План конспект древесина как природный конструкционный материал

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока Дата проведения __________________

(по технологии по ФГОС второго поколения)

Познакомить учащихся с природными конструкционными материалами, видами древесины и ее строением; формировать умение применять полученные знания; развивать трудолюбие, аккуратность в работе.

Основные термины, понятия

Древесина, породы деревьев, древесные материалы

Планируемые результаты

Формировать понятие учебной деятельности; учить детей сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; прививать основные морально- этических норм; проявление интерес к предмету.

Формирование способности к саморазвития и самообразования.

Учить учащихся понимать учебную задачу урока; работать по инструкции учителя ; выполнять работу по технологическим картам; воспринимать оценку учителя; самостоятельно оценивать правильность выполнения операций; учить применять полученные знания в различных галузях.

Учащиеся должны научиться различать виды древесины, оказывать посильную помощь сверстникам; соблюдать правила Т.Б.при работе в мастерской, научиться правильно находить способы устранения ошибок при выполнении различных операций.

Организация пространства

Формы работы

Работа в группах

Образцы древесины, пород деревье, древесных материалов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1. Организация на уроке

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- проверяет готовность учащихся к уроку.

Контролируют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2. Актуализация учебной деятельности.

Предметные Научиться различать виды древесины Метапредметные (УУД):

регулятивные – учиться организовывать свой рабочий процесс, воспринимать и выполнять инструкцию учителя.

коммуникативные – научиться работать в парах, группах.

Личностные – развитие мотивов учебной деятельности; проявление познавательного интереса к изучаемому предмету.

Все конструкционные материалы делятся на металлы, пластмассу и древесину. Самым доступным и распространенным материалом считается древесина.

-Давай посмотрим на эту схему. Что здесь изображено? ( схема строения дерева).

-Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? (Изучать древесину)

Строение дерева:

- Посмотрите на схему. Что вы можете сказать о строении дерева? (Все деревья имеют одинаковое строение, но в промышленности используются по- разному).

- Как вы думаете, где могут использоваться эти части дерева?

Ветви: при переработке получают щепу,лаки, смолу, кинопленку.

Корни : при переработке получают скипидар и канифоль.

Стволы: при обработке получают пиломатериалы для изготовления строительных конструкций, мебели, бумаги, музыкальных инструментов, игрушек и многого другого.

Отвечают вопросы и формулируют свои выводы о назначении древесины

Познавательные: умение анализировать, ориентироваться в различных видах древесины и древесных материалов.

Коммуникативные: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.

3. Изучение нового материала

Предполагает ответить на вопросы:

-где применяется древесина?

- как определить возраст дерева?

-что называют текстурой древесины?

Для того чтобы вырастить древесину до тех размеров когда она будет пригодна для изготовления пиломатериалов нужно очень много времени так для дуба-80 лет, березы 60-70 лет, липы, осины, ольхи 40-60 лет.

Поперечный разрез ствола

Лубяной слой

- как можно определить возраст дерева ( по годичным кольцам)

Главные разрезы ствола

тангенциальный

Перпендикулярные середине разрезы - называют поперечными или торцевыми ;

Разрез, проходящий через сердцевину ствол,называют радиальным;

Разрез проходящий параллельно сердцевине ствола и удаленный от нее на некоторое расстояние называют тангенциальным .

На территории России растет более 100 видов различных пород деревьев. Но в природе различается 2 вида пород : лиственные, хвойные.

К хвойным породам относятся сосна,ель, лиственница, кедр, пихта. Хвойные породы древесины играют ведущую роль в деревообрабатывающей промышленности на территории России.

К лиственным породам относятся такие как: дуб, ясень, осина, липа, яблоня, груша, акации и др.

По строению древесины различают мягкие, средней твердости и твердые породы.

Мягкие лиственные породы: липа, ива, осина, тополь, ольха, каштан

Среднетвердые лиственные породы: береза, вяз, берест

Твердые лиственные породы : дуб, бук, граб, клен, ясень, самшит.

Твердая древесина фруктовых деревьев : яблоня, груша, вишня, рябина, орех.

Мягкие хвойные породы : ель, кедр, сосна, пихта

Твердые хвойные породы: лиственница, можжевельник, тис, кипарис.

Цвет пород древесины

hello_html_m61fcf75f.jpg

Слушают и анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно определяют тему урока, цель и задачи.

Определяют направление волокон у древесины, ее породу, пороки древесины.

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

- осмысление темы нового материала

- применение на практике и закрепление нового материала

- развитие умения получать информацию

- развитие умения проводить сравнение изученных объектов - развитие умения строить простые рассуждения

- умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками.

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4.Инструктаж по ТБ

- Знакомит учащихся с заданием;

- проводит инструктаж по технике безопасности;

- напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.

- составляют план и последовательность работы;

- выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

- обсуждают правильность выполнения приемов работы.

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

Заполнение с учащимися технологической карты

Заполнение технологической карты

Перед учащимися лежат несколько брусков пиломатериалов различных пород древесины. Используя полученные на сегодняшнем уроке знания по внешним признакам определить, к какой породе относятся образцы, представленные на рассмотрение. Определить , какая порода тяжелее , какая легче. Режущим инструментом сделать разрезы вдоль и поперек волокон. Подумать и объяснить одинаково ли расщепляется древесина вдоль или поперек волокон. К каким породам древесины по твердости можно отнести представленные образцы. Все результаты оформите в виде таблицы.

ЛУУД: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

РУУД: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

ПУУД: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

КУУД: строят рабочие отношения, работая в коллективе.

6. Рефлексивно-оценочный этап

- предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

- организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин;

- оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

Сравнивают и оценивают работы.

Делают вывод по теме урока. Отмечают трудности, возникшие во время урока и их причины.

Личностные: умение провести самооценку и взаимооценку.

- оценка и самооценка учебной деятельности

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Цели: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами древесины; научить по внешнему виду определять виды древесных пород; воспитывать бережно отношение к дереву и древесине.

Оформление доски: тема урока, словарь (крона, ствол, камбий, луб, тангенциальный разрез, радиальный разрез, заболонь)

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания выполняется по карточкам, которые рассчитаны на два варианта.

  1. Какие технологии использует человек?
  2. Какие инструменты относят к измерительным?
  3. Перечислите правила работы за столярным верстаком.
  1. Строение дерева.
  2. Строение древесины
  3. Основные разрезы ствола
  4. Породы древесины и их структура.
  5. Практическая работа
  6. Итог урока.
  1. Древесину используют в качестве конструкционного материала для изготовления различных изделий.
  2. Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части
  3. Древесина – один из важнейших и широко распространенных в природе материал. Легкость обработки и разнообразие пород позволяет применять древесину для самых различных работ.

Какие изделия из древесины вы знаете? (Дома, мосты, мебель, инструменты и т.д.)
Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной и в поперечном разрезе имеет вид темного пятна диаметром 2-5 мм и состоит из рыхлых тканей, быстро поддающихся загниванию.
Камбий — тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование новых клеток и ежегодный прирост дерева по толщине.
Кора состоит из двух слоев - пробкового и лубяного. Расположенный снаружи пробковый слой защищает древесину ствола от свирепых морозов, знойных солнечных лучей и механических повреждений. Лубяной слой коры проводит воду с выработанными в листьях органическими веществами по стволу вниз.
Слой живой древесины, расположенный вокруг ядра, называют заболонью. Древесина заболони более насыщена влагой и менее прочна, чем выдержанная древесина ядра.
Для изучения строения древесины различают три главных разреза ствола.

Разрез 2, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам.

Разрез 3, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам.

Тангенциальный разрез 1 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.
Рисунок, который образуется в результате перерезания годичных колец и волокон, называют текстурой древесины.
Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.
Деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою — хвойными.
Приводим примеры, используя презентацию, разбираем свойства каждого вида древесины на образцах и в коллекции.

IV Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники.

Древесина - один из самых распространенных материалов, которые человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготовляли дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое. И в наши дни древесина широко применяется в строительстве, для изготовления инструментов, посуды, мебели и др. Своеобразная красота обработки поверхности деревянного изделия всегда привлекает взгляд.




Все чудеса Урала. Хохловка..mp4

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины называется столяр. Произошло это название от основного вида деятельности - изготовления столов. На предприятиях работают столяры, сборщики деталей и изделий из древесины, которые должны владеть приемами обработки древесины, знать ее свойствами уметь читать чертежи.


Изучая технологию обработки древесины, вы познакомитесь, с различными древесными материалами, их свойствами, узнаете о том, как изготовляются из древесины различные предметы, получите знания о способах обработки, об инструментах и станках, которые при этом применяются, о приемах работы инструментами и управления станками и т. д.

Деревом принято считать крупное растение с многолетним деревянистым главным стеблем, называемым обычно стволом, который нарастает в высоту своей вершиной. Рост дерева в высоту непостоянен, он меняется в течение всей жизни дерева вплоть до полного прекращения.

Высота дерева различна у разных древесных пород и колеблется от нескольких до многих десятков метров, а в отдельных случаях доходит до 120 м и более. Деревья наших лесов не достигают таких размеров, однако многие из них вырастают до 40—50 м и более. Продолжительность жизни деревьев весьма различна. Некоторые породы доживают до 4—5 тыс. лет. К ним относятся секвойя, баобаб. Кедр сибирский, дуб летний — до 2 тыс. лет, лиственница, сосна — до 500—600 лет, ель обыкновенная, дуб красный, тополя — до 300—400 лет, береза бородавчатая, ивы белая, ломкая и др.— до 100-150 лет.

Дерево - это целая "конструкция", рожденная природой. Оно состоит из определенных частей: ствола,корней, листьев или хвои - кроны. Ствол дерева имеет более толстую часть у основания (комлевую) и более тонкую вершинную. Под землей находятся корневая система.


Поверхность ствола покрыта корой (5). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (4) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - ядро (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи. Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Камбий (3) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. " Камбий " - от латинского " обмен " (питательными веществами). За внешней корой находится внутренняя кора "луб" (4). Основная част древесины заболонь (2).

Цель: ознакомить учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением, научить определять по внешнему виду образцов древесные породы и виды пороков.

Инструменты и оборудование: комплекты образцов древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, образцы древесины с пороками, инструкционно -технологические карты.

I. Вводная часть.

1. Закрепление пройденного материала.

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)


1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется изучаемая нами дисциплина? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, пред назначенные для упора заготовок (Клинья)

II. Изложение программного материала.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир Кроме того, лес имеет большое народнохозяйственное значение. Главный его продукт - древесина - применяется в строительстве, мебельном, спичечном производстве, химической промышленности и др. Лесные богатства в нашей стране охраняются законом.

oДавайте сравним свойства древесины и таких материалов, как, например, ме-талл и камень.

Приходим к выводу, что древесина - легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Одновременно выявляем и его отрицательные качества: легкая загораемость, короб-ление при высушивании, загниваемость.

o Какие древесные породы вам известны и на какие виды подразделяются? Лиственные и хвойные.

Деревья, имеющие листву, называются лиственными, а имеющие хвою - хвойными. К лиственным породам относятся береза, осина, дуб, ольха, липа и др.; к хвойным - сосна, ель, кедр, пихта и др.

o Из чего же состоит дерево?

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части Рис.3

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. По-верхность ствола (рис. 3) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).


o Что по ним можно узнать?

Можно определить возраст дерева. Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева Кам-бий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. " Камбий " - от латинского " обмен " (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 4). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным . Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.


Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету. (Показать, как определять породы древесины по плакату.)

Недостатками древесины являются еще и пороки: сучковатость (рис. 5р), червоточины (рис 5,6). Они ограничивают использование древесины в промышленном производстве, но могут оказаться ценными при изготовлении декоративных изделий.


Переходим к рассмотрению пиломатериалов и древесных материалов.

При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рамах получают различные пиломатериалы (рис 6): брусья (а, б), бруски (в), доски (г, д), пластины (е), четвертины (ж) и горбыли (з)


Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, кромка, торец, ребро . ( Указать на плакате. В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру. )

oКак ее получают?

Путем наклеивания друг на друга трех и более тонких листов древесины - шпона . Шпон в переводе с немецкого - " щепка ". Шпон срезают (лущат) острым ножом специаль-ного лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 7). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона. Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу. Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру.


Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается.

o Где ее применяют?

В строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении, самолетостроении.

o Вы, наверное, слышали слово ДСП, а что это значит?

Древесностружечные плиты. Их получают путем прессования и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Плиты изготавливают толщиной около 10-26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами.

o Что из них изготавливают?

Мебель, двери, перегородки, стены, полы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях

o А что такое ДВП?

Древесноволокнистые плиты. Их прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, гнутся, как и фанера. Применяют их для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, по-толков, полов, в производстве мебели, дверей.

o В чем общий недостаток фанеры, ДСП и ДВП?

Они боятся сырости.

III. Практическая часть

1.Учащиеся разрезают обычным ножом брусок древесины мягкой породы (сосна, липа) вдоль и поперек волокон. В результате выполнения этой операции они приходят к выводу, что древесина легко расщепляется вдоль волокон при небольшом усилии,- а поперек -невозможно, даже приложив большое усилие.

2.Учащиеся пробуют определить породы древесины по образцам, рассматривают образцы пиломатериалов, фанеры, ДСП и ДВП.

Проверяют, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и другими).

IV. Заключительная часть.

Подвести итоги урока, отметить наиболее активных учащихся во время обсуждения материала.

Читайте также: