Литературное и музыкальное наследие казахского народа конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2903 0

Автор:Вискова И. Н.,

Значение казахской народной песни в жизни людей очень велико, так как она приобщает людей к высшим человеческим ценностям, играет огромную роль в современном обществе [1, с. 3].

Қазақ халықтың әнінің мағынасы адамның өмірінде өте ұлы, себебі ол адамдарды жоғарғы адами бәстерге приобщает, алып рөлді қазіргі қоғамда ойнайды.

Т he value of the Kazakh folk song in life of people is very great, because she attaches people to the higher human values, plays an enormous role modern society.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов Казахстана. Поэтому, сегодня возрастает ценность и значимость пропаганды народного творчества посредством народной песни, способствующей развитию духовной культуры людей на основе изучения песенно-инструментальных образцов прошлого и современного народного творчества.

Основные жанры эпической традиции - жыр, толгау, терме. В музыкально-эпической традиции прослеживается философское начало, дидактическое содержание, проявление народной мудрости. Эпос рассматривается как художественное, историческое и этническое явление. У казахов музыка тесно связана с жизнью, бытом вообще, сопровождавшимся песнями, кюями, терме. В казахском обществе были чрезвычайно развиты любительское пение, игра на музыкальных инструментах для себя или близкого круга людей - друзей, родственников. Особое, почётное, уважаемое место занимали профессиональные деятели казахской культуры - акыны, жырау, жырши, кюйши.

История казахского народа, уходящая корнями в глубину веков, богата событиями. Радостные или печальные, большие или малые, они оставляли в душе человека неизгладимый след, запечатлевались в памяти. Культура всегда неразрывно связана с историей. В кюях и песнях отражено все многообразие жизни. Жырши и акыны к историческим событиям, становились летописцами своего времени. Легенды, стихи, музыка передавались от поколения к поколению. С древнейших времен бытуют у казахского народа легенды о чудесной способности музыки приносить людям радость или печаль, раздумья или веселье, развивать высокие гуманистические, моральные и эстетические качества.

Итак, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что народная песня возникла в далёком прошлом и развивается на протяжении всего своего существования. В народной песне развито художественное начало.

В Казахстане проводится значительная работа по сбору и записи музыкального творчества, публикации лучших образцов в музыкально- эпических сборниках. Все, что сделано дореволюционными русскими учеными, положившими начало изучению истории народной песни, а за ними и современными русскими учеными, свидетельствует о значительном развитии казахского музыкознания, в котором наравне с исследованиями профессиональных жанров, достойное место занимают исследования казахской песни. [10, с. 3].

Исходя из вышесказанного переходим непосредственно, к связи истории народной песни с современностью. Музыка - культурное наследие казахского народа, отзвуки прошлых столетий. Она обладает наиболее характерными ментальными свойствами - музыкальным языком, ритмообразованием и интонациями, столь характерными для народного художественного мышления. И именно в наше время прослеживается тесная связь народной песни с современностью, так как последние годы среди молодёжи возрос интерес к нашему прошлому, которое мы знаем очень поверхностно. Народные песни сейчас аранжируются, многие из них исполняются в современной обработке, их знают и любят как дети, так и взрослые.

Народная песня это же не классика, не авангард: её и исполнить можно без лишнего профессионализма или инструментальной подготовки.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрожлдение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество не является одной из высших духовных ценностей народа? Именно сегодня возрастает ценность и значимость пропаганды народного творчества во имя возрождения родной земли, связи со своим народом, ощущения счастья, бытия и творчества.

И в заключении хотим сказать, что мы находимся на пути от старой народной музыки, развитие которой заканчивается, к новой, развитие которой начинается. А значит, сегодняшний день на этом пути очень важный. Старых сочинителей народной музыки уже нет. Ибо нет старого мира. Возникает новый мир, новые отношения между людьми, новые условия и новые обстоятельства. И поэтому, мы должны думать о будущем народной музыки. Нородно – песенное творчество было и будет основой песенной культуры. Через народную музыку люди могут ближе подойти к искусству.

Список литературы:

Артёмова С.С. Авторская программа по казахской музыке для общеобразовательных школ с русским языком обучения- Костанай: Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, 2000. 55с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - Москва: Просвещение, 1988. 262с.

Готовцев Г.А. Мифология и фольклор. Программа и методические рекомендации –Москва: Новая школа, 1993. 145с.

Назаров Л.И. Введение в песенный фольклор- Москва: Просвещение, 200. 124с

Цель урока: Ты
узнаешь:
О важнейших
достижениях казахской
литературы,
отражающих духовнонравственные ценности
народа;
Об особенностях
традиционной
музыкальной культуры
на основе фольклора и
трудов исследователей.

Вопрос исследования темы:
Как образцы устного народного творчества отражают
духовно-нравственные ценности казахского народа?

• Жыр
Песенное состязание
на актуальные темы
Найдите
соответствие
• Кюйши
Один из жанров поэзии,
часто употребляемый
в эпосах, терме и др
• Айтыс
Исполнитель
инструментальной
музыки

Задание 1
В каких произведениях слышны мотивы
любви к родной земле?
Кішкентай
Ақсиса
Жанбота
Саржайляу

Задание 2
В каком прозведении показаны
польза знаний и трудолюбие?
Исатай-ел еркесі
Сын бая и сын бедняка
Ақтан тас
Бақытсыз Жамал
Мать

Российские
исследователитрадиционной
музыкальной культуры и фольклора
Задание: Определите личности и их вклад

Отечественные исследователи
традиционной музыкальной
культуры и фольклора
Задание: Определите личности и их вклад

Как образцы устного нароного
творчестваотражают духовнонравственные ценности казахского
народа?
Достижениями казахской
литературы и музыкального
искусства ,отражающими
духовно-нравственные
ценностинарода являются
преемственность, толерантность,
способность передавать
красочные эмоциональные
образы.
Исследователи литературного и
музыкальногонаследия
казахского народа отмечали в
своих трудах ранообразие форм и
самобытность.
Литературные и музыкальные
наследие –живое творчество и
одновременно историческая
живая память об истоках
культуры, несущая опыт
познания мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В-воспитывать эстетический вкус, патриотизм и уважение к наследию прошлого.

-развивать ключевые компетенции и логическое мышление, навыки исследования, моделирования, конструирования, прогнозирования.

Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

Будут обобщены знания о сущности противоречий культурного строительства и духовной жизни страны.

Будут развиваться основные умения и навыки устной работы, логического и аналитического мышления учащихся; навыки и умения групповой деятельности учащихся.

У учащихся будут заложены основы культуры ведения диалога и полилога, заложены основы патриотизма и уважения к истории своего Отечества.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература

-Джандосова З.А. История Казахстана. Учебник для 10кл. -Алматы: Мектеп, 2019;

-Джандосова З.А. История Казахстана. Учебник для 11кл. -Алматы: Мектеп, 2019;

- Джандосова З., Джуматаева Ж. История Казахстана: Методическое руководство. – Алматы: Мектеп, 2019;

- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5-ти томах. -Алматы, Атамура, 2010.

3.2 Техническое оснащение, материалы

Учитель использует презентацию в

анализ и обработка текстовой информации, заполнение графических схем

Запланированные этапы урока

Запланированные действия на уроке

-Когда в разгар жаркой битвы акын чувствовал, что враг дрогнул, начинал тут же исполнять боевой жыр, вдохновляя воинов на подвиги. (Татиткара)

- Он имел мужество говорить об ошибках хану прямо в глаза (Бухар жырау)

- «Этих детей заблудших ногаев

Основная часть (40 мин)

Казахское музыкальное искусство является отражением мировоззрения казахского народа, его взглядов на мир, духовно-нравственных и религиозных представлений, традиций, обычаев. Кюи Коркыта (VIII в.) исполняются одинаково на берегах Сырдарьи и в предгорьях Каратау, степях Сарыарки, на Алтае и в Прикаспии. Кочевые народы населяли огромные территории Центральной и Средней Азии; их музыкальное искусство соседствовало и перекликалось с соседними народами, взаимно обогащая друг друга. На огромной территории Казахстана исторически появились объективные предпосылки для формирования и развития различных направлений музыкально-исполнительского искусства.

Сохранив для потомков музыкальные сокровища казахской музыки, Затаевич открыл её миру, указал на ёё достойное место в мировой музыкальной культуре.

Огромным достоянием казахского народа и всего мирового музыкального искусства являются кюи, песни, эпосы, сказания и казахские музыкальные инструменты. Бережно сохраняются образы казахских музыкальных инструментов в Музее казахских музыкальных инструментов в Алматы от самых древних, найденных при раскопках, изображенных в петроглифах, до современных, звучащих в оркестрах и эстрадных группах.

Казахское музыкальное искусство

Конец урока Рефлексия по занятию

1. Где были обнаружены изображения человека, играющего на музыкальном инструменте?

А) Хорезм В) Бухара С) Коканд D) Самарканд Е) Отрар

2. Сколько лет назад, по мнению В. В. Виноградова, появились домбра и кобыз?

А) 1000 лет назад В) 2000 лет назад С) 3000 лет назад D) 500 лет назад Е) 200 лет назад

А) Даулеткерей В) Асан Кайгы С) Абай D) Жаяу Муса Е) Коркыт

4. Какое учебное заведение закончил Александр Затаевич в 1886 году?

А) медресе В) Омский кадетский корпус С) Орловский кадетский корпус

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана

Школа: СШ №41 а. Кабанбай батыр

1. Музыкальное наследие казахского народа

ФИО учителя: Дайрабаева Сабира Рашидовна

Мелодичность песен казахского народа. Величавая песня

Цели обучения, которые необходимо достичь на

5.1.1.1 - определять музыкальный жанр и художественные средства, анализировать прослушанную музыку;

5.1.2.2 - различать произведения традиционных певческих школ и народных композиторов;

5.1.3.1 - передавать музыкальное настроение и художественный образ в процессе исполнения песни;

5.2.2.2 - редактировать и интерпретировать музыкальные композиции с использованием компьютерных программ
программ (А udacity , Saundation , Windows Movie Maker , Киностудия).

Все учащиеся:

слушают вместе с классом песни народных композиторов, анализируют их средства музыкальной выразительности;

стараются использовать музыкальную грамотность

Большинство учащихся:

слушают вместе с классом песни народных композиторов, анализируют их средства

с помощью учителя могут охарактеризовать манеру исполнения традиционных певцов, стараются определить мелодию;

стараются передать художественный образ

Некоторые учащиеся:

могут определять манеру исполнения традиционных певцов, их интонации;

дают классу направление в передаче художественного образа

Критерии оценки

Могут выразительно исполнять песни;

Могут выразительно читать слова песни.

Языковые цели

• используют соответствующую терминологию в ходе анализа и обсуждения музыки, могут дать объяснение своей работе и предложения по ее улучшению

Вопросы для обсуждения:

• Когда я слушал традиционные певческие школы, ….

• Если бы …, я бы улучшил свою работу.

Принятие цели

Научить слушать песни народных композиторов, прививать культурные ценности через традиционное певческое искусство.

Межпредметные связи

Начальные знания

Знания, полученные на предыдущих уроках

Запланированные этапы урока

Запланированная на уроке деятельность

Начало урока

Учебник музыка нопша

Середина урока

(Д, К) задание: Исполнение песни

- Исполни припев песни.

- Собственное исполнение сравни с исполнением ее на видеозаписи.

- Исполни песню еще раз, используя средства музыкальной выразителности.

- Прими участие в определении лучшего певца класса. Учащиеся с помощью учителя, используя компьютерную программу АиаасгЬу, могут представить припев песни в разном темпе. Они также имеют возможность записать припев в своем исполнении и воспроизвести его. Для этого учитель должен заранее подготовить материал для компьютерной программы или использовать припев песни, данный в фонохрестоматии.

Конец урока

Чему я сегодня научился?

Какое задание было для меня трудных?

Какое задание я выполнил легко?

Дифференциация: каким образом вы планируете помочь более слабым учащимся? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание: как вы планируете уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

В качестве помощи в преобразовании услышанной музыки учитель может дать некоторым учащимся прослушать образцы музыки.

Отдельные учащиеся могут петь песню самостоятельно.

Контроль. Используя критерии оценки и дескрипторы, учащиеся сами оценивают друг друга в холе исполнения и анализа песни.

гающие технологии физминутки и активные виды деятельности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие были отступления от плана урока и почему?

Используйте данную графу для записи своего Ответьте на вопросы, данные в левой колонке, проведенный вами урок.

Общаяоценка

Два по ложительных аспекта урока (и в преподавании, и в обучении):

Что может способствовать повышению качества урока ( и в преподавании, и в обучении)?

Что узнал(а) в процессе урока о классе в целом, о достижениях/трудностях отдельных учащихся? На что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Литературное и музыкальное наследие казахского народа. Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цели урока: Определить важность устной литературы и культуры в культурном наследии казахского народа; оценка значительных достижений казахской литературы и культуры, характеризующих духовные и моральные ценности людей.

Критерии успеха Определить важность устной литературы и культуры в культурном наследии казахского народа; оценивает важнейшие достижения казахской литературы и культуры, характеризующие духовные и моральные ценности людей.

Вопросы исследования: Вопросы исследования: - Какова ценность литературных и музыкальных произведений казахского народа? - В чем особенность традиционной музыкальной культуры казахского народа?

Групповая работа Группа 1. Мужество и героизм в литературных и музыкальных композициях Группа 2. Государство, управление страной и борьба за независимость Группа 3. Жизнь и традиции казахского народа Группа 4. Религиозные убеждения

Критерии: Критерии: - Объясните содержание в пяти предложениях, используя предыдущие знания об историческом процессе / событии, упомянутом в источнике; - Какую информацию вы расскажете об историческом процессе / событии? - Какова важность этой информации как исторического факта? - Является ли источник надежным? Насколько вы согласны с мнением автора? (ссылка, подтверждение ссылки на другие источники для обоснования их собственной игры); - Приведение не менее 1-2 аргументов (выдержки из композиции) устных литературных стихотворений, стихов, пословиц, сказок и айтысов.

Группа 1. Патриотизм (любовь к Родине, гордость за достижения своего государства); Группа 1. Патриотизм (любовь к Родине, гордость за достижения своего государства); Группа 2. Национальная ценность (уважение к старшим и младшим, уважение к традициям); Группа 3. Трудовое усердие (трудолюбие, ответственность); Группа 4. Человечность (справедливость, честность, верность, доброта).

Читайте также: