Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей с онр

Обновлено: 06.07.2024

Цель: закреплять знания детей о слове, звуке, букве.

  • развивать фонетический слух;
  • упражнять в нахождении места звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слова;
  • продолжать делить слова на слоги, называть их последовательность;
  • закреплять умение составлять предложения по схеме.

Материал: Картинка "Теремок", картинки (в названии которых есть звук Т,Ть), картинки (с изображениями жителей теремка), карточки, схемы предложений (с двумя и тремя словами).

- Сядет тот, чье имя начинается на гласный звук.

- Следующими садятся те дети, чьи имена начинаются на согласный твердый звук.

- Ну, и остались ребята, чьи имена начинаются на:какие звуки?

- Молодцы! Присаживаемся на места.

- Стоит в поле теремок-теремок,
Он не низок, не высок - не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?

Хотите, ребята, узнать, кто живет в этом теремке?

Жители теремка предлагают вам поиграть с ними в разные игры и повторить все то, чему вы научились на занятиях по обучению грамоте, если вы справитесь с заданиями, которые они вам приготовили, то они откроют вам ставни и вы их увидите.

Согласны? Тогда начнем!


1 задание. "Внимательные ушки".

У вас на столах лежат картинки. Рассмотрите их внимательно. Теперь поднимите картинку, в названии которой встречается звук Т.

(Т: петух, самолет, кастрюля, стакан, тарелка, стул, перчатки, салфетка)

Теперь поднимите картинки, в названиях которых встречается звук ТЬ.

(Ть: тетрадь, полотенце, телевизор, кровать)

(Корова, шар, ведро, часы - лишние) Почему?

Молодцы! С 1 заданием справились, открываем 1 ставню, и встречаем первого жителя теремка. Кто это? (Заяц)


2 задание. "Внимательные глазки".

Я буду называть слова, а вы на карточке показывать, где находятся звуки М, МЬ в начале, середине или в конце слова.

(Малина, лом, лампа, мина, ямка, лимон, мясо, марка, дом, муха).

Открывается 2 ставня, и знакомимся с новым героем, который давал нам это задание. Кто это? (Медведь).

3 задание. Болото - прошагай словечко!

Представим, что перед вами болото с кочками. Кочки указывают на то, сколько в слове должно быть частей. Одна кочка, значит, сколько частей должно быть в вашем слове? (Одна)

Придумайте слова с одной частью (двумя, тремя).

Картина лото дом
Малина кошка рак
Корзина река мак
дерево лужа лес

Молодцы! Открывается 3 ставня.

4 задание. "Узнай слово по звукам".

На столах карточки.




По первым звукам названия картинок вы должны получить слово.

- Сколько звуков в вашем слове?

  • второй?
  • третий?
  • четвертый?
  • пятый?

- Сколько гласных звуков?

Открывается 4 ставенка.

Физкультминутка. ПОТРУДИЛИСЬ - ОТДОХНЕМ.

Потрудились - отдохнем, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперед, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево - вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.

5 задание. Игра "Назови словечко".

Я вам бросаю мяч и называю звуки в разброс, а вы мне бросаете мяч и говорите слово.

(Стол, лимон, парта, слон, слива, вилка, книга, утка, дом, нос).

Открывается 5 ставня.

6 задание. Предложение.

- Ребята, следующий житель теремка просит вас составить предложение из двух слов и составить схему предложения. Составим? (Да)

А теперь составьте предложение вот к этой схеме:

  • Какое это слово?
  • Назовите второе слово.
  • Назовите третье слово.

Открывается 6 ставня.

- Вот мы и познакомились с жителями нашего сказочного Теремка.

- Понравились вам задания, которые вам давали жители Теремка?

- А какие больше? Почему?

- Какие задания вам показались сложными?

- В награду за ваши знания, ваши умения и старания, выдержку и терпение жители Теремка хотят угостить вас конфетами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР

Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:

- научить детей характеризовать звук [ C ] по акустическим и артикуляционным признакам;

- закрепить навык правильной артикуляции звука [ C ];

- учить обозначать звуки буквами.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие, представление;

- упражнять в звуковом анализе и синтез слов, состоящих из трех звуков;

- упражнять в словообразовании;

- упражнять в практическом употреблении предлогов “за”, “перед”, “между”;

- развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

- формировать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звука [ C ] в слогах, словах, предложениях;

воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

посылка: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов;

карточки-слова с гласными буквами; карточки-символы для характеристики звука; загадки; домик с картинками, в названии которых есть звук [ C ];

фишки для обозначения гласных и согласных, доски, буквы С, О, К;

карточка с правильным и неправильным расположением буквы С в пространстве.

Ход занятия

I . Организационный момент.

– На прошлой неделе вы познакомились с гномиком Побегайкой.

Вы помните, что любил слушать Побегайка? (Звуки.)

Недавно у Побегайки появился новый друг, с которым он любит играть.

Они прислали вам посылку со своими любимыми играми.

Здесь и картинки, и загадки, и даже фотография.

II . Знакомство со звуком [ C ].

1. Развитие зрительного восприятия. Выделение гласных в слове, определение количества слогов. Выделение звука [ C ].

Логопед достает из посылки и выставляет на доске рисунок с наложенными друг на друга контурами предметов. (Приложение 1)

– Рассмотрите и назовите предметы, спрятанные гномиком Побегайкой и его другом на этом рисунке.

Дети называют предметы, изображенные на рисунке, а логопед выставляет картинки с названными предметами (сани, сабля, сапог, пистолет, самосвал)

– Сколько предметов они нарисовали?

– Посмотрите на картинки и назовите предметы, в названии которых есть такие же гласные звуки, как буквы на карточках.

А И (сани) А О (сапог)

– Назовите все картинки. (Дети перечисляют.)

– Какой один и тот же звук встречается в названиях этих предметов? (Звук С.)

– Побегайка и его друг предлагают нам поиграть с этим звуком.

2. Характеристика [ C ] по артикуляционным и акустическим признакам.

– Ребята, а как же мы его узнаем? Давайте составим словесный портрет звука [ C ].

На наборном полотне выставлены карточки-символы. Дети, давая характеристику [ C ] по артикуляционным и акустическим признакам выбирают и выставляют на доску нужные карточки-символы. (Приложение 3)

3. Развитие фонематического восприятия. Произношение [ C ] в слогах, словах. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

– А в этом конверте фотография друга гномика Побегайки. Если отгадаете загадку, то узнаете, как зовут друга гномика.

Замечательно с утра

И из снега получилось

Нос его – мечта зайчишки,

И ведро совсем как шляпа,

Стал солидным, он как папа,

Но о севере мечтает.

Жаль весною он растает.

Лишь к морозам он привык

Толстый, белый … (Снеговик.)

Логопед выставляет портрет Снеговика. (Приложение 4)

– Назовите первый звук в слове Снеговик. (С)

2) Упражнение в произнесении звука [ C ] в слогах.

– Гномик Побегайка и Снеговик любят играть в игру “Эхо”. И мы с вами сейчас поиграем в эту игру.

Игру можно провести со снежком(из ваты) .

Логопед произносит слоги и бросает снежок одному из детей. Ребенок повторяет слоги с той же интонацией.

СА – СА – СА (то же и с другими гласными)

Образование родственных слов.

Логопед достает из посылки домик.

– В этом домике живут слова – родственники. Послушайте загадку.

Одеяло потекло. (Снег.)

– Что за семейка живет здесь? Догадались? (Снежная.)

Логопед достает из домика картинки, а дети находят среди них картинки из “снежной семейки” и выставляют на доске. (Приложение 5)

Снег, снегурочка, снеговик, снегоход, снегопад, снегирь, снежинки, подснежник.

4) Д\игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Практическое употребление предлогов “за”, “перед”, “между”.

Логопед предлагает детям назвать сначала первую и последнюю картинку; потом дети определяют последовательность картинок в ряду, упражняясь в практическом употреблении предлогов “за” (“перед”, “между”.).

а) Д/игра “Что, где стоит?”

– Назовите первую картинку. Последнюю. Что стоит за снегурочкой? Что стоит перед подснежником? Что стоит между снегопадом и снежинками? И т.д.

б) Д/игра “Будь внимательным”.

Логопед просит детей закрыть глаза, убирает одну из картинок. Дети должны назвать, чего нет, что поменялось местами или что случилось (появилась новая картинка самокат).

в) “Какая картинка лишняя?” (самокат – не из снежной семейки)

5) Физкультминутка. “Снежок”.

7) Звуко-буквенный анализ.

– А теперь мы должны с вами догадаться, что любят Гномик и Снеговик?

Логопед выставляет карточку с нарисованными на ней предметами: собака, осы, коза. (Приложение 6)

– На этой карточке зашифровано слово. Определите по первым звукам, какое слово спряталось? (Дети выделяют голосом первый звук в каждом слове и составляют схему.)

– Выложите схему слова фишками. Назовите первый звук, последний – обозначьте их буквами. Назовите гласный звук. Обозначьте его буквой. После какой буквы стоит [О]? Сколько всего звуков в слове? Сколько букв в слове? Сколько гласных? Сколько слогов-частей? Как узнали? (Сколько гласных, столько и слогов.)

8) Развитие зрительного восприятия. (Приложение 7)

– Закрой буквы, которые написаны неправильно. Считай сколько правильных букв написано.

III . Итог. С каким звуком играли сегодня на занятии?

Какой буквой обозначаем звук [ C ]?

Вспомните и назовите слова со звуком [ C ].

hello_html_66a5b763.jpg

hello_html_m2aa44f8.jpg

hello_html_2e4b3f05.jpg

hello_html_3dd87c76.jpg

hello_html_1b112f16.jpg

hello_html_28c3e0f6.jpg

Краткое описание документа:

Тема"Звук и буква С"

- научить детей характеризовать звук [ C ] по акустическим и артикуляционным признакам;

- закрепить навык правильной артикуляции звука [ C ];

- учить обозначать звуки буквами.

- развивать фонематическое восприятие, представление;

- упражнять в звуковом анализе и синтез слов, состоящих из трех звуков;

- упражнять в словообразовании;

- упражнять в практическом употреблении предлогов “за”, “перед”, “между”;

- развивать психические процессы: память, внимание, мышление;

- формировать интонационную выразительность речи.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 312 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 28.02.2015 2226
  • DOCX 230 кбайт
  • 21 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Черникова Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Данный конспект непосредственной образовательной деятельности направлен на работу с детьми подготовительной группы с ОНР. Цель НОД создать условия для овладения детьми навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки к обучению грамоте. Конспект пригодится в педагогическую копилку воспитателю, учителю-логопеду, учителю начальных классов, как элемент урока.

Цель: создать условия для овладения детьми навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки к обучению грамоте.
Программное содержание.
Задачи по подготовке к обучению грамоте:
- упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки на слух;
- способствовать формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (умение определять место звука в слове; количество слогов в слове, составлять звуковую схему слова; выкладывать слова с помощью букв);
- совершенствовать речевую функцию через самостоятельную автоматизацию звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения.
Задачи на развитие познавательных способностей:
- создать условия для развития воображения и творческой активности в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
- способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных задач.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. Тема: "Школа"

Подготовила: учитель-логопед Минеева Елена Александровна

Детский сад комбинированного вида № 22 "Надежда"

город Новоуральск, Свердловской области

Цели:

  • закрепить навык в составлении слов по первым звукам,
  • продолжать учить навыкам звукового анализа и синтеза,
  • упражнять в подборе родственных слов,
  • упражнять в чтении слов,
  • закрепить навык в составлении предложений из 3-4 слов.

Оборудование и материал: магнитно-маркерная доска, ребус "ШКОЛА" из картинок (шарик, кукла, ослик, лук, арбуз); дерево "родственных слов", карточки со словами, колокольчик, рабочие тетради.

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, я для вас приготовила игру, а что это за игра вы узнаете, если разгадаете вот этот ребус (на доске помещается ребус "ШКОЛА". Детям предлагается отгадать ребус по первым звукам названий картинок)

2. Основная часть

1) Логопед:

- Скажите, что делают в школе? (учатся)

- Хотите мы с вами тоже будем учиться?

- Но сначала мы должны распределить роли:

- Кто учится в школе? (ученик, ученица, ученики)

- Кто учит? (учитель, учительница)

- Вы будете кем в школе? (учениками)

–А я – учительница.

(Во время беседы на дерево "родственных слов" помещаются картинки с обозначением слов или можно схематично их зарисовывать.) Обращаю внимание детей на то, какое дерево они вырастили.

2) Логопед:

- А вы хотите поиграть в школу?

-Тогда приглашаю вас в класс. (звенит колокольчик)

Логопед произносит волшебные слова - "Повернитесь - обернитесь в классе школы очутитесь!"

Логопед:

- Дорогие ученики, вы умеете читать. И первое задание будет такое:

- В тетрадях вы видите таблички с буквами. Вам нужно будет в каждой строке букв найти спрятавшиеся слова и раскрасить их.

(Дети работают в тетрадях. Затем называют слова. Помещаю заготовленные карточки со словами на доску. Читаем хором слова на доске)

Физминутка: "Переменка"

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

3) Логопед:

- Следующее задание. Составить звуковые схемы слов.

Предлагаю вам выбрать по одному слову, которые вы видите на доске и в тетради нарисовать схему к этому слову.

4) Логопед: Вы такие молодцы! А теперь я вас попрошу придумать предложение с этим словом и назвать количество слов в нем.

(Детям предлагается составить предложение со словом, которое они выбрали для звукового анализа.)

Читайте также: