Конспект народная игрушка 1 младшая
Обновлено: 07.07.2024
Воспитатель: Ре бята, вы любите иг рушки? (Да) А что вы с ним и делаете?
(Играем) А я слышала, что вы сти хи знаете об игру шках. Сейчас я бу ду
Воспитатель: в от , какие замечатель ные стихи мы знаем. Разные игрушки
бывают. Взрослые издавна делали для д етей различные игру шки . Для этого
подходил любой матер иал - из кусочка глины получалась свистулька, из
деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков
Воспитатель: Вы прослу шайте, ребят ки, загадаю вам зага дку:
Воспитатель: К нам пришла кукла - неваляшка , яркая рубашка. Какая она?
- Ребята, как наз ывается игру шка, кото рая у меня в ру ках? (матрешка)
- А вы, знаете , от куда взялась матрёшка? То гда давайт е расскажу , как
Давным - давно это было. Шел как - то Иванушка - добрый молодец, по
вольной земле р усской, по широк им полям да сквозь б ерезовые рощи. Вдруг
видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там
мужичок сидит у окошка, кру чинится. Расспросил его Иванушка, что
случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая.
Захворала оттог о, что скучно и гру стно ей без веселы х игрушек. "Не
печалься, добрый человек, что - нибу дь придумаем, обязатель но развеселим
девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку
да купить бо льной девочке сластей и чего - нибу дь веселого да рад остного.
Долго - долго ходили по ярмарке, рассма тривали да выбирали. Вдруг увидели
смешную, ул ыбающую ся нарядную ку колку на кар тинке. Купили о ни её и
довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела,
разрумянилась, похор ошела. Захотела она с ней поиграть, да не может -
куколка же нарисованная. Опять загру стила малышка. Тог да ее батюшка взял
деревянный чурбачок и выточил из него фигу рку к уколки. Выточил, яркими
красками разрисовал : одел в нарядное платьице, как на кар тинке. Веселая
получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее
русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой
все ее звали. И ста ла девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры
Задачи: продолжать формировать знания о названиях предметов ближайшего окружения (народные игрушки). Формировать умение называть материалы, из которого сделаны игрушки (пластмасса, дерево). Формировать умение включить движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их; формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показанные взрослым.
Цель: формировать интерес к народной игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи до встречи с ней;
познакомить с народными игрушками, способствовать пониманию содержания; привлечение внимания к характерам игрушек (веселая, забавная др., форме, цвету; формировать умение отвечать на вопросы, повторять сложные фразы;
развивать интерес к игровым действиям взрослого и сверстников;
формировать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений;
формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показанные взрослым, совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу;
менять движения с изменением содержания песни.
Форма работы:
Игровая ситуация; художественное слово; рассказ воспитателя; рассматривание игрушки. Материал: игрушки- неваляшки.
Планируемые результаты:
Проявление эмоциональной отзывчивости на красоту народной игрушки, на доступное возрасту литературно- художественное произведение. Умение сопровождать речь игровыми действиями. Умение выполнять танцевальные движения вместе с педагогом.
Воспитатель приносит закрытую коробку, в которой лежат игрушки, трясет коробку, чтобы услышать перезвон игрушек.
В: Посмотрите, какая красивая коробка. Что лежит в коробке? (Трясет коробкой). Как вы думаете, что там звенит? Дин- дон, дили-дон, что за странный перезвон?
В: Посмотрим, что в коробке? (Открывает коробку вместе с детьми). Что это? (ответы детей).
В: Это ваньки- встаньки. Посмотрите какие они яркие, нарядные. Они вам нравятся? Полюбуйтесь ими! При рассматривании педагог отмечает характеры игрушек, вместе с детьми определяет форму частей и цвет, уточняет, как этими игрушками можно играть.
Педагог. Кто хочет рассказать об игрушке?
воспитатель дает возможность рассмотреть и высказать детям свои впечатления об игрушке.
(Поскольку словарный запас детей еще мал, взрослому не следует спешить с описанием игрушки, лучше помочь детям наводящими вопросами, а после детских высказываний составить рассказ- обобщение.)
В: Неваляшки красивые, в красных платьях. У них большие голубые глаза. Посмотрите, они улыбаются нам! А если тронешь неваляшку – он начинает петь звонкую веселую песенку, так неваляшка здоровается с вами. Послушайте, как она поет. Я ее толкну, и неваляшка начинает танцевать, наклоняясь то вправо, то влево и подпевая себе. Посмотрите. Вот какая интересная игрушка – неваляшка ванька- встанька. Это народная игрушка. Послушайте про нее стихотворение.
Избавляют всех от скуки
Ванька –встанька с Неваляшкой.
Дом наш кукла Неваляшка,
Никогда не унывает.
Даже если станет тяжко,
Вправо- влево поклонится,
Ей и в тесноте вольготно.
Ей под стать дружок Ванюша,
Стойко сносит он удары.
Если кто толкнет игрушку,
Покачнется, тары- бары.
В: Хотите потанцевать как неваляшки? Становитесь в круг.
Педагог исполняет песню и показывает движения. Дети выполняют движения вместе с педагогом.
Дин, дон, дин- дон,
Что за странный перезвон?
Слышен он со всех сторон,
Дили, дили, дили- дон!
Мы- милашки, Куклы- неваляшки,
Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.
Не спим, не сидим
И ложиться не хотим,
Днем и ночью мы стоим,
Очень весело звеним.
Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.
Мы наклонимся сейчас,
Постараемся для вас.
Мы- милашки, Куклы – неваляшки,
Куклы- неваляшки, Яркие рубашки.
Педагог говорит, что неваляшка устала, ее надо уложить в постель, удерживая игрушку рукой, чтобы она оставалась лежать, и просит детей спеть колыбельную.
Спи, моя хорошая,
Завтра встанем вместе,
Будем вновь играть.
Нет, не уснула. Кто хочет уложить неваляшку спать?
Неваляшку на подушку
Я никак не уложу.
Это точно я скажу.
В: Неваляшку никак не завалишь. Поэтому эти игрушки и назвали так: неваляшка- не валится, ванька- встанька - как только положишь, так сразу встает. Понравились вам неваляшка и ванька – встанька.
Все любят играть, даже мы, взрослые, а вот этой игрушкой из дерева можно и играть, качать и любоваться. Посмотрите на узоры, которыми лошадка украшена. (рассматриваем). Есть у вас дома такие игрушки? Раньше, давным – давно, в такие игрушки играли все дети. А хотите, чтобы у вас были такие игрушки? (ответы детей)
2 часть. Знакомство с деревянной игрушкой. Эти игрушки изготавливают из дерева (воспитатель показывает конька – каталку и конька – качалку). Нужно сначала дерево высушить, а потом вырезали или выпиливали из него, с помощью специальных инструментов, туловище лошадки. (показываю игрушки: рубанок, топор, пила…) Иди, Дима, покажи, как пилили пилкой? (ребенок показывает) Покажи, Слава, как рубанком доски строгали? (показывает на деревянном кирпичике) А как, Сережа, молотком сколачивали игрушку? Когда туловище готово (показываю лошадку, без колес), что нужно было еще сделать? (колеса) (воспитатель присоединяет колеса)
— Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму!
Бух. (дети повторяют знакомые слова, в потешке, вместе с воспитателем)
А к другой лошадке, нужно было еще сделать качалку.
(на полу разложены по кругу цветные карточки)
Физминутка
Деревянная лошадка. (Е. Ковина)
Деревянную лошадку………………..сгибаем и разгибаем руки в локтях (едем на лошадке)
Папа мне вчера принёс…… руки вытянуть вперед (папа дает лошадку)
Я схватил большую шашку,……………..одеваем воображаемую шапку
Конь меня вперёд понёс………………..скачем на лошадке
Поскакал я по долинам,………………. скачут за воспитателем по кругу
Горы, реки оббежал,…………………. бегом
И в припрыжку по дорогам………….. прыжки вперед
И. немножечко устал……………….. поднять руки вверх и с наклоном вперед, опустить руки вниз
А когда я утром встал,………………..потянуться на носочках
Даже завтракать не стал,……………. показывают кушают, мотают головой влево, вправо
Я опять же поскакал……………………скачут по кругу
По долинам и холмам.
-Чем украшена игрушка?
- Какого цвета краску мастера использовали, чтобы украсить этих лошадок ( дети поднимают карточки и называют цвет) Света, покажи, где на лошадке цветы, а где листочки? Сережа покажи где ягодки, где линии, кружочки? А хотите раскрасить лошадки – качалки, которые сделали для вас дети из старшей группы?
3.Практическая деятельность детей. Рисование узоров. Давайте украсим наших лошадок, они из дерева? ( нет из бумаги, картона) Украшать их будем кружочками и точками. Кружочки и точки можно рисовать не только кисточкой, но и ватными палочками. (воспитатель показывает, как работать ватной палочкой, нужно ее менять, если меняешь цвет).
Рефлексия: (работы детей выставляются на полку)
Я сам поем —
И конь мой сыт.
Я спать ложусь —
И конь мой спит.
Я целый день вожу коня,
А ночью конь везёт меня.
Во весь опор, взметая пыль,
Несётся он вперёд,
И легковой автомобиль
Дорогу нам даёт.
(С. Маршак)
Цель: Формирование коммуникативно-речевых навыков у детей раннего возраста посредством народной игрушки.
Образовательные задачи:
Познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Формировать способность к диалогической речи.
Учить называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий.
Развивающие задачи:
Заинтересовать самостоятельным решением задач познавательного и творческого цикла.
Развивать умения включаться в совместную деятельность.
Воспитательные задачи:
Приобщать к русскому народному искусству.
Вызывать эмоциональную отзывчивость на знакомые сказки, положительную установку на участие в занятии, ответственное отношение к выполнению заданий.
Работа над словарем: матрешка, платочек, сарафан.
Матрёшка спрятана под платком. Медленно снимается платок:
- Здравствуйте, малыши! Я Матрёшка! Я пришла к вам в гости. Посмотрите, какой красивый у меня сарафан! Разноцветный, цветочный! (Показываем детям игрушку: дать возможность внимательно рассмотреть её. Рассказываем, что это русская игрушка, что она деревянная. Привлекаем внимание к лицу матрёшки):
- Посмотри, какие у матрёшки глазки, щечки, красные губки! А какой красивый платочек!
- Давайте погладим матрёшку: какая она? Гладкая, ровная, красивая, нарядная.
– Послушайте песенку про матрёшку, подпевайте:
Чудная матрёшка,
Попляши немножко!
Танцевать с тобой мы рады!
Покажи свои наряды!
Сарафанчик-раздуванчик,
Колокольчик расписной!
Синенький платочек –
Всё красиво очень!
(Несколько раз поет воспитатель, дети подпевают и играют матрешкой).
Побуждаем ребёнка отвечать на вопросы:
Какой наряд у матрешки? – Сарафан (и фартук, если он есть на кукле). А что у неё на голове? – Правильно, платочек, по-другому можно назвать “косынка”.
- Иди, Леня, подержи матрешку. Чувствуешь, что-то игрушка тяжелая. Интересно, почему? Может потому что куколка деревянная?
- Нет, ребята, тяжелая, потому что пришла не одна, а привела к вам своих подружек. (Открываем, достаем вторую. Поставить вторую матрёшку рядом с первой и сравнить их).
- Видите, матрёшки разные. А чем они отличаются? (Первая матрёшка большая, а вторая поменьше).
- Найдите, чем еще отличаются куколки.
- Давайте откроем матрешку поменьше и узнаем, а может и во второй матрёшке кто-то есть?
- Ой, она такая маленькая!
Куколки стоят в ряд по росту:
- Большая матрёшка, следующая поменьше, следующая ещё меньше, чем предыдущая и т.д.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Заскучали наши матрешки. Давайте споем им песенку.
- Пора нашей матрешке собираться домой. Давайте поможем ей.
Покажите, как открывается матрёшка и удивитесь, когда увидите другую матрёшку.
Предлагаем детям снова собрать всех матрёшек в одну. Обязательно обращаем внимание на размеры кукол, проговариваем их:
Когда перед малышом окажется одна матрёшка, спрашиваем у него:
- Давайте наших девочек превратим в матрешек и поиграем.
Музыкальная игра “Мы матрешки”
Вы можете послушать с малышом песенку про матрёшек и совместить прослушивание с движениями под музыку. Динамическая пауза в игре не помешает!
Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.
Как у нас, как у нас Показать ладошки.
Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.
Как у нас, как у нас Выставить поочередно ноги на пятку.
Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост.
Мы хотим, мы хотим Покружиться.
Вот такие крошки! Присесть – показать руками малый рост
Ох, устали, ох устали, Погладить ножки.
Ох, устали ножки!
– Вставайте на ножки! Встать, исполнить окончание песни.
Для игры понадобится большая матрёшка. Взрослый медленно идёт с матрешкой в руках, а дети идут следом. (Держите ее лицом от себя, чтобы она смотрела на малыша, когда вы повернетесь к нему).
Читайте также: