Конспект 5 класс обж опасные ситуации на дорогах

Обновлено: 03.07.2024

Цели урока: актуализация знаний об опасных ситуациях, о собственной и общественной безопасности на железнодорожном транспорте; развитие познавательного интереса к изучаемому материалу; развитие логического и образного мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы

Планируемы результаты:

Предметные результаты: освоение навыков безопасного поведения на железнодорожном транспорте; применение превентивных мер предупреждения пожаров на транспорте и действие по алгоритму в определенных ситуациях; отработка навыков работы в группе и разработка алгоритма действий.

Метапредметные результаты обучения:

Познавательные: овладение обучающимися навыков работы с разными источниками информации; извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; овладение навыками правил по безопасному поведению; умение работать с методическим материалом учебника и рабочей тетради; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Личностные результаты обучения: развитие устной и письменной речи; расширение кругозора; формирование потребности осознанного выполнения правил безопасности жизнедеятельности; формирования потребности к стремлению учиться, умение провести самооценку; осознание своих возможностей в учении; развитие учебной активности; осознание необходимости самосовершенствования

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; контроль в форме сличения результата своей работы с готовым верным ответом с целью обнаружения отклонений и отличий от него, коррекция результата деятельности.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками в группе; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение проявлять интерес к чужому мнению; развитие и умение выражать свои мысли и способность слушать собеседника; принимать его точку зрения.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определяют тему урока; ищут информацию в учебник

-отвечают на вопросы;

-работают в группах;

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

1. Орг. момент.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о безопасном поведении в нашей жизни. Вам предстоит работать в группах. Поэтому хочу напомнить вам правила работы:

1. Дорого мнение каждого.

2. За работой не кричи, а спокойно говори.

3. Умей не только отвечать, но слушать

(Железная дорога и поезд)

- О чем мы сегодня будем говорить? (о безопасности на жд транспорте).

Запишем тему урока в тетрадях. СЛАЙД №1 (ТЕМА УРОКА)

- Где могут пригодиться знания, которые получите на уроке? (путешествуя на железнодорожном транспорте)

2. Изучение нового материала.

- Для нас железная дорога – очень актуальна, благодаря железнодорожной станции существует наш поселок. Практически каждый из нас пользуется услугами железнодорожного транспорта.

Первые паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы. Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. СЛАЙД№3

Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. Со временем паровозы усовершенствовались, стали более сложными, и люди могли ездить в них в любое время года. Так появились тепловозы СЛАЙД№4

А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движенье его приводит электричество. СЛАЙД №5

- Железнодорожный транспорт – удобное, быстрое средство передвижения. Он считается самым безопасным из всех видов сухопутного транспорта – в 10 раз безопаснее автомобильного. Но нельзя забывать о том, что это - зона повышенной опасности.

- Что такое зона повышенной опасности? - - Какие опасные зоны есть на железной дороге? ( Железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы, вагон) СЛАЙД №6.

- Поэтому отправляясь в путешествие на поезде, мы должны помнить об этих местах.

- Итак, мы отправляемся в путешествие. С чего начнем?

- Для начала нужно приобрести билет. Это сделает кто – то из взрослых. На ваших столах лежат различные документы, выберите те, которые нужны для того, чтобы купить билет. (Дети выбирают документы)

- Для покупки билетов нужно предъявить паспорт и свидетельство о рождении на несовершеннолетнего ребенка.

-Обязательно нужно сверить все данные билетов и документов, иначе, если будет какая – то ошибка проводник не посадит вас на поезд, и вы никуда не поедете.

-Билеты приобретены, чемоданы упакованы. Что необходимо проверить, выходя из дома? (Взяли ли вы документы, билеты, весь ли багаж, деньги и ключи от квартиры, а также - все ли отключены электроприборы, надежно ли закрыты водопроводные краны. Последнее, что необходимо сделать – это закрыть все окна, форточки и закрыть дверь).

- Что должен знать каждый, кто отправляется в поездку вместе с вами? (Номер поезда, номер вагона и время отправления.)
- Для чего это надо знать? (В случае если потеряемся на вокзале или отстанем от поезда.)
- О чем ещё можно договориться, выходя из дома? (О конкретном месте встречи на случай, если потеряемся.)
- Мы с вами вышли из дома заранее, чтобы не опоздать на поезд. Все мы добирались до вокзала различными маршрутами. СЛАЙД№7

- А вот герои следующего мультфильма до вокзала добирались так.

Просмотр мультфильма СЛАЙД №8

- Правильно ли переходили герои?

- А вы правильно переходили ж/д пути? Где? (По мосту)

- Вот мы и на вокзале. СЛАЙД№9

Что или кого мы теперь должны проверить? (Проверяем вся ли компания в сборе, проверяем наличие багажа).

- До поезда еще есть немного времени. Но что это посмотрите снова герои мультфильма, что же они делают!

Просмотр мультфильма. СЛАЙД №10

- Правильно ли вели себя герои?

-Вот такая же участь может ожидать тех, кто не выполняет правила поведения на платформе.

Работа по рисункам

- Правил поведения на железной дороге много. Сейчас мы с вами о них узнаем. У каждой группы путешественников лежат рисунки, в которых описываются разные ситуации на железной дороге. Каждая группа должна вывести одно правило поведения на ж/д. Условие: правило должно звучать одним предложением. На выполнение задания дается 3 минуты.

ПРАВИЛА: - Не играйте на платформе!

- Выбирайте безопасный путь! (Не подлезай под вагонами поезда)

- Осторожно! Высокое напряжение!

- Не переходи железную дорогу в наушниках и разговаривая по телефону!

- Обнаружив посторонние предметы, сообщи взрослым!

- Давайте запишем их в тетради. (Запись в тетради)

- Давайте узнаем, о каких еще правилах нам рассказывают авторы учебника. Прочитаем их в учебнике на странице 86.

Работа с учебником. Самостоятельно читают.

О каких правилах поведения на железной дороге вы узнали? Допишем их.

Сотрудники станции Яр регулярно присылают письма, в которых описываются печальные факты, вот некоторые из них (Оперативная информация о происшествиях на железной дороге с участием детей) СЛАЙД №11

Что вы для себя усвоили из этой информации? (надо быть предельно осторожным на жд)

- Молодцы! Наконец-то объявили посадку. А проведем мы ее в форме физкульминутки.

Мы идем, мы спешим И к вагонам мы бежим. Чемоданы поднимаем – раз, два! Раз, два! И соседям помогаем – раз, два! Раз, два! Подаем и принимаем – раз, два! Раз два! Повороты выполняем – раз, два! Раз, два! Не устали мы ничуть. До свиданья, в добрый путь!

Отметьте для себя, где находятся огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности. Если надписи нет, и вы не увидели огнетушителя, то не стесняйтесь и спросите об этом проводника. СЛАЙД №13

- А теперь виртуально занимаем места согласно купленным билетам. Самыми безопасными местами поезда являются – центральные вагоны, купе с аварийным выходом - окном или расположенные ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

- Багаж у нас небольшой. Как правильно его разместить? Подумаем в группах (3 минуты) (Постараться расположить багаж под нижним сиденьем. Багаж на верхних полках поставить подальше к стене и обязательно закрепить. Тяжелый и громоздкий багаж ни в коем случае не класть на верхние полки. Более ценный багаж и ценные вещи не оставлять без присмотра.
- Для чего необходимо именно так расположить багаж? (Правильное размещение багажа не соблазнит вора украсть у нас что-либо и еще в случае резкого торможения поезда багаж не упадет с верхних полок.)

- Как вы думаете, а существуют ли какие – то правила безопасного поведения в поезде? (Ответы детей).

- Послушаем, что у вас получилось, и дополним друг друга. Допишите правила, которые вы не написали.

Правила эти железнодорожные –

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно.

- Ну что, зная и соблюдая эти правила, мы спокойно можем ехать. Можно и поиграть.

Если вы согласны с утверждением – хлопайте в ладоши, если нет – молчите.

Дима играет с мячиком на платформе.

Лена убрала тяжелый багаж под нижнюю полку.

В вагоне поезда жарко, Алёша открыл окно и высунул голову.

Ваня идёт по рельсам.

Дети играют в прятки. Маша спряталась под вагон, чтобы её не нашли.

Коля в зале ожидания ждёт поезд.

Серёжа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.

Катя очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Маша отказалась от напитков предлагаемых соседом по купе.

Саша на ходу поезда соскочил из вагона.

Работа с рисунком.

- На данном рисунке нужно найти людей, которые нарушат правила поведения на ЖД. СЛАЙД №14

Путешествуя в поезде нужно помнить, о том, что могут произойти опасные ситуации: пожар, сход вагонов с рельс, крушение поезда.

- Что или кто может стать причиной таких ситуаций? (Собственное легкомыслие, действия хулиганов и преступников – теракт, баловство детей, нарушение правил работы сотрудниками жд возгорание поезда, повреждение путей) Конечно, если случится пожар или крушение поезда нужно точно и быстро реагировать на ситуацию и ни в коем случае не паниковать. Об этом мы поговорим на следующем уроке. - Наше путешествие подошло к концу. И доехали мы до места назначения благополучно. Как вы думаете, почему? (Соблюдали правила поведения на железнодорожном транспорте)

Железная дорога- не место для игры,

Вы правильно усвоили, как себя вести.

4. Итог урока.
-О чём сегодня шла речь на нашем уроке?
-Сегодня на уроке мы говорили о правилах безопасного поведения при поездках на железнодорожном транспорте, как надо действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также познакомились с правилами безопасного поведения на пристанционных территориях.

Организация домашнего задания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Москва Просвещение 2011 г.

Фролов, Литвинов А.В.Смирнов

Используемое оборудование:

Краткое описание:

Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс .

Цель: обобщение и закрепление знаний и представлений школьников о безопасности дорожного движения.

Образовательная : сформировать знания о последствиях опасных ситуаций на дорогах и тротуарах;

Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

Воспитательная : воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок, начинается урок - … урок ОБЖ.

II. Актуализация опорных знаний.

Быть здоровым значит не болеть, не подвергать своё здоровье опасности. Сегодня на уроке будем продолжать учиться беречь своё здоровье.

Отгадайте загадки. (Дети отгадывают загадки, учитель на доске прикрепляет слова)

Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет. (Дорога.)

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю -

Правила я выполняю. (Пешеход)

Автомобиль. Дорога. Пешеход.Как неразрывны эти три слова! Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?

III. Работа по теме урока.

Мы живём сегодня в век скоростей. Все вокруг торопятся, спешат…

Одна секунда. Много это или мало? Для пешехода одна секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – вещь весьма серьёзная.

Какие же опасности угрожают нашему здоровью на дорогах? Какая причина?

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, какие опасности угрожают нам на дорогах и тротуарах, как их избежать. Слайды 1-5

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку, как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. Как же появился автомобиль?

Ученик. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

Учитель. Ребята, а как появились правила дорожного движения?

Ученик. В давние времена, когда человек перемещался по земле только пешком, правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее, перевозить грузы, человек оседлал животных. А потом запряг их в повозки. По земле заколесили экипажи, и сразу всё осложнилось. Пока не было Правил дорожного движения, одни не хотели уступать дорогу другим, другие рады были бы уступить, но не знали, как это безопасно сделать. Царила неразбериха. Сталкивались экипажи, получали травмы пешеходы. Появились первые пострадавшие и первые нарушители порядка на дорогах. И тогда людям пришлось задуматься над тем, как упорядочить движение экипажей и пешеходов.

Ученик. Ещё при царе Иване III на Руси повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам, а нарушителей строго наказывать. Известны такие же указы Петра I, царицы Анны Иоанновны, императрицы Екатерины II.

Именно эти указы и стали предшественниками современных Правил дорожного движения.

Ученик. Правилами дорожного движения мы не пользуемся, пока находимся дома, в школе, играем вдали от дороги . Но они сразу же становятся необходимыми, как только выходим из дома на улицу и превращаемся в участников дорожного движения. В этом случае все мы можем быть либо пешеходами, либо водителями, либо пассажирами.

Правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Слайды6 - 9

Каждый ученик выбирает карточку с заданием, на которой написаны вопросы и отвечает.

1.Как правильно перейти улицу ? (Переходя улицу посмотреть налево и направо. И только убедившись в том, что дорога свободна, можно переходить улицу. В тех местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора или регулировщика.)

2. Как нужно двигаться вдоль дороги, на которой нет пешеходной дорожки? (Идти так, чтобы машины не обгоняли нас, а ехали навстречу)

3.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Что это? ( тротуар )

4. Как называется техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешехода? ( светофор)

5. С какого возраста можно выезжать на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет).

7. Как нужно ходить по тротуару? (Придерживаться правой стороны, чтобы не мешать идущим навстречу людям)

8. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Дети, которые играют на дороге, мешают движению и могут попасть под колёса машины)

9. Как правильно обходить автобус? (Дождаться, пока не отъедет, а потом переходить)

10. По какой стороне улицы или дороги движется автотранспорт в нашей стране?(По правой)

11. С какого возраста разрешается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля? (с 12 лет).

12.При каком условии можно вам ездить на переднем сидении? (Если есть специальное детское кресло).

Учитель . Отгадайте загадку

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор:
Мы три родные брата:
Наш домик… (светофор). Что означает каждый цвет светофора?

Красный свет светофора-

Стой на месте!
Идти опасно!

Жёлтый свет светофора –

Зелёный свет светофора –

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали, а теперь пора и отдохнуть.

Учитель. Отгадайте загадку: "Кто на дороге без языка, а говорит?"(Дорожные знаки). Слайды 10-11

Назовите виды дорожных знаков. (Предупреждающие, запрещающие, информационные, предписывающие).

У вас в конвертах дорожные знаки. Разложите их и приклейте каждый вид на отдельном листе. Расскажите, что означают эти знаки, чем они отличаются друг от друга. Работа в группе. (От каждой группы выходят дети и рассказывают, к какой группе относятся знаки, что они обозначают).

Ребята, кто из вас ездил ночью?

Что происходит со знаками в тёмное время суток?

Почему знаки светятся?

Они предупреждают водителя

Ученик. Англичанин Перси Шоу туманной ночью чуть не сорвался с обрыва на своей машине. В самый последний момент он увидел отражение света фар машины в глазах кошки. Эта кошка мирно сидела на обочине дороги.

Под впечатлением этого случая англичанин изобрёл отражающий элемент. Учитель. Вам сейчас тоже приходится ждать автобус утром, когда ещё темно. Нужны ли нам светоотражающие повязки? Зачем нужны? ( Чтобы предупредить водителя ). Гимнастика для глаз ( вращение )

Кроссворд. Каждой группе учитель читает вопрос. Ответивший ученик пишет ответ на доске.

Вопросы:

1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.
2. Повреждение машины транспортного средства.
3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.
4. Лицо, управляющее транспортным средством.
5. Человек, идущий пешком.
6. Твердое и гладкое покрытие дороги.
7. Боковая часть, край дороги.
8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы на кроссворд

Ключевое слово: СВЕТОФОР .

Работа в группах .

Вам даны задачи – шутки.

1. За Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст.

Скольких друзей поймал милиционер за нарушение правил дорожного движения?

2. Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему?

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

Самопроверка. Проверьте свои тексы и поставьте оценку. Нет ошибок – 5, одна ошибка 4, две ошибки – 3.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились. Напоследок мне хочется вам сказать: берегите свою жизнь, соблюдайте правила дорожного движения.

Очень важно,
Чтобы все без исключенья.
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали,
Но и строго выполняли!

Дороги бывают разные: например, лесные и полевые, сезонные дороги — зимники и ледовые переправы, улицы, проспекты, магистрали с эстакадами — развязками для автомобилей.

Современная дорога может включать одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы.

По проезжей части движутся автомобили, автобусы, троллейбусы. Вдоль границы проезжей части или по её середине могут располагаться трамвайные пути. По обе стороны от проезжей части в городе находится тротуар для пешеходов. А за городом — незаасфальтированная полоса дороги. Это обочина. Она служит для вынужденной остановки транспорта.

На современных дорогах выделяют специальную велосипедную дорожку и полосы для движения общественного транспорта. На широких дорогах с интенсивным движением транспорта выделяют разделительную полосу, чтобы отделить друг от друга встречные автомобили. Разделительная полоса или всегда приподнята над проезжей частью и окаймлена бордюрным камнем, или выделена с помощью разметки. Движение транспорта бывает односторонним и двусторонним.

Одностороннее движение — когда весь транспорт движется в одном направлении по всей ширине проезжей части, куда указывает белая стрелка на придорожном знаке (встречный транспорт в этом случае исключён). Знак устанавливается за перекрёстком, в начале дороги. Знак разрешает движение прямо, налево или направо, но запрещает разворот.

На дорогах России, как у большинства стран мира, установлено правостороннее движение транспортных средств. В ряде стран по традиции сохранено левостороннее движение (Великобритания, Австралия, Япония и др.). В этих странах выпускаются транспортные средства с правым расположением руля.

На дорогах с правосторонним движением водительское место в автомобиле должно находиться со стороны встречного потока, то есть слева, и справа — в странах с левосторонним движением.

    Ежегодно в нашей стране происходят около 200 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В результате погибает 25—30 тысяч человек, 250 тысяч получают ранения различной тяжести.

На улицах пешеходы движутся по тротуарам. Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов. Тротуар может примыкать к проезжей части или быть отделённым от неё газоном. Он обычно приподнят над проезжей частью на высоту 15—20 см. По тротуарам движение транспорта запрещено. В случае необходимости по тротуарам могут проезжать автомобили дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб для уборки снега или ремонта городских коммуникаций, а также подвоза груза к торговым предприятиям.

Одним из важных и опасных элементов дороги является перекрёсток. Это место пересечения дорог и улиц. Проезжую часть можно переходить у перекрёстка по пешеходным переходам. На перекрёстке очерёдность движения определяется сигналами светофора или при необходимости регулировщиком.

Вопросы

  1. Что такое дорога?
  2. Какие элементы дороги ты знаешь?
  3. Почему дорогу разделили на проезжую часть, тротуар и обочину?
  4. Для чего нужна обочина?
  5. По какой части дороги может ходить пешеход?
  6. Как ты думаешь, почему перекрёсток — это самый опасный участок дороги?

Задание

Участники дорожного движения

Главные участники дорожного движения — это пешеходы, водители и пассажиры, то есть мы с вами. Участвуя в дорожном движении, мы обязаны выполнять определённые правила поведения, чтобы избежать опасных ситуаций на дорогах.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла одновременно с появлением автомобиля. В 1886 г. в мире появился первый автомобиль, а через 10 лет произошло первое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — наезд на пешехода. Уже в 1899 г. в результате дорожной аварии погиб человек.

  • пассажирский — автобусы, троллейбусы, трамваи и легковые автомобили;
  • грузовой — автомобили, которые перевозят различные грузы. Они различаются по грузоподъёмности, особенностям конструкции, видам перевозимых грузов. Например, самосвалы и фургоны, панелевозы и контейнеровозы.
  • Специальные автомобили: пожарные, полицейские, медицинские. Эта категория транспорта пользуется определёнными преимуществами перед другими участниками дорожного движения. Они спешат к тяжело больному человеку, или на пожар, или на срочное задержание нарушителей общественного порядка.


Положительное значение автомобильного транспорта очевидно. Однако не следует недооценивать и той опасности, которую несёт в себе автомобиль в случае ДТП.

Автомобили на шумных магистралях движутся на высоких скоростях, создавая труднопреодолимые потоки для пешехода и водителей. Городские службы не успевают реконструировать дорожную сеть городов в более безопасные магистрали, которые бы обеспечивали повышенную защищённость пешеходов и автомобилей. Такая напряжённая ситуация на дорогах, конечно, приводит к росту аварий.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий — это нарушение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Мы часто переходим дороги в неустановленном месте, не обращаем внимания на сигналы светофора. Ходим по проезжей части при наличии тротуаров. Можем промчаться на роликовых коньках, самокатах по оживлённой магистрали. Автомобилисты проезжают на красный сигнал светофора, игнорируя требования дорожных знаков, или позволяют себе сесть за руль в нетрезвом виде.

Запомни, сегодня, чтобы избежать опасной ситуации на дороге, сохранить свою жизнь и не принести вреда окружающим, необходимы хорошие знания правил дорожного движения (ПДД) и их обязательное выполнение. Если кто-то из пешеходов нарушает правила дорожного движения, например, решил перейти дорогу на красный запрещающий сигнал светофора, то это не значит, что ты должен идти с ними. Автомобиль может появиться неожиданно.

Запомни правило: на дороге не делай, как все, делай так, как требуют правила дорожного движения. Учись самостоятельно принимать правильные решения.

  • если ты пешеход, то должен идти по тротуару или пешеходной дорожке, а при их отсутствии по обочине дороги;
  • при движении по краю проезжей части пешеход должен идти навстречу движению;
  • при приближении специального транспорта с включённым проблесковым маячком синего или красного цвета и звуковым сигналом воздержись от перехода проезжей части;
  • пересекай проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и надземным);
  • строго подчиняйся сигналам светофора;
  • не ослабляй внимания при жёлтом сигнале светофора, когда при исключительных обстоятельствах водителям разрешается дальнейшее движение;
  • при отсутствии автомобилей в зоне видимости перехода не перебегай проезжую часть, а переходи её шагом и в прямом направлении, а не наискосок, предварительно убедившись, что нет приближающихся машин. Прежде, чем перейти проезжую часть, определи одно-или двустороннее движение. При одностороннем движении определи направление движения транспорта. При двустороннем движении, переходя первую половину смотри налево, вторую — направо. При одностороннем движении — всё время со стороны движения транспорта;
  • не успев перейти улицу перед приближающимся транспортом, не мечись, а остановись и дай возможность водителю объехать тебя;
  • будь внимательным и осторожным в ненастную погоду, в гололедицу или при густом тумане, когда водителю не всегда удаётся рассчитать тормозной путь его машины;
  • не выходи с тротуара на проезжую часть дороги вне пешеходных переходов или когда переход запрещён;
  • не останавливайся в непосредственной близости от движущегося автомобиля, так как выступающие детали машины могут сбить или зацепиться за одежду и потащить тебя за собой;
  • после выхода из общественного транспорта переходи улицу только по пешеходному переходу, а если его нет, то после отхода автобуса, троллейбуса, трамвая или маршрутного такси, когда дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

Трамвай, автобус и другой общественный транспорт ожидай на специальных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине дороги около указателя остановки.

Помни! Зона остановки — опасное место для взрослого и ребёнка. Остановившийся автобус или троллейбус сокращает обзор дороги; кроме того, люди здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть тебя на проезжую часть.

Запомни ещё одно правило, действующее на дороге. Никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение. Даже сильное торможение не в силах моментально остановить троллейбус или автомобиль. Таким образом, до полной остановки транспортное средство пройдёт ещё какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путём. Чем больше скорость, например, и вес автомобиля, тем его тормозной путь больше. На его длину влияет состояние дороги и погода.

Вопросы

  1. Что такое правила дорожного движения?
  2. Почему от знания и соблюдения человеком правил дорожного движения зависит его жизнь?
  3. Какие правила дорожного движения ты знаешь?
  4. Кто такой пешеход?
  5. Большая часть несчастных случаев с пешеходом происходит там, где пересекаются транспортные и пешеходные пути. Перечисли эти опасные участки.
  6. Как ты думаешь, почему люди, хорошо зная правила дорожного движения, нарушают их?
  7. Какие ты знаешь виды общественного транспорта?
  8. Внимательно изучи рисунки. Какие правила нарушают пешеходы?


Задания

  1. На рисунках показаны разные варианты сигналов светофора. Подбери к каждому номеру текст, поясняющий эти сигналы.
    1. Внимание! Можно переходить проезжую часть дороги.
    2. Внимание! Нельзя переходить проезжую часть дороги.
    3. Внимание! Сейчас можно будет перейти проезжую часть дороги.
    4. Внимание! Автомобиль может ехать.
    5. Внимание! Автомобиль должен тормозить и остановиться около перехода.
    6. Внимание! Сейчас нельзя будет переходить проезжую часть дороги.
    1. Давай ещё раз повторим правила дорожного движения для пешеходов. Для этого закончи предложения.
      1. Пересекать проезжую часть дороги можно по .
      2. Нельзя переходить проезжую часть дороги на переходе, если сигнал светофора . если сигнал светофора .
      3. Если есть тротуар, то нельзя идти по . части.
      4. Не останавливайся в непосредственной близости от проходящего . потому что выступающие детали могут зацепиться за одежду и столкнуть тебя на проезжую часть.
      5. После выхода из общественного транспорта переходить дорогу надо только .
      6. Если нет специального перехода, то переходить дорогу можно после .

      Задача

      1. На расстоянии 16 метров до пешеходного перехода одновременно начали тормозить три автомобиля. Тормозной путь первого составил 13 метров, второго — на 4 метра больше, третьего — на 3 метра больше. Кто из водителей будет считаться нарушившим правила после остановки и почему?

      Ролевая игра

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Правила безопасного поведения на дорогах и проезжей части.Общественный личный транспорт. Правила для пешеходов, пассажиров, водителей.

      Основы безопасности жизнедеятельности

      - актуализировать знания об опасных ситуациях на дорогах и сформировать знания о последствиях опасных ситуаций, произошедших на дорогах.

      Тип урока: комбинированный

      Оборудование:

      Наглядные пособия: правила поведения на дорогах, плакаты, фотографии.

      1.Организационный момент. Приветствие учителя

      2.Вопросы для активизации знаний:

      - Кто знает, чем регулируется движение на улицах и дорогах?

      (светофорами, регулировщиками, дорожными знаками, дорожной разметкой)

      - Какие вы знаете виды светофоров?

      (транспортные и пешеходные)

      - Что обозначают цвета на светофоре?

      ( красный – движение запрещено, желтый – внимание (подготовка к движению), зеленый – движение разрешено)

      - Что такое дорожное движение?

      Дорожное движение – это все общественные отношения, возникающие в процессе перемещение людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорожное движение происходит по правилам дорожного движения: свод законов и неформальные правила которые вырабатываются со временем. Организованное дорожное движение имеет хорошо разработанную систему приоритетов проезда. Разметку и систему знаков, средства регулирования потоков транспорта и пешеходов на перекрестках.

      - Что такое проезжая часть, или мостовая?

      (часть улицы, предназначенная для транспорта).

      - Что такое улица?

      Улица – обычно два ряда домов и пространство между ними для передвижения. Улица может не иметь специального покрытия (просто участок земли), а может быть покрыта каким – либо прочным материалом (дерево, кирпич, камень, щебень, асфальт)

      Одним из отличий улиц является наличие тротуаров. По улицам часто проходят трамвайные рельсы, по середине бывают высажены деревья.

      - Какими бывают виды транспорта?

      Автомобили и мотоциклы, троллейбусы, автобусы и трамваи, мопеды и велосипеды.

      - Все ли транспорты одинаковы?

      Виды транспорта различаются:

      - по назначению (одни перевозят пассажиров, другие-грузы);

      - по габаритам (сравни десятитонный грузовик и велосипед).

      Автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, легковые автомобили называются общественным транспортом.

      -Что такое тротуар?

      Тротуар – пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку от проезжей части улицы. Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно- эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.

      - Кто такой пешеход?

      Пешеход – участник дорожного движения, находящийся вне транспортного средства. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, детскую или инвалидную коляску. Правилами дорожного движения определяются права и обязанности пешеходов. Для пешеходов предназначены тротуары – пешеходная часть улицы.

      - Как должен вести себя пешеход на улице?

      Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а так же в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке и идти в один ряд по краю проезжей части.

      - Что такое правила дорожного движения? Какие правила дорожного движения вы знаете?

      ПДД – свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а так же технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

      - Что такое безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения: транспорта и пешеходов.

      - Что такое дорожно- транспортное происшествие?

      Дорожно-транспортные происшествия, происшествия, возникшие в процессе движения автотракторный транспортных средств и других самоходных машин, повлекшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др.

      - В чем причина аварий?

      Большая часть наездов на пешеходов случается там, где транспортные и пешеходные пути пересекаются: на наземных переходах, остановках общественного транспорта, у магазинов, школ, театров.

      3.Объяснение нового материала

      Чтобы опасность не ворвалась в твою жизнь, нужно делать не так, как все, а так, как тебя учат родители и учителя.

      Транспортные средства не должны ехать на красный свет, но некоторые недисциплинированные водители не всегда выполняют это правило. Поэтому даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, будь предельно внимательным и осторожным. Запомни: никакое транспортное средство, набравшее скорость, не может остановиться сразу, а будет некоторое время продолжать движение по инерции. Значит, до полной остановки транспортное средство пройдет еще какое-то расстояние. Это расстояние, которое оно проходит с момента торможения до полной остановки, называется тормозным путем.

      А сейчас мы закрепим новый материал.

      Первичная проверка и закрепление знаний

      Предлагается учащимся вспомнить основные рекомендации для пешеходов:

      - строго подчиняйтесь сигналам светофора;

      - не перебегайте улицу, а переходите ее шагом и в прямом направлении, а не наискосок;

      - будьте внимательным и осторожным в ненастную погоду, особенно при обледенелом дорожном покрытии, когда водителю не всегда удается рассчитать тормозной путь его машины;

      - не сходите с тротуара на проезжую часть улицы вне пешеходных переходов;

      - не останавливайтесь в непосредственной близости от проходящего автомобиля, так как выступающие детали машины могут задеть за одежду и потащит за собой;

      - выйдя из общественного транспорта, сначала пройдите на тротуар и только после этого начинайте переход улицы;

      - при приближении специальных автомобилей (пожарных, милицейских, медицинской помощи) с включенным звуковым сигналом отходите в сторону, чтобы не мешать их следованию.

      5. Самостоятельная работа

      Работа в рабочих тетрадях (изображение дорожных знаков и опасных ситуаций на дороге)

      6. Подведение итогов урока

      Обобщение результатов изучения материала и работы отдельных учащихся. Повторение главных выводов по теме – главные правила поведения пешеходов. Выставление оценок.

      Читайте также: