Использование и охрана животного мира кратко конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о значении животных в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; показать необходимость рационального использования и охраны редких и исчезающих видов; закрепить умение работать с печатным материалом.

Оформление кабинета: вывешиваются рисунки детей, плакаты, стенды.

1. Организационный момент ( проверка готовности к уроку).

2. Изучение нового материала.

а) Учитель начинает урок со стихотворения.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство, у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

б) Значение животных в природе и для человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование стендов).

Учитель отмечает, что одни и те же виды животных с точки зрения человека могут быть вредными и полезными. Просит учащихся привести примеры, подтверждающие это. Обобщая ответы учащихся, подводит их к выводу о том, что в природе нет деления на вредные и полезные, что значение животных зависит от их численности.

Вопросы к классу:

--- Каковы основные причины вымирания животных?

--- По словам докладчика, для пополнения видового состава ценных животных возможен завоз их из других стран. Какие примеры вы можете привести?

--- Каково будущее птичьего населения планеты в связи с растущим антропогенным процессом?

--- При описании биологии конкретных видов всегда подчёркивается их хозяйственное значение с указанием вреда или пользы. А может, было бы лучше уничтожить их, и никаких проблем?

Вопросы к классу:

--- Какое значение в деле охраны природы имеет Красная книга?

--- Какова роль школьников в деле охраны животного мира?

д) Учитель даёт расшифровку понятий Красная книга, Заповедник, Заказник, Памятник природы, Природно-заповедный фонд России (рассказ учителя с использованием рисунков детей).

Заключительное слово учителя:

4. Домашнее задание.

Подготовка к итоговой работе. Тематическая карта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"

Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения раздела "Основы экологии". На данном .


Охрана и рациональное использование животного мира Черного моря

Урок посвещен дню Черного моря.


Охрана и рациональное использование животного мира

Знакомство с красной книгой Ленинградской области. Формирование основ экологического сознания. Раскрытие творческих способностей.


Презентация по биологии 7 класс "Законы России об охране животного мира. Рациональное использование животного мира."

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса как вспомогательный материал изучения при дистанциооном образовании.


Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов.

Творческая работа "Охрана и рациональное использование лекарственных растительных ресурсов".на конкурс.

Цель: сформировать знания о снижении численности видов по вине человека, познакомить с животными, занесёнными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных, убедить в важности бережного отношения к природе.

Оборудование: исследовательские карты, тесты, мультимедийная система, экран или интерактивная доска, презентация.

1. Организационный момент. (Звучит музыка леса.)

(1 слайд) Эпиграф

Твердим о том, что дел невпроворот,
но мы ещё придем просить прощенья
у этих рек, барханов и болот.

Мы живем с вами в красивейшем уголке нашей Родины, в Краснодарском крае. У нас есть горы, леса, реки. Многие люди любят отдыхать в лесу, на берегу реки. Представьте, что вы идёте по берегу реки, под ногами у вас влажный песок. Вы обернулись и увидели свои следы.

(2 слайд) Сегодня наш урок мы назовём “След на земле”.

Ребята, а какие следы оставляют люди в природе? К чему это приводит?

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Целью нашего урока будет знакомство с причинами сокращения численности животных, мерами по охране животных, о важности бережного отношения к природе.

По ходу нашего урока мы будем заполнять исследовательскую карту по теме “Меры по охране животных”, основы которой лежат у вас на столах. Эта карта поможет вам выполнить тест в конце урока. Изучить новую тему нам помогут экологи, которые заранее поработали над этой проблемой.

Исследовательская карта

Меры охраны животных

1. зубр, рысь, выдра, бобр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин, амурский тигр. (охота запрещена)

2. вид животных, нигде более не встречающийся (русская выхухоль)

3. особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

4. территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

5. вселение вида на новую территорию (ондатра, енотовидная собака)

6. возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

7. (лошадь Пржевальского)

(Излагают учащиеся, которые получили задание заранее).

Вы назвали много печальных следов деятельности человека на земле, многие из них приводят к исчезновению животных.

За последние 400 лет на земле исчезли более 100 видов позвоночных животных.

(3 слайд) Например, в 1768году была убита последняя морская корова.

(4 слайд) Причины сокращения численности животных: в результате деятельности человека: охота, рыболовство, изменение среды обитания животных.

А следовательно необходимо беречь и охранять животный мир.

(5 слайд) Меры охраны животных.

Учённые всего мира забили тревогу и решили издать Красную книгу, в которой создали перечень редких и исчезающих видов животных и растений.

(6 слайд) Первая международная Красная книга вышла в 1966г., Красная книга России в 1974г., Красная книга Краснодарского края в 1994г.

В Красной книге России 68 видов млекопитающих .Назовите животных, изображённых на слайдах.

(7, 8, 9, 10 слайд) (выдра, бобры, пятнистый олень, тюлень, северный олень, белый медведь, амурский тигр, синий кит). Охота на всех этих животных запрещена.

(11 слайд) Под охраной находятся и виды эндемики.

Эндемик – животные более нигде не встречающиеся (русская выхухоль).

В Красной книге Краснодарского края 100 видов позвоночных животных.

(12, 13 слайд) (зубр, рысь, благородный олень, леопард, дельфин афалина).

(14 слайд) Для охраны редких и исчезающих видов создаются заповедники. (заполнить конспект)

В заповеднике острова Врангеля под охраной белый медведь. В Лапландском – северный олень. В Воронежском, восстанавливают численность бобра.

(15 слайд) В Кавказском биосферном заповеднике находятся под охраной зубры.

Зубры в 1927 г. уничтожены. Селекционеры с 40 по 60 г. воссоздали горную форму зубра, который является гибридом кавказского и беловежского. Сейчас обитает 1000 особей.

(16 слайд) Кроме заповедников, есть заказники. (заполнить конспект)

(17 слайд) В Сочинском федеральном заказнике под охраной находятся кабаны, олени, косули, серны, норки, выдры, медведи.

(18 слайд)Есть животные, которые не встречаются в дикой природе. Но сохранились в зоопарках. В зоопарках разводятся лошади Пржевальского. (заполнить конспект)

(19 слайд) Акклиматизация – это вселение вида в новые места обитания.

Ондатра – североамериканский грызун, расселилась по всей Евразии. В Краснодарском крае водится енотовидная собака. (заполнить конспект)

(20 слайд) Реакклиматизация – это возвращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр с Аляски и севера Канады на Таймыр и остров Врангеля, заведен овцебык.) (заполнить конспект)

(22 слайд) И так у вас получилась исследовательская карта.

Какие же меры принимают для охраны животных ?

Меры по охране животных.

Животные Красной книги: зубр, рысь, выдра, бобёр, олени, леопард, тигр, синий кит, тюлень, белый медведь, дельфин.(охота запрещена).

Эндемик - вид животных, нигде более не встречающийся (выхухоль русская)

Заповедник - особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

Заказник – территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

Разведение в зоопарках (лошадь Пржевальского)

Акклиматизация - вселение вида на новую территорию(ондатра, енотовидная собака)

Реакклиматизация - возращение ранее исчезнувшего вида (соболь, бобр)

Мы много говорили об охране природы. А чарующая красота природы, позволят сохранить нам наше здоровье. Поэтому давайте отдохнём под звуки природы.

Музыка (динамическая пауза)

А сейчас закрепим новый материал.

(23, 24 слайд) Фото животных.

Тем ребятам, которые сегодня особенно активно работали, я хочу предложить индивидуальные задание по решению экологических проблем:

1.* В мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть попадает в море в результате утечки при погрузке, авариях.

Задание: Опишите последствия разлива нефти в океане. Предложите пути выхода.

2.*В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства. Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы.

Задание: Как это объяснить?

3. *Зимой на трассах в средней полосе России участились аварии виновниками, которых были лоси.

Задание: Как это объяснить? Предложите пути решения проблемы.

(Лоси выходили на дорогу за солью)

Всем остальным в это время я предлагаю выполнить тест.

Выполните тест по вариантам. В каждом задании обведите только один правильный ответ.

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “Охрана животных”

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

Б. Амурский тигр

Г. Бурый медведь

2. Особо охраняемая территория, исключенная из любой хозяйственной деятельности

3. Вселение вида на новую территорию

4. Меры по восстановлению синего кита

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

5. Какое животное является видом эндемиком

Инструкция по работе с тестом.

В каждом вопросе выберите и обведите в кружок только один правильный ответ.

Тест по теме “ Охрана животных”

1. Какое животное занесено в Красную книгу?

Г. Бурый медведь

2. Территория, в пределах которой постоянно или временно запрещена хозяйственная деятельность

3. Какое животное акклиматизировано в России

4. Расселение в те районы, где животные жили раньше

5. Меры по восстановлению лошади Пржевальского

Б. Разведение в зоопарке

В. Запрет на охоту

(25 слайд) Ключ теста (на доске)

I. 1.Б. 2.Б. 3.А. 4.В. 5.А. II. 1.Б. 2.А. 3.А. 4.Б. 5.Б.

А сейчас . нам расскажут, над какой проблемой они работали.

  • посадить дерево,
  • вырастить сына,
  • построить дом.

И сделать это надо так, чтобы не навредить окружающей среде.

А сейчас я предлагаю вам творческую работу по группам. Отвечают по одному человеку с каждого ряда по очереди и не повторяясь. Назовите, те дела, которые может лично каждый из вас сделать для охраны природы, чтобы оставить только хорошие следы на Земле.

6. Итог урока

Ребята. Что мы с вами сегодня изучили?

Опрос терминов (меры по охране животных) с использованием сигнальных карточек. (Карточки четырёх цветов: синий, красный, жёлтый, зелёный. С другой стороны номера: 1, 2, 3, 4. Учитель называет определение, а ученики поднимают карточку с нужным номером).

На доске термины:

(26 слайд) На конгрессе женщин М.С. Горбачёву женщины подарили стеклянный глобус. Чтобы правители всех стран, помнили о том какая хрупкая наша Земля.

Вы наше будущее. И вы должны помнить, что наша Земля в ваших руках И только от каждого из вас зависит, какой след вы оставите на Земле.


Охрана растительного и животного мира является в настоящее время важным и актуальным вопросом. Проблема появляется в связи с хозяйственной деятельностью человека: вырубанием лесов, добычей морепродуктов, охотой на птиц, зверей.

Подобные действия негативно отражаются на состоянии природных биоценозов, истощаются биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира — это серьезная задача, решать которую человечеству необходимо уже сегодня.

инспекция охраны животного и растительного мира

Важные сведения

По информации Лесного департамента ООН на данный момент на общую площадь лесов приходится порядка 40 млн км². Снижение их численности произошло примерно на 35 % за период существования человеческой цивилизации.

Большая часть лесов уничтожена на протяжении последних 150 лет. Статистика свидетельствует о том, что каждый год на нашей планете выжигается пожарами, вырубается около 114 тыс. км² тропических лесов.

Последствия

Из-за систематической вырубки лесов в разных регионах земного шара происходят следующие изменения:

  • снижается биомасса и продукционный потенциал биосферы;
  • сокращается масштабность фотосинтеза;
  • ослабляется газовая функция биосферы, ее способность к аккумуляции солнечной энергии (преобразуется количественный состав атмосферы);
  • нарушается круговорот воды (меняется режим осадков, в результате чего идет опустынивание земли).

госинспекция охраны

Что важно знать

Ученым удалось установить, что газоочистительный потенциал зеленых насаждений зависит от их вида и возраста. К примеру, в рамах расчетов удалось установить, что поглощение углекислого газа липами и соснами находится в диапазоне 5-16 тонн с гектара за год, а выделение кислорода происходит в пределах 3-11,5 т/га за год.

Госинспекция охраны растительного и животного мира РБ уделяет особое внимание защите лесных насаждений. Этот уполномоченный государственный орган подчиняется напрямую президенту страны, осуществляет контроль применения растительных и животных ресурсов.

В лесах и подлесках, а также в травянистом слое поглощается порядка 0,7 тонн на 1 га углекислого газа, выделяется (на свету) благодаря фотосинтезу примерно 0,5 т/га в год. Запыленность зеленых зон приводит к существенному снижению данного показателя на 40-50 %.

Охрана растительного и животного мира предполагает посадку кустарников и деревьев в транспортных зонах, чтобы уменьшать негативное воздействие на биосферу из-за выбросов от работы транспорта.

госинспекция охраны растительного

Негативность последствий

Лес — это источник и биологический резервуар многих биоценозов, которые происходят на нашей планете.

Биоразнообразие — это не просто условие существования атмосферы Земли, но и важный ресурс техносферы. Деградация природной среды, разрушения биоценозов, загрязнения — все это приводит к ежегодному исчезновению порядка 10-15 тысяч биологических видов, в частности низших форм.

как охраняют живую природу

Основные мероприятия

Межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира осуществляет следующие мероприятия, направленные на восстановление баланса в живой природе:

  • защиту лесных угодий от пожаров;
  • полезащитное разведение;
  • охрану от болезней и вредителей растений;
  • поиск эффективных способов разведения и применения лесных ресурсов;
  • охрану редких животных и растений;
  • мониторинг видового биоразнообразия;
  • определение границ особо охраняемых территорий без ведения на них хозяйственной деятельности.

Это далеко не полный перечень тех мероприятий, которые позволяют сохранять жизнь на нашей планете.

забота о растениях молодым поколением

Защита фауны и флоры

Охрана растительного и животного мира осуществляется в рамках государственно системы ООПТ.

К особо охраняемым природным территориям относятся участки суши или воды, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования. На подобных участках установлен специальный режим охраны флоры и фауны. К ООПТ относят следующие участки:

  • природные государственные заповедники (национальные, природные, биосферные парки);
  • природные заказники;
  • ботанические сады;
  • дендрологические парки.

К примеру, в республике Беларусь для сохранения биологического разнообразия разработана и успешно функционирует сеть ООПТ, что имеет международную значимость. Среди них можно отметить восемь рамсарских территорий (заказников республиканского значения):

На этих территориях проводится изучение и охрана болот, анализ флоры и фауны. Реестр ООПТ ведется на территории многих стран, включая и РФ. В наши дни из-за отрицательного антропогенного воздействия, включая браконьерство, особенно острым является вопрос, касающийся защиты и охраны птиц, и зверей, которые обитают в сельскохозяйственных и лесных угодьях.

межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира

Сельское хозяйство

Из-за интенсификации с/х производства на полях стали использовать большое количество механизмов и машин, что вызвало уничтожение некоторых диких животных и птиц.

Они гибнут не только под рабочими элементами тракторов и комбайнов, но и становятся добычей для хищников, лишившись укрытия. Основными факторами снижения количества многих видов охотничьих животных ученые считают именно применение сельскохозяйственных машин. Культивация, боронование, сенокошение, уборка зерновых на полях вызывает у живых существ фактор беспокойства, приводит к гибели, разрушению нор, гнезд. Большая часть птиц и животных гибнет ночью, когда из-за света автомобильных фар они вынуждены затаиваться в бороздах, а также в ходе процесса сенокошения (в частности, перепела, коростелы, куропатки с яйцами).

особенности ООПТ

Подведем итоги

В рамках исследований было установлено, что самым эффективным способом защиты птиц и животных является комплексный подход. В частности в сельском хозяйстве необходим контроль над применением химикатов. При бесконтрольном их использовании, помимо уничтожения вредителей, негативное действие оказывается охотничьей фауне.

Существуют и проблемы, которые связаны с социальным, экономическим, экологическим характером. Мониторинг свидетельствует о том, что за последнее десятилетие из-за хозяйственной деятельности человека существенно вросло количество видов во флоре и фауне, которые изначально не были характерны для конкретной территории.

Среди методов, которые считаются эффективными для охраны животного и растительного мира, можно отметить:

Задачей государства является создание охраняемых природных территорий. Охраняемые природные территории разного вида (парки, заказники, дендрарии, водоохранные зоны) способствуют восстановлению видовой популяции птиц и животных. Особое внимание уделяется и повышению экологической культуры школьников, организуя для них факультативы, в рамках которых ребята учатся толерантному отношению к живому миру.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Понятия: заповедник, заказник, памятник природы, природные национальные парки, акклиматизация; охрана редких и учет исчезающих видов животных с помощью Красной книги; рациональное использование животных человеком

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)


Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных следующие:

— нарушение среды обитания;

— чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

— прямое уничтожение с целью защиты продукции;

— случайное (непреднамеренное) уничтожение;

Нарушение среды обитания вследствие вырубки лесов, распашки стеᴨȇй и залежных земель, осушения болот, зарегулирования стока, создания водохранилищ и других антропогенных воздействий коренным образом меняет условия размножения диких животных, пути их миграции, что весьма негативно отражается на их численности и выживании.

Например, в 60—70 гг. ценой больших усилий была восстановлена калмыцкая популяция сайгака. Ее численность превысила 700 тыс. голов. В настоящее время сайгака в калмыцких степях стало значительно меньше, а его репродуктивный потенциал потерян. Причины различные: интенсивный ᴨȇревыпас домашнего скота, чрезмерное увлечение проволочными изгородями, развитие сети ирригационных каналов, ᴨȇререзавших естественные пути миграции животных, в результате чего сайгаки тысячами тонули в каналах на пути их ᴨȇредвижения.

Нечто подобное происходило в районе г. Норильска в 2001 г. Прокладка газопровода без учета миграции оленей в тундре привела к тому, что животные стали сбиваться ᴨȇред трубой в огромные стада, и ничто не могло их заставить свернуть с векового пути. В результате погибли многие тысячи животных. В Российской Федерации отмечается снижение численности ряда охотничьих видов животных, что связано в ᴨȇрвую очередь с нынешней социально-экономической ситуацией и возросшей их незаконной добычей

(к примеру браконьерство).

Чрезмерная добыча служит главной причиной сокращения и численности крупных млекопитающих (слонов, носорогов и др.) в странах Африки и Азии. Высокая стоимость слоновой кости на мировом рынке приводит к ежегодной гибели около 60 тыс. слонов в этих странах. Однако и мелкие животные уничтожаются в невообразимых масштабах. По расчетам мировых сᴨȇциалистов в области зоологии и общей экологии и российских членов-корреспондентов РАН и докторов биологических наук А. В. Яблокова и С. А. Остроумова, на птичьих рынках больших городов евроᴨȇйской части России ежегодно продаются не менее нескольких сотен тыс. мелких ᴨȇвчих птиц. Объем международной торговли дикими птицами превышает семь миллионов экземпляров.

Другие причины снижения численности и исчезновения животных — прямое их уничтожение для защиты сельскохозяйственной продукции и промысловых объектов (гибель хищных птиц, сусликов, ластоногих, койотов и др.); случайное (непреднамеренное) уничтожение (на автомобильных дорогах , в ходе военных действий, при кошении трав, на линиях электроᴨȇредач, при зарегулировании водного стока и т. д.); загрязнение среды (ᴨȇстицидами, нефтью и нефтепродуктами, атмосферными загрязнителями, свинцом и другими токсикантами).


Приведем только два примера, связанных с сокращением видов животных из-за непреднамеренного воздействия человека, В результате строительства гидротехнических плотин в русле реки Волга полностью ликвидированы нерестилища лососевых рыб (белорыбицы) и проходной сельди, а площади рапространения осетровых рыб сократились до 400 га, что составляет 12% от прежнего нерестового фонда в Волго-Ахтубинской пойме в Астраханской области.

В центральных областях России при ручном сенокошении гибнет 12—15% полевой дичи, при механизированной уборке сена— 30%. В целом гибель дичи на полях при сельхозработах в семьдесять раз превышает объем ее добычи охотниками.

Косвенное воздействие человека на животный мир заключается в загрязнении среды обитания живых организмов, ее изменении или даже разрушении. Так, популяциям земноводных и водных животных очень вредит загрязнение воды. Например, численность черноморской популяции дельфинов не восстанавливается, так как в результате поступления в морские воды огромного количества ядовитых веществ высока смертность особей.

В последние годы на всем протяжении реки Волга заметно участились заражения рыб. Так, в районе ее дельты у осетров и других рыб были обнаружены не свойственные им паразиты. И в 2004 году научный анализ сᴨȇциалистов в области зоологии и общей экологии, членов-корреспондентов РАН - А. Яблокова и М. Островного подтвердил, что это - результат подавления иммунной системы рыб вследствие сбрасывания в Волгу технических отходов, а также стоков с рисовых полей в дельте.

Часто причиной сокращения численности и исчезновения популяций является разрушение их местообитания рельеф , раздробление крупных популяций на небольшие, изолированные друг от друга. Это может произойти в результате вырубки лесов, строительства дорог, новых предприятий, сельскохозяйственного освоения земель. Например, численность уссурийского тигра резко сократилась вследствие освоения человеком территорий в пределах ареала этого зверя и сокращения его кормовой базы.

Охрана животных


Охрана водных беспозвоночных. Морские и пресноводные животные - губки ведут прикрепленный образ жизни, образуют колонии на участках с твердым каменистым грунтом. Для сохранения роли губок как биофильтраторов необходимо уменьшить их промысел, использовать такие орудия лова, которые не наносят ущерба водным экосистемам, снизить поступление в водоемы различных загрязнителей.

Коралловые полипы – морские колониальные организмы. Особый интерес представляет отряд мадрепоровых кораллов – самая обширная группа типа кишечнополостных.

Моллюски – тип морских и пресноводных, реже наземных беспозвоночных животных, для которых характерна покрывающая тело твердая известковая раковина. Моллюски служат пищей для рыб, птиц и млекопитающих. Они имеют пищевое значение и для человека. Добывают устриц, мидий, морских гребешков, кальмаров, каракатиц, осьминогов. Существует промысел жемчужниц и перламутровых раковин.

Ракообразные – животные, различные по образу жизни, форме тела и размерам (от долей миллиметра до 80 см).

Ракообразные играют важную роль в водных экосистемах они служат посредниками между водорослями и рыбами, делая органические вещества, создаваемые водорослями, доступными для рыб. С другой стороны, они используют в пищу погибших животных, обеспечивая чистоту водоема.

Охрана насекомых. Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных животных, насчитывающая свыше 1 млн. видов. Насекомые играют важную роль в природе и жизни человека. Среди этой группы немало вредителей сельского и лесного хозяйства, паразитов человека и домашних животных, а также много и полезных для человека видов, уничтожающих вредителей и поставляющих разнообразные продукты (мед, прополис, шелк, лак, краски). Полезных насекомых охраняют в природе, разводят в лабораториях, на специальных плантациях, пасеках. Пчеловодство и шелководство - важные отрасли народного хозяйства.

Насекомые-опылители опыляют около 80% всех цветковых растений. Отсутствие насекомых-опылителей изменяет облик растительного покрова. Кроме медоносной пчелы (доход от опыления ею растений в 10-12 раз превышает доход от меда и воска) пыльцу переносят 20 тыс. видов диких пчел (из них 300 – в средней полосе России и 120 – в Средней Азии). Участвуют в опылении шмели, мухи, бабочки, жуки.

Насекомые-энтомофаги, уничтожающие вредителей, чрезвычайно разнообразны. В сельском хозяйстве России применяют 11 видов энтомофагов против 20 видов вредителей. Среди них есть и хищники, и паразиты. Хищники убивают своих жертв и поедают их, паразиты живут за счет других насекомых (своих хозяев) и связаны с ними на определенных этапах жизненного цикла.

Большую пользу приносят разные виды жужелиц, златоглазок, божьих коровок и других насекомых, истребляя вредителей сельскохозяйственных и лесных растений.

Насекомые-санитары принадлежат к семейству жуков и двукрылых. Это широко распространенные группы мертвоедов, навозников, калоедов и мух, насчитывающие тысячи видов.

Охрана рыб. В белковом питании человека рыбы составляют от 17 до 83%. Мировые уловы рыб быстро возрастают за счет освоения края материкового шельфа и глубин открытого моря, где теперь добывается до 85% рыб, включая новые промысловые виды. Допустимое ежегодное изъятие рыбы из Мирового океана оценивается в 80-100 млн. т, из этого количества сейчас вылавливается более 70%. Во внутренних водоемах большинства стран, в том числе и в России, вылов рыб достиг предела, стабилизировался или сократился.

Перелов рыбы – явление, распространенное во многих морских и внутренних водоемах. При этом вылавливают молодых рыб, не достигших половой зрелости, что сокращает численность популяции и может привести к исчезновению вида. Борьба с переловом важнейшая задача рыбного хозяйства, охраны и рационального использования рыбных ресурсов.

Загрязнение водоемов отрицательно сказывается на состоянии рыбных запасов. Загрязнение морских и пресноводных водоемов разнообразными веществами приняло широкие масштабы, которые продолжают возрастать. Особенно опасны для рыб загрязнения промышленными сточными водами, содержащими соли тяжелых металлов, синтетическими моющими средствами, радиоактивными отходами и нефтью.

Гидротехнические сооружения оказывают отрицательное влияние на численность рыб. Плотины на реках преграждают доступ проходным рыбам к местам нереста, нарушают естественное размножение. Для устранения этого неблагоприятного влияния принимается ряд мер.

Обмеление рек сокращает запасы рыб. Оно связано с обезлесением берегов и водоразделов, с водозабором на орошение. Разработаны меры повышения уровня воды в реках и внутренних морях, что имеет огромное значение для рыбного, сельского хозяйства, для смягчения климата и т.д. Одна из кардинальных мер облесение берегов, требующее постоянной заботы в течение длительного времени.


Охрана земноводных и пресмыкающихся. Эти две группы животных имеют небольшое число видов (амфибий – 4500, рептилий 7000), но значение их в природных биоценозах очень велико. Амфибии - плотоядные животные, среди рептилий есть и растительноядные виды.

Земноводные, питаясь насекомыми и другими беспозвоночными, регулируют их численность и, в свою очередь, являются пищей для рептилий, птиц и млекопитающих. Некоторых земноводных (гигантская саламандра, прудовая, съедобная, китайская лягушки, лягушка-бык и др.) человек употребляет в пищу; широко используют амфибий в лабораториях для биологических экспериментов.

Пресмыкающиеся не менее других групп животных страдают от перепромысла. Большой урон был нанесен популяциям промысловых рептилий: крокодилам, черепахам, варанам и некоторым змеям. Черепах и их кладки используют в пищу во многих тропических странах.


Охрана и привлечение птиц. Очень важное значение птиц в народном хозяйстве (кроме птицеводства) объясняется их участием в истреблении вредителей лесного и сельского хозяйства. Большинство видов птиц относится к насекомоядным и насекомоядно-растительноядным. В гнездовой период они выкармливают птенцов массовыми видами насекомых, среди которых много вредителей. Для борьбы с насекомыми-вредителями привлекают птиц, развешивая кормушки и искусственные гнездовья. Особого внимания заслуживают дуплогнездники: синицы, мухоловки, трясогузки, чаще других использующие искусственные гнезда.


Охрана млекопитающих. Представители класса млекопитающих, или зверей, имеют важное значение для человека. Разведение копытных составляет основу животноводства, в звероводстве используют грызунов и хищных. Наибольшее значение для промысла имеют из наземных – грызуны, зайцеобразные, хищные, а из водных - китообразные и тюлени.

Все перечисленные меры направлены на охрану и рациональное использование млекопитающих. За последнее время больше внимания стали уделять охране диких зверей. На территории России обитают 245 видов млекопитающих, из них в Красную книгу РФ включено 65 видов.

Читайте также: