Правила согласования главных чл предложения 8 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

1) Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.

2) Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.

3) Развивать умения, применяя полученные знания на практике.

4) Развивать навыки работы по тестам

5) Развивать речь учащихся.

ВложениеРазмер
konspekt_obobobshchenie_po_teme_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass.docx 35.71 КБ
obobshchenie_temy_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass_prezentatsiya.pptx 70.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

  1. Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
  2. Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
  3. Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
  4. Развивать навыки работы по тестам
  5. Развивать речь учащихся.

Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .

Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.

Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.

- Давайте, вспомним, что такое орфограмма? ( Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило )

- Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? ( Правописание разделительного ъ и ь знаков )

- Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?

Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.

В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.

- Объясните орфограммы в словах.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Скажите, чем выражены главные члены предложения.

Ⅳ. Объявление темы урока

-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.

Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.

Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.

- Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из словосочетаний )

- Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Д ля этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний ).

- Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? ( 3 )

- Назовите их. ( Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе )

Ⅴ. Работа по теме урока.

- А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.

Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

  1. Солнце светит всем.
  2. Мы никогда не ссоримся.
  3. Двенадцать делится на шесть.
  4. Взрослые иногда не понимают детей.
  5. Вошедший привлёк всеобщее внимание.
  6. Курить - здоровью вредить.
  7. Очевидно не значит верно.
  8. Вдали послышалось ку-ку.
  9. Прошло несколько дней
  1. Солнце - существительное.
  2. Мы - местоимение.
  3. Двенадцать - числительное.
  4. Взрослые - прилагательные.
  5. Вошедший - причастие.
  6. Курить - неопределённая форма глагола.
  7. Очевидно - наречие.
  8. Ку-ку - междометие.
  9. Несколько дней - словосочетание.

- Итак, какой вывод делаем:

В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие .

- А теперь следующее задание.

Найдите верное утверждение:

  1. В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
  2. Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
  3. Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
  4. Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
  5. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.

- Правильный ответ - 2.

- Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.

- Найдите четвёртое “лишнее”.

  1. В клетке соловей перестал петь.
  2. Оксана любит рисовать.
  3. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
  4. Мы будем рады видеть вас у себя.

- Проверяем. ( Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени )

- Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.

Составное глагольное сказуемое.

( Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение ).

- А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.

  1. Второклассники будут изучать английский язык.
  2. Он пустился бежать наперегонки.
  3. Путь был нелёгким.
  4. Она вам расскажет правду.

( правильный ответ под цифрой 2 )

Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы.
  2. Это был её новый костюм.
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
  4. Вечером мы будем заливать каток.
  5. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
  8. Я намерен был ехать сегодня же.
  9. Варя была с заплаканными глазами.

Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
  2. Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
  4. Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
  5. Облако представлялось то косолапым медведем , то гривастым львом . (Составное именное сказуемое)
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей . (Составное именное сказуемое)
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
  8. Варя была с заплаканными глазами . (Составное именное сказуемое)

- Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.

  1. Жить народу служить.
  2. Сердце не камень.
  3. Жизнь прожить не поле перейти.
  4. Азбука к мудрости ступенька.

( Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении ).

- Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.

  1. Глупый осудит, умный рассудит.
  2. И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
  3. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
  4. Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.

( Правильный ответ - тринадцать витязей во втором предложении )

- Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

  1. Рябина красавица наших лесов.
  2. Дважды два четыре.
  3. Мороженное вот моё любимое лакомство.
  4. Курить здоровью вредить.
  5. Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
  6. Она девушка с характером.
  7. Бедность не порок.

( Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях ).

Итог урока.
- Что повторяли сегодня на уроке? ( Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое ).
- Какие виды сказуемого вы знаете? ( Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое ).

Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме “Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения” учителя русского языка и литературы Ено М.Н. Школы №277, Кировского района, СПб.

Цели: Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения. Обработать умение находить сказуемое (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях. Развивать умение применяя полученные знания на практике. Развивать навыки работы по текстам. Развивать речь учащихся.

Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся. Двенадцать делится на шесть. Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк к себе всеобщее внимание. Курить - здоровью вредить. Очевидно не значит верно. Вдали послышалось ку-ку. Прошло несколько дней. Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно является.

Солнце - существительное. Мы - местоимение. Двенадцать - числительное. Взрослые - прилагательное. Вошедший - причастие. Курить - неопределённая форма глагола. Очевидно - наречие. Ку-ку - междометие. Несколько дней - словосочетание. Ответ:

Найдите верное утверждение. В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое. Подлежащее может выражаться только существительным или местоимением. Подлежащее может выражаться всеми частями речи. Между подлежащим и сказуемым всегда ставятся тире. Подлежащее и сказуемое является словосочетанием.

Ответ: Подлежащее может выражаться всеми частями речи.

Найдите “четвёртое лишнее”. В клетке соловей перестал петь. Оксана любит рисовать. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября. Мы будем рады видеть всех у себя.

Ответ: В клетке соловей перестал петь. (Составное глагольное сказуемое) Оксана любит рисовать. (Составное глагольное сказуемое) Первоклассники будут выступать на торжественной линейке первого сентября. (Простое глагольное сказуемое) Мы будем рады видеть всех у себя. (Составное глагольное сказуемое)

Составное глагольное сказуемое. Вспомогательное слово + Инфинитив (неопределённая форма глагола) что делать? что сделать? Лексическое значение. начать перестать кончать прекратить продолжать должен рад готов намерен мочь хотеть Грамматическое значение.

Найти предложение, где есть глагольное сказуемое . Второклассники будут изучать английский язык. Он пустился бежать наперегонки. Путь был нелёгким. Она вам расскажет правду.

Ответ: Он пустился бежать наперегонки. (Составное глагольное сказуемое)

Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого. Реки рвут на себе ледяные оковы. Это был её новый костюм. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. Вечером мы будем заливать каток. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь Я намерен был ехать сегодня же. Варя была с заплаканными глазами.

Ответ: Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое.) Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое.) Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое.) Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени.) Облако представлялось то косолапым медведем, то гривистым львом. (Составное именное сказуемое.) Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое.) Брату очень хотелось поехать в летний оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое.) Я намерен был ехать сегодня же.(Составное глагольное сказуемое.) Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое.)

Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире. Жить народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить не поле перейти. Азбука к мудрости ступенька.

Ответ: Жить - народу служить Азбука - к мудрости ступенька. н.ф. гл. н.ф. гл. сущ. И.п сущ. И.п

Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания. Рябина красавица наших лесов. Дважды два четыре. Мороженное вот моё любимое лакомство. Курить здоровью вредить. Ласковое слово точно солнышко в ненастье. Она девушка с характером. Бедность не порок.

Ответ Рябина - красавица наших лесов. Дважды два - четыре. Мороженное - вот моё любимое лакомство. Курить - здоровью вредить. сущ. И.п сущ. И.п числ. числ. сущ. И.п ук. сл. сущ. И.п н.ф. гл. н.ф. гл.

Список литературы Н.В.Егорова “Поурочные разработки по русскому языку 8 класс”. Издательство “Вако”, г. Москва, 2009 г. О.А.Нури “Поурочные разработки по русскому языку 8 класс”. Издательство “Экзамен”, г. Москва, 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала.

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало .


Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения"

На уроке уч-ся ведут "Бортовой журнал", в котором отмечают то, что они уже знают по теме "Главные члены предложения", и новую информацию. Цель урока: Создать условия для формирования лингвистической и.


Цели урока: ОбразовательныеОбобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между.

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами.".

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"

Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача: воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача: развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

3. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

оратор произнёс убедительную речь.

5. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

учитывается состояние окружающей среды города.

оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

требуются специальные знания.

учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Форма сказуемого

Пять солдат отправилось в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправились в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку для 8 класса по теме "Согласование главных членов предложения" (учебник М.М. Разумовской)

Комбинированный урок. При объяснении нового материала использован метод проблемного изложения.

1. Познавательные : воспроизводить правила о постановке тире между подлежащим и сказуемым, уметь применять правило на письме, различать понятия "тире" и "дефис"; интерпретировать схемы для правила по согласованию главных членов предложения, применять правило в стандартных ситуациях.

2. Развивающие : развивать речевую культуру учащихся (при формулировке правила учащимися, рассказе доклада), развивать умение выделять главное (при самостоятельной формулировке правила с опорой на пример), развивать умение действовать по аналогии (задание на конструирование по моделям), умение приводить доказательства (задание на исправление ошибок), умение слушать и оценивать говорящего.

3. Воспитательные : воспитывать уважение к труду лингвистов (на примере деятельности В.И. Даля), гордость за своих талантливых соотечественников.

1. Организационный момент. Озвучивание целей урока : закрепить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым, научиться правильно согласовывать главные члены предложения. Сразу записываем число и тему урока: Правила согласования главных членов предложения.

2. Проверка д\з. Фронтальный опрос . Упражнение 88 ( Списать текст упражнения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Вспомнить, чем знаменит В.И. Даль ). Прочитать те предложения, в которых поставили тире. Почему не поставили тире в предложении "Слово биологично, растительно"? (сказуемое выражено прилагательным)

Прослушивание мини-доклада о В.И. Дале в исполнении подготовленного ученика.

Упражнение 90 ( Тире или дефис? При списывании вставьте вместо точек подходящий термин русского языка. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым ). Читаем предложения со вставленными словами, объясняем постановку тире. ( Фронтальный опрос )

*Последнее предложение упражнения звучит так: "Между подлежащим и сказуемым ставится. если. Один ученик рассказывает случаи постановки тире, случаи, когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится, перед ответом класс предупреждается, что ответ будет кем-то рецензироваться.

3. Синтаксическая разминка. Упражнение 85.( Нужно объяснить наличие\отсутствие тире между главными членами предложения, работаем с предложениями 2, 3, 4, 6, 9, 10 ). Выписываем только грамматическую основу, объясняем наличие \ отсутствие тире.

Выводы. "Прочитайте" схемы, записанные на доске. Правило иллюстрируйте примерами из упражнения 8 или своими собственными ( фронтальный опрос ).

Тире ставится, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.

*Если в составе сказуемого есть слова это, вот, это значит, это есть, то тире ставится перед ними.

2. Оба главных члена выражены числительными.

3. Если подлежащее и сказуемое выражены глаголами в инфинитиве или один из главных членов выражен существтельным в И. п, а другой - глаголом в форме инфинитива.

Тире не ставится, если:

1. Подлежащее выражено личным местоимением.

2. Сказуемое выражено именем прилагательным.

3. Если между подлежащим и сказуемым использованы сравнительные союзы (как, будто, точно, словно).

4. Если перед сказуемым употреблена частица не.

4. Изучение нового материала.

Записываем вместе предложение, выделяем грамматическую основу, окончания сказуемого, определяем его форму. Делаем вывод о согласовании главных членов предложения. На отдельной доске схематично выводим правило.

1. Большинство граждан проголосовало (проголосовали) за нового президента. (Если в составе подлежащего есть слова большинство, меньшинство, множество, часть, то сказуемое может стоять как в форме ед. ч. ср. р. (для большинство, меньшинство, множество) или ж.р.(часть), так и в форме множественного числа.)

НО: На площади находилОсь множество студентов. (Сказуемое перед подлежащим с словами множество, часть, большинство, меньшинство только в ед.ч.)

2. Кто забыл дневник?

При подлежащем-местоимении кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, кое-кто сказуемое становится в форме единственного числа, мужского рода.

3. Немало знаменитых событий предшествовало этому дню.

Если в состав подлежащего входят слова столько, сколько, много, немного, мало, немало, то сказуемое становится в форму единственного числа.

4. Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают на юг.

При однородных подлежащих употребляется, как правило, форма мн. ч. сказуемого.

5. Если в состав подлежащего входит числительное, то возможна форма как и ед. ч, так и мн. ч. сказуемого.

а) Сравните: К началу экзамена явилось десять студентов. (пришли все вместе) – Десять студентов окончили институт с отличием.(заканчивал институт каждый самостоятельно)

Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия.

Но есть несколько случаев, когда сказуемое может употребляться только в форме единственного или только в форме множественного числа.

б) Прошло сто лет.

Сказуемые-глаголы ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т.д.

в) Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда.

При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа .

г) Было подано сразу тридцать одно заявление.

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа.

д) Тысяча книг поступила в школьную библиотеку. Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы столицы.

При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе).

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов; отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать;

развивать способность анализировать предложение; работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.

Согласование сказуемого с подлежащим

СКАЗУЕМОЕ В ЕД.Ч.

собирательное сущ. народ, молодёжь, студенчество, крестьянство);

местоимение: КТО, НИКТО, КТО-ТО.

Несколько лампочек то гасл. то тускло разгорал..сь.

Никто, даже специалисты, не мог.. поставить диагноз.

Прилетел.. несколько голубей..

неодушевлённое сущ. – сказуемое -АКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ:

Большинство учащихся хорошо отвечал.. на уроке.

Восемь самолётов взлетел.. попарно.

Большинство учащихся работал.. летом.(НО: Большинство работало летом)

ПОДЛЕЖАЩЕЕ СО СЛОВАМИ:

Абсолютное большинство +сущ.;

Подавляющее большинство +сущ.;

Огромное большинство +сущ.;

Только, лишь, всего, едва, часть, каждый, всякий, любой,

много, немного, мало, немало, сколько, столько.

Абсолютное большинство учащихся школы принял.. участие в концерте.

Только человек шесть справил..сь с заданием.

Пришл.. лишь пять человек.

Дистанционное расположение главных членов:

Большинство учащихся, успешно закончив школу, поступа..т в вузы.

Ряд специалистов, окончивших вузы, направля..тся в село.

СКАЗУЕМОЕ – КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ:

Несколько человек ранен.. .

Большинство писем доставлен.. .

ОДНОРОДНЫЕ подлежащие или сказуемые. ПРЯМОЙ ПОРЯДОК СЛОВ:

Большинство детей и подростков занима..тся в спортивных секциях школы.

ОБРАТНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (сказуемое перед подлежащим), предложение имеет значение бытия, наличия, существования. ПАССИВНОЕ СКАЗУЕМОЕ:

В начале улицы появил..сь несколько теней.

В комнате был.. два окна.

В санях сидел.. три мужика.

Подлежащее – ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО чего-либо (ВСЕГО, ОКОЛО, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, СВЫШЕ):

Около двадцати человек провожал.. его.

мера, вес, время (лет, месяцев, недель, дней, часов)

сущ: пара, тройка, десяток, дюжина, сотня, масса, уйма, бездна, тысяча, миллион, миллиард и т.п.

До конца уроков оставал..сь 5 минут

Публики сегодня был.. целая сотня.

Тысяча книг уж просмотрен.

СИС - именная часть которого –ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МН.Ч.:

Большая часть домов этом районе камен… .

Большинство девушек были приезж… .

Прошл.. 100 лет.

В соревнованиях участвовал.. 21 представитель школ района.

Числительное 2,3,4 входит в состав подлежащего:

Три заявления лежал.. на столе.

оба лица равноправны в действиях-Мн. Ч.,

если одно лицо – основное, другое сопутствующее-ЕД.Ч.

Брат с сестрой приехали (=приехал) в деревню.

Жена с мужем приглашены (=приглашена)в гости.

ЕД.Ч.-показывает действие как одно целое.

МН.Ч. –показывает раздельные действия.

Пять солдат отправилось в разведку (одной группой)

Пять солдат отправились в разведку.(каждый со своим заданием)

Сказуемое согласуется с именем СОБСТВЕННЫМ.

Редактор Павлова исправила рукопись.

Врач Иванова сегодня не принимала.

Согласование подлежащего со сказуемым.

обучение новым правилам согласования сказуемого с подлежащим: закрепление основных лингвистических понятий: собирательное существительное, дистанционное расположение главных членов, прямой и обратный порядок слов; отрабатывать умение находить предложения с грамматической ошибкой и редактировать;

развивать способность анализировать предложение; работать над умением устно формулировать новое правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его.

формировать умение работать и мыслить самостоятельно; вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке; воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Ожидаемые результаты:

учащиеся анализируют предложенные предложения, согласуют подлежащее со сказуемым, согласно изученным правилам, исправляют грамматические ошибки в согласовании главных членов, аргументируют свою точку зрения

урок комплексного применения знаний.

Оформление урока:

презентация, опорные таблицы, раздаточный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

Актуализация опорных знаний по орфографии.

Решите орфографическую задачу.

Свежемороже(Н,нн)ые фрукты; (не)кто иной, как Онегин; (в)последстви(е-И); на стенах картины, писа(н,НН)ые масл(е-Я)(Н-нн)ыми красками; (в)течении(и-Е) недели; (ни)кто иной, кроме меня; мелкодроблё(Н-нн)ый рис; удосто(Е-и)н награды; досто(е-И)н уважения.

*Удостоен награды (краткое причастие – от удостоенный, удостоить) - достоин уважения (краткое прилагательное - от достойный)

Записывают данные слова, обосновывают выбор написания

Проверка д/з

Проверка домашних упражнений - №163, 164 (по вариантам – нечетные\четные предложения)

Осуществляют проверку в парах:

Целеполагание.

Проблемный вопрос: Какое окончание подходит для глагола – сказуемого?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока. Правила согласования подлежащего и сказуемого, 8 класс

Муниципальное образовательное учреждение

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации

А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда

урока русского языка в 8 классе

Правила согласования подлежащего и сказуемого

учитель русского языка и литературы

Немчинова Татьяна Владимировна

Тема: Правила согласования подлежащего и сказуемого

Образовательная задача: формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Воспитательная задача : воспитание языковой и речевой культуры учащихся.

Развивающая задача : развитие мыслительных способностей и общего кругозора учащихся.

Эпиграф. Священное уменье говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу.

У доски : 1 уч-к разбирает эпиграф, 2-й проставляет ударения. Остальные в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) проставляют ударения. Самопроверка по слайду.

Обратимся ко 2 –му заданию. Вам необходимо найти предложение с грамматической ошибкой. Проверка.

Довольно часто возникают ошибки в управлении. Чем характеризуется подчинительная связь УПРАВЛЕНИЕ? Устно выполним задание 3.

1. Орфоэпическая разминка.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

оратор произнёс убедительную речь .

1. Орфоэпическая разминка.

Еретик закупорить сливовый жалюзи запломбировать

ивовый иконопись иначе столяр

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.

Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз, …

учитывается состояние окружающей среды города.

оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями .

требуются специальные знания.

учеными обработан большой статистический материал.

7. Объяснение нового материала. Учащиеся заполняют таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), опираясь на материал параграфа учебника. Затем выполняют задания на закрепление, размещенные под каждой таблицей.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Чем выражено подлежащее

1. Местоимение КТО, КТО-ТО,

КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО

Глагол –сказуемое ставится в форме м.р., ед.ч.

Кто это делал ? Кое-кто хотел забыть случившееся.

2. В состав подлежащего входят слова НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО

Сказуемое только в ед.ч.

Много людей хотело бы побывать на родине поэта.

Произошло немало событий, которые перевернули его жизнь.

3. В состав подлежащего входят собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ

Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.

Большинство студентов сдало (сдали) экзамены.

НО – если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма только ед. ч:

Пришло множество гостей.

Большинство делегатов уже (прибыло, прибыли) на международный конгресс.

Кто-то из фигуристов, выступавших на последней Олимпиаде, (пытались, пытался) опротестовать решение судей.

Уж много лет (прошли, прошло) со времени нашей встречи.

Чем выражено подлежащее

Пять солдат отправил о сь в разведку. (по одиночке)

Пять солдат отправил и сь в разведку. (Вместе)

Числ., оканчивающееся на один+сущ

В институт поступил пятьдесят один абитуриент.

Пятьдесят один участник обсудили проблему во время диспута. (вместе)

Числ.миллион, миллиард, тысяча

Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории.

(Сказ. согл. в роде и числе.)

Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Сущ в и.п.+ сущ. в ТВ.п. с предлогом С

Брат с сестрой возвратились порознь.

(действие приписывается двум равноправным субъектам)

Вася с мамой пошел в школу. (подлежащим является только сущ в ИП, а ТВ.п выполняет роль дополнения)

Жара и засуха стояли более трёх недель.

Прямой порядок слов – мн.ч.)

Хорошо работала связь и комендантские службы. (обратный порядок – ед.ч.)

Это было крупное состязание, в котором (участвовал, участвовали) двадцать один спортсмен.

Его спокойствие и простота обращения (удивило, удивили) Онегина.

Мне (нравится, нравятся) его спокойствие и ровная речь.

Коля с Петей (поступил, поступили) в одну и ту же школу.

8. Тренировочные упражнения.

1.Укажите неправильный вариант.

А) Некоторая часть учителей нуждаются в серьёзном повышении квалификации.

Б) Большинство картин художников-передвижников были восприняты как гимн человеку.

В) Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормативы.

Г) Ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы.

2. Укажите правильный вариант.

А) Большинство работ В.Е.Евгеньева-Максимова посвящены исследованию творчества Н.А.Некрасова.

Б) Глубокие знания на экзамене показали подавляющее большинство слушателей.

В) Ряд специалистов направлены на заводы Урала.

Г) На стенах висели несколько картин.

3. Укажите неправильный вариант.

А) Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяло.

Б) Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры не было использовано.

В) За короткий срок построен и сдан в эксплуатацию пятьдесят один промышленный объект.

Г) Немало военных преступников нашли себе приют в разных странах мира.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

12. Домашнее задание.

1. Орфоэпическая разминка.

Бытие арахис газопровод дефис донельзя искра дремота христианин щавель.

2. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Вы оплатили проезд в автобусе?

Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.

Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.

4) Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.

3. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже с предлогом или без него.

Беспокоиться (ребенок), тормозить (развитие), пойти (факультет), доступ (Интернет), оплатить (проезд), потребность (знания), скучать (вы), осудить (казнь), удивляться (результаты), контроль (выполнение), контролировать (ход лечения), участвовать (выборы), заплатить (квартира), уверенность (завтрашний день), рецензия (сочинение).

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза­цию.

в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

Читайте также: