История кубани в архитектуре кубановедение 4 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок кубановедения 4 класс

Тема: История Кубани в архитектуре

Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани.

Личностные результаты: Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа; умение работать в группе.

Предметные результаты: ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани.

Материально - техническое обеспечение:

Печатные пособия: физическая карта Краснодарского края

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор

Педагогическая технология: технология деятельностного метода; решение проектных задач.

Тип урока: изучение нового

Самоопределение к учебной деятельности.

-Вы любите путешествовать?

-Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете?

-Ребята, рассмотрите фотографии. Что отражено на них?

-Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения).

- Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

— проявлять интерес к архитектуре и истории края

Актуализация знаний и пробного учебного действия.

- Тогда попытаемся разобраться в этом вопросе.

- Как называется тема нашего урока?

- Какие задачи мы перед собой сегодня ставим? (изучить особенности построек на Кубани в разные исторические эпохи; выяснить какой материал использовали при строительстве; определить назначение построек; ознакомиться с трудом и бытом казаков).

- Давайте проведём урок необычно - в форме путешествия.

Выявление места и причин затруднения

- Начнем мы наше путешествие с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди . Известно, что древний период истории Кубани по-своему интересен.

-Рассмотрите ленту времени в рабочей тетради с. 43. Определите, когда на Кубани появились древние люди? (500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди)

- Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда.

- Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека?

Предположим…

- Проверьте свои предположения прочитав текст в учебнике на с.81 I абзац.

- Кто подтвердил свою гипотезу?

- Что нового узнали? (Археологами обнаружена открытая стоянка древних людей около посёлка Ильский)

- Найдем на карте посёлок Ильский?

- Все открытия мы записали в таблице. Поработайте в группах, расскажите друг другу об итогах первой экспедиции (Обязательное условие: каждый в группе должен сказать не менее одного предложения).

Проверка работы в группах.

- Расскажите о жилищах древних людей?

Работа с картой.

Развитие монологической речи

Построение проекта выхода из затруднения.

- Ответьте на вопросы и узнаете, в какую историческую эпоху вам предстоит перенестись?

1. Определите по ленте времени период, когда жили меоты на Кубани? (Первое тысячелетие до нашей эры)

2. Когда казаки переселились на Кубань? Подсказка с. 33. (Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого высадился на берегу Кубани в 1792 году. А второй отряд во главе с Захарием Чепегой двигался посуху к Ейску).

3. Когда образовался Краснодарский край? (Краснодарский край образовался в 1937 году)

-Отметим эти временные рамки в таблицах.

-Итак, исторические времена определены. Продолжим наше путешествие, разбившись на три экспедиции.

- Давайте определим план наших действий.

(В ходе фронтальной беседы появляется план действий каждой экспедиции)

1. Прочитать информацию в учебниках

2. Заполнить таблицу ( Приложение 1 )

- Где найти необходимую информацию? Конечно в учебниках.

I экспедиция - с. 81. II абзац

II экспедиция - с.82

III экспедиция работа по индивидуальным информационным источникам.

Дополнительное задание (кто работает быстро) (Рабочая тетрадь с.18)

— выполнять задание в соответствии с целью.

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— оценивать правильность выполнения учебного задания.

Реализация построенного проекта

Самостоятельное изучение информации в учебниках, дополнительных источниках. Заполнение таблиц.

выполнять задание в соответствии с целью.

Первичное проговаривание во внешней среде.

— формулировать речевое высказывание;.

- Расскажите о жилищах меотов.

- Предлагаю решить историческую задачу: Когда учёные ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят керамическую посуду. Они имели красноватый цвет и расписанный чёрным лаком. Такую посуду находят не только в древне греческих городах, но и там где жили меоты. Значит меоты сами ….(изготавливали посуду, похожую на греческую).

- Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

- Как называлось поселение меотов? (Городище)

- Прочитайте в словаре, каковы особенности городище? ( Городище огораживали рвом, валом и частоколом).

- Исторический факт. В излучине реки Кирпили находилось Новоджерелиевское городище. Возводить жилища на рыхлой почве не просто. Поэтому строительную площадку заливали плотной глиной.

- Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее период переселения казаков на Кубань.

- Как выглядели первые казачьи поселения? ( В первые годы существования казачьих поселений в трудных условиях военного времени сооружали временные постройки – землянки, полуземлянки, крытые камышом и соломой)

-Р аньше слово станица означало не населённый пункт, а боевой или охотничий отрядом. Как же велось строительство станиц на Кубани в 18 веке? ( В центре станицы одна или две площади, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней).

- Как выглядела хата снаружи? (Казачьи хаты всегда выглядели аккуратными и нарядными. А все оттого, что обычно их белили известью. Такие дома еще называли мАзанки. Окна выходили на южную сторону. Глухая стена дома (без окон) располагалась с ветреной северно-восточной стороны).

- Что же располагалось во дворе? (Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник, Обычаем было отдельное строение).

- Как называли казачье жилище? (Хата, мазанка, курень)

Строить дом в степи -

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая?

1. Турлучные хаты наиболее характерными на Кубани. С троили их на основе деревянного каркаса. От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной.

2. Саманные дома. Саман – материал, состоящий из нескольких компонентов. Почти во всех домах пол был глинобитным. Деревянный пол был только у богатых.

3. Глинобитные дома – литые стены этих домов сооружались путём забивки деревянной опалубки глиной.

4. Вальковые стены – возводились из крупных (до 7 кг) круглых или овальных глиняных комьев, которые накладывались друг на друга рядами (шарами) высотой до 60-70 см. Каждый ряд в течение нескольких дней просушивали.

-Историческая задача: Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома?

(Жилище и материал, из которого возводятся постройки, во многом зависят от местных географических условий и климата. В равнинной части почти полностью отсутствует камень. Поэтому здесь в строительстве используют глину, камыш, солому и дерево).

-А какой была наша станица брюховецкая многие десятки лет назад? Об этом помнят лишь старожилы. Они хранят в памяти воспоминания своих отцов и дедов о далёких временах. Районо- краеведческий музей считается памятником архитектуры.

-Узнайте, кому принадлежал раньше этот дом (Был построен в 1897г. и принадлежал купцу Виктору Игнатову).

- Что связывает дом–музей и детскую больницу? (Купец Виктор Игнатов построил школу для иногородних. Нынче это здание районной детской больницы).

- На смену глине в 70-х годах приходит кирпич.

Знаменитый след в архитектуре Кубани конца 19 века и начала 20 века оставил архитектор И.К. Мальберг.

-И тому есть подтверждения в нашей станице. По проекту Ивана Климетьевича Мальберга в 1904г. построено двухэтажное здание училища. Сегодня это здание школы №1.

Архитектура Краснодарского края

- Мы знаем, что датой образования Краснодарского края считается 13 сентября 1937 года.

- Какие изменения в архитектуре края произошли за 75 лет нам расскажет III экспедиция.

- Из чего строят современные дома?

- Какие материалы используют для строительства?

- Что построили за 75 лет?

. Краснодарский государственный цирк построен в 1970 году. Сейчас краснодарский цирк — это 1654 посадочных места и два действующих буфета. Цирк оснащен манежной световой и звуковой аппаратурой, сканерными пушками.
Арена нередко служит и концертной площадкой: ежемесячно здесь выступают звезды российской эстрады.

В кинотеатре "Аврора" давно любимым большинством краснодарцев и гостей города всегда можно увидеть последние новинки российского и мирового кинематографа. После ремонта в зале кинотеатра были установлены новые кресла и заменено оборудование.
Для детей в кинотеатре проводятся дополнительные мероприятия, имеется специальная детская комната.

В большом зале кинотеатра установлено новейшее цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3 D .

Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство длилось 19 лет. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Войсковой собор решили восстановить на новом месте — в начале улицы Красной. 28 мая 2006 года собор Алесандра Невского полностью восстановлен.

В столице Кубани воссоздали Александровскую триумфальную арку, построенную для приезда императорского кортежа. В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского императора Александра III . В качестве подарка казаки и общественность выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город.Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению советской власти арка была снесина.
В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани. Правда, сооружение стоит не на своем месте, так как за сто лет город изменился, и сейчас этот перекресток сильно загружен транспортом.

Атамань — комплекс казачьей станицы в натуральную величину под открытым небом. Находиться на берегу Таманского залива Чёрного моря. Открыт в августе 2009 года. Комплекс казацкой станицы построен в натуральную величину. Комплекс состоит из нескольких улиц, на которых каждое подворье представляет отдельный промысел гончара , сапожника , цирюльника , хат простых казаков , атамана . Есть школа , мельница . Над комплексом возвышается часовня . И как когда-то казаки строили хату всем миром, так же Атамань строили все районы Краснодарского края. Наш Брюховецкий район демонстрирует дом конюха.

— творческое отношение к процессу составления рассказа об архитектуре края

— выполнять задание, используя приобретённые знания и умения;

— выбирать вариант выполнения задания.

— адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения: рассказывать об особенностях архитектуры заданной эпохи

Включение в систему знаний и повторение

- По предложенным картинкам определите эпоху и назначение жилища.

- Работа в тетрадях с. 19.

— различать жилище меотов и древних людей,

- определять хату казака, архитектурные памятники

Рефлексия учебной деятельности

1. Для меня важно знать об … , для того, чтобы …

изучать историю края, учиться рассказывать об архитектуре, потому …

2. Закончите предложение:

Я доволен(льна) … (очень, не очень) тем , что могу самостоятельно рассказать о ….

— проявлять интерес к изучению темы.

Демонстрируется запись в электронных дневниках

С. 83 Узнай, как выглядело жилище твоих предков. Попробуй сделать макет жилищ, Расскажи по плану.

Материал содержит разработку, в которой ученики знакомятся с особенностями архитектуры на Кубани в разные исторические эпохи, используется групповая работа, после которой учащиеся заполняют сравнительную таблицу и отвечают на проблемные вопросы.


Оценить 11365 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.


Еще со времен первобытнообщинного строя люди открыли для себя потребность в жилище. С того же времени берет свое начало развитие зодчества. Сначала это были сооружения из подручных природных материалов, позже из стекла и бетона, сегодня при сооружении зданий во всю применяются материалы искусственного происхождения, а современную стройку невозможно представить без мощных машин и механизмов.


Жилище казаков в 19-м веке:

В то время они ещё не научились строить дома. Но в результате глобального изменения климата и похолодания, были вынуждены организовывать себе укрытия, которые впоследствии преобразовывали в жилище. Сначала это были самые примитивные места для их обитания, в виде пещер и ущелий, где можно было укрыться от холода, ветра и осадков, а также и от нападения зверей. Заселяя пещеры, человек обживал входную часть и использовал место перед входом в пещеру, а внутри жилища разжигал костры. Много таких пещер было обнаружено по побережью Чёрного моря, в горах Кавказа.


Жилище первобытного человека ↗

Постепенно люди научились строить себе жилье из подручных средств, в основном это были сооружения из костей и шкур крупных животных, для стен и крыши, как правило использовались ребра и бивни мамонта.

Остатки одного из таких жилищ были найдены в 1898 г. известным французским археологом Ж. де-Баем в Северском районе Краснодарского края в непосредственной близости от поселка Ильского*. Предположительно древние люди жили здесь около 100 тысяч лет назад.

Со временем жилища изменялись. Более двух с половиной тысяч лет назад на землях Кубани проживали племена меотов. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, владели гончарным, кузнечным, ткацким ремеслами.

Селились меоты по высокому берегу реки Кубани. Река и укрепления защищали их от врагов.

Меотское жилище по форме напоминало гигантскую корзину из камыша, обмазанную глиной, крыша была тоже из камыша.


Меотское жилище (реконструкция)

Археологами обнаружено около 200 меотских поселений, раскопано несколько тысяч захоронений. Наиболее известный в Краснодарском крае памятник меотской культуры – городище, расположенное на правом берегу реки Кубани, на окраине станицы Елизаветинской. Это был крупный торговый и ремесленный центр.

В VI веке до н.э. Таманский полуостров активно осваивался греками, которыми были образованы колонии Фанагория и Гермонесса. По найденным развалинам был восстановлен внешний вид жилищ. Это были сооружения с глинобитными стенами на каменном фундаменте.

  • Фанагория – древнегреческая колония. Была расположена на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове в 25 км к северо-востоку от Гермонассы. Служила второй после Пантикапея (азиатской) столицей эллинистического Боспорского царства. После входила в состав Византийской империи, затем Хазарского каганата.
  • Гермонасса – один из древнейших городов Таманского полуострова, был расположен на территории нынешней станицы Тамань Краснодарского края.

Началом заселения Кубани Черноморскими казаками относится к ХVII веку, в частности к периоду после двух русско-турецких войн. Тогда Казаки стали приезжать на Кубанскую землю и селиться здесь вместе со своими семьями и всеми своими пожитками. Сначала они жили в землянках, которые рыли сами, но позже, ознакомившись с местными условиями, стали строить дома.

Это были и вальковые глинобитные хаты, которые сооружались из овальных глиняных комьев с соломой, которые укладывались рядами и просушивались, и литые, когда глину с соломой забивали (вмазывали) в хворостяную (турлучную) основу стены.

Иногда строили обычные украинские дома – “курени” – длинные, слегка углубленные в землю одноэтажные глинобитные постройки с земляным полом, камышовой или соломенной четырехскатной крышей с бойницами в стенах, побеленные снаружи.

Постепенно появлялись турлучные хаты, а позднее, со временем основания Кубани казаками, и дома из саманного кирпича*.

В Темрюкском районе Краснодарского края на берегу Таманского залива существует необычный музей под открытым небом, представляющий собой воспроизведение настоящей казачьей станицы давних лет.


Фото Петра Иванова, передано в общественное достояние ↗


Фото Петра Иванова, передано в общественное достояние ↗

Первые станицы на Кубани основали в XVIII веке казаки-переселенцы. Обычно застройка велась по плану. В центре станицы – площадь с церковью, школой, станичным правлением.

Во дворе размещались амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.


Казачий курень XIX век

Со второй половины ХIХ века дома стали возводить на фундаменте, а камышовые крыши заменять черепицей. Теперь передний и задний фронтоны зашивали досками, вдоль краев крыши клали украшенную резьбой доску, а на месте стыка скатов нашивали деревянную фигурную дощечку, которую называли “хлопец”. Более зажиточные казаки укрывали крыши хаты кровельным железом, цинком.

Тогда же широкое распространение получило и кирпичное строительство. А к концу 19 столетия в столице края красовались двух и трехэтажные здания гражданского назначения.

В 60 годы в Краснодаре основным типом жилого дома становится кирпичная пятиэтажка, а со второй половины 70-х – 9-ти этажные дома. В станицах многоквартирники стали строить в конце 60-х начале 70-х годов, и как правило ограничивались пятью этажами.

Для строительства общественных и промышленных зданий, теперь использовались только кирпичные или железобетонные материалы.

На сегодняшний Кубанская столица застраивается целыми комплексами многоэтажных и многоподъездных домов высота которых достигает 25-ти этажей.


*Зодчество – искусство проектировать и строить.

*Саман – кирпич-сырец из глинистого грунта с добавлением соломы или других волокнистых растительных материалов для строительства малоэтажных построек. Является одним из древнейших строительных материалов. Его использовали древние египтяне ещё в 5—4 тысячелетии до н. э. Саманные стены обороняли вторую Трою (2600—2300 годы до н. э.). Основное применение материал находил в местах, не имевших лесов, и, как следствие, возможности возводить деревянные постройки. Главным образом это страны Азии. В России саманные дома часто встречаются в сельской местности, преимущественно в южном федеральном округе; также в южных областях Украины и Молдавии.

    источников, задействованных для подготовки некоторых материалов сайта ↗
  • Использование материалов с сайта может осуществляться только в соответствии с Правилами сайта и требованиями внутреннего и международного законодательства

Око Кубани

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе

Познакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани в различные эпохи.

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани.

Личностные результаты

Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Познавательные: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа;

Коммуникативные: умение работать в группе.

Основные понятия и термины

Архитектура, Меоты, Горгиппия, Гермонассса, жилище, эпоха, народы, дольмены, труд.

Методы, формы работы

Образовательные ресурсы

Учебник по кубановедению, рабочая тетрадь, ММП, карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность

I .Организационный момент.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

3.Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я, меня зовут Светлана Борисовна.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

- Сядьте ровно, руки положите перед собой и не забывайте, что при ответе нужно поднимать руку.

- Проверим готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник кубановедениея, тетрадь, пенал.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Работа по карточке.

- У вас на столах лежат карточки, вам необходимо решить тест.

1. Сколько народов проживает на территории нашей страны? (Около 200 народов)

2. Что такое архитектура? (Искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека)

3. Как назывались люди, которые с древности заселяли территорию Краснодарского края? (Первобытные люди)

Следит за индивидуальным выполнением заданий на карточке.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1.Введение в тему урока (на основе анализа языкового материала), постановка проблемы.

-Вы любите путешествовать? (да)

-Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете? (достопримечательности)

- Правильно, вы фотографируете достопримечательности, а если назвать их иначе архитектуру.

-Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения).

- Посмотрите на фотографии. Чем примечательны современные архитектурные сооружения?

- Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

- Тогда попытаемся разобраться в этом.

Создает проблемную ситуацию.

Анализируют проблемную ситуацию.

2. Определение темы и задач урока

-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока?

(Жилища различных эпох)

-Какие задачи поставим перед собой?

· Познакомиться с архитектурой Кубани;

· Изучить историю Кубани по архитектуре;

· Изучить особенности жилищ на Кубани в разные исторические эпохи.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV . Изучение нового материала

1.Рассказ о архитектуре Кубани в разные временные эпохи.

-Сейчас я вам предлагаю осуществить путешествие во времени и перенестись далеко в прошлое и посмотреть, как всё было раньше.

- Вы знаете, что территорию Краснодарского края с древности заселяли первобытные люди. Их жилищем были пещеры, которых много было обнаружено по побережью черноморского побережья, в горах Кавказа.

-Позже люди научились строить хижины из шкур и костей животных.

-Можно ли сегодня построить такое жилище?(нет, да.)

- Почему? Хотели ли бы вы жить в таком жилище?(нет)

- Будет ли оно крепким и надежным, теплым, уютным?(нет)

- Ребята, что такое дольмены?

Дольмены - это огромные плоские каменные плиты, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты сверху пятой плитой.
( Слайд 4)

Дольмены – это одна из загадок древности. В Краснодарском крае – тысячи таких древних загадок. Архиологи изучают их, эзотерики общаются с духами дольменов, а большинство людей – прикасается к древним памятникам архитектуры, в надежде, что это подарит им удачу.

Дольмены – это действительно сама древность. Эти памятники истории пришли к нам из 2-4 тысячилетий до нашей эры. По древности, загадочности и обилию легенд дольмены могут соревноваться с египетскими пирамидами. Они даже древнее пирамид, самые ранние из которых построены всего лишь в середине третьего тысячелетия до нашей эры.

И действительно, дольмены чем – то напоминают столы – четыре каменные стены и плита-крыша.

Виды дольменов.

Обычные или плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит. (Слайд 5)

Составные - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней. (Слайд 6)

Корытообразные - вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами. (Слайд 7.)

Дольмен-монолит - камера полностью вырублена в скале через входное отверстие. ( Слайд 8)

-Кости каких животных могли использовать древние люди?(буйволов, мамонтов, быков и многих других животных)

-Люди проживали в пещерах всю свою жизнь (анализ внутренего убранства пещеры).
- Посмотрите, что изображено на картинке? Чем пользовались древние люди, живя в пещере?

-Такое жилище нашли при археологических раскопках на территории станицы Ильской.

-Прошли тысячелетия, прежде, чем люди научились строить жилища, напоминающие корзины, обмазанные глиной, с крышей из соломы и камыша.

-Так выглядело жилище меота. Вспомните, кто это? (Меоты – кочевые племена, которые в давние времена жили на Кубани)

-Опишите по картинке, как выглядело жилище снаружи.

- Так выглядило жилище скифа. Помните, кто это? (Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная.)

Позже на территории Черноморского побережья стали селиться греки. В основном на Керченском полуострове.

- На территории нашего края , в районе города Анапа, археологи нашли следы древних греческих поселений-Синдской Гавани, названной Горгиппией, а на Таманском полуострове процветал город Гермонасса.

-Греки занимались торговлей, мореплаванием, земледелием, скотоводством, строили дома и храмы из камня, Имели очень высокую культуру.

-Греки основали первые города. На улицах стояли домики сельского вида, принадлежавшие беднякам, и усадьбы зажиточных горожан. Внутреннее убранство дома было красивым и аккуратным.

Слайд 18. Херсонес .

-Обратите внимание на этот слайд. Как вы думаете, что это? (древний храм греков)

- Натухайцы – крупное воинственное племя адыгов, аулы которых располагались в горах, ближе к морю.

Дома они строили из хвороста, переплетающие вбитые в землю колья и обмазывали их глиной.

-До переселения казаков основным населением были адыги. Вот как выглядели их дома.

- Когда появились первые казаки на Кубани? ( в августе 1792 год на Тамани.)

-Ими и были освоены большинство городов , поселений и станиц края. Места для первых пристанищ определялись жребием, а названия переселенцы принесли с собой с Украины от имен известных казаков, например ст. Титоровская, ст. Васюринская, ст. Мышастовская, или городов Полтава- ст.Полтавская, Корсунь - ст.Корсунская.

-А вы знаете, наша станица Ленинградская раньше называлась Уманской? Она получила свое название от древнего города Умань.

- Казаки живо интересовались обычаями и традициями черкессов. В результате общения с местным населением казаки отличались друг от друга и были не похожи на русских.

- Из какого природного материала казаки строили свои хаты?(соломы, камыша, хвороста, глины, это был каркас из прутьев, обмазанный глиной)

-Кто еще использовал такой способ строительства? (Адыги)

-Пол был глинобитный (Что означает это слово? (пол из толстого слоя утоптанной голой глины), хату белили.

- Как выглядит хата казака изнутри?

Она делилась на два помещения – великая хата с русской печью в заднем углу и малую хату. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

- Что необычного есть в казачьей хате?(разделение на две части)

- В 1890-1896 годах в Турции начались погромы армян, следствием которых явилось их массовое бегство на Кавказ. Армяне первоначально строили дома без фундамента. Дома были прямоугольной формы, имели камышовую или черепичную кровлю. Пол в жилище был земляной.

-В 1896 году по решению правительства в районе Анапы были поселены 1021 человек из Германии, для повышения культуры местного населения.

-Немцы вызывали всеобщее уважение своей аккуратностью и трудолюбием. Их дома строились на высоком фундаменте с высоким цоколем. Крыши были двускатные, крытые черепицей, потолки в домах высоки.оштукатуренные, окна узкие и высокие. Полы деревянные, доски для пола перед настилом обрабатывали известью и под пол насыпали слой известковой пыли, так не заводились грызуны и гниль.

Рассказывает об архитектуре Кубани разных временных эпох.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно!

(Руки к плечам, потом вверх; потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Осуществляет профилактику переутомления у учащихся. Показывает образец выполнения упражнений.

Выполняют упражнения по образцу.

V . Закрепление изученного

1.Работа по карточкам

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите их в руки.

- Вам необходимо сначала составить соответствие между народами и их жилищами.

Дает задание, следит за его выполнением.

IV .Итог урока

-Что мы узнали на уроке? (Мы узнали на уроке, в каких домах жили люди, населявшие территорию Кавказа и Черноморского побережья в прошлом.)

Читайте также: