Конспект урока македонские завоевания

Обновлено: 06.07.2024

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Образовательные: познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины, позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.

- Личностные УУД: понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из

различных источников, сверять её с практикой.

- Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее

место; определять цель выполнения заданий на уроке,

определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники уметь различать способ и результат действия. Выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной ситуации

- Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

- Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности. поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках (карты, текст

учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное); определять понятия. Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия; представлять информацию в разных формах (таблица,

1. углубление знаний учащихся по истории Древней

2. Знание причин: ПОЧЕМУ Александр Македонский

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга,

монархия, царь ФилиппII, Аристотель, Александр, Дарий III?

Тип урока: урок развития компетентностей

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

Методы: словесный, наглядный, практический. Учебный мозговой штурм

Технология развития критического мышления через чтение и

письмо. Чтение исторической карты с опорой на легенду.

Основные даты: 334-324 гг. – поход греко-македонского войска на Восток,

334 год до н.э. – битва на реке Граник,

333 год до н.э. – битва близ города Исс,

331 год до н.э. – битва у селения Гавгамелы,

327 год до н.э. – поход Александра в Индию,

324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне.

  1. МОТИВИРОВАНИЕ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Чтобы урок доставил вам удовольствие, давайте улыбнемся друг другу, обменяемся положительными эмоциями. Желаю вам плодотворной работы на уроке.

Так часто мы концентрируемся на мелочах и не замечаем большего. Видим в учебнике дату или историческую личность и не ведаем всей глубины исторических процессов. Сухие факты запоминаются плохо, поэтому мы с вами сегодня попробуем оживить историю.

На столах у вас лежат листы самооценки, прошу их подписать и на протяжении урока заполнить каждый свой лист. В конце урока листы самооценки сдадите мне.

Дз.П. 36 стр 195-199, по выбору: составить исторический портрет А.Македонского по плану, для любознатель­ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

.- Что изучали на прошлом уроке? (Возвышение Македонии.)

- Где расположена Македония? ( на севере Балканского полуострова) Покажите на карте Македонию

- Почему Македония превратилась в сильное государство?( в середине 4 в. до н.э. во главе Македонского государства, маленькой небольшой страны, располагающейся на Балканском полуострове, встал мудрый и энергичный царь Филипп. Филипп прибрал к рукам Амфиполь, где находились золотые рудники. После этого в Македонии начали чеканить золотые монеты. На эти деньги была создана сильная армия. Основой её стала македонская фаланга. Помимо этого была создана сильная конница. Служили в ней знатные македоняне. И конечно же, царь понимал важность военного флота. В стране было налажено строительство кораблей, а также осадных и метательных машин.)

- Чем македонская армия отличалась от греческой? (Греческая фаланга меньше, чем македонская. Состояла фаланга из тяжеловооружённых воинов и строилась в 16 рядов. Каждый воин был вооружён длинным копьём. Дальние ряды имели более длинные копья, а передние более короткие. Поэтому фаланга представляла собой ощетинившуюся острыми наконечниками боевую единицу. Она сметала всё на своём пути. Греческая конница была легче и незначительней, чем конница македонцев.)

-Почему аристократы многих греческих полисов были готовы признать власть Филиппа II? ( Аристократы осознавали, что если вовремя не встать на сторону Македонии, это может для них плохо кончиться, так как Македония решила захватить своих врагов. Так же некоторые аристократы сами открыто поддерживали его политику)

- Интересы каких слоёв общества защищал Демосфен, призывая к борьбе с Филиппом II? (Демосфен защищал интересы простого народа (демоса).

Он был пламенным патриотом Афин и непримиримым противником македонского царя. Он призывал свой народ объединиться против общего врага. Неустанно разоблачал захватнические планы Филиппа. Греки считали его лучшим оратором. Впоследствии его гневные и пламенные речи получили название филиппика.)

- Какое значение в истории Древней Греции имела битва при Херонее?

(Битва при Херонее в истории Древней Греции имела огромное значение.

Проиграв эту битву, они остались свободными. Это был тактический замысел

Филиппа 2. Ему было важно, чтобы греки сами добровольно признали его власть.

Через год после этой битвы Филипп 2 созвал делегации греческих полисов на съезд

в Коринф. Там, якобы, сами греки приняли важные решения в пользу Македонии, а

1) Все греческие полисы теперь объединялись в союз под председательством Филиппа 2;

2) Отныне войны между полисами запрещались;

3) Теперь все греческие полисы готовились к войне с Персией.

4) Филипп возглавил войска Греции и Македонии.)

- Можно ли считать Филиппа объединителем Греции? (Да)

-При каких обстоятельствах пришел к власти сын Филиппа 2 Александр? (Политическое убийство)

Учитель: И был у Филиппа сын, который уже с ранних лет проявил себя видным полководцем.

Вопрос: Как звали этого человека и в какой битве он себя впервые проявил? (Александр в битве при Херонее)

3. Целеполагание, постановка проблемы:

Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему. Посмотрите на экран и попробуйте

сформулировать тему урока.

Фильм Завоевания Александра Македонского - 2мин.

Александр верил, что сможет завоевать весь мир. Надо знать древнюю географию, которую преподавал юному Александру Аристотель. Он верил, что суша со всех сторон окружена океаном. Поэтому А. предполагал, что перейдя Инд, он через несколько дней марша достигнет океана на восточной стороне известного ему мира. Главным побудителем для Александра теперь была мечта назвать себя повелителем мира.

В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад­ки, не осуществив всех своих планов.

Давайте вместе сформулируем тему нашего урока ( "Завоевания Александра Македонского", А.Македонский завоевал полмира и т.п.). Запишем тему в тетради.

Поставим цель и задачи. Предлагаю алгоритм и предлагаю самостоятельно сформулировать цель нашего урока с помощью приема домысливания:

Выявить… причины (позволившие А.М. завоевать Персидскую державы)

Изучить… ход завоевательных походов А.М., основные сражения

Давайте с вами посмотрим на карту (Презентация)

– Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

– Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Действия учеников - Маленькая. Малочисленную

Запись на доске, дети в тетради

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная. (с)

– Что на карте обозначено коричневыми, зелеными и светло-коричневыми стрелками?

– Что можете сказать о результатах этих походов?

– Завоевательные походы Александра Македонского.

2-й факт:

Александр Македонский завоевал полмира(с)

– В чём противоречие?

– Какой возникает вопрос?

Ученики: Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

4.ПОИСК ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Почему Александр Македонский завоевал полмира? Есть у вас версии, предположения? (Ответы учащихся учитель записывает на доске)

Личностные качества

хорошо подготовленное войско

слабость и разобщённость персидского войска

( Персидская держава была уже не столь могущественна, как при Дарии I и Ксерксе. Великую монархию ослабили внутренние распри и восстания покорённых народов.

Хитрый владыка Македонии нашёл уважительную причину для похода на Восток. Он торжественно объявил, что хочет отомстить за сожжение Афин и других греческих полисов. Однако подлинные причины были совсем другими. Завоевателей манили сказочные богатства восточной страны. Не нужно также забывать, что население Эллады росло, поэтому всё острее становился вопрос о новых жизненных пространствах.)

5.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

- Проверим насколько верны ваши предположения и подведем итог в конце урока

Предлагаю провести путешествие по следам Александра Македонского.

5.1 ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Родился А.М. 356 г. до н. э. И прожил он всего 33 года.

Задание: Посчитайте, в каком году умер А. М. (356-33=323)

Учитель: Верно. Давайте запишем даты его жизни: 356-323 гг.до н.э.

Задачка: Посчитайте, сколько лет назад родился А.Македонский? (2019+356=2375 лет назад)

Деление класса на 4 группы, работа в группах: каждая группа схематически опишет часть похода А.Македонского на Восток. По окончании работы оратор группы выступает, при необходимости по решению команды выходят и помощники оратора. В результате работы групп у нас должна получиться целостное представление о завоеваниях А.Македонского.

Составьте кластер или схему по данному тексту

Назначив Антипатра своим наместником в Европе, Александр во главе соединённых сил Македонии, Греции и союзных фракийцев выступил в поход против персов. В мае 334 до н. э. он переправился через Геллеспонт в Малую Азию.

Сопротивление оказали прибрежные Милет и Галикарнас, где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов. Особенно долго и упорно сопротивлялся Галикарнас, но после нескольких штурмов был оставлен гарнизоном . В течение 334 до н. э. и до осени 333 до н. э. Александр покорил всю Малую Азию. У А. Македонского было особое умение, наблюдая за местностью он выбирал самую успешную тактику для именно этого участка, где он собирался сражаться. СОБИРАЛ СВОИ ВОЕННЫЕ СИЛЫ В КУЛАК И БИЛ В СЛАБОЕ МЕСТО ПРОТИВНИКА. Кроме того Александр Македонский использовал тактические новинки. В каждом своем сражении он выбирал иную тактику, чем раньше.

Составьте кластер или схему по данному тексту

Едва выйдя за пределы Малой Азии из Киликии, Александр под Иссами столкнулся в сражении с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. э. Местность благоприятствовала Александру, огромное войско персов оказалось зажатым в узкой теснине между морем и горами. Меньше часа продолжалась битва при Иссе. Равнина была завалена трупами персов, а среди македонцев потери были невелики, погибло 500 человек. Сразу после битвы А.Македонский захватил повозки Дария III огромную сумму в 3 тысячи талантов, которая решила его финансовые проблемы. Персия больше не смогла обратиться за греческими наемниками, а А.Македонский занял все финикийское побережье. Регион, который обеспечивал раньше персам военную мощь. После Иссы, Персия осталась без флота. Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром.

Составьте кластер или схему по данному тексту

Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Финикийцы считали, что их город непреступен. Но они ошибались. Для А.Македонского было жизненно необходимо захватить Тир и другие финикийские города, потому что это была часть древнего мира, которая обеспечивала морскую военную мощь Персии. И прежде чем преследовать Дария III на востоке, надо было нейтрализовать персидскую военную силу. Взятие Тира было самой крупнейшей операцией того времени. Степень подготовки македонских военных и работа инженеров заслуживает восторга. Были построены громадные осадные башни. А. Македонский приказал построить дамбу между материком и островом Тир. Это был серьезный инженерный проект. Дамба получилась длиной 100м. и шириной 3 м. Когда дамба была построена, А.Македонский ворвался на о. Тир с дамбы и с моря. В июле 332 до н. э. после 7-месячной осады неприступный город-крепость пал после штурма с моря. С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать. Тир же заплатил за свое неповиновение огромную цену. Тысячи жителей были убиты во время штурма, 30 тысяч проданы в рабство, 2 тысячи распято. Город был разграблен.

После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину, где ему оказал сопротивление город Газа, но и он был взят штурмом после 2-месячной осады.

Египет, вооружённые отряды которого были уничтожены в битве при Иссе, был сдан без всякого сопротивления. Александр мудро отнесся к египтянам, не касался местных обычаев и религиозных верований, в целом сохранил систему управления Египтом, расположил там македонские гарнизоны. В Египте Александр пробыл полгода с декабря 332 до н. э. по май 331 до н. э . Там он основал город Александрию. Впервые Александр стал распространять о себе слух, прежде всего для местного населения, о том, что приходится сыном Зевсу, главному богу.

Укрепившись достаточно на завоёванной территории, Александр решил углубиться в неизведанные для греков земли, в центральные области Азии.

Составьте кластер или схему по данному тексту

1 октября 331 г до н.э. – битва при Гавгамелах. Дарий III имел секретное оружие – колесницы с лезвиями на колесах. Македонцев было меньше персов. Выбрали равнину для битвы. Дарий, несмотря наперевес сил, потерпел поражение. А.Македонский 120 км преследовал бежавшего Дария. 40 тысяч персов уничтожено при Гавгамелах. Дарий оказался без войска. А.Македонского провозгласили царем Азии. А. Македонский продолжал преследовать Дария. В 330 году в г. Персеполь Александр захватил невиданные богатства, хранившиеся там. В 300 раз они превышали годовой запас Греции. Тактика Македонского поменялась, теперь он вел усмирительные операции в Персии.

Последняя военная операция – в Индию. В начале лета 327 г до н.э. 3 тысячи пехотинцев и 6300 всадников двинулись дальше на восток. В мае 326 г до н.э. Произошла битва на р. Гидасп. Путь Александру преградил индийский раджа Пор, он заблокировал путь по р. Гидасп. Александр тайно пошел вверх по течению и под проливным дождем ночью пересек ее. Раджа Пор послал своего сына с 200 всадниками разведать переправу, а А.Македонский их разбил. Сын Пора погиб в схватке. Пор начал сражение. В битве со стороны раджи участвовали сотни слонов. Но Александр не испугался. Он приказал бить по погонщикам слонов. Без погонщиков слоны бежали с поля боя. Битва была проиграна.

Александр планировал продолжить поход, но войска не желали больше воевать. Воины устали и хотели вернуться домой, к своим семьям. Поход был объявлен оконченным. В 324 году до н.э. армия А.Македонского вернулась в Вавилон. 10 летний поход завершился.

4. Систематизация знаний.

Возьмите игровое поле. Чтобы дать правильный ответ, вы должны назвать адрес ячейки. Тот, кто первый поднимает руку, отвечает и на ленте времени отмечает событие.

технологическая карта урока по теме "Завоевания А.Македонского". План составлен с соответствии с ФГОС с дополнительными материалами для работы на уроке.

ВложениеРазмер
plan_uroka.doc 130 КБ

Предварительный просмотр:

Македонские завоевания. Держава Александра Македонского.

«Жизнь долга, если она полна…

Будем измерять ее поступками,

Цель урока: познакомить учащихся с завоеваниями Александра Македонского

- обучающие: познакомить учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности, дать представление его личности и делах;

- развивающие продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания; совершенствовать приемы использования различных источников информации;

- воспитательные: прививать интерес к историческим событиям прошлого.

Тип урока: комбинированный

. Оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник

1 Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

1. Оценивать свои и чужие поступки.

1. Умение работать в парах.

2. Выдвигать версии.

2. Анализировать (выделять главное).

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

3. Определять понятия.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

4. Обобщать, делать выводы.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Структура и ход урока

2. Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала

4.1. Личность Александра, первые победы

4.2. Осада Тира и основание Александрии

4. 3. Решающее сражение

4. 4. Поход на край земли

5. Рефлексионно-оценочная часть

6. Домашнее задание

Основные события и даты:

  • Битва при Гранике – 334 г. до н.э.
  • Битва при г.Иссе – 333 г. до н.э.
  • Подчинение Египта – 332 – 331 г.г.до н.э.
  • Битва при Гавгамеллах – 331 – г .до.н.э.
  • Поход в Индию – 327 г. до н.э.
  • Возвращение в Вавилон – 325 г. до н.э.
  • Смерть Александра Македонского – 323 г. до н.э.
  • Личность в истории : Александр Македонский, Парменион, Дарий III.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Приветствуют учителя, подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы:

  1. Где проживал македонский народ?
  2. Что послужило причиной возвышения македонцев над греками?
  3. Что из себя представляло персидское государство в 5-4 вв. до н.э.
  4. Что из себя представляло македонское войско, как оно было организованно?
  5. Что позволило грекам победить персов в 5 веке до н. э., и что позволило македонцам победить греков в 4 веке до н. э.?
  1. Битва при Херонее
  2. Коринфский съезд ( дополнительный материал)

Главными положениями союза были:

  • Государства, вступающие в союз, сохраняли конституцию.
  • Синедрион, или конгресс представителей, должен собираться в Коринфе.
  • Союз предпринимает действия для предотвращения любых актов агрессии или диверсионной деятельности по отношению к любому из членов союза.
  • Союз поддерживает армию, предоставляемую членами союза пропорционально их величине.
  • Филипп провозглашается командующим армии союза.

В дополнение к основным положениям союза Филипп занимал гарнизонами Коринф, Фивы и Амбракию. Он был во власти вводить такие меры, так как только что разгромил объединенную армию Фив и Афин в сражении при Херонее.

Органы управления союза:

  1. Смерть Филиппа II и приход к власти А. Македонского.

Работа с карточками(3 ученика)

Примерные ответы учеников:

  1. Македонские племена объединились в единое царство.
  2. Македонцы переняли культуру и образ жизни греческих полисов.
  3. Македонская армия состояла из свободных равных общинников – воинов ополчения, а не наемников
  4. Ежегодно организовывалось обучение общинников ополченцев.
  5. В бою использовали особый боевой строй – македонскую фалангу.
  6. Македонцы использовали боевые метательные машины и осадные башни для осады городов противника.
  7. Греческие полисы и его граждане постоянно враждовали и воевали друг с другом.

8. Бедные граждане не могли участвовать в войнах из-за отсутствия денег на покупки оружия. Ополчение граждан заменили наемники, которые воюют за деньги, а не за свободу полисов.

Мотивация к изучению нового материала.

Запись темы и плана урока в тетрадь

Ученики формулируют тему урока

Изучение нового материала

4.1. Личность Александра

- какие черты характера мы можем выделить из прочитанного фрагмента?

Определите причины походов Александра Македонского

Мы успешно поработаем на уроке, если заполним таблицу и выясним, каковы результаты похода Александра Македонского.

После завершения работы

1)Где состоялось первое сражение македонцев с передовыми отрядами персов?

2)Какую преграду пришлось преодолеть Александру, чтобы ступить в Малую Азию?

4)Какие ребята впечатления произвела на вас битва при Гавгамелах?

5)Как вы думаете какие основные причины побед Александра

Вывод: Походы Александра имели огромное значение для всей Греции и Азии. В результате этих походов были созданы новые государства, в которых главную роль играли переселившиеся в Азию и Египет греки. Греки обогатили свои знания лучшими достижениями восточной культуры и сами внесли свой вклад в развитие местных народов.

Работа с источником,

Ответ на вопрос

Причины походов Александра:

1.Продолжить политику Филиппа Македонского по установлению повсеместной власти над греческим населением.

Учащиеся читают текст учебника стр.200-204 заполняют таблицу и готовятся отвечать на вопросы

Этапы завоеватель-ного похода

I этап. Поход в Малую Азию.

II этап. Завоевания Персии.

III этап. Поход в Индию.

IV этап. Возвраще-ние в Вавилон. Завершение похода.

Давайте подведем итог нашей работе на уроке:

-Почему Александр Македонский завоевал полмира?

-– Объясните значения слов: фаланга, царь .

3.Могло ли , по вашему мнению просуществовать длительное время государство, созданное Александром Македонским?

3. Что можете сказать о результатах походов Александра Македонского?

За 5 дней до начала похода против арабов Александр заболел. С 7 июня Александр больше не мог говорить [ После 10 дней жестокой лихорадки 10 [ или 13 июня ] 323 году до н. э. Александр Великий скончался в Вавилоне в возрасте 32 лет, не дожив чуть более месяца до 33-летия и не оставив распоряжений о наследниках

В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти царя [ При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена . Чаще всего выдвигается версия о смерти от малярии . По этой версии организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление лёгких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия (белокровие). По другой версии, Александр заболел лихорадкой Западного Нила . Также выдвигались предположения о том, что Александр мог умереть от лейшманиоза или рака .Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний попойки Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье. Существует и версия о передозировке царём ядовитым морозником , который использовался как слабительное. По современному мнению британских токсикологов , симптомы заболевания, от которого скончался Александр, — длительная рвота, конвульсии, мышечная слабость и замедление пульса — свидетельствуют о его отравлении препаратом изготовленным на основе растения под названием Белая чемерица ( лат. veratrum album ) — ядовитого растения, применявшегося греческими врачами в медицинских целях [106] . Напиток из белой чемерицы с мёдом греческие врачи давали для изгнания злых духов и вызова рвоты. Наконец, ещё в античности появились версии об отравлении царя Антипатром , которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось .

Согласно легенде, Александр перед смертью передал царское кольцо с печатью военачальнику Пердикке , который должен был стать регентом при беременной царице Роксане . Предполагалось, что она вскоре родит законного наследника, интересы которого до совершеннолетия будет защищать Пердикка . Через месяц после смерти Александра Роксана родила сына, названного в честь отца Александром .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по истории

Образовательная – а нализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины , позволившие ему прославиться; р ассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их после дствия для завоёванных народов.

Развивающая – выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личное отношение к Александру Македонскому, его поступкам; развивать логическое мышление, навыки сравнения; развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки грамотной устной речи.

Воспитательная – воспитание интереса и уважения к мировой истории; формирование интереса к исторической науке.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная работа с классом.

Методы обучения: репродуктивный (актуализация раннее освоенных знаний, закрепление и проверка вновь полученных знаний); частично-поисковый (самостоятельная работа учеников).

Формы работы: вступительное слово учителя, создание проблемной ситуации, актуализация знаний с помощью фронтального опроса, рассказ учителя, конспектирование учениками основных моментов, проверка знаний с помощью письменной работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте ребята, садитесь! Я рада видеть вас. Сегодня на уроке мы вспомним с вами основные моменты прошлой темы, ну а затем изучим новую.

Ученики встают при входе учителя в класс и присаживаются с его разрешения. Включаются в урок.

Актуализация знаний (5 мин.)

Учитель дает задание: Устно ответить на следующие вопросы (на оценку):

1 . Назовите основные причины ослабления Древней Греции. Какой вывод вы можете сделать?

2. Почему именно в этот период Македония начала возвышаться? Назовите основные причины.

3. Как называлось особое военное построение армии македонян? Опишите его.

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

1. а) Греческие полисы и его граждане постоянно враждовали и воевали друг с другом;

б) Бедные граждане не имели право участвовать в войнах из-за отсутствия у них денег на покупку оружия.

Вывод: В греческих полисах разрушилось единство его граждан. Могущество греческих полисов о слабло разорительными войнами и расслоением

2. Македонские племена объединялись под властью сильного царя Филиппа II . Причину усиления Македонии:

а) македоняне учили греческий язык, читали греческие поэмы и мифы, поклонялись олимпийским богам, на греческий манер строили дороги и чеканили монету;

б) македонская армия состояла из свободных равных общинников – воинов ополчения, а не наемников;

в) в бою использовалась македонская фаланга – особый боевой строй;

г) македоняне использовали метательные орудия и осадные башни для осады городов противников.

3. Особое военное построение армии македонян называлось македонская фаланга. Фаланги строились в 16 рядов. В бою первая шеренга имела копья длиной 2 м и бойцы держали их двумя руками. Вторая и последующая фаланги имели копья 4,6,8 м и ложились на плечи друг друга. Если враг нападал с тыла, то воины последних рядов поворачивались лицом к противнику. По бокам располагалась конница. За фалангой были метательные машины, с помощью которых в противника бросали камни, бочки и стрелы. Стены противника пробивали таранами, к ним были поставлены осадные башни на колесах.

Изучение новой темы (28мин.)

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) прожил недолгую жизнь, всего 33 года, но создал великую державу. За 11 лет походов на Восток не потерпел ни одного поражения. Как вы уже знаете был сыном македонского царя Филиппа II . С раннего детства любимым чтением наследника престола были поэмы Гомера. В то время Македония все время стремилась доказать свою связь с Грецией. А как это проявлялось?

Дарий предложил заключить мир, посулив Александру Малую Азию, но Александр сказал, что теперь он повелитель всей Азии. Его войска заняли Сирию и Финикию. В Финикии города Библ и Сидон сдались без боя, но Тир отказался открывать ворота. Тогда в 332 г. до н.э. македоняне начали полугодовую осаду. Но город был взят, разграблен, мужчины убиты, а женщины взяты в плен.

В этом же 332 г. до н.э. войско Александра вошло в Египет, жители встретили его как освободителя. Египетские жрецы признали его царем и богом, сыном Амона. Здесь он основал город Александрию. Как вы думаете, почему египтяне признали Александра за своего, не пытались бороться с ним?

В 331 г. до н.э. войска Александра и Дария III встретились у деревушки Гавгамела. Действие началось с атаки персидских колесниц, боевых слонов. Они осыпали македонян дождем из стрел. Однако македоняне держали строй и ломились всей фалангой. В решающей момент тяжелая конница Александра пробила ряды персов и вышла в тыл к колеснице Дария. Персидский царь бежал, а его армия была разбита. В конечном итоге смерть его настигла от рук приближенных. Как вы расцениваете поступок Дария, который дважды бежал с поля боя?

Персия была разгромлена. Но поход на Восток был продолжен. Боевые действия велись в Бактрии и Согдиане, на территории современных Афганистана, Таджикистана и Узбекистана. Как вы думаете каковы были причины побед Александра над персами?

Став властителем Азии, Александр изменился. Он перестал смотреть на персов как на покорённый народ и стал стремиться уравнять победителей с побеждёнными и соединить их в единую монархию. Он потребовал от своих соратников заключить браки с персиянками, принять восточные обычаи, в частности - целование ног царя.

Но Александра ждала еще последняя битва. В 325 г. до н.э. состоялась битва при Гидаспе – последнее крупное сражение Александра Македонского. Солдаты Александра отказались идти дальше и никакие уговоры не смогли заставить их поменять решение. Александр был вынужден повернуть назад. В 325 г. до н.э. он вернулся в Вавилон.

Итак какой общий вывод вы можете сегодня сделать, посмотрев видеофильм и презентацию?

Учащиеся внимательно смотрят видеофильм (Александр Македонский)

Внимательно слушают учителя, записывают основные моменты в те т радь.

Примерный ответ учащихся:

Македоняне учили греческий язык, читали греческие поэмы и мифы, поклонялись олимпийским богам, на греческий манер строили дороги и чеканили монету.


Предмет: история

Класс: 5 класс

Поход Александра Македонского на Восток.

Сформировать у учащихся представление о завоеваниях Александра Македонского на Востоке

Задачи урока

формировать систему знаний об основных сражениях Александра Македонского в походе на Восток.

дать представление о личности одного из самых выдающихся полководцев древности.

раскрыть причины гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского.

Развивающие:

развивать умение составлять и решать учебную задачу.

развивать навыки работы с исторической картой.

вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.

развивать навыки сравнительного анализа, логического мышления, устной речи.

совершенствовать навыки совместной деятельности в группе.

Воспитательные:

воспитывать гуманизм в детях, формируя у них представление о высшей ценности человеческой жизни.

формировать уважительное отношение к мнению другого человека.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

Применение исторических знаний для осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.

Оценивание наиболее значительных событий и личностей древней истории.

Использование исторической карты как источника информации о расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать, обобщать факты).

Умение эффективно сотрудничать в группе, организовывать учебное сотрудничество с учителем.

Умение самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная и методическая литература

Оборудование и дидактические материалы

Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с.

Арасланова О.В., Соловьев К.А. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина и др. – М.: ВАКО, 2013. – 284 с.

2. Персональный компьютер.

3. Интерактивная доска Smart board.

4. Презентация PowerPoint

5. Контурные карты.

6. Технологические карты заданий для каждой группы.

7. Листы самооценки.

Структура и ход урока

Этап урока (название, цель)

Время (в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

Необходимые дидактические и технические средства обучения

Организационно-мотивационный.

Цель: выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Итак, за работу!

Определяют полную готовность рабочего места, включаются в образовательный процесс.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель проводит фронтальный опрос, обращая внимание на преимущества Македонии в процессе покорения Греции и, следовательно, причины потери Грецией независимости.

Охарактеризуйте северного соседа Эллады ­– Македонское царство.

Что представляла собой армия Филиппа Македонского?

Итак, почему греки победили в V в. Персию, но были подчинены Македонией?

Итак, на прошлом уроке мы остановились на том, что после неожиданной смерти Филиппа во время подготовки им похода на персов новым царем Македонии был провозглашен его юный сын Александр. Александр решил продолжить дело отца и возглавить поход на Восток. Давайте сформулируем тему нашего урока сегодня.

Тема нашего урока: Поход Александра Македонского на Восток.

Отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы учащихся:

Македония – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова. В середине IVв. во главе Македонии встал умный и энергичный царь Филипп. Македонские цари находились под сильным влиянием греческой культуры.

Созданная Филиппом армия была боеспособной. Конницу состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев, которые вооружались за счет царской казны. Основу боевого порядка армии составляла фаланга, вооруженная длинными копьями и практически неприступная со всех сторон. Кроме того, македонская армия широко использовала метательные и осадные орудия.

Греки победили персов благодаря своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над греками за счёт ослабления Греции, а также благодаря уму и дальновидности царя Филиппа.

Учащиеся предлагают название темы урока

Слайд № 1 с названием темы урока

3. Постановка учебных задач (проблемной задачи)

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация учебной задачи.

Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.

В начальных классах вы уже знакомились с завоеваниями Александра Македонского. Вы помните, что результатом стало создание одного из самых крупных в мировой истории государств. Давайте с вами посмотрим на карту на с. 204 учебника и слайде. Вспомните также ранее изученный материал о Персидском царстве.

Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

Следовательно, какую армию можно иметь этому государству?

Какую территории занимало в этот период Персидское царство?

Какой армией располагало это государство?

Какой возникает вопрос?

Примерные ответы учащихся:

Македония занимала небольшую территорию.

Армия Македонии также была небольшой.

Персидское царство являлось огромной империей.

Персидская армия была гораздо больше македонской; в ее состав входи не только персы, но и жители покоренных ранее персами стран.

Учащиеся при помощи учителя формулируют проблемный вопрос урока:

Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти огромное, обладающее многочисленной армией, Персидское царство?

Слайд № 2 с картой «Персия в конце VI – IV вв. до н.э.

Слайд № 3 с проблемным вопросом урока.

4. Формирование новых знаний и умений.

освоение и воспроизведение новых знаний и овладение учащимися новыми способами деятельности.

На предыдущем уроке ученикам было предложено опережающее задание: используя дополнительную литературу и информацию в сети Интернет, узнать о детстве Александра Македонского, акцентируя внимание на личных качествах будущего великого полководца.

Задает вопрос классу: какие личные качества юного Александра Македонского позволили ему стать одним из величайших полководцев в мировой истории?

Организует учебное исследование для решения проблемной задачи: ставит перед каждой группой задачу, при помощи технологической карты задания (Приложение 2) демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск ответа на поставленные мини-задачи.

Учащиеся уже в начале урока были разделены на 3 группы, каждая из которых получает контурную карту формата А3 и задание.

Задания для каждой группы:

Охарактеризовать поход Александра Македонского в Малую Азию и Египет: нанести на контурную карту; кратко описать основные сражения похода, подвести его итоги и значение.

Изучить поход Александра Македонского в центр Персидского царства: нанести на контурную карту; кратко описать основные сражения похода, подвести его итоги и значение.

Рассмотреть поход в Индию: нанести на контурную карту; кратко описать основные сражения похода, подвести его итоги и значение.

С детства в Александре проявились честолюбие, смелость, вера в свои силы. Он с детства стремился только к военной славе.

Александр был очень отважен и решителен.

Используя материал учебника, карты на слайде и технологическую карту, учащиеся выполняют задание.

Слайд № 4 с изображением Александра Македонского (копия бюста работы Лисиппа).

Контурные карты для каждой группы формата А3; фломастеры; технологические карты заданий

5. Решение учебных задач

Цель: закрепление и углубление знаний.

Подвести учащихся к пониманию причин победы Александра Македонского над Персидским царством.

Организует презентацию подготовленных группами заданий.

Организует осмысление и корректировку приобретённых знаний. Осуществляет проверку соответствия задач и результатов работы каждой группы.

Задает вопрос классу:

Итак, почему Александр Македонский смог покорить огромную Персидскую державу?

Подведение итогов похода на Восток.

Завоевание Индии как конечная цель похода на Восток не удалось. Десятилетний поход завершился в 325 г. до н.э. в Вавилоне.

Вопрос классу:

Как вы думаете, почему?

После этого Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято ранее у македонских царей: Александр как будто заимствовал законы у тех, кого победил… он и друзьям своим приказал одеваться в длинные пурпурные одежды, расшитые золотом.

Кроме того, он стал устраивать невероятно пышные трапезы, чтобы его образ жизни не казался слишком трезвым и скудным, стал с царственной роскошью справлять пиры с играми, совершенно забыв, что такие нравы ведут не к укреплению мощи, а к потере ее.

В эту пору во всем лагере все стали возмущаться тем, что Александр оказался таким выродком, по сравнению с отцом своим, Филиппом, что даже отрекся от своей родины и перенял те самые персидские нравы, вследствие которых персы были побеждены.

Царь, находясь в Вавилоне, сразу же замыслил новый поход – на Запад, желая подчинить все страны до Атлантического океана. Но летом 323 г. до н.э. он внезапно заболел и умер на 33 году жизни после 12 лет и 8 месяцев царствования. Причины его смерти до сих являются исторической загадкой.

Давайте определим значение похода Александра на Восток:

Александр Македонский выдающийся полководец, смог уничтожить Персидское царство и создать на ее обломках обширную державу. Однако, руководимый вначале благородными целями объединения Востока и Запада, уничтожения персидской деспотической власти над народами Азии, Александр вскоре сам превратился в восточного деспота. Основным же итогом его завоеваний стала гибель сотен тысяч людей. Держава Александра распалась сразу же после его смерти. Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Представитель от каждой группы презентует классу полученный результат, характеризуя определенный этап похода Александра Македонского на Восток. При ответе учащийся использует подготовленную группой контурную карту. Каждая из групп также формулирует свой ответ на проблемный вопрос урока.

Учащиеся формулируют общие выводы:

Александр Македонский смог завоевать Персидскую державу благодаря

хорошо подготовленному и сплоченному войску македонцев;

слабости и разобщенности персидского войска, значительную часть которых составляли жители покоренных стран, не желающие сражаться за своих угнетателей;

тому, что многие народы Востока, ненавидевшие персов-завоевателей, сами подчинялись

Читайте также: