Кримінальна відповідальність конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока: Понятие преступления. Состав преступления. Виды преступлений.

Образовательные:

формирование правовых знаний о преступлении;

Развивающие:

развитие умений работы с нормативно-правовыми документами; навыков критического анализа правовых ситуаций;

Воспитательные:

повышение уровня правовой грамотности и культуры учащихся с целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

формировать способность адаптировать теоретические знания к реальным жизненным ситуациям при решении правовых задач;

развивать умения анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения;

воспитывать активную гражданскую позицию.

Ожидаемые результаты:

знать, что такое преступление, его основные признаки , состав преступления, виды преступления;

у меть анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением; уметь применять полученн ые знания в конкретной ситуации;

понимать опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение.

Тип занятия: комбинированный урок

Оборудование, материалы: нормативно-правовые документы (Уголовный Кодекс), раздаточный материал.

Новые понятия и термины: преступление, признаки преступления, состав преступления.

Структура занятия:

I. Организационный момент

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

ІV. Объявление темы, плана, целей урока

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся

VІ. Осмысление новых знаний и умений

VІІ. Подведение итогов урока

VІІІ. Инструктаж по домашнему заданию

Ход занятия

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку; проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, подготовленного рабочего места

II. Активизация опорных знаний, умений и представлений учащихся

? Как вы думаете, что они имели в виду

Учащиеся: Речь идет об ответственности за свои поступки.

Учитель: Верно. Прочитайте понятийный ряд ( понятия написаны на доске ):

ПРОСТУПОК, ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ

? Какое из этих слов – обобщение двух других

? Что такое правонарушение

Правонарушение – это противоправное, виновное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Давайте попробуем разобраться в этих понятиях на примерах правовых ситуаций:

Ситуация № 1. Десятиклассники Кирилл, Ольга и Руслан в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в парк, и распили там бутылку вина. Как можно расценить их поведение?

Проступок – общественно опасное деяние – действие или бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и нарушающее какие-либо нормы , правила поведения .

Ситуация № 2. Учащиеся 11 класса Вадим, Олег и Андрей подождали детей из начальных классов за углом школы, отобрали у них деньги и сказали, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Учащиеся: Эти действия являются преступлением.

Учитель: Вы абсолютно правы. Действия Вадима, Олега и Андрея действительно являются преступлением. Они совершили грабеж – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности:

Проблемный вопрос:

«Только слабые совершают преступления,

? Как вы понимаете значение этих слов

ІV. Объявление темы, плана, целей урока:

Учитель: Итак, сегодня на уроке нам предстоит раскрыть понятие и признаки преступления, состав, виды преступления. Тема урока является актуальной. В современном обществе преступления совершаются не только взрослыми людьми, но и подростками. Решение этой проблемы является одной из важнейших.

1. Понятие и признаки преступления

2. Состав преступления

3. Виды преступлений.

V. Формирование и усовершенствование умений и навыков учащихся:

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию различные ситуации, в которых описаны проступки. Ваша задача – придумать продолжение ситуации, которую можно назвать преступлением. Например: водитель часто садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление).

1.… Старшеклассник неоднократно курил в школьном туалете. Но однажды…

2.… Виктор после работы каждый день распивал алкоголь на автобусной остановке. Но однажды…

4….. Алевтина, работая сторожем в театре, похищала мелкие вещи – брелки, зажигалки, небольшие суммы денег (20-50 рублей). Но однажды…

5.…Работник нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды…

? Почему вы считаете придуманные вами продолжения ситуаций преступлением.

Учащиеся: Эти деяния более опасны, чем проступки.

2) Работа с источником (Уголовный Кодекс)

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

(Согласно Разделу II , Главе 3, Ст. 14, п. 1 УК ДНР)

t1602670343ab.jpg

Общественная опасность заключается в том, что деяние либо причиняет вред общественным отношениям, которые охраняет уголовный закон либо содержит реальную возможность причинения вреда.

Преступлением признается деяние совершенное виновно (в форме умысла или неосторожности).

Противоправность выражается в том, что признаки преступления предусмотрены в уголовном законе.

Наказуемость заключается в угрозе применения наказания за преступление.

5) Работа в группах . Каждой группе дается задание, определить в нормах уголовного права элементы состава преступления, которые непосредственно указаны.

Статья 143. Нарушение требований охраны труда

1. Нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказывается штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового.

(Субъективная сторона – форма вины, специальный субъект)

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путём обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

(Специальный субъект, объективная сторона – способ совершения преступления)

Статья 153. Подмена ребёнка

Подмена ребёнка, совершённая из корыстных или иных низменных побуждений, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев.

(Субъективная сторона – мотив, объект – интересы несовершеннолетнего)

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

(Специальный субъект, субъективная сторона – цель)

Учитель: В соответствии с различными критериями определяют виды преступлений .

В зависимости от сферы общественных отношений:

Преступления против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, клевета, изнасилование, нарушение равноправия, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления).

Преступления в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, вымогательство, контрабанда и т.д.).

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

Преступления против государственной власти.

Преступления против военной службы.

Преступления против мира и безопасности человечества.

В зависимости от формы вины:

В зависимости от мотива совершения:

Совершенные по мотиву мести.

Совершенные из хулиганских мотивов.

6) Работа с источником (в парах)

Один из критериев для определения вида преступления указан в Уголовном Кодексе. Каждая пара должна найти статью и определить 4 вида преступления по характеру и степени общественной опасности.

(Согласно ст. 15 УК РФ)

1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

VІ. Осмысление новых знаний и умений

Учащимся предлагается в группах выполнить задание. Дан волшебный квадрат, где спрятаны 10 преступлений: 5 корыстных и 5 некорыстных. Нужно их найти. Можно искать по вертикали, по горизонтали, сверху вниз, снизу вверх и по диагонали.

На уроке учащиеся, работая по гуппам и используя задачи по уголовному праву и Уголовный кодекс РФ, рассмотрят главные вопросы этой темы ( Что такое преступление,его виды, наказание за преступление, состав преступления)

ВложениеРазмер
prestuplenie._ugolovnaya_otvetstvennost.docx 69.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по праву

На тему: Преступление. Уголовная ответственность.

  1. Иметь представление об уголовной ответственности
  2. Знать, что такое преступление
  3. Знать об особенностях уголовной ответственности
  4. Уметь различать основания для привлечения к уголовной ответственности, применять полученные знания при решении задач.

На 2 уроках нам предстоит рассмотреть такие вопросы как:

  • Что такое преступление и его признаки
  • Каких видов бывают преступления
  • Какие имеются виды наказаний за преступления
  • Уголовная ответственность несовершеннолетних

Изучение нового материала.

- Преступление – это виновное общественно опасное деяние,

противозаконное, или противоправное, деяние, попадающее

под запрет уголовного закона.

Преступление предусмотрено Особенной частью Уголовного кодекса.

Признаками преступления являются:

- Общественная опасность – причинение вреда обществу или отдельному гражданину.

- Противоправность – запрещенность уголовным законом.

- Виновность – формы вины – умысел и неосторожность.

- Состав преступления – это совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих совершенное деяние как конкретный вид преступления, это необходимое основание уголовной ответственности.

Его характеризуют 4 группы признаков:

Работа со схемой. Учащиеся пробуют объяснить признаки самостоятельно

Используя жизненный опыт придумать ситуации:

Работая с учебником учащиеся самостоятельно заканчивают схему

- Объект преступления – общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

- Объективная сторона – характеристика самого деяния.

- Субъект преступления – тот, кто совершил деяние, запрещенное уголовным законом.

- Субъективная сторона – психическая деятельность лица, связанная с совершением преступления.

- Преступления бывают разные, поэтому в зависимости от характера и степени общественной опасности они делятся на 4 категории:

  • Небольшой тяжести
  • Средней тяжести
  • Тяжкие
  • Особо тяжкие

- В конце урока, рассмотрев всю тему, посмотрим правильные примеры придумали.

- Преступления, за которые следует уголовное наказание, перечислены в Особенной части УК РФ. Они разделены по их объекту.

По схеме идет объяснение объективных и субъективных признаков

На примере придуманных на уроке преступлений учащиеся определяют: объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону.

Используя УК РФ ст. № 15. учащиеся записывают сроки наказания по видам преступлений.

Учащиеся пробуют придумать примеры к каждому виду.

  1. против личности
  2. в сфере экономики
  3. против общественной безопасности и общественного порядка
  4. против государственной власти
  5. против военной службы
  6. против мира и безопасности человечества.
  1. Смягчающие и отягчающие обстоятельства преступления

- Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, правовое последствие совершения преступления. Заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Этапы привлечения к уголовному наказанию:

  1. Возбуждение уголовного дела
  2. Расследование
  3. Судебное разбирательство

Уголовная ответственность наступает:

  • За совершенное преступление
  • За приготовление преступления
  • За покушение на преступление
  • За соучастие в преступлении

Наказание – это вспомогательное средство борьбы с преступностью.

- Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

Каждый вид наказания имеет свои границы и содержание. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Работая с оглавлением Особенной части УК учащиеся находят и выписывают группы

В учебнике находят и объясняют, что за преступления входят в каждую группу.

Работая со ст. № 61, 63 учащиеся заполняют таблицу.

- УК подразделяет все виды наказания на 3 вида.

Используя ст. № 45 записать в схему эти 3

- Используя ст. № 44 распределить наказания по группам

Работая со ст. № 45 УК учашиеся нахадят виды наказания: основные, дополнительные, общие.

Используя ст.44 распределить наказания по группам.

Комментированное чтение ст. № 46 – 59. (объяснение видов наказания)

По группам даются правовые задачи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Уголовная ответственность несовершеннолетних"


Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"

Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних.


Уголовная ответственность несовершеннолетних презентация для урока ОБЖ в 10 классе

презентация для урока ОБЖ в 10 классе "Уголовная ответственность несовершеннолетних".


10 класс. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Презентация к уроку.


Презентация "Преступление и уголовная ответственность несовершеннолетних" к уроку в 9 классе по ОБЖ к разделу "Безопасное поведение в криминогенных ситуациях"

Материал презинтации поднимает перед учащимися следующие проблеиы: уголовная и административная ответственность несовершеннолетних и современное законодательство. Молодёжь и закон. Пон.


Подростки, достигшие возраста уголовной ответственности ( 14-ти лет), должны знать и уметь пользоваться Уголовным кодексом Российской федерации. Прежде чем совершить какой-либо поступок, они должны оц.


Материалы для практического занятия по праву по теме "Понятие преступления. Виды преступлений. Смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

Данна практическа работа является уроком итогового повторения по теме "Уголовное право".


Планируемые результаты:

Личностные: продолжат формировать правовое сознание.

Метапредметные: продолжат формировать умение осуществлять контроль за своими действиями, умение находить информацию, необходимую для решения задач, связанных с темой урока; продолжат развивать умения работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, использовать знания для решения практических заданий; организовывать работу в паре, группе, вырабатывать совместные решения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, учебно-поисковой, словесный.

Основные термины: правонарушение, противоправность, вина, проступок, юридическая ответственность, презумпция невиновности.

Тип урока: изучение нового материала

1. Признаки правонарушения.

2. Виды правонарушений.

3. Преступление и проступок.

4. Виды юридической ответственности.

Организационный момент (1 мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вижу, у вас сегодня хорошее настроение – и это прекрасно. Мы потихоньку приближаемся к Новому Году, поэтому необходимо создавать себе приподнятое настроение. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово для того чтобы начать нашу плодотворную работу? Да? Тогда мы можем на такой позитивной ноте начинать наше занятия.

Проверка домашнего задания(1 мин)

Переход к изучению новой темы (5 мин)

Учитель: Сегодня мы изучим достаточно актуальную и интересную тему, с которой, я думаю, каждый из нас сталкивался. Возможно, кто-то из вас был лишь наблюдателем того, о чём мы сегодня поговорим, а кто-то был непосредственным участником. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите, какую тему мы сегодня будем изучать.

Работа с презентацией (слайд 1, слайд 2, слайд 3)


Предполагаемый ответ учащихся: Тема урока связана с нарушением закона. Скорее всего о правонарушениях или преступлениях.

Изучение нового материала (25 мин)

Учитель: Действительно, сегодня мы поговорим о правонарушениях и юридической ответственности, которая наступит, если человек совершил это деяние. Ребята, давайте запишем, что такое правонарушение.

Правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

Учитель: Все успели зафиксировать определение в свои тетрадки? Молодцы! Теперь давайте попытаемся из определения выделить основные признаки правонарушения.

Учитель: Как вы думаете, какие признаки характерны для правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся:

2. Деяние (действие или бездействие);

3. Причинение вреда;

4. Наличие вины (неосторожность и умысел);

Учитель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Теперь запишите названные признаки правонарушения в тетрадь. Кто не запомнил, какие признаки мы выделили, может обратиться к презентации.

Презентация:

Учитель: Сейчас давайте подумаем и запишем, какие существуют виды правонарушений.

1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.


елиговор, знания по понятиямить правоохранительные органы, с которыми вы знакомились ранее.ступление.
Учитель: Ребята, теперь я предлагаю вам подробнее познакомиться с особенностями этих правонарушений.

Работа с презентацией: учитель диктует и комментирует особенности правонарушений.


Учитель: Если человек совершил правонарушение, на него должно быть наложено наказание. Но пока виновность человека в совершении того или иного деяния не доказана, человека принято считать невиновным, т.е. действует презумпция невиновности, которая гарантируется Конституцией РФ.


Учитель: Ребята, приведите, пожалуйста, примеры проступков, которые вы наблюдали в жизни.

Предполагаемый ответ учащихся: проезд без билета в автобусе; прогул уроков в школе; создание шума после 23:00; употребление спиртных напитков в общественных местах и др.

Учитель: Молодцы! Действительно, ваши примеры являются проступками. Но мы понимаем, что это далеко не все примеры. Давайте посмотрим на слайд и зафиксируем, какие ещё существуют виды проступков.


Предполагаемый ответ учащихся: речь идет об ответственности за правонарушения.

Учитель: Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. Ребята, давайте запишем, что такое юридическая ответственность.



Учитель задает вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Предполагаемый ответ учащихся: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Учитель: Давайте обратимся к раздаточному материалу , к ст.20 Уголовного кодекса РФ, и посмотрим, правильно ли вы ответили на вопрос.

Учитель: Как вы думаете, вы правильно ответили на вопрос?

Ответ учащихся: Да, мы оказались правы.

Учитель: Давайте подумаем, какие категории преступлений можно выделить из ст.20 УК РФ.

Предполагаемый ответ учащихся: Выделяют преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.


У читель: Молодцы, вы правильно ответили на вопрос. Давайте обратим внимание на слайд, и посмотрим, какое наказание ждёт человека, совершившего названные вами преступления.

Учитель задает вопрос: Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Предполагаемый ответ учащихся: Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Учитель: Наказание бывает разным, значит и ответственность делится виды.

Учитель: Ребята, давайте зафиксируем в своих тетрадях виды юридической ответственности.

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества. Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Административная ответственность (наступает за проступок, регулируется Кодексом Административных Правонарушений РФ: штраф, лишение специальных прав)

Дисциплинарная ответственность (наступает за проступок, регулируется Трудовым Кодексом РФ: замечание, выговор, увольнение)

Материальная ответственность (наступает за проступок, возмещение ущерба)

Гражданская ответственность (наступает за проступок, регулируется Гражданским Кодексом РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)


Учитель задает вопрос: Ребята, как вы думаете, какие виды наказаний существуют за правонарушения?

Предполагаемый ответ учащихся: штраф, арест, исправительные работы, конфискация имущества и др.

Учитель: Молодцы! Вы назвали большую часть наказаний. Посмотрите на слайд и запишите себе в тетрадь недостающие виды наказаний.


Первичное закрепление материала ( 3 мин)

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить задание. Вам необходимо классифицировать указанные противоправные деяния на проступки и преступления.

Задание № 1: Классифицируйте перечисленные противоправные деяния на проступки и преступления.

торговля с рук в неустановленных местах;

невыполнение договора;

неоплаченный проезд в транспорте;

вымогательство;

повреждение телефона-автомата;

мошенничество;

Предполагаемый ответ учащихся:

К проступкам относятся: торговля с рук в неустановленных местах; невыполнение договора; неоплаченный проезд в транспорте; повреждение телефона-автомата. К преступлениям относятся: грабеж, кража, вымогательство, мошенничество.

Систематизация и обобщение знаний(5 мин)

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь я предлагаю вам выполнить еще одно задание. Но для начала вам нужно поделиться по парам. Делиться будем очень просто: с кем сидим, с тем и выполняем задание. А вот какие именно ситуации вы будете разрешать, зависит только от вас. Сейчас вы сами вытянете себе задание. Вам необходимо определить вид правонарушения и ответственность за него. На задание вам отводится 3 мин. После выполнение, вам необходимо ответить на 2 вопроса и аргументировать, почему вы ответили именно так.

Задание № 2. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует.

1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок; штраф).

2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок; штраф).

3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданский проступок, возмещение причиненного вреда ).

4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление; ограничение свободы - арест).

5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок, лишение права быть присяжным заседателем).

Организация домашнего задания (1 мин)

Учитель: Вы большие молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Дома вам необходимо заполнить таблицу виды правонарушений, опираясь на материал учебника со стр. 120-121. Это задание поможет вам еще больше разобраться с сегодняшней темой, подготовив вас к следующему уроку.

Подведение итогов(2 мин)

Учитель: Мы познакомились с темой, которая касается правонарушений и юридической ответственности. Надеюсь, знания, которые вы сегодня получили, будут для вас полезными. Теперь вы грамотные люди ещё и в сфере юриспруденции. Вы можете спокойно классифицировать деяния по направленности, вынести меру наказания за то или иное деяние. Своей работой вы меня сегодня порадовали. Есть ли у вас вопросы по нашей теме? (если есть, ответить на них). Всем спасибо за урок.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок раскрывает суть правонарушения, его признаки, виды.

Урок обществознания в 9 классе

Цели: : познакомить учащихся с понятиями правонарушение и преступление, выяснить их особенности, продолжить работу по формированию умений выделять существенные признаки явлений, сравнивать; осуществлять поиск и анализировать информацию; раскрывать на примерах изученные и теоретические положения по теме; оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения правовых норм при решении задач; работы в группах; воспитывать уважение к закону, формировать гражданскую ответственность, правовое самосознание, коммуникативную культуру.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок- практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.

Словарь урока: правонарушение, проступок, преступление, дееспособность, вина.

План: 1. Орг. момент.

2. Правонарушение и его признаки.

3. Виды правонарушений.

4. Состав преступления.

5. Почему важно знать, что считается правонарушением?

7. Подведение итогов.

Здравствуйте! Наш урок сегодня мы начнем с древней притчи

О чем эта притча?

Правильно о нас с вами… Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласиям в обществе. Напомним, что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение.

Что придумали люди для регулирования общественных отношений? (социальные нормы)

(Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе)

Перечислите виды социальных норм?

Большинство поступков, совер­шаемых человеком в обществе, носит правовой характер. Право регулирует порядка 70% всех наших общественных отношений.

Подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права.

Итак, подавляющее большинство людей добровольно исполняют нормы права, и в этом случае мы говорим, что их поведение правомерно.

Однако не все соблюдают правила. Как называется поведение, нарушающее правовые нормы?

Как вы считаете, будет называться такое поведение? (противоправное).

О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему.

Сформулируйте цель урока.

Т.о., главная цель урока раскрыть сущность понятия правонарушения.

Для достижения этой цели, что нам необходимо знать?

Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Каковы причины противоправного поведения?

Итак, мы совместно поставили задачи, которые предопределили план урока.

*. Правонарушение и его признаки.

*.Причины правонарушений. Зачем нужно знать причины правонарушений?

Итак, начинаем с первого пункта плана. Цель нашей работы: дать определение понятию правонарушение и определить его признаки.

Сравните его с определениями из юридического словаря.

1.Правонарушение- это виновное общественно опасное противоправное деяние. Слайд

2.Правонарушение- это противоправное деяние, причиняющее вред личности, государству, обществу и наказуемое по закону. Слайд.

Итак, правонарушение несет общественную опасность и связано с нарушением права.

Исходя, из определений понятия можно выделить признаки противоправного поведения. Любое правонарушение характеризуется 4 признаками.

Прочтите определения и выделите признаки правонарушения.

Признаки правонарушения: (запись в тетрадь по ходу обсуждения) Слайд

Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействие.

Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права.

Примерные ответы: Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов;

- неоказание помощи больному.

2.ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность).

Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

3. Наказуемость. О данном признаке речь пойдет более подробно на следующем уроке.

Т.е. деяние, предполагающее наличие вины.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Рассмотрим ситуации и определим виновность человека: Слайд№

1 группа . Гражданин Р., ограбил прохожего.

2 группа. Туристы оставили костер в лесу, в результате которого случился пожар.

Определите можно ли граждан, совершавших деяния считать виновными?

Однако в первом случае гражданин Р. явно хотел наступления отрицательных последствий своего деяния, а во втором - нет.

Т.о., вина может быть выражена в различных формах: Слайд№ (запись в тетрадь)

Формы вины: а) умысел, б) неосторожность.

Т.о., в первой ситуации мы видим умысел, а в другой – неосторожность.

Выполните Задание №1 в котором нужно определить форму вины. Слайд

Итак, мы выяснили, что правонарушение – это опасное деяние, ==========

Запишите в тетрадь.

Проанализируйте 2 ситуации. Слайд.

1.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было.

2.Водитель автомобиля решил проскочить на красный свет светофора, опаздывая на работу. Пешеходов и машин вблизи не было. Но вдруг на дорогу выбежал мальчик, водитель не успел затормозить, и мальчик получил увечья.

Чем они сходны, а чем различаются? (обе ситуации о противоправном поведении водителя, но 2-ая ситуация отличается большей степенью вреда для общества).

Зная, это мы можем определить виды правонарушения.

По степени общественной опасности правонарушения можно разделить на виды:

В какой ситуации действия водителя будут рассматриваться как проступок, а в какой как преступления?

Из этого сравнения можно вывести то, что проступок приносит меньший вред человеку, обществу, гос-ву. Преступления запрещены УК РФ под угрозой уголовного наказания

Дайте определения понятиям проступок и преступления.

Преступление - по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Проступок - противоправное деяние (правонарушение) менее опасное, чем преступление. Слайд

Запишите их в тетрадь.

Выполните задание, в котором нужно определить проступки и преступления. Слайд №

Найдите в приведенном ниже списке примеры преступлений. Ответ обоснуйте.

хранение и распространение наркотиков

нарушений санитарно – гигиенических норм в кафе

разглашение государственной тайны

пешеход переходит проезжую часть в неположенном месте

нецензурная брань в общественном месте.

А остальные ситуации чем являются? (т.к. причиняют меньший вред обществу)

Класс делится на группы.

Познакомьтесь с содержанием статьи 20 УК РФ. (Рабочий лист 1 ) Задание для 1 –ой группы.

Задание для 2- ой группы. Проанализируйте материал на рабочем листе № 2.

Выясните какие виды и категории преступлений существуют?

Т.о., ответственность наступает за преступления с 16 – ти лет, а по ряду преступлений с 14 –ти.

Какие виды и категории преступлений существуют?

Переходим к следующему пункту нашего плана.

Каковы же причины преступности?

Работа в группах.

1 группа. Проанализируйте обращения несовершеннолетних преступников к своим сверстникам, т.е. к вам.

2 группа. Познакомьтесь с социологическим опросом учащихся нашей школы среднего и старшего звена.

Задание. Определите причины преступлений. Подумайте, зачем нужно знать, изучать причины преступлений? Зная причины преступлений, можно предотвратить или уменьшить их количество.

Т.о., причины правонарушений различны – это дефекты в сознании людей. Пренебрежительное отношение к личности – это причина совершения телесных наказаний, отсутствие трудолюбия – приводит к кражам, отсутствие патриотизма – к измене Родине, разглашению госуд. тайны.

Вряд ли в семье, где отец постоянно груб с матерью, детьми, можно рассчитывать на уважительное отношение к личности.

Т.о., дефекты в сознании порождаются негативными условиями в жизни, низким уровнем жизни населения, незнанием законов, наркоманией и т.д.

Рефлексия. Я даю вам мяч, а вы перекидывая его друг другу, говорите, что больше всего запомнили на уроке, что понравилось, что дал мне урок для жизни, у меня получилось…

Читайте также: