Конспект урока гончаров мильон терзаний 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

“Мильон терзаний” – критический этюд, написанный Иваном Александровичем Гончаровым. Дата создания – 1871 год.

Комедия “Горе от ума” до сих пор остается актуальным произведением. Некоторые писатели первой величины навсегда останутся в почете у читателей. К таковым относится, к примеру, Пушкин.

Но эпохи проходят, и жизнь требует новых героев и новых произведений. Даже самые популярные комедии вроде “Недоросля” Фонвизина превращаются в памятники литературы и не имеют ничего общего с современной жизнью.

Но “Горе от ума” по-прежнему не утратило свою значимость. Общественность и критики в один голос решили, что “Горе от ума” – образцовое произведение. В комедии мастерски описана картина нравов светского московского общества. Ценен и сатирический язык произведения.

В комедии рассматривается длительный отрезок российской истории. В обществе непременно будут существовать черты Фамусовых или Молчалиных, пока будет культивироваться жажда к почестям, веселому прожиганию жизнь и чинопочитанию.

В центре всех событий находится Чацкий. Он умен, честен и развит. Однако горе Чацкого произошло не от ума. Он более развит, нежели Печорин либо Онегин. Они являются паразитами, а Чацкий – это деятель.

Роль у Чацкого страдательная, но он все равно остается в выигрыше. Он обличает ложь и проповедует идеалы вольной жизни. Он противостоит устаревшему устройству мира. Чацкий доказывает, что один в поле – это все-таки воин.

Софью нельзя назвать безнравственной. Но она постоянно жила в неведении и только под влиянием Чацкого прозрела. В ней присутствует слепота ума и нравственности, но это не делает девушку порочной.

Тема свободы человека – главный лейтмотив всей комедии. Нужно быть свободным от тех правил, которые навязывает общество. Образ Чацкого остается актуальным всегда, где старое сталкивается с молодым, когда на смену устаревшим взглядам приходят новые.

Что касается постановки на сцене, то актерам стоит играть по-своему, демонстрировать свое понимание эпохи, а также не забывать о художественности языка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила учитель Кулемёкова Л.В., Рязань, школа №72

-пьеса Грибоедова А.С.;

1. Вступительное слово учителя.

-В каком веке мы живем? В 21 веке, позади 20 век. Наше время – это переломная, переходная эпоха.

А в комедии начало 20 годов 19 века, грибоедовская Москва, живущая широко, хлебосольно, праздно, косно, с оглядкой на прошлое.

Возмутителем спокойствия в косном мире Фамусовых стал А.А. Чацкий.

Таких людей в Италии называли карбонариями, во Франции – якобинцами и вольтерьянцами, в России - франкмасонами, вольнодумцами, радикалами, революционерами, сумасшедшими. Столкнулись два лагеря, два взгляда на будущее страны, два века - нынешний (19!) и минувший (18!).

Грибоедов высказал в комедии разное отношение своих современников к важным вопросам общественной жизни.

Каким? Ответьте, используя слайд.

А. А. Чацкий всколыхнул косный мир, живущий по старинке.

В это же время выполняется индивидуальная работа на доске.

Распредели по группам сторонников Фамусова и единомышленников Чацкого:

Фамусов. Скалозуб. Двоюродный брат Скалозуба. Молчалин. Семья Горичей.

Семейство Тугоуховских. Племянник княгини Тугоуховской. Софья. Профессора Петербургского педагогического института. Хлестова. Репетилов. Загорецкий

- В драматических произведениях обычно изображается один конфликт. В чем новаторство Грибоедова?

- По какой схеме развивается конфликт в пьесе? Перечислите детали, части интриги.

- Какие три литературных направления, стиля отмечены в пьесе?

- В пьесе показаны не столько индивидуальные характеры, сколько типичные.

Что означает слово типичный?

Иллюстрации

Узнай персонажа по цитате.

а) Он слова умного не выговорил сроду, -

Мне все равно, что за него, что в воду.

б) И золотой мешок, и метит в генералы!

а) Вот он на цыпочках и не богат словами.

б) В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.

а) Брюзглив, неугомонен, скор.

б) Он сказал дочери: Кто беден, тот тебе не пара.

а) Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив.

а) Он воскликнул: Пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

Именно он сказал эти знаменитые слова: Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.

3 этап. Портрет И. А. Гончарова. Пробное действие

- Знаком он вам? Кто что знает?

- Знакома вам статья?

Нам предстоит проанализировать статью, она находится на стр. 158 -164 учебника. Мнение Гончарова о комедии необходимо включить в домашнее сочинение.

- Какую цель поставим?

в чем увидел актуальность произведения;

кого из персонажей выделил.

применять полученные знания в устных и письменных ответах;

написать сочинение по комедии, используя статью.

4. Изучение нового материала. Работа в группе по 4-6 человек. Читайте задание, готовьте совместный ответ.

Как И.А. Гончаров оценил комедию «Горе от ума?

Какое сравнение использовал?

Кому, по мнению критика, принадлежит главная роль?

Ответ начните так:

Прочитайте стр. 159 и ответьте на вопросы:

Что сказал Гончаров об уме Чацкого?

Какие достоинства Чацкого выделил критик?

Как Гончаров подчеркивает, что Чацкий - деятельная натура?

Ответ начните так:

Прочитайте стр. 160 -161 (начало), 164 стр. (конец) и ответьте на вопросы:

Какие требования предъявляет Чацкий к обществу, живущему в новом веке?

Что сломило Чацкого?

Кто он: победитель или побежденный?

Ответ начните так:

Прочитайте стр. 163 - 164 и ответьте на вопросы:

Как оценил И.А. Гончаров Софью?

Какие задатки критик обнаружил в девушке?

Ответ начните так:

- Да, Гончаров выделил в пьесе не только Чацкого, но и Софью за искренность, живой ум, страстность. А что бы рассказала Софья о себе? Ведь она тоже пережила свое горе, правда, только от любви.

5. Почти монолог Софьи подготовила одна из учениц, работавшая по плану:

Возраст, где живет.

Отец, чем занимается, каков характер, какие планы в отношении дочери.

Что связывало Софию с Чацким 3 года назад? Почему чувства изменились?

Фамусов хотел бы выдать Софью замуж за Скалозуба. Почему же ей не нравится Скалозуб? Как она его характеризует?

Что София знает о Молчалине? За что полюбила его? В чем проявился её бунт против принятых в дворянской среде того времени правил?

Чем досадил Чацкий Софии? Почему она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого?

Когда София поняла, что Молчалин её не любит, а лишь притворяется?

Какое будущее может ожидать Софию?

А кого вы назовете Чацкий 20 века?


Данная презентация поможет обучающимся 9 класса лучше понять комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума" и её героя.

Содержимое разработки

Автор: Соколова Валентина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

3. Художественные особенности комедии

4. Воин-победитель и - жертва

Спасибо за внимание!


-75%

Урок литературы в 9 классе Тема Р. р. И. А. Гончаров Мильон терзаний .

Тема: Р. р. И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию. Методическая ц ель : научить учащихся строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания;обучать анализу критической статьи (составление тезисов,выделение основных положений, аргументов, приводимых

автором для их доказательства, основные выводы статьи);способствовать развитию творческих способностей учащихся; воспитывать в них активную жизненную позицию.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Творческая работа (в парах): интерактивное упражнение

1) Кто вы? Имя, отчество, фамилия. Состав вашей семьи. Общественное положение…

3) Ваше отношение к Фамусовым. Родственник или знакомый их? Как узнали о вечеринке у Фамусовых? Откуда знакомы с Горичами, Хрюмиными, Тугоуховскими, Хлёстовой, Чацким?

III. Мотивация учебной деятельности

Опыт работы с литературно-критической статьёй — важный этап в анализе и понимании художественного произведения. Ведь задача критика заключается в том, чтобы заставить читателя размышлять, сопоставлять, анализировать.

При этом вам предлагаются собственные суждения автора, и если вы не согласны с ними — пожалуйста, спорьте, только делай это аргументированно. Вот тогда-то и придётся и художественный текст внимательно перечитать, и со статьёй кропотливо поработать. Удачи вам, начинающие литературоведы!

IV. Работа над темой урока

1. Беседа: активизация познавательной деятельности учащихся

• Что сильнее в комедии: горе от любви или горе от ума?

• Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия

• Известно, что Пушкин отказал Чацкому в уме, упрекал его за то, что он адресует свои страстные монологи тем, кто никогда не согласится с ним (Скалозуб, Фамусов и др.), но разве не понимал этого Чацкий? Почему же всё-таки он спорил с этими людьми?

3. Слово учителя

4. Аналитическая работа с текстом статьи И. А. Гончарова

Вопросы для конспектирования

1. Какую задачу ставит Гончаров?

2. Что ценят в пьесе А. С. Грибоедова критики?

3. Что ценит в пьесе Гончаров?

4. До каких пор будут мелькать в обществе черты героев пьесы?

5. Что в комедии никогда не умрёт?

6. Есть ли в пьесе движение (развитие действия)?

7. Умён ли Чацкий? Кто он?

8. Что связывает части комедии между собой?

10. Каков психологический портрет Чацкого в конце пьесы?

11. Почему, по мнению Гончарова, Грибоедов закончил пьесу катастрофой?

12. Каков портрет Софьи глазами Гончарова и каково отношение к ней критика?

13. Какова, по мнению Гончарова, роль Чацкого?

14. В чём упрекает Гончаров современную ему критику?

15. Каков идеал Чацкого?

16. В чём вечность образа Чацкого?

17. Что говорит Гончаров в последнем замечании о Чацком?

Правила конспектирования литературно-критических статей

1. Прочитайте краткие сведения об авторе статьи.

2. Вдумайтесь в её заглавие.

3. Прежде чем конспектировать какой-либо фрагмент статьи, осмыслите её структуру в целом. Если объём статьи слишком большой, в учебнике даётся её план или наиболее важные фрагменты. Внимательно прочитайте их, подумайте над прочитанным.

4. Читая первый раз фрагмент статьи, предложенный или выбранный вами для конспектирования, отметьте слова, значения которых вам недостаточно ясны; обратитесь к толковому словарю, сделайте из него соответствующие выписки.

5. После повторного чтения фрагмента составьте его план.

6. Согласно плану передайте предельно кратко содержание каждой микрочасти. У вас получился конспект.

5. Заслушивание нескольких конспектов, их комментирование,рецензирование.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Что находится в центре внимания критика — пьеса А. С. Грибоедова или от-

ражённые в ней жизненные явления?

• С какими оценками И. А. Гончарова вы согласны? С какими вам хотелось бы

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем: «Мой

2. Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Лите-

Читайте также: