Япония на пути модернизации 9 класс конспект

Обновлено: 01.07.2024

Загрузить презентацию (400 кБ)

1. Насильственное “открытие” Японии. 2. Начало эры “просвещенного правления”. 3. Реформы Мэйдзи 4. Новые черты и особенности экономического развития. 5. Изменения в образе жизни общества. 6. Агрессивная внешняя политика.

Познавательные задания: 1. Подумайте, почему Япония стала почти единственной страной Востока, сумевшей противостоять колониальной политике Запада. 2. Согласны ли вы с тем, что успех модернизации Японии объясняется наличием в стране динамичной традиции, обогащаемой за счет Запада? Прокомментируйте эту точку зрения и приведите факты, ее подтверждающие. 3. Оцените роль религии синто в развитии японского государства и общества. 4. Выскажите ваше мнение по вопросу: почему японское государство проводило политику активного вмешательства в дело индустриализации страны?

Форма урока: изучение нового учебного материала с применением ИКТ.

1. “Открытие” Китая. Опиумные войны и их последствия. 2. Движение тайпинов. 3. Курс на политику самоусиления. 4. Раздираемый на части Китай. 5. “100 дней” реформ и их последствия. 6. Восстание ихэтуаней и “новая политика” Цыси.

Познавательные задания: 1. Ученые считают, что первая опиумная война и “открытие” Китая для расширения сфер европейского влияния означали вступление огромной империи в новый этап ее существования. Как вы думаете, чем вызвана такая точка зрения? 2. Подумайте, какими причинами было вызвано движение тайпинов, и укажите те цели этого движения, которые являлись традиционными для всех крестьянских восстаний в Китае. 3. Как вы считаете, почему курс на политику самоусиления в Китае, проводимый в то же время, что и реформы Мэйдзи, не привел к таким же результатам, которых достигла Япония? 4. Согласны ли вы с тем, что цели восстаний ихэтуаней и тайпинов существенно различались? Как вы думаете, почему стал возможен временный союз ихэтуаней с властями и почему он не привел к победе? 5. Объясните, почему в отличие от Японии Китай не смог встать на рельсы модернизации?

Форма урока: изучение учебного нового материала с применением ИКТ.

Одним из главных противоречий современной эпохи является противоречие между богатыми достижениями в области науки, искусства, техники, т.е., культуры в целом, и отсутствием стремления у большинства людей к приобщению к общекультурным ценностям. По нашему мнению, такое положение стало возможным именно потому, что эти достижения слабо используются в учебном процессе, т.е. учебный процесс не формирует внутренний побудительный мотив для изучения предметных дисциплин научного, эстетического характера, как оснований для всестороннего развития личности с одной стороны, и расширенного воспроизводства знаний с другой стороны.

Современные ИКТ являются одновременно и достижением в области науки и техники, и средством приобщения к культуре.

Поэтому внедрение ИКТ в учебный процесс является одной из важнейших задач.

Учащиеся через использование средств ИКТ и других источников узнают, что столкновение с Западом угрожало потерей Японией независимости и в этих условиях молодое государство, использовав традиционную склонность японцев к полезным заимствованиям, отсутствие презрения к чужой культуре, подготовило японское общество к пониманию необходимости модернизации и способствовало проведению реформ, разрушавших традиционное общество; реформы позволили Японии пойти по пути модернизации и развития капиталистического хозяйства; развитие монополистического капитализма в стране происходило в условиях узости внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения, роста националистических настроений — это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель.

Возможная личностно значимая проблема: сочетание преданности национальным традициям с умением заимствовать у других стран все имеющее ценность для своей страны делает возможным достижение высокого уровня экономического развития при сохранении национальной культуры.

Учащиеся узнают, что во второй половине XIX в. европейские страны делят Китай на сферы влияния; опасность превращения в колонию заставляет прогрессивные круги Китая искать пути к модернизации страны, но основная масса населения была не готова порвать с традиционным укладом жизни и встать на путь реформ; китайское общество, в основе которого лежало конфуцианство, не воспринимало то, что не соответствовало древним традициям; государство не смогло поставить страну на рельсы модернизации, и Китай превратился в полуколонию западных индустриальных держав.

Возможная личностно значимая проблема: преданность национальным традициям, гордость за достижения в области национальной культуры и философских учений не должны исключать возможности использования достижений в области науки и техники других стран. Убеждение в собственной исключительности и основанное на этом презрение к другим народам и их культуре становится в конечном счете источником научной и технической отсталости, рождает неспособность к проведению необходимых преобразований, ослабляет государство.

Хотя встреча Запада с Китаем и Японией началась в 16 и 17 вв., однако до середины 19 столетия влияние более развитых стран было не столь значительным. Примерно со второй половины 19 в. вторжение "заморских варваров" привело к радикальным переменам в Поднебесной и в Стране восходящего Солнца. Опиумные войны в Китае и прибытие эскадры коммодора Перри к берегам Японии усилили деятельность иностранных держав в обеих странах, что окончательно сломало их изоляцию от внешнего мира, вынудив искать пути ответа на вызов внешней экспансии.

Проблему модернизации Китая и Японии следует также рассматривать и в контексте всемирного движения к индустриальному обществу, становлении индустриальной цивилизации. Проблемой в восприятии Китая и Японии было то, как защитить свои общества от "варваров". В этом общем для них стремлении они пошли противоположными путями. Хотя и та, и другая пытались изгнать "варваров", однако, Китай это попытался сделать путем усиления своей изоляции, в то время как Япония сделала ставку на всемерное усвоение мирового опыта. Если Китай судорожно цеплялся за свои прошлые традиции, то Япония смело ринулась за достижениями Запада. К концу 19 века маньчжурская империя превратилась в колосса на глиняных ногах, который рухнет в начале 20 в.. Япония же трансформировалась в течение одного-двух поколений из пигмея-затворника в регионального гиганта-гегемона, став первым модернизированным обществом в Азии. Япония сопротивлялась Западу по своему, по-японски - она абсорбировала мировой опыт достижений модернизации, особенно Германии, приспособилась к новым правилам игры, в результате чего создала "новую страну", которая, в свою очередь, сама стала формировать свою систему. Японские лидеры поняли, что, если страна должна выжить в условиях технологического превосходства западных "варваров", она должна фундаментально трансформироваться как можно скорее и эффективнее. Япония выбрала иной путь сопротивления вторжению Запада: ее новые лидеры решили позаимствовать у своих противников все то, что по их мнению могло поддержать порядок в стране и ее суверенитет. Япония в период Мэйдзи устремилась буквально и переносно на Запад - в Европу и в США. Японские реформаторы повели страну по пути агрессивного "догнать и обогнать" западные страны. Для этого страна в ускоренном порядка начала приобретать передовую технологию, систему образования, военные, научные и политические системы. Широкое заимствование способствовало ускорению экономическому роста и широкой модернизации, затронувшей многие сферы общества и государства.

Японцы внимательно и систематически изучали опыт модернизации западной цивилизации. Фукудзава Юкичи, один из наиболее влиятельных интеллектуалов поколения Мэйдзи, настаивал на том, что международный опыт и его изучение представляют единственный путь для спасения нации. Политика Мэйдзи на открытие страны, - кайкоку, - стимулировала абсорбирование мировых знаний, посылку за границу студентов, государственных чиновников, ученых; приглашались "лучшие мозги" из многих стран. Японцы с энтузиазмом изучали многие аспекты Северной Америки, Западной Европы, включая их экономику, промышленность, науку, технологию, образование и культуру. Японцы также изучали положение в Поднебесной, ее ошибки и достижения.

Интересно отметить, что изучив и сравнив многие ведущие страны, японцы остановили свой выбор главным образом на германской модели экономического и политического развития, предпочтя "Бисмарка Гладстону". Они построили свой экономический успех на теоретических основах немецкого экономиста Фридриха Листа и практике Германии второй половины 19 в. Благодаря своему творческому подходу Япония Мэйдзи внесла большой вклад в практику альтернативной модели, известной как "развивательное государство" (developmental state), основанной на систематическом использовании западного опыта в течение длительного периода (вплоть до сегодняшнего дня).

Цинские правители Китая упустили свой шанс модернизировать во время страну из-за своего пренебрежения к мировому опыту и знаниям. В итоге все попытки реформ завершились революцией и длительным периодом гражданской войны. Только с приходом к власти мудрого Дэн Сяопина положение вещей кардинально изменилось: китайцы ринулись на выучку к передовым странам, прежде всего - США. Как результат - Китай за последние два десятилетия превратился в мировую экономическую державу. Как и японцы во второй половине прошлого столетия, китайцы в конце нынешнего столетия решили покончить со своей изоляцией и пойти к западным "варварам" для того чтобы учиться, выживать и побеждать.

Весьма важно взглянуть на проблему ответа на внешний вызов, как это был продемонстрировано Японией эпохи Токугава и цинским Китаем в 19 в., в более широкой глобальной перспективе вплоть до сегодняшнего дня. Уроки указанных стран крайне поучительны для других развивающихся и переходных наций, вступивших или еще вступающих на путь конкуренции с более развитыми или превосходящими странами. Эта проблема адекватного ответа на "вызов Истории" является одной из главных сил, сформировавших 20 век.

Для изучения данной темы нам может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

  • сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
  • приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
  • использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.
  1. Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
  2. Широко использовать показ репродукций картин художников
  3. Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы)
  4. “Оживлять карты”
  5. Активизировать учебный процесс и т.д
  6. Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
    • Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
    • Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
    • Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы

На этапе изучения истории Японии и Китая конца XIX века, материалы ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.

  • Пассивная - ученик выступает в роли “объекта” обучения (слушает и смотрит)
  • Активная - ученик выступает “субъектом” обучения(самостоятельная работа, творческие задания)
  • Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Обобщив все выше сказанное можно сказать, что использование компьютерных технологий на данном уроке помогает формировать ЗУНы учащихся, делает для них урок более привлекательным и, что немаловажно, учит их ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать, сопоставлять, понимать причинно-следственные связи данной изучаемой темы.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Энджелл

Лучший ответ:


Онтонио Веселко

6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:

1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.

Реформы императора Муцухито.

Аграрная реформа
Административная реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования

Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т. е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций.

Что помогло Японии встать в один ряд с развитыми капиталистическими странами за столь короткий срок? Задание на урок:

Реформы Мэйдзи. Наименование реформы Суть реформы

Аграрная реформа , установившая частную собственность на землю и разрешавшая её покупку и продажу. Реформы Мейдзи

Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми правительством чиновниками. Реформы Мейдзи

Военная реформа 1872 г . вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по западному образцу и приобрела высокую боеспособность. Реформы Мейдзи

В 1889 г. была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу Реформы в области государственного управления

ИМПЕРАТОР Парламент Правительство Палата пэров Нижняя палата ИЗБИРАТЕЛИ (1%) Реформы в области государственного управления

Новые черты экономического развития Финансовая реформа ввела единую денежную единицу – йену .

Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. Но государству пришлось активно в неё вмешиваться, т.к. отсутствовал опыт предпринимательской деятельности Новые черты экономического развития

Затем государство занялось строительством железной дороги. И вскоре они были построены в разные направления. Первая железная дорога соединила обе столицы – Токио и Киото. В 1869 г. в Японии провели первую телеграфную линию, а в 1870 – почту. Новые черты экономического развития

Дата войны или договоров Страна, с которой велась война или заключен договор Итоги – приобретенные земли Внешняя политика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военная реформа 1872 г . вводила в Японии всеобщую воинскую повинность. Самураи лишились привилегии быть замкнутой военной кастой. Новая армия создавалась по западному образцу и приобрела высокую боеспособность.

Реформы Мейдзи

Реформа образования В 1877 году был образован Токийский университет. В нем работало множество иностранных специалистов, которые были приглашены правительством.

Реформа образования В 1877 году был образован Токийский университет. В нем работало множество иностранных специалистов, которые были приглашены правительством.

Реформы Мейдзи В 1889 г. была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу

Реформы Мейдзи

В 1889 г. была опубликована конституция, созданная по прусскому образцу

Реформы Мейдзи ИМПЕРАТОР Парламент Правительство Палата пэров Нижняя палата ИЗБИРАТЕЛИ (1%)

Реформы Мейдзи

Правительство

Новые черты экономического развития Финансовая реформа ввела единую денежную единицу – йену .

Новые черты экономического развития

Финансовая реформа ввела единую денежную единицу – йену .

Новые черты экономического развития Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. Но государству пришлось активно в неё вмешиваться, т.к. отсутствовал опыт предпринимательской деятельности

Новые черты экономического развития

Правительство покровительствовало развитию промышленности и торговли. Но государству пришлось активно в неё вмешиваться, т.к. отсутствовал опыт предпринимательской деятельности

Новые черты экономического развития

Новые черты экономического развития Затем государство занялось строительством железной дороги. И вскоре они были построены в разные направления. Первая железная дорога соединила обе столицы – Токио и Киото. В 1869 г. в Японии провели первую телеграфную линию, а в 1870 – почту.

Новые черты экономического развития

Затем государство занялось строительством железной дороги. И вскоре они были построены в разные направления. Первая железная дорога соединила обе столицы – Токио и Киото. В 1869 г. в Японии провели первую телеграфную линию, а в 1870 – почту.


Япония долгое время оставалась закрытой для остального мира государством но изоляция прекратилась, и Япония стала тесно сотрудничать с ведущими мировыми державами. О том, как происходила модернизация японского общества, узнаем ниже.

Япония на пути модернизации

Император Муцухито

Рис. 1. Император Муцухито.

Понимая, что для конкурентоспособности с ведущими державами мира нужно иметь одинаковый с ними уровень развития, император сначала объединил всю страну под своей властью, уничтожив феодализм, а затем начал тесное сотрудничество с Британской империей и США, перенимая все лучшее, что имелось у этих стран.

Рассмотрим суть проводимых изменений, сведя их в общую таблицу.

Реформа

Содержание

Изменения в жизни общества

Уничтожение власти князей

Раздел страны на префектуры и губернии во главе с назначаемыми чиновниками

Установление частной собственности на землю. Разрешение купли-продажи земельных участков

Крестьяне получили землю. Рост богатства у крупных землевладельцев, снижение доходов у части крестьян

Введение всеобщей воинской повинности

Самураи лишились привилегии быть замкнутой кастой; армия начала формироваться по европейскому образцу

Принятие Конституции и создание двухпалатного парламента

Император имел почти неограниченные права. Избирательное право получил 1% населения. Чиновниками в стране стали самураи

Портрет Кацумото

Рис. 2. Портрет Кацумото.

В начале 20 века в стране наблюдался бурный рост экономики. Япония начинает наращивать свой военный потенциал, развивая и военно-промышленный комплекс, превращаясь в колониальную державу.

Читайте также: