Жители нашего края в древности их занятия взаимоотношения и стремления конспект

Обновлено: 04.07.2024

Краеведческие материалы, экспозиции школьного музея, материалы экскурсионных поездок и походов по родному краю, интернет-ресурсы и др.

Домашнее задание

Найти дополнительную литературу об истории и культуре жителей нашего края в далёком прошлом. Составить список книг для чтения, ресурсов Интернета.

Родословие, или, по-научному, генеалогия, изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Составьте генеалогическую схему своей семьи

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Почему надо изучать историю своей малой родины? Что вы знаете об истории нашего края в самые далёкие времена? Что такое культурное наследие? Что, на ваш взгляд, включает в себя историческая память людей, живущих на территории нашего края?

Формулировать выводы на основе заинтересованного и уважительного отношения к истории родного края

Ориентационный (актуализации/повторения)

Где территориально расселялись народы, живущие в настоящее время в нашем крае? Каковы были природные, климатические условия? Как они влияли на занятия, быт, верования древних людей? Какие языковые семьи представляют народы нашего края, вашей семьи?

Получать информацию из различных источников, обобщать её, делать выводы.

Использовать приёмы составления генеалогических таблиц, картотек

Работа с картой

Содержательно-операционный

Формулировать вопросы при обсуждении представленных проектов.

Свободно владеть и оперировать программным учебным материалом для изучения истории региона, города, села.

Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи, контролировать эмоции

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Оцените представленные проекты одноклассников. Что нового по истории и культуре родного края вы узнали? Чему научились? Каким способом можно обогатить ваши краеведческие знания? Составьте собственные задания по теме урока

Обсуждать и оценивать результаты деятельности и достижения — свои и одноклассников.

- формировать стойкий интерес учащихся к изучению истории и культуры малой родины;

- расширить и углубить знания по истории и края;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Предварительная подготовка : оформление сцены, карта Заинского района, политическая карта Республики Татарстан, приглашение гостей.

Оборудование : мультимедийный проектор, слайды, экран, микрофон, выставка книг и рисунков.

(Рассказ сопровождается работой с картой и демонстрацией слайдов).

Вот наш родной Заинск, водохранилище на древней реке Зай, ее холмистый правый берег, заросший лесом. Вьется голубой лентой асфальтированная дорога, а дальше - поля, перелески, луга, опять поля. Все знакомо, обыденно вечно. Не задумываешься, а как же было здесь 500, 1000 лет тому назад и раньше?

Какие народы населяли берега Зая?

На каком языке они говорили?

Чем древние люди занимались?

Когда был основан наш любимый город?

Какой след оставили наши предки в истории в разные исторические эпохи?

Вот круг вопросов, вокруг которых пойдет наш разговор.

1 экскурсовод По заливным лугам речной долины, мерно покачивая изогнутыми бивнями, пасется небольшая группа мамонтов. В багровых лучах заходящего солнца длинные бурые клочья их шерсти почти спиваются с густой травой. Чуть дальше, на востоке, стадо северных оленей спешит к реке на водопой. А на противоположном берегу, несколько ниже по течению, уже насытилась живительной влагой семья шерстистых носорогов, головы которых увенчаны двумя разными по величине великолепными рогами. Со стороны увалов, покрытых кустарником и низкорослым лесом, доносится приглушенный рев пещерного медведя. Вероятно, царь зверей чем-то недоволен. Вздрагивая всем телом и низко опустив рогатые головы, тревожно прислушивается стадо овцебыков.

Ведущий. Это не разгулявшаяся моя фантазия. О наличии такого богатого животного мира в далеком прошлом свидетельствуют многочисленные находки костей мамонта и других ископаемых - представителей животного мира в долине Зая при строительстве Заинской ГРЭС, в гравийном карьере, что у третьей Бугульды, да и не только здесь.

2 экскурсовод Природно-климатические условия Восточного Закамья для первобытных коллективов скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей были благоприятными для жизни. В низовьях рек Шешмы, Зая и Ика раскинулись широкие пойменные луга, богатые кормами для

скота. Реки были полны рыбой, охотничьи угодья – дичью. Поэтому неудивительно, что практически здесь везде сохранились следы поселений древнего человека.

2 экскурсовод В начале 50-х годов 20 века в районе деревни Гулькино была обнаружена стоянка древнего человека эпохи неолита – это 4-3 тысячелетие до н.э. или 5-6 тысяч лет тому назад. Среди останков человека обнаружены женские украшения - бусы из белого камня. Некоторые могилы посыпаны красной или желтой охрой, что косвенно свидетельствует о зарождении религиозных представлений у древнего человека.

В те давние времена берега Камы и ее притоки осваивали финно – угорские племена, предки коми, удмуртов, марийцев, мордвы, и венгров.

Ведущий. А откуда у вас такие интересные сведения?

3 экскурсовод На территории Заинского района в 70-х годах ученые археологи Р.С.Габишев, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин, Р.Г.Фахрутдинов и наш земляк Ф.М.Хузин и другие провели археологические раскопки.

Ведущий. Что нового узнали ученые археологи о наших предках?

3 экскурсовод На Заинской земле оставила много следов срубная культура. Это 15-12 века до н.э. или 3,5 тысяч лет тому назад. Племена этой культуры занимали территорию от Урала – на востоке до Днепра – на западе. Она характеризуется широким применением в хозяйстве бронзы.

Ведущий Чем занимались люди этой археологической культуры, и почему ученые их так странно называют?

4 экскурсовод Основным занятием людей срубной культуры являлось скотоводство и охота. Наряду с этим они занимались и подсечно – огневым земледелием. Вырубали лес, выкорчевывали пни, сжигали сухие деревья, а затем после рыхления земли производили посев. Ученые называют данную археологическую культуру срубной по типу захоронений. Своих умерших представителей древние люди хоронили в деревянных срубах – могилах.

Фрагменты глиняной посуды срубного типа - каменное пряслице и два бронзовых серпа были обнаружены на мысу речки Авлашки в деревне Карманово. Бронзовый серп срубной культуры был найден в деревне Бегишево. В деревне Тонгузино местным жителем В.В.Воробьевым при копке огорода обнаружено бронзовое тесло – топор с поперечным расположением лезвия.

5 экскурсовод На холме Старого Заинска местными школьниками Ришатом и Ринатом Гатауллиными найдены бронзовый наконечник копья и массивная бронзовая игла для шитья одежды. Эти предметы сегодня находятся в нашем краеведческом музее.

Кроме того, казанскими учеными археологами было обнаружено много черепков глиняной посуды на речке Именлинки близ деревень Именлебаш, Малое Пальчиково, а также в деревнях Верхние Шипки, Аксарино, Первая Бугульда, Светлое Озеро, Новое Маврино, Новый Такмак, Старое Пальчиково.

На смену племенам срубной культуры пришли племена ананьинской культуры (с 8 века до н.э. по 3 век н.э.). При них установились тесные торговые связи нашего края с племенами Сибири и Кавказа, скифами и сарматами.

1 экскурсовод Значительный след в истории Заинской земли оставила иминьковская культура, существовавшая около 1200-1500 лет тому назад. Иминьковцы были оседлыми племенами, занимались пашенным земледелием, скотоводством, ремеслом, производством железа, керамики, ювелирных изделий из бронзы и золота. Кузнецы в совершенстве владели искусством ковки и сварки, изготовляли орудия труда и оружие – мечи, серпы, топоры, удила. Жили иминьковцы в полуземлянках из бревенчатых срубов. Надо признать, что в строительстве они уступали племенам ананьинской культуры. У иминьковцев, как и у славян, существовал культ сожжения умерших.

Ведущий Чем еще знаменита в истории наша Заинская земля ?

2 экскурсовод В1965 году экспедиция Р.Г.Фахрутдинова близ деревни Старое Пальчиково обнаружила городище древнего человека. Ученые после кропотливой работы дали однозначный ответ – это городище именьковской эпохи. Укрепления состояли из глубоких рвов насыпных земляных валов, на которых стоял частокол из бревен. Земледельческое население жило в селищах. В крепостях, служивших для защиты всего окрестного населения от врагов, селились

ремесленники и военно – племенная знать. В случае опасности все население укрывалось за стенами городища. Такое же городище обнаружено у деревни Самарцево. Следы иминьковцев выявлены и близ деревни Новое Маврино.

3 экскурсовод Именьковские племена не были единственными жителями наших мест в предбулгарский период. В непосредственной близости с ними жили мадъяры - древневенгерские племена, объединенные в союз под названием Магна Хунгария (Великая Венгрия). Во время строительных работ был разрушен древний могильник. Он находится между населенными пунктами Кабан - Бастрык (Заинский район) и Шигаево (Сармановский район). В древнем могильнике были найдены серебряные маски – характерная черта захоронений древних венгров.

Ведущий. Венгры в Среднем Поволжье? Неужели их родина здесь? Почему и как венгры оказались на Дунае?

4 экскурсовод Да, родина венгров находится в Волго – Камье. Приход в наши края булгарских племен из низовьев Волги прервал процесс образования государственности у мадъяр. Уже в начале 9 века тюрки начинают теснить древневенгерские племена. В 889 году последние навсегда покинули свою Родину и основали свое государство на Дунае – Венгерское королевство.

1 экскурсовод Вероятно, на булгарский период приходится основание Заинска - сторожевого поста на дальних подступах к восточной границе Булгарского государства. По стратегическим соображениям лучшего места для крепости поблизости подобрать было трудно. Высокий холм на берегу реки, с трех сторон окруженный водами Зая и Ирни, позволял защитникам просматривать местность во все стороны на многие километры .

2 экскурсовод Географическое положение Заинска было чрезвычайно удачным. Так академик-историк Ю.В.Готье в свое время утверждал, что одна из ветвей великого шелкового пути пролегала, вероятно, в междуречье рек Зай и Ирня и заканчивалась в городе Сюдуме (Елабуге), который был древнейшим торговым центром на Каме. Сюда везли из Китая и Средней Азии шелка и другие дорогие ткани, а с Камской земли вывозили "зверя" - меха. Развивалась и культура. Где-то здесь, в низовьях Зая (предположительно в селении Шингальчи), родился и умер великий булгарский поэт Кул Гали. Им была написана известная всему культурному миру поэма - "Кыссаи Йусуф".

3 экскурсовод Наш край был свидетелем многих исторических событий, наложивших отпечаток не только на историю России, но и на историю всей Европы. Среди них поход Бату хана на Запад, горечь поражений и неудач от монголов, потеря свободы и независимости Волжской Булгарии. Был свидетелем величия Джучиева Улуса, входил в состав некогда могущественного Казанского ханства .

Ведущий. А какова история возникновения нашего города? Когда и при каком правителе Заинск был основан?

3 экскурсовод История основания нашего города связана со временем правления Алексея Михайловича Романова. Через сто лет после завоевания Казанского ханства Иваном Грозным правительство Алексея Михайловича приступило к строительству Закамской оборонительной черты. Она должна была защитить юго – восточные границы Московского государства от набегов ногаев, башкир, киргиз- кайсаков и калмыков.

4 экскурсовод Вот отрывок из указа царя о строительстве Закамской оборонительной черты.

Вот отрывок из другого документа об основании нашего города:

« Река Зай течет из степи в Русскую сторону и впала в Каму реку. От реки Зай от мосту до города Заинскова двести семьдесят сажен. Город Заинской рублен тарасами, а в нем с проезжими вороты

Ведущий. Что же собой представлял в XVII веке Заинский острог?

5 экскурсовод Крепость занимала площадь около трех гектаров и имела форму прямоугольника с шестью деревянными башнями. Из них четыре- угловые глухие, а две посередине проезжие с воротами. Стены собраны из сосновых бревен, двойные, между которыми была засыпана мелкая щебенка. Толщина стен составляла более четырех метров и высотою с надстройкой до восьми метров.

У стен расположились две слободы Овчинная и Польская. Вокруг города и слобод были устроены надолбы в два ряда. Первые поселенцы – это сто челнинских стрельцов с семьями, расселившихся в 81 дворе Овчинной слободы. Вскоре в 1654 году сюда перевели из Смоленска пленных польских шляхтичей – 81 человек, тоже с семьями, которые поселились в отдельной слободе, назвав ее Польской.

Ведущий. А знаете ли вы имена первых жителей нашего города?

1 экскурсовод Да, знаем Вот имена первых служилых людей в Заинске. Иван Барташов, Иван Шестаковский, Олеско Иванов, Семен Лопатин, Савельев Бутвоха, Ерем Барыцкий, Федор Веселковский, Семен Иванов, Иван Новицкий, Данило Савин, Федор Андреев, Илья Колотинский.

В 1656 году в Заинске проживала 181 семья.

Заинская крепость неоднократно подвергалась нападениям со стороны ногаев и башкир. Одно из них (декабрь 1707 г.) закончилось трагически. Крепость была взята и сожжена.

Ведущий. Какими событиями запомнились 18 – 19 столетия в нашем крае?

3 экскурсовод В канун крестьянской воины (1773 г.) под руководством Е. Пугачева в Заинске было уже 512 дворов, в которых проживало около одной тысячи душ мужского пола. Заинск и окрестные деревни приняли в ней самое активное участие. Более 20 сел и деревень, среди них Аксарино, Никольское (ныне Старое Пальчиково), Верхний Налим, Поручиково, Савалеево, Кабан-Бастрык, Урсаево и другие создали свои вооруженные отряды. Под влиянием взбунтовавшихся крестьян отставные солдаты, составляющие основной гарнизон крепости, сдали Заинск без боя (15 января 1774 года).

4 экскурсовод Но, торжество восставших было недолгим. Через два дня (17 января 1774 года)к крепости подошел правительственный отряд во главе с полковником Ю. Бибиковым. Заинск штурмом был взят. В окрестностях восстановился прежний порядок. По пятой ревизии 1795 года жители Заинска относились к категории казаков и пользовались льготами. В начале XIXвека они были переведены в разряд государственных крестьян.
5 экскурсовод В 1790-е гг. Заинск стал центром Заинской волости, в 1865 вместе с Мензелинским уездом вошёл в состав Уфимской губернии. Исторически Заинск являлся одним из важных административных центров Восточного Закамья. Во 2-й половине 19 века здесь располагались полицейский стан, волостное правление, ряд учреждений, обслуживавших соседние волости (больничный, судебный, ветеринарный и призывной участки). По сведениям 1870 года, в Заинске функционировали Крестовоздвиженская церковь (построена в 1826году), двухклассное

училище, ветряная и две водяные мельницы, 14 лавок; по вторникам проходил базар. В 1875г. здесь открыли женское училище, в 1896г. - библиотеку, в 1881 построили Богоявленскую церковь. В 1882 году открылась первая в наших краях земская больница.

Далее организуется ответы на вопросы участников встречи. Ведущий исторического путешествия подводит итог.


1) Сформировать у учащихся представление о древнейшем человеке, образе его жизни, сформировать убеждение о том, что появление религии, верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей, познакомить учащихся с уникальным памятником природы и древней живописи:

2) Продолжить формирование умений работать с учебником, иллюстрацией, правильно употреблять и объяснять исторические термины, сравнивать и описывать, рассуждать.

3) Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, учебники, интерактивная доска, компьютер, презентация в среде Microsoft Power Point.

Ход урока.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы будем говорить о древности. История заселения Южного Урала насчитывает десятки и десятки тысяч лет. Посмотрите на доску. Определите тему урока. Открыть учебник на с. 32 и сравнить с доской.

Тема урока – Башкортостан в древности. Первые люди на Урале. Наша задача выяснить, как жили древнейшие люди, что помогло людям выжить в суровых климатических условиях, познакомиться с уникальным памятником природы и древней живописи – пещерой Шульганташ, с историей открытия наскальных рисунков.

Повторение.

Работа по карточкам. Класс делится на 2 группы.

Задание. Вставить в текст пропущенное слово.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются…………… По своему содержанию народные………… делятся на………………………………………… В башкирских сказках о животных основными персонажами выступают………………. . Волшебными называются сказки, в которых решающую роль играют………. . Герои волшебных сказок………………. .

Главным героем богатырских сказок является………………….

Классный час на тему Башкортостан в древности. Первые люди на Урале

Задание для 2 группы.

Какое слово со звездочками у вас получилось?

Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, в котором говорится о вымышленном фантастическом событии).

Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Актуализация знаний, переход к новой теме.

Природа нашего края очень красива, богата, живописна. Можно сказать она сказочно богата и не перестает нас удивлять. Та природа, которая нас окружает, всегда ли она была такой?

Когда землю вода покрыла,

И суши совсем не стало.

Когда люди, сумевшие скрыться,

Те края покинули,

Не осталось там никого кроме смерти

Ей нечего стало делать.

- В такие периоды грандиозных природных катастроф животные и люди уходили в поисках спасения. Одним из таких убежищ становились Уральские горы. Горы привлекали людей обилием кремневых пород, из которых изготовлялись орудия, и являлись естественными убежищами от непогоды и зверя.

Небольшие группы первобытных охотников кочевали вслед за стадами животных. И лишь в тишине пещер, где ненадолго задерживался человек, скрываясь от холодов или выбирая их для таинства обрядов, чаще всего находят ученые следы первобытных людей каменного века.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Методическая разработка интегрированного урока по истории и ИКБ (истории и культуре Башкортостана) в 5 классе.

Тема. Башкортостан в древности. Первые люди на Урале.

Цели: 1) Сформировать у учащихся представление о древнейшем человеке, образе его жизни, сформировать убеждение о том, что появление религии, верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей, познакомить учащихся с уникальным памятником природы и древней живописи:

2) Продолжить формирование умений работать с учебником, иллюстрацией, правильно употреблять и объяснять исторические термины, сравнивать и описывать, рассуждать.

3) Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, учебники, интерактивная доска, компьютер, презентация в среде Microsoft Power Point.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы будем говорить о древности. История заселения Южного Урала насчитывает десятки и десятки тысяч лет. Посмотрите на доску. Определите тему урока. Открыть учебник на с. 32 и сравнить с доской.

Тема урока – Башкортостан в древности. Первые люди на Урале. Наша задача выяснить, как жили древнейшие люди, что помогло людям выжить в суровых климатических условиях, познакомиться с уникальным памятником природы и древней живописи – пещерой Шульганташ, с историей открытия наскальных рисунков.

Работа по карточкам. Класс делится на 2 группы.

Задание. Вставить в текст пропущенное слово.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются…………… По своему содержанию народные………… делятся на………………………………………… В башкирских сказках о животных основными персонажами выступают……………….. Волшебными называются сказки, в которых решающую роль играют……….. Герои волшебных сказок………………..

Главным героем богатырских сказок является………………….

Задание для 2 группы.

Какое слово со звездочками у вас получилось?

Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, в котором говорится о вымышленном фантастическом событии).

Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Актуализация знаний, переход к новой теме.

Природа нашего края очень красива, богата, живописна. Можно сказать она сказочно богата и не перестает нас удивлять. Та природа, которая нас окружает, всегда ли она была такой?

Когда землю вода покрыла,

И суши совсем не стало.

Когда люди, сумевшие скрыться,

Те края покинули,

Не осталось там никого кроме смерти

Ей нечего стало делать.

- В такие периоды грандиозных природных катастроф животные и люди уходили в поисках спасения. Одним из таких убежищ становились Уральские горы. Горы привлекали людей обилием кремневых пород, из которых изготовлялись орудия, и являлись естественными убежищами от непогоды и зверя.

Небольшие группы первобытных охотников кочевали вслед за стадами животных. И лишь в тишине пещер, где ненадолго задерживался человек, скрываясь от холодов или выбирая их для таинства обрядов, чаще всего находят ученые следы первобытных людей каменного века.

Изучение нового материала.

- А как же выглядели древнейшие люди? Опишите облик древнейшего человека. Какова продолжительность жизни человека? Почему? Как добывал человек пищу? Чем он занимался?

Задание. Учитель читает, а учащиеся должны закончить строчку.

Уменье из глины посуду создать,

Из дерева выстругать ловко весло,

Полотнище ткани, хоть грубо, соткать –

Занятия эти зовем ремеслом.

Жили и трудились они вместе,

Разделив добычу и не зная мести,

Проходили так за годом год,

Объединенья эти назовем мы род.

Объединились для больших работ –

Охотиться, пни корчевать и в землю бросать семя.

Когда мы видим род плюс род

То в сумме получаем племя.

- Так выглядел и жил человек в период каменного века, а называется он в истории палеолит. А почему это каменный век? (Каменные орудия труда, каменные украшения)

Наиболее древние памятники первобытного человека в наших краях относятся к эпохи верхнего палеолита. Это около 15-20 тыс. лет назад.

- Что помогло людям выжить в суровых условиях? (Освоение огня, пещеры)

Как люди научились добывать огонь? (Физминутка)

Чем пещеры привлекали людей? (Они расположены высоко в горах, защита от зверя, видно окрестности, рядом с рекой)

В наших краях человеком были освоены: Идрисовская пещера, Мурадымовская пещера, Игнатьевская пещера, пещера Шульганташ.

В пещерах по берегам рек Агидель, Юрюзань, Караидель был обнаружен археологами культурный слой с остатками костей людей и животных.

Кто такие археологи?

Ученые предполагают, что пещеры были для людей либо временным пристанищем, либо местом проведения различных культовых обрядов. Иногда в пещерах располагались мастерские, где человек изготавливал орудия труда. А доказательством тому, что здесь жил и творил человек являются настоящие рисунки.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с. 33-34

Какие животные обитали в наших краях в далекие эпохи?

Такими они изображены в учебнике, а вот такими изобразил их древний человек. (Показ слайдов)

Самым значительным памятником пещерной живописи на территории нашей республики является пещера Шульганташ. Она находится на территории одноименного заповедника Шульганташ в Бурзянском районе. Первые письменные упоминания об этой пещере содержатся в записках русского путешественника и географа П.И.Рычкова. В 1959 г. пещеру осматривал зоолог А.В. Рюмин. Его интересовали особенности растительного и животного мира пещер. Его внимание привлекли странные красные пятна на стенах, покрытые известковыми отложениями. Оказалось, что это настоящие рисунки, выполненные охрой древними художниками. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, как человек готовит краску?

А добывали охру на поверхностях залежей железной руды по берегам горных речек. Но тогда человек еще ничего не знал о железе.

В нашей местности местные жители даже в 20 веке добывали охру в верховье реки Кухтур и использовали в быту как краску.

Что такое живопись? (словарная работа)

Какие животные были изображены в пещере? (дикие быки – бизоны)

А вот так выглядел бизон в Каповой пещере? В чем отличие?

О чем рассказывают рисунки в пещере Шульганташ?

Рисунки имели религиозно-мифологическое значение и являлись объектами всеобщего поклонения. Тогдашний человек очень мало знал об окружающем мире, его жизнь зависела от природы. Чтобы задобрить богов-покровителей, в их честь приносили жертвы, исполняли различные обрядовые песни и танцы. Подобные магические действия совершались и перед рисунками в пещере Шульганташ.

Чем еще знаменита пещера? Почему пещера так называется?

«Егет мой, дичь, что подбита тобой

Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и УНТ башкир.

Закрепление.

Пещера Шульганташ – уникальный природный памятник. (Словарная работа со словом природный памятник)

Как мы должны относиться к природным памятникам?

Работа по карточкам. Разгадать ребус. (Твоя безопасность в твоих руках)

Как вы понимаете эти слова? Послушайте стихотворение М. Пляцковского? Чему учит стихотворение?

Это называется – природа.

Мы люби лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же друзья ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода.

Клубиться на заре тумана дым.

Все это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой дивный добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Групповая работа с классом. Работа с раздаточным материалом.

1 группа – отыскать в тексте и назвать современный растительный мир окрестностей пещеры.

2 группа – отыскать в тексте и назвать животный мир окрестностей пещеры.

Итог урока. Что нового узнали на уроке?


-75%

Первобытнообщинный строй - первая, самая длительная ступень в прошлом человечества. Он существовал более миллиона лет. Сначала люди населяли Южную Азию, часть Африки, южные страны Европы. Позднее они расселились и в других районах земного шара, в том числе и на территории нашей страны. Нет в мире такого народа, который миновал бы в своем историческом развитии эту ступень. Прошли ее и предки всех народов СССР.

1. Первобытные люди.

Древнейшие каменные орудия (рубила, скребла)

Первые люди появились в нашей стране в глубокой древности - 700-600 тысяч лет назад. Климат был тогда мягче и теплее, чем сейчас, богатая южная растительность покрывала землю. Небольшие группы первобытных людей бродили в поисках пищи - собирали плоды, выкапывали съедобные корни, охотились за животными. Жизнь людей была нелегка и полна опасностей. Часто люди голодали. Хищные звери - саблезубые тигры, львы и пантеры - подстерегали человека, угрожали его жизни.

Но уже древнейшие люди отличались от животных: они умели делать орудия труда. Они могли приспособить палку и камень, чтобы охотиться, сбить плод, выкопать съедобные корни, защититься от зверей. Грубо оббив кусок кремня и сделав каменное рубило, человек шел с ним на охоту, потрошил добычу, резал мясо и шкуру. Люди рано узнали огонь - они видели, как загоралось дерево от молнии, как извергались вулканы. Они брали огонь и бережно хранили его, не давая ему угаснуть. Но потребовались многие тысячелетия, чтобы человек научился сам зажигать огонь. Использование огня облегчило жизнь людей. Они могли обогреться у костра, защититься от холода, огнем можно было отпугивать зверей, улучшилась пища: люди стали готовить ее на огне.

Человек уже и в те древние времена жил не в одиночку, а вместе с другими людьми: один он погиб бы. Он не смог бы защититься от диких зверей, обеспечить себя пищей. Сотни тысяч лет люди жили первобытными стадами (примерно 700- 100 тысяч лет назад). Было очень важно, что люди трудились сообща, это умножало их силу, увеличивало

результаты труда, развивало способности и улучшало жизнь людей.

В совместном труде людей развивалась их речь. Они договаривались между собой, как действовать, передавали друг другу свой опыт. Речь помогала труду человека. Она была важным отличием человека от животных.

Труд создал человека, развил его мышление и речь.

Так прошло около шестисот тысяч лет. Медленно, но непрерывно развивались орудия труда и умение человека работать. Умножались и разрастались человеческие коллективы. Постепенно в природе произошли события большой важности, сильно изменившие жизнь людей нашей страны.

2. Человек и великий ледник. Началось великое оледенение.

С севера стал постепенно наползать огромнейший ледник. В Западной Европе ледник спустился южнее нынешнего Берлина, а в нашей стране- южнее места, где сейчас находится Киев. Двумя огромными языками он сполз по долинам Днепра и Дона, покрыв все пространство к северу толщей льда высотой иногда до двух-трех километров. Большая часть страны превратилась в ледяную пустыню, где свирепствовали морозы и бушевали снежные метели. Ледник то отступал, то наступал вновь. Наиболее суровое ледниковое время длилось около 100 тысяч лет. Не стало теплолюбивых растений, прежние животные вымерли или ушли на юг. Их сменили северные олени, песцы, пещерные медведи и громадные мамонты. У края ледника возникла тундра, южнее простерлись холодные степи, местами выросли сосновые и березовые леса. С ледника дули холодные ветры. Для людей настало время тяжелых испытаний. Чтобы выжить, человеку надо было теперь напрячь все свои силы в борьбе с суровой природой.

И человек не только выжил, но и развился дальше благодаря труду. Борьба с трудностями закалила и развила его. Раньше, в теплое время, можно было почти не заботиться об одежде - теперь человек научился ее изготовлять. Люди улучшили и умножили каменные орудия. Острым рубилом они очищали шкуру животного, затем разрезали ее и надевали на себя, чтобы защититься от холода. Люди поселялись в пещерах: жить без жилища стало невозможно.

Охота на пещерных медведей. С картины 3. Буриана

Огонь - вот что было особенно важно! Без огня - гибель от холода. И человек научился добывать и лучше хранить огонь, умело пользоваться им. Горящий очаг стал центром жизни человеческой общины. Соединенными силами люди стали охотиться на крупных зверей, например устраивали сообща облаву на мамонта. Это давало им запас пищи на много дней. С помощью огня они выгоняли из пещеры огромного медведя и занимали ее под жилье.

Большое значение огня для людей отразилось в древних преданиях. Вы помните древнегреческий миф о Прометее, похитившем для людей огонь с неба? Там говорится, что за похищение огня боги приковали Прометея к горам Кавказа.

3. Стоянки первобытных людей.

В нашей стране самые древние стоянки людей, пользовавшихся грубыми каменными орудиями, найдены в Закавказье, Средней Азии и других местах.

На одном из холмов в Армении местные жители издавна находили черные камни, которые казались им «пальцами сатаны. Это место так и прозвали - Холм сатаны. Сейчас его знают все археологи мира. Здесь, почти на поверхности земли, были обнаружены древнейшие каменные орудия - грубые рубила, скребла, остроконечники. Они располагались на большой площади, превышающей 1400 кв. м. Ученые определили, что на этом холме несколько сотен тысяч лет назад существовало поселение древнейших людей. По изменениям в обработке каменных орудий было установлено, что люди здесь жили очень долго - многие тысячелетия.

В Средней Азии в пещере Тё-шик-Таш (Узбекистан) были найдены более совершенные и разнообразные каменные орудия. Обнаруженные кости животных позволили установить, что жители охотились на горного козла, на медведя. После удачной охоты все собирались вокруг костра, жарили мясо, разбивали каменным рубилом кости животных и лакомились костным мозгом.

В верхнем слое пещеры обнаружен человеческий череп, расплющенный на множество кусочков. Их тщательно собрали и склеили, а известный советский ученый М. М. Герасимов восстановил по черепу внешний облик обитателя пещеры - мальчика восьми-девяти лет.

Читайте также: