Законодательство рф о структуре и порядке формирования органов государственной власти конспект

Обновлено: 04.07.2024

Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 326-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ (Российская газета, N 72, 07.04.2010) (вступил в силу с 1 августа 2011 года);

Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

В документе также учтено:

В настоящий Федеральный закон с 1 января 2009 года вносились изменения на основании статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 260-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, действующие на день вступления в силу Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ - абзац первый статьи 3 Федерального закона от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

Принят
Государственной Думой
22 сентября 1999 года

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2003 года Федеральным законом от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 2. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 2_1. Государственные должности субъектов Российской Федерации

Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства

Статья 3_1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации

ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ) ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 4. Основы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Положения статьи 4 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ) применяются к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, выборы в которые назначены по истечении ста дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, - см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. При этом наименование указанного органа не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти (пункт дополнен с 26 июня 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 376-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

а) не менее 15 и не более 50 депутатов - при численности избирателей менее 500 тысяч человек;

б) не менее 25 и не более 70 депутатов - при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;

в) не менее 35 и не более 90 депутатов - при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;

г) не менее 45 и не более 110 депутатов - при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 42-ФЗ)

4. Не менее 25 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 25 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах. Данное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 303-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Положения абзаца второго пункта 4 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ) не применяются в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации созывов, избранных до 15 июля 2006 года, - см. статью 2 Федерального закона от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ.

- Примечание изготовителя базы данных.

- Примечание изготовителя базы данных.

Депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, указанных в пункте 4_1 настоящей статьи, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями.

- Примечание изготовителя базы данных.

Порядок деятельности фракций и порядок формирования и деятельности других депутатских объединений устанавливаются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 9 января 2009 года Федеральным законом от 3 декабря 2008 года N 249-ФЗ).

(Пункт дополнительно включен с 4 августа 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 107-ФЗ)

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: Изучить с личным составом структуру органов государственной власти.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Воспитывать благородство, прививать любовь к Родине, формировать высокие морально-психологические качества.

1. Основы конституционного строя РФ.

2. Особенности избирательного процесса в Вооруженных Силах и участия военнослужащих в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: клуб, библиотека.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: ______

1. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. – М., 1947.

2. Гордиевский А., Стрельников В. История развития организационной структуры и вооружения российских вооруженных сил (от русских дружин и ополчений до современной армии и флота)// Ориентир. – 2002. — № 2.

3. А.Чаевич «Государственно-политическое развитие и конституционные основы РФ (Ориентир – 2000, № 8).

Российское государство провозглашено и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают наиболее важные и принципиальные черты нашего государства и составляют основы его конституционного строя. Таким образом, основы конституционного строя* — это основные принципы, начала, лежащие в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

Они определяют все последующее содержание Основного Закона и им не могут противоречить никакие другие его нормы. Положения главы в Конституции РФ, устанавливающие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в Конституцию поправок и изменений — возможно только принятие новой Конституции.

Статья 1 Конституции определяет Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется также конституционным признанием многопартийности.

Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоев населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

Правовое государство — это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм — это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и ее субъектами и органами местного самоуправления. Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация — смешанная (полупрезидентская) республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики.

Верховная государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия. Конституция РФ устанавливает, что Россия — это светское государство . Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания.

В соответствии со ст. 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо следует отметить ст. 36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений. Наличие в государстве конституции не означает, что в нем уже установлен конституционный строй.

При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву. Как показала практика это — длительный процесс, предполагающий осознанную потребность всех граждан России строго исполнять Основной Закон страны. За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные перемены — Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность.

Россияне избирают Президента, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления. Однако построен лишь каркас правового государства. Дальнейшее его укрепление потребовало решения целого ряда неотложных задач.

Одним из первых шагов по укреплению российской государственности стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента. 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ.

В задачи этого должностного лица входит организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, а также о политическом, социальном и эко-номическом положении дел в нем, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Полномочный представитель должен обеспечивать и реализацию кадровой политики главы государства.

Второй шаг в укреплении нашей государственности определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России.

Ведь именно отсутствие в государстве единого конституционно-правового пространства является одним из наиболее опасных проявлений дезинтеграции. А такое пространство формируется, как известно, только при условии обеспечения в правовой системе страны реального верховенства федеральной Конституции и федерального права, соответствия им конституций, уставов, законов субъектов федерации.

Это провозглашенное в Конституции России верховенство торпедируется многочисленными региональными нормативными актами, включая конституции, противоречащими федеральным конституционным принципам и нормам, федеральным законам, да и нередкими отклонениями от федерального права при правоприменении на местах.

В большинстве республик изменения в конституции уже внесены. Главное, однако, заключается в том, чтобы обеспечение верховенства Конституции России, формирование единого конституционного пространства, в котором гарантируются права и интересы Федерации и ее субъектов, единые права и свободы человека и гражданина стали повседневной заботой всех, кто наделен соответствующими конституционными полномочиями и обязанностями Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, судов, прокуратуры.

Как показала жизнь, последствия таких нарушений катастрофичны. Из подобных, казалось бы, частных вопросов постепенно вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для еще более опасного зла — терроризма.

Следующий шаг укрепления власти в стране — реформа Совета Федерации. Президент Российской Федерации Владимир Путин не раз подчеркивал, что власть в стране должна быть работающей. Каждый должен заниматься своим делом. Законодатели и в верхней, и в нижней палатах — принимать законы. А губернаторы, на которых лежит огромная ответственность за социальное благополучие людей, за успех регионального хозяйства, должны исполнять свою работу.

Глава исполнительной власти, то есть губернатор или президент субъекта Федерации, самостоятельно назначает члена верхней палаты. Правда, его решение вступает в силу только в том случае, если на ближайшем заседании регионального парламента оно не бу-дет опротестовано двумя третями голосов. Представители от законодательных органов избираются региональным парламентом на срок полномочий этого органа.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим или назначившим его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществлялось его избрание или назначение. Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений.

Такой формой стал Госсовет Российской Федерации. В новый совещательный орган войдут руководители всех 89 регионов страны. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом Российской Федерации 1 сентября 2000 года. Все эти меры направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это — не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач.

Главными среди них являются: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Эти задачи будут последовательно решаться для укрепления российской государственности. 3. Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о выборах. Избрание военнослужащего депутатом является основанием для временного приостановления его службы.

Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомендуется включать представителей воинской части в состав соответствующей территориальной и участковой избирательных комиссий. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования.

После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке. Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных при воинских частях, осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.

На избирательном участке, образованном при воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по мест-ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список. Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями.

Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов. Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых задач в реализации ими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы:

Учебные цели:

1. Поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки;

2. Формировать у военнослужащих готовность стойко переносить трудности военной службы по защите Отечества.

Вопросы:

1. Организация и проведение выборов в Российской Федерации.

2. Особенности участия военнослужащих в выборах.

Место проведения:расположение;

Время:2 часа;

Материально – техническое обеспечение:Тетради и ручки на каждого обучаемого, наглядные пособия, журнал учёта ОГП.

Ход занятия:

I. Вводная часть - 5 мин

- проверяю наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию;

- довожу тему занятия и время, отведенное на ее изучение;

- довожу цель занятия-учебную и воспитательную, метод проведения занятия;

- кратко информирую о событиях в мире и Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления военнослужащие имеют право участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления и быть избранными в них.

Организация и проведение выборов в Российской Федерации.

В Российской Федерации народовластие осуществляется через систему выборов и референдумов. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан. Однако есть и ограничения. Так, Конституцией РФ установлено, что граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права участвовать в выборах и быть избранными.

Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ предусмотрены:

- выборы Президента Российской Федерации;

- выборы депутатов Государственной Думы;

- выборы в органы государственной власти субъектов РФ;

- выборы в иные государственные органы РФ и субъектов РФ;

- выборы в органы местного самоуправления.

Их порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право.

Избирательное право - система норм, регламентирующих весь избирательный процесс.

Избирательное право граждан - конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избиратель - гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом.

Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

При выборах определенную роль играет возрастной ценз.

Под возрастным цензом понимается наличие специальных условий, ограничивающих избирательное право. Так, в Государственную Думу могут быть избраны граждане, достигшие 21 года. Выдвигать свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации могут граждане, достигшие 35-летнего возраста. Право на участие в голосовании гражданам России предоставляется с 18 лет.

Главной задачей избирательной системы является обеспечение основных гарантий избирательных прав граждан России, гарантирующее свободное их волеизъявление на выборах и референдуме. При этом должны соблюдаться принципы избирательного права.

Под принципами избирательного права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие начала организации и проведения выборов. Их соблюдение делает выборы по-настоящему народным волеизъявлением. Нарушение подрывает легитимность выборов и избранных органов.

Выборы и референдумы проводятся на основе равного избирательного права - каждый избиратель имеет равное число голосов при условии, что избирательные округа должны быть равны по численности населения. Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Выборы являются прямыми, то есть избиратель голосует непосредственно за кандидата или список кандидатов. Никто не вправе участвовать в выборах вместо конкретного избирателя.

Голосование на выборах, как правило, тайное. При этом соблюдается принцип гласности, который заключается в следующем:

- все мероприятия, связанные с выборами организуются и проводятся открыто;

- обязанностью избирательных комиссий является информирование граждан о своей работе;

- средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов, получая материалы от избирательных комиссий, государственных и общественных организаций.

Подготовка и проведение выборов и референдума осуществляются на основе норм избирательного права и регламентированы избирательным процессом, который представляет собой урегулированную законом и другими социальными нормами деятельность граждан, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы. Этот процесс состоит из определенных, расположенных в установленной последовательности этапов:

Образование избирательных округов и участков.

Формирование избирательных комиссий.

Составление списков избирателей.

Выдвижение и регистрация депутатов.

Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Согласно Конституции РФ и соответствующего законодательства военнослужащие имеют равные с другими гражданами избирательные права. Закрепленные в законодательстве особенности участия военнослужащих в выборах обусловлены специфическим характером военной службы, но при этом не ущемляют их избирательных прав.

Конспект по ОГП Конституция РФ и законодательство России о структуре и порядке формирования органов государственной власти

Государственный орган - это политическое учреждение, участвующее в реализации функций государства и наделенное для этого соответствующими полномочиями.

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. К его обязанностям относится: принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами России определяет основные направления внутренней и внешней политики нашего государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период подготовки и проведения выборов Президента РФ регулируются Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535 (в ред. Указов Президента Российской Федерации от 9 декабря 2002 года № 1392, от 17 апреля 2003 года № 444 и от 25 ноября 2003 года № 1389) "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации".

Читайте также: