Акты толкования права конспект

Обновлено: 06.07.2024

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Таким образом, особенности актов официального толкования или интерпретационных актов таковы:

1. Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм. Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права. Следовательно, акты толкования носят вспомогательный характер. Их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы. Акты толкования не могут и не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму.

2. Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы. Они содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы.

3. Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных властных полномочий.

4. Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования — это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1) По внешней форме они могут быть:

Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т. е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.).

2) По юридической значимости различают акты:

1. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

В системе актов толкования нормативные разъяснения характеризуются:

— Повышением степени государственной обязанности;

— Общим характером разъяснения;

2. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

Акты казуального толкования — индивидуальные положения правообосновывающего характера, полученные в результате истолкования правовой нормы применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела. Их черты таковы:

— Они всегда связаны с процессом реализации права;

— Они обладают свойствами индивидуальных предписаний;

— Играют роль своеобразной ступеньки в формировании разъяснений общего характера.

3. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть:

Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

4. По субъектам интерпретационной деятельности следует выделить:

1. Акты толкования органов государственной власти. Акты толкования государственной власти в РФ представлены постановлениями Государственной Думы, иных представительных органов власти субъектов Федерации. В отличие от праворазъяснительной деятельности, осуществляемой всеми другими органами, эти акты толкования обладают наибольшей юридической силой, не ограничены рамками предметной компетенции, имеют обязательное значение для всех органов и лиц на соответствующей территории;

2. Акты толкования органов государственного управления. Акты толкования органов государственного управления издаются ими как по поручению вышестоящих органов, так и по собственной инициативе, в порядке обобщения практики и издания рекомендаций нижестоящим звеньям государственного аппарата управления. К актам толкования этого вида относятся различные приказы и инструкции министерств, разъяснения, информационные и методические письма управлений, отчеты министерств и ведомств, письма отделов администраций;

Руководящие разъяснения Пленума ВС РФ — особые акты официального толкования. Они весьма влиятельны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Государственная автономность разъяснений ВС РФ обусловливается не правотворческим их значением, а местом и ролью субъектов толкования права в системе органов правосудия, целями единой судебной политики. Но авторитетность этих актов отнюдь не означает их нормативности либо государственной обязательности. Руководящие разъяснения Пленума ВС РФ содержат различного рода рекомендации по поводу описанных в них форм правовой или противоправной деятельности, это советы, как правильно квалифицировать то или иное деяние, указания на необходимость принять более строгие или, напротив, более мягкие наказания, не упускать из виду возмещение ущерба. Встречаются рекомендации процессуального, профилактического, воспитательного характера, например, по поводу организации выездных судебных заседаний, проведения правовой пропаганды, выявления причин правонарушений.

Что касается многочисленных примеров, когда суды якобы издают новые нормы, то они свидетельствуют либо о смешении нормотворческой деятельности с конкретизацией вышестоящих норм права, либо о независимой деятельности суда.

Не следует забывать и того, что во многих разъяснениях самого Пленума ВС РФ содержатся прямые указания на недопустимость восполнения пробелов права, правотворческой деятельности.

В задачу судебных органов входит применение законов такими, какие они есть, и решение на их основе соответствующих споров, а не законодательствование. Создание правовых норм судебными органами было бы очень опасным делом, так как привело бы к нарушению конституционного равенства граждан перед законом и созданию правовых правил поведения с учетом конкретного случая и конкретного лица. По поводу этого довода возможны возражения в том смысле, что как решения о толковании общих собраний коллегии Верховного Суда, так и постановления его Пленума касаются принципиальных вопросов, а не конкретных случаев.

Однако любая принципиальная постановка при подобной гипотезе рождается конкретными случаями, и принципиальное решение после этого применяется к конкретному судебному казусу. Ничего не меняет и то соображение, что подобная ситуация может возникнуть в процессе законодательной работы. Предметом руководящих разъяснений Пленума ВС РФ должно стать определение мер, направленных на преодоление ошибок в применении законодательства, выявление причин их выявления. Что касается правотворчества, то у Пленума ВС РФ есть законное и эффективное средство — реализация им права законодательной инициативы.

Что касается возможных коллизий между праворазъяснительными федеральными актами и актами субъектов РФ, они должны разрешаться на основе общего для случаев совместной компетенции субъектов РФ принципа приоритета решений, которые издаются в пределах полномочий республиканским органом. Иной подход (если, конечно, придерживаться принципов федеративного устройства нашей государственной системы) невозможен. Из принципа приоритета вытекает и требование непротиворечия праворазъяснительных актов субъектов РФ актам ВС РФ либо КС РФ.

ВАС РФ, арбитражные суды субъектов РФ дают министерствам, государственным департаментам и ведомствам разъяснения по применению соответственно решений Правительства РФ и решений правительств субъектов РФ, регулирующих хозяйственную деятельность. Наименование их актов — инструктивные указания. Они обязательны для органов арбитража, а также для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.

4. Акты толкования прокуратуры. В качестве актов толкования органов прокуратуры РФ выступают указания, методические и информационные письма, обзоры. Иногда издаются межведомственные акты толкования суда и прокуратуры;

5. Акты толкования общественных объединений. Основные черты актов толкования общественных объединений состоят в том, что они являются выражением методического руководства правовыми формами деятельности нижестоящих звеньев системы соответствующих организаций.

В случае же представления со стороны государства правомочий на издание актов толкования, отдельные разъяснения приобретают общий характер и оказывают существенное влияние на юридическую практику.

6. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т. д.

7. По территории действия в сфере действия акты толкования делятся на разъяснения, действующие на территории всего государства, и разъяснения, имеющие локальную сферу применения.

8. По времени действия акты официального толкования можно делить на постоянные и переменные.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; правоприменительные акты; правотолкующие (интерпретационные) акты; прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том[182], что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем[183]:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные — указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель — толковать, разъяснять, но не создавать право.

Следует отметить, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ).

Виды актов толкования:

1. По форме выражения они могут быть устными и письменными;

2. По отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.;

3. По юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными;

4. По субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.

Тема 21. Правосознание и правовая культура.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; правоприменительные акты; правотолкующие (интерпретационные) акты; прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том[182], что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем[183]:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные — указы, постановления, инструкции и т.д.;

6) их цель — толковать, разъяснять, но не создавать право.

Следует отметить, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ).

Виды актов толкования:

1. По форме выражения они могут быть устными и письменными;

2. По отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.;

3. По юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными;

4. По субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды.

Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:

— они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

— содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

— не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

— не являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;

2) в зависимости от органов, дающих толкование — на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

4) в зависимости от характера — на материальные и процессуальные акты;

5) в зависимости от формы — на указы, постановления, приказы,

инструкции и т.п.;

6) в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Толкование как особого рода деятельность может приобретать формальную определенность, получать текстуальное выражение в документах, которые называются актами толкования права. Акт толкования — это официальный документ, принятый компетентными государственными органами и должностными лицами и направленный на установление действительного смысла и содержания нормы нрава.

Акт толкования (интерпретационный акт) — это один из видов правовых актов, имеющий свои особенности:

— он не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

— интерпретационный акт конкретизирует предписания, указывает на то, как следует понимать и применять действующие нормы;

— он не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормами, которые толкует;

— акт толкования обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируются нормой права;

— обладает государственной обязательностью, так как издающие его органы наделены государственно-властными полномочиями.

Различают следующие виды актов толкования:

1) по отраслям права выделяют конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые акты толкования;

2) в зависимости от субъекта издания интерпретационного акта и нормативно-правового они могут быть аутентичными, когда акт принимает и толкует один и тот же субъект (например, Государственная Дума), или легальными, когда норму права толкует субъект, который на это управомочен (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом);

3) в зависимости от внешней формы они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли) относится, когда вступил в действие. Интерпретационные акты могут принимать форму указов, приказов, постановлений, инструкций и т.д.;

4) по юридической значимости выделяют акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования носят общеобязательный характер, так как распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение. Когда реализуется толкуемая норма, казуальные акты относятся к конкретному случаю и конкретным лицам, и в этом смысле их можно определить как индивидуальные;

5) в зависимости от органов, дающих толкование, различаютакты органов государственной власти, управления, судебных, прокурорских органов и т. д.;

6) в зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть материальные и процессуальные;

7) по юридической природе различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

Акты толкования не играют самостоятельной роли в процессе реализации правовых норм. Но именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики их реализации.

Акты толкования - один из видов правовых актов, призванных способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь.

Характерные черты актов толкования:
    1. они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов;
    2. не являются источником и формой права;
    3. адресуются, как правило, к должностным лицам;
    4. носят подзаконный, но обязательный характер;
    5. по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.;
    6. их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право .

    В научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ).

    Однако такое мнение разделяется далеко не всеми.

    С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.

    Виды актов толкования

    1) по форме выражения:

    2) по отраслям права:

      • уголовные,
      • гражданские,
      • административные и т.д.;

      3) по юридической природе:

        • нормативными и казуальными,
        • аутентичными и делегированными;

        4) по субъектам: как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.

        Категории

        Нормативные правовые акты в Российской Федерации

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

        Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

        Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

        Читайте также: