План конспект по сбо 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Задачи:

  • Образовательные: научить употреблять вежливые слова; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.
  • Коррекционно-развивающие: Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Коррекция речи на основе упражнений в составлении предложений.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру поведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Проверка домашнего задания.

– Что мы изучали на прошлом уроке?

– Какая правильная посадка ученика на уроке?

– Сядьте правильно, проверьте правильность своей посадки.

Один из учеников проверяет правильность посадки учащихся.

III. Актуализация знаний.

– Прочитайте внимательно задание, красивые, хорошие качества подчеркните красным карандашом, а некрасивые – синим.

Выполнение задания в рабочей тетради (с. 15) Приложение 1

Проверка-обсуждение задания (слайд 1)

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества?

– Как мы называем человека, который, никогда не забывает о внимательном, сердечном отношении к окружающим? (вежливым, воспитанным).

– Что же такое вежливость?

– Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

– Вежливый – воспитанный, деликатный, любезный, уважительный, тактичный, доброжелательный, внимательный.

– А знакомы ли вам эти слова, слова, которые произносят при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Давайте вспомним их, и пополним свой словарный запас.

Запись в тетради темы урока. (Слайд 3) Формы обращения к старшим и сверстникам.

Ребята по очереди называют, какой открыть лепесток (учитель нажимает на этот лепесток), читают появившееся слово (на новом слайде), говорят, в каких случаях произносят его, приводят пример и записывают слово в определенную колонку таблицы. (Затем возвращаемся по гиперссылке к слайду с цветком. Повторяем до тех пор, пока не появятся все слова.) (Слайды 5-15).

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 16)

Проверьте. У нас не заполнена одна клетка таблицы. Какое слово можно в нее вписать? (Учащиеся приводят свои примеры). Запишите его.

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра о частях тела, автор: Елена Смотраева (Слайд 17)

V. Закрепление.

Стихотворение читает ученик (автор – В. Кудлачев) (Слайд 18)

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

1. – Как известно, люди издавна стремились к добру, а добро, вежливость и воспитанность рядом идут. Эту важную мысль народ отразил в пословицах и поговорках. Именно об этом идет речь в пословицах, которые вы должны будете составить. Последние слова пословиц перепутались.


(После выполнения задания, пословицы вклеиваются в тетрадь).

2. А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны, а потом проведем игру:

3. Очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Приложение 4. Звучит песенка Кота Леопольда (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).

  • Поздороваться при встрече.
  • Не вставать на обращение учителя.
  • Извиниться, если кого-то обидели.
  • Вежливо обращаться с просьбой.
  • Толкнуть и не извиниться.
  • Свистеть, кричать, шуметь в школе.
  • Попрощаться уходя.

VI. Подведение итогов.

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке, что уяснили для себя?

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

– Давайте еще раз сформулируем правила вежливых поступков Приложение 5 (Слайд 32). (Эти правила вклеиваются в тетрадь учащихся).

– А знаете ли вы, что 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий.

– Как, вы думаете, он проходит? Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души. Поэтому вы тоже можете стать участниками этой игры и сказать добрые слова при встрече с близкими и друзьями и знакомстве с новыми людьми. И будет очень хорошо, если такая игра превратится в норму вашего поведения в обществе.

– Придумали этот праздник 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. Как вы думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает слово “здравствуйте”.

– Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

VII. Домашнее задание.

Выполнить задания в рабочей тетради стр. 15-16 (слайд 33). Приложение 1:

VIII. Рефлексия. (Слайды 34-35)

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки. Приложение 4.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

Выставление оценок за работу учащихся на уроке.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Конспекты уроков составлены в соответствии с темами рабочей программы 5 класса курса "Социально-бытовая ориентировка" для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Главной задачей обучения является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.

Конспекты занятий составлены с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Содержание программы.


Полный текст материала Конспекты уроков по курсу "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса коррекционной школы VIII вида смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок СБО в 5 классе

Тема: Правила поведения за столом.

Цель: Познакомить с правилами поведения за столом,

Задачи: 1. Научить культуре поведения за столом.

2. Развитие мышления, через решение проблемных ситуаций , осуществление профилактики нарушения осанки

3. Воспитание культуры поведения, чувство коллективизма

Оборудование : презентация. мультимедийная установка, ноутбук, карточки, тестовые задания, карточки с проблемными ситуациями.

Здравствуйте ребята. Прозвенел звонок, начинается урок. Сядет тот кто скажет вежливое слово.(повторение прошлых тем). Давайте вспомним о чем мы говорили с Вами на прошлом уроке, и проверим на сколько хорошо Вы поняли тему ( Слайд2-5)

2.Актуализация знаний

Скажите пожалуйста что значит быть вежливыми приветливым человеком (нужно соблюдать правила этикета принятые в обществе, в разговоре нужно использовать вежливые слова, правила поведения в общественных местах( музее, кинотеатре, библиотеке)

Введение в новую тему

Молодцы, а теперь все сели аккуратно, не забываем следить за своей осанкой. Сервировать стол Вы умеете. А знаете ли Вы, как нужно себя вести за этим столом? Вы играете в молчанку, и слушаете сказку, которую я вам сейчас прочитаю.

Жила- была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон очень вкусно пахнет. Девочка постучалась в дверь и спрашивает: Кто здесь живет, можно войти?

-Фуу, как противно- подумала Даша- лучше сяду с девочкой, которая пьет компот. И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

-Как вам не стыдно, так некрасиво есть- в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять их было невозможно, потому что говорили они с набитыми ртами.

-Извините, - вздохнула Даша- но за столом с вами сидеть очень неприятно.

-Уж лучше, я останусь голодной, и ушла.

- Почему ушла Даша?

-Как вы поступили в подобной ситуации?(надо было не уходить, а остаться и научить их как вести себя за столом)

- А вы умеете вести себя за столом?

4.Освоение нового материала .

1)Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Итак, тема нашего сегодняшнего урока Правила поведения за столом. Открываем тетради, записываем тему.

-как вы думаете, существуют ли правила поведения за столом?

-Как нужно вести себя за столом, чтобы настроение у всех было хорошее?

-Какие правила вы знаете?

-А знаете ли вы откуда к нам пришли эти правила? Давайте вернемся в прошлое…

2) Давайте запишем число и тему урока в тетрадь. А теперь запишем определение в тетрадь. Этикет- это свод правил, принятых в обществе (воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).

Правила поведения за столом.

Если ты опоздал, извинись.

За столом не следует широко расставлять локти и опираться ими о край стола

За столом не говори о плохом

Не заводи разговор о с человеком сидящим далеко от тебя.

Если блюдо не нравится, вежливо откажись не объясняя причин.

Во время приема пищи голову слегка наклони.

Разговаривай, когда во рту нет пищи.

Закончив еду столовые приборы положи в тарелку.

Не класть локти на стол

Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле

Жевать с закрытым ртом, не чавкать

Не дуть на горячую пищу

Все, что едят ложкой, едят от себя, тарелку наклоняют от себя

Не едят ложкой то, что едят вилкой, мягкую пищу едят только вилкой, без ножа

Вилку держат в левой руке, нож в правой

Горячее мясо не нарезают сразу, а отрезают по кусочку

Если еда прервана, приборы кладут на тарелку накрест, если закончена – параллельно ручками в одну сторону

22
23

Хлеб кладут не на скатерть, а на тарелку, отламывая маленькие кусочки

В гости мы пришли к соседу (ходьба на месте)

Точно к самому обеду (руки по очереди вперед, большой палец вверх)

Я уселся, где хотел (присесть и встать)

Из тарелки персик съел (руки по очереди вытянуть и прижать к груди)

На стол руки положил (руки на пояс)

Локтем двинул (поворот вправо, влево)

Суп разлил (руки стряхнуть вниз)

Ой, пятнище на ковре (разводим руками в сторону)

Надо что-то сделать мне (покачиваем головой)

Я вскочил и стол задел (руки вверх и прыжок)

Вниз салатик полетел (руки резко вниз)

Я в салат ногой попал (топнуть ногами по очереди)

Поскользнулся и упал (присесть)

Встать пытаюсь и рукою (руки по очереди вверх)

Зацепился за обои (встаем)

5. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

1)Учениками раздаются карточки. (работа по карточкам)

Выбери правильный ответ

Если я опоздал к столу

а) быстро сяду за стол б) извинюсь и сяду за стол в) извинюсь и уйду

Разговор за столом

а) нельзя говорить о чем-то плохом б) надо есть молча в) говорю обо всем

Если блюдо не нравится

а) скажу об этом хозяйке б) вежливо откажусь в) съем всё равно

За столом можно

а) широко расставлять локти б) слегка положить руки на стол в) сидеть свободно

Задание: допишите предложения о правилах поведения за столом

Правила поведения за столом:

1. Сиди за столом_________________________________

2. Локти держи ___________________________________

3. Не бери в рот сразу______________________________

4. Не говори с полным______________________________

5. Пережёвывай пищу с __________ртом,______________

6. За угощение говори______________________________

2) Чтение дополнительного материала ( Раздаточный материал для чтения)

Как вести себя за столом.

Правильная поза за столом во время еды :

1. Следи за своей осанкой.

2. Локти на стол не клади

Правила пользования салфеткой

1. Разверни салфетку и положи к себе на колени.

2. Не следует салфеткой тщательно вытирать губы. Ее слегка прикладывают к губам.

3. Использованную салфетку сворачивают и кладут на тарелку.

Правила общения за столом .

1. Нельзя за столом спорить, высмеивать кого то из присутствующих. Нельзя шептаться.

2. Разговор должен вестись в полголоса, но не шепотом. Нужно дать возможность высказаться и другим.

Как вести себя за столом:

1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков, это не красиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячие блюда, не стучи ложкой по тарелке.

4. Старайся есть беззвучно.

3) Тест. Основы столового этикета

1. Ты садишься за сервированный разнообразными столовыми приборами стол, перед тобой на тарелке лежит накрахмаленная салфетка. Что ты будешь с ней делать?

А. Разверну и положу на колени

Б. Разверну и положу на грудь

2. У твоей тарелки лежит несколько ножей и вилок. Какими приборами ты воспользуешься сначала?

А. Теми, что лежат дальше от тарелки

Б. Теми, что лежат ближе к тарелке

3. Тебе подали второе мясное блюдо. Как ты будешь есть его?

А. Сразу разрежу весь кусок мяса на мелкие кусочки

Б. Буду резать мясо на кусочки постепенно, по мере того, как буду их съедать

4. Можно ли в гостях взять второй раз понравившееся блюдо?

Б. Это неприлично

5. Если ты хочешь попробовать блюдо, которое стоит далеко от тебя, как ты поступишь?

А. Не буду никого утруждать и дотянусь до него сама

Б. Попрошу соседей передать его мне

6. Принято ли в гостях съедать все, что лежит в твоей тарелке?

А. Съедать надо все

Б. Часть кушанья надо оставить на тарелке

7. Если тебе не нравится предлагаемая в гостях еда, как ты поступишь?

А. Поблагодарю хозяйку за внимание и откажусь, не объясняя причины отказа

Б. Объясню хозяйке, почему я не хочу предложенного блюда

8. Как надо брать хлеб из хлебницы?

9. Ты обедаешь в кафе, где обслуживает официант. Ты закончила обедать и хочешь показать официанту, чтобы он убрал тарелку. Что ты сделаешь?

А. Положу нож и вилку параллельно друг другу ручками вправо

Б. Положу нож и вилку на тарелке накрест

Ответы теста

1 2 3 4 5 6 7 8 9

А 5 5 0 5 0 5 5 5 5
Б 0 0 5 0 5 0 0 0 0

40 - 45 баллов – отлично

30 - 35 баллов – хорошо

20 - 25 баллов – удовлетворительно

0 - 15 баллов – плохо

6. Итог урока

О чем сегодня шла речь на уроке? Какие правила поведения вы узнали? Что такое этикет?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока СБО разработан для обучающихся с умственной отсталостью. Содержит коррекционно-педагогичесие приёмы обучения и составлен с учётом особенностей психофизического развития учащихся с ОВЗ.

С.Б.О. – 5 класс

Раздел программы: Личная гигиена

Тема урока: Предметы и средства личной гигиены.

Цель: выявление различия между предметами и средствами личной гигиены.

- коррекция тактильного восприятия посредством проведения дидактических игр, развитие внимания;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

I. Организационный момент.

Цель: Создание положительного эмоционального настроя учащихся.

II. Теоретическая часть урока.

1. Вводная беседа.

Цель: Выявить базовый уровень знаний учащихся по изучаемой теме.

- Что такое гигиена?

- Какие правила гигиены вы знаете?

- Как часто надо мыть руки?

- Как часто надо ходить в баню или душ?

- Какие вещи вы берете с собой в баню или душ?

2. Рассказ учителя.

3. Работа в тетрадях.

- Чтение таблицы с доски, запись в тетрадь.

Предметы и средства личной гигиены

1. Предметы личной гигиены могут быть только личными (полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка).

2. Средствами личной гигиены могут пользоваться вся семья (мыло, шампунь, зубная паста, туалетная бумага).

- Заучивание таблицы наизусть.

- Закрепление изученного материала.

Задание: Отсортировать и приклеить рисунки предметов и средств личной гигиены в разные колонки таблицы в тетради.











Цель: Коррекция тактильного восприятия учащихся.

Содержание: Ребенок с закрытыми глазами должен узнать предмет и описать свойства и назначения. Предметы – мочалка, губка, пемза, полотенце, туалетная бу­мага, и т.д.

4. Итог теоретической части урока.

- Назовите предметы и средства личной гигиены.

III. Практическая часть урока.

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?

- Почему вода становится черной?

- Каким мылом вы пользуетесь дома?

2. Практическая работа.

Цель: выявить различие между твердым и жидким мылом.

Содержание: Учащимся предлагается поочередно вымыть руки обычным и жидким мылом, потом рассказать о своих ощущениях.

3. Работа с текстом.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Задание: Прочитать текст про себя, подчеркнуть только предметы личной гигиены (или только средства).

4. Коррекционное упражнение.

Цель: Развитие памяти и внимания.

Задание: Учащимся раздаются листы с контурами рисунка, на доске образец для раскрашивания, надо запомнить использованные цвета, потом образец убирают, и по памяти учащиеся раскрашивают рисунок.

Читайте также: