Конспект урока 5 класс простое осложненное предложение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата : 28.01.19

Учитель : Барановская Татьяна Александровна

Учебный предмет : Русский язык , линия УМК Шмелев А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О.

Тема урока : Простое осложненное предложение.

Тип урока : Обобщение полученных знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные : знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами.

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Цель урока : Систематизировать знания о простом осложнённом предложении.

1. Совершенствовать умения определять способ осложнения предложения;

2. Формировать умение находить обращения и вводные слова в предложении;

3. Закрепить навык нахождения однородных членов предложения и умение правильно графически выделять их.

1.Орг. момент.

- Сегодня наш урок начнется необычно. Когда я шла в школу, то встретила артистов, только они мне не представились. Ребята, помогите отгадать имена.

- Чаще всего, я стою в начале предложения, ко мне все стараются обратиться, а вот членом предложения меня не считают, как и моего друга.

… , Вв. сл.,… - Это еще что, меня вообще порой не находят в предложениях, только с интонацией особой произносят свое отношение к предложенной мысли.

- А мы друзья - не разлей вода всегда ходим парой и связаны мы интонацией перечисления.

- Или союзами.

- Ребята, вы знаете, как зовут наших артистов? ( Обращение, вводное слово, однородные члены предложения).

- Молодцы! А вот для того, чтобы вы определили тему нашего урока, посмотрите сказку.

-ПРОСМОТР ВИДЕО 39 СЕК.

- Итак, какова тема нашего урока? ( Простое осложненное предложение).

- Как вы думаете, какова цель нашего урока ? ( Систематизировать знания о простом осложнённом предложении)

На доске постепенно открывать карточки с целью урока.

- Все верно. А для того, чтобы достигнуть этой цели, нам предстоит поставить перед собой задачи.

На доске постепенно открывать карточки с задачами урока.

1. Закрепить навык нахождения однородных членов предложения;

2 Умение находить обращения и вводные слова в предложении;

3. Умение правильно графически выделять их.

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые ? (нет) А какие они бывают? ( повествовательные, побудительные, вопросительные)

Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? ( да)

Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

3. Орфографическая минута. ПОКАЗ СЛАЙДОВ

- У меня для вас есть конверт с заданиями, в котором лежат загадки. В них спрятались приметы зимы.

На слайде отгадки, представленные в виде картинок, вам нужно записать эти слова орфографически верно. Слова пишите в столбик.

Один ученик у доски записывает слова, а класс отгадывает загадки.

1. Бел да не сахар, ног нет, а идёт. ( Сне г - снега)

2. Белые мухи всё поле одели. ( Сн е жинки- снег)

3. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? ( Моро з - мороза)

4. По ночам злится, воет, но не волчица. ( Вьюга - запомнить)

5. Прозрачный, как стекло, а не вставить в окно. (Лё д - льда )

Растёт она вниз головой, не летом растёт, а зимой.

6. На солнце её припечёт, заплачет она и умрёт. (Сосулька - запомнить)

7. Заметает улицы, укутывает ель. Закружит, завьюжится. Снежная . (Метель- запомнить ).

8. И не снег, и не лёд, А серебром деревья уберёт. (Иней- запомнить )

- Ребята, давайте посмотрим с вами, справились ли мы с заданием ?( Ответы на слайде . Ученики сверяют отгадки и проверяют правильность написание данных слов.)

- Придумайте простое предложение с одним из слов так, чтобы оно было:

1 ряд . осложнено обращением;

2. ряд: осложнено вводным словом;

3 ряд : однородными членами предложениями.

Молодцы, хорошо поработали, а теперь немного отдохнем и станцуем танец снеговика.

4. Физ. минутка. Танец снеговика - 1 минута.

5. Этап проверки понимания учащимися нового материала. – 7 мин.

- Ребята, я бы хотела вас сегодня познакомить с одним современным русским художником - Евгений Лушпин.

- Зима - самое сказочное время года. Все вокруг покрывается белым мерцающим одеялом, и остается только чистота и тайна. В такую красоту невозможно не влюбиться. Я вам предлагаю насладиться творчеством талантливого художника, в чьих работах отразилось все очарование этого времени года. Евгений Лушпин - один из самых популярных и талантливых художников современности. Его работы восхищают и привлекают своей красотой. Порой его картины настолько реалистичны, что их невозможно отличить от фотоснимков.

6. Работа с картиной.

Не забывайте про вашего самого главного помощника – учебник . Опираясь на схемы учебника стр. 47,48, 51 , вы сможете верно выполнить задания . СТР. ВЫПИСАТЬ НА ДОСКЕ

- Время на выполнение этого задания 3 мин. Задания все выполняются в карточке. Желаю удачи.

1 группа – сильные ученики.

№ 1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1) - Кай , (обращение) что ты делаешь! - закричала Герда,

2) Он, кажется , (вв. сл.) сорвал еще одну розу и убежал от милой маленькой Герды в свое окно.

3) Она поцеловала спящую бабушку , надела ( однородн.) красные башмачки и побежала за город.
№ 1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1) - Погляди в стекло , Герда ! — сказал он. (обр.)

2)- Может быть , река несет меня к Каю? (вв. сл.)
3)- Старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду. (однородн.)

№ 1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1) - Погляди в стекло, Герда . (обр)
2) Посадила она мальчика в сани , завернула в свою медвежью шубу.(однордн.)

3) Кай , верно , еще не проходил тут. (обр.)

№ 1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1)— Герда, милая моя Герда. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг
2) Волосы вились кудрями и окружали милое личико девочки. (однордн.)

3) Верно, она скучает обо мне и горюет. ( вв. сл.)

№ 1. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их.

1) - Кай , что ты делаешь! - закричала Герда.(обр.)

2 ) Они окружали приветливое, круглое личико девочки. (однородн.)

3) Цветы , наверное , сошли с картинки. (вв. сл.)

2 группа- средний уровень .

№ 1. Выделите грамматическую основу предложений

Но олень не смел остановиться . Тут он спустил девочку и поцеловал ее в губы. По щекам его покатились крупные блестящие слезы . Затем он стрелой пустился назад.

№ 1. Выделите грамматическую основу предложений

Олень остановился у жалкой лачуги. Крыша спускалась до самой земли. Дверь была низенькая . Людям приходилось проползать в нее на четвереньках.

№ 1. Выделите грамматическую основу предложений

Посреди огромной залы пылал огонь . Дым подымался к потолку. Он сам должен был искать себе выход. Над огнем кипел в огромном котле суп . На вертелах жарились зайцы и кролики.

3 группа - низкий уровень.

№ 1. Вставьте пропущенное слово.

На площади каталось множество детей. Самый смелый привязывал свои санки к крестьянским саням и катился далеко-далеко. Это было куда как занятно . В самый разгар веселья на площади появились большие сани . В них сидел кто-то укутанный в белую меховую шубу и в такой же шапке.

Слова для справок: каталось, привязывал, занятно, сани, меховую.

№ 1. Вставьте пропущенное слово.

Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны. Большие сани остановились. Сидевший в них человек встал. И шуба и шапка на ней были из снега. Это была Снежная королева .

Слова для справок: хлопья, разлетелись, сани, человек, шапка, Снежная королева .

№ 1. Вставьте пропущенное слово.

Северное сияние вспыхивало и горело. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи куско в . Это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева.

Слова для справок: сияние, замерзшее, озера, кусков, снежной.

ПРОВЕРЯЮТСЯ В КАЖДОЙ ГРУППЕ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, ОЦЕНКИ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ СРАЗУ

- Те, кто получил оценку за работу в карточке, поставьте ее себе. В конце урока сдайте свои работы на проверку.

- Мы сегодня усердно поработали на уроке. Давайте подведем его итог. Какова его цель? Достигли ли мы ее?( ответы учеников)

- Все ли задачи осуществили на уроке? ( Да . Ученики проговаривают каждую задачу).

8. Рефлексия.

- В конце урока я бы хотела вам рассказать кое-что по секрету…

Мне мой папа рассказал,

Что за паутинки

С неба падают зимой

Их зовут Снежинки!

Взять хотел одну с собой

Подарить, чтоб маме.

Оказалось, что в ладошках

Все снежинки таят!

- А наши снежинки не растают. Ребята, у вас в конвертах лежат снежинки: белая, голубая и синяя. Каждый цвет имеет своё значение. СЛАЙД.

Белая – мне понравилось на уроке.

Голубая – Я научился.

Синяя – Мне не понравилось.

- Выберите снежинку, которая вам больше всего подходит.

Посмотрите на доску, на ней вырос сугроб. Давайте заполним его своими снежинками, чтобы он стал более красочным.

hello_html_m22401822.jpg

9. Дом. работа. СЛАЙД

- На слайде представлена домашняя работа, выберите себе задание и выполните его.

1. Стр. 49 упр. 55,

2 . Найти в произведениях А. С. Пушкина 7 предложений с обращениями.

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

ВложениеРазмер
oslozhnyonnoe_predlozhenie.rar 669.71 КБ

Предварительный просмотр:

Фиалковская Вероника Петровна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

(Диплом 1 степени Общероссийского конкурса «Применяем ИКТ на уроках

Диплом 3 степени Второй Всероссийской научно-исследовательской

Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. В основном она подходит для проведения уроков обобщения и уроков развития речи.

Форма проведения : творческая мастерская

Тип урока : повторительно-обобщающий

- развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

- систематизировать знания о простом осложнённом предложении;

- уметь находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, основываясь на алгоритм, выстраивать ассоциации;

- закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях;

- способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

- воспитывать уважение к мнению высказывающихся;

- содействовать развитию эстетического вкуса обучающихся.

- обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.

Содержательные: отработать правила по осложнённому предложению

развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

-Личностные УУД: способность к самооценке

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

- Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

Характеристика этапа урока

- создание эмоционального фона;

- введение в языковую ситуацию (тему) и др.

Работа с репродукцией картины

Учитель читает четверостишие:

Мчится тройка по белой дороге.

Вьётся, падает снег на дворе.

В серебре, будто якорь, снежинка,

Закружившись, спешит к детворе.

?Что изображено на этой репродукции? (Дети перечисляют).

?А о чём эта картина?

(Подвести детей к ответу: о зиме).

Учитель: Тема зимы на сегодняшнем занятии будет у нас сквозной. А теперь перейдём к следующему слайду.

На слайде - квадрат, разделённый на два прямоугольника, по углам которого записаны предложения:

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

Сугробы, как горы, возвышались впереди.

Я рад приходу твоему, зима!

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

? Прочитайте внимательно предложения.

?Какова тематика данных предложений?

(В них говорится о зиме).

?А чем ещё схожи предложения по своей структуре?

(Это простые осложнённые предложения)

?А чем они осложнены?

. (Они осложнены однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами. Ученики определяют, чем осложнены предложения, комментируют постановку знаков препинания.)

Сформулируйте тему урока, исходя из скроектированных предложений.

Ученики формулируют тему:

Простое осложнённое предложение.

Учитель: О чём сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

Ученики формулируют цели:

- работать с осложнёнными предложениями;

- находить предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами,

- уметь правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях.

Тема и цели проектируются.

конструирование индивидуальных знаний; первичное предъявление своих знаний

Учитель: Перед вами – схематичная конструкция: части ели. Обратите внимание на то, как они называются

Схема чего вам представлена?

( Это своего рода структура, схема определения предложения).

(Это основная единица синтаксиса.- верхушка

Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью.

В нём есть знаки препинания.

Оно может быть простым и сложным.

Предложение содержит высказывание (мысль). – нижняя часть ели).

Да, всё замечательно. Но перед нами типичное простое предложение.

?А что происходит с предложением, если мы при его построении будем использовать однородные члены, вводные слова, сравнительные обороты, обращения?

( Предложение оживает, становится красивым, ярким.)

активизация собственных знаний по теме

Учитель: А теперь давайте обратимся к предложениям, по которым мы формулировали тему нашего занятия. Каждая группа берёт по одному предложению, определяет, чем оно осложнено, и объясняет расстановку знаков препинания.

А прежде давайте обратимся к алгоритму определения осложнённости , который мы вывели с вами на уроках русского языка, когда работали с осложнёнными предложениями.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически. Можно объяснить устно.
  5. Построить схему предложения.

Учитель: Это вам поможет, дорогие дети, в выполнении работы. Также вы можете при выполнении работы руководствоваться теоретическими справками по данной теме с целью правильного выполнения работы. Все работаете в группе. Ответственный за работу в группе определяет, кто будет отвечать.

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Работа в группах.

Учитель: Каждой группе дано одно осложнённое предложение.

Слайд – алгоритм определения осложнённости предложения.

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

Сугробы, как горы, возвышались впереди.

Я рад приходу твоему, зима!

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

Белые, сизые и голубые снежинки падали на ладошку.

Сугробы, как горы, возвышались впереди.

Я рад приходу твоему, зима!

Деревья, кажется, зимой видят сказочные сны.

Ответы учеников. Выходят по одному представителю от группы. На проекторе: предложения. Дети поясняют расстановку в них знаков препинания, схемы рисуют на доске.

Учитель: Чем были осложнены представленные Вам, дети предложения?

(Однородными членами, сравнительным оборотом, обращением, вводным словом)

Учитель: А почему данные предложения распределены на 2 группы? По какому принципу произведено данное разделение?

(Сравнительные обороты и однородные члены предложения являются членами предложения, а вводные слова и обращения – нет).

(текст и последовательность действий представлены на проекторе)

Раз! (поворачиваемся вокруг себя)

Я – снежинка! Я кружусь!

Два! (садимся на корточки, лицом вниз)

Я присяду и пригнусь!

Три! (встаём и улыбаемся)

Резко встану, улыбнусь!

Четыре! (садимся на места).

За работу я возьмусь.

работа в группах; анализ своих знаний: их соответствие конструкции групповых знаний, выводов

Итак, принимаемся за работу. Открывается наша творческая мастерская.

Я предлагаю группам выбрать себе по желанию творческое задание:

Ну и индивидуальное задание: Напишите синквейн о зиме.

Учитель: Ребята, в ваших текстах в обязательном порядке должны быть осложнённые предложения.

Работа в группах – полторы минуты.

представление своих знаний всему классу

Учитель: Итак, давайте заслушаем ответы групп. Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям о том, какие осложнённые предложения есть в тестах.

осознание учащимися неполноты своих знаний

Учитель: Ответьте на вопрос: С какими осложнёнными предложениями мы с вами сегодня работали?

Выводы: Итак, в чём же особенность осложнённых предложений?

(Они украшают текст.

Делают текст интересным, красочным.)

Самосознание: что происходило на занятии

Учитель: Теперь я вас предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Ответьте на вопросы.

Оцените свою работу

Приём незаконченного предложения

Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я приобрёл …
Я научился …

Наш урок закончен. Наша творческая мастерская завершена. И я, ребята, в память о нашем творческом занятии предлагаю взять каждому из Вас небольшой сувенир.

Николай Алексеевич Шумилкин . Тройка

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Алгоритм определения осложнённости предложения.

  1. Внимательно прочитать предложение.
  2. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её.
  3. Проанализировать, чем распространено предложение.
  4. Определить, чем осложнено предложение, обозначить графически.
  5. Построить схему предложения.

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Однородные предложения – члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. На письме обращения выделяются запятыми.

Вводные слова – это слова (или сочетания слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. На письме вводные слова выделяются запятыми.

Сравнительный оборот – одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

(обучение в условиях отмены учебных занятий при карантинных мероприятиях ).

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение; отработать навык узнавания однородных членов предложения, обращения, вводных слов.

Задачи урока:

овладение учащимися навыками правильной постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.

метапредметные:

регулятивные:

-формировать умения сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

-развивать навыки самостоятельной работы, умения выделять главное, анализировать; планирование своего действия в соответствии с задачей

познавательные:

-использовать лингвистическую терминологию, ИКТ технологии; структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

коммуникативные:

-уметь читать, слышать, смотреть, воспринимать информацию;

личностные:

-формировать лингвистическую компетентность, развивать логическое мышление, память;

-обогащать словарный запас, работать над выразительностью речи.

-развивать самостоятельность и самоконтроль в достижении поставленной цели;


Цель: дать обучающимся опознавательные признаки однородных членов предложения, научить находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

Содержимое разработки

Русский язык, 5 класс. Урок № 75.

Тема урока: Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами.

Цель: дать обучающимся опознавательные признаки однородных членов предложения, научить находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

I. Организационный момент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

Синтаксический разбор предложения

Любимые литературные герои — наши верные друзья.

Повторение теории:

Какие предложения называются простыми?

Какие предложения называются сложными?

Как могут быть связаны между собой части сложного предложения?

Как называется предложение, в котором части сложного предложения связаны с помощью интонации?

Как называется предложение, в котором части сложного предложения связаны с помощью союзов?

Назовите главные и второстепенные члены предложения. Расскажите о них.

IY. Постановка учебных задач урока.

Наблюдение над лингвистическим материалом:

Записанные на доске предложения разобрать по членам (Устная работа).

1) Растворились в темноте рощи, сады, поля. 2) Текла, извивалась, блестела река. 3) Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4) Луна освещала сад, дорожки, беседку. 5) Подарила яблонька крупные, сочные плоды.

Целеполагание.

Y. Работа по теме урока.

Изучение теоретического материала, с. 133-134.



Тренировочные упражнения:

Выполнение упр. № 290.


Творческая работа. Задание: изменить второе предложение так, чтобы богатство осенних красок чувствовалось в нем сильнее (т. е. соединить однородные определения повторяющимся союзом и).

Необыкновенным богатством осенних красок славится осина. Листья этого скромного деревца могут быть багряными, алыми, лимонными, черными, серыми, даже белыми.

Чтение теоретического материала, с. 135.


Сжатый пересказ. Задание: передать содержание текста одним предложением с однородными членами, перед которыми должно быть обобщающее слово.

В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили и собирали душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.

Тренировочные упражнения:

Выполнение упражнения № 294.


YI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие члены предложения называются однородными?

Как связываются в предложении однородные члены?

Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

В каких случаях запятая не ставится при однородных членах предложения?

Что такое обобщающее слово?

Как оно обозначается на схеме?

Какой знак препинания ставится в предложении, если обобщающее слово стоит перед однородными членами?

Какой знак препинания ставится в предложении, если обобщающее слово стоит после однородных членов?

Что понравилось на уроке?

Оцените свою работу на уроке

YII.Домашнее задание: № 295, № 297.


-75%

Читайте также: