Конспект лишайники 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей. Выяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Решаемые проблемы:

  • Почему лишайники относят к организмам – симбионтам?
  • Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха?

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

  • Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники.
  • Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гифы гриба, фотосинтез.
  • Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.
  • Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: Работать с различными источниками информации, отличать главное.

Регулятивные: Организовывать выполнение заданий учителя, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные: Отвечать на вопросы, формулировать свой ответ.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса к изучению биологии.
  • Умение эстетически воспринимать объекты природы
  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе
  • Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.

Вид учебной деятельности учащихся: работа с текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом.

Методы урока: проблемного обучения, развивающего обучения.

Средства ведения урока: учебник 5 класса авторов В.В.Пасечник, раздаточный материал, презентация, созданная в программе POWER POINT, химические реактивы, интерактивная доска.

I. Организационный момент (слайды природы) музыка

Учитель:

Природа шлёт нам свет, дыханье.
Шлет счастье радости, тепла,
Шлёт мир, красу, своё создание,
Шлёт рай земной и чудеса.

II. Мотивация (включение в учебную деятельность)

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет наш урок?

- Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

- Но прежде давайте вспомним, какие царства живой природы мы с вами знаем?

П.О. (Бактерии, Грибы, Растения, Животные) (на доску)

- У меня в руках живой объект, что это за организмы?

П.О.: (Лишайники)

Лишайники часто называют изумительной выдумкой природы (слайд №2), а знаете почему?

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству его отнести?

- Давайте попробуем разобраться?

- А для начала определим тему нашего урока?

П.О. (Лишайники – удивительная выдумка природы) (слайд №3)

Запись в рабочие листы, на доску.

- А теперь сформулируем цель нашей работы (познакомиться с новыми организмами)

П.О. - изучить особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значение лишайников (на доску. )

Великий русский учёный К.А.Тимирязев назвал их сфинксами. (слайд №4)

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифической существо с головой женщины, телом льва и крыльями орла.

Так почему лишайники сравнивают с сфинксами? Начнём со строения. (доска. )

III. Первичное ознакомление

1. Давайте проведем практическую работу и рассмотрим строение тела (слоевища) лишайника: (слайд №5)

ТБ: мы работаем с острыми предметами, поэтому должны соблюдать максимальную осторожность

- Что вы увидели под микроскопом? (тонкие нити)

- Часть какого известного организма они вам напоминают?(гифы гриба)

Сделайте вывод о внутреннем строении лишайника.

П.О.: В теле лишайника совмещены два организма – гриб и водоросль. (слайд№6)

Вопрос: Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом? (Составление схемы)

Грибные нити поглощают воду и минеральные вещества

В клетках зелёных водорослей из них образуются органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми они делятся с грибом

Такой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике называется - симбиоз

Так почему их сравнивают со сфинксами? (Двойственная природа)

Задание №1 (слайд №7) в рабочей листе (подпишите составные части слоевища лишайника, сделайте вывод)

2. Мы познакомились с внутренним строением лишайников, на какие группы можно разделить лишайники по внешнему виду работа в группах (слайд №8)

Задание №2 заполните таблицу в рабочем листе учебник стр.

– Сопоставьте особенности строения и их название (2 минуты)

Проверка написанного вместе со слайдом (накипные, листоватые, кустистые)

3. Обращение к доске.

Каковы особенности жизнедеятельности лишайников?(слайд №9)

Посмотрим видеофрагмент, а затем выполним новое задание в рабочих листах.

Задание №3. Вставьте пропущенные слова (2 мин)

Проверка (слайд №10) Теперь мы знаем! проговаривают.

4. Обращение к доске. Каково значение лишайников?

Заполнение схемы №4 в рабочих листах.

1. Слайд №11. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Слайд №12. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм.

3. слайд №13. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.)

4. Лишайники употребляют в пищу.

Библейская легенда

5. слайд №15. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. слайд №16. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. (Опыт с лимоном).

IV. Отработка изученного

Лишайники – удивительная выдумка природа (обобщение)

V. Контроль знаний

1.Тело лишайника называется слоевище.

2.Лишайники очень требовательны к условиям произрастания.

3.Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли.

4.Водоросль лишайника образует органические вещества в процессе фотосинтеза.

5.Лишайники приносят вред природе.

6.Лишайник имеет стебель с листьями.

7.Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета.

8.Лишайники подразделяются на накипные, кустистые и листоватые.

9.Лишайниками питаются некоторые животные.

10.Размножаются лишайники спорами.

Ответы:

Лишайники - удивительные особи.

Они уникальны. Это значит, что лишайники единственные в своем роде существа.

Это два организма, которые приспособились жить вместе, приносить пользу друг другу, природе и человеку.

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

Слайд №20. Лишайники – удивительная выдумка природы.

- Ребята, а что сегодня удивило вас?

- А меня больше всего удивило, что лишайники – являются индикаторами окружающей среды.

Так, с помощью лишайников можно определить чистый ли воздух вокруг вашего дома?


Лишайники таблица

ЛИШАЙНИКИ

Лишайники — это симбиотические ассоциации грибов (микобионт) и микроскопических зелёных водорослей и/или цианобактерий (фотобионт, или фикобионт); микобионт образует слоевище (таллом), внутри которого располагаются клетки фотобионта. Гриб в этом случае либо сумчатый, либо базидиальный, а водоросль либо зеленая, либо сине-зеленая. Поселяются лишайники обычно на голых скалах или стволах деревьев. Водоросль снабжает гриб органическими продуктами фотосинтеза, а гриб обеспечивает водой и минеральными солями.

Лишaйники растут очень медленно и чувствительно к загрязнению окружающей среды, поэтому они являются идеальным индикатором загрязнения атмосферы, особенно сернистым газом. Слоевище лишайников имеет разные формы, размеры и окраску.

лишайники схема

Органами прикрепления лишайников являются ризоиды и ризины (соединенные в тяжи ризоиды).

Разнообразие лишайников

Лишайники бывают белые, серые, желтые, оранжевые, зеленые, черные; это определяется характером пигмента в оболочке гиф. Пигментация способствует защите от чрезмерного освещения или, наоборот, помогает поглощать больше света (черный пигмент лишайников Антарктиды).

По форме и характеру прикрепления к субстрату различают три группы лишайников:

  • накипные формы — имеют вид корки или налёта, плотно прирастающего к субстрату (леканора съедобная, графис, лецидея);
  • листоватые формы — имеют вид пластинок с рассечёнными, ветвящимися лопастями; их сходство с листьями весьма отдалённое (ксантория — стенная золотянка, пармелия);
  • кустистыелишайники — прямостоячие или свисающие кустики. (кладония, ягель — олений мох, цетрария — исландский мох, бородач).

По анатомическому строению лишaйники делятся на гомеомерные (водоросль разбросана по всему телу лишайника) и гетеромерные (водоросли образуют в слоевище обособленный слой).

Лишайников с гетеромерным талломом большинство. В гетеромерном талломе верхний слой — корковый, сложенный гифами гриба. Он защищает таллом от высыхания и механических воздействий. Следующий от поверхности слой — гонидиальный, или альгальный , в нём располагается фотобионт. В центре располагается сердцевина, состоящая из беспорядочно переплетённых гиф гриба. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета. У нижней поверхности таллома часто находится нижняя кора, с помощью выростов которой (ризин) лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоёв встречается не у всех лишайников.

Размножение лишайников

Размножение лишайников происходит спорами или вегетативно: фрагментами слоевища (изидиями и соредиями). Половое размножение обеспечивают специальные участки слоевища, формирующие споры. Спора прорастает в гифу, и при встрече с подходящей водорослью формируется новый лишайник.

Роль лишайников в природе и жизни человека

Роль в жизни человека. Лишайники служат индикаторами загрязнённости воздуха. Некоторые виды используются человеком в пищу (лишайниковая манна). Также лишайники используются в промышленности (изготовление лакмуса), в парфюмерии (получение ароматических веществ), в фармацевтической промышленности (получение препаратов против туберкулёза, фурункулёза, эпилепсий и др.). Лишайниковые кислоты обладают также антибиотическими свойствами.

Лишайники таблица

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Новикова М.А.

Класс: 5 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с особыми организмами-лишайниками, представляющими собой симбиоз гриба и водорослей; ыяснить: как они устроены, где обитают, как питаются, размножаются, на какие группы делятся, и какое значение имеют в природе и жизни человека.

Планируемые результаты обучения .

Предметные:

1. Сформировать понятия: лишайники, накипные, кустистые и листовые лишайники, корковый слой, сердцевина, слой водорослей.

2. Развить понятия: симбиоз, слоевище (таллом), гетеротрофное и автотрофное типы питания, гифы гриба, фотосинтез.

3. Показать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоз гриба и водоросли, которые позволяют выделить их в особую группу.

4. Раскрыть роль лишайников в природе и жизни человека.

Метапредметные : Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы (показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека).

Личностные :

1. Самостоятельно определяют цели своего обучения.

2. Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.

3. Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз, лихенология, лихеноиндикация.

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследовательской деятельности.

Применяемые технологии: проблемное обучение, КСО, исследовательская технология.

Вид учебной деятельности учащихся : работа с научным текстом и материалом учебника, с раздаточным материалом, моделирование.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового?

II . Формулировка темы урока, постановка цели (5 мин)

Сегодня мы с вами будем изучать новый организм. О чем пойдет речь на уроке, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Низшие растения, обитающие в основном в водной среде.

2. Пигмент зеленого цвета.

3. Верхняя часть плодового тела шляпочного гриба.

4. Нижняя часть плодового тела шляпочного гриба.

5. Часть шляпочного гриба, находящаяся в почве.

6. Другое название мицелия.

7. Взаимовыгодные отношения.

8. Симбиоз гриба и корней деревьев.

Давайте определимся с целью урока. Вы знаете, что такое лишайник? Значит нужно это выяснить.

Цель: Выяснить, что такое лишайник.

Что для этого нужно сделать? (узнать строение)

1. Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

2. Узнать о многообразии лишайников.

3. Раскрыть их значение в природе и жизни человека. (слайд №2)

III . Изучение нового

Если бы ученые устроили соревнования на выносливость среди живых организмов, то лишайники, несомненно, стали бы первыми претендентами на победу.

Эти организмы сказочно живучи!

Они селятся на голом камне, на обледеневших скалах, на песках обожжённой солнцем пустыни, растут на чистой бумаге, стекле, железе.

Они переносят жестокую стужу, годами мокнут в воде, не боятся огненного солнца, живой и непобедимой пылью летают над пустыней. Но стоит им только попасть во влажное место, как они оживают. (слайд №3)

Создание проблемной ситуации.

Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению, к какому царству относить лишайники – растений или грибов?

Внимательно рассмотрите раздаточный материал.

Что такое лишайник?

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Лишайник


Опыт: Увлажним тело лишайника и поместим его в стакан. Через 10 дней можно наблюдать разросшиеся белые тонкие нити – это гифы гриба. Увлажненный и измельченный лишайник поместим в другой стакан, поставим его на свет. Через 10 дней наблюдаем зеленый налет на стенках стакана. Рассмотрим налет под микроскопом. Как вы думаете, что это? (водоросли)

В теле лишайника совмещены два организма - гриб и водоросль.

Как называется тип взаимоотношений, когда два организма живут совместно друг с другом?

СИМБИОЗ ------------------------ ПАРАЗИТИЗМ

Какие взаимоотношения между грибом и водорослью

в лишайнике?

Первичное осмысление учебного материала

Чтобы это понять, рассмотрим внутреннее строение лишайников.

Откройте учебник на с. _____, внимательно прочитайте "Строение и питание лишайников".

Моделирование. Изготовьте модель внутреннего строения лишайников пользуясь рисунком в учебнике. Вам понадобится пластилин и картон.

Глубокое осмысление учебного материала

1. Что на вашей модели показано белыми тонкими нитями? (гифы гриба)

2. А зелеными кружочками? (водоросль)

3. Почему вы взяли именно зеленый пластилин? (водоросль содержит хлорофилл, она фотосинтезирует)

4. Как называется такой способ питания? (автотрофное)

5. Почему на ваших моделях клетки водорослей находятся внутри, а гифы гриба снаружи? (гифы гриба образуют корковые слои, защищают водоросль от неблагоприятных условий, прикрепляют к субстрату)

6. А какую еще функцию выполняют гифы гриба? (поглощают воду и минеральные вещества)

7. А как питаются грибы? (гетеротрофно, готовыми органическими веществами)

8. А где они их берут? (у водоросли)

Итак, ребята, мы с вами выяснили, что гифы гриба защищают клетки водорослей, поглощают воду и минеральные вещества. Водоросли из них создают органические вещества и делятся с грибом.

- Так какой тип взаимоотношений между водорослью и грибом в лишайнике? (Симбиоз - взаимовыгодные отношения)

Лишайники - это симбиотическая группа организмов, состоящая из автотрофного компонента - водоросли и гетеротрофного компонента - гриба. (записать в рабочий лист)

Водоросль, входящая в состав лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб - нет.

Задание № 1 (в рабочих листах). Подпишите слои лишайника: верхний и нижний корковые, сердцевина, слой водорослей. (слайд №4)

Физкультминутка.

Закройте глаза, поводите глазами под веками влево, вправо, вверх, вниз. Опустите голову вперед, назад, поверните влево, вправо.

Изучением лишайников занимается наука лихенология.

Лихенология - наука, изучающая лишайники. (записать в рабочий лист)

Я просила вашего одноклассника узнать, откуда произошло название лишайник.

Тело лишайников называется таллом или слоевище.

(Слайд №5) 3 группы лишайников.

- Чем отличаются эти лишайники по внешнему виду? (формой слоевища)

- На что похожи слоевища каждой группы? (накипь, листики, кустики)

Лишайники


накипные листоватые кустистые

Задание № 2. Ознакомьтесь с информацией в рабочих листах и заполните таблицу с помощью учебника и раздаточного материала. (работа в парах)

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях. Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом.

Леканора, ризокарпон, бацидия .

Имеют округлую форму, часто с изрезанными или рассеченными краями.

Пармелия, гипогимния, ксантория.

Более высокоорганизованные. Слое-вище напоминает кустарничек.

Кладония ( ягель), уснея.

Проверка (слайд №6)

Лишайники - самые медленно растущие организмы. За год их слоевище увеличивается примерно на 2 - 8 мм. Альпийский лишайник за 200 лет вырастает всего на миллиметр. Зато и живут они, может быть, дольше всех других живых существ. В 1981г. было установлено, что возраст некоторых антарктических лишайников - как минимум 10 тыс. лет. Благодаря лишайникам учёные установили возраст знаменитых гигантских каменных изваяний на острове Пасхи. (слайд №7) Измерив по фотографиям, насколько выросли за полвека, поселившиеся на статуях лишайники, учёные вычислили их возраст, более 400 лет.

Причиной медленного роста лишайников ученые связывают с тем, что водоросль, которая обеспечивает пищей и себя и гриб в лишайнике занимает всего 10% объема лишайника.

Размножение лишайников (слайд №8)

Размножаются лишайники главным образом вегетативным способом: обломками слоевища или специальными органами – группами клеток гриба и водоросли, которые образуются внутри его тела или в виде выростов на поверхности тела. Под давлением разросшихся клеток тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками.

1. Лишайники в природе играют очень важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы. Отмирая, они образуют почву, на которой могут жить растения.

2. Огромные пространства тундры покрывает ковер из лишайников. Чаще всего там встречается олений мох или ягель. Как вы думаете, почему он так называется?

Если залить олений мох – ягель теплой водой. То, через некоторое время, сухие кустики этого лишайника станут мягкими и эластичными. Эту особенность используют животные тундры-олени. Ягель - это единственный корм северных оленей. Раскапывая копытами снег, они поедают сухой ягель и заедают его снегом. В желудке снег растает и превратит ягель в калорийный корм. Мне кажется, что этот процесс очень напоминает заваривание лапши быстрого приготовления.

3. Вы, наверное, замечали, что возле дорог на деревьях мало лишайников, а в лесу - много. Почему? Как вы думаете? (лишайники не любят загрязненный воздух). Лишайники используют для изучения чистоты воздуха. Это индикаторы. Индикатор - это показатель (греч.) Метод подсчета количества лишайников называется лихеноиндикация.

4. Лишайники употребляют в пищу.

В древнейшие времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.

5. Используют в медицине и парфюмерной промышленности.

6. Получают краску и лакмус.

Показ опыта с лакмусом. Из лишайников получают индикатор - лакмус. Вы познакомитесь с ним в курсе химии. Индикатор должен что-то определять. Лакмус определяет кислую и щелочную среду. Возьмём три пробирки с бесцветной жидкостью. Добавим лакмус. В одной пробирке раствор стал красным - это кислота. В другой – синим - это щелочь, в третьей, не изменился - вода. Используя лакмусовые бумажки, можно определить кислотность почвы на вашем участке. Если почвы кислые, их нужно известковать.

(Опыт с лимоном).

IV . Первичное закрепление.


Из урока вы узнаете о необычных представителях растительного мира – лишайниках. О том, что тело лишайника представлено симбиотической ассоциацией грибов и микроскопических зелёных водорослей. В данном уроке приводится понятие слоевища.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лишайники"

Лишайники ─ это группа симбиотических организмов. Что это значит?

Слоевище состоит из множества переплетенных грибных нитей (гиф). Между ними группами или одиночно расположены одноклеточные зелёные водоросли. Гифы гриба плотно оплетают водоросли. А в некоторых местах гифы прорастают внутрь клетки водоросли.

Лишайники способны поглощать воду как из субстрата (то есть из своего места обитания), так и из воздуха всем телом, светолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха.

И гриб, и водоросль получают от совместного существования пользу.

Гриб от водоросли получает питательные вещества, в основном глюкозу, производимые водорослью в результате фотосинтеза, а также азотсодержащие вещества. А водоросль получает от гриба воду и минеральные вещества. Также гриб создаёт водоросли благоприятный микроклимат. Он защищает её от высыхания, закрывая от ультрафиолетового излучения солнца. Обеспечивает жизнь на кислых субстратах, смягчает действие ряда других неблагоприятных факторов.

Если отделить водоросль от гриба, то она спокойно может существовать и без гриба, а вот гриб без водоросли существовать не может.

Лишайники довольно разнообразны. Их тела окрашены в различные цвета в зависимости от того, какие пигменты в них находятся: от белого до ярко-жёлтого, коричневого, оранжевого, зелёного, синего, серого, чёрного.

По внешнему виду различают лишайники накипные, листоватые и кустистые.

К накипным относится лишайник ― бацидия. Тело его обычно красновато-коричневого цвета. Он встречается в лесной зоне, на юге в горах, нередко в степях и полупустынях, но заходит также и в Арктику.

Накипные лишайники могут жить на камнях, крутых склонах гор, деревьях и даже на бетонных стенах.

Листоватые лишайники имеют вид пластин разной формы и окраски, они более или менее плотно прикрепляются к субстрату при помощи выростов нижнего коркового слоя.

Листоватые лишайники разрастаются на камнях и на коре деревьев. Из таких лишайников особенно часто встречается золотисто-жёлтая ксантория настенная.

Листоватый лишайник пармелия обладает лекарственными свойствами. Этот лишайник широко используют в народной медицине степные жители.

Отвар из пармелии обладает антисептическим, бактерицидным, ранозаживляющим и кровоостанавливающим эффектом.

Тела кустистых лишайников образуют множество округлых или плоских веточек. Слоевище этой формы характеризуются верхушечным ростом. В них водоросли могут максимально использовать свет. Такие лишайники могут расти как на земле, так и свисать с деревьев, скал.

Интересным представителем кустистых лишайников является лишайник-бородач. Его тело, как борода свисает со старых ветвей до самой земли, обычно в тёмном еловом лесу.

К кустистым лишайникам относят и ягель (олений мох), которым питается северный олень. Он широко распространен в тундре. Как и другие лишайники, ягель растёт очень медленно ─ 3–5 мм в год. Для восстановления пастбища после выпаса оленей может потребоваться несколько десятилетий.

Продолжительность жизни всех лишайников от 50 до 100 лет. А возраст некоторых, например ризокарпона географического, может достигать более 4000 лет.

Лишайники достаточно неприхотливые организмы. Это позволяет им поселятся на голых, бесплодных скалах и камнях, на крышах домов и других местах где, казалось бы, жизнь невозможна.

Не имея корней, они довольно крепко прикрепляются к субстрату особыми выростами, похожими на корни, расположенными на нижней стороне слоевища. Однако в отличие от корней высших растений они служат лишь для прикрепления.

В пустынях и полупустынях встречаются лишайники, имеющие форму шариков (напр., аспицилия), они легко переносятся ветром на большие расстояния, отчего их часто называют кочующими.

Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, они обрели силы, которые помогли закончить трудный путь.

Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это аспицилия съедобная, или манна лишайниковая.

Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха. В присутствии дымов и ядовитых газов они быстро гибнут. По состоянию лишайников (особенно в городах) определяют чистоту воздуха.

При загрязнении атмосферы сначала вымирают кустистые, потом листоватые, а затем и накипные лишайники. Изучите лишайники, которые произрастают в вашей местности и сделайте вывод о чистоте воздуха.

Однако лишайники спокойно переживают неблагоприятные климатические условия. Они настолько выносливы, что растут даже там, где отсутствует другая растительность, например в Арктике и Антарктике. Живым организмам здесь приходится жить при очень низких температурах. Осадки выпадают всегда в виде снега, а лишайник не может поглощать воду в такой форме.

Но его выручает чёрная окраска слоевища. Тёмная поверхность тела лишайника, благодаря высокой солнечной радиации, быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попав на нагретое слоевище, тает. Лишайник сразу впитывает появившуюся влагу, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.

В жару лишайники настолько высыхают, что кажутся совершенно безжизненными. Но после дождя быстро оживают вновь. Всей поверхностью своего тела они впитывают влагу дождей и туманов.

Лишайники, как и любые другие живые организмы, размножаются. Размножение их происходит, главным образом, кусочками слоевища.

А также особыми группами клеток гриба и водоросли. Группы клеток образуются внутри тела лишайника, которое затем под давлением разрывается, и клетки разносятся ветром и дождевыми потоками.

В природе лишайники играют важную роль, первыми поселяясь в самых бесплодных местах. Выделяя особые кислоты, они медленно разрушают горные породы.

Скопившаяся на них пыль и песчинки создают тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Мхи и травы, разрастаясь, затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники исчезают со временем с этого места.

Среди лишайников почти нет ядовитых видов. Поэтому практическое значение их довольно велико. Многие виды лишайников используют в медицине благодаря высокому содержанию усниновой кислоты, которая способна убивать вирусы и бактерии. Благодаря этим свойствам лишайники используются в косметике, стоматологии и других областях медицины.

Препараты исландского лишайника обладают антибактериальными свойствами. Их используют при лечении инфицированных ран и ожогов. Из этого лишайника готовят отвары для лечения простуды и диареи.

Читайте также: