Евгений онегин энциклопедия русской жизни конспект

Обновлено: 06.07.2024

3. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

Интеграция: русская литература, русский язык, история, психология

Формы работы : перспективные задания, проблемные вопросы, тезисное и формульное изложение материала, построение логико-смысловой модели к теме урока (ЛСМ), защита проектов.

Методические приемы : проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине,презентация.

Эпиграф к уроку:

самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком

немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы

личность Пушкина. Здесь вся жизнь его, вся любовь его; здесь

его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение –

значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой

деятельности…

В. Г. Белинский (Слайд№1)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

«Энциклопедия, -и, ж.

Научное и справочное издание по всем или отдельным

Многотомное справочное издание – и вдруг: тоненькая книжка в стихах!

Сегодняшний наш урок – урок-исследование.(Слайд№3)

Наши задачи – выяснить:

2) Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

2. Презентация проектов (выступление групп)

Предварительные задания для групп

Группа литературоведов (задания)

Какую роль она играет в композиции романа?

2. Какой символический смысл несёт заглавие романа?

  1. Какой эпиграф дан к первой части романа и кто его автор?
  2. Найдите литературные реалии в первой главе.
  3. Что можно сказать об авторе романа?

Группа психологов (задания)

Составьте психологический портрет Евгения Онегина. Сравните его с портретом своего современника. В чём сходство и различие?

Группа языковедов (задания)

Проанализируйте разные лексические группы слов:

а) античные реалии;

б) архаизмы и историзмы;

в) иностранные слова.

Какую роль играет употребление тех или иных пластов лексики?

Группа историков (задания)

Группа историков

Историзм как основная характеристика произведения многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей.

Онегин родился в 1795 году.

Впервые появился в свете в 1811 году.

Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год

Посмотрим на Петербург 1-й половины 19 века (слайд№4)

1. Какие реальные исторические личности упоминаются

в 1-й главе романа?

2. Театр и балет 1-й половины 19 века.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись

Театр (Большой театр в Петербурге) (Слайд №7) был для Пушкина и его героя наиболее сильным и необычайно острым впечатлением. Здесь блистала великолепная трагедийная актриса Екатерина Семёнова (Слайд№8)

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

3. Внешнеэкономические связи России

Для того чтобы познакомить вас торговыми связями России, позвольте вас пригласить в кабинет главного героя Евгения Онегина (строфа 23)

Всё, чем для прихоти Обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной –

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

4. Мода начала 19 века (Слайд№9)

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

Боливар – шляпа с такими широкими полями, что невозможно было войти в комнату, не сняв шляпу. Названа в честь Симона Боливара (1783-1830), возглавлявшего борьбу за независимость испанских колоний в Южной Америке.

Как dandy лондонский надет

5. Кулинарное искусство 1-й половины 19 века .(Слайд №10)

К Таlоп помчался он уверен;

Что там уж ждёт его Каверин.

Вошёл: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым…

Посмотрим поближе на эти блюда.

Здесь же, в первой главе находим:

Ещё бокалов жажда просит

залить горячий жир котлет

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

Но посмотрим, насколько соответствовали эти блюда нашему современному представлению о них. Например, котлеты – горячее блюдо русской кухни высшего класса. Приготовлялось из телятины на косточке. Телятину отбивали, посыпали солью и пестиком, заворачивали в тонкий ломтик отбитой говядины и жарили в масле в кастрюльке. Перед подачей говядину снимали, а косточку заворачивали в бумажную кокарду.

2. Группа языковедов

Главное правило: чтобы понять произведение, прежде всего надо научиться понимать язык автора, его словоупотребление

1. Античные реалии в романе

1)Потолковать о Ювенале

(римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.)

2)Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия)

3)Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.)

4)Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…

(Гомер – древнегреческий народный поэт;

Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий)

(Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.)

6) Терпсихора –муза танцев

7) Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

2. Архаизмы (Слайд№11)

1) Акцентологические (изменилось место ударения):

2) фонетические

3) семантические

Непонимание ещё более опасно в тех случаях, когда слова, которые мы встречаем у Пушкина, как будто нам хорошо известные, полностью или частично изменили свой смысл и в современном языке употребляются в другом значении. Нам кажется, что всё понятно, а на самом деле мы искаженно понимаем текст пушкинского произведения. Давайте рассмотрим несколько примеров.

а) Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать….

б) Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Знание исторического контекста углубляет наше понимание текста.

е) Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный…

4) лексические (в основном, это старославянские слова и выражения)

5) грамматические архаизмы (имеют устаревшие грамматические формы)

«…Полна народу зала. ” ( слово зала раньше было женского рода)

5. Историзмы (Слайд№12)

Ямская карета «Содержать своего кучера и собственную карету с лощадьми в Петербурге было дорого… Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету.

6. Иностранные слова (Слайд№13)

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские… Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе 26 он и сам пишет:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж; и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Группа психологов

Ему наскучил света шум…

Условий света свергнув бремя…

Группа литературоведов

Осёл был самых честных правил…

И весь смысл фразы переворачивается с ног на голову. Мы сразу чувствуем авторскую иронию по отношению к своим героям.

Подобные открытия ждут нас на каждом шагу. Но откроются только внимательному читателю. Откроем вам несколько концептуальных ключей к роману

4. Литературные реалии многое могут рассказать о литературных предпочтениях и идеалах главного героя.

Как Child Harold, угрюмый, томный,

В гостиных появлялся он…

5. Перифразы расскажут нам об авторе романа.

Друзья Людмилы и Руслана!

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Всего несколько строчек, а узнаём многое: Пушкин жил в Петербурге. Теперь ему нельзя там жить. Поэт в Бесарабии (первая южная ссылка)

Если продолжить построчный анализ, мы ещё многое узнаем о Пушкине и можем сопоставить его с Онегиным. Таким образом, перед нами ещё и рассказ об авторе, его поисках и мечтах, его жизни.

(построение ЛСМ)

Алгоритм работы

  1. Сформируйте новые группы по цвету ваших карточек.
  2. Проанализируйте ключевые понятия, записанные на ваших карточках.

Что их объединяет?

  1. Расположите их на соответствующем координатном луче в определённой логической последовательности.
  2. Выберите представителя группы, который обоснует именно такое расположение ключевых понятий на координатном луче

В ходе выступления групп учащиеся должны откорректировать собственные ЛСМ в своих тетрадях.

По окончании выступлений учащиеся возвращаются на свои места.

5. Рефлексия (Слайд№14)

Каждая группа даёт свой обоснованный ответ на вопросы урока:

2. Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

6. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: (Слайд№15) читать 1 и 2 главы романа, выписать афоризмы к теме урока.

*представить общую характеристику романа;

*провести обзор содержания романа;

*познакомить с мнением критиков.

*осуществление системно - деятельностного подхода:

развитие умений и навыков проектной деятельности;

*формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;

умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

*вовлечь в активную практическую деятельность;

*создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

*воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

*воспитание ценностного отношения к слову.

Задания к комбинированному уроку:

1. Социально-историческое развитие России первой трети XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV).

2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)

3. Образование дворян (Гл.1 стрф. V –VIII).

4. Стиль бидермейер . (Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот , жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками . Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира Гл.1 стрф. ХV, ХХVI ) .

5. Театральная жизнь пушкинской эпохи ( Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI).

6. Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийные презентации к уроку.
  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
  7. Информация о домашнем задании (комментирование).

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- проверка явки учащихся,

- заполнение учителем классного журнала,

- проверка готовности учащихся к уроку,

- настрой учащихся на работу.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;

умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные:

вовлечь в активную практическую деятельность;

создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;

воспитание ценностного отношения к слову

Тип урока: применение ЗУН

Наглядность: проектор,презентация, таблицы, схемы.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ( урок сопровождает презентация)

Слово учителя.

-Добрый день, дорогие ребята, сегодня у нас с вами обобщающий урок по роману

2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

1. Слово учителя: наш урок я предлагаю начать с эпиграфа В.Белинского:

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Слово учителя: - Для того, чтобы суметь ответить на проблемный вопрос , мы должны с вами вспомнить сюжетные особенности романа, для этого я предлагаю Вам пройти интеллектуальную разминку в виде БЛИЦ- теста

(Петру Плетневу, другу А.С.Пушкина, а 1 глава романа брату, Льву Сергеевичу Пушкину)

Из какого произведения взят эпиграф к первой главе романа? Кто его автор?

Дайте определение: роман в стихах –это. Чем отличается роман в стихах от традиционного романа?

(Роман в стихах — лиро-эпический жанр, синтезирующий в себе свойства эпического романного жанра (объективность, изображение жизни во всем многообразии ее проявлений, интерес к отдельно взятой личности) и лирическое субъективное начало.
Роман в стихах от традиционного романа в прозе роман в стихах отличается большим количеством лирических элементов. В нем чаще всего сам автор становится лирическим героем, и иногда судьбы главного персонажа и автора пересекаются в сюжете)

Дайте определение онегинской строфы.

В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой)

(Д. И. Фонвизина)

6. Какой балериной восхищался автор, когда описывает русский театр?

(А. Истоминой)

7. В каком городе родился Евгений Онегин?

(В Петербурге)

8. Из какой страны вернулся Ленский незадолго до знакомства с Онегиным?

(Из Германии)

9. Назовите автора сонника, который читала Татьяна?

10. В какую настольную игру играли Ленский и Ольга?

11. Чей портрет украшал кабинет Онегина?

(Портрет Байрона)

12. Какой танец танцевал Онегин с Ольгой Лариной на именинах Татьяны?

-Теперь давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и попробуем выстроить алгоритм работы над ним.

-Обратите внимание на определение В.Белинского. Как вы понимаете слово энциклопедия?

Энциклопедия – это сборник научных сведений и справок на различные темы, предназначенный для широкого круга читателей.

Цель энциклопедии — собрать знания, привести их в систему, понятную для людей, ныне живущих, и передать тем, кто придёт после нас.

А почему данный романы-эециклопедия? Можно ли его назвать современной энциклопедией?( Ответы учащихся)

А почему данный романы-эециклопедия? Можно ли его назвать современной энциклопедией?( Ответы учащихся)

Почему?(собрание пёстрых глав как энциклопедия)

О чём же этот роман?(о том, как жили люди 20 годов 19 века, о любви Онегина и Татьяны и т.д)

А что вы узнаёте из романа(как жили люди, как одевались,знакомимся с социальными слоями общества 19 века,…)

Молодцы.( физкультминутка)

Так каковы же энциклопедические темы романа. (Мода, народная жизнь, социальные слои населения, реальный фон, герои того времени в романе…)

А теперь давайте всё это рассмотрим…

Слово учителя: - Перед тем, как перейти к обсуждению следующей темы, предлагаю вспомнить картины жизни в романе. На примере каких героев автор нам показывает панораму русской жизни? ( Семья Лариных, Онегин, его дядя, Ленский)

11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

2. Вы действительно думаете, что роман “Евгений Онегин” является энциклопедией русской жизни 1 пол.19 в.? уточняющий вопрос

3. Почему нельзя утверждать, что Онегин – это прообраз Пушкина?

4.Как бы вы поступили на месте Татьяны ,когда к ней пришел изменившийся Онегин ? практический вопрос

(Простила бы, потому что ради любви люди готовы на все.

Нет, не простила, так как Татьяна уже замужем, а семья- это самое святое)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

3. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

Интеграция: русская литература, русский язык, история, психология

Формы работы : перспективные задания, проблемные вопросы, тезисное и формульное изложение материала, построение логико-смысловой модели к теме урока (ЛСМ), защита проектов.

Методические приемы : проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине,презентация.

Эпиграф к уроку:

самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком

немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы

личность Пушкина. Здесь вся жизнь его, вся любовь его; здесь

его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение –

значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой

деятельности…

В. Г. Белинский (Слайд№1)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Слово учителя (Слайд№2)

«Энциклопедия, -и, ж.

Научное и справочное издание по всем или отдельным

Многотомное справочное издание – и вдруг: тоненькая книжка в стихах!

Сегодняшний наш урок – урок-исследование.(Слайд№3)

Наши задачи – выяснить:

Что даёт основание назвать пушкинский роман

2) Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

2. Презентация проектов (выступление групп)

Предварительные задания для групп

Группа литературоведов (задания)

Какую роль она играет в композиции романа?

2. Какой символический смысл несёт заглавие романа?

Какой эпиграф дан к первой части романа и кто его автор?

Найдите литературные реалии в первой главе.

Что можно сказать об авторе романа ?

Группа психологов (задания)

Составьте психологический портрет Евгения Онегина. Сравните его с портретом своего современника. В чём сходство и различие?

Группа языковедов (задания)

Проанализируйте разные лексические группы слов:

а) античные реалии;

б) архаизмы и историзмы;

в) иностранные слова.

Какую роль играет употребление тех или иных пластов лексики?

Группа историков (задания)

Какие реальные исторические личности упоминаются в первой главе?

Театр и балет 1-й половины 19 века.

Внешнеэкономические связи России 1-й пол. 19 в.

Мода 19 века

Группа историков

Историзм как основная характеристика произведения многопланов. История, время являются подлинными героями процесса создания романа. Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей. Можно определить хронологические вехи биографии персонажей.

Онегин родился в 1795 году.

Впервые появился в свете в 1811 году.

Встреча с Автором (действие 1-й главы) - 1819 год

Посмотрим на Петербург 1-й половины 19 века (слайд№4 )

1. Какие реальные исторические личности упоминаются

в 1-й главе романа?

2. Театр и балет 1-й половины 19 века.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись

Театр ( Большой театр в Петербурге) (Слайд №7) был для Пушкина и его героя наиболее сильным и необычайно острым впечатлением. Здесь блистала великолепная трагедийная актриса Екатерина Семёнова (Слайд№8)

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт

И быстрой ножкой ножку бьёт.

3. Внешнеэкономические связи России

Для того чтобы познакомить вас торговыми связями России, позвольте вас пригласить в кабинет главного героя Евгения Онегина (строфа 23)

Всё, чем для прихоти Обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам,

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной –

Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

4. Мода начала 19 века (Слайд№9)

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

Боливар – шляпа с такими широкими полями, что невозможно было войти в комнату, не сняв шляпу. Названа в честь Симона Боливара (1783-1830), возглавлявшего борьбу за независимость испанских колоний в Южной Америке.

Как dandy лондонский надет

5. Кулинарное искусство 1-й половины 19 века .(Слайд №10)

К Таlоп помчался он уверен;

Что там уж ждёт его Каверин.

Вошёл: и пробка в потолок,

Вина кометы брызнул ток;

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым…

Посмотрим поближе на эти блюда.

Здесь же, в первой главе находим:

Ещё бокалов жажда просит

залить горячий жир котлет

Затем, что не всегда же мог

Beef-steaks и страсбургский пирог

Шампанской обливать бутылкой…

Но посмотрим, насколько соответствовали эти блюда нашему современному представлению о них. Например, котлеты – горячее блюдо русской кухни высшего класса. Приготовлялось из телятины на косточке. Телятину отбивали, посыпали солью и пестиком, заворачивали в тонкий ломтик отбитой говядины и жарили в масле в кастрюльке. Перед подачей говядину снимали, а косточку заворачивали в бумажную кокарду.

2. Группа языковедов

Главное правило: чтобы понять произведение, прежде всего надо научиться понимать язык автора, его словоупотребление

1. Античные реалии в романе

1)Потолковать о Ювенале

(римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.)

2)Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия)

3)Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима 8 в. до н. э.)

4)Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…

(Гомер – древнегреческий народный поэт;

Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий)

(Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.)

6) Терпсихора –муза танцев

7) Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

2. Архаизмы (Слайд№11)

1) Акцентологические (изменилось место ударения):

2) фонетические

3) семантические

Непонимание ещё более опасно в тех случаях, когда слова, которые мы встречаем у Пушкина, как будто нам хорошо известные , полностью или частично изменили свой смысл и в современном языке употребляются в другом значении. Нам кажется, что всё понятно, а на самом деле мы искаженно понимаем текст пушкинского произведения. Давайте рассмотрим несколько примеров.

а) Латынь из моды вышла ныне:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать….

б) Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Знание исторического контекста углубляет наше понимание текста.

е) Всё, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный…

4) лексические (в основном, это старославянские слова и выражения)

5) грамматические архаизмы (имеют устаревшие грамматические формы)

«…Полна народу зала . ” ( слово зала раньше было женского рода)

5. Историзмы (Слайд№12 )

Ямская карета «Содержать своего кучера и собственную карету с лощадьми в Петербурге было дорого… Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету.

6. Иностранные слова (Слайд№13)

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef… И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские… Может быть, Пушкину трудно обойтись без этих слов, он слишком привык к ним, всегда употреблял их? Вот в строфе 26 он и сам пишет:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж; и так мой бедный слог

Пестреть гораздо б меньше мог

Группа психологов

Ему наскучил света шум…

Условий света свергнув бремя…

Группа литературоведов

Осёл был самых честных правил…

И весь смысл фразы переворачивается с ног на голову. Мы сразу чувствуем авторскую иронию по отношению к своим героям.

Подобные открытия ждут нас на каждом шагу. Но откроются только внимательному читателю. Откроем вам несколько концептуальных ключей к роману

4. Литературные реалии многое могут рассказать о литературных предпочтениях и идеалах главного героя.

Как Child Harold, угрюмый, томный,

В гостиных появлялся он…

5. Перифразы расскажут нам об авторе романа.

Друзья Людмилы и Руслана!

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

Всего несколько строчек, а узнаём многое: Пушкин жил в Петербурге. Теперь ему нельзя там жить. Поэт в Бесарабии (первая южная ссылка)

Если продолжить построчный анализ, мы ещё многое узнаем о Пушкине и можем сопоставить его с Онегиным. Таким образом, перед нами ещё и рассказ об авторе, его поисках и мечтах, его жизни.

Систематизация материала

(построение ЛСМ)

Алгоритм работы

Сформируйте новые группы по цвету ваших карточек.

Проанализируйте ключевые понятия, записанные на ваших карточках.

Что их объединяет?

Расположите их на соответствующем координатном луче в определённой логической последовательности.

Выберите представителя группы, который обоснует именно такое расположение ключевых понятий на координатном луче

В ходе выступления групп учащиеся должны откорректировать собственные ЛСМ в своих тетрадях.

По окончании выступлений учащиеся возвращаются на свои места.

5. Рефлексия (Слайд№14)

Каждая группа даёт свой обоснованный ответ на вопросы урока:

2. Сохраняет ли роман качество энциклопедичности для современного читателя?

6. Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: (Слайд№15) читать 1 и 2 главы романа, выписать афоризмы к теме урока.

“Энциклопедией русской жизни” назвал роман “Евгений Онегин” знаменитый критик В. Г. Белинский. В этой меткой характеристике нет никакого преувеличения. Пушкин действительно смог изобразить общую картину всего русского общества в определенный исторический период. О многом поэт лишь намекнул, но этих намеков вполне достаточно, чтобы “дорисовать” недостающие детали.

Глубокий смысл произведения намного шире его содержания. Сам Пушкин снабдил роман комментариями, поясняющими возможные непонятные места. На сегодняшний день количество всевозможных “комментариев” к “Евгению Онегину” и посвященных ему трудов в сотни раз превосходит объем произведения.

Детали

Трудность понимания романа современным читателем без специальных объяснений заключается в том, что Пушкин упоминает огромное количество бытовых деталей, использует вышедшие из обращения слова, делает неясные намеки. Это максимально приближает роман к конкретной эпохе. Белинский отмечал, что “Евгений Онегин” – “поэма историческая… хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица”.

Достаточно привести лишь несколько случайно взятых примеров, подтверждающих неразрывную связь произведения с живой русской жизнью. Онегин отправляется на прогулку, “надев широкий боливар”. Боливаром в России называли цилиндр с широкими полями, названный в честь латиноамериканского вождя национально-освободительного движения Симона Боливара. Онегин едет на бал в “ямской карете”, т. е. наемном экипаже. Отсутствие собственной кареты (“выезда”) означает расстроенное финансовое состояние главного героя. “С кувшином охтинка спешит”, т. е. жительница окраинной части Петербурга Охты несет молоко. Такими примерами изобилует весь роман и в очередной раз свидетельствует об “энциклопедическом” охвате автором всего русского общества.

Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

“Евгений Онегин” стал первым действительно национальным романом (к тому же стихотворным) как по форме, так и по содержанию. До него русская литература носила по преимуществу подражательный характер. Герои произведений, весь их внутренний мир, чувства и переживания были напрямую списаны из классических западных романов. К тому же русское дворянство находилось под абсолютным влиянием европейской культуры. Для высшего общества было характерно: обязательное знание французского языка (в ущерб русскому), европейская мода и обычаи, пренебрежительное отношение к “простонародным” национальным традициям и т. д.

Дворянство и простой народ

В “Евгении Онегине” четко прослеживается связь русского дворянства с простым народом. Назвав главную женскую героиню Татьяна, Пушкин нарушил негласное общепринятое правило. После “прорубленного” в Европу Петром I окна имена в России делились на благородные и “низкие”. Имя Татьяна было распространено среди крестьянства. В романе есть еще немало мест, позволивших критикам обвинять Пушкина в поэтизации грубой жизни простолюдинов. Например, в журнале “Санкт-Петербургский зритель” Б. Федоров возмущался тем, что автор назвал девою простую крестьянку (“в избушке распевая, дева прядет…).

Поэтически изображая жизнь простого народа, беря из нее примеры, Пушкин в то же время критиковал бездумное подражание европейской культуре. Самый яркий пример – письмо Татьяны к Онегину, написанное по-французски. “Она по-русски плохо знала”, – словно бы извиняется автор. Пушкин имеет в виду не разговорную, а письменную речь. Вплоть до падения самодержавия имел место печальный факт: многих дворянских детей сперва учили иностранным, а только потом – русскому языку.

Старшая Ларина также в молодости не избежала повального увлечения: “звала Полиною Прасковью”, “русский Н как N французский произносить умела в нос”. Пушкин уверен, что все это – всего лишь внешняя форма, шелуха, не затрагивающая национальных корней. Постепенно мать Татьяны и Ольги забыла “корсет, альбом, княжну Алину”, “стала звать Акулькой прежнюю Селину”.

Используя широкий общенародный фон, Пушкин сосредоточивает внимание на двух главных героях – Евгении Онегине и Татьяне Лариной. На основании романа можно с детальной точностью восстановить образ жизни, занятия, привычки столичного и провинциального дворянства.

До охватившей его “русской хандры” Онегин ведет типичную великосветскую жизнь, блестящую по форме, но абсолютно пустую по содержанию. У Онегина нет свободной минуты, все его время занято балами, развлечениями и кутежами с друзьями. Чувства Евгения по отношению к умирающему дяде выглядят очень цинично: “Когда же черт возьмет тебя!”. Но такое отношение было в порядке вещей. Смерть отдаленного родственника рассматривалась только в качестве материальной выгоды в виде наследства.

Образ жизни дворян в провинции имеет существенные отличия. Семья Лариных также отдает внешнее предпочтение европейской культуре, но при этом близко соприкасается с народом и невольно поддерживает национальные традиции: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины”. Татьяна доверяет все свои сердечные тайны преданной старушке-няне, с волнением слушает песни крестьянских девушек, участвует в святочном гадании и т. д.

Автор явно отдает предпочтение патриархальному укладу жизни. Вынужденный переезд в Москву и вхождение в высший свет становятся трагедией для Татьяны. Деревенская уютная горница сменяется модными гостиными, где целыми днями раздается “бессвязный, пошлый вздор”. Брак по расчету Татьяны с “толстым генералом” – еще одно типичное для высшего света явление. Главная героиня покоряется необходимости, но в душе остается до конца преданной своему родному очагу: “отдать я рада… весь этот блеск, и шум, и чад… за наше бедное жилище”.

Заключение

В заключение можно вновь привести слова Белинского о “Евгении Онегине”. Оценивая масштабы романа и его значение для русской литературы, критик отмечал, что это – “в высшей степени народное произведение”, один из первых “актов сознания”, богатырский “великий шаг вперед” для русского общества.

“Энциклопедия русской жизни” и сегодня не утратила своего значения. Художественные достоинства романа очевидны, но при этом он может помочь понять и почувствовать сам дух пушкинской эпохи.

Читайте также: