Открытый урок учитель года 2020 конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и обобщение знаний и умений.

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цель: создать условия для расширения знаний о роли имени прилагательного в речи, формирование умения использовать в речи имена прилагательные.

– повторить сведения об имени прилагательном, полученные ранее;

– знать определение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки;

– уметь распознавать прилагательные среди других частей речи, согласовывать с другими частями речи, употреблять в речи;

– воспитание мотивации к обучению.

Образовательный аспект: Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи. Повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи).

Развивающий аспект: развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса, развивать умения применять знания в нестандартных ситуациях.

Воспитательный аспект

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать умения безошибочно определять часть речи - имя прилагательное и его признаки.

Метапредметные:

1. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий: умение слушать других, умение договариваться, действовать сообща, принимать другую точку зрения. Формирование у детей навыков определения морфологических признаков у имени прилагательного.

2. Создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности.

3. Создать условия для формирования познавательных универсальных действий при употреблении имен прилагательных в речи.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную, учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран, исследовательский журнал, карточки с заданиями, снежинки, мешочки для подарков.

Используемые образовательные технологии: ИКТ-технологии, коллективная система обучения (КСО), развивающее обучение, технология проектного обучения.

Планируемый результат: знать о речевой роли имени прилагательного, уметь определять грамматические признаки имени прилагательного. Уметь представлять информацию классу.

Основные понятия: имя прилагательное, морфологические признаки.

Межпредметные связи: ИЗО, литература.

Форма урока: проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка, урок-творчество учащихся.

I. Организационный –мотивационный этап..

1.1. Эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте , я рада приветствовать вас в этом классе! Девчонок, мальчишек и мудрых гостей! Пусть будет в этом классе сегодня светло, тепло и уютно, пусть будет нам всем сегодня легко. Сегодня урок русского языка у вас проведу я , меня зовут - Зарина Сергеевна. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся и подарим эти же улыбки нашим гостям. Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке ребята помогали друг другу, я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе, чтобы вы открыли что- то новое и интересное на сегодняшнем уроке и самое главное, чтобы хорошее настроение не покидало Вас. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям! Готовы?

В мире много интересного.
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!

Известный американский астронавт Нил Олден Армстронг сказал: Исследования создают новые знания. Ребята, как вы понимаете эти слова? А скажите, какими качествами должен обладать настоящий исследователь? (любознательный, трудолюбивый, активным, умным.). Ребята, а аккуратным он должен быть? Да, и аккуратно записывать свои исследования в исследовательские журналы. Сегодня на уроке мы будем изучать, наблюдать, делать выводы и все результаты будем заносить в исследовательский журнал, они лежат у вас на столах.

II. Основная часть урока.

III.Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мы сегодня побываем в гостях у части речи, которая вам уже известна. Но мы будем сегодня исследователями, маленькими учёными и глубже познакомимся с этой частью речи.

Ребята , у нас сейчас прекрасное время года – зима. Иногда мы настолько погружаемся в повседневную рутину, что забываем, насколько прекрасен окружающий нас мир.. Зимние пейзажи так восхитительны.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит дорогу, лес, деревья. Второй, посмотрев на этот пейзаж, увидел снег, заснеженную землю, березу.

А третий залюбовался пейзажем и унес в своей памяти куда больше. Он увидел синее небо, бегущие пушистые облака, увидел снежные сугробы, одинокое дерево, прекрасное яркое солнце..

1.Почему у разных людей разное восприятие ?

2.Можно ли воспитать в себе умение видеть мир ярким, насыщенным цветом и красками?

- Молодцы, ребята! Красивый пейзаж вызывает радостное чувство, отвлекает от неприятностей, успокаивает.

3. А как бы вы описали эти пейзажи ?

А какая же часть речи помогла вам в описании ?

5. Актуализация знаний.

Наблюдение над языковым материалом.

Прилагательные в русском языке играют очень большую роль.

Имена прилагательные зависят от имен существительных.

Прилагательные описывают предмет, состояние, настроение, форму, размер и цвет.

Прилагательным обозначают назначение предмета и его принадлежность.

Без прилагательных очень трудно понять собеседника или письменную речь.

Прилагательные очень важны в поэтической речи.

Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не встречались прилагательные. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Таким образом, имя прилагательное уточняет предмет: яркий платок, красное яблоко, красочный узор, алый закат. При помощи этой части речи легко описать важное событие: цветной сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может указывать на состояние: жаркое лето, дождливый день, горячий чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, овальное яйцо, фигурный узор. А также размер и цвет: широкий ковер, длинная юбка, тесные джинсы, высотный дом, голубые глаза, синее море, красная звезда .

Представьте, что будет, если из русского языка исчезнет эта часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему?

Итак, ребята, мы еще раз убедились в том, как важны имена прилагательные.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

а) Сейчас мы проведём исследовательскую работу с двумя отрывками из стихотворения.

Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, потом вслух.

- чтение отрывка № 1 (приложение № 2)

- чтение отрывка № 2 ( приложение № 2)

-О чём рассказывается в двух текстах? Какая основная мысль здесь звучит?

-Как изображается снежинка в 1-м и во 2-м отрывке стихотворения ?

-За счёт чего создаётся яркая, образная картина во втором тексте?

- Что обозначают прилагательные в этом тексте ? (признаки предметов)

б) Обобщение знаний о прилагательном

-А чтобы доказать, что перед нами прилагательные, давайте вспомним, что называется именем прилагательным (ответы детей)

А теперь мы выясним, какую роль прилагательные выполняют в речи? Закройте глаза и представьте себе. Яркое, жёлтое, весеннее, тёплое, лучистое. О чём речь?

А сейчас ваша задача записать 3-4 прилагательных, а мы отгадаем, о чём идёт речь. (1ряд – о фруктах, 2 ряд – об овощах, 3 ряд – о цветах). На работу дается 1 минута.

- Какую роль выполняют прилагательные? (Описывают).

Прочитайте два текста. Подумайте о роли прилагательных в них. Работа в группах.

Тени лежат на сугробах. Вот с вершины дерева упала и рассыпалась шапка. Потоки света заливают поляны.

Длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины старого дерева упала и рассыпалась снежная шапка. Потоки солнечного света заливают лесные поляны.

Вопрос: Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

В каком из предложений есть прилагательные? Каким членом предложения являются прилагательные?

Прилагательные описывают предмет, в данном случае весну, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.

Как вы понимаете смысл названия части речи?

Ученики: Приложенное, добавленное, прилагается к чему-то.

а). Перевести словосочетания с украинского языка на русский. Над прилагательными в обоих языках указать род и сделать вывод.

Вывод: (Чаще всего в русском и украинском языках род прилагательных совпадает. Но встречаются близкие по звучанию слова, в которых наблюдается разный род.)

б).Записать, подчеркнуть прилагательные как член предложения. Сделать вывод о синтаксической роли имени прилагательного.

Красив и сказочен зимний лес.

Красив (каков?) и сказочен (каков?) зимний (какой?) лес.

Вывод: Имена прилагательные в предложении также бывают сказуемыми. Это чаще всего краткие прилагательные.

1.Выписать имена прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся, в той же форме, что в тексте. Над именами прилагательными указать род, число, падеж.

Зима завалила деревню пушистым снегом. Веточки берез украсил белый иней. С верхушки старой ели сорвалась птица. Снег белой бахромой осел на тонких веточках сирени.

3.I вар.-из 1-3 предложения

II вар.-из 2-4 предложения

Пушистым (окончание ым) снегом - ед.ч., м. р., Т. п.

Белый (окончание ый) иней - ед.ч., м. р., И. п

Старой (окончание ой) ели - ед.ч, ж.р., Р. п

Белой (окончание ой) бахромой - ед.ч, ж. р., Т.п

Тонких (окончание их) веточках - мн.ч., во мн.ч. род не определяется.

-Какая часть речи помогла вам определить род, число, падеж имён прилагательных? (существительное)

Вывод: прилагательные и существительные согласуются в одном и том же роде, числе и падеже.

Что нового вы для себя открыли: -Какие морфологические признаки имеют прилагательные? (род, число, падеж)

-А во множественном числе мы можем определить их род? Нет (алых роз, весёлые ребята)

Предлагаю вам поработать с карточками. Каждая команда получает индивидуальное задание.

I ряд Задание: Дописать окончания прилагательных, добавив подходящее по смыслу имя существительное. Выделить окончания прилагательных, указать их род.

Нов___, высок___, каменн___ …; звонк___, задорн___, весёл___ …; красив___, бархатн___, нарядн___ …; внезапн___, сильн___, резк___ …; проливн___, мелк___ …; белоствольн___, кудряв____, стройн___ …

Слова для справок: здание, мелодия, дождь, ветер, песня, платье, костюм, берёза.

II ряд Задание: Найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных; списать словосочетания, исправив ошибки, выделить окончания, указать род. Проск­лонять одно из словосочетаний (на выбор).

Старая дерево, горячей спор, солнечной день, белой снег, горячое молоко, ста­рой дуб, красная пальто, спелае яблоко, холоднай дождь, внимательной уче­ник.

III ряд Задание: Существительные в скобках заменить именами прилагатель­ны­ми. Записать полученные словосочетания в форме родительного и предложного падежей. Окончания прилагательных выделить, указать падеж.

Черви (дождь), телевизоры (цвет), сугробы (снег), ночи (зима), лужи (осень), прогулки (вечер).

Нас окружают разные части речи. Необходимо научиться отграничивать имена прилагательные от других частей речи. Оглянитесь вокруг, у вас разлетелись повсюду снежинки. На каждой снежинке написаны слова различных частей речи(сущ.,прилаг.,гл. и цвета фиолетовая синяя желтая).Ваша задача собрать снежинки, каждой команде свою часть речи и прикрепить на доске под мешочком с надписью этой части речи. Как только зазвучит музыка, мы начинаем,

А мы продолжаем открывать для себя Имя Прилагательное .

V. Применение знаний и умений

9. Творческая работа учащихся.

1 группа - Писатели ( красная папка)

Два конверта задания :1 маленький розовый-написать прилагательные все члены группы выполняют, 2 конверт - текст сказки.

Задание. Старая сказка на новый лад. Подставить новые прилагательные в текст сказки.

Возьмём сказку про курочку Рябу и подставим новые прилагательные ко всем существительным.

Вставьте в текст придуманные слова.

Жили-были (какой?) дед и (какая?) баба. Была у них (какая?) курочка Ряба. Снесла им, (каким?), (какое?) яичко. Не (какое?), а (какое?).

(Какой?) дед бил — не разбил, (какая?) баба била — не разбила. А (какая?) мышка бежала, (каким?) хвостиком махнула — (какое?) яичко упало и разбилось. (Какой?) дед плачет, (какая?) баба плачет. А (какая?) курочка им кудахчет: — Не плачь, (какой?) дед, не плачь, (какая?) баба! Я снесу вам такое (какое?) яйцо, что оно центром всего (какого?) мира станет, а дальше будь что будет.

Новая старая сказка от 6 класса про курочку Рябу.

Жили-были _______________дед и _________________ баба. Была у них ________________________ курочка Ряба. Снесла им, _______________, ______________ яичко. Не ________________, а ____________________.

_________________ дед бил — не разбил, ________________ баба била — не разбила. А _______________ мышка бежала, __________________ хвостиком махнула — _____________________ яичко упало и разбилось. _________________ дед плачет, ______________________ баба плачет. А __________________ курочка им кудахчет: — Не плачь, ____________ дед, не плачь, _____________________ баба! Я снесу вам такое ________________ яйцо, что оно центром всего _________________ мира станет, а дальше будь что будет.

Вопрос: Какую роль играют прилагательные в сказке?

2 группа - Художники ( синяя папка)

Художники создают картину с помощью красок и кисти, поэты и писатели с помощью слов. Красочность изображению помогают придать прилагательные.

Задание. Описать картину вашего 6 класса на уроке с помощью имен прилагательных.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос : Какие прилагательные вы использовали? Какова их роль?

3 группа - Музыканты ( желтая папка)

Задание. Восстановить текс частушки о прилагательном и спеть её.

Вы, ребята, не сердитесь

И послушать согласитесь.

Мы частушки вам споем

На тему актуальную.

Мы все учим русский язык,

Ох, и трудно учиться!
Как прилагательные пойдут,

Долго будешь мучиться!

С существительным оно дружит

И нисколечко не тужит.

Изменяется по родам,

Числам и падежам.

Ишь, ты, ишь, ты, и по числам и падежам! УУ-Ух

С прилагательным я дружу,

В предложения ввожу.

Речь от этого моя

Словно трели соловья!

Ишь, ты, ишь, ты, словно трели соловья! УУ-Ух

Мы частушки вам пропели,

Поиграть вами хотели.

А теперь уж так и быть:

Пойдем прилагательное учить!

Ишь, ты, ишь, ты, прилагательное учить! УУ-Ух

Вопрос: О каких признаках прилагательных поется в этих частушках?

Дети сигналят карточками: зелёной – побольше таких дел, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё интересно; красной – дело не понравилось, скучно.

Паспорт имени прилагательного ( заполняем в исследовательском журнале)

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи ,

которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Начальная форма отвечает на вопрос какой?

Имя прилагательное изменяется по родам и числам .

Зависит прилагательное от существительного.

В предложении чаще всего бывает определением и сказуемым.


  • Интерактивное министерство
  • Видеоблог министра
  • Справочник организаций
    Система образования НСО
  • Ресурсы
  • Опросы
  • Сообщества
  • Коллекция ЦОР
  • Лучшие практики
  • Форумы
  • Уроки и мастер-классы
  • Личность
  • Учитель будущего
  • Электронная книга Почёта
  • УНОР
  • Школьная библиотека

Автор: Мельник Жанна Константиновна

Организация: МБОУ СОШ № 23

Населенный пункт: Ростовская область, Октябрьский р-н, п. Красногорняцкий


Учебный предмет: окружающий мир

Школа: МБОУ СОШ № 23

Учитель: Мельник Жанна Константиновна

Тема урока

Как живут животные?

Цель урока

Расширить знания учащихся о животных и условиях их существования.

Задачи урока

  • образовательные (обучающие): основываясь на ранее полученных знаниях расширить и углубить знания о животных, углубить знания об условии существования животных, расширить представление о жизни животных;
  • учить определять, что животные относятся к живым организмам.
  • развивающая: развивать у учеников навыки работать в группе, с различными источниками информации, умение анализировать и делать правильные выводы.
  • воспитательная: воспитать любовь и бережное восприятие живого.

Тип урока

Планируемый результат обучения

Предметные результаты: обучающиеся научатся:

  • проводить наблюдения за поведением различных живых организмов;
  • понимать, что все животные являются живыми организмы;
  • знать, основные признаки и условия существования животных;
  • определять, чем питаются животные и типы их жилищ;
  • узнавать животных по их описанию и фрагментам.

Метапредметные:

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий.

Логические – сравнение и классификация животных по выделенным признакам; построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные – формулировать собственные мысли; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные результаты: бережное отношение к природе.

Основные понятия

Звери, животные, рыбы, птицы, насекомые, воздух, вода, пища, тепло, свет.

Методы и формы обучения

исследовательский, частично-поисковый, работа в парах, работа с раздаточным материалом.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы

  • А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
  • рисунки животных и их построек, карточки с заданием, карточки для обратной связи

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент.

Актуализировать внимание учеников и мотивировать потребность в вовлечение в учебную деятельность.

Регулятивные

УУД:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу представить гостей, которые будут присутствовать у нас на уроке! Поприветствуйте их, и вы!

Потрите свои ладони. Что вы ощущаете? (Тепло).

А теперь, передайте это тепло, прикасаясь, друг к другу. Пусть каждому из вас будет также тепло и комфортно. А теперь к работе!

У некоторых учителей есть любимчики, а как стать любимчиком у учеников? Сложно, но возможно! Наш блогер, учитель года России — 2018 Алихан Динаев, поделился своими секретами, как провести интересный урок, увлечь учеников и получить удовольствие от собственной работы.

1. Начните урок с удивления


2. Свяжите свою тему с другими сферами и науками

Межпредметность — это не просто модное слово. Это способ показать, что всё в мире взаимосвязано, что причинно-следственные связи повсюду. Покажите ученикам, что ваша узкая тема (инфляция, начало Второй мировой, царство грибов, любовная лирика Пушкина) связана не только с другими темами в вашем предмете, но и с химией, философией, современным кино, политикой, да с чем угодно!

Это всегда выглядит красиво и эффектно, привлекает внимание, заинтересовывает, увлекает. Например, на уроке физкультуры вы показываете новое упражнение — а может, его каждый день делает Билл Гейтс?

Новая композиция на уроке музыки? А вдруг она была любимой у Льва Толстого или на ней рос Егор Крид? Связывайте!

На том же уроке, с кассетой, автор этих строк связал общественный прогресс с литературой, политикой, краеведением, ядерной физикой, ботаникой, искусством…

3. Создайте проблему и позитивную атмосферу

Создайте проблему, предложите то, что заставит задуматься, противоречивый вопрос, который и вдохновит, и побудит искать варианты ответа. Наше общество прогрессивнее общества 30-летней давности? Что будет, если государство завтра раздаст всем по миллиону рублей? Можно ли было сохранить СССР? Уверены, что Наташа Ростова — положительная героиня? Должны ли химики создавать новые радиоактивные элементы?

4. Продолжайте удивлять

Удивлять надо не только в начале. Моменты, неожиданные и необычные, должны быть на уроке всегда. Важно удивлять на протяжении всего урока. Не секрет, что в школе обычно царит однообразие. Дети устали скучать на уроках. Особенный и успешный урок всегда отличается от обыденной школьной рутины.


Школьники вполне могли бы описать значительную часть своих уроков словами Чацкого, поэтому боритесь с однообразием:

«Помилуйте, не вам, чему же удивляться?

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах.

А.С. Грибоедов

5. Меняйте направление

6. Не будьте Михалковым!

При всём уважении к его таланту, когда в фильме один человек — режиссёр, главный герой и продюсер — это перебор. А когда этот фильм снимает его же кинокомпания, то это совсем перебор. На конкурсных уроках всегда есть большая проблема и серьёзная дилемма: с одной стороны, вы должны показать себя как интеллектуала, как предметника, как профессионала, как хорошего человека, в конце концов, но в то же время педагогический талант не в том, чтобы демонстрировать свою эрудированность, а в том, чтобы дети эффективно работали на уроке. Так сколько ребёнка и сколько учителя должно быть на уроке? Истина посредине, или, как говорится, где-то рядом. Не надо брать на себя все роли. Не будьте человеком-оркестром.


Важно, чтобы дети были главными героями занятий. Дайте им свободу, возможность проявить себя. Но не надо и уходить в тень и быть чрезмерно скромным. Иногда это не только вредно, но даже опасно.

7. Адаптируйтесь


Как интересные истории помогают выучить химию, геометрию и физику

Кто-то говорит, что урок — это кино или спектакль. Да, можно много репетировать, но реальный урок никогда не будет в точности таким, как вы запланировали. Что-то пойдёт не так, вмешаются дети-кактусы, которые будут вас колоть и не доверять, или дети-цветы, которые будут всем восхищаться, или дети-лампочки, которые сами зажгут класс своими яркими идеями. Педагогу надо быть готовым к тому, что на уроке может произойти всё что угодно. Всё предугадать невозможно. Поэтому на всё смотрите с новогодним настроением.

8. Красиво завершите урок

Запоминается в первую очередь начало и конец урока. Пусть дети выходят с урока с улыбкой, радуясь и понимая, что занятие было отличным. Один из лучших способов завершить урок — зациклить его, вернуться в начало. Это создаёт целостность и замкнутость — в хорошем смысле. Продумайте последние две минуты особенно тщательно. Завершение урока вполне может быть открытым. Может быть, это даже лучше всего, когда детям искренне хочется продолжить обсуждение, когда они выходят, споря друг с другом, когда окружают учителя, задавая ему вопросы и высказывая всё новые и новые аргументы.

9. Получите удовольствие от урока

Постоянно говорим (и нам постоянно говорят), что урок должен нравиться детям, что они должны получать удовольствие от занятий, испытывать радостные эмоции и так далее. Безусловно, всё это так. Но, пожалуйста, не забывайте, что и учитель тоже должен получать удовольствие от каждого урока и общения с детьми!


Читайте также: