Образование славянских государств 6 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: создать условия для формирования представлений об образовании славянских государств; познакомить с понятиями вече, князья, союз племён; развивать умение работать с картой, историческими источниками; воспитывать стойкий интерес к предмету.

познакомить учащихся с расселением славян, их занятиями и образом жизни;

дать представление об образовании славянских государств;

охарактеризовать правление славянских князей;

развивать умение работать с историческими источниками, находить и выделять нужную информацию.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся имеют представление об образовании ранних славянских государств; знают основные понятия и термины: вече, князья, союз племён; работают с исторической картой; самостоятельно извлекают информацию из исторических источников.

Познавательные: умеют отвечать на прямые и косвенные вопросы по изученному материалу, структурируют учебный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах, умеют составлять тезисы на основе учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации, осваивают смысловое чтение, владеют умением составлять развёрнутый план.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самостоятельно формулируют учебную задачу, выбирают наиболее рациональные пути её решения, корректируют свою деятельность для достижения планируемых результатов, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные : строят монолоические высказывания, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владеют диалогической формой речи, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Учащиеся проявляют положительное отношение к учебной деятельности, получают представления одинамике развития современных форм общественной жизни, формируют картину мира на основе сопричастности истории своей страны общемировому историческому процессу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

1.Учебник Е.В. Агибалова. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс

2. Атлас. История средних веков.

3. История Средних веков. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского/авт.-сост. Т.А. Галиуллина.

Раздаточный материал: фото воздушных шаров, вопросы для самостоятельной работы, листы самооценки

Оформление доски:

На доске прикреплен рисунок улыбающегося солнышка. Рисунок скрывает тему урока. После того, как называют тему, учитель убирает рисунок, учащиеся читают тему урока.

Составляют план, учитель записывает на доску.

Мотивационный момент (1 минута)

- Давайте перед началом урока улыбнемся друг другу. Посмотрите, как светло стало от ваших улыбок в классе. И работать нам с таким настроением будет веселей. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

Подготовка класса к работе.

1.Введение в тему.

(Слайд 1.) Погружение учащихся в атмосферу игры-путешествия ( звучит тревожная музыка: шум ветра)

- Какое племя (роды) не оставляло в покое Фракию?

- Вы уже, что-нибудь можете рассказать о занятиях, расселении славян в VI - VII веках?

3.Постановка учебных задач.

- Мы сегодня совершим экспедицию. Окажемся мы в гостях у древних славян. Давайте поставим перед собой задачи, зачем нам нужна эта экспедиция.

- Что такое экспедиции?

- Как люди могут передвигаться, совершая экспедиции?

-Мы полетим на воздушном шаре. (Слайд 3). Готовы?

- Откройте свою тетрадь, сегодня это не просто тетрадь, а дневник исследователя, запишите число.

Отвечают на вопросы

- Речь идёт о славянах.

Формулируют задачи урока

Узнать где были первые поселения славян, о главных занятиях, образе жизни.

Какие государства образовались, кто правил.

Продолжить работать с историческими источниками

- Экспедиции это такие путешествия, где нужно проводить исследования.

- Пешком, на машинах, на самолёте.

Записывают число.

Проверка знаний по ранее изученному материалу.

- Давайте проверим, готовы ли вы к путешествию. Каждый из вас выберет для себя летательный аппарат.

(Каждая картинка на обратной стороне содержит вопрос для проверки домашнего задания) (Приложение 3)

(Учащихся гораздо больше, чем вопросов. Один учащийся отвечает, остальные ребята, которые готовили ответ на тот же самый вопрос, дополняют, уточняют сведения.)

- Молодцы, я вижу, вы готовы к путешествию. Садимся ровно, смотрим и слушаем внимательно.

Учащиеся выбирают воздушный шар, на котором будут совершать экспедицию.

- Ответить на вопросы.

Учащиеся готовят ответы на вопросы. Отвечают.

Усвоение новых знаний и умений.

- Экспедицию начинают планировать лишь тогда, когда изучены документы. Вот и мы с вами начнём нашу экспедицию, после того как познакомимся с историческим источником.

- Что вы можете сказать о славянах.

-Итак, наша экспедиция начинает работать.

2.Расселение славян

Работа с картой (Слайд 4)

- Посмотрите на карту , расскажите, где поселились славянские племена. Какие моря омывают с севера и юга поселение славян?

Рассказ учителя, одновременно показывает на карте.

- С древнейших времен в Прибалтике, в Центральной и Восточной Европе, к востоку от германцев, жили славяне. В VI веке славяне занимали обширные пространства от Лабы (Эльбы) на западе до среднего течения Днепра на востоке, от Балтийского моря на севере до Дуная и Черного моря на юге .

- Запишите в свой журнал.

Расселение славян в VI - VII веках

На западе – от реки Эльбы

На востоке – до среднего течения реки Днепр

На севере – от Балтийского моря

На юге – от Дуная и Чёрного моря

- На какие три ветви разделились многочисленные славянские племена?

- Назовите, кто относился к западным славянам.

- Назовите, кто относился к южным славянам.

- Восточные славяне, кто они?

- Запишите в свой журнал, оформив в виде таблицы

чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена.

болгары, сербы, хорваты.

предки русских, украинцев, белоруссов.

3. Занятия и образ жизни славян.

- Откройте учебники на странице 61 и самостоятельно познакомьтесь с пунктом 2 параграфа 8. Занятия и образ жизни славян.

Во главе племён стояли военные вожди – князья. У них в подчинении были конные дружины. Совершая набеги и нападения на соседей, князья и их дружины захватывали рабов-пленников, скот, различные ценности. Угроза нападений врагов вынуждало славян объединяться в союзы племён. Обычно эти союзы были не прочными и быстро распадались. Но некоторые из них послужили основой для славянских государств.

Вопросы после прочтения:

- Какие главные занятия были у славян?

- Познакомившись с картинкой стр. 61, сделайте вывод: каким ремеслом занимались славяне.

t1605870162ab.jpg

- Для чего была нужна ручная мельница?

- Кто стоял во главе племён?

- Почему стали появляться союзы племён?

Запишите в свой журнал, допишите недостающие сведения.

Главные занятия славян - …

- Продолжаем наше путешествие. Плывем по небу (Учащиеся делают физминутку для глаз. Подняли глаза вверх, водим из стороны в сторону, делаем круг, опускаем глаза вниз), следующая наша остановка у южных славян.

4.Болгарское государство (южные славяне)

Рассказ учителя.

Во второй половине VII века славяне, поселившиеся на землях по нижнему течению Дуная, к северу от Балканского хребта, были завоеваны кочевниками -болгарами, тюрками по происхождению.

- Возникло Болгарское государство. Постепенно болгары растворились среди завоеванных славян, переняли их язык, но давали им свои имена. На севере соседями болгар были предки современных румын, на юге – Византийская империя. В середине IX века Болгария приняла от Византии христианство. Это способствовало развитию ее связей с остальным христианским миром. Одновременно Болгария вела долгие войны с Византией, временами Византия была вынуждена платить болгарам дань

Выдающимся правителем Болгарии был князь Симеон. Он был образованным, энергичным, честолюбивым мечтал о подчинении всего Балканского полуострова, о захвате императорского трона Византии. Около 30 лет он вел с Византией войны, не раз осаждал ее столицу.

Но долгие войны истощили страну и разорили население. После смерти Симеона Болгария ослабела, от нее отделилась Сербия. С севера на Болгарию и Византию совершала набеги венгерская конница, а затем полтора столетия — кочевники-печенеги, оттесненные в Северное Причерноморье из глубин Азии.

В начале XI века византийский император Василий II, прозванный Болгаробойца, почти ежегодно совершал походы в Болгарию. Он разрушал города и деревни, выселял болгар из родных мест.

Разгромив болгарское войско, Василий II приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждую сотню слепых по одному одноглазому поводырю, и для устрашения отпустил их домой. Болгарский царь при виде такой массы своих ослепленных воинов умер от сердечного приступа. Используя раздоры болгарской знати в борьбе за власть, Византия в 1018 году полностью подчинила Болгарию. Болгария утратила независимость более чем на полтора столетия.

- Наша экспедиция отправляется к западным славянам

5.Великоморавская держава и создатели славянской письменности. (Западные славяне)

Работа в парах ( Вопросы подготовлены в виде карточек) (Приложение 4)

В первой половине IX века в долине реки Моравы возникло государство западных славян - Великоморавская держава . На первых порах оно подчинялось франкам , а после распада империи Карла Великого - Германии . Князья платили ей дань и приняли христианство от немецких епископов. Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией . Несколько раз германские короли совершали вторжения и свергали с престола неугодных моравских князей , заменяя их своими сторонниками .

Первыми славянскими просветителями стали ученые монахи - болгары из Византии братья Кирилл и Мефодий. Кирилл преподавал философию, знал языки разных народов. Мефодий, хороший организатор, около 10 лет управлял византийской областью. Затем он принял монашество и вскоре возглавил монастырь.

В 863 году братья были направлены в Великоморавскую державу . Перед отъездом Кирилл на основе греческого алфавита создал славянскую письменность . С помощью Мефодия он перевел на славянский язык несколько богослужебных книг .

В Моравии братья построили храмы , открыли школу для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь .

После смерти братьев немецкое духовенство начало гонения на их учеников . Некоторые ученики нашли приют в Болгарии . Здесь они продолжали переводить греческие религиозные книги , способствовали подъему болгарской литературы. Из Болгарии славянская письменность перешла на Русь .

Длительная борьба с королями Германии ослабила Великоморавскую державу . Пользуясь этим, венгры в 906 году нанесли ей поражение и захватили часть ее земель . Великоморавская держава распалась.

-Подготовьте ответы на вопросы:

1.Когда возникла Великоморавская держава?

2.Почему стала так называться?

3. Кому подчинялась?

4.Добилась ли Великоморавская держава независимости?

5.Кто стал первыми просветителями?

6.Чем занимались братья?

7.Чем прославились братья?

8.В каком году и по какой причине распалась Великоморавская держава?

- Продолжая наше путешествие, наш воздушный шар поворачивается на северо-восток и мы оказываемся в гостях.

5.Образование славянских государств.

Чтение пункта 5 стр. 64-66.

В IX веке образовалось государство восточных славян - Киевская Русь , которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнерусское государство .

Из распавшейся Великоморавской державы выделилось Чешское государство. В первой половине X века при поддержке знати князья чешского племени , которое проживало около города Праги , объединили под своей властью другие племена . В 1085 году чешский князь принял титул короля - влияние Чехии в Европе возросло.

Во второй половине X века польский князь Мёшко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы . Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству . Ведя борьбу за объединение польских земель, Мешко заключил союз со С вященной Римской империей против полабских славян , но временами поддерживал германских феодалов против императора.

Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли . В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши . Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой , но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев , пытаясь посадить на престол своего зятя , но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей . Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши .

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности .

Фронтальный опрос

-Какое государство образовалось в последней четверти IX века?

- Центром стал город…

- Какое государство выделилось из Великоморавской державы?

- Возле какого города проживало чешкое племя?

- Расскажите, чем нам стал известен князь Мешко?

- Когда завершилось объединение Польши?

- Почему город Краков становится столицей Польши?

- В каком веке Польша вступает в полосу феодальной раздробленности.

Учащиеся знакомятся с текстом в учебнике на стр.62, цепочкой читают сведения

- Славяне свободолюбивы, выносливы, гостеприимны. Женщины очень скромные. Разводят скот. Селятся возле болот у рек в труднопроходимых местах. Ведут бродячий образ жизни.

Учащиеся работают с картой.

- На севере Балтийское море, на юге Чёрное море.

Учащиеся слушают учителя, работают с картой.

Учащиеся записывают сведения в тетрадь

- Славянские племена разделились на западных, южных и восточных славян.

- Западные славяне: чехи, поляки, словаки, поморские и полабские племена.

- Южные славяне: болгары, сербы, хорваты.

- Восточные славяне: предки русских, украинцев, белоруссов.

Учащиеся делают записи в тетрадь.


Урок формирует представление о группах славянских народов. Знакомит с процессом образования славянских государств в Европе (Болгарии, Моравии, Чехии, Польши, Древней Руси) общими и частными моментами в их развитии и истории. Создаёт представление о внешней политике этих стран, их культуре. О взаимоотношениях с Византией и другими государствами Средневековой Европы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Образование славянских государств"

К середине первого тысячелетия новой эры славяне расселились на огромном пространстве. Они заняли значительную территорию в Центральной и Восточной Европе, поселились на Балканах.

К VI веку славяне занимали территорию от Э̀льбы до Днепра̀, от Балтѝйского до Чё̀рного моря.

Расселение славян

Постепенно славяне разделились на три большие группы племён. Западные: чѐхи, поля̀ки, слова̀ки. Южные: болга̀ры, сѐрбы, хорва̀ты. Восточные: ру̀сские, украѝнцы и белору̀сы.

Основными занятиями славян были земледелие и скотоводство. У них были развиты ремёсла: обработка металлов, ткацкое, гончарное дело.

Занятия славян

Важное место занимали промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество.

Важные вопросы славяне решали на народном собрании – вѐче.

Во главе племён стояли князья̀ – военные вожди.

Князь опирался на ближайшее вооружённое окружение – дружѝну. Князь был обязан одевать, вооружать и кормить дружинников.

Князь и дружина

В процессе расселения славяне сталкивались с разными народами. Эти столкновения укрепили военную организацию славян, способствовали расслоению общества, созданию племенных союзов.

Некоторые из них стали основой для создания первых славянских государств. Наличие внешних врагов также ускорило объединительные процессы в славянском обществе.

Создание славянских государств

С VII века на территориях, занятых славянами, возникают первые государства.

Во второй половине VII века часть болгар-кочевников во главе с ханом Аспару̀хом расселились по нижнему течению Дуна̀я. Славяне, которые жили здесь, были завоёваны. Так возникло Болга̀рское государство.

Переселение болгар

Со временем болгары смешались со славянами, переняли их язык и обычаи, но дали им своё имя.

В середине IX века Болгария приняла христианство из Византии. Это способствовало укреплению её авторитета и развитию связей с остальным христианским миром.

Болгария в VIII веке

Выдающимся правителем Болгарии стал князь Симео̀н I (893–927 годы). Около 30 лет он вёл с Византией войны.

В ходе этих конфликтов, в 917 году, произошла Битва при Ахело̀е –

одно из крупнейших сражений европейского Средневековья. В её ходе византийские войска была полностью уничтожены.

Но противостояние с Византией имело обратную сторону. Долгие войны истощили Болгарию и разорили население. Поэтому после смерти Симео̀на государство стало быстро распадаться.

От Болгарии отделилась Сѐрбия. С севера совершали набеги венгры, а затем печенеги.

В 1014 году византийский император Васѝлий II разбил болгарскую армию.

В 1018 году, пользуясь ослабленностью страны и раздорами болгарской знати, Византия полностью подчинила Болгарию.

В первой половине IX века возникло государство западных славян – Велѝкая Мора̀вия.

Сначала оно было вассалом франков, а после распада империи Карла Великого – Германии. Моравские князья выплачивали дань и приняли христианство по латинскому образцу.

Великая Моравия в IX веке

Германские короли часто свергали с престола неугодных моравских князей.

Для борьбы с Германией князь Ростисла̀в заключил союз с Византией. Постепенно Велѝкая Мора̀вия добилась независимости.

В 863 году из Византии на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирѝлл и Мефо̀дий.

Результатом их миссии стало создание славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг.

При их поддержке строились храмы, была открыта школа для подготовки священников из местных жителей. Они создали независимую от немецких епископов церковь.

Впоследствии на учеников Кирѝлла и Мефо̀дия начались гонения. Некоторые из них осели в Болгарии. Здесь они продолжили свою деятельность.

Из Болга̀рии славянская письменность попала на Русь.

Наивысшего расцвета Великая Моравия достигла в годы правления князя Святопо̀лка (874–894 годы). Он принял королевский титул и объединил под своей властью почти всех западных славян.

Но длительная борьба с Германией ослабила Велѝкую Мора̀вию.

После нашествия венгров, в 906 году она распалась.

Чехия в X веке

Князья Чехии успешно отразили нападение мадьяр. Смогли на время получить независимость от Германии.

В XI веке Чехия стала частью Священной Римской империи.

В 1085 году чешский князь Вра̀тислав II принял титул короля, что позволило повысить влияние Чехии в Европе.

Коронация Вратислава II

Первым известным правителем Польши был князь Мѐшко I (960–992 годы).

Во второй половине X века он подчинил племена, обосновавшиеся вдоль реки Вѝслы.

В 966 году вместе с дружиной он принял христианство. Этим укрепил свою власть и повысил авторитет По̀льши в Европе.

При его сыне – Болесла̀ве I Хра̀бром (992–1025 годы) – По̀льское княжество достигло вершины могущества.

Он завершил объединение Польши. Значительно расширил её территорию. В Кра̀ков – крупный торговый центр – была перенесена польская столица.

Польша в XI веке

Болеслав I проводил активную внешнюю политику. На время ему удалось захватить Чехию. Он вёл долгие войны со Священной Римской империей. Совершил поход на Киев, но неудачно.

В 1025 году Болесла̀в был провозглашён королём Польши.

Но вскоре после его смерти Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

В IX веке образовалось государство восточных славян – Кѝевская Русь, которое, постепенно разрастаясь и укрепляясь, превратилось в сильное Древнеру̀сское государство.

Русь в IX веке

Подведём итоги.

К VI веку славяне расселились в Европе.

Они разделились три ветви: западных, южных и восточных славян.

В этот же период произошло образование славянских государств: Болга̀рии, Велѝкой Мора̀вии, Чѐхии, По̀льши, Кѝевской Русѝ.

Цели: познакомить учащихся с процессом образования ранних славянских государств, определить "три ветви славян", их расселение. Продолжить формирование умения извлекать знания из различных источников, в том числе работать с историческими картами, эстетическое воспитание, формирование представлений о православной культуре.

Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., 2007. Ч. 2., карты, компьютер, мультимедийная установка, экран.

1. Проверка домашнего задания по теме "Культура Византии".

Пересказ пункта "Развитие образования"

Пересказ пункта "Научные знания".

Вопросы 2, 3. С. 11. + Видеоизображение. Внешний и внутренний вид Храма Святой Софии в Константинополе.

Пересказ пункта 5. Культурные связи Византии.

Изучение нового материала. (Приложение. Слайд № 1. Тема урока.).

Вступительная беседа. Кто такие славяне? Расселение славян. "Три ветви славян"

Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку народов в восточной Европе, объединенная общим происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную. (Приложение. Слайд № 2. Группы славянских племен.)

Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по мере надобности. Например, для защиты свободы своего народа, военных походов ради наживы, присоединения новых богатых земель, или для распространения своего влияния на чужие территории

К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселения народов славяне заняли значительную территорию в Восточной Европе, поселились на Балканах, начали совершать набеги на Византию. Славянские племена постепенно перестали образовывать общеславянское единство. Раннесредневековые историки свидетельствуют о существовании к VI веке н.э. нескольких славянских объединений: венедов, славян и антов - по сути, западных, южных и восточных славян, на что указывают места их расселения.

В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию славян, способствуют расслоению общества, разложению первобытнообщинного строя и созданию первоначально племенных союзов, а затем и государственных объединений. Первые славянские государства известны с VII века н.э. Они возникали прежде всего там, где славяне теснят народы, у которых уже есть свои государственные образования: на территории бывших византийских провинций, а затем и в Центральной Европе.

Занятия и образ жизни славян. (Приложение. Слайд № 3.Занятия славян.)

Пользуясь учебником С. 12-13. Объясните значение понятий:

Болгарское царство. (Рассказ учителя + записи в тетрадях). (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.").

Болгары (булгары) - кочевые племена, предки современных болгар. Проживали в Западной Сибири, Поволжье, затем расселились на Балканском полуострове. Болгары смешались с местным славянским населением, переняли их язык и образ жизни. Название получило одно из ранних славянских государств.

Болгарское государство возникло в VII в. (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.) Первой столицей был город Плиске (Приложение. Слайд № 6. Остатки крепости в г. Плиске). В середине IX в. при царе Борисе I население Болгарского государства и другие соседние племена - сербы, северы, смолене, и др. приняли христианство (Приложение. Слайд № 7. "Собор в Сопакани. Сербия").

Выдающимся правителем Болгарии стал сын Бориса

Царь Симеон (893 - 927) (Приложение. Слайд № 5. Карта "Болгария при Симеоне"). Много воевал, стремился захватить весь Балканский полуостров, Византию, осаждал Константинополь, завоевал сербов. Стал называть себя "царем всех болгар и сербов". После смерти Симеона Болгарии ослабла, Сербия отделилась. Немного позднее территория Болгарии была завоевана кочевниками.

В начале XI века при императоре Василие II Болгаробойце (Приложение. Слайд № 8. Василий Болгаробойца. Изображение на монете.) Византия полностью подчинила себе Сербию.

Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий.

Великоморавское государство возникло в первой половине IX в. в долине реки Моравы. Первое упоминание о моравах и Моравском княжестве относится к 822 году. Некоторое время оно подчинялось франкам (Приложение. Слайд № 9. Карта "Великоморавское государство").

В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают множество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани (контакт с византийскими мастерами), изделия из цветных металлов. Многие находки указывают на развитие различных ремесел: столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и др. Источники сообщают о большом количестве крепостей. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного детинца, в городах распространены деревянные дома с глиняными полами и глинобитными печами. Сельские поселения были неукрепленными, жилища в них в основном деревянные с каменной или глинобитной печью в углу.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием (Приложение. Слайды № 10. Икона. "Кирилл и Мефодий" книжная миниатюра "Кирилл и Мефодий". Приложение. Слайд № 11. Славянская азбука). С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгнал учеников Мефодия из страны, большинство из них ушло в Чехию и Болгарию, куда и переместился центр славянской культуры. После смерти Святополка Великая Моравия распалась.

Образование Чешского государства.

Из распавшейся Великой Моравии возникло Чешское государство (Приложение. Слайд № 12. Карта Чехия в начале II тысячелетия) Оно возникло из племенного союза, жившего около города Прага (Приложение. Слайд № 13. Старая Прага).

В 1085 г. Чешский князь ВацлавI принял титул короля (Приложение. Слайд № 14. Вацлав. Конная статуя, скульптурный портрет). В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи.

Образование Польского государства.

Польское государство возникло в X веке. Его основателем считается князь

Мешко I (960 - 992). (Приложение. Слайд № 15.Портрет Мешко) Ему удалось объединить племена в долине реки Вислы.

Завершилось создание Польского государства в годы правления (Приложение. Слайд № 16. Карта Польша в начале II тысячелетия) Болеслава I Храброго (992 - 1025). (Приложение. Слайды № 18. Портрет Болеслава I, № 19 Меч Болеслава.). Столицей стал город Краков (Приложение. Слайд № 17. Старый Краков). Болеслав много воевал, ходил походом на Прагу, на Киев, на Священную Римскую империю. Незадолго до смерти он был провозглашен королем Польши (Приложение. Слайд № 20. Герб польского государства). В XI в. Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Распределите по группам. (Приложение. Слайд № 21).

1) Польша, 2) Чехия, 3) Болгария, 4) Моравия.

А) Болеслав Храбрый, б) Вацлав I, в) Мешко I, г) Симеон, д) Кирилл, е) Борис, ж) Мефодий.

Домашнее задание: Параграф 8., пересказ п. 1, 2, 4., вопросы. (Приложение. Слайд № 22).

Данная работа содержит тестирование по теме: " Культуре Византия", а так же поможет познакомить учащихся с образованием славянских государств, охарактеризовать правление славянских князей.




Целевая аудитория: для 6 класса

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: