Конспект занятия по музееведению

Обновлено: 07.07.2024

Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в духовно-нравственном воспитании личности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области музееведения, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Школьный музей не только институт исторической памяти, он является частью развивающей среды для учащихся. На занятии, ребенок, вовлеченный в процесс, раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Количество учащихся в группе - 8 человек

Тема: Вещь музейного значения - музейный предмет. Инвентарная карточка экспоната.

Цель: дать знания учащимся о музейном предмете, научить заполнять инвентарную карточку экспоната

- формировать чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.

Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.


  • Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности людей, прославивших свою школу и родной город , пополняя тем самым фонды музейного уголка;

  • Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности;

  • На базе музейного уголка проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны и тружениками тыла;

  • Приобщать учащихся к общественно - полезной работе;

  • Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела. Составление словаря музейных терминов.

3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Музееведение как научная дисциплина. Структура и метод музееведения. Место музееведения в системе наук. Музееведение и профильные фундаментальные науки.

Ключевые понятия музееведения. Музейное дело и его функции. Социальные функции отечественных музеев. Музей как место сосредоточения памятников' истории и культуры, объективно свидетельствующих о процессах и явлениях в природе и общественной жизни. Роль музеев в образовании и воспитании (познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетическо-воспитательный аспекты).

Интернациональная миссия отечественных музеев. Участие в работе международных организаций — ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры); ИКОМ (Международный Совет музеев) и др.

Основные источники изучения истории музейного дела в России — директивные документы, материалы деятельности различных обществ и организаций, материалы конференций и совещаний, специальные музееведческие издания различных исторических периодов.

4. Практическое занятие.

Поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в России.


  1. Познакомить с условиями бытования экспонатов в музее.

  2. Дать представление о хранительной и реставрационной работах, об их важности и значении.

  3. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

  1. Организационный момент.

  1. Погружение в тему урока.

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.


  • - Где может располагаться музей? ( В красивом здании, например, в бывших дворцах, в квартире, в усадьбе, под открытым небом, в дворцово-парковых ансамблях и т.д.)

  • - Как же нужно вести себя в музее?

  • - Что означает волшебное слово ЭКСПОНАТ – выставленный на показ (новое слово на доске)

  • - Как появляются экспонаты в музее?

  • - Все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея? (Нет, если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

  • - Может ли этим заниматься кассир или экскурсовод?

У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению. Так произошло с данным экспонатом – иконой.


  • - Какое бывает хранение экспонатов?

  • - Где хранятся экспонаты?

  • - На что похожа жизнь экспонатов в музее?

  • - С какими новыми профессиями вы познакомились на уроке?

Условия игры: Если учитель называет профессию сотрудника музея – дети встают, если нет – приседают.

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: ученикам предлагается нарисовать любой экспонат из школьно музея или любой другой, который они видели в музеях.

7. Домашнее задание.

Закончить рисунок и подготовить рассказ о своем экспонате.

Образовательные:

- познакомить ребят с древнейшей историей родного края;

- доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди;

-продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.

Развивающие:

- развивать познавательную активность воспитанников, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края;

- способствовать развитию у детей творческого воображения;
Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине;

- воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.

Методы и приёмы, используемые на уроке:

наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой;

технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта.
Подготовительная работа:

- исследовательская деятельность по теме урока;

- подборка музейных экспонатов к уроку;

- оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);

- организация выставки книг по истории родного края

Здравствуйте ребята! Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас в далекое прошлое

Основная часть.
1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества

Давайте обратимся к словарю нашего урока:

Стоянка – поселение первобытных людей.

Неандертальцы – люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.

Кремень – камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.

Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком.

Скифы – общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.

Скребок – приспособление, использовавшееся для выделки шкур животных (подобие ножа).

Бронза - сплав олова и меди.
2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.

1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?

2. Как добывали себе пищу люди каменного века?

3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?

Отчего произошли названия этих культур?

4. Что вам известно о жизни скифов?

5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?

4. Подведение итогов урока. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?
6. Итог урока. Подвести итог и работы
Конспект № 4

Цель: Формировать знания об истории нашего села, об односельчанах.


  1. Развивать интерес к изучению истории своей малой Родины, используя материалы экспозиций музея.

  2. Способствовать формированию исторического мировоззрения, ораторского искусства.

  3. Воспитывать чувство любви патриотизма к родному селу.

1. Организационный момент

Дети входят в музей под музыку

Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас в стенах нашего школьного музея.

О селе моём любимом
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.

…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна. Как мама.

Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с нею одной жизнью.

В нашем селе есть краеведческий музей, в котором собрано много материала об истории и заселении села, о людях села.

Моими помощниками будут экскурсоводы музея. Экскурсоводы познакомят вас с героическим трудовым и боевым прошлым нашего села, наших односельчан, родственников.

Выступления экскурсоводов

1. История возникновения села

Почетные граждане села

Выступление

— Ребята вам понравилось выступление экскурсоводов

— А чьи родственники есть на фотографии?

— Ребята, а кто такие патриоты?

— Из сколько разделов состоит экспозиция музея?

Поисковая работа — сбор, встречи разными людьми, запись их воспоминаний — оказывает большое воспитательное значение на учащихся. Сейчас ведется новая поисковая работа — сбор материалов по летописи школы. Учащиеся убеждаются в том, что история села интересна и поучительна. Работа в музее воспитывает бережное отношение к родному краю, истории, людям. Всех родственников, друзей, знакомых, которые приезжают в гости, ребята непременно ведут в историко-краеведческий музей, рассказывают о своем замечательном селе, об удивительных людях, которые жили и живут на этой земле.

Цель: Обобщение знаний о событиях Великой Отечественной войны.


  • развитие творческих способностей воспитанников, их умений анализировать исторические факты, связывать их с современностью;

  • развитие навыков учебно-исследовательской деятельности (поиск и сбор информации);

  • расширение кругозора в области краеведческих знаний;

  • воспитание патриотических чувств и гражданских качеств

I. Организационный момент

(фоном звучит тихая музыка военных лет)

II. Вводная часть

Учитель: На базе нашей школы работает краеведческий музей им Солодовников. В его работе можно выделить четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная и военно-конструкторская.

Поисковая секция работает в направлении поисковой. В работе военно-краеведческой группы клуба задействованы классы старшего звена. В результате планомерной работы был собран огромный библиографический материал о наших знаменитых земляках – участниках Великой Отечественной Войны. Биографии некоторых из них прозвучат на сегодняшнем уроке.

Более подробно о работе поисковых групп нам расскажет сегодня ….

Поиск. Поисковик. Два простых русских слова, которые ничего не говорят обычным людям, непосвященным в тонкости этой работы, но очень много значат для специалистов. В начале 90-х годов бывшие воины-афганцы создали поисковые клубы по всей стране. Такой клуб создан и у нас в городе. 4 года в его состав входят ученики нашей школы. География поисков проста - места боев Великой Отечественной войны. Труд поисковиков очень опасен и сложен. 10 месяцев тренировок ради двух, трех вахт. А в ходе вахты – хождение по минам, снарядам. Жизнь без человеческих удобств, часто под отрытым небом и в палатках.

Это делается для того, чтобы ни один из павших не был забыт, чтобы не осталось ни одного белого пятна в истории Великой Отечественной войны, чтобы каждому герою было воздано по заслугам.


Данное занятие является вводным, ознакомительным для членов кружка "Юный музейщик". В этом занятии рассматриваются основные понятия музейного дела, правила поведения в музее, правила хранения музейных экспонатов и т.д. Целью занятия является знакомство со школьным музеем, с музейными экспонатами и профессиями.

Содержимое разработки

Понятия МУЗЕЙ, ВИДЫ И РАЗНООБРАЗИЕ МУЗЕЕВ, МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО, ЭКСПОНАТ, ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ, ЭКСКУРСИЯ.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Меня зовут Анастасия Петровна. Я ваш руководитель кружка. Мы будем заниматься 2 раза в неделю. Заседания нашего кружка будут проходить в музее. Кроме того, нам предстоят экскурсии в главный музей нашего города, в музеи других школ, экскурсии по городу, его достопримечательностям и памятникам. Будут встречи с интересными людьми, которые расскажут нам о прошлом и помогут внести вклад в наше общее теперь дело. Ну вот. Я вам представилась. А теперь я должна узнать вас. Чтобы я знала, как к вам обращаться, давайте подготовим бейджики. Напишите на медальках ваши имена. ПИШУТ. Ну вот теперь я знаю ваши имена.

Нам многое предстоит узнать. Поэтому для записей нам нужны будут рабочие тетради.

Ну что же, начнем…

Как обычно, в красивом здании

Что же это – МУЗЕЙ!

Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем-то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.

Что такое музей?

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

Что такое краеведение?

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем………..

Самые крупные музеи мира и нашей страны.

Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия)

Об этих музеях мы будем говорить на следующих встречах. Подробно о каждом. Мы совершим виртуальные походы в эти музеи и узнаем об их истории и узнаем, какие великие предметы искусства и исторические памятники и секреты хранятся в них.

А СЕЙЧАС Я ХОЧУ ПОЗНАКОМИТЬ ВАС С САМЫМИ НЕОБЫЧНЫМИ МУЗЕЯМИ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ В МИРЕ И НАШЕЙ СТРАНЕ (просмотр (2)презентации 10 необычных музеев и (1)видеоролика)

Школьные музеи.

Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.

Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ. Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. - Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

ВЫСТАВЛЯЕМ ТАБЛИЧКУ ЭКСПОНАТ.

СЕГОДНЯ МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ

-Как появляются экспонаты в музее?

(археологические раскопки, дар музею)

-Все ли предметы могут стать экспонатами музея?

( нет, если только предмет интересен ученым, коллекционерам и необходим для коллекции музея).

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер. (Демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).


- Может ли этим заниматься кассир или экскурсовод?

А теперь посмотрим видео о музейных профессиях, о тех людях, которые занимаются музейным делом в больших, известных музеях (ВИДЕОРОЛИК). ВОТ КАК СЛОЖНА И КРОПОТЛИВА РАБОТА СОТРУДНИКОВ БОЛЬШОГО МУЗЕЯ.

А сейчас я хочу познакомить вас с нашим школьным музеем.

Давайте посмотрим вокруг. Перед нами напольные шкафы с собранной коллекцией предметов старины. Это предметы быта жителей нашего региона в прошлые времена. Вот посмотрите, сколько всего удалось собрать у жителей нашего края работникам музея, чтобы мы смогли увидеть эти сохранившиеся с далеких времен предметы. КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ В МУЗЕЕ ХРАНИТ СВОЮ ОСОБЕННУЮ ИСТОРИЮ. Все экспонаты имеют карточку с названием и номером. Это нужно для ведения особых журналов по учету. Мы позже научимся оформлять карточку каждого экспоната и журнал. РАССМАТРИВАЕМ ЭКСПОНАТЫ. БЕСЕДА

Мы познакомимся с этими материалами очень подробно на следующем занятии. Кроме того, в музее собрана большая информация о жизни школы, ее учениках и учителей. Все это собрано в фотоальбомах на стеллажах. И здесь нам предстоит работа. Мы все должны красиво и правильно оформить, представить правильно и красиво, чтобы наши гости смогли получить представление о нашей школе, музее и нашей истории.

Творческая работа и исследовательская работа.

Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу.

В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану.

(Называются пункты плана, ребята помогают давать ответы)

1.Описание предмета (записываем)

1.Название предмета – ПОРОХОВНИЦА

2.Назначение – Пороховни́ца — ёмкость различной формы для хранения и переноски небольшого количества пороха. В горловине обычно имелась мерка для дозирования пороха. Изготавливалась из рога, кожи, дерева, меди, серебра.

3.Время создания и место бытования, связь с краем Пороховницы часто украшали инкрустацией, резьбой и чеканкой. Существовала с конца XV века и до начала XX века.
Пороховница была необходимым атрибутом в снаряжении стрельцов, мушкетёров, казаков и охотников, использующих шомпольные ружья. С внедрением унитарных патронов в конце XIX века. необходимость в пороховницах отпала.

4. Материал – древесина

5. Техника изготовления – ручная работа

6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение –принадлежала охотнику. Подарена музею

7. Авторская принадлежность – неизвестный мастер

А теперь самостоятельно опишите ЛЮБОЙ ЭКСПОНАТ. На листочках вверху пишем название предмета (любой понравившийся), делаем рисунок предмета цветными карандашами и описание по схеме (Разбор описания).

Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.

Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

Какой этап занятия был наиболее интересен?

Что мне дало это занятие?

Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный

Подводя итог нашему заседанию, скажу…

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Этими строками мы заканчиваем наше заседание. Спасибо всем за участие в работе.

Домашнее задание: К следующему занятию - подготовить историю любого, понравившегося вам экспоната (утюга, рушника, горшка, ухвата и т. д). Это необходимо для выполнения самостоятельного мини-исследования.

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ ЭКСПОНАТОВ В МУЗЕЕ

Верно ли, что каждому музейному предмету
присваивается шифр? Да

Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых солнечных лучей? Да

Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? Нет

Верно ли, что музейные предметы из стекла
нужно хранить на полках деревянных шкафов? Да

Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем? Нет

Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? Нет

Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или шкафах? Да

Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания? Нет

Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой мягкой бумаги? Да

Вы проделали большую работу, и нашли новый интересный экспонат в ваш музей. Чтобы об этом событии узнали во всем городе необходимо дать информацию в местные газеты. И сейчас вам необходимо написать статью о вашей находке.

Казалось бы, правила поведения в музее простые - не шуметь, не бегать, громко топая ногами. Вот вроде бы и все? Нет! Это еще далеко не все.

Начнем с того, что сумки, куртки необходимо оставить в гардеробе. Во-первых, чтобы они вам самим не мешали, а во-вторых - чтобы служители музея не нервничали, что вы неудачно повернетесь и заденете тяжелым рюкзаком какую-нибудь статуэтку?

По залам музея или выставки следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать или кричать, подзывая знакомого или друга недопустимо. Признаком дурного тона также считается громкое обсуждение или критические замечания, высказанные в адрес произведений или их авторов. Посетители лишь могут обменяться друг с другом несколькими замечаниями. Но делать это нужно вполголоса, так, чтобы не беспокоить стоящих рядом людей.

Нельзя трогать экспонаты руками, как бы любопытно не было; не прикасайтесь и к стеклам витрин. Незачем успокаивать себя: "От одного раза с картиной ничего не случится!" Откуда вы знаете, сколько еще человек пришли к тому же "неоспоримому выводу"?

Хвататься за стеклянные витрины, оставляя на них отпечатки пальцев тоже совершенно ни к чему! Если хотите сфотографировать понравившееся произведение, сначала уточните, разрешено ли это. Во многих музеях фотографировать запрещено!

При передвижении по залу, старайтесь не мешать окружающим. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны.

Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

Но вот вы устали от экскурсии и решили немножко передохнуть. Для посетителей обычно ставят диванчики в центре зала, а уж если их нет, то придется смириться с этим.

Главное, чтобы вы смогли от посещения получить настоящее эстетическое удовольствие, захотели бы дома найти дополнительную информацию по теме выставки музея, рассказать об увиденном, осмыслить с родными, друзьями.

Правила хорошего тона это поощряют.

Так что можно теперь идти в музей.

(Раздаем детям, читаем и разбираем вместе, вклеиваем в тетрадь)

ПАМЯТКА ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕЕ

Снять верхнюю одежду и оставить большую поклажу:

сумки, портфели, пакеты.

По залам музея передвигаться спокойно и бесшумно.

Не мешать окружающим, становясь перед ними или

громко высказывая свое мнение.

Не перебивать экскурсовода и внимательно слушать то,

о чем он будет рассказывать.

Не трогать экспонаты руками.

Отключить звук мобильного телефона.

- Почему в музее нужно соблюдать определённые правила?

- Почему нельзя трогать экспонаты?

- Почему нельзя громко разговаривать?

Виды прялок. История развития

Часть деревянной прялки и отпечатки тканей на керамике были обнаружены при раскопках неолитического Модлонского свайного поселения (Вологодская область) [1] .


Коллекция русских ручных прялок

Ручная прялка, состоящая из вертикальной части, куда привязывается кудель и горизонтальной — донца, где сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски (лопати) и шейки (ножки). Прялку, особенно лопаску, часто украшали и расписывали.

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные(состояла из двух деталей, горизонтальной и вертикальной).

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи

Какова пряха, такова на ней и рубаха

Прялка не Бог, а рубаху даёт

Пряха не волк — в лес не убежит

Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом

Не ленись прясть, хорошо оденешься

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь

Обычаи с прялкой

Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки своё имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с кудельюили веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЕЙСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Музейное дело.

История музейного дела

Подготовила:

Голубева Людмила Анатольевна

педагог дополнительного образования,

ст. Камышеватская

Цель занятия: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы; передать опыт работы подрастающему поколению.

обучающая: 1. Познакомить с условиями бытования экспонатов в музее.

2. Дать представление о хранительной и реставрационной работах, об их важности и значении.

3. Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.

Развивающие:

1.Развивать творческие способности через исследовательскую и проектную деятельность.

2.Развивать мышление, обогащение сознания учащихся знаниями о истории Отечества, моральных и правовых нормах.

Воспитательные:

1.Воспитывать эмоционально – волевые, нравственные качества личности ребёнка.

2.Воспитывать потребность участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края

Оборудование : Экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с новыми терминами, предметы, принесенные учащимися в качестве экспонатов, альбом, краски или цветные карандаши, экспонаты школьного музея, книга учета экспонатов в школьном музее.

Ход занятия:

Музей – это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно–исторических и естественно–научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов. Документируя процессы и явления природы и общества, музей комплектует, хранит, исследует коллекции музейных предметов, а также использует их в научных и образовательных целях.

Понимание смысла определения предмета музееведения во многом зависит от трактовки понятий "музейный предмет", "музей", "музейное дело".

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Он является носителем информации – источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью.

В наше время музейный предмет рассматривается как подлинник, непосредственный результат деятельности человека или жизни природы, имеющий значение документа и соответствующий профилю музея.

Существенное значение имеют понятия "музей", "музейное дело".

Музееведение на всех стадиях развития пыталось осмыслить феномен музея, его место в обществе. Для определения понятия "музей" исключительно важно выяснение происхождения этого института. "Филологическая" теория объяснила появление музеев подражанием античным храмам муз.

Обучающий : Как обычно, в красивом здании

Где хранится кладезь знаний

Обо всем, что нас окружает

И, конечно, всегда поражает.

Здесь предметы культуры всей.

Что же это? – (хором) МУЗЕЙ!

А что означает слово музей? (СЛАЙД 1)

Музей – это хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры

Первый музей был открыт в Петербурге при Петре Первом и назывался

КУНСТКАМЕРОЙ (СЛАЙД 2) , что означало собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около1200 государственных музеев, где собрано 40млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Есть еще тысячи народных и школьных музеев.

В нашей школе тоже есть музей. Он называется Историко-краеведческий.

Чем, по вашему мнению, школьный музей отличается от других музеев?

1. Тем, что он находится в школе.

2. Он должен быть адресован детям и быть интересным для них.

3. В нем хотя бы некоторые экспонаты можно брать в руки.

4. В нем можно рисовать, мастерить и проводить опыты.

5. Он может рассказать о жизни школы.

6. Часть экспонатов для него создана руками детей.

8. Сюда можно приходить чаще, чем в другие музеи.

Презентация школьного музея (ВИДЕО)

Мы с вами уже не раз были в нашем музее и видели множество различных и интересных вещей. Они называются музейными экспонатами.

Что означает волшебное слово ЭКСПОНАТ (СЛАЙД 3) ?

Экспонат – это предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.

Педагог: А как же появляются экспонаты в музее?

Правильно. Их приносят люди, находят археологи, передают на хранение.

А все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея?

Увы, нет. Только если предмет интересен ученым, художникам, коллекционерам и необходим для коллекции музея.

Итак, предмет стал музейным экспонатом, Теперь начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу учета экспонатов и присваивают очередной номер. У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению.

Педагог: а сейчас проведём физминутку.

Гимнастика для глаз.

1. Расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

Педагог: продолжаем наше занятие.

Также в музее обязательно имеется книга отзывов. Как вы думаете, зачем она нужна? Правильно. Она нужна для того, чтобы посетители музея могли высказать свое мнение от увиденного: положительное или отрицательное. И это мнение будет учитываться в дальнейшем при создании выставок и экспозиций.

Педагог : для того чтобы выполнить творческое задание, мы должны перейти в комнату для занятий)

(СЛАЙД 5) А сейчас мы с вами будем выполнять творческие задания.

Мы предлагаем каждой группе нарисовать любой экспонат из школьного музея или любой другой, который они видели в музеях.

(СЛАЙД 6) А выполняя следующее задание, вы попробуете стать музейными работниками и опишете один музейный экспонат по следующей схеме: название – назначение – материал – авторство – география создания и бытования – связь с историческими событиями и лицами – степень сохранности.

Итог занятия.

Молодцы! Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на некоторые вопросы.

-Какое бывает хранение экспонатов? (бережное)

-Где хранятся экспонаты? (в музеях)

-Что такое музей? (это хранилище артефактов и/или предметов природы, получивших в культуре знаковую ценность, одно из средств самосохранения культуры)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие знакомит обучающихся с особенностями работы в школьном музее.

Цель: Ознакомление с основами исследовательской работы в школьном музее

1. Продолжение работы по ознакомление с основами музееведения.

2.Развитие способностей к творческой и поисково – исследовательской деятельности

3.Формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого.

4. Развитие навыков самостоятельного приобретения знаний.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация учителя и уч-ся, схемо-конспект занятия

Ход мероприятия

Организационный момент.

Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, то, что теперь мы называем историей. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о музеях.

Слово ''музей'' происходит от греческого museion и латинского museum – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музеи возникли в 15-16 вв.

Что такое музей?

Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.

Для чего нужны музеи? (дети отвечают).

Учитель. Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и узнать много интересного.

Какие бывают музеи? (художественные, исторические, естественнонаучные, технические, литературные, краеведческие)

Назовите самые крупные музеи мира и нашей страны.

Лувр (Франция), Эрмитаж (Россия), Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Россия), Русский музей (Россия), Третьяковская галерея (Россия)

2. Школьные музеи.

Учитель: Второй вопрос, который мы рассмотрим сегодня – это школьные музеи. Они выделяются в отдельную группу.

Как выдумаете, чем отличается школьный музей от других музеев?

Школьные музеи являются негосударственными музеями, работающими на общественных началах, и выполняют те же функции, что и государственные.

Музейные экспонаты - это предметы, выставленные на показ. Но это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени. Я хочу познакомить вас с нашим школьным музеем.

(Рассказ о школьном музее сопровождается показом слайдов)

Для работы музея имеется вся необходимая документация:

Положение о школьном историко-краеведческом музее

Программа деятельности историко-краеведческого музея Майской гимназии на 2012-2015 г.г.

План работы школьного историко-краеведческого музея (составляется ежегодно)

План работы Совета музея

В музее находятся предметы, в переданные в дар музею и собранные в ходе поисковых экспедиций учащихся.

Направления работы музея: поисково-собирательная деятельность, исследовательская деятельность, эскпозиционно-выставочная деятельность и образовательная деятельность.

3. Творческая работа и исследовательская работа.

Учитель. Мы с вами переходим к следующему вопросу.

Итак, предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь и, в первую очередь, его изучение. Чтобы понять, как это делается, давайте выполним небольшую творческую работу

На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся "вальком", "качалкой" или просто "скалкой" и рифленой доски, имевшей множество названий - "рубель", "ребрак", "пральник".

Нефедова. В музее нужно не только знать историю предмета, но и уметь давать его описание. Описание или атрибуция проводится по плану.

1.Описание предмета

1.Название предмета – рубель, (ребрак, пральник)

2.Назначение – Рубе́ль — предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания (стирки) и глажения белья.

3.Время создания и место бытования, связь с краем – Был создан еще в период Древней Руси. Применялся повсеместно на Руси в том числе и у нас на Белгородчине.

4. Материал – древесина

5. Техника изготовления – ручная работа

6. Легенда: кому принадлежала, каким образом попала в музей, подарена или на временное хранение – Передан в школьный музей родственниками Котенко Евдокии Ивановны, жительницы Прохоровского района.

7. Авторская принадлежность – неизвестный мастер

Учитель. А теперь самостоятельно опишите скалку. (Разбор описания)

4. Исследовательский этап

Учитель. Мы переходим к следующему этапу нашего занятия – исследовательскому.

Как вы думаете, откуда нам известно о том, кто был первым председателем колхоза, о майчанах героях труда и ВОВ и многих других фактах?

Основными направлением работы школьного музея является поисково-исследовательская работа.

Что же такое исследование? Исследование - это поиск истины, познание неизвестного.

-Я хочу рассказать о том, как выполняется поисково-исследовательская работа на примере своей работы. Исследовательская работа проводится в несколько этапов.

(рассказ сопровождается показом слайдов презентации о работе)

1 этап. Прежде чем начать исследование нужно выбрать тему. Выбрать тему не сложно, если знать, что тебя интересует в данный момент. В течение нескольких лет мы занимаемся изучением истории нашего поселка. Так как этот проект долгосрочный он должен пополняться новыми материалами.

2 этап. Затем выбираем проблему или гипотезу, над которой будем работать, цель и задачи.

3 этап. Сбор материалов. Нужно подумать: Что я об этом знаю? Просмотреть книги, спросить у других людей, познакомиться с материалами по данной теме.

Свое исследование я начала с посещения села Долбино. В беседах со старожилами выяснила расположение места, где раньше была церковь. Узнала, что осталось в селе от прежних владельцев. Затем продолжила работу с архивными материалами, музейными материалами, научно-популярной литературой и материалами Интернет

Далее выяснила, что земли нашего поселка входили в состав обширного имения Борщовых. Белгородские дворяне Борщовы — потомственные военные, оставившие заметный след, как в истории родного края, так и страны. В 1912 году Борщовы построили Покровскую церковь, которая заняла лучшее место в округе.

В архиве были найдены списки священнослужителей этой церкви и описание того, что в ограде церкви находился родовой склеп Борщовых. В материалах Интернет фотографии храма, сделанные немецким офицером Пайпером во время ВОВ.

5. Выводы о проделанной работе. На основе собранного материала сделала выводы: Покровская церковь в Долбино простояла 134 года. В годы Великой Отечественной войны горела, и окончательно была разрушена в 1946 году. Не сохранились фотографии этой церкви, а те, что опубликовал И.Пайпер в своей книге, требуют уточнения.

В поставленной гипотезе стоял вопрос: Можно ли восстановить этот храм? Я пришла к выводу: так как село Долбино утратило свое значение как крупный населенный пункт и, практически, соединилось с поселком Майский, церковь, вероятно, восстановлена уже не будет. Тем более что в поселке Майский и селах Веселая Лопань и Бессоновка уже построены церкви.

Для себя же я сделала вывод, что знать историю своей малой родины необходимо. Потому, что она позволяет нам ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Собраны все сведения теперь нужно изложить их на бумаге, сделать выводы и рассказать об этом людям.

Учитель. Таким образом, на примере работы, можно сказать, что научное исследование - это процесс выработки новых знаний

5. Рефлексия занятия

Учитель. Вы находитесь на самой первой ступени приобщения к научным исследованиям.

Что же нового и интересного вы сегодня узнали для себя?

Какой этап занятия был наиболее интересен?

Что мне дало это занятие?

Понравилась ли вам такая форма проведения занятия?

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. Сохранением прошлого и занимаются музеи, в том числе и наш школьный.

Учитель. Подводя итог нашему заседанию, скажу…

Хорошо, что в школах есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришел не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Прикоснись к чужой судьбе и жизни,

Подвигам отцов ты поклонись.

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Этими строками мы заканчиваем наше заседание. Спасибо всем за участие в работе.

Домашнее задание: К следующему занятию - подготовить историю любого, понравившегося вам экспоната (утюга, рушника, горшка, ухвата и т. д). Это необходимо для выполнения самостоятельного мини-исследования.

Читайте также: