Конспект урока по математике логические задачи

Обновлено: 03.07.2024

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе.

Подготовила: воспитатель Искалиева Ш.З.

подготовительная к школе группа

Закреплять знания детей о последовательности дней недели

Закреплять навык построение алгоритмов (логических цепочек)

Формировать навык установление причинно следственных связей.

Учит анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.

Воспитывать слуховое внимание, чувство взаимовыручки и сотрудничества.

символические изображение скал(гор);

коробок с письмами;

листы с заданиями;

схемы геометрических фигур ;

шкатулка с завернутыми в фольгу конфетами;

веревка, подушки для сидения

Сегодня утром мне передали письмо от Белоснежки. Вот оно. (показывает) Я его еще не открывала. Хотите узнать о чем она пишет? (да) Тогда, слушайте. (читает письмо)

«Дорогие ребята! Хозяйка медной горы закрыла моих друзей – гномов у себя в пещере и не выпускает. Что бы их освободить, она требует выполнить все ее задания и ответить на все ее вопросы. Задания она спрятала в скалах.

Пожалуйста, помогите мне освободить моих друзей.

Воспитатель: К письму приложены фотографии гномов. Просмотрите их.

1 Вспомните имена гномов:

2 Решение логических задач ( содержание задач связанных с интересам, умениями гномов)

Воспитатель: Теперь мы немного больше узнали о гномах и знаем, чем они любят заниматься.

Нам нужно спешить на выручку друзей Белоснежки. Только с начало давайте определим, на чем мы отправимся в путь.

Для этого нужно последовательно соединить точки, обозначенные цифрами.

Воспитатель:- Что получилось? (Ракета)

- Ракета, какой вид транспорта? (Воздушный)

Воспитатель: Воздушный транспорт- это самый быстрый вид транспорта, поэтому мы с вами отправляемся на Медную гору на ракете.

Мы построили ракету,

Чтоб подняться до горы.

Скажем мы вам по секрету

1 2 3- взлетаем мы.

Воспитатель:- Представьте, что вы внутри ракеты.

- Пристегните ремни безопасности.

Воспитатель: - Приготовится к полету.

Дети:- Есть приготовится к полету.

Воспитатель:- Включить приборы!

Дети:- Есть включить приборы!

Воспитатель:- Завести моторы!

Дети: -Есть завести моторы!

Воспитатель: Начинаем отсчет от десяти…

Дети:- 10 9 8 7 6 …

Воспитатель: Вот мы и на месте. Перед нами гористая местность. Здесь хозяйка Медной горы прячет друзей Белоснежки. Нам нужно быстрей найти задания и выполнить их.

Наша ракета приземлилась. В горах опасно. Поэтому все держитесь за подстраховочную веревку и ступайте осторожно, чтобы не провалиться в ущелье.

Воспитатель: Итак, мы на месте. Давайте сделаем небольшой привал. Садитесь поудобнее. (Дети садятся на символически изображенные камни перед фланереграфом)

– Ребята, нам срочно нужно найти конверты с заданиями. ( выставляет схемы 4-х видов гор).

Конверты находятся не за высокой, не за широкой и не за низкой скалой.

Воспитатель достает задание №1

- Ну, ребята, не зевай!

На вопросы быстро отвечай!

Воспитатель:- Сколько всего дней в неделе? (семь)

- Какой день идет после четверга?

- Какой день перед средой?

- Как называется пятый день недели?

- Назови соседей субботы?

- Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это какие дни? ( рабочие)

- Назовите выходные дни. ( Суббота. Воскресенье)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились. Второе задание в конверте с геометрической фигурой, похожей на героя из сказки который катился по дороге.

Воспитатель: - Что же это за фигура? ( круг)

(Достает из конверта задание и читает)-

Воспитатель: Молодцы, следующее задание находится на конверте с фигурой, у которой все стороны равны.

- Ребята, что эта за фигура? ( квадрат)

Воспитатель: Правильно, это квадрат.

Прежде, чем мы приступим к выполнению задания. Давайте немного укрепим наш организм. В этом нам поможет гимнастика.

Воспитатель: Теперь можно открывать конверт с заданием. (читает задание)

Воспитатель:- Что можно построить из квадратных фигур? (дом, тележку, мост)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А Вот еще одно задание. Оно нахолится не в белом маленьком, не в красном

- В каком конверте находится задание? (в белом большом)

Дети добавляют ту фигуру, которой не хватает на предложенной карточке с фигурами :

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями Хозяйки Медной горы, ответели на все вопросы. Думаю теперь, она отпустит гномов домой. А нам пора возвращаться в детский сад. Итак, пристегнули ремни безопасности и начинаем отсчет:10,9,….

Воспитатель: Наша ракета доставила нас до места назначения (Стук в дверь. Почтальон вручает письмо)

- Нам опять письмо. Пишет Белоснежка.

«Ребята, Хозяйка Медной горы отпустила гномов. Спасибо вам за ваш пытливый ум. Я буду учится, чтобы быть такой же , как вы.

От меня вам еще одно задание.

- Встаньте спиной к двери, сделайте 4 шага вперед, 2 шага влево, 3 шага вперед .(дети находят шкатулку в которой находится конфеты)

Ребята, это малахитовая шкатулка от самой Хозяйки Медной горы. Она полна драгоценных камней. Это вам за вашу смекалку, находчивость, которые помогли выполнить все задания Хозяйки Медной горы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.4.2.2 решать простейшие логические задачи на соответствие и истинность.

Познакомить с логическими задачами, которые решаются с помощью наглядного изображения; развивать мыслительные операции.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Положительный настрой на урок.

Вопросы для блиц-турнира

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько лап у двух медвежат? (8)

У бабушки внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 лещей. Сколько птиц? Ответь скорей!(5)

В тарелке лежало три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4)

В коридоре стоят 6 башмаков. Сколько детей играет в комнате? (3)

У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (Ноль. У кошки котята.)

Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего? (4)

- ЧТО решали? (задачи)

Какие действия совершали? (мыслили, рассуждали)

В математике есть за­дачи, для решения которых необходимы смекалка и сообразительность, в которых не следует сразу вы­числять, а вначале необходимо подумать, порассуж­дать, найти способ решения.

Подумайте, чем же мы будем сегодня заниматься?

Логика-наука о правильном мышлении. Искусство рассуждения. Наука здравомыслия. В любой науке логика служит одним из основных инструментов)

Поставьте цели на урок.

которые вы считаете верными?

Подумайте, логика только сейчас нам понадобилась, или она нужна была всегда, с тех пор как появился первый человек?

• Кузнечики живут на деревьях; _____
• У собаки четыре лапы; ____
• Конфеты имеют горький вкус;_____
• Белые медведи живут в Африке;_____
• Яблоки растут на яблоне;_____
• Квадрат имеет круглую форму;_____
• Мяч круглый.____

Дескрипторы:

Читают внимательно высказывания

Задание в группе.

Дескрипторы:

Отвечают на вопросы

Умея логически мыслить, мы можем:

найти наиболее простой и безопасный выход из проблемной ситуации;

избегать как профессиональных, так и жизненных ошибок;

быть на шаг впереди наших недоброжелателей и конкурентов, которых Бог обделил логикой;

грамотно излагать свои мысли, так, чтобы их поняли все окружающие;

быстро формулировать мысль, чтобы не тянуть с ответом на поставленный вопрос и не ляпать первую глупость, которая пришла в голову;

не стать жертвой самообмана и обмана со стороны других людей;

легко находить аргументы, чтобы доводить до собеседников собственную точку зрения и склонять их на свою сторону;

видеть ошибки, которые допускаете вы или окружающие вас люди и быстро их устранять.

Ф.И._____________________________________

Высказывание. Истина и ложь. Отрицание


Истинное высказывание соответствует действительности.

Что нужно уточнить в высказывании Незнайки, чтобы оно было истинным?




Истинность высказывания может зависеть от ситуации. Например, Высказывание может быть истинным для одного предмета и ложным — для другого.

Отрицание — высказывание противоположное по смыслу. Отрицание истинно, когда исходное высказывание ложно, и наоборот.

Исходное высказывание

Незнайка любит шоколад

Незнайка НЕ любит шоколад

Все дети любят шоколад.

НЕ все дети любят шоколад.

Некоторые дети НЕ любят шоколад.

Все дети любят шоколад.


Вопросы и задания


1. Найди среди предложений высказывания. Определи истинность каждого из них для предметов и существ на рисунке. В – И. В - Л

Собачка серая. __________________
Какого цвета карандаш?______________
В банке больше трёх рыбок.___________________
Не просыпь стружку на пол._________________
Все существа на рисунке — люди._________________
На столе нет компьютера._________________
Под столом нет животных._____________
Некоторые существа на рисунке изображены плавающими. ______
Никакие приборы не нарисованы. ______________________


2. Найди в таблице высказываний о велосипедистах два высказывания, отличающиеся по тексту, но одинаковые по смыслу.

Исходное высказывание

Незнайка умеет кататься на велосипеде.

Незнайка НЕ умеет кататься на велосипеде.

Все дети умеют кататься на велосипеде.

НЕ все дети умеют кататься на велосипеде.

Некоторые дети НЕ умеют кататься на велосипеде.

Все дети умеют кататься на велосипеде.


3. Для каждого высказывания построй высказывание-отрицание.



Исходное высказывание Высказывание – отрицание.

Все ёжики умеют летать.

Некоторые ёжики не пьют молоко.

Иногда бывает дождь.

Всегда светит солнце.

Никто не любит учиться.

Кое-где собаки разговаривают.

Везде дети слушаются родителей.

Правда и ложь — логические задачи

Простые задачи начального уровня

Простейшая задача на определение истины


Дед Правдиш (он всегда говорит правду) купил внуку игрушку. Он сказал, что у игрушки есть детали красного цвета, но нет окошек.

Какую игрушку нужно поместить в черный ящик?

Ответ: Ведро.

Задача про правду и ложь уровня 1 класса


Фокусник вынес на арену три коробки (с надписями, как на рисунке) и объявил, что зрители увидят кроликов, голубей и собачек.

Из какой коробки фокусник достанет кроликов, если известно, что все надписи неверные?

Задачи среднего и повышенного уровня сложности Задача про честных и лгунов


Дед Правдиш (всегда говорит правду) и Дед Вруниш (всегда говорит неправду) обсуждают число.

Вруниш: Число нечётное.
Правдиш: В этом двузначном числе цифра десятков на 2 больше цифры единиц.
Вруниш: В нём есть такая же цифра, как в числе 24.

Какое число они обсуждают?

Правдиш сказал, что в этом двузначном числе цифра десятков на 2 больше цифры единиц. Перечислим такие числа: 20, 31, 42, 53, 64, 75, 86, 97.

Вруниш утверждает, что в числе есть такая же цифра, как в числе 24. Это неправда. Оставим числа, в которых нет цифр 2 и 4: 31, 53, 75, 86, 97.

Ещё Вруниш добавляет, что число нечётное. Это тоже неправда. Значит, задуманное число — чётное.

Как понять где правда, а где ложь?


Дед Правдиш жил в красном доме, а Дед Вруниш — в синем. Маше поручили взять интервью у Правдиша, но как пройти к красному дому, она не знала.

На развилке двух дорог (одна вела к красному дому, другая — к синему) повстречался ей дед (Правдиш или Вруниш — неизвестно), которого она попросила помочь.

Какую фразу из предложенных ниже должна произнести Маша, чтобы точно выяснить, как попасть в красный дом?
1. По какой дороге можно пройти к красному дому?
2. Если повернуть налево, к красному дому попадёшь?
3. Покажите правой рукой, по какой дороге пройти к красному дому.
4. Ни один вопрос не подходит.

При этом Правдиш правой рукой укажет правильное направление, а Вруниш левой рукой укажет противоположное (направлений всего два).

Ответ: 3-я фраза.

1.• Кузнечики живут на деревьях; _____
• У собаки четыре лапы; ____
• Конфеты имеют горький вкус;_____
• Белые медведи живут в Африке;_____
• Яблоки растут на яблоне;_____
• Квадрат имеет круглую форму;_____
• Мяч круглый.____

1.• Кузнечики живут на деревьях; _____
• У собаки четыре лапы; ____
• Конфеты имеют горький вкус;_____
• Белые медведи живут в Африке;_____
• Яблоки растут на яблоне;_____
• Квадрат имеет круглую форму;_____
• Мяч круглый.____.

1.• Кузнечики живут на деревьях; _____
• У собаки четыре лапы; ____
• Конфеты имеют горький вкус;_____
• Белые медведи живут в Африке;_____
• Яблоки растут на яблоне;_____
• Квадрат имеет круглую форму;_____
• Мяч круглый.____

- Развивать внимание, мышление, память, при решении логических задач.

- Закреплять состав чисел из двух меньших при решении логических задач.

- Воспитывать интерес к математике.

Физкульт минутка (по сказке Репка)

Дед и Бабка просят:

- хлопнуть в ладоши столько раз сколько людей в сказке(3);

-топнуть столько раз сколько животных в сказке(3);

-присесть столько раз сколько персонажей в сказке(6).

Решение логических задач

Задание № 1

Заяц шёл с огорода стариков. Там он съел девять овощей (морковок и капусты, причём морковок он съел на одну больше чем капусты. Сколько морковок и капусты он съел? ( Ответ: 5 морковок и 4 капусты)

Задание №2

У бабушки в хозяйстве было десять чашек с блюдцами и одна без блюдца. Сколько блюдцев в доме? ( Ответ: десять блюдцев)

Задание №3

Через три года Мишутке будет семь лет. Сколько лет сейчас Мишутке? ( Ответ: Сейчас Мишутке четыре года)

Молодцы ребята отлично справились с заданиями, а теперь давайте сядем за стол.

Задание №4

Возьмите столько палочек, сколько кроватей в доме трёх медведей. Ребята а как из этих палочек сделать не разламывая их. (Дети должны выложить из трёх палочек арабскую или римскую цифру четыре)

А теперь давайте, поиграем с пальчиками.

Этот пальчик – дедушка, (поочерёдно сгибать в кулачок пальчики)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (разжать кулачок и пошевелить пальчиками)

Задание №5

Индивидуальные задания на карточках, составь и реши задачу по схеме.

Рефлексия: Ребята. Что вам понравилось на нашем занятии больше всего? Какие трудности вы испытали? А что было легко?

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения.

Внеурочное занятие по математике в 4 классе. Тема: Логические задачи

Цель: научить решать логические задачи, искать связи между элементами, выделять лишние условия и недостающие условия.

Ход занятия

Решение задач.

Задача 1. Составь все всевозможные равенства из чисел а, b, с.

Решение. а = b, а = с, b = с.

Задача 2. Для Вани, Толи и Миши есть три пирога: с рисом, капустой и яблоками.

Миша не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Ваня не любит пирог с капустой. Какие пироги они выберут? (Объяснить решение с использованием таблицы.)

Ответ: Толя выберет пирог с капустой, Миша - с рисом, Ваня - с яблоками.

Задача 3. В кругу сидят Иванов, Петров, Карпов и Марков. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей.

1) Иванов не Алексей и не Андрей;

2) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;

3) Карпов не Сергей и не Алексей;

4) Петров сидит между Карповым и Андреем.

Ответ: получим, что Марков - Андрей, Петров - Алексей, Иванов - Сергей, Карпов - Тимофей.

Задача 4. Летела стая гусей, а навстречу гусак.

- Здравствуйте, 20 гусей!

- Нас не 20. Если бы нас было в 2 раза больше, да еще 3 гуся, да и ты с нами, тогда нас было бы 20.

Сколько было гусей?

Сколько лжецов за столом?

Ответ: за столом 3 лжеца.

Задача 6. На острове живут 2 племени: правдолюбы и лгуны, и часто ходят друг к другу в гости. Правдолюбы всегда говорят правду; а лгуны постоянно врут. Путешественник, приехавший на остров, встречает одного из местных. Какой вопрос он должен задать, чтобы определить, в каком племени он находится?

Задача 7. Пять братьев разделили после отца наследство поровну. В наследстве было три дома.

Так как три дома нельзя было разделить на 5 частей, то их взяли три старших брата, а меньшим за то выделили деньги. Каждый из трех братьев заплатил по 800 рублей, меньшие братья разделили эти деньги между собой, и тогда у всех стало поровну.

Много ли стоит один дом?

1) 800 • 3 = 2400 (р.) - получили младшие братья;

2) 2400 : 2 = 1200 (р.) - доля каждого брата;

3) 1200 • 5 = 6000 (р.) - сумма всего наследства;

4) 6000 : 3 = 2000 (р.) - стоит каждый дом.

Ответ: 2000 рублей.

Задача 8. Из двух пунктов, расстояние между которыми 100 км, выехали одновременно навстречу друг другу два велосипедиста. Скорость одного из них была 15 км/ч, а другого - 10 км/ч.

Вместе с первым велосипедистом выбежала собака со скоростью 20 км/ч. Встретив второго, собака повернула обратно и побежала навстречу первому велосипедисту. Встретив первого, она снова повернула. Собака бегала между велосипедистами до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Сколько км пробежала собака?

1) 15 + 10 = 25 (км/ч) - скорость сближения;

2) 100 : 25 = 4 (ч) - время движения;

3) 20 • 4 = 80 (км) - пробежала собака.

Домашнее задание:

Один из мальчиков ошибся. Как его зовут?

Читайте также: