Презентация и конспект занятия твердые и мягкие согласные

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока. Твердые и мягкие согласные звуки.docx

Конспект урока русского языка

Личностные: развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

развивать логическое мышление;

Предметные: научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, электронное приложение к учебнику.

• развивать самоуважение, самоконтроль, умения оценивать свою работу и работу одноклассников, давать эмоциональную оценку

• определять и формулировать цель деятельности на уроке; слушать и понимать речь, вести диалог; учиться работать в паре, в группе;

• развивать логическое мышление;

• научить пользоваться полученными знаниями, преобразовывать их в соответствии с жизненным опытом; уметь применять на практике в устной и письменной речи

• Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.

• Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.

• Прививать интерес к русскому языку.

Формируемые понятия: Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.

Предметные результаты: Узнают особенности букв е, ё, ю, я, ь. Научатся: различать согласные по твёрдости – мягкости, обозначать на письме мягкость согласного звука буквами е, ё, ю, я, и буквой ь.

• Регулятивные: формировать умение работать в парах, самостоятельно.

• Познавательные: развивать первоначальное умение практического исследования языка.

• Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения.

Личностные результаты: Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности; совершенствование знаний и способов деятельности; комплексное применение знаний и способов деятельности; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.

Методы обучения : информационно сообщающий; объяснительный: инструктивный; стимулирующий, побуждающий, практический, наглядный, словесный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: тетради, цветные карандаши, раздаточный материал, учебник

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

- Проверим готовность к уроку.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

- А теперь тихонечко садитесь.

Прозвенел звонок весёлый

Вы урок начать готовы? (готовы)

Руки на месте? (на месте)

Ноги на месте? (на месте)

Спинка прямая? (прямая)

Локти у края? (у края)

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1) Минутка чистописания.

Вот что-то страшное в воде мелькнуло

Это плывёт зубастая (акула)

-Какую букву будем прописывать? (Аа)

- Возьмите большие квадраты на партах.

- Пропишите красиво буквы А- заглавную и а- строчную.

- Берем простые карандаши и выбираем королеву красоты.

- Что можете сказать о букве а? (буква а первая буква алфавита)

2) Актуализация знаний об алфавите.

- Споем песенку-алфавит. (поют)

- Расставьте слова в алфавитном порядке, а мы поможем и споем песенку еще раз.

(осень, заяц, ваза) – 3 ученика.

(дом, дуб, дача) – 1 ученик на доске расставляет слова по алфавиту.

- Давайте посмотрим, по какой букве дети расположили слова? (по первой)

- Давайте посмотрим, по какой букве Настя расположила слова? (по второй)

-Почему? (потому что первые буквы одинаковые)

3) Актуализация знаний о безударных гласных. (О или А)

На слайде слова. Г_ ра, ш_ги, к _ за, гр_ чи, м_ ря, с_ ды.

- Назовите пропущенную орфограмму. (безударные гласные)

- Как проверить безударный гласный? (подобрать проверочное слово так, чтобы гласный стал ударным).

- Какой стих мы знаем?

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

(дети поднимают карточки с нужной буквой)

-Оцените свою работу. Если у вас не было ни одной ошибки, покажите зеленый квадратик, если у вас были ошибки, покажите желтый квадрат, если во всех словах были ошибки, покажите красный квадрат.

3.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников).

- Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том (т)?

- Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.)

- Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных.

Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? (ть)

- Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных.

3. Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

- Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

(По цвету костюма).

- Почему? (мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим)

- Назовите тему сегодняшнего урока.

(Твёрдые и мягкие согласные звуки).

- Чему будем учиться на уроке?

(Учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).

- К акую цель поставим под собой?

(Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).

4. Формирование новых понятий и способов действия.

- Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши учебники. Достаньте их.

- Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

- Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому.

На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант).

Дети распределяют и записывают слова по столбикам.

5. ФИЗМИНУТКА

6 . Дифференциация гласных. Чтение слогов.

- А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.

- Прочитайте слоги парами (на-ня, во-вё, ру-рю, ми-мы, тэ-те).

- Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика (твёрдо)

- Какие это согласные (твёрдые)

-Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? (а о э у ы)

- Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика? (мягко)

Какие это согласные (мягкие)

- Какие буквы помогают обозначить мягкость? (я е ё и ю)

- Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные? (Ь)

- Давайте проверим правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр. 82 и прочитайте правило мудрой совы.

- Молодцы, сделали правильный вывод.

- Ещё раз повторим вывод: буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1). Работа в парах.

Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое – Тима.

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Дети сравнивают написание и значение слов.

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

2). Упражнение в различении согласных в предложениях. Работа в группах.

- Вставьте буквы так, чтобы слова в предложениях были связаны между собой по смыслу. У каждой группы свои предложения.

Ученик р_д хорошей оценке.

У нас билеты в первый р_д.

От мороза красный н_с.

Я дрова для печки н_с.

Мальчик б_л грубияном и б_л маленьких детей.

Зелёный л_к очень полезен.

Слава е__ яблоко.

Гриша залез на е__.

Вова м_л кусок глины.

Мой щенок ещё м_л.

- Ребята пока мы с вами выполняли задания волшебников, буквы решили пошалить и поменялись местами. Найдите и исправьте ошибки.

На берозах стучат датлы.

У Вяли завали цвети.

Луся лубит вышни.

- Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение. (Пишут.)

3) Работа с электронным приложением.

8. Рефлексия.

- Чему учились на уроке? (различать мягкие и твердые согласные)

- Сейчас вы сможете проверить, научились ли вы различать мягкие и твердые согласные. Возьмите цветные полоски со словами. Прочитайте каждый свое слово. Если первый согласный мягкий, то подчеркните его зелёным цветом, если первый согласный твердый, то подчеркните его синим цветом.

-А теперь те, у кого первый согласный мягкий встаньте слева, те, у кого первый согласный твердый, встаньте справа. Поднимите вверх свои полоски со словами. В каждой группе свой цвет полосок.

9. Подведение итогов

- С помощью каких букв на письме можно обозначить мягкость и твердость согласных?

- Мы с Тимом и Томом говорим вам спасибо за урок.

- Тим и Том хотят посмотреть, умеете ли вы различать твердые и мягкие согласные на слух. Они принесли вам портрет своего друга – звездочёта, но у него звездочки совсем бледные нам нужно помочь сделать их яркими.

- Возьмите зелёные и синие карандаши и ориентируйтесь на первый звук в словах, которые я называю. Если слышите первый звук мягкий – раскрашиваете любую звёздочку зелёным цветом, твёрдый – синим. А потом мы с вами проверим кол-во звёзд разного цвета.

(лист, ручка, парта, ряд, лиса, собака, комар, мыло, мел)

- Если у вас получилось больше синих звёздочек, то вы всё сделали правильно.

Класс: 5 класс

Место урока в теме: комбинированный урок

  • Обучающие: создавать условия для ознакомления учащихся со звуками речи; учить детей находить мягкие и твердые звуки, использовать прием “ Таблица - ЗХУ”, кластер при систематизации знаний по теме. Учить детей правильно использовать мягкие звуки в речи.
  • Развивающие: умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в парах со сверстниками.

Оборудование: учебник “Русский язык” в 2 частях, Т.А. Ладыженская

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: “Таблица – ЗХУ”, кластер

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 слайд)

Звенит звонок,
Звенит звонок.
Начинается урок.
Работать нужно дружно!
Дружно, смело отвечайте
И вопросы задавайте.

(4 слайд) У вас на столах лежит письмо, откройте его.

Что в письме? (загадки)

С твердым л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только л смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)

(6 слайд) Произнесите слова:

Уголки - угольки
Банка - банька

(таблица заполняется после обсуждения).

- образуют пары по твердости – мягкости

(заполним в конце урока, когда поближе познакомимся с темой урока)

- Ребята, на что похожи предложения, которые вы записали во втором столбике? (на цели урока).

1. Распределите рисунки на две группы по признаку мягкости – твердости согласных звуков в словах и запишите слова в два столбика.

Практически все согласные русского языка имеют пару по мягкости – твердости.

Но есть такие согласные, которые не могут образовать такой пары.

2. Перед вами на столе находится карточка. Распределите согласные буквы в соответствии их звуков по твердости и мягкости, выделите парные и непарные. (работают в парах)

Данный тренажер можно использовать, как на уроках, при прохождении темы "обозначение мягкости согласных гласными второго ряда", так и на логопедических занятиях. Ресурс можно использовать при фронтальной работе, при занятиях с группой и индивидуально. Данный вид работы развивает фонематический слух, звуковой анализ, а если дать задание, записать названия картинок, то и закрепляет навык обозначения мягкости согласных на письме.



Методическая цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.

Тип урока : урок совершенствования способов действий.

Ведущий метод: частично-поисковый.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная .

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформированы:

-самоопределение к учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни.

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные:

-Учащиеся научатся:

-принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль и вносить коррективы в действие.

Учащиеся получат возможность научиться:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять анализ объектов;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Учащиеся получат возможность научиться:

- построению логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-слушать и понимать речь других.

Учащиеся научатся:

- определять и различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Деятельность учителя и обучающихся по формируемым УУД

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

(мотивация к учебной деятельности)

Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

-Посмотрите, на слайд что там изображено?

-А что написано на этих снежинках?

- Сколько всего гласных букв в русском языке?

А гласных звуков?

-Для начала давайте посмотрим и вспомним , как правильно пишется эта буква.

-А теперь откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Сегодня у нас, 15 декабря.

- Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

- Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

- Правильно, молодцы ребята!

-На слайде изображены снежинки

-10 гласных букв в русском языке

-Смотрят как пишется буква.

-Открывают тетрадь записывают число, классная работа.

-Ставят точку над лучшим элементом

Познавательные: осуществлять синтез

3.Самоопределение к деятельности.

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? [т , ]

-Какой это звук твёрдый или мягкий? ( мягкий )

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, Тим с удовольствием ест М ёд, рисует только К источкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том? (Т)

-Какой это звук твёрдый или мягкий? ( твёрдый ).

-Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Т оматный сок, носит П альто, любит пускать М ыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? ( твердые )

-Как называются согласные, которые любит Тим? ( мягкие )

Посмотрите на слайд. Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

-А как вы догадались? (по цвету)

-А расскажите, как вы догадались, почему они разного цвета? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим )

-Так чем же мы будем заниматься на уроке? ( учиться различать твердые и мягкие согласные )

-Правильно тема нашего сегодняшнего урока.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения.

- Потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим

- Учиться различать твердые и мягкие согласные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; целеполагание, планирование.

Познавательные: осуществлять анализ объектов.

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику.

-Сейчас, мы с вами немного поиграем.

-Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

-Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

-Поднимите ручку кто считает по-другому.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый - мягкий

Итак, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому , те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? ( непроверяемая безударная гласная )

- А как мы называем такие слова? ( словарные ).

Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, выходят к доске и по очереди записывают слова, остальные пишут в тетради, не забываем ставить в словах ударение, подчеркивать орфограмму. А теперь давайте запишем слова Тома

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? ( мягко )

Какие это согласные? ( мягкие)

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)

Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

- Откройте учебник на стр.120 Упр.192 (устно)

-Какие звуки живут в этих домиках? ( согласные ).

- Прочитайте все звуки, которые живут в этих домиках. ( читают пары звуков по цепочке ).

- Почему звуки во втором домике без пар? ( Это непарные твердые и непарные мягкие согласные звуки.)

-Назовите непарные мягкие звуки.

- Сделайте вывод: как узнать твердый звук или мягкий? ( Гласные буквы обозначают мягкость и твердость согласных звуков.)

- Всегда ли действует это правило? ( Нет. Непарные твердые – мягкие согласные ему не подчиняются .)

Читайте также: