смесь железных стружек, соли, песка и опилок, если нужно получить соль? Макет

2. Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:

Сода питьевая и вода

Железные опилки и сера

3. Почему вода в Черном море замерзает при более низкой температуре, чем вода в Балтийском море?

3. Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Для чего они используются?

4 . П редлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.

5. Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду, сделав ее пригодной для питья и приготовления пищи?

6. Для чего зимой используют антигололедные реагенты, основным компонентом которых является соль?

6. Для чего нужно знать состав смесей?

Рефлексия. Итоги урока.

Смеси можно разделять.

Пример: вода – масло (отстаивание, делительная воронка).

Вода – уксусная кислота (дистилляция).

Пример: соль-вода (выпаривание), вода-песок (фильтрование).

Пример: железо – порошок серы (действие магнитом).

Пример: минеральная вода (нагревание смеси).

Природный газ. Способ разделения – сложный химический процесс.

На различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Составляют программу, после чего получают комплект, проводят эксперимент. Правила техники безопасности!

Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности

Читайте также: