Опорный конспект преступление и наказание

Обновлено: 05.07.2024

Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова. Что же это за действительность?

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта страшная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста.

Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а (вглядитесь в конспект) рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая вполне возможно была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения (это отмечено на правой стороне конспекта). Но и о6означенная на его левой стороне ситуация — не проще: и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, оказался в положении затравленного зверя. Мать почувствовала недоброе в сыне, в конце концов, по его милости в могилу сошла. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял. Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти.

Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь Раскольников — как предвестник истребляющего многочисленные жизни атомного гриба после взрыва бомбы-чумы XX века — расскажет нам о многом.

«Между нами есть какая-то общая точка. Мы одного поля ягоды. " – говорит Свидригайлов Раскольникову.

В этом и преграда движению влево трёх стрелок, и угроза им.

В этом — и предостережение человечеству.

Но не Раскольников, а Соня Мармеладова становится в романе таким тёплым светом, хотя, на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты, её место у подножия, на панели.

Сестра старухи-процентщицы Лизавета, жена Свидригайлова Марфа Петровна, мать Раскольникова, его сестра Дуня, Миколка-маляр — все эти персонажи сфокусированы на Соне, они как бы составляют содержание её образа-солнца, олицетворяющего в себе сострадание, доброту, милосердие, любовь и действие.

Марфа Петровна стремится брать от судьбы даже больше, чем может использовать, и в то же время кажется обездоленной мученицей — в этом смысл её жизни.

Все эти люди излучают добро и сострадание, т. е. светят, но нет от них тепла сердцу. Не только осветить жизнь страждущего, но и согреть его душу способна лишь Соня.

После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Благодарны ей не только дети, но и люди, окружавшие её, которым такой поступок кажется воистину христианским, и даже её грехопадение в этом случае кажется святым.

Лучи тепла исходящего из Сониной души, достигают и Раскольникова, казалось бы, невосприимчивого к её жертве. Он сопротивляется им, но всё-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени.

Вспомните первый конспект: Раскольников совершил убийство старухи-процентщицы, что, как цепная реакция, повлекло за собой другие, ненужные, жертвы и завело его в тупик. Соня же в это время получила жёлтый билет.

Линии их жизни пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше.

Старая вера Раскольникова уже пошатнулась, а новую он пока ещё не обрёл. Обречённость и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им.

Вглядитесь в конспект: из тлеющего раскольниковского огонька (перед тупиком) появился язычок будущего костра.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

При погружении в работу с ОСК (опорная схема-конспект) выполняется функция ориентира и стимулятора творческого мышления. Читать наши дети не любят. Особенно классику. Вовлеченное в работу мышление ученика творчески подведет в глубину художественного мира произведения по пути, намеченному конспектом, или заставит их отказаться от него, предложив свой.

В начале изучения темы ОСК выводится на доске и в течение 5-10 минут предъявляется с описанием, которое является минимальным, но обязательно сюжетно оформленным исходным знанием для последующей работы. Все схемы на уроках по теме присутствуют до последнего урока, чтобы появилась целостная картина.

Каморка Раскольникова приходилась под самою кроватью высокого пятиэтажного дома и походила на шкаф… где жил Раскольников?

В шкафу. И чем был? Вещью. А что с вещью обычно делают? Носят, а потом выбрасывают.

Что же происходит с Раскольниковым? Он всем должен. Стыдился и морщился. От чего? Был голоден. Стыдился, что голоден. Морщился? Почему? Не хотел испытать чувство стыда.

О какой черте характера все это говорит? О гордости.

Гордость…Это хорошо или плохо?

Гордость иметь хорошо.

Почему хорошо, а ведь именно гордость толкает Раскольникова на преступление, отвергая человеческое.

Почему Достоевский называет каморку Раскольникова еще и каютой?

Потому что со своей гордостью-гордыней герой запутался.

Ведь человеческое будет в нем болеть и страдать, протестовать…

Об этом Раскольников успел подумать. В руки взят топор.

старуха Лизавета нерожд.жизнь

Мать Дуня город

Мармеладов Соня другие

Сестра Родиона Дуня сознательно решается отдать себя в жертву Лужину, а мать дает ей свое благословление. И все это ради того, чтобы их брат и сын мог сносно жить и учиться.

Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта страшная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста.

Это начало конспекта. Оно определяет положение Раскольникова до опасной черты (убийства). Испытание идеек в духе Разумихина или Зосимова, которые тоже уверены, что они мыслители. Да и Лебезятников – тоже случай, когда и в ничтожном человеке сидит своя самодовлеющая идейка.

На Порфирии Петровиче все идеи замыкаются. Мы никогда не узнаем прошлого этого человека, но автор дает понять, что у героя была своя предыстория, связанная с бунтовщиками и реформаторами. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. Он примирился со старыми законами. Поэтому ему и интересен Раскольников.

Но смерть старухи повлекла смерти других, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла не вверх, а рассеялась множеством путей, повернувших вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая вполне возможно была беременной, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым еще до рождения. И деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его натура не смогла вынести убийства. Да и Наполеоном он не стал, оказался в положении затравленного зверя. Мать, почувствовав неладное, сошла в могилу. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял. Вроде бы для Миколки счастье добывал Раскольников, а Миколке на каторгу идти.

Мыслишки потянули Раскольникова вниз. Он – предвестник истребляющего многочисленные жизни атомного гриба после взрыва бомбы-чумы 20 века.

Раскольников, Свидригайлов и Лужин – замыкание на трихинах. Трихины – микроскопические существа, заражающие людей вирусом себялюбия, отчуждения и жестокости.

И Раскольников думает, что Дуня не выдержит.

Что же заключается в характере Дуни? Сострадание, человечность, но пораженные язвами насилия. Люди, пораженные трихинами ужиться не могут друг с другом: ни Раскольников, ни Свидригайлов, ни Лужин, ни они вместе с Дуней…




critical thinking defintion
critical thinking lesson plan
skills worksheet critical thinking analogies


Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Каким мы видим Петербург в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова? В чём принципиальное отличие образа Петербурга у Ф. М. Достоевского?

• С помощью каких художественных средств изображает Петербург Ф. М. Достоевский?

• Какой цвет преобладает в описании Петербурга? Что символизирует этот цвет?

• Можно ли считать Петербург персонажем романа? Почему?

• Могла ли история преступления и наказания, описанная в романе, действительно произойти?

• Какие герои и проблемы века поднимаются в романе?

— По словам автора романа, в его произведении есть намёк на мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают блюстители закона, главным образом потому, что он и сам требует этого наказания. Достоевский поставил цель наглядно выразить эту мысль на примере молодого человека — представителя нового поколения.

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя о художественном своеобразии стиля Достоевского (устный журнал)
(Учащиеся составляют план.)

Действительно, эпитет фантастический в том значении, в котором его употреблял Ф. М. Достоевский, достаточно чётко характеризует отличие его прозы от критического реализма Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева. В причудливых сплетениях являются у Достоевского такие начала, как комическое и трагическое, сентиментальное и ужасное, натуралистически бытовое и мистическое.

Весь роман строится, как бесконечный, принципиально незавершимый диалог равноправных голосов, одинаково убедительно аргументирующих каждый свою позицию. Авторский голос оказывается лишь одним из них, и у читателя сохранятся свобода с ним не соглашаться.


Предполагаемая запись

Жанр романа

• Роман: социально-бытовой; детективный; любовный; психологический; философский; религиозный.

• В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всём его протяжении мы напряжённо следим за каждым движением воспалённой мысли Раскольникова, за блужданиями его одинокой души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

Вы уже дочитали роман до конца, и сможете сказать, не изменилась ли эта идея в процессе создания романа, и если да, сформулируйте его идею в окончательном виде.

Тут-то и развёртывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести… Налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях… Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль.

5. Работа с символикой цвета и чисел в романе (в парах, с раздаточным материалом)

Читайте также: