Конспект открытого урока по истории 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Конспект открытого урока по истории

для учащихся 9 класса по теме

Разработала урок

учитель истории

Магомедова Румина Загидиновна

Цели: сформировать представление о сущности крестьянской реформы 1861 г.;

уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.

Образовательные:

- продолжить формирование комплекса умений по работе с текстом документов для установления причин и предпосылок отмены крепостного права

Развивающие : развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого , способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Воспитательные: содействовать воспитанию нравственности гражданственности и уважения к истории России;

■ I. Личность императора Александра II.

■ II. Причины отмены крепостного права.

■ III. Подготовка реформы. Основные положения реформы.

■ IV. Значение отмены крепостного права.

1. Изучение нового материала.

1.1. Мотивационный этап

2.Знакомство учащихся с личностью Александра II.


Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил своему сыну Александру, умирая, Николай I.

Николай I Александр II

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Россия терпела поражение в Крымской войне, страна была разорена, в упадок пришли финансы и хозяйство страны, крепостное право мешало России развиваться наравне со странами Западной Европы.

Итог работы всего класса –кластер на доске.





В.А. Жуковский М.М. Сперанский Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Жена Александра II

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Всю жизнь в душе Александра боролись два начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца. Александр был предрасположен к проведению реформ, но и много воевал. А его впечатлительность и неуверенность не позволят ему довести свои реформы до конца.

3. Ребята, а теперь поработаем с рабочими листами и запишем в них новые сведения.

Учитель: А теперь давайте выясним как относился Александр2 к крепостному праву? для этого исследуем речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед московскими губернскими и уездными предводителями дворянства:

(Слайд) “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это не справедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувства, враждебные между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или

поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу”.

- Почему Александр II считает необходимой отмену крепостного права?

- Как вы понимаете слова, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

(По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям со стороны крестьян и даже революции).

(Физкультминутка для глаз)

Предполагаемый ответ: Политический режим это метод правления в стране.

(работа с текстом книги)

Первыми шагами его стали:

1. Подписание мирного договора в Крымской войне;

2. Амнистия политических заключенных;

3. Приостановка на 3 года рекрутских наборов;

4. Ликвидация военных поселений;

5. Свобода выезда за границу;

6. Ослабление цензуры.

Молодцы, вы увидели прогрессивные шаги Александра 2, но не смотря на большие преобразования вопрос об отмене крепостного права оставался открытым, предпосылок отмены крепостного права было много это: экономические, внутреннеполитические, внешнеполитические, социальные, нравственные. В соответствии с этими предпосылками вы разделены на группы

Задание: Каждая группа получает одинаковые выдержки из документов.

Но задачи у вас разные, вы должны в тексте найти подтверждение своих предпосылок, времени вам на это 3-5 минут . Я поставлю песочные часы на 5 минут. Затем кто-то из группы зачитает отрывок и назовет автора.

“Взглянем на барщинную работу. Придет крестьянин сколь возможно позже, осматривается, и оглядывается сколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, - ему не дело делать, а день убить”.

Отчет III отделения: (Хрестоматия по истории. 1861-1917г. М. , 1980г.)

“Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же”.

Число крестьянских волнений в среднем за год

“Крепостной крестьянин фактически оказался полной собственностью помещика, который мог отнять у крестьянина все его достояние, а его самого с семьей или даже отдельно от семьи продать, подарить, отдать в залог; жену или детей крепостного крестьянина можно было обменять на борзых щенков, проиграть в карты. В своем имении помещик пользовался широкой административной и полицейской властью. ”.

Тютчев А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания – дневники. М., 2008.

«…Грозный призрак могущества России, пугавший Европу, распался, исчез, и место его уступили в Европе чувства сожаления к русскому народу и презрения к петербургскому правительству.

(из речи Николая 1 пред представителями смоленских депутатов от дворянства)

Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышлен­ность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда).

Развитие же частных фабрик и за­водов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.

Саратовский журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития.

Учитель: вешаю на доску таблички со словами предпосылки, в низу прикрепляю слова экономические, внешнеполитические, внутреннеполитические, социальные, нравственные.

Молодцы. А теперь давайте попробуем на основе предпосылок найти причины отмены крепостного права.

Низкая производительность крепостного труда;

Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма

Крепостное право - угроза общественного спокойствия

Возможность потерять статус великой державы

Безнравственность крепостного права

А теперь вернемся к проблеме урока и попробуем на нее ответить.

Почему только к середине XIX в. отмена крепостного права стала необходимостью?

(Слайд с причинами в виде схемы)

Потому - что все сферы жизни общества были в отсталом состоянии и развиваться им мешало крепостное право

Вывод: Россия находилась накануне великих реформ

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

4. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание составить синквейн по изученной теме.

Зам.директора по УВР_____________ Абдулмеджидова Ф. А.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СУЛЕЙМАН – СТАЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Отзыв коллег на открытый урок по истории в 9 классе

Магомедовой Румины Загидиновны

Урок Румины Загидиновны учителя истории прошел на высоком методическом уровне. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает большую часть урока – что является высоким показателем урока.

Цель урока достигалась через применение современной образовательной технологии критического мышления. Даже во время лекционной части урока ученики были не пассивными слушателями, активно включались в изучение нового материала через следующие приемы технологии: оценка (где ошибка?), диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?), критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?).

Работая в группах, учащиеся составляли опорные схемы, заполняли пункты характеристики царя Александра. Работа с подготовленными дидактическими материалами для каждой группы помогало учащимся находить ответы на вопросы: что изменилось в положении крестьян в середине XVII века? к каким последствиям это могло привести? в чем причина церковного раскола и др.

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока проводился через работу с электронными тестами по заданиям С КИМов ЕГЭ и самопроверку учащихся усвоенных на уроке знаний.

Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока подобран логически (от простого к сложному), продуман каждый этап. Слайдовая презентация содержит наглядный и практический материал. Все это позволяет оптимально увеличить плотность урока и его темп.

Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.

Загрузить презентацию (158 МБ)

Цель урока: Изучить основные события - начала Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны.
  • Причинами неудач Красной Армии.
  • Содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.
  • Ходом оборонительных сражений под Москвой.
  • Развивать у учащихся логическое мышление.
  • Продолжать развивать навыки нахождения причинно-следственных связей.
  • Формировать представление об основных периодах войны.
  • Формировать навыки само- и взаимооценки.
  • Воспитывать у учащихся познавательную потребность, интерес к предмету, умение работать самостоятельно.
  • Продолжать воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока Урок изучения нового материала с использованием презентации “Начало Великой Отечественной войны”.

Формы работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, парная, фронтальная беседа.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с устройством для воспроизведения звука, проектор на рабочем месте учителя и компьютеры для индивидуальной работы. Выход в Интернет. Учебник “История России” А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт, 9 класс. Проводится в компьютерном классе.

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний по теме “Советский Союз накануне Великой отечественной войны”

Беседа с классом по вопросам:

- Почему переговоры между СССР. Англией и Францией закончились провалом?

- Какую роль сыграли секретные договоренности между СССР и Германией?

- Какие уроки из войны с Финляндией извлекло советское правительство?

- Какие страны были захвачены Германией к лету 1941 года?

III. Изучение новой темы.

  1. Накануне Великой Отечественной войны.
  2. Причины и начало войны.
  3. Силы сторон.
  4. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 года.
  5. Битва за Москву.
  6. Оборона Ленинграда.
  7. Старт проекта “Хочу все знать!”

Проблемное задание: Почему начало было таким трагическим?

Накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания:

Какие планы были у Германии на лето 1941 года?

Покажите на карте все государства, которые названы в документе. (Польша, Румыния, Финляндия, Венгрия, Словакия, Болгария, Германия, СССР)

Чтение выдержек из статьи “Разведка накануне войны” о советском разведчике Рихарде Зорге (“Рамзае”) – энциклопедия для школьников Великая Отечественная война.1941-1945. – М., 2012, с. 68.

Вывод: Причины отступления Красной Армии впервые дни войны – И. В. Сталин и его окружение допустили просчеты в анализе международного положения, в определении сроков возможного начала войны, что привело к внезапности нападения противника.

  1. Причины: Государственная идеология гитлеровской Германии – нацизм, был ориентирован на войну;
  2. По экономическим показателям Германия была самой развитой страной Европы, и Гитлер мечтал о мировом господстве;
  3. В сентябре 1940 г. Германия, Италия и Япония подписали Тройственный пакт предусматривавший раздел мира, к нему готов был присоединиться и Сталин, претендовавший на черноморские проливы, но к этому стремилась и Германия. Отношения между двумя странами стали стремительно ухудшаться.

Утром 22 июня московское радио передавало обычные воскресные передачи и мирную музыку. О начале войны советские граждане узнали лишь в полдень, когда по радио выступил Вячеслав Молотов. Он сообщил: “Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города”.

Силы сторон.

Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и миномётов (48 тысяч у Германии и её союзников, 47 тысяч у СССР). По численности танков (9,2 тыс.) и самолётов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и её союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолётов)

Вопрос: Почему И. В. Сталин считал, что Германия не нападёт на СССР летом 1941 г.?

Вывод: Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 г. фашистская Германия и ее союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, св. 4 тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей. На решающих направлениях своего наступления агрессор имел многократное превосходство в силах. Началась Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков. Она длилась 1418 дней и ночей.

Неудачи Красной армии летом-осенью 1941 года.

22 июня немецкий генерал-полковник Ф. Гальдер записал в служебном дневнике: “Наступление наших войск явилось для противника полной неожиданностью. Части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать” (просмотр хроники).

  • во-первых, Германия перевела свою экономику на производство новейшей боевой техники значительно раньше Советского Союза, кроме того, она захватила вооружение более 200 дивизий разгромленных или капитулировавших армий капиталистических стран Европы. Только во Франции агрессор захватил 4930 танков и бронетранспортеров, 3 тыс. самолетов;
  • во-вторых, необоснованные репрессии против руководящих кадров Вооруженных Сил, народного хозяйства и военной экономики значительно ослабили усилия, направленные на укрепление обороны страны, привели к кадровой неразберихе, особенно в высшем эшелоне военного руководства;
  • в-третьих, грубые просчеты нашего политического и военного руководства в боевой подготовке войск, определении сроков начала фашистской агрессии и направления главного удара противника, недооценка его сил и переоценка возможностей своих войск;
  • в-четвертых, отсутствие у командного и рядового состава Советских Вооруженных Сил необходимого боевого опыта, их ориентация на стремительное контрнаступление и победу “малой кровью”.

Территория СССР, занятая врагом, вскоре превысила 1,5 млн. км. Перед войной на ней проживало 74,5 млн. человек. Число советских граждан, погибших в боях, оказавшихся в плену, в гитлеровских концентрационных лагерях, достигло к концу осени 1941 г. нескольких миллионов. Это объяснялось не только превосходством противника в силах и средствах вооруженной борьбы. Красная Армия все еще не обладала достаточным опытом ведения войны таких масштабов, организации взаимодействия родов войск, наиболее эффективного использования боевой техники. Ставка ВГК, командование фронтов, военачальники и командиры разных степеней учились искусству ведения войны в крайне сложной обстановке, допуская в этих условиях и серьезные ошибки.

В начале октября 1941 г. стратегический фронт на главном, московском направлении оказался прорванным. Пять советских армий были окружены в районе Вязьмы. 20 октября Москва и прилегающие к городу районы были объявлены на осадном положении. Обстановка достигла критического рубежа, когда противник форсировал канал Москва – Волга и частично прорвался к Химкам. (Просмотр хроники “Наступление немецких войск” см. слайд № 9).

Вопрос: В чём вы видите причины неудач Красной армии впервые месяцы войны?

Вывод: B результате неблагоприятного для Советского Союза исхода приграничных сражений немецко-фашистские войска в короткие сроки продвинулись в северо-западном направлении на 400 – 500 км, в западном – на 450 – 600 км, в юго-западном – на 300 – 350 км, захватили территорию Латвии, Литвы, часть Эстонии, Украины, почти всю Белоруссию и Молдавию, вторглись на территорию РСФСР, вышли на дальние подступы к Ленинграду, угрожали Смоленску и Киеву. Над страной нависла смертельная опасность.

Битва за Москву.

Планируя так называемый “Блицкриг”, гитлеровское руководство рассчитывало с ходу через Смоленск прорваться к советской столице и овладеть ею до зимы. Однако войска Красной Армии в летних оборонительных боях сорвали его замысел. Несмотря на это, гитлеровское командование не отказалось от своего намерения. 6 сентября оно снова принимает решение захватить Москву. Гитлеровцам казалось, что с выполнением задачи будет достигнута конечная цель “Блицкрига” - разгром Советского Союза. 30 сентября 1941 г. началось генеральное наступление немцев на Москву.

Генеральное наступление гитлеровцев на Москву началось 30 сентября ударом 2-й танковой группы по войскам Брянского фронта в районе Шостки. 2 октября на позиции Западного фронта и Резервного фронта обрушились основные силы группы армий “Центр”. Развернулись тяжелые бои. Советские войска стойко отражали удары врага. Однако слабость их оборонительных позиций и многократное превосходство в живой силе и технике позволили ему в первый же день наступления вклиниться в полосу обороны наших войск.

ЦК партии и ГКО в эти крайне тревожные дни видела свою задачу в том, чтобы любой ценой отстоять столицу, быстро мобилизовать на ее защиту силы народа и ресурсы страны. 5 октября ГКО принял специальное постановление о мерах по защите Москвы. Главным рубежом войск Западного фронта была определена Можайская линия обороны. 6 октября Ставка дала директивные указания о приведении этого участка в боевую готовность и выделении для этого из ее резерва 6-ти стрелковых дивизий, 6-ти танковых бригад, более 10-ти противотанковых артиллерийских полков и пулеметных батальонов. Сюда спешно перебрасывались также несколько дивизий Северо-Западного и Юго-Западного фронтов и часть сил правого крыла Западного фронта. Всего в течение недели к Можайскому рубежу было подтянуто 14 стрелковых дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артполков и ряд других частей. Но эти соединения не были полностью укомплектованы, и их общая численность не превышала 90 тыс. человек. (см. слайды № 30-32).

К декабрю 1941 г. общая обстановка на северо-германском фронте изменилась. Красная Армия остановила продвижение врага на всем фронте, а на флангах развернула наступательные действия.

Несмотря на то, что враг по-прежнему обладал численным превосходством в людях и боевой технике, инициатива в ведении боевых действий стала переходить к Советским Вооруженным Силам. Первые победы под Москвой, Тихвиным и Ростовом еще более укрепили моральное состояние советских воинов. Созрели условия для перехода в контрнаступление на главном, западном, направлении. Оно должно было сыграть большую роль в решении важнейших задач - вырвать у врага стратегическую инициативу, изменить ход войны в свою пользу.

Впервые же дни контрнаступления советские войска, нанеся по врагу сильные удары, освободили несколько крупных населенных пунктов. Гитлер потребовал от группы армий “Центр” удерживать районы, имевшие важное оперативное и военно-хозяйственное значение. Немецко-фашистское командование, пополнив войска людьми и вооружением, всячески старалось отразить контрнаступление Красной Армии. Однако этому не суждено было осуществиться (см. карту слайд № 34).

После войны фашистские генералы скрепя сердцем были вынуждены признать, что удары советских войск под Москвой едва не привели их армию к катастрофе. Генерал Вестфаль, например, заявил, что “немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения”.

В ходе наступательных действий советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тыс. населенных пунктов, в том числе города Калинин и Калугу, ликвидировали опасность окружения Тулы. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала.

Вопрос: Как Вы думаете, какое значение имела победа Красной армии под Москвой для дальнейшего хода войны?

Вывод: Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом. Гитлеровская Германия, поработившая десятки европейских народов, впервые во второй мировой войне потерпела серьезное поражение. У стен советской столицы был развеян миф о "непобедимости" вермахта. Победа под Москвой знаменовала собой начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.

Оборона Ленинграда.

В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград. 30 августа 1941 года город оказался “в клещах” окружения. Немецко-германская группа армий “север” стремилась прорваться к Ленинграду. В ожесточенных боях под Лугой, южнее озера Ильмень, под Старой Руссой, в районе Красногвардейска советские войска обороной и контратаками измотали противника и нанесли ему значительные потери. Однако врагу удалось оккупировать Эстонию и прорваться на ближние подступы к Ленинграду. Здесь противник встретил непреодолимую оборону советских войск и поднявшихся на защиту своего города трудящихся ленинградцев.

Под руководством Военного совета Ленинградского фронта, партийных и советских организаций Ленинграда и области вокруг города создается система оборонительных сооружений, формируется народное ополчение, в тылу врага партизанские отряды.8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних юго-западных и южных подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, трудящихся Ленинграда, ВМФ в тяжелейших условиях блокады, длившейся почти 900 дней и вошедшей в историю как непревзойденный пример воинской и гражданской доблести, стойкости и массового героизма советских людей (кинохроника - см. слайд № 42).

Кровопролитные бои шли уже на южных окраинах Ленинграда, на Пулковских высотах. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочел сменить тактику. Он сказал: “Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод”.

Начались постоянные бомбежки города. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро.

От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 642 тысяч человек. По другим оценкам – до 850 тысяч (см. слайд № 45-47).

Вопрос: Как Вы думаете, почему немцам так и не удалось захватить Ленинград?

Вывод: 27 января 1944 года блокада города была окончательно прервана. В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей – в пять раз меньше, чем в начале блокады. Блокада Ленинграда длилась 880 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Экономические реформы

Тип урока : комбинированный урок.

Цель: дать представление учащимся о реформаторском пути выхода из революции.

выяснить цели, основные мероприятия и итоги аграрной реформы П.А. Столыпина, ту историческую обстановку, в которой осуществлялись преобразования;

продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать своё мнение, самостоятельно делать выводы;

воспитание нравственной позиции.

Обязательный минимум:

Основные понятия : отруб, хутор, кооперация, артель.

Основные даты : 9 ноября 1906г. – указ о разрешении выхода крестьян из общины.

Персоналии: Пётр Аркадьевич Столыпин, Николай II , Дмитрий Богров.

Проверка домашнего задания.

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

Изучение нового материала:

Личность П.А. Столыпина;

Цели аграрной реформы;

Основные мероприятия реформы;

Итоги и значение реформы Столыпина.

Закрепление изученного материала.

Эпиграф к уроку:

I .Организационный момент (1минута).

Учитель отмечает, кого из учеников нет на уроке.

II . Проверка домашнего задания (10 минут).

1)один из учащихся рассказывает об итогах Революции 1905-1907гг.;

2)в это время второй ученик работает у доски, выполняя 2 задания, размещённые на слайдах презентации:

- Расположите в хронологической последовательности событи я:

1. Начало русско-японской войны

2. Денежная реформа С.Ю. Витте

4. Декабрьское вооруженное восстание в Москве

5. Манифест Николая II о даровании обществу демократических прав и свобод

- Установите правильное соответствие:

1. П.Н. Милюков А) октябрист

2. А.И. Гучков Б) меньшевик

3. Л. Мартов В) кадет

4. В.М. Чернов Г) большевик

III . Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала (3 минуты) .

Беседа с учащимися по вопросам:

Назовите одну из главных причин первой российской революции.

Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?

Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?

Главный вопрос революции 1905 года был земельный, который так и не был окончательно решен. Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы. Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина. В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?

Тема сегодняшнего урока: Экономические реформы.

IV . Изучение нового материала (25 минут) .

Демонстрация портрета П.А. Столыпина и обращение к эпиграфу урока.

Современники называли его последней сильной рукой самодержавия.

Пётр Аркадьевич Столыпин происходил из старинного дворянского рода. Он учился в Вильнской гимназии, после окончания которой у него был выбор: он мог продолжить военную службу, как это делалиего предки, но по ряду причин (здоровье) не пошёл. Он поступает в Петербургсский университет, оканчивает юр. фак. И начинает трудиться в качестве чиновника, сначала он служит в министерстве гос. имущества, потом входит в введенье МВД. Он получает назначение в свои родные места, в Прибалтику, в качестве уездного предводителя дворянства (10 лет), потом его делают губернским предводителем дворянства, при этом он ещё помещик в Литве, там, где крепостного права не было с начала XIX века. Там существовало хуторское владение землёй. Крестьяне перешли на отдельные участки земли ещё со времён Александра I . Поэтому уже там в Прибалтике у Столыпина формируется определённое представление о развитии сельского хозяйства, о том, что нужно российскому крестьянину. Представления, которые он впоследствии реализует в своих реальных действиях. Он в 1902 г. назначается Гроднинским губернатором, затем получает должность Саратовского губернатора в 1903г. (одна из самых тяжёлых, с точки зрения аграрной ситуации, губерния).

Он едет туда. В 1904г. начинаются крестьянские волнения, дальше пик этих волнений 1905г. – революция. В Саратовской губернии горят помещичьи имения, начинаются погромы, убийства дворян. Столыпин, как губернатор, обязан с этим бороться, и он проявляет здесь большую жёсткость. В губернии постоянно находятся казаки, воинские команды, которые при малейшем признаке беспорядка отправляются на место и подавляют эти беспорядки. Здесь у него проявляются две черты:

1 – он был очень энергичен, очень быстро, эффективно подавляет все восстания;

2 – он сам лично не боялся выйти перед толпой разбушевавшихся крестьян, не боялся, что его убьют, что его могут ранить, потому что крестьяне хватали, что попало (топоры, вилы).

В Петербурге заметили эффективную деятельность саратовского губернатора. Николаю II как раз нужен был решительный энергичный человек, который мог бы быть министром внутренних дел, и в 1906 г. Столыпин получает вызов в Петербург. Император предлагает ему кресло министра внутренних дел. Это место было не подарок, на котором обычно убивали. Его предшественник В.Плеве был убит эсеровскими террористами. Эту должность Столыпин принимает и с этого времени он становится постоянной мишенью для эсеровских террористов. Почему именно для эсеров? В это время в России существует партия социалистов-революционеров, которая признавала метод индивидуального террора.

Правительство, царь изменили отношение к этому проекту из-за событий 1905г., весны 1906г., которые показали, что крестьянство выходит из-под контроля , 16 тыс. помещичьих усадеб были сожжены. Нужно было срочно успокоить крестьян. Крестьяне хотели помещичьей земли, но царь не мог принять такого решения, и тут был найден компромисс: пусть крестьяне внутри своей крестьянской среды будут делиться на богатых и бедных, не трогая помещиков.

Цель реформы – создание класса крестьян-собственников (под запись).

Основные мероприятия реформы (под запись):

Свободный выход из общины ( 9 ноября 1906г. – указ о разрешении выхода крестьян из общины.

). Учащимся предлагается прочесть отрывок из указа 9 ноября 1906г. на стр.47-48 и ответить на вопрос: какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом? К аждый крестьянин мог выйти из общины , получить свой надел (отруб) и дальше с ним делать, что угодно – хозяин своего надела, т.е. фермер, мог получить отдельно кусок земли – хутор, развивается частная собственность (рынок земли).

Вторым направлением САР был крестьянский банк. Ведь когда крестьянин выходит из общины, чтобы начать самостоятельное фермерское хозяйство, ему нужны деньги. Крестьянские банки дают кредиты на льготных условиях тем крестьянам, которые выходят из общины и начинают самостоятельное хозяйство.

(под запись) Одной из важнейших направлений аграрных реформ была массовая переселенческая политика крестьян на Урал (учитель показывает по карте освоенные районы). Правительство организовывало их переезд (столыпинские вагоны). Им тоже давали кредиты, ссуды, оказывали всяческую помощь. Зачем была нужна эта переселенческая политика?

Т.е. с 1906 и до 1914г. – реальное время, которое отведено было этой реформе , а самому Столыпину ещё меньше.

За это время 25% крестьян вышли из общины и начали индивидуальное крестьянское хозяйство (кулаки, которые потом будут уничтожены как класс), зажиточные крестьяне , наиболее работоспособные, наиболее трудолюбивые – вот это столыпинские крестьяне, на которых он надеялся опереться.

У Столыпина было очень много врагов, его ненавидели, как всякого центриста (и левые, и правые).

Всё закончилось тем, что Столыпин был убит террористом Дмитрием Богровым. И до сих пор является загадкой, кто же всё-таки направил этого террориста. Столыпин был убит в Киеве в оперном театре 1 сентября 1911 года. Там же присутствовала царская семья. Столыпин стоял, с кем-то разговаривал, Богров подошёл к нему и в упор несколько раз выстрелил. Через несколько часов Столыпин скончался, он был похоронен в Киеве.

П.А. Столыпин – один из самых выдающихся русских политических деятелей ХХ века.

V . Закрепление изученного материала (3 минуты).

Каковы конкретные результаты аграрной реформы Столыпина?

Как вы думаете, почему Столыпин остался реформатором-одиночкой?

Учащимся на слайде презентации предлагается таблица, в которой нужно соотнести термины с понятиями.

VI . Подведение итогов (2 минуты).

VII . Домашнее задание (1 минута).


Разработка урока истории 9 класс. Подробный конспект, дополнительными материалами, указаны цели и задачи урока.

Содержимое разработки

МКООУ СШИ с Виахту

по истории России

Выполнила: учитель истории, первой квалификационной категории

Лихалит Наталья Михайловна

показать политическое развитие СССР в 30-е гг.;

сформировать у учащихся представления о масштабах массовых репрессиях в СССР;

продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;

продолжить формирование умений работать с историческими документами, самостоятельно делать обобщение и выводы;

продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, словарем, учебником, таблицами;

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к людям жившим в те страшные, трудные годы.

Оборудование урока:

выставка художественной и периодической литературы;

карточки для закрепления нового материала

исторические документы для работы в группах;

Опережающие задания к уроку:

Работа со словарем.

Определить значение понятий:

б) террор государственный;

в) жертва политическая;

д) тоталитарное государство

Оформление классной доски

Политическая система СССР в 30-е гг.

Некоторые историки считают, что в 30-е гг. Сталин фактически возродил порядки существовавшие в дореволюционной России. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали и облегчали манипулирование массовым сознанием советского общества в 30-е гг.? Возможно ли повторение подобного в современных условиях? Почему?

1.Организационный момент:

2.Проверка домашнего задания

4. Постановка проблемной задачи (интерактивная доска)

2. Изучение нового материала:

Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы (слайд №2)

Вопросы непростые, требующие серьезного осмысления. И один из главных основных вопросов- почему это произошло?

Ваша задача в ходе урока:

Определить причину массовых репрессий в СССР.

Роль партии в жизни государства.

Ответить на проблемный вопрос ( интерактивная доска).

Поработать с историческими документами.

Вводное слово учителя:

Эта тема очень важна для нас сегодня, потому что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению, нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы нашу Родину сделать свободной, демократической, открытой.

Сегодня нам очень важно выяснить, как же сложилась командно-административная система управления, корни которой и до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании, которая до сих пор тормозит развитие нашей страны, что показывает и доказывает, насколько глубоки и серьезны те деформации, которые претерпело все наше общество от сталинизма.

Мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привел сталинизм, о массовых репрессиях, о свертывании демократии.

1 декабря 1934 года был убит С.М.Киров – первый секретарь ленинградского губкома ВКП (б). Это убийство послужило поводом для развертывания массовых репрессий в стране.

- фактически поставлено под контроль телевидение;

- в результате выборов 7 декабря 2003 года наметился переход к однопартийной системе;

- значение имеют, и, казалось бы, чисто символические шаги – возврат к сталинскому гимну, под звуки которого функционировала тоталитарная мясорубка, строился ГУЛАГ;

- кроме того, по данным Федеральной Службы Исполнения наказания Министерства юстиции РФ из 143 млн. россиян в учреждения ФСИНа содержится 883,5 тыс. заключенных, т.е. 161 житель страны. Россия занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных – 655 человек на 100 тыс. жителей. Ни в одной европейской стране относительное количество заключенных в настоящее время не превышает 100 человек на 100 тыс. населения.

Если мы хотим, чтобы российское общество умело и хотело защищать и ценить условия политической свободы и обеспечивающие их правовые и демократические институты, важно: чтобы еще на школьной скамье молодежь получала ясный ответ на вопрос, что представлял собой Советский Союз, общество и государство с точки зрения уважения и обеспечения прав, и свобод человека, и интересов личности.

Рассмотрим первый пункт нашего плана:

Роль партии в жизни государства, а также роль идеологии. ( слайд №3, №4,№5)

Партийные органы ведали назначением и смещением должностных лиц в стране, выдвигали кандидатов в депутаты Советов, только члены ВКП(б) занимали все ответственные государственные посты, стояли во главе армии, правоохранительных и судебных органов, руководили народным хозяйством. Ни один закон в стране не мог быть принят без одобрения Палитбюро.

К концу 30-х гг. ВКП (б) окончательно утратила остатки былого демократизма.

К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм был уже официальной государственной идеологией.

Особую роль играл контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. Проникновение иных идеологических взглядов из-за границы стало невозможным.

Работа с понятием тоталитарное государство (доска).

Выполнение задания №1 рабочая тетрадь стр.93-94.

Работа в группе с историческим источником (Приложение №1)

кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,

кто и во сне окружен было собаками, лютым конвоем,

кто по суду, без суда, совещаньем особым

был обречен на тюремную робу до гроба,

кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,

наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Раскулачивание - это массовые репрессии по отношению к кулакам (лишение имущества, аресты и высылки, физическое уничтожение).

В СССР политические репрессии продолжались с 1921 по 1954 годы.

Сколько же за эти годы советских граждан подверглось репрессиям, и сколько их было растеряно. (слайд №7,8,9).

Работа с понятиями: репрессия, террор государственный, жертва политическая, спецконтингент (на доске).

Самостоятельная работа (решение теста (приложение №2)

3. Физкультминутка для глаз (слайд №10)

4. Закрепление

Решение уровневых заданий (приложение №4).

5. Итог урока

Узнала я, как опадают лица,

Как из – под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и черных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною, ослепшею стеною.

В 1991 году вышел указ Президента России об установлении Дня памяти жертв политических репрессий - это дата 30 октября.

А теперь, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

6. Рефлексия

Сегодня мы с вами прошли 3 важных этапа, изучив очень важную и серьезную тему. На магнитной доске вы видите изображение горы и 3 точки отсчета: подножие горы (если тема вам не понятна), середина горы (если что – то осталось непонятым), вершина горы ( материал был понят полностью). Возьмите магнитные флажки и разместите их на одном из уровней горы.

Большое спасибо всем. Урок окончен.

Приложение № 1

Анализ документа позволяет сделать следующие выводы:

С помощью разнообразных форм насилия над человеком – от идеологического до физического – власть внедряет тоталитарное сознание. Страх перед репрессиями и вера народа в коммунистический идеал заставляет людей смириться, подчиниться, жить по указу, никогда не сомневаться. Человек с тоталитарным сознанием верит в чудеса: в пятилетку за два года, в коммунизм к 1980 году, в Вождя – волшебника, который всё знает, всё умеет, всех спасет. И еще он верит, что мир, в котором живет, справедлив. Эта вера – защитная: сажают у нас за дело, я невиновен, значит, меня не посадят.

Репрессивная политика большевиков в 30-е гг. привела к насаждению в стране тотального страха. Оказывать сопротивление власти могли, с одной стороны, либо наиболее независимые индивидуумы, либо, с другой, бесстрашные и одновременно отчаявшиеся люди, готовые ради нескольких дней свободы пожертвовать своей жизнью (побеги из мест заключения, бунты в ГУЛАГе и т.п.)

Факты неприятия политики советского руководства в 30-е гг. отдельными гражданами

Приложение №2

Выберите правильный ответ.

Сталинские репрессии в огромных масштабах обрушились на Красную Армию, потому что:

А) в армии были очень сильны троцкистские организации;

Б) армейские кадры противились мерам по реорганизации и механизации армии, абсолютизируя опыт, полученный во время Гражданской войны.

В) это была реальная сила, представлявшая потенциальную опасность для сталинской диктатуры.

Репрессия 30 – х гг. были направлены против старых партийных кадров ( ленинской гвардии), так как они:

А) отрицательно относились к личности Сталина и его методам строительства социализма;

Б) поняли, что строительство социализма – неосуществимая мечта;

В) пытались осуществить совет Ленина о необходимости переместить Сталина с должности Генерального секретаря.

Приложение №3

Второй уровень. Какие факторы способствовали установлению в СССР тоталитарного режима? Какую черту тоталитарной системы вы считаете главной и почему? Каковы причины усиления политических репрессий в 30 – е гг.? Какое место занимала система массового террора в тоталитарном сталинском государстве? Какая роль отводилась открытым показательным процессам? Как вы думаете, что толкало подследственных на признание несуществующей вины? В чем, по – вашему, социально – политический смысл установления культа личности Сталина? Как вы думаете, какие обстоятельства способствовали формированию культа личности Сталина?

Читайте также: