Лирика ахматовой конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока литературы в 11 классе. Может быть использован при изучении творчества А. Ахматовой, при проведении интегрированных уроков литературы и музыки. Знакомит с основными вехами жизни поэтессы, с произведениями, которые послужили композиторам для написания романсов.

Оценить 1144 2

Цели:Знать о некоторых вехах жизни поэта, об основных темах и мотивах её лирики.

Уметь выделять особенности языка в поэтическом тексте, понимать своеобразие стиля поэта.

Уметь находить художественные тропы и фигуры,

Знать основные черты романса, знать современных исполнителей романсов, уметь анализировать музыкальное произведение, сопоставлять художественный текст с мелодией романса, обобщать, делать выводы.

- Перенесемся с вами в конец XIX — начало XX вв. Противоречивый и сложный период. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности. Россия переживала перемены во всех областях жизни. Свершались революции, гремели войны, менялась власть. Были сделаны глобальные естественнонаучные открытия, особенно в области физики и математики. В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили.

"Серебряным веком" назвали время яркого расцвета русской культуры этого периода. Много талантов открыл этот период миру.

Среди них – яркой звездой светит имя Анны Ахматовой.

Остановимся на некоторых моментах её жизни и творчества.

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966) – поэтесса, писательница, переводчик, критик.

Она появилась на свет летом 1889 года в семье потомственного дворянина и отставного инженера-механика флота Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой элите Одессы.

Едва малышке исполнился год, родители переехали в Санкт-Петербург, где глава семьи получил чин коллежского асессора и стал чиновником по особым поручениям. Семья поселилась в Царском Селе, с которым и связаны все детские воспоминания Ахматовой.

Училась в Царскосельской гимназии, затем в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы.

Впервые стихотворение Ахматовой было опубликовано в 1911 году

В 1910 году вышла замуж за Н. Гумилева, от которого в 1912 году родила сына Льва Николаевича.

Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко, 1889–1966) занимает особое место в поэзии акмеизма.

Начало века. Петербург. Подвал “Бродячей собаки”. “Анна Ахматова, застенчивая и элегантно небрежная красавица, со своей “незавитой челкой”, прикрывающей лоб и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая, свои стихи”.

Прослушивание романса «Сжала руки под темной вуалью в исполнении Аннеты Хельс

- Какое настроение навевает романс?

- Что вы можете сказать о характере музыки?

- Какие чувства пытается передать исполнитель?

- Давайте, подробнее остановимся на данном стихотворении А. Ахматовой.

Сжала руки под темной вуалью.

- Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот.

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Улыбнулся спокойно и жутко

Это стихотворение – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.

- Какие эмоции оно у вас вызывает?

( сложную гамму чувств, желание перечитать его снова и снова.) Какими чувствами, настроением оно проникнуто?

- О чем это стихотворение?

В данном произведении речь идет о ссоре между любящими друг друга людьми.

Остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна”.

- Что вы можете сказать об особенностях этого стихотворения?

стихотворение простое, всего 12 строк, но выразительных, сразу понятно, что герои расстаются. Он и Она. Конец любви. Он уходит. Настроение печали.

- На сколько частей можно поделить стихотворение?

Стихотворение делится на две неравные части.

- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?

Героиня как будто наблюдает себя со стороны

-- Какой вам представляется лирическая героиня этого стихотворения?

Ученики: Героиня стихотворения -воплощение женственности, хрупкости, слабости ( женщина и вуаль

- Как душевное состояние лирической героини проявляется в ее поступках, восприятии ситуации? Почему чувства, которые она испытывает, не называются прямо?

Она хочет вернуть возлюбленного. Говорящая деталь- " сжала руки под темной вуалью"

В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь или примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жесты Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.

-Как и в чем выражается серьезность и глубина её чувства?

Ученики: - жесты, темная вуаль, которая прячет бледное лицо, это её движения.

"Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот", это- прерывистая речь, её слова

- Каков конец стихотворения? Ожидаешь ли такого конца?

- На самом ли деле он равнодушен? Он вышел, шатаясь,Искривился мучительно рот

--Почему, говоря об улыбке, поэт соединяет такие, казалось бы, разные понятия"спокойно" и "жутко"?

Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души оскорбительно-спокойного ответа. В любой другой ситуации его можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры это означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять боль.

-- Обратите внимание на многоточия в стихотворении, на оборванное вопросительное предложение. Чем вы можете объяснить такой синтаксис стихотворения?

Ученики: Многоточие обычно говорит о незаконченности, недоговоренности, но многоточие на конце строки скорее намекает на что-то. Оборванное вопросительное предложение указывает на глубину её чувств, ей трудно дышать, говорить.

- Как поэтический ритм стихотворения помогает передать напряженность, недосказанность ситуации?

В этих 12 строках автору удалось передать всю глубину переживания героев. Это стихотворение о счастливой и несчастной любви одновременно, облагораживающей, одухотворяющей и заставляющей страдать. Ахматова сумела воплотить новые оттенки чувств в старой любовной теме, передать их в простой, но строгой благородной форме. Это скорее характерно для психологической прозы, чем для поэзии.

Новым стало и то, что устами Ахматовой заговорила женщина. Из объекта поэтического чувства она стала лирическим героем поэзии

-Созвучны ли содержание стихотворения и музыка романса. Сумела ли исполнительница передать глубину чувств лирической героини? Помог ли в этом характер мелодии романса?

- Предлагаю вам прослушать ещё один романс о любви, но уже в исполнении Матюхина. Он одновременно исполнитель и автор музыки.

- Каким настроением проникнут романс? Что вы можете сказать о его мелодии? ( )

- Какие чувства лирической героини помогает передать мелодия?

- Обратимся к стихотворению.

Любовь покоряет обманно,
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.

Какова тема стихотворения ?

Что значит покоряет обманно?

Каким предстают перед нами герои стихотворения? Он и она.

Как изменился герой под влиянием любви?

Какие тропы заметили в стихотворении?

Кто является героем этого стихотворения?

-Как мелодия романса позволяет передать чувства лирической героини и героя?

- Что вы можете сказать о характере музыки? Каким настроением веет от этого музыкального произведения?

Почему мелодия именно такая? Какие чувства помогает она передать.

Вчитайтесь в слова стихов А. Ахматовой.

Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.

Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.

Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня посмотрели очи…
Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.

О чем это стихотворение?

Второе стихотворение – разочарование. Его первая строка – риторический вопрос. За ним сразу следует риторическое восклицание. Героиня понимает, что мужчина не любит ее, но не способна перестать восхищаться его красотой. Эти чувства отняли у нее крылья. Туман застил очи. Взгляд сконцентрировался на яркой детали – тюльпане в петлице возлюбленного. В третьем стихотворении между персонажами происходит непосредственный контакт. Вот только со стороны мужчины он продиктован простой учтивостью – подошел, улыбнулся, поцеловал руку. В душе героини в это время – ураган эмоций, десять лет пробежали перед глазами, за один миг промелькнули все бессонные ночи. Это выразилось в единственном тихом слове, за которым не последовало никакой реакции со стороны возлюбленного. Он ушел, героиня осталась в полном одиночестве. История закончилась – вновь пусто и ясно стало на душе.

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.

- Какие чувства лирической героини?

- Сумел ли исполнитель передать чувства лирической героини?

- Мы с вами прослушали 4 романса на стихи А. Ахматовой. Оба они были о любви.

-Почему именно любовь в большинстве случаев становится темой романсов? И что такое романс?

- Это за жанр музыкального произведения.

Какими особенностями должны обладать романсы? Чем отличается романс от обычной песни?

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

Романс действительно очень похож на песню, но у него есть свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Жанровые признаки романса:

- содержание романса всегда лирично;

- текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному, это придает романсу — особую нежность и теплоту;

- в романсе мелодия сложнее, чем в песне, тесно связана со стихом.

- часто структура романса отличается от песенной отсутствием припева.

Ученик:

В XVI - XVII веках романс популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах.

А как вы думаете, что может способствовать тому, что тот или иной композитор останавливает свой взгляд на том или ином стихотворении и кладёт на него музыку? Впечатление, произведённое стихотворением, его содержание, плавность, музыкальность.

Хочется сказать, что на многие стихи А. Ахматовой положена музыка. Её произведения привлекают не только нас, читателей, но и многих композиторов, режиссёров. В чём же причина?

Они лиричны, проникновенны и образны, что как бы сами ложатся на музыку. Но романсы написаны не только на её любовные стихи.

Прослушаем один из них

Вместо мудрости – опытность, пресное,
Неутоляющее питье.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?

Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквах положено
За того, кто меня любил…

Стала забывчивей всех забывчивых,
Тихо плывут года.
Губ нецелованных, глаз неулыбчивых
Мне не вернуть никогда.

Осень 1913, Царское Село

О, есть неповторимые слова,

Кто их сказал - истратил слишком много.

Неистощима только синева

Небесная, и милосердье Бога.

Трагична была судьба А. Ахматовой.

В тридцатые годы Ахматову настигла волна сталинских репрессий. (14 слайд) Сначала она потеряла мужа. Поэта Николая Гумилева. Он был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Был арестован и единственный сын поэтессы Лев Гумилев.

- Какое настроение у романса?

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. (15 слайд) Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.

Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается полностью в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, с горем родины, то у этого человека огромное сердце. (16 слайд)

Она вобрала в своё сердце боль всего народа и полностью отдала его родине. Поэтому её творчество волнует людей до настоящего времени.

В шестидесятые годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. (17 слайд) Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом

Как вы думаете почему к стихам А. Ахматовой обращались многие композиторы?

“Анна всея Руси” - так называла ее Марина Цветаева. В стихах Ахматовой – напевы русских песен: скорбных плачей, тихих молитв, лукавых частушек, безысходной тоски; неизбывные мечты о счастье. Она бессмертна, как бессмертно русское слово.

Почему, как вы думаете, стихи А Ахматовой наход ят отклик и в душе композиторов?

12. Обоб щение пройденного.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось и запомнилось на уроке?

Пополнились ли ваши знания сегодня об Ахматовой? О её произведениях? О музыкальных произведениях, написанных на её стихи?

4. Что нового узнали вы о романсе? Романс затрагивает наше чувство, душу и сердце

5. Чем романс отличается от песни?.

В 21 веке романс продолжает жить и процветать. Его исполняют известные и знаменитые исполнители российской эстрады.

Продолжают жить, волновать нас по сей день стихи С. Есенина.

Они продолжают быть актуальными не только в жанре романса, но и в жанре шансон. Песни на его стихи исполняются Стасом Михайловым, Викой Цыгановой, Еленой Ваенгой.Шансон — жанр французской популярной музыки, французская эстрадная песня в стилистике кабаре. Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце XIX века — первой половине XX века).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русской литературы в 9 классе.

Цели урока :

1. познакомить учащихся с биографией и лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта ; раскрыть образ лирической героини Ахматовой ;

2. развитие навыков анализа стихотворений, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи;

3.воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Оборудование: Презентация, портреты Ахматовой, сборники её стихов .

Введение в тему. 1.Слово учителя:

Он знал их всех и видел всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимилиана, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава

И Александра – небывалый хор

Четырнадцатизвездное созвездье!

Это поэты серебряного века! Будем изучать их творчество в 11 классе.

Брюсов, Белый, Бальм о нт, Волошин, Мандельштам, Пастернак, Бунин, Северянин, Есенин, Ахматова, Маяковский, Цветаева, Ив а нов, Блок.

Вопрос: Сколько женских имен вы видите в этом созвездии?

1. Биография. (выступление подготовленного ученика).

11 (23) июня 1889 г. – родилась Анна Горенко близ Одессы в семье флотского инженера-механика в отставке.

Мать – Инна Эразмовна (1952-1930). О ней Ахматова напишет:

… женщина с прозрачными глазами

(Такой глубокой синевы, что море

Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),

С редчайшим именем и белой ручкой,

И добротой, которую в наследство

Я от нее как будто получила,

Ненужный дар моей жестокой жизни…

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.

1890 г. – переезд в Царское Село

И никакого розового детства…

Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

30-е годы – волна сталинских репрессий

Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

5 марта 1966 г. – умерла

Слово учителя.

Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.

В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!

1)Предварительный анализ: сопоставление поэтических произведений.

2)Беседа по тексту.

Вопрос: Что, на ваш взгляд, объединяет эти произведения?

Ответ: тема любви, расставание.

Любовь, по словам одного современника А. Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.

Вопрос : А чем они отличаются? От чьего лица ведется повествование?

Ответ: Лирический герой первого стихотворения мужчина, именно он рассказывает о своем чувстве.

Вопрос: Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?

Вопрос: А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?

Ответ: Лирическая героиня второго стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве.

Вопрос : Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.

Что в них необычного?

Слово учителя: Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого

стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.

Вопрос: Но так ли было ранее? Обратимся к литературе 19 века.

В каких произведениях вы уже встречались с монологом героини,

которая сама говорит о своей любви?

Вопрос: Но кто был автором этого произведения? Следовательно, о чувствах лирической героини рассказывал опять мужчина – поэт.

Вопрос: Принято ли было в 19 веке женщине самой рассказывать о своих чувствах? Как же современники Пушкина восприняли Письмо Татьяны?

Ответ: оно воспринималось как вызов общепринятым нормам поведения для благовоспитанных барышень.

Вопрос: А как вы думаете, почему? Каково было предназначенье женщины?

Ответ: дом, дети, забота о муже.

Вопрос: Что же изменилось в литературе за время с момента написания романа до написания стихотворения Ахматовой?

Ответ: Практически ничего. Мужчины отводили женщине то же место, что и в 19 веке. В конце 19 века напечатаны замечательные стихи о любви Фета, Тютчева. А женских стихов не было.

Вопрос: Как вы думаете, почему женщина заговорила о том, что было у нее на душе, сама? Почему вдруг в стихах А.Ахматовой нам открылся мир женщины, прежде так тщательно скрываемый?

Возможный ответ: начало меняться отношение к женщине, они стали бороться за свои права.

2.Поэзия женской души.

В стихах Ахматовой открывается мир женской души: страстной, нежной и гордой. Любовь – чувство, составляющее содержание всей человеческой жизни. Поэзия представляет роман, насыщенный тончайшим психологизмом.

Подчинение – и в любви тоже – возможно только по собственной воле:

Тебе покорной? Ты сошел с ума!

Покорна я одной Господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли,

Мне муж – палач, а дом его – тюрьма.

Но видишь ли! Ведь я пришла сама…

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Прочитаем еще раз это стихотворение . Определим тему.

2. Что из себя представляет 2 строчка?

Можем ли знать, кто задает этот вопрос?

Разговор ведется с невидимым собеседником.

Как выдумаете, кто это мог быть?

Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.

Вопрос: Что дает нам возможность так считать?

Ответ: Героиня чувствует свою вину.

3. Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.

Обратите внимание: нет ни имени, ни пока - других «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.

4. Узнаем ли мы, о чем был разговор?

Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!

5.В чем признается читателю лирическая героиня?

Метафора - выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

6.А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?

(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)

Но А.А.нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.

И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?

Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?

(Кислый и вяжущий на вкус, вызывающий оскомину)

Тут кроме слов появился и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.

8. А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совершенном. Ошеломлена произошедшим.Как поступает героиня?

« Я сбежала, перил не касаясь.

Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.

9. И здесь Ахматова использует интересный стихотворный прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!

«Как забуду? Он вышел шатаясь, - это видит героиня

Искривился мучительно рот… - внутренний монолог поэта, ведь этого героиня видеть не может.

Вопрос 10. Как дальше поступает героиня?

Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?

И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.

Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.

Уже не верит ей, но благородно изображает… спокойствие.

«Улыбнулся спокойно ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко. Что это?

Оксюморон. Это не просто противопоставление противоположного, а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!

13. Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.

МНЕ ( такой, после того, что она натворила).

Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.

Главное, мы не остаемся равнодушными!

14 Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.

Сильная или слабая лирическая героиня?

Возможный ответ: сильная женщина, она может противостоять судьбе.

Вопрос: В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?

- раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.

Итог урока: Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.

Д/З 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть

Нажмите, чтобы узнать подробности

образовательная: познакомить студентов с личностью и особенностями раннего творчества А.А. Ахматовой; показать, как пушкинская тема нашла отражение в творчестве А. А. Ахматовой;

развивающая: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов литературного произведения, его художественных деталей; культуру речи, память, мышление, творческие способности; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического

произведения как художественного целого;

воспитательная: способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и эстетическому воспитанию студентов, воспитывать любовь к русской классической литературе, к творчеству А.А. Ахматовой.

Тип урока: урок применения метапредметных и предметных знаний

Прогнозируемые результаты

- личностные: формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- метапредметные: оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- предметные: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности.

Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, тексты художественных произведений М. Горького.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация субъективного опыта студентов.

Наш сегодняшний урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов Серебряного века, представителя акмеизма. Анна Ахматова многое пережила, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонёк, который позволил ей писать стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах. Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры. Королева Серебряного века! Её называют преемником великого А. С. Пушкина!

III. Изучение новых знаний и способов деятельности.

1) Вступительное слово преподавателя.

Ранняя Ахматова берёт из фольклора только любовную тему — то, что близко её поэтическим интересам, полностью исключая из своей художественной сферы важнейший для фольклора социальный аспект. Отсутствует в её художественной системе и характерная для народного творчества поэтизация труда как основополагающего нравственного начала народной жизни. Фольклоризм ранней Ахматовой не был непосредственно связан с поисками жизненного идеала, близкого народному.

Её лирическая героиня чувствует ущербность и ограниченность собственного индивидуалистического миросозерцания, но вместе с тем и народный идеал для неё пока недосягаем:

Ведь где-то есть простая жизнь и свет,

Прозрачный, тёплый и весёлый…

Там с девушкой через забор сосед

Под вечер говорит, и слышат только пчёлы

Нежнейшую из всех бесед.

А мы живем торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч…

I V. Первичная проверка понимания изученного.

2) Работа над идейно-художественным содержанием ранних стихотворений А. А. Ахматовой.

б) Аналитическая беседа.

ŠŠ- Отчего стихотворение написано в драматургической манере?

ŠŠ- Как в нём чередуются диалог и монолог?

- Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?

ŠŠ- Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?

- В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении?

Обобщение преподавателя

4) Аналитическая беседа.

ŠŠ- Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчёркивает его?

ŠŠ - Чему посвящён диалог лирических героев стихотворения?

ŠŠ- Почему возникают мысли о смерти?

ŠŠ- Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?

Обобщение преподавателя

6) Обобщающая аналитическая беседа.

ŠŠ- Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А. А. Ахматовой?

ŠŠ- Почему они в подавляющем большинстве несчастны?

ŠŠ -Каким показано чувство любви в стихах поэтессы?

Обобщение учителя

7. Пушкинская тема в творчестве А. А. Ахматовой.

— Имя А. А. Ахматовой не раз ставили рядом с именем А.С. Пушкина. Об Ахматовой заговорили как о продолжательнице пушкинской традиции буквально после её первых поэтических шагов. Но в то же время её имя всегда произносилось как имя совершенно самостоятельного, оригинального поэта.

Здесь лежала его треуголка

И растрёпанный том Парний.

…Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть.

ŠŠ - Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?

ŠŠ- Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?

ŠŠ- Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу А.А. Ахматовой и А .С. Пушкина в Царскосельском парке.

- Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?

ŠŠ- Какие другие стихотворения А.А. Ахматовой, связанные с именем А. С. Пушкина, вы знаете? В чём сказывается в них воздействие на её стихи и позицию в поэзии русского гения?

V. Закрепление пройденного материала.

Сопоставительная работа (в парах по вариантам)

Вы познакомились с фактами биографии А.А. Ахматовой, воспоминаниями о ней современников, портретами поэтессы.

- Какой представляется вам личность А.А. Ахматовой?

- Каким виделся внутренний облик А.А. Ахматовой её знаменитым современникам, поэтам Н. С. Гумилёву, А. А. Блоку, Ф. К. Сологубу, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму?

- Чей стихотворный портрет поэтессы показался вам особенно выразительным, совпадающим с вашим представлением о личности А.А. Ахматовой?

- Какое место в творчестве А.А. Ахматовой занимает пушкинская тема?

- Какие моменты биографии и страницы творчества А.С. Пушкина нашли отражение в поэзии и прозе А. А. Ахматовой?

V II. Обобщение и систематизация.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Цели занятия: - учебная: проверить знания обучающихся по теме предыдущего занятия, познакомить с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, с традициями русской классической поэзии в её творчестве и своеобразием лирики; - развивающая: развивать навыки конспектирования, зрительную и слуховую память, навыки связной речи, навыки анализа художественного текста, логическое мышление, умение анализировать и систематизировать учебный материал, умение делать выводы и обобщения;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету, к книге, к чтению, к творчеству А. Ахматовой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Оснащение: портрет А. А. Ахматовой, иллюстрации, учебник, хрестоматия

Структура занятия:

Элементы структуры занятия

Презентация темы занятия

Опрос домашнего задания

Объяснение нового материала

Подведение итогов занятия

Ход занятия:

I Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и обучающихся к занятию, на внешний вид студентов. Сделать перекличку и записи в журнале. Отметить отсутствующих.

II Презентация темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучающимися.

IV Объяснение нового материала с записью основных моментов в тетрадь, рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, анализ художественного текста, беседа. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа, плана занятия.

Тема урока: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Эпиграф: Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. А. Ахматова.

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

II Лирика А. Ахматовой.

III Особенности творчества Ахматовой.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (с записью основных этапов жизни в тетрадь (обратить внимание на эпиграф)

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на селе Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

Начало пути

-11 июня 1889 г.-Село Большой Фонтан, близ Одессы

- 1890-1905 гг.- Детство прошло в Царское селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской гимназии

-1903 г.-Знакомство с С.Н.Гумилевым, литературным наставником

-1906-1907г.-Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии

-1910г.-Замужество. Поездка на месяц в Париж. Родился сын Лева(историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии)

-1918 г.-Распался брак с Гумилевым

-Научные работы о Данте, Пушкине, Лермонтове, Некрасове

-библейские и античные мотивы

-1923-1934 гг.-Травля, запрет публикации

Трагическая судьба сына, Льва Николаевича Гумилева

-1935 г.-1-ый арест сына

-1943-45 гг.- Участие в Великой Отечественной войне, после войны защита докторской диссертации

-1949-1956 гг.-3-ий арест и заключение

-август 1946 г.- Исключение А.Ахматовой из Союза писателей

-по 1960 годы жила за счет переводов произведений на разные языки

-1962 г. - Допущена к публикации

-1965 г.- В Англии присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета

- 5 марта 1966г.- А.Ахматова умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в поселке Комарово.

II Лирика А. Ахматовой. Объяснение учителя (с записью основных моментов в тетрадь).

Лирика. 1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка


3. Стихи о Родине 2. Любовная лирика

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

4. Стихи о поэтическом мастерстве

Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это - теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

.И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него. умираю.

Вывод: В стихах присутствует связь с традициями русской поэзии XIX в., которая проявилась в стремлении глубоко показать душу лирического героя, его нравственные поиски через философско – религиозное осмысление мира.

Опираясь на творчество поэтов XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова), Ахматова выразила новое мировоззрение: человеческая жизнь – ценный дар, а мир многообразен и ярок.

Традиции акмеизма в творчестве Ахматовой: чёткость, яркость образов, композиции, отточенность деталей.

Особенности ранней лирики Ахматовой: использование мифов, опора на разные культурные традиции, увлечение деталью, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической героини.

Теория литературы:художественная концепция. Выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой.

V Закрепление (устно):

1. В чём трагизм творчества А. А. Ахматовой?

2. В чём общечеловеческое значение её творчества?

VI Подведение итогов занятия.

VII Домашнее задание: уч. № 2, ч. 2, стр. 146-164.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

План занятия № 23

Предмет: русская литература.

Преподаватель: Омарханова Ж.К.

Группы 1 курса (c казахским языком обучения).14-15- ТРК

Тема занятия: А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Цели занятия: - учебная: проверить знания обучающихся по теме предыдущего занятия, познакомить с биографией и творчеством А.А. Ахматовой, с традициями русской классической поэзии в её творчестве и своеобразием лирики; - развивающая: развивать навыки конспектирования, зрительную и слуховую память, навыки связной речи, навыки анализа художественного текста, логическое мышление, умение анализировать и систематизировать учебный материал, умение делать выводы и обобщения;

- воспитательная: воспитание интереса к предмету, к книге, к чтению, к творчеству А. Ахматовой.

Тип занятия: комбинированный урок.

Оснащение: портрет А. А. Ахматовой, иллюстрации, учебник, хрестоматия

Структура занятия:

Опрос домашнего задания

Объяснение нового материала

Ход занятия:

I Приветствие. Обратить внимание на готовность аудитории и обучающихся к занятию, на внешний вид студентов. Сделать перекличку и записи в журнале. Отметить отсутствующих.

II Презентация темы занятия, ее актуализация, постановка целей перед обучающимися.

IV Объяснение нового материала с записью основных моментов в тетрадь, рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, анализ художественного текста, беседа. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа, плана занятия.

Тема урока: А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика.

Эпиграф: Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. А. Ахматова.

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

II Лирика А. Ахматовой.

III Особенности творчества Ахматовой.

Рассказ учителя о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (с записью основных этапов жизни в тетрадь (обратить внимание на эпиграф)

I Жизнь и творческий путь А. А. Ахматовой.

Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на селе Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем.

Начало пути

-11 июня 1889 г.-Село Большой Фонтан, близ Одессы

- 1890-1905 гг.- Детство прошло в Царское селе под Петербургом. Учеба в Царскосельской гимназии

-1903 г.-Знакомство с С.Н.Гумилевым, литературным наставником

-1906-1907г.-Учеба в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии

-1910г.-Замужество. Поездка на месяц в Париж. Родился сын Лева(историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии)

-1918 г.-Распался брак с Гумилевым

-Научные работы о Данте, Пушкине, Лермонтове, Некрасове

-библейские и античные мотивы

-1923-1934 гг.-Травля, запрет публикации

Трагическая судьба сына, Льва Николаевича Гумилева

-1935 г.-1-ый арест сына

-1943-45 гг.- Участие в Великой Отечественной войне, после войны защита докторской диссертации

-1949-1956 гг.-3-ий арест и заключение

-август 1946 г.- Исключение А.Ахматовой из Союза писателей

-по 1960 годы жила за счет переводов произведений на разные языки

-1962 г. - Допущена к публикации

-1965 г.- В Англии присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета

- 5 марта 1966г.- А.Ахматова умерла в Домодедово, под Москвой. Похоронена в поселке Комарово.

II Лирика А. Ахматовой. Объяснение учителя (с записью основных моментов в тетрадь).

Лирика. 1. Ахматова в период раннего творчества - акмеистка

2. Любовная лирика

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль.

Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви.

Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет.

В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной.

3. Стихи о Родине

Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию.

Название стихотворения

Его содержание и художественные особенности

Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет.

Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни.

4. Стихи о поэтическом мастерстве

Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его.

Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Это - выжимки бессонниц,

Это - свеч кривых нагар,

Это - сотен белых звонниц

Первый утренний удар.

Это - теплый подоконник

Под черниговской луной,

Это - пчелы, это - донник,

Это - пыль, и мрак, и зной.

. И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него. умираю.

• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов. • Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю - всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов. • По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа.

Вывод: В стихах присутствует связь с традициями русской поэзии XIX в., которая проявилась в стремлении глубоко показать душу лирического героя, его нравственные поиски через философско – религиозное осмысление мира.

Опираясь на творчество поэтов XIX в. (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова), Ахматова выразила новое мировоззрение: человеческая жизнь – ценный дар, а мир многообразен и ярок.

Традиции акмеизма в творчестве Ахматовой: чёткость, яркость образов, композиции, отточенность деталей.

Особенности ранней лирики Ахматовой: использование мифов, опора на разные культурные традиции, увлечение деталью, тонкие способы передачи внутреннего мира лирической героини.

Теория литературы:художественная концепция. Выразительное чтение стихотворений А. Ахматовой.

Читайте также: