Конспект урока по валеологии

Обновлено: 06.07.2024

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.

Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.
Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (в ходе простых экспериментов).
Вызвать у детей желание больше узнать о своем организме.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.

Оборудование:

Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованным силуэтом человека и внутренних органов.
Зеркальца, надутые ранее и сдутые воздушные шары.
Картинки с изображением продуктов питания.
Небольшие перья.
Стаканы с водой, соломинки.

Ход занятия:

- Каждый человек должен знать строение своего своего тела, ведь это поможет ему быть здоровым.
Вы уже знаете, что наше тело устроено так: сверху — голова, затем шея и туловище. У туловища есть верхние конечности — руки и нижние конечности — ноги.

- Но это то, что мы видим, а ведь внутри нашего тела много разных органов. Их мы не видим, но благодаря им живем, дышим, думаем, едим и многое другое. Мы познакомимся сегодня с самыми важными органами.
Перед вами рисунок-схема, на котором изображены эти органы. После знакомства с каждым органом, вы закрасите его цветными карандашами и постараетесь запомнить.

- Один из самых главных органов — мозг. Он как начальник над всеми органами, он все знает и за все отвечает. В него, как по проводам, приходят сигналы из внешнего мира, а он отдает приказы всему организму, как реагировать на эти сигналы. Мозг помогает человеку быть человеком. Думать. Ходить. Делать разную работу.

Дети выполняют действия по командам.

- Наш мозг отдыхает ночью, когда темно и мы спим. Но отдыхает не весь мозг, есть у него дежурные клеточки, которые работают даже ночью. Ведь ночью мы видим сны. А вы можете рассказать, что вам снится?

- Мозг очень хрупкий. Хорошо, что твердый череп надежно защищает мозг от повреждений. Но все-таки старайтесь не ударяться головой. От сильного удара бывает сотрясение мозга.

Сердце

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.

- Находится сердце в центре груди, почти посередине, а размером с кулак. Сложите руку в кулак и приложите к центру груди, чуть левее. Вот примерно такого размера ваше сердце. А теперь сжимайте и слегка разжимайте кулак — так работает сердце: когда оно сжимается, то толкает кровь. А вы слышите стук сердца.

- Какого цвета наша кровь. Как вы узнали об этом? Когда у вас из ранки течет кровь, то взрослые спешат обработать ранку и остановить кровь. Это очень важно, так как терять кровь очень опасно. А как вам обрабатывают ранки?
Сердце нужно беречь. Но если человек решит все время лежать и ничего не делать, чтобы поберечь сердце, то очень сильно ошибется и только навредит своему сердцу. Сердце нужно тренировать, заниматься физкультурой. Когда бегаешь, сердце быстрее работает. Стучит и качает кровь.

Эксперимент

Сейчас мы это докажем. Приложите ладонь к сердцу и прислушайтесь. А теперь попрыгайте, побегайте на месте, наклонитесь вперед, назад. Теперь снова приложите руку к сердцу. Что изменилось? Сердце забилось сильнее.

Легкие

У человека два легких. Легкие нужны человеку чтобы дышать и питать кровь нужным воздухом. Воздух не виден, но жить без него нельзя.

Эксперимент

Посмотри на свое дыхание. Поднесите зеркальце поближе и подышите на него. От теплого дыхания зеркало затуманится.
Ваши легкие расширяются, как этот шарик, когда вы вдыхаете и сужаются, когда вы выдыхаете воздух.
Положите руки на грудь и сделайте глубокий вдох. Вы почувствовали, как руки приподнялись вместе с наполнившимися воздухом легкими. Теперь выдохните воздух. Руки опустились.

Эксперимент

Возьмите в руки соломинки, опустите и подуйте в них. Что вы увидели. Это воздух в виде пузырьков.

- Мы не всегда дышим одинаково. Когда бегаем — дышим чаще и глубже, а когда мы спокойны или спим — дыхание у нас ровное и спокойное.
Нужно стараться не дышать дымом или грязным воздухом. Нашим легким полезен свежий чистый воздух. И конечно же, нельзя травит свои легкие сигаретами. От сигаретного дыма легкие становятся черными и заболевают.

Дети по команде воспитателя выполняют упражнение.

Желудок

- На теле человека есть много-много точек. Которые соединены с разными органами. И если выучить эти точки, то можно себе помогать, когда заболеваешь. Сейчас мы научимся сами себе делать массаж.

Гномик в пальчиках живет,
(сгибают разгибают пальцы рук)

Он здоровье нам несет.
Раз, два, три, четыре, пять,
(фалангами напыли трут точки у крыльев носа)

Начал гномик наш играть,
Кулачком у носа кружочки рисовать,
А потом поднялся выше
(легкое поглаживание гайморовых пазух носа)

И скатился сверху вниз.
Гном в окошко посмотрел,
(массаж указательным и средним пальцами надбровных дуг)

Засмеялся, улетел.
Гном нашел у глаза точку,
(массаж точек у переносицы)

Вправо, влево покрутил,
На другую надавил,
(массаж точек у крыльев носа)

А потом спустился ниже -
(массаж точек над верхней губой)

Прямо к ротику поближе,
За ушами прятался,
(массаж точек ушной раковины)

Смеялся надо мной
И хотел играть со мной.
Раз, два, три, четыре, пять,
(массаж лобного отдела и надбровных дуг)

Я решил его поймать.
Гнома я в бровях ловил,
А он по кругу все ходил,
Вот гномик наш и умолк
(массаж кончика носа)

И пустился наутек.
Мы возьмем его в ладошки,
(расслабление кистей рук)

Помашем ручками немножко.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .


Образовательная область: познание, коммуникация, здоровье. Направление деятельности:познавательно –речевое. Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни. Задачи: Образовательные: - формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье; - учить детей правильно чистить зубы Развивающие: -развивать разговорную речь детей

Содержимое разработки

Конспект непрерывной образовательной деятельности по валеологии младший возраст

Тема "Сохраним своё здоровье"

Образовательная область: познание, коммуникация, здоровье.

Направление деятельности:познавательно –речевое.

Цель: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни.

Образовательные:

- формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье;

- учить детей правильно чистить зубы

Развивающие:

-развивать разговорную речь детей.

-активизировать словарь: здоровье.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью

Предварительная работа:

- Беседа о здоровье, правильном питании и закаливании.

- Разучивание пальчиковой гимнастики.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент);
Практическое действие
Оборудование:

Мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, картинки на каждое правило здоровья, картинки с девочками: здоровой и больной, зубные щетки на каждого ребенка.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы им улыбнёмся и поздороваемся. Дети здороваются с гостями, садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Он вам оставил вот такие картинки ( воспитатель показывает картинки со здоровым и больным ребенком).

- Посмотрите, на картинках нарисованы девочки. Они одинаковые?

Воспитатель: На этой картинке какая девочка ?

Дети: веселая, красивая

Воспитатель: А на этой картинке какая?

Дети: грустная, болеет

Воспитатель :как вы догадались, что девочка больна?

Дети: держит градусник, лежит в кровати.

Воспитатель: А эта девочка почему веселая?

Дети: она не болеет, она здоровая

Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть здоровыми?

Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим о том, как быть здоровым. Как вы думаете, что надо делать, чтобы быть здоровыми и не болеть? Дети: кушать фрукты, гулять, делать зарядку(Одновременно показываю схему, картинку на каждое правило. Если дети затрудняются, то помогаю, показывая нужную схему).

Воспитатель: Правильно, молодцы! Чтобы быть здоровым надо: заниматься спортом, делать зарядку, закаляться, хорошо кушать, всегда быть чистыми (умываться и чистить зубы), кушать витамины.

Воспитатель: Быть здоровым нам поможет и специальная гимнастика. Пойдемте на коврик (дети идут на коврик, встают в кружок).

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? ( Погладить глазки, Сделать бинокль)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? ( Погладить ушки, Сделать ушки как у зайчика)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? ( Погладить ручки, Похлопать)

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? ( Погладить ножки, Потопать)

С добрым утром, солнце! Я проснулся. ( Сделать солнце, поднять руки вверх)

Воспитатель:Молодцы! Теперь мы стали сильнее и здоровее. Давайте сядем на место, спинки прямые.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, Мойдодыр оставил вам вот этот мешочек.

Воспитатель: В мешочке - отгадки на мои загадки. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать и найти отгадку в нашем чудесном мешочке.

Воспитатель загадывает загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (Расческа)

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все, как есть ему покажет. (Зеркало)

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

Дети отгадывают загадку и на ощупь достают предметы личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, зеркало), рассказывают, для чего они предназначены. Воспитатель помогает: - Для чего нужно мыло? (Чтобы мыться). – Для чего нужно полотенце?(Чтобы вытираться). – Для чего нужна расческа? ( Чтобы причесываться). – Для чего нужно зеркало? ( Чтобы смотреться, чистый или грязный)

Воспитатель: Ребята, а в мешочке ещё что-то осталось, давайте посмотрим? (достаем из мешочка зубную пасту и зубную щетку). Что это?

Дети: Зубная паста и щетка

Воспитатель: Нам нужны эти предметы, чтобы быть здоровыми?

Воспитатель: Для чего?

Дети: чтобы чистить зубы.

Воспитатель: А что будет, если мы не будем чистить зубы?

Дети: Зубы будут грязными, будут болеть. Воспитатель: Правильно. Вот как на этой картинке (показываю картинки с изображением желтых, больных зубов).

Воспитатель -А на этой картинке какие зубы?

Дети:зубы белые, чистые, красивые.

Воспитатель:А почему они такие?

Дети: их чистили.

Воспитатель: Все правильно. Сейчас мы будем учиться правильно, чистить зубы. Чистить пока мы будем без зубной пасты, потому что только учимся.

Практическое действие Чистим зубы. -Чистить зубки можно только своей щеткой, чужую брать нельзя. –Возьмите свою щетку с подноса и садитесь снова на стульчики. Тимоша, подойди ко мне. Ребята, посмотрите, как правильно чистить зубы ( воспитатель показывает на одном ребенке).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, что мы сегодня с вами делали?

Дети: загадки отгадывали, играли в чудесный мешочек

Воспитатель: Чему вы научились?

Дети: чистить зубки

Воспитатель: Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо! Ведь радостное, хорошее настроение помогает нашему здоровью. Угрюмый, злой и раздражительный человек легко поддается болезни. А хорошее настроение и улыбка – как защита от болезней. Давайте же чаще дарить друг другу улыбки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомните, какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (ответы детей)

Правильно, в этом нам помогают органы : зрения( глаза), слуха ( уши), обоняния ( нос), вкуса (язык), осязания ( кожа).

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Предлагаю детям выучить волшебные слова:

Загадку ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Есть всегда я у людей,

Есть всегда у кораблей.

Между двух светил. Посередине я один.

-Рассмотрите свой нос в зеркальце.

-Какой он формы? Какого размера нос?

(большой, маленький, курносый, пуговкой и др.)

-Как вы думаете, для чего нужен человеку нос? (чтобы дышать, различать запахи).

Предлагаю детям пофантазировать.

-А если бы не было носа, что тогда? ( Не смогли бы дышать, не различали бы запахи).

-Дышим мы все время и не можем не дышать, даже если захотели бы.

-Давайте проверим. Задержите на несколько секунд дыхание, зажав пальцами нос.

. -Что вы почувствовали? (Задыхаемся, кружится голова, хочется дышать.)

Можем ли мы долго не дышать?

-Правильно, потому что в воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.

-О воздухе говорят так:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Сформировать представление об органах дыхания, дыхательном процессе.

Углублять знания детей о строении, функциях, назначении органов дыхания.

Совершенствовать знания детей о значении дыхания для жизнедеятельности организма, путем проведения опытов.

Рассказать детям о влиянии и значении состава воздуха на процесс дыхания.

Развивать фантазию, любознательность, память.

Продолжать разучивание комплексов дыхательной гимнастики. Проследить зависимость частоты дыхания от физических упражнений.

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заботиться о чистоте воздуха, закаляться, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. Способствовать положительному эмоциональному настрою детей.

Обогащение словаря детей словами: организм, дыхание, воздух, легкие, кислород.

Уточнить значение слов: микроб, фильтр.

Вспомните, какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? (ответы детей)

Правильно, в этом нам помогают органы : зрения( глаза), слуха ( уши), обоняния ( нос), вкуса (язык), осязания ( кожа).

Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать своё тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

Предлагаю детям выучить волшебные слова:

Загадку ты решишь свободно:

Я - небольшая часть лица.

Есть всегда я у людей,

Есть всегда у кораблей.

Между двух светил. Посередине я один.

-Рассмотрите свой нос в зеркальце.

-Какой он формы? Какого размера нос?

(большой, маленький, курносый, пуговкой и др.)

-Как вы думаете, для чего нужен человеку нос? (чтобы дышать, различать запахи).

Предлагаю детям пофантазировать.

-А если бы не было носа, что тогда? ( Не смогли бы дышать, не различали бы запахи).

-Дышим мы все время и не можем не дышать, даже если захотели бы.

-Давайте проверим. Задержите на несколько секунд дыхание, зажав пальцами нос.

. -Что вы почувствовали? (Задыхаемся, кружится голова, хочется дышать.)

Можем ли мы долго не дышать?

-Правильно, потому что в воздухе содержится кислород, который необходим для нашего организма, как пища и вода.

-О воздухе говорят так:

Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

-А хотите узнать, как путешествует воздух по организму?

Предлагаю детям рассмотреть схематичное изображение органов дыхания.

-Давайте вместе с воздухом отправимся в путь.

При вдохе воздух попадает в нос. Нос - это очень важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку, - одновременно фильтр и печка. Внутри носа очень много мельчайших ресничек. К этим ресничкам прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попадала грязь. Нос также согревает воздух, чтобы дыхательные пути не охлаждались. Из носа через трубочку, которая называется трахея, воздух попадает в бронхи, а потом уже в легкие. - Легких два. (показываю модель легких).

-Вы когда - ни будь, надували воздушные шарики?

-Давайте представим, что мы надуваем шары. (Дети встают свободно и имитируют движения надувания шара).

-Молодцы! Вот и ваши легкие похожи на два воздушных шарика, которые при вдохе наполняются воздухом, а при выдохе - уменьшаются, сжимаются , как шарик. Легкие состоят из множества крошечных пузырьков, покрытых кровеносными сосудами. Когда легкие заполняются воздухом, они всасывают из воздуха весь кислород, чтобы отдать его крови. Кровь разносит кислород по телу, чтобы оно могло дышать. Легкие, также как и сердце, должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а легкие воздух.

-Так как вы думаете, зачем мы дышим? (чтобы в организм поступал кислород; без воздуха мы погибнем; чтобы жить).

Предлагаю кому-нибудь из детей показать путь воздуха в организме (на схеме).

-Покажи, через какие органы воздух поступает в легкие. Назови их. А теперь подойдите к столам, обозначьте стрелочками путь воздуха в организме при вдохе. (У каждого ребенка схематичное изображение человека и его органов дыхания, цветные карандаши). Хотите поиграть? (включаю веселую музыку).

Эй, ребята, посмотри : / поднять руки вверх;

Мы надули пузыри. / надуваем пузыри;

Синий, красный, голубой, /подскоки на месте;

Выбирай себе любой. / бег на месте.

(повторяется 2-3 раза)

Изменилось ли ваше дыхание?

Как вы стали дышать? ( быстро, часто).

Объясните, почему увеличилась частота вдохов и выдохов?

( Потому что мы прыгали, бегали).

Сделайте вдох ртом, носом. Когда горло больше чувствует холод? (При вдохе ртом).

А как вы думаете, почему нужно дышать носом? ( Чтобы не застудить горло; чтобы в легкие не попали микробы).

А каким воздухом нам полезно дышать? Почему? ( Дышится легко, появляется бодрость, хорошее настроение).

Что нужно делать , чтобы воздух был чистым? (Не загрязнять его; на заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают вредные вещества .Сажать растения, потому что выделяют кислород, увлажняют воздух, очищают его. Чем больше растений, тем больше кислорода.)

Дети подходят к столам и рассматривают иллюстрации. - Рассмотрите картинки и скажите , что для нас с вами вредно и полезно? Почему?

(На иллюстрациях изображено:

Дети гуляют в лесу, проветривание помещения, дети делают зарядку, занимаются спортом, сажают растения, идет дым от заводских труб, газ от автомобиля, мужчина курит и тд.)

Дети показывают иллюстрации и обосновывают свой ответ.

-А теперь давайте немного отдохнем. ( Звучит спокойная музыка). ---Сядьте на коврик свободно, не мешая, друг другу.

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Солнечные лучики согревают вас. Дыхание ровное спокойное. Усталость проходит , мышцы отдыхают.(обращаю внимание детей на дыхание).

-Представьте живот как шарик или мячик. Вдохните, - мячик слегка поднимается, медленно выдохните - мячик опускается. Дыхание плавное, равномерное. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. -- Изменилось ли ваше дыхание? Какое оно стало? (Ровное, спокойное).

-Объясните, почему? ( Потому что не прыгали, не делали резких движений.)

( Выставляю две картины)

-Посмотрите внимательно на эти картины.

_В каком городе вы бы хотели жить? Почему? (Потому, что чисто, нет дыма, газа, много растений.)

-Правильно, ведь свежий воздух укрепляет здоровье человека и улучшает его настроение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

привести к пониманию, что зрение человека надо беречь.

Конспект занятия по валеологии.

продолжать формировать интерес к человеку;

дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;

познакомить детей со строением глаза;

воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;

привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;

расширять пассивный словарь дошкольников: "зрачок", "сетчатка", "радужная оболочка", "глазной нерв", "хрусталик", "мышцы глаза".

Предварительная работа:

разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;

разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;

предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз;

беседа по теме "Зрение";

разучивание дидактических и подвижных игр "Рассмотри дерево" (тренировка зрительной памяти); "Найди одинаковые предметы" (тренировка представлений детей о пространстве и времени);

рассматривание познавательных рисунков;

организация сюжетно-ролевой игры "Больница" (на приеме врач-окулист);

чтение стихотворения А. Барто "Очки".

Оборудование и материалы:

иллюстрация "Строение глаза";

картинки "Продукты питания", "Слепая девочка читает", "Памятник слепому человеку";

картинки "Хорошо, плохо для глаз";

таблица для определения остроты зрения;

набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);

Ход занятия.


Объявление темы занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о здоровье. Сегодня будем играть, и узнавать, какие у человека есть помощники. Такие помощники есть и у каждого из вас. Кто же они? Об этом, вы догадаетесь, если отгадаете загадку:

Есть у каждого лица два красивых озерца,

Между ними есть гора, что же это, детвора?

Два Егорки живут возле горки.

Живут дружно, а друг на друга не глядят.

Два соседа - непоседы, день на работе, ночь на отдыхе.

Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной. (глаза)

Воспитатель: Правильно, это глаза. Ведь не зря говорят:

Видеть маму, видеть папу

Видеть небо и леса

Дети: Глаза

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?

Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.

Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.

Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.

Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.

Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок читает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

Воспитатель. А сейчас проверим ваши глазки.

Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький - раз,
Красненький - два,
Со скольких цветков я нектар собрала?

Ответы детей.
Воспитатель. На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев (показывает картинку).
Воспитатель. А на этой картинке - памятник слепому человеку. Как вы думаете, для чего его поставили?
Предположения детей.
Воспитатель. Я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети. Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).

1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.

Воспитатель. Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?

Ответ детей: Морковь, черника, перец…


В оспитатель: А ещё очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д.

Ответы детей. Рис.1. Капуста, брокколи, перец, огурец, тыква, лук, баклажан, репка, морковь.


Р ис.2. Перец острый, перец болгарский, тыква, репка, огурец, помидор, картофель, лук, морковь.

Воспитатель:

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую


И ли пьет морковный сок.

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим "самолетом".

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за ними взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью и следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.

Воспитатель. А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.

Не трите глаза грязными руками.

Умывайтесь ежедневно с мылом.

Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)

Не читайте в транспорте.

Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.

Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.

Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.

Берегите глаза от колющих и режущих предметов.

Ешьте продукты с витаминами.

Гуляйте на свежем воздухе.

Воспитатель. А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.

Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).

Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).

Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).

Быстро моргать (1 мин.)

Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).

Дети выполняют упражнения.
Воспитатель. Отгадайте загадку:

На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она,
Целый мир в нее глядится

Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо - роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.

Воспитатель. Да, это глаза. Глаза наши - незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что глаза - зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.

Завершение занятия.

Воспитатель: Глаза наши - незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому берегите и охраняйте глаза.

Ты прочтёшь про все на свете:
Как летают на ракете,
Кто живёт на дне морском,
Как построен школьный дом

О животных и о птицах,
И о пчёлах-мастерицах.

Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно,

Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Воспитатель: Ну, что ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. Вам оно понравилось? А кто напомнит мне, о чём мы сегодня говорили?

Воспитатель: Нужно беречь глаза? Зачем? Почему?

Ответы детей. Это наши помощники, помогают видеть и т.д.

Воспитатель: Через что мы видим? Как называется чёрная точка в середине глаза? Из чего состоит глаз? Что бывает у всех разного цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие помощники есть у наших глаз?

Ответы детей.

Воспитатель: Как брови, ресницы, веки защищают глаза?

Ответы детей. Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет, веко закрывает глаз.

Воспитатель: Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку…глаза! Берегите свои глаза.

Читайте также: