Токмакова котята конспект урока 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

На свете есть котята —
Касьянка, Том и Плут.
И есть у них хозяйка,
Не помню, как зовут.
Она котятам варит
Какао и компот
И дарит им игрушки
На каждый Новый год.
Котята ей находят
Пропавшие очки
И утром поливают
Укроп и кабачки.

Котят купить просили
Продукты на обед.
Они сходили в город
И принесли… конфет.

Котята за капустой
Ходили в огород.
Там у капустных грядок
Им повстречался крот.
Весь день играли в жмурки
Котята и кроты.
А бедная хозяйка
Грустила у плиты.

Косили на опушке
Касьянка, Плут и Том.
Нашли в траве щеглёнка
С оторванным хвостом.
Они снесли больного
К щеглихе-маме в лес
И сделали припарки,
Примочки и компресс.

Оборудование: учебник “Родная речь” 2 часть, толковый словарь, словарные слова (олицетворение), правила запоминания стихов, портрет поэтессы, выставка книг И.П.Токмаковой.

Ход урока

1. Орг. момент

- Проверьте, хорошо ли вы подготовились к уроку?

- Сегодня вы знаете, у нас необычный урок. Поприветствуйте наших гостей кивком головы. Садитесь.

2. Разминка.

Игра “Послушай – опиши” (осознание словесного материала)

  • Кошка
  • Счастье
  • Слеза (слёзы радости)

3. Проверка домашнего задания.

Чтение стихов В.Берестова по выбору, проверка творческих работ.

4. Постановка цели урока.

- Сегодня мы повторим правила запоминания наизусть стихотворений и познакомимся (или вновь встретимся) с творчеством ещё одной детской писательницы и поэтессы И.П.Токмаковой.

5. Изучение нового материала.

Становиться писателем и поэтом И.Токмакова не собиралась. Она работала переводчиком. Первая её книжка для детей – перевод шотландских песенок для собственного сына. Отец И.Токмаковой – художник Лев Токмаков – увидел книжку и нарисовал к ним иллюстрации Так появилась на свет первая книга. И.Токмакова пишет не только стихи, но и рассказы, повести, сказки и даже пьесы. Герой её стихотворений – очень внимательный к окружающему миру, добрый и справедливый, фантазёр и выдумщик. Он очень любит играть со словами: повторять их, прятать слова внутри друг друга, придумывать новые. Вот о таком выдуманном слове её стихотворение “Плим”.

Перед тем как мы прочтём это стихотворение, предлагаю вам игру “Угадай предмет”

1. Этим предметом чистят зубы.

2. Этот предмет раскрывают над головой, когда идёт дождь.

3. Этим предметом играют в футбол.

Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово “плим”?

6. Речевая разминка

  • Ти – ди – ти - мне домой идти
  • Ти – ти – ди – за руку меня веди.
  • Те – те – де – рыба водится в воде.
  • Те – де – те – хорошо читайте.

7. Чтение стихотворения “Плим” (про себя)

- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

8. Физминутка.

9. Речевая разминка.

- Прочитайте на одном выдохе: ста – сто – сту – сты, смо – сму – сма – сми, сда – сдо – сду – сды.

- Прочитайте скороговорку четко и быстро: У Сени и Сани в сенях сом с усами.

10. Продолжение изучения нового материала.

“В чудной стране” - читает учитель.

- К кому обращается И.Токмакова в конце стихотворения?

- Верите ли вы ей? Почему?

- Где может находиться такая страна?

- Какие картины вы могли бы нарисовать к этому стихотворению?

- Кого вам напомнил ботинок? А остальные вещи?

- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

- А вы внимательны?

Необычное сегодняшнее утро (описание)

- Прочитайте сами выразительно.

11. Самостоятельная работа над стихотворением И.Токмаковой “Гном”. Чтение по ролям.

(Гном – карлик охраняющий подземные сокровища)

- Понравилось ли вам это стихотворение?

- Зачем в дом приходит гном?

- Давайте прочитаем это стихотворение по ролям.

12. Закрепление нового материала.

Повторение правил запоминания стихов.

13 .Дом. задание.

2 группа – с.151-152 выучить понравившееся стихотворение И.Токмаковой

1 группа – придумать небольшой рассказ о том, как живётся разным жителям чудной страны, составить иллюстрацию к придуманному рассказу.

Планируемые результаты

- знать о жизни и творчестве Е. А. Благининой;

- уметь выразительно читать произведения;

- уметь находить нужную информацию в тексте.

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

ВложениеРазмер
Благинина Кукушка , Котенок. 71 КБ
08.04 Благинина Кукушка , Котенок. 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Лоретц Е.Ю. _____________

Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ

ФИ студента: Фаткуллина Анна

ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________

КОНСПЕКТ УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

- знать о жизни и творчестве Е. А. Благининой;

- уметь выразительно читать произведения;

- уметь находить нужную информацию в тексте.

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Методы и приемы

І. Этап самоопределения к деятельности

-Тихо садится первый ряд, еще тише – второй и третий.

-Желаю вам сегодня на уроке не упустить ни одной минутки, чтобы каждая минутка на уроке была для вас полезной.

-Настраиваются на урок.

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ІІ. Актуализация знаний и мотивация

Работа со скороговоркой

- Проведем речевую разминку.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

- Прочитайте скороговорку про себя.

- Теперь прочитаем хором медленно по слогам.

- А теперь прочитаем хором медленно словами?

- Теперь прочитаем хором быстро.

- Давайте прочтем весело.

- Давайте прочтем с вопросительной интонацией.

- Кто хочет прочитать самостоятельно?

- А сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание. Какое оно было? (опрос пяти учащихся)

- Замечательно, а теперь покажите мне, как правильно должен сидеть ученик за партой.

- А теперь, у вас сложное задание, вам нужно расшифровать слова, внимание на экран.

аленЕ лексАрдоанван ланБгиина

- Читают про себя.

- Читают хором медленно по слогам.

- Читают хором медленно словами.

- Читают хором быстро.

- Читают с вопросительной интонацией.

- Отвечают на вопрос.

- Проверка домашнего задания.

- Елена Александровна Благинина.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий

К.: строят понятные речевые высказывания

ІІІ. Постановка учебной задачи

Практический – расшифровка слов.

- Отлично, но это еще не все!

- Замечательно! А теперь предположите тему нашего урока.

- Какие цели поставим?

- Отлично! Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете?

П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Р.: целеполагание, планирование

ІV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ, беседа.

Практический – чтение стихотворения.

Работа с книгой –чтение.

- Елена Александровна Благинина (1903-1989) начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы для домашнего театра.

- А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых. восемь лет! Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:

- С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь…

- Что вы узнали о жизни и творчестве Благининой?

-С каким чувством поэтесса говорит о кукушке?

– Что вспоминаете, о чем думаете вы, заслышав голос кукушки?

- Давайте поупражняемся в чтении стихотворения. (3 человека по 1 абзацу). Молодцы, ребята!

- Другое стихотворение – о милом, добром существе, которое любят дети и которое часто живет с нами. О ком?

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: обучающийся научится:

Формировать умения овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

направленные на достижение предметных результатов обучения: обучающиеся научатся:

понимать особенности юмористических произведений И.Токмаковой;

развивать навыки выразительного чтения

Оснащение урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, дети. Меня зовут Валерия Алексеевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте! (слайд 1)

самоопределение к деятельности

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

- Ребята, но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, с каким автором вы познакомились на прошлом уроке?(сл.2)

- А с какими произведениями познакомились?

- Откройте учебник на странице 150

- Кто-нибудь из вас выучил одно из стихотворений наизусть?

-О какой встрече рассказывает автор?

-Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим? Почему?

- О чем это стихотворение?

- С Валентином Дмитриевичем Берестовым

- 1 – 2 ученика читают стихотворение

- 1 – 2 ученика читают стихотворение

- 1 – 2 ученика читают стихотворение

Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие

Выразительное чтение стихотворений

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

3.3.Первичное закрепление

3.4. Самостоятельная работа

Физминутка

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Сейчас я предлагаю разгадать ребус (прил.1)(сл.6)

Какое слово у вас получилось?

Вам знакомо это слово?

(как вы думаете, это фамилия?)

Это детская поэтесса. (поэтесса – женщина, которая пишет стихи). Ирина Токмакова

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (сл.7) Рассказываю биографию поэтессы (прил. 2)

- Какую цель мы можем поставить на уроке? (слайд 6)

Речевая разминка (прил.3)

Есть ли слова, которые вам непонятны.

Кто хочет выразительно прочитать это стихотворение?

- Какое открытие сделал мальчик?

- Как вы думаете, кто мог придумать такое слово, от чьего имени писательница написала это стихотворение?

- Часто ли встречаются такие слова, которые ничего не значат? Где мы можем их встречать?

- Как надо читать это стихотворение?

Слово – это название чего-то, люди в древности придумывали их для обозначения каких-то явлений, предметов. Действий.

Встретить непонятные слова можно в считалках:

Вышел веселый матрос

-Как вы думаете, в какой стране мы можем повстречать такое интересное слово? Чудной.

Вот и Ирина Токмакова побывала в чудной стране и написала об этом стихотворение, послушайте.

- Почему обычные предметы, описанные в стихотворении, кажутся нам сказочными?

- От чьего имени написано стихотворение?

-К кому обращается Ирина Токмакова в конце стихотворения?

-Верите ли вы ей? Почему?

-Где может находиться такая страна?

-Кого вам напомнил ботинок? На кого он похож? Прочитайте, что но делает. Объясните выражение: язычок ботинка.

-Что делает картошка? Прочитайте эти строчки. На кого она похожа? Объясните выражение: глазок картошки.

-Как описывает стул поэтесса? Прочитайте. Может ли стул танцевать? С кем его сравнивает Ирина Токмакова?

-Как называется такой литературный прием, когда неодушевленные предметы оживают и действуют, как одушевленные?

- Как характеризует писательницу то, что она в простых, ничем не примечательных вещах видит необычное?

-В этом стихотворении автор использует еще один литературный прием скрытого сравнения – метафору. Вы правильно подметили, что бутылка похожа на певицу, стул – на танцора, ботинок – на кошку или щенка, картошка – на бабушку. Такой прием погружает нас в мир фантазии.

-Хотели бы вы побывать в такой стране?

-Что можно увидеть в вашей чудной стране?

-Найдите эти слова в тексте.

Нарисуйте свою чудную страну.

Давайте еще раз прочитаем стихотворения Токмаковой.

-поэтесса Ирина Токмакова

-Изучить творчество Ирины Токмаковой

-слушают чтение учителя

-1 – 2 ученика читают стихотворение

-слушание чтение учителя

Язычок – у ребенка, пирожное, глазок – дверной, ножка – у гриба, куклы, мебели

-1 – 2 ученика выразительно читают каждое стихотворение

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: структурирование знаний,

смысловое чтение, анализ и синтез

Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний

Познавательные: структурирование знаний,

смысловое чтение, анализ и синтез

Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний

Коммуникативные:

использование учеником адекватных речевых высказываний

Познавательные:

подводящий к теме диалог

Рассказ, метод иллюстрации

Работа с книгой

Работа с книгой

Работа с книгой

4. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока

Итак, ребята, давайте подведём итог.

- С каким автором мы сегодня познакомились?

-какие произведения Ирины Петровны мы прочитали?

А теперь закройте учебники, отложите их на край стола. Откройте дневники и запишите домашнее задание: выразительное чтение рассказа.

- Спасибо за урок, до свидания! (слайд 12)

Записывают домашнее задание

Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Класс активен, работоспособен.

Цель урока: учащиеся познакомятся с творчеством И.П. Токмаковой

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались с помощью методов: формирование готовности восприятия учебного материала, самооценка на этапах: мотивации, рефлексии.

- Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались с помощью методов: выразительное чтение, беседа, рассказ на этапах: актуализация опорных знаний, целеполагание.

-Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались с помощью методовтворческое чтение, работа с книгой на этапе организация познавательной деятельности.

-Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались с помощью повторения, устного опроса, беседы, рисования на этапах: актуализации опорных знаний, открытия опорных знаний, первичного закрепления.

-Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались с помощью методов: работа по учебнику, беседа, рассказ, самостоятельная работа, анализ и синтез на всех этапах урока.

Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Я считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания.

Приложение 1


Ребус













Приложение 2

Художественные переводы детских стихов начались с того, что в Россию приехал по делам шведский энергетик, который, познакомившись с молодой переводчицей, узнал, что она любит шведскую поэзию, а позже прислал ей для маленького сына сборник шведских народных детских песенок. Первые переводы стихов делались для личного употребления, но муж, Лев Токмаков, отнёс их в издательство, и они были приняты.

Произведения для детей

"Аля, Кляксич и буква А", 1-е изд. 1968

Приложение 3

Ти-ди-ти – мне домой идти

Ти-ти-ди – за руку меня веди

Те-те-де – рыба водится в воде

Те-де-те – хорошо читайте

Приложение 4

Читайте также: