Конспект русская литературная сказка

Обновлено: 05.07.2024

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнем урок друзья.

– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

2. Объявление темы (3 мин.)

– Сегодня у нас необычное занятие. К нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, прослушав отрывок из известной вам песенки.

(Звучит песня «В мире много сказок…)

– Догадались, что это за гостья? Это и есть тема нашего урока: Русские народные сказки.
Подумаем и вспомним:
– Как зарождались сказки?
– Как появились книжки народных сказок?
– Прочитайте высказывание А.С. Пушкина: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!”
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие сказки вы читали?
– Не трудно догадаться по выставке ваших рисунков, что вы много читаете и у каждого из вас есть своя любимая сказка.
– Молодцы!
А вот насколько хорошо вы знаете сказки и их содержание, мы сейчас проверим.

3. Разминка. Определение видов сказок (10 мин.)

– В этом волшебном шкафчике находятся вещи, которые принадлежат героям сказок. Попробуйте угадать сказку и назвать героя, которому принадлежит данный предмет.
(6 предметов – по 2 каждой колонке). Дети по очереди достают предмет и называют сказку, определяют, кому принадлежит эта вещь. Название сказки появляется на слайде презентации.

5. Анализ содержания (8 мин.)

– На какие 2 группы можно разделить эти сказки по авторской принадлежности? (авторские и народные)
– В чем отличие авторских сказок от народных?

– Ещё сказки бывают разными по содержанию. По содержанию они разделяются на волшебные, бытовые, сказки о животных. Какую сказку вы читали к уроку? (“Лисичка-сестричка и Волк”)
– В какую группу её отнести? (Русская народная сказка, о животных) Понравилась вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова же лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила? Найдите в тексте.
– Докажите, что она умная, жестокая, предприимчивая.
– А каков же Волк? (глупый, доверчивый, простофиля).
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?
– На следующем слайде вы увидите иллюстрации к русским народным сказкам. Вашему вниманию я продемонстрирую работы одного из лучших иллюстраторов русских народных сказок И.В. Билибина. Поработаем вместе и определим, что же это за сказки.? (Царевна-лягушка, сестрица Аленушка)

– интонация Удивления
– Грусти
– Перечисления
– Радости

6. Подготовка к инсценированию (3 мин.)

– Сегодня мы будем инсценировать отрывок, где Лиса ест рыбку и не даёт её голодному Волку. Найдите его на странице 68.
– Давайте поиграем. Попробуем изобразить своего героя с помощью мимики, жестов, движений. Все остальные дети будут не просто зрителями, а и режиссёрами.
– Какие советы вы, как режиссёры, дадите нашим артистам перед началом показа инсценировки? (Осанка у Лисы прямая, разговаривает с Волком не глядя на него, нехотя, с пренебрежением).

– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
– Чему учит сказка?

(– Сказки учат доброте, честности, находчивости, любви к труду и многому другому, очень важному для нас.
– Учит бескорыстной любви, преданности и самоотверженности.
– В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.
– Сказка помогает побеждать зло и жестокость.)

  • Дружба заботой, да подмогой крепка.
  • Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Приведите свои примеры.

8. Дыхательная гимнастика

1. Работаем как пульверизатор.
2. Втягиваем приятный запах.
3. Задуем свечку на 1 большой выдох и 2 маленьких.
4. Сдуем с ладошек листочки.

9. Показ слайдов с изображением русских сказок

10. Знакомство с художниками-иллюстраторами

11. Подведение итогов

– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.

Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.

12. Закрепление, самостоятельная работа. Работа в парах. Разгадывание кроссворда (5 мин.)

– В скором времени мы познакомимся с новым жанром литературы, а каким, вы узнаете из кроссворда.

  1. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху?
  2. “Федорино горе”, “Айболит” – кто автор?
  3. Братец Алёнушки.
  4. Рыжая героиня многих народных сказок.

– С чем же мы будем скоро знакомиться? (С баснями)

13. Итог урока

– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица)
– Что особенно понравилось?
– А теперь послушаем наших гостей.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Русская литературная сказка"

· Поговорим о русской литературной сказке.

· Узнаем кое-что о писателе Антонии Погорельском.

Стоп! Но последние сказки – вовсе не народные! На обложках даже указаны их авторы.

А всё потому, что это – так называемые авторские, или литературные, сказки. Такие же, как сказки Пушкина, о которых мы совсем недавно говорили.

Русская литературная сказка – это совершенно особый жанр литературы.

Такие сказки могут писаться в стихах или прозе.

Мы уже выяснили на примере пушкинской сказки, что обычно литературная сказка опирается на традиции народной.

Иными словами, у литературной сказки есть корни, и корни эти уходят в устное народное творчество. Создатели литературной сказки опираются на фольклор – это основа, база, для сказки авторской.

Выходит, если мы соединим русскую народную традицию и талант и самобытность автора, у нас как раз получится русская литературная сказка.

Во многом, конечно, она будет похожа на народную. Например, литературные сказки можно разделить на бытовые, волшебные и сказки о животных.

И в литературных сказках точно так же происходят необычные события и превращения, могут разговаривать животные и предметы.

Однако литературная сказка похожа на любого ребёнка. Конечно, она многое взяла от своей матери – народной сказки. Но она росла, развивалась и приобретала собственные качества.

В конце концов получилась вполне самостоятельная литературная личность, которая, правда, не теряет связи и со своей народной матерью.

Но чем же отличаются народная и литературная сказки?

Представим, что нам хочется добавить в сказку каких-то своих деталей.

В народной сказке это можно было сделать, ведь каждый из рассказчиков добавлял что-то своё. Поэтому народные сказки существуют в нескольких вариантах. Но в литературной сказке такое невозможно, ведь её написал конкретный автор.

А что отражается в сказке?

Если сказка народная – в ней, конечно, отразятся ценности народа и народное представление о справедливости.

Но автор будет вкладывать в своё произведение свои мысли, свои ценности и свою философию, так что литературная сказка отражает позицию автора.

Как влияет на сказку эпоха?

Если говорить о народных сказках, то там действия всегда происходят в какие-то очень давние времена. И такие сказки всегда интересны и ценны. К тому же, со временем в них могли добавляться какие-то поздние изменения.

Но литературная сказка очень часто – отражение той эпохи, когда она написана.

Итак, что мы пока что узнали?

Литературная сказка – это сказка, которую сочинил определённый автор.

Литературная сказка берёт свои истоки в народной сказке.

Однако литературную сказку нельзя изменить. Она отражает свою эпоху и взгляды своего автора. И этим отличается от народной сказки.

Интересно, а когда появились авторские сказки?

Но расцвет литературной сказки – это приблизительно 1830-е гг.

Вот, наверное, как счастливы были дети! А вот и нет. В большинстве своём в те времена литературные сказки предназначались не для детей. Считалось, что это вполне взрослая литература.


Антоний Погорельский – это псевдоним. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский. Родился он в 1787 г. и был внебрачным сыном известного русского государственного деятеля.

Алексей Перовский получил блестящее образование. У него была степень доктора философских и словесных наук.

Часто Алексея Перовского изображают на портретах с государственными наградами. Это потому, что он отправился добровольцем на войну с Наполеоном и прошёл её до самого конца.

Он занимал важные должности и удостоен нескольких наград.

Но нам, конечно, интереснее то, что у Перовского был племянник. И его воспитанию Перовский уделял много внимания.

Звали племянника Алексей Константинович Толстой, и потом он тоже стал писателем. Нам ещё предстоит знакомство с его творчеством.


Давайте посмотрим, чем она отличается от народных сказок.

Для начала, мы не можем в ней поменять ни словечка. Конечно, мы принимаем текст таким, каким его написал автор.

И в сказке всё подтверждает, что дело происходит именно там и именно тогда.

Подробно описывается пансион, его двор, традиции и обитатели, упоминаются костюмы, причёски, блюда той эпохи.

Вспомним, как подробно автор описывает, во что одевали Алёшу, главного героя повести. Или припомним вот такой отрывок:

Здесь и старинное название спален, и старушки-голландки, и упоминание Петра Первого – в одном предложении.

Не менее подробны описания героев. Даже второстепенных или эпизодических персонажей автор описывает полно и художественно. Мы узнаём об их привычках, одежде или даже манере речи!

Вспомним, с каким акцентом разговаривает чухонка-кухарка!

— Вотта я паду кассаину и пошалюсь. Шорна курис нада режить. Он леннива. он яишка не делать, он сыплатка не сижить.

А ведь передача таких деталей – это как раз признаки художественной литературы!

Но почему так подробно передаются детали? Да потому что в сказке совмещается действительность и волшебный мир!

Ведь основные действия с Алёшей происходят в реальном мире. И только ночью он вслед за Чернушкой окунается в чудеса подземного мира.

И мы верим событиям в реальном мире, ещё и потому, что персонажи – психологически сложные и достоверные. Они не принцессы и не богатыри. Здесь есть учитель, который хочет гордиться своим учеником, но заискивает перед начальством и может быть и строг, и несправедлив.

Да и Алёша – самый обычный мальчик, в котором есть и доброта, и совесть, и лень, и зазнайство.

И именно внутренней перемене, которая происходит в персонаже, уделяется самое большое внимание в сказке.

После своего невольного предательства Чернушки персонаж многое осознаёт, меняется нравственно и начинает вести себя с людьми иначе.

Причём, внутренние метания и страдания персонажа занимают в повести не одну строчку, чего в народных сказках никогда не бывает.

Мы видим, что Алёша – не богатырь и не герой, а самый обычный человек со слабостями, которые он пытается преодолеть и преодолевает.

Наконец, однозначной победы над злом, торжества справедливости в сказке нет. Подземные жители вынуждены покинуть своё королевство, потому что Алёша проговорился об их тайне. Чернушка остаётся в оковах. Но Алёша осознаёт свою ошибку и будет стараться хоть немного облегчить участь министра. Он вновь обретает друзей, и это как раз – самое главное, что есть в сказке.

В отличие от народной сказки, в повести много описаний и примет эпохи. В ней совмещается реальный и волшебный мир. А герои получают подробные характеристики. Кроме того, большое внимание уделяется внутренним переменам в главном герое – это самое важное, что есть в повести.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока будет удобен для 5 класса на уроке литературы, здесь есть цель и задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, беседа, изучение нового материала, физкультминутка, закрепление, вопросы, итог урока, домашнее задание.

Цель – выявить различия авторской сказки от народной.

Задачи:

Обучающие

-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

- выявить различия авторской сказки от народной

Развивающие

- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности

Воспитательные - создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Ход урока.

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Беседа с учащимися.

Здравствуйте, ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.

(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).

2. Основная часть урока.

Итак, ребята, вспомним, что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)

Хорошо, вы перечислили сказки народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки. Как ещё по-другому называют литературную сказку ? Почему?

(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).

Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?

(Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме . Литературная сказка же существует в письменной форме)

Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?

(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )

(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )

Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.

Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?

(Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами).

Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?

( В некотором царстве, в некотором государстве…)

Можем ли мы точно определить место и время действия?

(Точное место и время определить невозможно ).

А место и время действия в литературной сказке? Приведите пример .

Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?

(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).

Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:

Народная сказка

Нет автора. Автор - народ

Литературная сказка

Народная сказка

Литературная сказка

Народная сказка

Литературная сказка

Народная сказка

Литературная сказка

Народная сказка

Небольшая по объему

Литературная сказка

Народная сказка

Неопределенное пространство и время

Литературная сказка

Пространство и время определено

Народная сказка

События более волшебные

Литературная сказка

События приближены к реальности

Физкультминутка

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз -

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять -

Можно глазки открывать!

3.Закрепление

Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах XV—XVII веков. Особенно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры появляется в России со второй половины XVIII века.

Сказка проникла во все жанры литературы — поэму и повесть, рассказ и роман. Все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Лермонтов и Гоголь, Одоевский и Толстой.

Русская сказка, народная или возникшая на её основе писательская, литературная, никогда не была заурядной, беспочвенной фантазией; в сказках реальный мир всегда покоряется воле сказочника, сказка всегда зовет к преобразованию мира на началах человечности и красоты.

1. Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?

2. Какие литературные сказки вы читали и кто их авторы?

4.Итог урока

-Какая была тема урока?

-Что изучали?

-Какие задания выполняли?

Вид викторины : литературная, детская, межгрупповая.

литературный жанр (сказка); особенности жанра (смысл, языковые средства);

основная идея, главные герои (имена, характер и поступки героев, значение в данном произведении, взаимодействие друг с другом, сюжет (основные события, их взаимосвязь).

Вид (разновидности) деятельности детей: литературно-игровая (игра с правилами, литературно-познавательная, познавательно-коммуникативная.

Задания для совместной деятельности детей:

Задание (действие и его содержание)

1. Представьте свою команду и поприветствуйте соперников.

2. Опираясь на карточки-помощники, обсудите правила проведения викторины.

3. Отгадайте загадки и назовите сказки.

4. Покажите домашнее задание – загадку-драматизацию по сказке. Посмотрите загадку и отгадайте название сказки и назовите героев показанного эпизода.

5. Рассмотрите карточки с героями сказки, определите ее название и уберите лишнего героя.

6. Угадайте по отрывку название сказки.

7. Составьте из частей картинку по сказке и скажите, какая это сказка.

8. Рассмотрите картинки и назовите какая сказка соответствует различным высказываниям

9. Выберите какой герой из сказки : добрый, злой, хитрый, непослушный

10. Попрощайтесь с противником и выразите благодарность членам своей команды за партнерство.

11. Обсудите, как вы работали вместе и как выполняли задания.

Способ оценивания результатов викторины : за каждое правильно выполненное задание ведущий помещает одну или несколько фишек-картинок (в зависимости от задания) с изображением героя русских народных сказок на соответствующей части табло. После выполнения всех заданий подсчитывается общее количество картинок, полученных каждой командой. Победителем становится команда, набравшая большее количество картинок.

Способ награждения детей: команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество картинок, полученных каждой командой; за первое место вручаются большие шоколадные медали, за второе место маленькие.

1. Формировать у детей умение использовать представления о русских народных сказках при выполнении поисковых заданий, стимулировать интерес к ним (ПР).

2. Формировать у детей умение вести диалог с партнерами, договариваться, рассуждать (РР).

3. Развивать интерес детей к командной работе, умение осуществлять работу в команде, действуя в соответствии с инструкцией (СКР);

4. Актуализировать представления детей о русских народных сказках в ходе выполнения заданий (ПР)

Материалы и оборудование

– объявление о викторине (Приложение 1);

–материал для подведения итогов (табло, поделенное на 2 части, с названиями команд; картинки с изображением героев сказок);

– большие и маленькие шоколадные медали по количеству участников.

Материалы для деятельности детей:

– пиктограммы правил проведения викторины (Приложение 3).

Оборудование (техническое обеспечение) :

– фишки-картинки с изображением героев русских народных сказок (Приложение 4);

– табло для прикрепления фишек-картинок.

– демонстрационная доска для каждой команды.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Деятельность педагога:Размещает в группе объявление о проведении литературной викторины по русским народным сказкам, объясняет ее особенности, поощряет желание детей участвовать, обсуждает, каким требованиям должны отвечать игроки команд, помогает осуществить комплектование команд, определить численность, состав. Обсуждает с детьми правила проведения викторины

Дети рассматривают объявление, делятся впечатлениями, принимают решение об участии в викторине. Вспоминают, что такое викторина, какие задания могу быть в викторине к сказкам.

Определяет вид, тему викторины, формулирует задачи, продумывает содержание заданий, их количество, способ предъявления. Разрабатывает механизм оценки результатов выполнения заданий, определения победителей. Осуществляет изготовление дидактического материала, подготавливает материал для деятельности детей.

Дети делятся на команды, вытаскивая из мешочка бумажки разных цветов (зеленый, красный, выбирают капитана и придумывают название и девиз.

Организует приветствие команд.

Напоминает детям правила работы в команде. Знакомит детей с механизмом оценки, проводит жеребьёвку первого хода.

Последовательно представляет детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения.

Осуществляет оценку результатов задания (прикрепляет картинки на табло для каждой команды).

По окончании работы с каждым заданием предлагает детям убрать материалы на середину стола. По ходу викторины следит за соблюдением правил викторины, представленных на пиктограммах. Регулирует взаимодействия участников викторины и ведущего.

Осуществляет по ходу викторины оценку правильности выполнения каждого задания и приклеивает наклейки на

Приветствуют противника и презентуют свою команду.

Проводят жеребьевку первого хода.

Последовательно выслушивают задания, сообща обсуждают ответы и выполняют задания. Представляют решение в заданной форме.

После выполнения задания убирают отработанный материал на середину стола. Взаимодействуют, соблюдая правила викторины, представленные на пиктограммах. Проводят взаимопроверку заданий викторины.

Организует подсчет картинок и определяет победителей.

Подводит итоги, подчеркивает позитивные моменты, озвучивает итоговые результаты выполнения заданий, называет победителя.

Вручает шоколадные медали, сообщает о завершении викторины.

Вместе с ведущим считают картинки.

Получают шоколадные медали, благодарят друг друга за партнерство, делятся впечатлениями о викторине, прощаются.

Поздравляют свою команду.

Методы и приемы

1. Рассматривание объявления о проведении викторины и обсуждение подготовки к участию в викторине :

– Что такое викторина?

– В чем особенности викторины по сказкам?

– Кого мы выберем капитаном?

– Что такое девиз и название команды?

– Как команды будут приветствовать друг друга?

– Какие правила должны соблюдать участники викторины?

– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?

2. Объяснение правил поведения игроков в ходе викторины :

– слушать внимательно задания и вопросы ведущего;

– каждая команда отвечает на вопросы, адресованные именно их команде;

– ответ надо готовить вместе;

– если готовы отвечать, сказать.

– отвечают те, кому поручила команда (или капитан)

– внимательно выслушать задание;

– обсудить разные варианты его выполнения с членами команды;

– выбрать, кто будет отвечать, и составить текст ответа;

– предоставить решение своей команды.

– Правильно ли выполнено задание?

– Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?

– Есть ли дополнения у команды-противника? другие варианты ответа?

6. Заключительное слово и награждение участников викторины.

Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются напротив друг друга, ведущий озвучивает количество картинок, полученных каждой командой; за первое место вручаются большие шоколадные медали, за второе место маленькие медали.

1. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМАНД

Инструкция: Капитаны должны по очереди вытягивать загадку, а команды ее отгадывать. За каждую отгаданную загадку команда получает наклейку.

1. Ах, лиса, лиса – плутовка,

Обманула волка ловко.

Он без рыбки, весь побит,

А лиса на нём сидит.

2. Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

3. От мачехи и от сестер

Одни упреки и укор.

Ох, не сносить головушку,

4. Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно…

Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат!

Хвост не вытащу назад

5. В лесу обитает,

Да в курятник забирается,

Хитрым зверем называется.

6. Он носом в землю постучит

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Инструкция: Покажите противнику домашнее задание – загадку-драматизацию по сказке. Посмотрите загадку, отгадайте название сказки и назовите героев показанного эпизода. За каждую отгаданную загадку-драматизацию команда получает картинку.

Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

— Ловись, рыбка, и мала, и велика!

Ловись, рыбка, и мала, и велика!

Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:

— Ясни, ясни на небе звезды,

Мерзни, мерзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю.

А сама, плутовка, поминутно твердит:

— Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Текст: Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком.

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. ….

Загадка-задание команды 2.

Текст: Идет козёл — умная голова, идет, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик,— отвечает лиса,— там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то?— спрашивает козёл.

— Отличная,— отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Текст: Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:

Инструкция; Рассмотрите карточки, которые находятся в конверте, угадайте сказку, уберите лишнего героя и объясните, почему он лишний (назовите сказку). Перечислите имена всех героев, которые изображены на картинках. За каждый правильно отгаданный комплект команда получает по одной картинке

Комплект картинок 1

Сестрица Аленушка Братец Иванушка

Комплект картинок 2

Комплект картинок 2

Комплект картинок 2

Лисичка-сестричка Серый волк

Инструкция: Внимательно слушайте отрывки из сказок и по очереди называйте название сказки. За каждый правильный ответ команда получает картинку героя сказки.

Инструкция: Внимательно соберите из частей картинку по сказкам и расскажите этот эпизод, а также скажите, о чем сказка и кто в ней главные герои. За правильный ответ команда получает одну картинку.

Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнё хонько закричал:

– Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Инструкция: Рассмотрите иллюстрации сказок, вспомните их названия, вспомните, чему учат эти сказки. Я буду говорить мудрость сказки, а вы должны сказать название сказки, героя, которому подходит это выражение и объяснить, почему. За каждое правильно угаданное название сказки команда получит картинку с изображением героя сказки.

3. Учит не бросать в беде, защищать близких, слушаться старших.

Инструкция: Рассмотрите изображения сказочных героев, вспомните, как их зовут и названия сказок. Я буду перечислять качества сказочного героя (например, добрый и преданный, а вы должны отгадать кто это, выбрать картинку с его изображением, показать ее и сказать его имя, название сказки и объясните, почему вы его выбрали (какие поступки он совершил). За выполнение заданий команда получает по 1 картинке за каждого угаданного героя.

2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

материала Характеристика материала Размещение Особенности использования

викторине Предоставляет основную информацию о литературной викторине (название, дата проведения, место проведения, участники. Вывешивается в группе, где его могут увидеть участники и зрители. Изготавливает воспитатель, и является для детей стимульным материалом.

Материалы для прохождения викторины Пронумерованные карты-задания и дидактические материалы оформляются в виде карточек, пособий, игр. Размещаются в зоне ведущего (конверты, контейнеры). Ведущий достает материалы и предоставляет их детям во время викторины.

материалов для деятельности детей Комплекты материалов для деятельности участников команд в соответствии с разработанными заданиями. Размещены в игровой рабочей зоне. По мере использования предоставляются детям и убираются на середину стола чтобы не отвлекать детей. Заранее подготавливается воспитателем, используются участниками в ходе викторины. Участники команд не должны пересекаться в процессе работы.

Поощрительные подарки участникам викторины Шоколадные медали (большие и маленькие) Находятся на рабочей поверхности стола ведущего. Являются стимульным материалом. Демонстрируются детям в начале викторины, вручаются по ее итогам.

Оборудование зоны ведущего (и подведения итогов) Трибуна, стол на котором находятся материалы для подведения итогов. Материалы для прохождения викторины. В помещении выделяется место для ведущего и подведения итогов В данной зоне не могут находиться команды. Ведущий возвращается в данную зону после каждого задания.

Оборудование зоны совместной работы Табло, разделенное на две части для подведения итогов. Перед рабочей зоной, чтобы был обзор участниками обеих команд. Дети выполняют задания одновременно.

Оборудование игровой (рабочей) зоны команд Столы, стулья для размещения участников (по кругу, таблички с названиями команды, демонстрационная доска для размещения заданий и представлений решений. Оборудование чётко разделяет рабочие зоны команд; места для работы и для презентации результатов; для размещения использованного материала. Каждая команда работает в своей выделенной рабочей зоне, и используют свой комплект оборудования. По мере использования материалов убирает его на середину стола.

Объявление о викторине

Картинки с изображение персонажей из сказок

Пиктограммы правил поведения во время викторины

1 – слушать внимательно задания и вопросы ведущего;

2 – ответ надо готовить вместе;

3 – если готовы отвечать, сказать;

4 – каждая команда отвечает на вопросы, адресованные именно их команде;

5 – отвечают те, кому поручила команда (или капитан).

Фишки-картинки героев русских народных сказок (для подсчета баллов)

3. ВАРИАНТ ЗОНИРОВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВИКТОРИНЫ.

4. РЕЧЕВАЯ КОПИЛКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ

Названия команд и девиз.

Девиз: Хоть свет наш слаб, и мы малы

Но мы нужны и тем сильны.

Девиз: Вместе мы команда!

Текст речи ведущего

В начале проведения викторины :

Внимание! Мы начинаем викторину!

Предлагаю командам поприветствовать друг друга. Представляю капитанов команд.

Позвольте напомнить правила поведения участников викторины…

В нашей игре вам предстоит выполнить задания…

Всем желаю удачной игры и хорошего настроения! Всем удачи!

Речевые конструкции ведущего во время проведения викторины

Мы услышали ответ команды … Вы согласны с этим ответом?

Игроки команды могут помочь своему капитану.

Молодцы, ребята, вы с успехом справляетесь с заданиями.

В процессе игры можно напомнить правила, особенно если наблюдается нарушение их игроками.

Речевые конструкции поощрения

Вы легко справились с вопросом.

Обе команды успешно выполнили задание.

Ответ достойный (правильный, верный, полный).

Молодцы! Ваш ответ порадовал.

Вы сделали еще один шаг к победе.

Благодарю игроков за хорошую игру!

Вы старательно шли к победе, хоть это было непросто. Ваши знания, любознательность и старательность привели вас к новым достижениям, новым победам.

Настала пора подвести итоги нашей игры.

Хочу напомнить вам правило: выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай.

Благодарю игроков за доставленное удовольствие!

Читайте также: