Юрта конспект занятия по аппликации

Обновлено: 03.07.2024

1. продолжать расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте казахского народа;
2. учить детей расписывать готовые изделия казахским орнаментом; знать и называть элементы казахского орнамента;
3. развивать речь, воображение, эстетический вкус детей, развивать творческие способности детей на основе традиций казахского народа.
4. воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку; воспитать любовь к Родине; воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оценить 2311 0

Конспект открытого интегрированного занятия

Алматинская область, Карасайский район,

Интеграция: ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, казахский язык

продолжать расширять и закреплять знания детей о традициях, жизни и быте казахского народа;

учить детей расписывать готовые изделия казахским орнаментом; знать и называть элементы казахского орнамента;

развивать речь, воображение, эстетический вкус детей, развивать творческие способности детей на основе традиций казахского народа.

воспитывать чувство симпатии и уважения к взрослому человеку; воспитать любовь к Родине; воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оборудование и материал: силуэт юрты, вырезанный из белой бумаги; краски; кисточка; емкость для воды; салфетка; картинки с изображением юрты; костюм эже; запись казахской музыки; угощение; атрибуты для чаепития.

Методические приемы: беседа; рассказ воспитателя; загадывание загадки; сюрпризный момент; рассматривание иллюстраций и картин.

Ход занятия:

Воспитатель :

Встало солнышко с утра! Дети делают вид, что спят.

Просыпаться вам пора. Дети открывают глазки.

Все проснулись? (Да!)

Потянитесь, улыбнитесь, Дети потягиваются, улыбаются.

Всем скажите: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Врспитатель : Теперь поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: С ә леметс i з бе ! Здравствуйте! Добрый день!

II . Организационный момент.

Воспитатель: А теперь приступим к занятию. Вы готовы?

Беседа о Казахстане.

Воспитатель: В какой Республике мы живем?

Как называется столица нашей Республики?

Какие города Республики вы еще знаете?

Как называется коренной народ Казахстана?

IV . Рассказ воспитателя.

Воспитатель: В Казахстане кроме казахов живут люди и других национальностей – это русские и турки, украинцы и корейцы, узбеки и немцы многие другие. Все они живут в мире и согласии.

1Ребенок:С давних времен живут в Казахстане

Немцы, корейцы и молдаване.

Дружбой своею они дорожат,

Дружбе они научили ребят.

2 Ребенок:Когда живется дружно, что лучше может быть?

И ссориться не нужно и можно всех любить!

У каждого человека есть дом. У каждого народа дом называется по-разному: у русских – это изба; у украинцев – это хата; у якутов – это чум. А что является основным жилищем казахов, вы узнаете, когда отгадаете загадку:В этом доме нет угла,

До того она кругла.

И такое вот жилище

Ты всегда в степи отыщешь!

Воспитатель: Правильно!

Сейчас много фабрик, заводов, разных предприятий. Там работают люди. А живут они в больших и теплых домах. Но давным-давно люди только разводили и пасли скот. И для его разведения люди переезжали с одного пастбища на другое. А почему они переезжали с пастбища на пастбище?

Дети: Потому что лошади, бараны съедали сочную траву.

Юрта легко разбирается и собирается. В разобранном виде ее легко перевозить с места на место. Поэтому юрта была и есть удобным жилищем.

У юрты нет окон. А солнечные лучи попадали в юрту через круглое отверстие сверху. Это отверстие называется – шанырак. А зимой через шанырак выходит дым, когда казахи топят печь в юрте.

Зимой в юрте тепло, а летом – прохладно.

Юрта, юрта – (дети встают со стульев)

Круглый дом, (шагают на месте)

Побывайте в доме том! ( разводят руки в стороны)

Гости явятся едва, - в печку прыгают дрова. (прыжки на месте)

Печка жарко топится (дети хлопают в ладоши)

Угостить торопится. (присели, встали)

Ладушки, ладу ш ки (хлопают в ладоши)

Круглые оладушки (снова шагают на месте и тихо садятся на стульчики).

Сюрпризный момент.

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в гости к бабушке в аул. Как будет бабушка по-казахски?

Дети: Апа, ә же.

В другой группе в юрте детей ждет бабушка.

Ә же: С ә леметс i з бе, балалар!

Ә же: Слышала я, вы про юрту говорите. Вот и вы ко мне пришли. Заходите, и я расскажу вам про неё.

(Дети заходят в юрту, садятся по-казахски на корпе)

Ә же: Вы уже знаете, что юрта – это переносное жилище чабанов. А я сейчас вам расскажу, что расположено внутри юрты.

( ә же рассказывает и показывает).

Рассматривание образца. Анализ образца.

Воспитатель: Внимательно посмотрите на юрту. Каким орнаментом она украшена?

Дети: Казахским.

Воспитатель: Прежде чем приступить к украшению юрты, давайте вспомним, как называются элементы казахского орнамента. (Воспитатель показывает элементы казахского орнамента, дети говорят, как они называются).

Воспитатель: Вот из этих элементов мы будем составлять орнамент для украшения юрты. Но сначала мы разомнем пальчики.

Самостоятельная работа детей + помощь воспитателя.

(воспитатель и ә же помогают детям)

Х. Анализ детских работ.

Ә же: Какие красивые получились юрты! Их так много, что можно составить целый аул.

Х I . Поощрения детей.

Ә же: А вас за вашу работу, за ваши знания я угощу баурсаками.

XII . Итог занятия.

Воспитатель: Вам занятие понравилось? Чем сегодня занимались? Что является основным жилищем? А кто знает стихотворение о юрте?

1 ребенок:В степи на джайляу пасутся овечки.

Там дедушка юрту поставил у речки.

2 ребенок:Светла и бела точно тучка она.

Под куполом дырка вместо окна.

3 ребенок:В нее синева поднебесная льется.

Нам с дедушкой в юрте отлично живется.

XIII . Прощание с гостями.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по аппликации "Украсим юрту" для средней группы.

Ортаңғы тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі

Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения:

Тәрбиеші/Воспитатель:

Пән/Предмет: Аппликация

Мақсаттары/Цели:

1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать любвь к родине.

2.Дамытушылық развивающая: Развивать аккуратность при выполнении работы

3.Оқыту- обучающая: Познакомить детей с различными видами орнаментов. Закрепить умение правильно пользоваться кисточкой и клеем, излишки клея удалять при помощи салфетки.

Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая

Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: юрта маленькая, шаблон юрты, цветная бумага, клей, ножницы.

Билингвальді компонент/Билингвальный компонент: юрта- киіз үй.

Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент

Предлагает встать в круг и улыбнуться друг другу.

Включает аудиозапись с казахской мелодией.

Просит детей догадаться, когда можно услышать эту мелодию.

- Как называется праздник?

- В какие игры играют на этом празднике?

Предлагает встать в круг и поиграть в игру "Юрта".

2. Негізгі бөлім/основная часть

Предлагает рассмотреть орнаменты

Спрашивает, какие орнаменты изображены на юрте.

Вводит в активный словарь детей слова: юрта - киіз үй.

Предлагает самим сделать узор на юрту.

Показывает образец того, как дети должны будут выполнить аппликацию.

Рассказывает и показывает последовательность изображения орнамента.

Предлагает обвести шаблон и вырезать его.

Физминутка

Юрта, юрта круглый дом (шагаем на месте)

Побывайте в доме том! (развели в руки в сторону)

Гости явятся едва (повороты туловища влево - вправо)

В печку прыгают дрова (прыжки на месте)

Угостить торопится (присели)

Ладушки, ладушки (хлопаем в ладошки)

Круглые лепешки (руки впереди, ладошки вверх)

3. Қорытынды/итоговая часть

Какое у нас сегодня было занятие? Что мы на нем делали? Понравилось ли вам?

Білім беру саласы / Образовательная область: Творчество.

Оқу іс-әрекеті / Организованная учебная деятельность: Аппликация.

Мақсаты / Цель: Учить создавать аппликацию из бросового материала.

Задачи: Воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетический вкус, самостоятельность.

Учить создавать образ юрты из фетра, декорируя его дополнительными элементами ( казахскими национальными орнаментами ) .

Р азвивать интерес к аппликации из бросового материала, мелкую моторику рук.

Закреплять навыки работы с клеем и материалом.

Активизировать словарную лексику детей.

Полилингвальды компонент / Полилингвальный компонент: Наурыз мейрамы – праздник Наурыз – Nauriz holiday , киіз үй – юрта – yurt , мата – материал – material , к өктем – весна - spring .

Сөздік жұмысы / Словарная работа: юрта, фетр, орнамент.

Технологиялык камтамасызету/Технологическое обеспечение: лист бумаги с изображением жайляу, полукруг среднего размера из белого фетра, полуовал из фетра серого или черного цвета, клей-карандаш, вырезанные орнаменты из цветной бумаги, влажная салфетка, поднос на каждого ребенка, образец воспитателя, смайлики с изображением эмоции (радость, равнодушие, грусть) на каждого ребенка.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Какие праздники отмечают весной?

Полилингвальный компонент: Наурыз мейрамы – праздник Наурыз – Nauriz holiday , к өктем – весна - spring .

Скоро наступит казахский национальный праздник Наурыз. В городах на праздник Наурыз ставят красивые казахские юрты, накрывают праздничный дастархан с различными блюдами казахской кухни: казы, баурсаки, бешбармак, наурызкоже. Словарная работа: юрта.

Полилингвальный компонент: киіз үй – юрта – yurt .

Проводят национальные игры: кокпар, аударыспак, борьба, кыз куу, алтыбакан, тен котеру и т.д. Люди очень любят праздник Наурыз и с удовольствием празднуют его.

- Ребята, кто-нибудь из вас видел настоящую большую юрту?

Предлагаю вам, вместе с родителями сходить на площадь города в праздник Наурыз и полюбоваться красотой юрт, отведать национальные казахские блюда и почувствовать гостеприимством казахского народа. А пока предлагаю вам, сделать красивую праздничную юрту в честь наступающего праздника и подарить ее своим родителям.

Рассматривание образца.

Посмотрите, какую красивую юрту я сделала. Как вы думаете, из чего она сделана? Юрта сделана из полукруга белого фетра, дверь из полуовала серого фетра и украшена казахскими национальными орнаментами, вырезанными из цветной бумаги. Давайте вспомним строение юрты.

Словарная работа: фетр, орнамент.

Полилингвальный компонент: мата – материал – material .

Юрт, юрта, круглый дом (Шагают по кругу)

Побывайте в доме том (Разводят руки в стороны)

Гости явятся с утра (Шагают на месте)

В печку прыгают дрова. (Прыгают на двух ногах)

Печка ярко топится, (Обхватывают себя руками)

Угостить торопятся. (Разводят руки в стороны)

Для того чтобы сделать праздничную юрту нам понадобится:

- лист бумаги с изображением жайляу;

- полукруг среднего размера из белого фетра;

- полуовал из фетра серого или черного цвета;

- вырезанные орнаменты из цветной двухсторонней бумаги.

Показ способа выполнения.

- Возьмите с подноса лист бумаги с изображение жайляу и положите его перед собой. Затем возьмите полукруг белого фетра и тщательно смажьте его края клеем. Затем приклейте его по центру жайляу.

- После того, как вы приклеили юрту, возьмите полуовал из фетра, смазав его клеем, приклейте на юрту, как показано на образце – это будет дверь в юрту.

- Теперь можно перейти к оформлению юрты казахскими национальными орнаментами. Чтобы приклеить орнамент на юрту сначала нужно решить, куда вы будете их приклеивать. Орнаменты можно приклеить по низу юрты по ширине, или посередине юрты, также по ширине. После того как вы решили, куда будете приклеивать орнаменты, возьмите орнамент и с одной любой стороны смажьте клеем. Затем аккуратно приклейте и прижмите его к готовой юрте, это позволит орнаменту крепче приклеиться. После приклейте все оставшиеся орнаменты понизу или середине по ширине юрты. Юрта готова.

- Вот теперь красивый цветочный горшочек полностью готов.

Закрепление способа выполнения:

- Из чего вы будете делать юрту?

- Что вы будете делать сначала? А потом?

- Куда вы будете приклеивать полукруг из белого фетра?

- Куда вы будете приклеивать полуовал из серого фетра?

- Чем и как вы будете декорировать юрту?

- Куда на юрту можно приклеивать орнаменты?

Напоминает правила работы с клеем. Клей нельзя брать в рот, руки после работы нужно вытирать салфеткой. В своей работе будьте внимательны и аккуратны, не торопитесь. Ребята, приступаем к самостоятельной творческо-конструктивной деятельности. По мере необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Дети по образцу делают юрту. Смазывают полукруг фетра клеем и аккуратно приклеивают его по центру жайляу. Затем приклеивают полукруг из фетра серого цвета на юрту. Украшают юрту орнаментами. Приклеивают вырезанные орнаменты на юрту.

Индивидуальная работа: Ф.И. ребенка – учить создавать образ юрты из фетра, декорируя его дополнительными элементами (орнаментами) ; закреплять навыки работы с клеем и материалом.

Воспитатель отмечает, как дети старались, аккуратно работали, какие красивые, праздничные юрты у них получились. Отдельно отмечает тех детей, кто проявил самостоятельность и наибольшую аккуратность в создании юрты.

Сейчас предлагаю вам оценить вашу работу в процессе ОУД.

Если вы совсем справились, и у вас все получилось, то возьмите и прикрепите на магнитную доску улыбающегося смайлика. Если с чем-то не справились, у вас были какие-либо затруднения, то прикрепите на магнитную доску смайлика равнодушного, не улыбающегося и не грустного. А если ни с чем не справились, и у вас ничего не получилось, то прикрепите на магнитную доску печального смайлика. Предлагаю вам распределить ваши смайлики на магнитной доске.

По результатам оценивая детьми своей деятельности на занятии, воспитатель интересуется у детей, которые выбрали смайлика с изображением равнодушия и печали какие затруднения у них были.

Цель: учить составлять изображение по частям, составляя целостный образ.

Задачи: Учить свободно располагать изображения на листе бумаге. Закрепить название цветов. Развивать восприятие цвета. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Билингвальный компонент: киіз үй - юрта.

Материал: кукла в национальном казахском костюме, картинка с изображением юрты внутри и снаружи. Готовый образец, вырезанные из цветной бумаги узоры для украшения юрт (для каждого ребенка) подставки, клей, кисти, салфетки.- Ребята сегодня к нам в гости должен кто-то прийти (стук в дверь). Ой, это же куколка, а зовут ее Айгуль. Посмотрите, в каком она красивом казахском костюме. Она пришла поздравить нас с праздником Наурыз!

- Ребята, кто же мне скажет, в какой республике мы живем? Как она называется? Правильно Казахстан. Я прочитаю вам стихотворение о нашей Родине:

Как повезло тебе и мне

Мы родились в такой стране

Где люди все одна семья

Куда не глянь, кругом друзья.

- Айгуль нам хочет что то сказать. Только она немножко стесняется и поэтому она мне скажет в ушко. Ребята, она просит, чтобы мы украсили ее дом. Ее дом не похожий на наши дома, потому что она живет в юрте, вот как выглядит юрта.

Билингвальный компонент: киіз үй - юрта.

Раньше когда вас ребята еще не было и меня и даже ваших бабушек и дедушек, ваших мам и пап люди в Казахстане жили в юртах в степи. Юрта сделана из живых материалов: шерсти, дерева и кожи. Деревянный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света.

- Давайте мы с вами украсим юрты, и Айгуль сама выберет, в которой она будет жить.

Показ готового образца, показ выполнения работы на доске, закрепить цвета используемые в работе.

Я хочу построить юрту,

Чтоб дверь была у юрты,

Рядом чтоб сосна росла.

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Воспитатель индивидуально помогает детям, дети самостоятельно выполняют под казахскую мелодию.

Читайте также: