Нравственные основы жизни конспект урока 6 класс обществознание

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной жизни.

Задачи:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: Работа с учебником, работа с раздаточным материалом, беседа, работа в парах, индивидуальная работа, заполнение схем.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу успехов, творчества и сообразительности на уроке.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. Притча “Яма”.

- Чем закончилась притча?

… за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из неё.

- В чём смысл этой притчи?

Дети. Не желай зла другому.

- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?

3. Изучение нового материала.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким регулятором, как мораль, а о праве мы будем говорить в 8 классе.

- План нашего урока вы видите на доске.

1. Что такое мораль?

3. Нравственные (моральные) ценности.

Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить во время урока?

Какую роль выполняет мораль в жизни человека и общества.

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).

(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)

- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 122.

Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Работа с текстом учебника

- Что включает в себя мораль? (Идеалы, традиции, нормы, принципы, критерии добра, чести, совести, справедливости)

- Какова основная функция морали? ( регулирует поведение человека, чтобы оно соответствовало требованиям общества)

- Какие существуют механизмы самоконтроля личности? (совесть, чувство долга)

- Приведите примеры поступков, на которые человека подвигает чувство долга и совесть. (защита Родины во время войны, помощь пострадавшим людям в случае аварий, катастроф, стихийных бедствий и т.д.)

- Попробуйте привести примеры моральных норм (уступить место в общественном транспорте пожилому или женщине, здороваться с незнакомым человеком, вставать при взрослых, обращаться к старшим по имени отчеству и т.д.).

- А кто устанавливает нормы морали? (общество)

- А где записаны эти правила? (они неписанные)

Кто из вас знаком с этим правилом?

Чтобы с ним познакомиться прочитайте текст на с. 124 учебника и выполните задание в парах.

  1. Древнеассирийское поучение (VII в. до н.э)
  2. Конфуций:
  3. Будда:
  4. Ветхий Завет:
  5. Христос:
  6. Мухаммад:

Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

- Почему его называют золотым?

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его. Но для этого ему необходимо вырабатывать мнение поступать в соответствии с нормами морали, а это нелегко.

Добру противостоит зло.

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Зло всегда связано с жестокостью, насилием. Насилие в современном обществе, к сожалению, не редкость, но его можно и нужно избегать. Насилию всегда противостоит ненасилие. История знает немало людей, для которых принцип ненасилия становился нормой. Таким человеком являлся индийский общественный деятель Махатма Ганди. Отстаивая независимость своей страны, он оставался сторонником этого принципа. И благодаря его усилиям Индия в 1947 г. мирным путем получила независимость.
С ненасилием связано еще одно понятие – это милосердие. Как вы его понимаете?

Милосердие - сердечность, сострадание к нуждающимся.

Милосердие движет и людьми, которые занимаются благотворительностью.

Благотворительность – добровольная деятельность людей, которые оказывают бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся.

Значение морали в жизни общества.

Ребята, но если у нас есть законы, которые строго поддерживают порядок в стране и наказывают за несоблюдение правовых норм, то зачем нам нужна мораль? Может быть, мы сможем обойтись и без неё? (Ответы детей)

Мораль играет большую роль в жизни общества. Она воспитывает в человеке качества, которые помогают ему совершать хорошие поступки, а не плохие.

Синквейн

Мораль
Регулирует, воспитывает
Чистая, справедливая, правдивая
Регулирует поведение человека в обществе
Добро

4. Домашнее задание

П.У. – вопросы 7 или 9

Оценивание

5. Рефлексия

Учитель подводит итоги:

- Что вы почувствовали на уроке?

- Задумывались ли вы о проблеме добра и зла раньше всерьёз?

- Полезен ли был урок?

- Надо ли говорить о добре и зле?

- Достаточно ли знать просто моральные нормы?

Просто знать недостаточно, самое главное – выполнять эти нормы, совершать добрые поступки. Проблема добра и зла – это вечная проблема, и, чтобы мир стал добрее, мы должны соблюдать моральные нормы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, проектный, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: анализировать свои поступки и отношение к окружающим людям.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности

Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

Выполняют круг радости, обмениваются сердечками.

Мотивация учебной деятельности.

Итак, хочется начать наш урок с видео. Просмотрите его внимательно.

Беседа по вопросам:

-Какие чувства вызвал просмотр?

- С какими понятиями, которые мы уже изучали, мы можем связать эту притчу?

- Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

3. Формулирование темы, целей урока.

4. Основная часть урока – обобщение и систематизация знаний.

Представление команд-групп, капитанов

Девиз:
Все за одного, один за всех,
Тогда в команде будет успех!,

За правильный ответ каждая команда получает жетон с фрагментом из золотого правила морали

Соедините термины с нужным определением

1.Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести

2.Нравственность — это следование определённым духовным принципам - чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты.

3.Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства личности, ее свободы и права на счастье.

4.Патриотизм Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

5.Совесть Чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.

Вопросы для игры

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

3тур. Сейчас мы определим проблемам нравственности в произведениях литературы

Ученики по команде учителя начинают считать от 1 до 220 (десятками). Сначала шепотом, очень тихо, все громче. Максимальная громкость достигается, когда счет дойдет до 220. После этого все замолкают. Это упражнение снимает напряжение, настраивает на работу.

4тур. “Знаменательные дни милосердия и сострадания”

На слайде высвечиваются даты знаменательных дней:

9 мая – День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня – Международный день друзей.

8 июля­- День семьи, любви и верности

1 октября - День пожилых людей.

16 ноября – День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вы видите особые даты, которые отмечаются многими людьми. Попробуйте определить и сформулировать основные идеи этих дней, объясните, что они символизируют и только в эти дни необходимо об этом помнить

5тур. С помощью зеркала прочитать пословицы и раскрыть смысл выражения

Всяк правды ищет, да не всяк ее хранит.

• Лучше по миру собирать, чем чужое брать.

Что в людях ведется, то и у нас не минется.

Делая зло, на добро не надейся.

Как аукнется, так и откликнется.

Береги одёжу снову, а честь смолоду.

Дерево узнаётся по плоду, а человек — по делу.

6тур
Заполните пропуски в тексте, выбрав слова из предложенного списка. Обратите внимание: слова в списке приведены в именительном падеже и единственном числе.
______________ (1) гуманизма – это определенные правила поведения. Представления о том, какие человеческие _____________ (2) достойны уважения, менялись исторически. Но во все времена люди разграничивали ____________(3) и зло. Отношение к жизни человека как к высшей ____________(4), ответственность за свои дела, ___________ (5) о людях – качества, которые отличают гуманного человека.
Слова для заполнения пропусков:
А) добро
Б) забота
В) поступок
Г) принцип
Д) ценность

1 группа Гуманизм ,2 группа Честность, 3 группа Милосердие

Закончите предложение правильно.

О гуманизме в первую очередь судят:
1. по развитию экономики
2. по отношению к пожилым людям
3. по количеству школ и высших учебных заведений
4. по отношению к природе

Формулируют основную его мысль

Рефлексия (опережающее задание на дом) Квилт-ассоциации

Квилт - это своеобразные мозаики, которые напоминают наши лоскутные пледы.

Тем временем в маршрутном листе командиры подводят итоги своей команды

Итак в завершение вернемся к нашему проблемного вопросу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока в 6 классе по обществознанию

Тема урока: Нравственные основы жизни. (практикум)

- обобщить полученные знания о добре, человечности, смелости как добродетелях.

- развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей.

- создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

Универсальные учебные действия:

- Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

- Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения.

- Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своей успешности.

Понятия, термины : человечность; гуманизм; страх; смелость; бесстрашие; добродетели.

План проведения практикума

Гуманизм и человечность вокруг нас.

Они победили страх.

Спешите делать добро.

1 Организационный момент.

2. Я предлагаю на урок начать с просмотра нескольких фотографий.

-Какие чувства вызвал этот показ?

- Почему у нас одинаковые эмоции?

- С позиции, каких чувств вы оцениваете поведение героев фотографий?

Сегодня мы закрепим полученные знания.

Нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Работаем вместе

– Что значит быть добродетельным?

– Что символизируют последние строки стихотворения?

В жизни по-разному можно жить–

Можно в беде,

А можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Работаем в парах

Добродетели

Работаем индивидуально

Работаем в тетрадях. Сравниваем результаты .

1) презираемых качеств личности человека;

2) близких людей;

3) веселых и смешных событий в жизни;

4) ненавистных вам явлений в жизни;

5) главных дел, которые мечтаешь совершить в жизни;

6) самых больших ценностей

- Умение дружить с людьми, находить с ними общий язык ценилось человеком всегда. Я рада, что у вас есть друзья, о которых вы можете рассказать. Дружба – это огромное богатство человека.

- Презентации учащихся о своих друзьях.

Игра “Крестики-нолики”.

Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

Одним из качеств добродетельного человека является смелость .

- Кого можно назвать смелым человеком ? (неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек - В. Даль)

- Выступление учащихся о смелых и мужественных сотрудниках правоохранительных органов.

Встретились на развилке две дороги. Узкая и широкая.

- Совсем ты себя запустила: вся в острых камнях, колдобинах, колючим тернием заросла! – принялась упрекать широкая узкую. – Твои путники того и гляди помрут от усталости или голода! То ли дело я: красивая, гладкая! Вдоль меня кафе, рестораны, дома со всеми удобствами. Живи – веселись.

- Что это ты вдруг замолчала? Ведь, судя по твоим словам, живется тебе хорошо! – удивилась узкая дорога.

- Хорошо-то оно хорошо… - вздохнула в ответ широкая. – Да только в конце меня – пропасть. Бездонная, черная, мрачная. Такая, что и описать тебе не могу. Многие люди даже и не подозревают о ней. А те, что знают, только отмахиваются. Видно, всей правды не ведают. А я вот так на эту пропасть насмотрелась, что больше всего на свете боюсь однажды сползти в нее. Ведь это, боюсь, уже будет тогда навсегда! Ну, а ты как живешь?

- Трудно! - вздохнула узкая дорога. – И тем, кто по мне идет, нелегко. Но зато в конце моего пути – гора. И взошедшие на нее такие светлые, радостные, счастливые, что я и описать тебе не могу! И знаешь, я больше всего тоже хочу там оказаться. Ведь это надеюсь – будет уже навечно!

Поговорили дороги и разошлись в разные стороны.

А на развилке той человек остался, который все это слышал.

И вот что странно: до сих пор там стоит, еще думает, на какую ему свернуть дорогу!


Практикум по теме "Нравственные основы жизни" для обучающихся 6 кл. по обществознанию направлен на обобщение и систематизацию знаний, ориентирован на самостоятельную работу детей.

Содержимое разработки

до 21.00 сегодня .

1). Что значит быть добрым?

2). Что символизируют последние строки стихотворения?

За каждый правильный вариант ответа 2 балла. (max = 4 б.).

В жизни можно по-разному жить..

В жизни можно по-разному жить,

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя спать,

Вовремя делать гадости.

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженной солнце достать

И подарить его людям. (Сергей Островой)

Используя учебник стр. 86-105, разгадайте кроссворд. Для этого обязательно перечертите кроссворд в тетрадь и впишите ответы в кроссворд печатными буквами. За каждый правильный вариант ответа 1 бал. (max = 10 б.).

1. Правила доброго поведения.

2. Короткий поучительный рассказ.

3. Горы, которые покорил А.В.Суворов и его солдаты.

4. Выдающийся защитник прав человека.

5. Птица, которая помогла Счастливому Принцу сделать доброе дело.

6. Качество человека, которое помогает ему побеждать страх.

7. Одно из добрых чувств.

8. Богиня красоты и любви в древнегреческих мифах.

9. То, в чем больше всего нуждаются пожилые люди.

10. То, что может быстро избавить человека от страха.

Вопросы для игры “Крестики-нолики”.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор.

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела.

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством.

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д.

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности.

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам.

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе.

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением.

9. Выполнение норм морали обязательно.

Терминологический диктант. Внимательно прочитай определение, подумай и напиши термин (понятие), соответствующее по твоему мнению ему. За каждый правильный вариант ответа 1 бал. (max = 10 б.).

1. Нравственные правила поведения, которые основаны на представлениях человека о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости, Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде. Правила доброго поведения – это …

2. Проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

3. Внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. Эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию.

4. Умение владеть собой перед лицом страха, переступить через свой страх.

Терминологический диктант. Внимательно прочитай определение, подумай и напиши термин (понятие), соответствующее по твоему мнению ему. За каждый правильный вариант ответа 1 бал. (max = 10 б.).

5. Исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества. Любовь и уважение к людям.

6. Неравнодушие к страданию ближнего, способность ощутить его боль и готовность помочь ему.

7. Показатель доброты и человечности в обществе.

8. Поступайте по отношению к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам.

9. Устойчивые проявления различных страхов, постоянная боязнь чего-либо.

10. Установленный порядок поведения людей в обществе.

Работа с пословицами: собери пословицу, запиши её в тетрадь и объясни значение одним предложением. За каждый правильный вариант ответа 2 балла. (max = 16 б.).

Вывод: Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

1. Добро помни, а

пожнешь

2. Что посеешь, то и

а злого не жалуют.

3. За добро

добра не делает никому

4. Худо тому, кто

что есть добрый

5. Доброе слово лечит,

добром плати

6. Злой не верит,

зло забывай

7. Добрая слава лежит,

а злое калечит.

8. Доброго чтут,

а худая бежит.

до 21.00 сегодня .


-80%

Читайте также: