Конспект народная игрушка 1 младшая

Обновлено: 07.07.2024

Воспитатель: Ре бята, вы любите иг рушки? (Да) А что вы с ним и делаете?

(Играем) А я слышала, что вы сти хи знаете об игру шках. Сейчас я бу ду

Воспитатель: в от , какие замечатель ные стихи мы знаем. Разные игрушки

бывают. Взрослые издавна делали для д етей различные игру шки . Для этого

подходил любой матер иал - из кусочка глины получалась свистулька, из

деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков

Воспитатель: Вы прослу шайте, ребят ки, загадаю вам зага дку:

Воспитатель: К нам пришла кукла - неваляшка , яркая рубашка. Какая она?

- Ребята, как наз ывается игру шка, кото рая у меня в ру ках? (матрешка)

- А вы, знаете , от куда взялась матрёшка? То гда давайт е расскажу , как

Давным - давно это было. Шел как - то Иванушка - добрый молодец, по

вольной земле р усской, по широк им полям да сквозь б ерезовые рощи. Вдруг

видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там

мужичок сидит у окошка, кру чинится. Расспросил его Иванушка, что

случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая.

Захворала оттог о, что скучно и гру стно ей без веселы х игрушек. "Не

печалься, добрый человек, что - нибу дь придумаем, обязатель но развеселим

девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку

да купить бо льной девочке сластей и чего - нибу дь веселого да рад остного.

Долго - долго ходили по ярмарке, рассма тривали да выбирали. Вдруг увидели

смешную, ул ыбающую ся нарядную ку колку на кар тинке. Купили о ни её и

довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела,

разрумянилась, похор ошела. Захотела она с ней поиграть, да не может -

куколка же нарисованная. Опять загру стила малышка. Тог да ее батюшка взял

деревянный чурбачок и выточил из него фигу рку к уколки. Выточил, яркими

красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на кар тинке. Веселая

получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее

русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой

все ее звали. И ста ла девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (народные игрушки). Формировать умение называть материалы, из которого сделаны игрушки (пластмасса, дерево). Формировать умение включить движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их; формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показанные взрослым.

Цель: формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи до встречи с ней;

познакомить с народными игрушками, способствовать пониманию содержания; привлечение внимания к характерам игрушек (веселая, забавная др., форме, цвету; формировать умение отвечать на вопросы, повторять сложные фразы;

развивать интерес к игровым действиям взрослого и сверстников;

формировать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений;

формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показанные взрослым, совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу;

менять движения с изменением содержания песни.

Форма работы:

Игровая ситуация; художественное слово; рассказ воспитателя; рассматривание игрушки. Материал: игрушки- неваляшки.

Планируемые результаты:

Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту народной игрушки, на доступное возрасту литературно- художественное произведение. Умение сопровождать речь игровыми действиями. Умение выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.

Воспитатель приносит закрытую коробку, в которой лежат игрушки, трясет коробку, чтобы услышать перезвон игрушек.

В: Посмотрите, какая красивая коробка. Что лежит в коробке? (Трясет коробкой). Как вы думаете, что там звенит? Дин- дон, дили-дон, что за странный перезвон?

В: Посмотрим, что в коробке? (Открывает коробку вместе с детьми). Что это? (ответы детей).

В: Это ваньки- встаньки. Посмотрите какие они яркие, нарядные. Они вам нравятся? Полюбуйтесь ими! При рассматривании педагог отмечает характеры игрушек, вместе с детьми определяет форму частей и цвет, уточняет, как этими игрушками можно играть.

Педагог. Кто хочет рассказать об игрушке?

воспитатель дает возможность рассмотреть и высказать детям свои впечатления об игрушке.

(Поскольку словарный запас детей еще мал, взрослому не следует спешить с описанием игрушки, лучше помочь детям наводящими вопросами, а после детских высказываний составить рассказ- обобщение.)

В: Неваляшки красивые, в красных платьях. У них большие голубые глаза. Посмотрите, они улыбаются нам! А если тронешь неваляшку – он начинает петь звонкую веселую песенку, так неваляшка здоровается с вами. Послушайте, как она поет. Я ее толкну, и неваляшка начинает танцевать, наклоняясь то вправо, то влево и подпевая себе. Посмотрите. Вот какая интересная игрушка – неваляшка ванька- встанька. Это народная игрушка. Послушайте про нее стихотворение.

Избавляют всех от скуки

Ванька –встанька с Неваляшкой.

Дом наш кукла Неваляшка,

Никогда не унывает.

Даже если станет тяжко,

Вправо- влево поклонится,

Ей и в тесноте вольготно.

Ей под стать дружок Ванюша,

Стойко сносит он удары.

Если кто толкнет игрушку,

Покачнется, тары- бары.

В: Хотите потанцевать как неваляшки? Становитесь в круг.

Педагог исполняет песню и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом.

Дин, дон, дин- дон,

Что за странный перезвон?

Слышен он со всех сторон,

Дили, дили, дили- дон!

Мы- милашки, Куклы- неваляшки,

Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.

Не спим, не сидим

И ложиться не хотим,

Днем и ночью мы стоим,

Очень весело звеним.

Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.

Мы наклонимся сейчас,

Постараемся для вас.

Мы- милашки, Куклы – неваляшки,

Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.

Педагог говорит, что неваляшка устала, ее надо уложить в постель, удерживая игрушку рукой, чтобы она оставалась лежать, и просит детей спеть колыбельную.

Спи, моя хорошая,

Завтра встанем вместе,

Будем вновь играть.

Нет, не уснула. Кто хочет уложить неваляшку спать?

Неваляшку на подушку

Я никак не уложу.

Это точно я скажу.

В: Неваляшку никак не завалишь. Поэтому эти игрушки и назвали так: неваляшка- не валится, ванька- встанька - как только положишь, так сразу встает. Понравились вам неваляшка и ванька – встанька.




Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)
2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки: рубанок, топор, пила…) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Слава, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Сережа, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес), что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)



— Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)
А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.



(на полу разложены по кругу цветные карточки)
Физминутка
Деревянная лошадка. (Е. Ковина)
Деревянную лошадку………………..сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)
Папа мне вчера принёс…… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)
Я схватил большую шашку,……………..одеваем воображаемую шапку
Конь меня вперёд понёс………………..скачем на лошадке
Поскакал я по долинам,………………. скачут за воспитателем по кругу
Горы, реки оббежал,…………………. бегом
И в припрыжку по дорогам………….. прыжки вперед
И. немножечко устал……………….. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз
А когда я утром встал,………………..потянуться на носочках
Даже завтракать не стал,……………. показывают кушают, мотают головой влево, вправо
Я опять же поскакал……………………скачут по кругу
По долинам и холмам.
-Чем украшена игрушка?
- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок ( дети поднимают карточки и называют цвет) Света, покажи, где на лошадке цветы, а где листочки? Сережа покажи где ягодки, где линии, кружочки? А хотите раскрасить лошадки – качалки, которые сделали для вас дети из старшей группы?
3.Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? ( нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой, нужно ее менять, если меняешь цвет).
Рефлексия: (работы детей выставляются на полку)



Я сам поем —
И конь мой сыт.
Я спать ложусь —
И конь мой спит.

Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.

Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством народной игрушки.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.

Формировать способность к диалогической речи.

Учить называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий.

Развивающие задачи:

Заинтересовать самостоятельным решением задач познавательного и творческого цикла.

Развивать умения включаться в совместную деятельность.

Воспитательные задачи:

Приобщать к русскому народному искусству.

Вызывать эмоциональную отзывчивость на знакомые сказки, положительную установку на участие в занятии, ответственное отношение к выполнению заданий.

Работа над словарем: матрешка, платочек, сарафан.

Матрёшка спрятана под платком. Медленно снимается платок:

- Здравствуйте, малыши! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! (Показываем детям игрушку: дать возможность внимательно рассмотреть её. Рассказываем, что это русская игрушка, что она деревянная. Привлекаем внимание к лицу матрёшки):

- Посмотри, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!

- Давайте погладим матрёшку: какая она? Гладкая, ровная, красивая, нарядная.

– Послушайте песенку про матрёшку, подпевайте:

Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!

(Несколько раз поет воспитатель, дети подпевают и играют матрешкой).

Побуждаем ребёнка отвечать на вопросы:

Какой наряд у матрешки? – Сарафан (и фартук, если он есть на кукле). А что у неё на голове? – Правильно, платочек, по-другому можно назвать “косынка”.

- Иди, Леня, подержи матрешку. Чувствуешь, что-то игрушка тяжелая. Интересно, почему? Может потому что куколка деревянная?

- Нет, ребята, тяжелая, потому что пришла не одна, а привела к вам своих подружек. (Открываем, достаем вторую. Поставить вторую матрёшку рядом с первой и сравнить их).

- Видите, матрёшки разные. А чем они отличаются? (Первая матрёшка большая, а вторая поменьше).

- Найдите, чем еще отличаются куколки.

- Давайте откроем матрешку поменьше и узнаем, а может и во второй матрёшке кто-то есть?

- Ой, она такая маленькая!

Куколки стоят в ряд по росту:

- Большая матрёшка, следующая поменьше, следующая ещё меньше, чем предыдущая и т.д.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

- Заскучали наши матрешки. Давайте споем им песенку.

- Пора нашей матрешке собираться домой. Давайте поможем ей.

Покажите, как открывается матрёшка и удивитесь, когда увидите другую матрёшку.

Предлагаем детям снова собрать всех матрёшек в одну. Обязательно обращаем внимание на размеры кукол, проговариваем их:

Когда перед малышом окажется одна матрёшка, спрашиваем у него:

- Давайте наших девочек превратим в матрешек и поиграем.

Музыкальная игра “Мы матрешки”

Вы можете послушать с малышом песенку про матрёшек и совместить прослушивание с движениями под музыку. Динамическая пауза в игре не помешает!

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Как у нас, как у нас Показать ладошки.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Как у нас, как у нас Выставить поочередно ноги на пятку.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.

Мы хотим, мы хотим Покружиться.

Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост

Ох, устали, ох устали, Погладить ножки.

Ох, устали ножки!

– Вставайте на ножки! Встать, исполнить окончание песни.

Для игры понадобится большая матрёшка. Взрослый медленно идёт с матрешкой в руках, а дети идут следом. (Держите ее лицом от себя, чтобы она смотрела на малыша, когда вы повернетесь к нему).

Читайте также: