Закон сохранения массы веществ химия 8 класс презентация конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.

  • Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.
  • Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.
  • Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: традиционный урок.

  • химические уравнения;
  • материальный баланс химических уравнений;
  • масса вещества.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H2SO4 и раствор CaCI2 .

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания (у доски).

а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:

б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия

2. Индивидуальные задания (карточки-задания)

а) Разделить приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля.
– ржавление гвоздя.
– испарение воды,
– сгибание гвоздя,
– дробление сахара,
– скисание молока,
– таяние мороженного.
– плавление парафиновой свечи.

б) Определить валентность элементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12

в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4

3. Работа с классом.

а). Составить формулы веществ (устно).

б). Определить валентность (устно)

в). Разделить вещества на группы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Р2О5; Cа; Ва; NаС1; А1; С; А1(ОН)3; С12; СаО; Н2S; S
простые: 2; 3; 5; 6; 8; 11 сложные:1; 4; 7; 9; 10

г). Задание № 4 стр. 5.

Что собой представляет уравнение химической реакции?

(Условная запись химических процессов с помощью химических знаков и символов.)

III. Изучение новой темы.

1. Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.

2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)

2. Демонстрация закона сохранения массы веществ.

В одно колено прибора для иллюстрации закона сохранения массы веществ 3–5 мм раствора хлорида кальция, в другое раствор серной кислоты и определяем вес прибора с растворами. Затем переливаем несколько раз растворы из одного колена в другое и вторично взвешиваем.

Вывод: Масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образовавшихся

3. В этом и состоит закон сохранения массы веществ. Для нас, знающих, что в ходе химических процессов происходят только лишь изменения соединений атомов между собой при сохранении самих атомов, закон очевиден. Понятие атома в химии установилось лишь в первой половине 19 века. Ученые химики того времени, наблюдая и исследуя химические процессы, отмечали, что масса продуктов реакции отличается от массы исходных веществ. Над данной проблемой работал Р.Бойль (сжигал металлы в незапаянных ретортах). Он не учитывал возможность участия в реакции газов.

Михаил Васильевич Ломоносов сумел доказать (практически), что в результате обжига металла общая масса продуктов реакции равна массе реагентов.

4. Значение закона (записываем в тетради).

  1. Вещества не исчезают бесследно и не образуются из ничего.
  2. Сущность химических явлений заключается в перераспределении атомов исходных веществ с образованием новых веществ.
  3. Позволяет составлять уравнения реакций и производить расчеты.
  4. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова . [1]

6. Слово учителя: Особое внимание уделял М.В.Ломоносов подготовке российских ученых. Возлагал на молодежь большие надежды. Он не принимал мнения, что высшее образование необходимо только представителям господствующего класса.

Отрывок из стихотворения (читает ученик).

О вы, которых ожидает Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде. [2]

7. Более двух столетий прошло со дня смерти М.В.Ломоносова. Лучшие люди России всегда отдавали должное его заслугам.

“На берегах Ледовитого моря подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”. В.Г. Белинский . [1]

IV. Выводы по уроку:

  • В чем сущность закона сохранения массы веществ?
    Закон сохранения массы веществ заключается в том, что масса вступивших веществ в реакцию равна массе веществ образованных.
  • Какое значение имеет закон сохранения массы веществ?

Уравнение реакции отражает материальный баланс вступивших в реакцию веществ (реагентов) и образовавшихся продуктов.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:

- повторить материал, пройденный на прошлом уроке

- организовать самостоятельное выполнение пробного действия и зафиксировать возникшие затруднения

Организация учебного процесса на этапе 2

  1. Ранее мы узнали с вами что все явления в природе можно разделить на две группы. Какие это группы? Давайте вспомним с вами чем одни явления отличаются от других и приведем примеры (слайд)

- Как еще можно назвать химические явления? (Химические реакции)

- А все ли мы знаем с вами о химических реакциях? (Нет)

  1. Сегодня на уроке мы продолжим изучать химические реакции. Предлагаю начинать наше путешествие в мир химических превращений.
  2. Как вы абсолютно верно заметили, отличительным признаком протекания химической реакции является образование нового вещества — продукта реакции — обладающего другими свойствами, которыми не обладали исходные вещества.
  3. Чем всегда сопровождается образование нового вещества? ( Признаками химической реакции)
  4. Сейчас нам снова понадобятся полученные ранее знания. Давайте вспомним, какие признаки протекания химически реакций нам уже известны и попробуем их продемонстрировать.

Совместно с учениками учитель показывает опыты в пробирках. Ученики называют наблюдаемые признаки, которые одновременно появляются на слайде.

- образование осадка ( CuSO 4 и NaOH)

- растворение осадка ( Cu(OH) 2 и HCl)

- изменение окраски (NaOH и фенолфталеин)

- выделение газа ( CaCO 3 и H 2 SO 4 )

- выделение тепла, света (реакция горения)

  1. Какой вывод мы можем сделать из увиденного? ( О протекании химической реакции можно судить по появлению внешних признаков).
  2. Предлагаю вам отразить на листе бумаги одну из приведенных химических реакций. Опишите происходящее в пробирке с помощью химических формул и математических знаков.
  3. Давайте посмотрим на ваши записи, рассмотрим полученные варианты. Почему получились разные варианты?

3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности

  1. соотнести пробное действие с имеющимися знаниями, умениями и навыками учащихся
  2. согласовать тему и индивидуальные цели урока

Организация учебного процесса на этапе 3

  1. 1) Давайте разберемся, почему не всем удалось составить запись химической реакции? Чем это задание отличалось от тех, что вы выполняли ранее?
  2. 2) Итак, Какие цели урока мы сегодня поставим?
  3. А знаете ли вы как называется запись, отражающая суть химической реакции?
  4. Как мы сформулируем тему сегодняшнего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения

  1. создать условия для осознанного выбора учениками нового способа получения знаний посредством проведения эксперимента

Организация учебного процесса на этапе 4

5. Реализация построенного проекта

- провести эксперимент для открытия новых знаний

-обобщить наблюдения и сделать предварительные выводы

Организация учебного процесса на этапе 5

  1. Предлагаю провести эксперимент: ( учитель приглашает ученика к лабораторному столу)
  2. На платформу весов поставим два стаканчика — один с раствором BaCl 2 , другой с раствором H 2 SO 4 . Отметим положение стрелки весов маркером. Сливаем растворы в один стаканчик, а пустой ставим рядом.
  3. Прошла ли реакция при сливании двух растворов? (Да)
  4. Что свидетельствует об этом? (Образование белого осадка)
  5. Изменились ли показания стрелки прибора при этом? (Нет)
  6. Какой вывод мы можем сделать? Отличается ли масса полученных продуктов реакции от массы исходных веществ? ( Нет)
  7. К такому выводу пришел и Ломоносов, который с 1748 по 1756 год проделал огромную работу и экспериментальным путем доказал что масса веществ до и после реакции остается неизменной . В основе его экспериментов лежала реакция взаимодействия металлов с кислородом из воздуха при прокаливании. Сейчас мы просмотрим видеоролик, иллюстрирующий подобный эксперимент. ( слайд — ролик)

- Ребята, какой вывод мы можем теперь сделать? ( Масса веществ до реакции равна массе веществ после реакции)

- Данное утверждение является законом сохранения массы веществ. (Формулировка на слайде). Теперь мы можем уточнить, как полностью будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ)

Обратимся к учебнику ( с.139) и зачитаем формулировку закона сохранения массы веществ.

- Что же происходит с веществами в ходе химической реакции? Образуются ли новые атомы химических элементов? ( Нет, не образуются. Происходит лишь их перегруппировка!)

- А если число атомов до и после реакции остается неизменным, то их общая масса тоже неизменна. Убедимся в справедливости данного заключения посмотрев видеоролик (слайд-анимация)

- Теперь, зная закон сохранения массы веществ,мы с вами можем отражать суть химических реакций с помощью химических формул соединений.

- Ребята, как принято называть условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков? ( Химическим уравнением) (слайд)

- Давайте попробуем описать просмотренный в видеоролике опыт с прокаливанием меди. (ученик у доски записывает уравнение реакции).

- Вот как просто и красиво. но. неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ. Соблюдается ли он в данном случае? (Нет!) Равны ли массы веществ до и после реакции? (Нет ).

Сколько атомов кислорода в левой части? (2) , а в правой? (1). Поэтому перед формулой оксида меди мы должны поставить 2! - уравнять кислород.

- Но.. Теперь нарушено равенство для меди. Очевидно, что перед формулой меди тоже надо поставить 2.

- Мы уравняли число атомов каждого элемента в левой и правой частях? (Да!)

- Получили равенство? (Да)

Как называют такую запись? (Химическим уравнением)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

-создать условия для фиксации изученного материала во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 6

- Давайте потренируемся составлять уравнения химической реакции и попробуем составить алгоритм действий. ( ученик у доски составляет уравнение химической реакции)

  1. Напишем реакцию образования аммиака из молекулы водорода и азота.
  1. В левой части уравнения записываем формулы веществ, вступивших в реакцию (реагентов). Затем ставим стрелку:
  1. В правой части ( после стрелки) записываем формулы веществ, образующихся в результате реакции ( продуктов).
  1. Уравнение реакции составляем на основе закона сохранения масс.
  2. Определяем, у какого элемента число атомов меняется? находим наименьшее общее кратное (НОК), делим НОК на индексы — получаем коэффициенты.
  3. Проставляем коэффициенты перед формулами соединений.
  4. Пересчитываем количество атомов, при необходимости действия повторяем.

3Н 2 + N 2 → 2NH 3

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действий с самопроверкой.

- организовать самооценку детьми правильности выполнения задания ( при необходимости — коррекцию возможных ошибок)

Организация учебного процесса на этапе 6

  1. Готовы попробовать свои силы? Тогда составьте самостоятельно уравнение химической реакции образования воды, расставив в уравнении недостающие коэффициенты

(слайд-анимация) — пример образования воды.

(на экране отображены исходные вещества — молекула водорода и молекула кислорода, затем появляется продукт реакции — молекула воды)

- Проверьте ( на экране появляются недостающие коэффициенты в уравнении реакции)

- У кого возникли затруднения? Что осталось непонятным?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать в речи новые термины ( химическая реакция, химическое уравнение) и формулировку закона сохранения масс

- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направление будущей учебной деятельности

- оценить собственную активность на уроке

- согласовать домашнее задание

Организация учебного процесса на этапе 7

- Чему был посвящен сегодняшний урок? Как звучала тема урока? Какие цели были нами поставлены и удалось ли их достигнуть?

- Где мы сможем применить полученные сегодня знания?

- Какие возникали затруднения? Удалось ли их преодолеть?Что осталось непонятным?

- Чью работу на уроке вы бы отметили? Как оцениваете свою работу?

п. 27, упр. 1, 2. Упражнения на карточках ( на следующем занятии ученики делают самопроверку по слайду-эталону на экране).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ.


Урок по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций"

Урок химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ.Уравнения химических реакций" .


Презентация к уроку по химии 8 класс "Закон сохранения массы веществ. Химические реакции "


Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.


Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча.


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 8 класс


конспект урока химии в 8 классе ( ФГОС) Закон сохранения массы веществ. Химическое уравнение.

Урок открытия новых знаний! Который учит ребят ставить цели и задачи, анализировать и делать выводы. применять полученные знания в новой ситуации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ: материальным балансом химических уравнений.

Задачи урока:

- образовательные : сформулировать закон сохранения массы веществ, объяснить на его основе положение атомно-молекулярного учения о сохранении атомов при химических превращениях, познакомить учащихся с историей открытия закона, с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, А.Лавуазье.

- развивающие : развивать исследовательские умения, умения работать в парах, умения сравнивать и обобщать, проводить наблюдения, делать выводы, развивать ответственность за своё здоровье, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока : урок-игра

Понятия: вещество, физическое и химическое явление, химическая формула

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, карточки-задания, мультимидийный проектор, прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ, весы с разновесами, вещества: раствор H 2 SO 4 и раствор ВaCI 2 .

Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Ровно встали, тихо сели,

На меня все посмотрели.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Здравствуйте ребята! Проверим нашу готовность к уроку.

Сидеть надо прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние от глаз до рабочего места – 30-35см, между грудью и партой – ширина ладони. Ноги должны упираться в пол полной ступнёй. При сидении вы должны занимать весь стул, локти держать на столе.

Сегодня у нас необычный урок, на нашем уроке присутствую гости. Но такая торжественная обстановка не должна вам мешать на уроке.

Девиз урока: Спрашивать и отвечать - вот девиз познания и обучения.

Актуализация знаний

Сегодня на уроке нам очень понадобятся ваши знания, полученные ранее. В этом учебном году нам с вами удостоилось совершить путешествие в удивительную страну – химия.

- Что же изучает эта наука? ( наука о веществах и их превращениях )

В страну в которой живут самые разнообразные жители - вещества, говорящие на своем языке.

- Что такое вещество? ( то из чего состоит физическое тело)

- На какие группы можно подразделить все вещества? ( простые и сложные)

Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, считать

Выполните задания №1

Распределите вещества в соответствующие колонки:

O 2 , NaCl, FeS, N 2 , Zn, HNO 3 , CaO, H 2

Простые вещества

Сложные вещества

С жителями страны химия постоянно происходят различные превращения, изменения, которые мы называем явления.

- Какие виды явлений вам известны? ( физические и химические)

- Вспомните, чем эти явления отличаются друг от друга? ( физические протекают без изменения вещества, химические- с превращением веществ)

Выполите задание №2

Определите соответствие приведенных процессов к физическим и химическим явлениям:

А.Процесс фотосинтеза,
Б. Горение угля.
В. Ржавление гвоздя.
Г. Испарение воды,
Д. Сгибание гвоздя,
Е. Дробление сахара,
Ж. Скисание молока,
З. Таяние мороженного.
И.Плавление парафиновой свечи.

2) химическое явление

Каждый житель страны химия имеет свой паспорт, по которому можно определить его строение и состав.

-Как можно изобразить строение и состав вещества? ( с помощью формулы)

-Какую информацию можно получить по формуле вещества? ( состав, классификацию вещества, массовые отношения элементов, валентность элементов в сложном веществе, относительную молекулярную массу вещества, массовые дли элементов в веществ)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Закон сохранения массы веществ.mp4

Выбранный для просмотра документ 1. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.pptx

Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Тема:
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения

Знаменитый английский химик Р. Бойль, прокаливая в открытой ре­торте различны.

М. В. Ломоносов 1711 -1765 Закон сохранения массы веществМ. В. Ломоносов в о.

М. В. Ломоносов
1711 -1765
Закон сохранения массы веществ
М. В. Ломоносов в отличие от Р. Бойля прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах и взвешивал их до и после прокаливания. Он доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется какая-то часть воздуха.

М. В. Ломоносов 1711 -1765 Закон сохранения массы веществРезультаты этих опы.

Закон сохранения массы веществНезависимо от М. В. Ломоносова закон сохранения.

Закон сохранения массы веществ
Независимо от М. В. Ломоносова закон сохранения массы в 1789 году открыл французский химик Антуан Лавуазье .
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе об­разовавшихся веществ.

Закон сохранения массы веществ

Закон сохранения массы веществ

Закон сохранения массы веществС точки зрения атомно-молекулярного учения зако.

Закон сохранения массы веществ
С точки зрения атомно-молекулярного учения закон сохранения массы объясняется так: в результате химических реакций атомы не исчезают и не возникают, а происходит их перегруппировка. Так как число атомов до реакции и после остается неизменным, то их общая масса также не изменяется.

Закон сохранения массы веществКаково значение закона сохранения массы веществ.

Закон сохранения массы веществ
Каково значение закона сохранения массы веществ?
Открытие закона сохранения массы веществ способствовало даль­нейшему развитию химии как науки.
На основании закона сохранения массы веществ производят прак­тически важные расчеты.
Например, можно вычислить, сколько потребуется исходных веществ,
чтобы получить сульфид железа(II) массой 44 кг, если железо и сера
вступают в реакцию в массовых отношениях 7:4. Согласно закону
сохранения массы веществ при взаимодействии железа массой 7 кг и
серы массой 4 кг образуется сульфид железа(II) массой 11 кг. А так как
не-обходимо получить сульфид железа(II) массой 44 кг, т. е. в 4 раза
больше, то и исходных веществ также потребуется в 4 раза больше:
28 кг железа (7 • 4) и 16 кг серы (4 • 4).
На основе закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций.

Химические уравненияУравнение химической реакции – это условная запись химич.

Химические уравнения
Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и формул.
Пример:
N2
+
H2
NH3
t0C кат.
N2;
+
H2
NH3
t0C кат.
- реагирующие вещества
- продукты реакции
- взаимодействие
- условие протекания реакции

Химические уравнения

Составление химических реакцийПример: Составить уравнение реакции взаимодейст.

Составление химических реакций
Пример: Составить уравнение реакции взаимодействия фосфора и кислорода.

1. В левой части уравнения запиши формулы веществ, которые вступают в реакцию. (Формулы простых газообразных веществ состоят из двух атомов: Н2, О2, N2, Cl2 и.т.д.)
=
P
O2
+
2. В правой части уравнения запиши формулы веществ образующихся в результате реакции.
P2O5
3. Определи: атомов, какого элемента в левой части уравнения больше. (Вначале уравнивают число атомов, которых в левой части уравнения больше.)
4. Соедини фигурной стрелкой атомы этого элемента в левой и правой частях.
5. Определи Н.О.К. чисел атомов в левой и правой частях уравнения.
10
6. Запиши Н.О.К. в квадратике под стрелкой.
7. Раздели Н.О.К. на число атомов каждого соединенного элемента.
10
:
2
=
5
10
:
5
=
2
8. Запиши полученный коэффициент перед формулой.
5
2
9. Определи: есть ли еще не уравненные (не соединенные) атомы:
а) Если есть, то вернись к пункту 3.
б) Если нет, то ВСЁ.
4
4
:
4
=
1
4
:
1
=
4
4

Химические уравненияЕсли в результате реакции выделяется газ, рядом с его фор.

Химические уравнения
Если в результате реакции выделяется газ, рядом с его формулой ста­вят стрелку вверх ↑ , а если вещество выпадает в осадок, то рядом с форму­лой этого вещества ставят стрелку вниз ↓

Домашнее задание§14,15. Ответьте на вопросы 1– 3 и выполните упражнение 4 (с.

Домашнее задание
§14,15. Ответьте на вопросы 1– 3 и выполните упражнение 4 (с. 47).

Читайте также: