Конспект творческого проекта в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока – проекта по литературному чтению в начальной школе.

Конспект урока – проекта по литературному чтению

(проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме) Цель: прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта. Оборудование: таблички с названиями групп, заготовки для работы по разделам, иллюстрации, выполненные в тёплом и холодном тонах, рисунок деревца, для каждого ученика: нарисованные яблоки 3 — х цветов (желтого, красного, зелёного) Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, особенности волшебной сказки. Учащиеся должны уметь:

    анализировать художественное произведение; 2) сравнивать различный литературный материал; 3) владеть элементарными способами получения и обработки информации; 4) работать группами. Ход урока

Вывод: все они создают хорошее настроение.

Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Символизирует небо и вечность, доброту, верность.

-Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ….

Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников

 Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей. Реализация проектно-исследовательской деятельности является актуальной проблемой в школьном образовании зарубежной и российской школ. Формирование способности и готовности учащихся самостоятельно творчески работать позволит совершенствовать образовательный и воспитательный процессы в начальной школе.

По вопросу рекуперации метода проектов в начальном образовании написано достаточно работ, однако практического материала по применению названного метода на уроках математики в начальной школе недостаточно. Особую сложность испытывают учителя начальных классов при выборе тематики исследований. В соответствии с требованиями ФГОС НОО при обучении младших школьников педагог использует системно-деятельностный подход. Внедрение метода проектов поможет учителю достичь высоких результатов при соблюдении данного подхода.

Вследствие реализации системно-деятельностного подхода при формировании исследовательской компетенции младших школьников выпускник начальной школы будет обладать следующими личностными качествами:

‒ обладать навыком самостоятельно приобретать знания, эффективно применять их на практике;

‒ критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи [1].

Хотя метод проектов достаточно известный, но и сегодня он актуален, потому что во время его осуществления дети используют полученные знания на практике, у них формируется самостоятельность, опыт работы в группах, увлечённость работой. Разные точки зрения использования метода проектов отражали в своих работах Г. Б. Голуб, В. А. Далингер, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерев,В. Х. Килпатрик, Е. Колингс, М. В. и др [2]. В педагогике он применяется вместе с систематическим предметным обучением, как элемент системы образования.

‒ приспосабливаться к жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, со знанием дела практиковать, решая разные вопросы;

‒ по-своему критически рассуждать, быть способным понять возникающие в жизни проблемы и искать пути разумного их разрешения;

‒ ясно осмысливать, где и каким образом приобретенные им познания могут быть задействованы окружающей обстановке; быть способным воспроизводить новые идеи, творчески мыслить;

‒ работать с информацией согласно правилам подбирать нужные для исследовательской работы задачи, факты, анализировать их, предлагать гипотезы решения проблемы, обобщать, сравнивать с подобными или противоположными версиями, выявлять статистические закономерности, формулировать обоснованные выводы на их основе видеть и решать другие проблемы;

‒ быть общительным, контактным в различных общественных стратах, быть способным действовать вместе в различных областях, предупреждая конфликтные эксцессы или умело обходя их;

‒ индивидуально работать над формированием собственного интеллекта [2].

Рассмотрим педагогические условия использования метода проектов при обучении младших школьников.

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта. Формирование исследовательского метода предполагает организацию на уроках процесса выработки новых знаний, закрепление и систематизацию пройденного материала. Главным результатом проектно-исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт.

Данная деятельность призвана развивать: научное мышление, интеллектуальную инициативу, коммуникативные качества личности, творческий подход к собственной деятельности, представления о межпредметных связях. Также в процессе данной деятельности активизируется интерес к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, обеспечивается установка на престижность знаний. Эффективность использования данного метода объясняется фактом самообразования учащегося при помощи учителя. Педагог в данном случае играет роль координатора, направляющего деятельность учеников.

В научной литературе описаны этапы проектно-исследовательской работы: проблематизация — определение проблемы; целеполагание — трансформирование проблемы в личностно-значимую цель; планирование — проект проведения работы; реализация — действенный этап воплощения проекта в жизнь; рефлексия — последняя ступень, предполагающая осознание, анализ работы, попытку увидеть перспективу, оценка своих действий.

При разработке урока, включающего в себя ознакомление с одним из этапов проекно-исследовательской работы, учитель уточняет положения математической теории, выполняет соответствующий анализ научных сведениц, подбирает темы для проектов, формулирует вопросы, ответы на которые будут помогать детям в реализации проекта.

В учебниках математики разных образовательных систем уровень введения понятий различен, но при этом заложена концепция образования исследовательских умений, что имеет немаловажное значение при выполнении проекта. Применение проектного метода обучения предусматривает знание учителем концепции формирования и перечня исследовательских умений.

Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской работы в учебную деятельность младших школьников. Подобная работа проводилась нами в период педагогической практики.

Далее ребенок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем он может оформить работу в виде коллажа либо реферата, а на самом уроке — представить и защитить проект.

Проект может быть как единоличным, так и групповым, как творческим, так и практически-направленным, а плодом проектной работы является творческий продукт. Посредством осуществления метода проектов достигается самосовершенствование ученика. Метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке.

Тип занятия: Урок-проект.

Класс: 3

Форма проведения: Презентация проекта.

Цель занятия:

- Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

- Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

- Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

- Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, клетка, подарки, письма, плакаты.

Паспорт проекта:

◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение; русский язык, музыка.

◆ Участники – ученики 3 класса

◆ Проблема – Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружа-ющую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

- изучение условий жизни на Земле;

- изучение экологической проблемы Земли;

- развитие аналитического, абстрактного мышления;

- развитие умений применять знания на практике;

- развитие познавательной поисковой деятельности;

- развитие умений учебного труда;

- развитие воли и самостоятельности.

- формирование познавательной и исследовательской деятельности;

- формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

- формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

- формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

- формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

- формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

- воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

- воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

- воспитание умений работать в группе, в коллектив;

- воспитание эстетических взглядов

- воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

Задачи: формировать представление учащихся об экологической грамотности.

- развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

- как эта тема волнует людей;

- как ученики могут помочь своей малой Родине?

- участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы;

- на уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик;

- участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;

◆ По характеру контактов – внутриклассный, групповой.

◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- деятельностный подход к обучению;

- построен на методах проблемного обучения;

- обучение групповой деятельности;

- развитие самовыражения учащихся;

- формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

- воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

◆ По продолжительности – долгосрочный.

Ход урока:

I Введение. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……

(Земля наш общий дом).

II Утверждение тематики проекта.

- Кто прочитает тему нашего урока? (запись на доске)

- Почему именно так называется наш заключитель-ный урок? (подумайте и на этот вопрос вы мне ответите в конце урока). Сегодня мы работаем по такому плану. (план на доске). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

- В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно).

- Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитате-ли водных просторов имеют дом? ( Да)

- Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.)

- Значит их дом можно назвать одним словом (природа)

- Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для меня на протяжении многих лет привлекательными были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Например, в процессе игровой деятельности, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. В соответствии с возрастными особенностями детей программой предусмотрена непосредственная проектная деятельность, начиная со второго класса. В первом классе мною проводится подготовительная работа, и выполняются творческие задания и упражнения, так как дети ещё малы для проектирования. Выбор темы и уровень сложности проектов во 2-х, 3-х, 4-х классах зависит от возрастных особенностей учащихся, от приобретённых знаний. Конечно, разговор идёт не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это лишь элементы проектной деятельности. Поскольку проектная (творческая) деятельность возможна только на базе определённой группы знаний, умений и навыков, и занимает времени значительно больше, чем творческая практическая деятельность отдельного ребёнка по индивидуальному заданию. Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса. В своей практике для начальной школы применяю в основном творческие, коллективные мини-проекты рассчитанные на 2-3 урока. Тематика их весьма разнообразна. Опыт подсказывает, что дети работают с большим интересом и увлечённостью, когда все темы объединены общим замыслом и посильны пониманию ребенка.

Оценка проекта имеет интегративный характер и включает в себя все этапы его выполнения. При защите проектов дети используют загадки, кроссворды, и другие формы представления вспомогательной информации. Одной из важных составляющих подготовки к коллективной творческой работе является деление учащихся на группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Такая работа помогает сдружить учащихся и позволяет детям научиться добывать нужную информацию, слаженно работать в группе. В конце урока проводится выставка индивидуальных и групповых творческих работ. Опираясь на требования программы, представляю одну из своих разработок поурочных планов по проектной методике.

Тип занятия: обобщающий.

Форма урока: творческий проект.

Используемые технологии: проектная деятельность, здоровьесберегающая, дифференциация и индивидуализация, информационные, интеграция.

Время проведения: 2 урока.

Выполнила: учитель начальных классов Солдатова О.А.

Коллаж “Царство деревьев”.

Обучение учащихся проектной деятельности.

Создание коллажных работ строящихся на основе полученных знаний умений и навыков.

Развитие умения определить последовательность технологической цепочки выполняемой работы.

Воспитание чувства совместного труда в создании одной работы.

Оборудование: компьютерная презентация, подготовленный фон, клей ПВА, цветная бумага, кусочки ткани, распущенный трикотаж.

1. Организационный момент.

2. Обьявление темы и целей урока (1 и 2 слайды).

“Кто посадил дерево – того благословят внуки, кто срубит – того проклянут дети”.

Эта народная мудрость точно выражает отношение наших предков к деревьям, отношение почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всякими начинаниями.

3. Установочная беседа. Проверка готовности учащихся к уроку.

Вывод: Характеристика деревьев.

Виды деревьев (хвойные, лиственные). Слайды 6–7

Размеры: (большие, маленькие, средние, толстые, худые.)

Форма: (овальная, круглая, треугольная). Слайды 8, 9 и 10

Рассматривание картин художников пейзажистов. Посмотрите, пожалуйста, на эти картины и скажите:

Как можно назвать картины выполненные из различных материалов.

Коллаж – техника создания картин способом наклеивания. (Слайд 11)

Как называются изображения картин природы? (Пейзаж)

Каких русских художников пейзажистов вы знаете? (Слайд 12)

Практическая работа.

Сегодня на уроке я хочу, предложить каждому из вас уподобиться тому или иному дереву изобразив его в виде плоской или полуобъёмной аппликации.

Руководствуясь данной таблицей, и имеющимися у вас под рукой инструментами и материалами вы должны выбрать определённый вид дерева и создать его образ, а затем совместить эти деревья в общий коллаж на основе имеющихся у вас знаний, умений и навыков. Вы побываете в роли конструкторов-технологов и рабочих.

План работы. (Слайд 13)

Заготовка основных деталей.

Расположение их на фоне.

Повторение правил рабочего человека. (Слайд 14)

Самостоятельная работа детей. Дифференцированная помощь учителя, учащимся с разным уровнем подготовленности. (Слайд 15)

Физкультминутка.

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки).

Выставка и оценка работ. (Слайд 16)

После выполнения коллективной практической работы мы все вместе будем контролёрами и обсудим выполненные нами работы по следующим критериям.

Защита(название, эрудиция, полнота представленной работы)

Правильность выполнения (аккуратность, оригинальность).

Итог работы (Слайд 17)

“Говорят, каков мастер, такова и работа”.

Каждый настоящий мастер вкладывает в свою работу своё умение, свою душу. Настоящих мастеров узнают по их работе.

Мне очень нравится ваш коллаж. А вам? Я думаю что такая работа украсит интерьер нашей школы. “Хорошая работа два века живёт”. Спасибо всем за работу. (Слайды 18 и 19).

6. Домашнее задание.

Цели урока.

  • Обучение проектной деятельности.
  • Закрепление знаний и умений уч-ся размётке и обработке различных материалов.
  • Воспитание чувства самостоятельности, трудолюбия, коллективизма.

Легенды о деревьях

Легенды о деревьях

Легенды о деревьях

Виды деревьев.

Виды деревьев.

Форма деревьев

Формы деревьев.

Коллаж-техника создания картин способом наклеивания плоских или обьёмных материалов.

Коллаж-техника создания картин способом наклеивания плоских или обьёмных материалов.

Оценить 377 0

Конспект занятия с применение проектной деятельности.

Внеклассное занятие по русскому языку и литературе -

творческий проект.

3 класс

Пословицы и поговорки.

- Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

- уточнить значения некоторых из них;

- развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

- анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками,

познавательные: логические, анализ объектов с целью выделения признаков.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

группа 3 – найти пословицы народов мира;

группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Регулятивная: целеполагание, планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование;

общеучебные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи, рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения;

общеучебные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов в условии действия; коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)

Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)

Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)

Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики.)

Что скажут про нерасторопного? (Улитка идёт, когда-нибудь прибудет.)

Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут.)

Инсценировка рассказа

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

Дареному . в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда . на горе свистнет. (Рак.)

. рубят – щепки летят. (Лес.)

Не . так и не мычи. (Ко рова.)

Не плюй в . – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому . – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Читайте также: