Конспект урока по русскому языку 6 класс 8 вид склонения существительных во множественном числе

Обновлено: 03.07.2024

Оборудование: компьютер, проектор, таблица склонений, карточки.

Учебно-методический комплекс: Ахмадуллина Ф.Ю. Русский язык: Учеб. для 6 кл. татар. средн. общеобразоват. шк. / Ф.Ю. Ахадуллина, Г.А. Хайрутдинова, Р.Ю. Закирова. – Казань: Магариф, 2006.– 303с.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Учащиеся занимают свои места за партами, с помощью МЭНЭДЖ МЭТ (инструмент для управления классом) распределяются в команды для организации эффективного учебного процесса )

– Здравствуйте, дорогие мои ученики, поприветствуем друг друга: партнёра по плечу, партнёра по лицу. Улыбнитесь, посмотрите партнёру в глаза, пусть в них тоже появится улыбка.

II. Актуализация темы и ознакомление с целями урока.

Активизация мыслительной деятельности. Слово учителя.

1. Подготовительный этап.

а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)

  1. Имя существительное….. это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или даёт название чему-либо, отвечает на вопросы кто? что?
  2. Имена существительные бывают . . . одушевленные и неодушевленные.
  3. У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные, нарицательные).
  4. Постоянный признак имен существительных… (род: луна – женский род, день – мужской род; солнце – средний род)

в) практическое задание: (после блиц-опроса)

– Называю слова, если звучит имя существительное, то хлопаем в ладоши.

Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.

– Сколько склонений имеют имена существительные в русском языке? (существуют три склонения имён существительных в русском языке)

Чертим таблицу № 1 (1, 2, 3 скл.)

1 скл. 2 скл. 3 скл.

– ХАЙ ФАЙВ (сигнал тишины и привлечения внимания) Внимание.

Склонение существительного определяется по начальной форме.

– Рассмотрим это через примеры, опираемся на слайды № 5-7 , после заполним таблицу №1 своими примерами.

IV. Закрепление изученного материала.

Практическое задание на развитие орфографической зоркости:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
мама +
дядя +
крот +
ночь +
солнце +
милосердие +
доброта +
конь +

Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь.

Теория. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.

(для определения рода существительного с мягким знаком на конце, нужно слово поставить в родительный падеж – кого? чего? Имена существительные мужского рода имеют окончание –а, -я: конь-коня ; существительные женского рода –ы, -и: ночь – ночи)

2 скл. (м.р.)– Ь 3 скл. (ж.р.).– Ь

Слова для проверки: мышь (3), тишь (3), нож (2), багаж (2), гараж (2), ландыш (2), плач (2)

– Сколько родов имеют имена существительные? (3 )

– Сколько у существительных склонений? (3)

– Сколько в русском языке падежей? (6)

– К какому склонению относятся слова драгоценность (3), карандаш (2), книга(1 ), тётя (1), Родина (1), братишка (1), кошка (1), озеро (2), печь (3 ), красота (1)

– Мы с вами отдохнули, продолжим работу.

3. Работа по тренажёру. Определите склонение, пользуясь алгоритмом.

4. Работа над анализом текста. Упражнение № 243 по учебнику Ахмадуллиной Ф.Ю. Русский язык: Учеб. для 6 кл. татар. средн. общеобразоват. шк. . , стр.95

Приложение 1.

– Прочитайте текст. Определите его тему. Подумайте и ответьте на вопрос: для чего человек слушает музыку? Согласны ли вы с композитором в том, что без музыки жизнь человека была бы неполна, бедна? Какую музыку вы любите: оперную, эстрадную, народную?

Использование структуры – ТАЙМД ПЭА ШЭА (структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение одной минуты)

V. Самостоятельная работа.

Работа по карточке для каждого участника отдельно. (Приложение 2: задание выполняется на карточках, карточки сдаются) .

– Найдите имена существительные, определите склонение, запишите свою ФИО и сдайте карточки , за эту работу вам будут выставлены оценки.

VI. Рефлексия.

– Какую тему мы сегодня изучали? Для чего же нужно знать тему склонений существительных?

-В начале урока мы поставили с вами цель. Какую?

-Как вы думаете, смогли мы её реализовать?

VII. Домашнее задание.

упражнение. 261 (списать, вставляя пропущенные буквы, найти существительные и определить склонение) Приложение 3.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в коррекционной школе VIII вида в 6 классе:" Склонение существительных во множественном числе." Русский язык 6 класс

Задачи:
- учить склонять и определять падеж имен существительных во множественном числе;
- корригировать аналитико-синтетическую деятельность, связную речь, зрительное восприятие;
- на примере упражнений воспитывать у учащихся бережное отношение к воде.

2) Письмо по памяти.
На доске:
Гонят капл… д…ждевые
Ручейк… за ручейк….
Те б…гут, не унывая,
В рек… быстрые вп…дая.

- Как называется это явление природы, когда выпадает дождь, образуются ручьи, которые впадают в реки, те в свою очередь – в моря, океаны, а из морей, испаряясь, поднимается вверх, образуя облака и тучи? (Круговорот воды в природе.)

3) Склонение слов. Рыбалка.
- Вот и наш ручеек бежал – бежал и в великую русскую реку… Волгу впал. И мы шли за нашим ручейком и на живописный берег пришли.
- А теперь мы отдохнем и половим рыбку.
- Нужно вытащить рыбку, которая плавает в Волге, узнать, как она называется, и назвать ее во множественном числе. (Учащиеся по очереди вытаскивают рыбку и называют ее во множественном числе).

- Возьмите перфокарты и просклоняйте ваш улов.
(Оказываю индивидуальную помощь слабым учащимся. Сильным учащимся даю дополнительное задание.)
- Вспомним, каких рыбок мы поймали. Кто перечислит весь улов?
- Чтобы в Волге всегда было много рыбы, что нужно делать?

4) Физминутка. Релаксация с применением ароматерапии.

- Улов наш велик – это большой багаж знаний, чтобы его дальше нести, нужно набраться сил. Вот и мы сейчас отдохнем.

-Улыбнуться.
-Это состояние улыбки продолжается на весь день, на всю неделю.
5) Устная работа. Определение падежа.
- А кто может сказать, в какое море впадает Волга?
- Мы с вами продолжаем путешествовать, и наш корабль приплыл в холодные воды Северного Ледовитого океана. Как вы думаете, какие опасности нас подстерегают?

- Как вы думаете, какое здесь будет задание? (Вставить окончание, определить число, падеж.)
К № 1
_________________________________________________________________________

Лёд легче воды, поэтому он не тонет. В холодных вод… (_____________ ) океан… (_______________) нередко встречаются гигантские глыб… (_______________) льда, целые плавучие остров… (_____________) , которые называют айсберг… (_______________) . Айсберг… (_____________) - это ледяные гор… (_______________). Большая часть айсберга находится под водой. Поэтому даже самые маленькие айсберг… (______________) представляют опасность для корабл…. (______________).

- Вода – это без чего не может прожить ни одно живое существо. Но всегда ли вода приносит пользу? (Нет, айсберги приводят к гибели, крушению кораблей.)

- Что же называют айсбергами?

- А почему айсберги не тонут?

6) Работа с деформированным текстом.

- Наше путешествие подходит к концу, и нам нужно написать небольшой отчет о воде.
- Посмотрите на карточку. Здесь нужно составить предложения, вставить окончания имен существительных и определить число и падеж.

К № 2
1) Встретить можем в океан…. мор… рек… озёр… болот… родник… воду мы.
2) По привозят корабл… рек… пассажир… и груз… .
3) Без не могут жить воды люд… растен… животн….
(Воду мы можем встретить в океанах, морях, реках, озерах, болотах, родниках. По рекам корабли перевозят пассажиров и грузы. Без воды не могут жить люди, растения, животные.)
-Разберем предложения.
- Что нужно делать, чтобы у нас всегда была чистая вода?
- Составим предложение. (Люди берегут воду и очищают ее от загрязнения.)

5. Домашнее задание.
- Вспомните, на каких водоемах мы сегодня побывали? (Реки, моря, океаны.)

- Просклоняем данные существительные устно.
- В домашней работе вы просклоняете данные слова письменно.

6. Итог урока. Выставление оценок.
- Дайте определение имени существительному.
- Сколько падежей в русском падеже?
- Как изменяются имена существительные?
- Какие существительные мы сегодня склоняли?
- Где мы путешествовали?
- Для чего нужна вода?

Автор: Коваль Альбина Камильевна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГОКУ ИО С(К) ШИ №1
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Открытый урок в 7 классе
Тема: "Склонение имён существительных во множественном числе"
Раздел: среднее профессиональное

Урок русского языка в 7-м классе коррекционной школы VIII вида «Склонение имён

Цель: расширить знания учащихся о существительных во множественном числе, уметь их

склонять по падежам

1. Обучающие: учить умению склонять существительные во мн.ч.. отличать ударные и

безударные падежные окончания, учить использовать для определения алгоритм

рассуждений с проверкой

2. Коррекционно-развивающие: коррекция психоэмоциональной сферы учащихся и

высших психических функций (памяти, воображения, зрительного, слухового восприятия)

на основе занимательных упражнений, развивать умение применять полученные знания.

3. Воспитательная: продолжить работу по развитию у учащихся умений давать адекватную

самооценку деятельности, ее самоорганизации. Повышать интерес к окружающему миру,

его нравственному и эстетическому восприятию. познакомить с русским народным

праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой;

воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств

доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям;

Методы, включённые в урок выполняли не только учебную, но и коррекционно-

развивающие функции с включением нравственного воспитания. Максимальная опора на

чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления. Для этого

применялись задания с опорой на несколько анализаторов, чтобы ученики не просто

отвечали, а включались в работу их психологические функции. На протяжении урока

осуществлялась смена видов деятельности, тем самым реализовывался охранительный

режим. Наглядный метод использован в роли стимулирующего компонента ,т.к. он

является одним из ведущих методов обучения в коррекционной школе. Коррекционная

задача на каждом этапе урока ориентирована на активизацию тех психических функций,

которые максимально задействованы в ходе данного урока. На уроке сочетаются

коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Оборудование: релаксирующая музыка, видеоклип, карточки, сигнальные карточки,

I. Орг.момент.

Все поприветствовали друг друга и гостей, улыбнулись, включили хорошее настроение.

Под этот замечательную музыку назовите мне существительные, которые относятся к

Действительно, ребята, для русского человека образ Родины немыслим без берёзовой

рощи, без запаха сирени, без пения соловья и многих других тёплых сердцу слов. И мы

II.Актуализация знаний учащихся

Человек без Родины, что соловей без песни. Смысл.

2. Проверка домашнего задания. (выборочная работа из упр. 114, с. 87)

III. Постановка темы урока. (Сегодня мы продолжим изучение существительных. Тема

Запись числа. Классная работа. Тема.

Цель нашего урока – выяснить как склоняются существительные во множественном числе

по падежам и какие имеют окончания в ударном и безударном положении.

ископаемыми, но она ещё духовно богата великими писателями, поэтами, которые

прославляют нашу Родину.

- Послушайте из какого произведения?

Выборочная работа у доски и в тетради.

Ветер несёт им печальный ответ:

- Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял.

- Найти сущ. во мн.ч., определить падеж. Убедились, что сущ. во мн.ч. скл-ся по

3. Работа с таблицей (сравнивание окончаний с таблицей №1) Вывод:

4. Составление алгоритма

V. Закрепление полученных знаний

1. Работа по карточкам

Определи падеж, вставь нужную гласную, выдели окончание, поставь ударение

1.Поговорим о ветеран..х

2.Работа по учебнику

Просмотр видеосюжета (нацеливание). Игра с сигнальными карточками

VI. Домашнее задание: у. 119, с. 90

VII.Итог урока:

Коррекционно-развивающее упражнение на конец урока для снятия напряжения. «Я в

3 Цели и задачи урока: Уметь находить в тексте, предложении существительные. Определять у существительных число, падеж. Правильно писать падежные окончания существительных во мн. ч. Уметь находить в тексте, предложении существительные. Определять у существительных число, падеж. Правильно писать падежные окончания существительных во мн. ч. Коррекция памяти, мышления, устной и письменной речи. Коррекция памяти, мышления, устной и письменной речи. Воспитание трудолюбия, взаимовыручки и чувство коллективизма. Воспитание трудолюбия, взаимовыручки и чувство коллективизма.

4 Сделай выбор букв. У имён существительных определи число и падеж, выдели окончание. Вот з(е,и)ма катит как раз, Вот з(е,и)ма катит как раз, Чем она з(о,а)сыплет нас? Чем она з(о,а)сыплет нас? - Вьюг(о,а)ми, метел(и,я)ми - Вьюг(о,а)ми, метел(и,я)ми И сн(и,е)гами белыми. И сн(и,е)гами белыми.

5 Проверь! Вот зима (мн. ч., И.п.) катит как раз, Вот зима (мн. ч., И.п.) катит как раз, Чем она засыплет нас? Чем она засыплет нас? - Вьюгами (мн. ч., Т.п.), метелями (мн.ч., Т.п.) - Вьюгами (мн. ч., Т.п.), метелями (мн.ч., Т.п.) И снегами (мн. ч., Т. п.) белыми. И снегами (мн. ч., Т. п.) белыми.

6 Вставь пропущенные окончания, укажи падеж. Дни стали ненастные, по ноч… холодно. На огород… овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк… и помидоры с атласными спинк… Потом лук в бумажных рубашк… Потом бобы в шерстяных чулочк… Дни стали ненастные, по ноч… холодно. На огород… овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк… и помидоры с атласными спинк… Потом лук в бумажных рубашк… Потом бобы в шерстяных чулочк…

7 Проверь! Дни стали ненастные, по ночам (Д.п.) холодно. На огороде (П.п.) овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши с пупырышками (Т.п.) и помидоры с атласными спинками (Т.п.). Потом лук в бумажных рубашках (П.п.). Потом бобы в шерстяных чулочках (П.п.). Дни стали ненастные, по ночам (Д.п.) холодно. На огороде (П.п.) овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши с пупырышками (Т.п.) и помидоры с атласными спинками (Т.п.). Потом лук в бумажных рубашках (П.п.). Потом бобы в шерстяных чулочках (П.п.).

8 Словарная работа. Списать, вставить пропущенные буквы. Х…зяин, ф…нера, т…леграм…а, к…ммунист, ате…на, п…ррон, му…чина, жен…ина, с…мена, с…йчас, т…перь, с…реди, дог…вор, выкр…йка. Х…зяин, ф…нера, т…леграм…а, к…ммунист, ате…на, п…ррон, му…чина, жен…ина, с…мена, с…йчас, т…перь, с…реди, дог…вор, выкр…йка.

9 Проверь словарные слова! Хозяин, фанера, телеграмма, коммунист, антенна, перрон, мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, середина, договор, выкройка. Хозяин, фанера, телеграмма, коммунист, антенна, перрон, мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, середина, договор, выкройка.

11 Заполнить таблицу по образцу Падежи И. п. воробьицветылистья Р. п. воробьёв Д. п. В. п. листья Т. п. П. п. о цветах

12 Проверь! Падежи И. п. воробьицветылистья Р. п. воробьёвцветовлистьев Д. п. воробьямцветамлистьям В. п. воробьёвцветылистья Т. п. воробьямицветамилистьями П. п. о воробьях о цветах о листьях

13 Реши тест! Выбери правильный ответ. 1. В русском языке падежей: 1. В русском языке падежей: а) 7 а) 7 б) 9 б) 9 в) 6 в) 6 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: а) кто? что? а) кто? что? б) кем? чем? б) кем? чем? в) кого? что? в) кого? что? 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: а) –ы, -и. а) –ы, -и. б) –ами, -ями. б) –ами, -ями. в) –ям, -ам. в) –ям, -ам.

14 Решаем тест дальше! 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? а) Творительный а) Творительный б) Именительный б) Именительный в) Предложный. в) Предложный. 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? а) Р. п. а) Р. п. б) Д. п. б) Д. п. в) П. п. в) П. п.

15 Проверь? 1. В русском языке падежей: 1. В русском языке падежей: а) 7 а) 7 б) 9 б) 9 в) 6 в) 6 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: а) кто? что? а) кто? что? б) кем? чем? б) кем? чем? в) кого? что? в) кого? что? 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: а) –ы, -и. а) –ы, -и. б) –ами, -ями. б) –ами, -ями. в) –ям, -ам. в) –ям, -ам.

16 Проверь! 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? а) Творительный а) Творительный б) Именительный б) Именительный в) Предложный. в) Предложный. 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? а) Р. п. а) Р. п. б) Д. п. б) Д. п. в) П. п. в) П. п.

17 Итог урока. - Чему учились на уроке? - Чему учились на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Ваши предложения. - Ваши предложения.

Читайте также: