Слова с буквой э конспект урока 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формировать умения анализировать слова, соотносить количество звуков и букв в слове.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах; обозначать гласные звуки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах

(На доске записаны слова.)

Ёжик, мёд, яхта, мяч, юнга, люди, красивые, лес.

— Разделите слова на две группы. (Ёжик, яхта юнга, красивые.

Мёд, мяч, люди, лес.)

— По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, во второй — один.)

— Добавьте в каждую группу по два слова.

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. ПКР, задания на с. 42, 43).)

III. Самоопределение к деятельности

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер.)

— Назовите буквы, которые обозначают гласные звуки.

— Назовите звуки, которые они обозначают.

— Приведите примеры слов, чтобы этот звук был обозначен буквой Э.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах и букве Э.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте слова, которые вы выписали.

2. Словарная работа

— Объясните значение слова деревня.

Деревня — 1) крестьянское селение; 2) сельская местность; 3) небольшое поселение людей.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

— Прочитайте слово деревня с ударением.

— Сколько слогов в этом слове?

— На какой слог падает ударение?

— Найдите опасное место в этом слове.

— Составьте предложение с этим словом.

— Запишите слово деревня в тетрадь. Запомните его написание.

3. Работа по учебнику

— О чём говорится в этом отрывке? Кто такие эльфы? (Это духи природы.)

— Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам. Расскажите.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

V. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

(Взмахи руками, покружиться.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Что нового вы узнали о словах с буквой Э?

— Из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?

— В каком словаре можно посмотреть значение этих слов?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Назовите слова, которые вы выписали.

— Рассмотрите рисунки. Что вы заметили?

— Что необходимо для вышивания? (Игла и нитки.)

— Что можно сказать про слово иголка? (Это многозначное слово. Имеет несколько значений.)

— Выполните последнее задание.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задание 5 на с. 28; СУ, задания нас. 31; Тр., задания нас. 31).)

I Включение в учебную деятельность

Итак, друзья, - внимание -

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок

- Для чего вы пришли сегодня на урок?

(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)

II Актуализация знаний. ( Слайд 1)

-Прочитайте и отгадайте загадку:

Ты кричал – оно молчало.

Ты молчал – оно кричало.

- А что такое эхо? (Ответы детей.)

Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)

- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.)

- Давайте и мы поиграем в эхо.

Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).

III Постановка целей урока и определение темы урока.

- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)

IV Организация познавательной деятельности.

- Давайте протяжно произнесем самый I звук в слове эхо ([э]).

- Как он произносится?

(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).

Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).

- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)

- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова.

2) Место нового звука в слове.

- Попробуем определить место нового звука в слове.

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само

Что же это? (Эскимо).

- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В начале слова.)

- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

- Как можно назвать двух человек, исполняющих музыкальное произведение? (Дуэт.)

- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В середине слова.)

- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)

3)Составление звуковых схем в тетради и работа на электронном приложении, самопроверка. Слайды (4,5,6)

–Теперь самостоятельно соберем звуковые схемы в рабочей тетради, а затем проверим, как справились с этой задачей. 1 слово-1 рисунок(эскимо), 2 слово-2 рисунок(дуэт), 3 слово-3 рисунок(эклер).

- Что такое эклер?(Это – пирожное.)

4)Знакомство с буквами Э, э.

- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.

На что похожа эта буква? (Ответы детей.)

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Эге – гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит .

- Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)

- Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).

Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.

- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов. считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря.

5)Работаем со слогами. (Слайд 7)

- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)

- Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

6)Играем вместе. (Слайд 8). Работа на электронном приложении.

Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твердости согласного звука на кресло или тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твердым согласным звуком.

7)Составляем слова. (Слайд 9). Работа на электронном приложении.

Расположите буквы так, чтобы получились слова:

VI. Продолжение работы по теме урока.

8)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа на электронном приложении.

Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.)

Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы.

- Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.)

- Кто их встретил? (Экскурсовод.)

- О чем он рассказывал? (об экспонатах.)

- Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик).

9)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11). Работа на электронном приложении.

- Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов.

- А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы. (Слайд 12).

- Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.)

10)Беседа. А у нас в городе есть музей? Как он называется? Какие экспонаты выставляются в нашем музее мы обязательно узнаем, когда сходим туда всем классом.

11) Работа по учебнику.

- Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58. (Чтение текста хором.)

- О ком говорится в тексте?

- Чем занята девочка Таня?

- Для чего детям нужна грамота?

- Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно.

- Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух

- Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

- Кто из вас видел роботов? Где вы их видели?

12) Ищем слова в тексте с новой буквой.

- Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули?

13) Работа с лентой букв. (Слайд 13).

- Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей.)

- Понравился ли вам урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по чтению 1 класс VIII вида "Звук и буква О"

План-конспект урока чтения в 1классе VIII видаТема: Звук и буква О.Цель: познакомить с новым звуком и буквой О.Задачи: формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со зву.

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения.

план - конспект урока литературного чтения 1 класс "Буква С,звуки[c] [сь]

Подробный план - конспект урока литературного чтения с презентацией. Урок составлен по стандартам второго поколения.


Урок обучения чтению, 1 класс, "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц".

Урок обучения грамоте (обучение чтению) в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ц], буквы Ц,ц" (урок закрепления и обобщения знаний). В результате урока учащиеся получат возможность научиться созд.


Конспект урока чтения 1 класс на тему "Звук и буква д"

Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой д.


КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Конспект урока обучения чтению по теме "Мягкий согласный звук [ч\'], буквы Ч, ч" 1 кл

Конспект урока по обучению чтения в 1 классе, разработанный по учебнику В.Г. Горецкого "Азбука" УМК "Школа России".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык 1 класс

Тема: Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э.

Цель: формировать умения анализировать слова, соотносить количество звуков и букв в слове.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах; обо значать гласные звуки.

Организационный момент

Актуализация знаний

(На доске записаны слова.)

Ёжик, мёд, яхта, мяч, юнга, люди, красивые, лес.

- Разделите слова на две группы: (Ёжик, яхта юнга, сивые; мёд, мяч, люди, лес.)

- По какому признаку вы разделили слова на группы? (В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, во второй — один.)

Добавьте в каждую группу по два слова.

Работа по теме урока

1. Работа по учебнику : Упр. 8 (с. 60—61).

- Прочитайте слова, которые вы выписали.

2. Словарная работа.

- Объясните значение слова деревня.

Деревня - 1) крестьянское селение; 2) сельская местность; небольшое поселение людей.

- П ослушайте стихотворение.

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

- П рочитайте слово деревня с ударением.

- С колько слогов в этом слове?

- На какой слог падает ударение?

- Найдите опасное место в этом слове.

- Составьте предложение с этим словом.

- Запишите слово деревня в тетрадь. – Запомните его написание.

3. Работа по учебнику. Упр. 9 (с. 61).

- Прочитайте. Из какой сказки взят этот отрывок?

- О чём говорится в этом отрывке? Кто такие эльфы? (Это духи природы.)

- Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам. Расскажите.

- П рочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

IV . Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

(Ходьба на месте.)

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

(Взмахи руками, покружиться.)

Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику: Упр. 10 (с. 62).

- Что нового вы узнали о словах с буквой Э?

- Из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?

- В каком словаре можно посмотреть значение этих слов? (Можно использовать школьный словарик иностранных слов.)

- Как вы справились с заданием?

- Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о словах с буквой Э?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 931 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.05.2018 1557
  • DOCX 20.1 кбайт
  • 115 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Харитонова Елена Агафоновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ЦЕЛИ УРОКА: ознакомить детей со словами с буквой э; показать, что словарь русского языка включает слова, заимствованные из других языков; развивать умение различать звук [э] и обозначать его на письме буквой э.

• учащиеся научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, обозначать гласные звуки, познакомятся со словарём русского языка, который включает в себя слова, заимствованные из других языков.

ОБОРУДОВАНИЕ: школьный словарик иностранных слов; иллюстрация страуса эму.

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания.

3. Актуализация знаний

Яша и Юля приехали в деревню. Дед Ерём встречал внуков на вокзале. Друг Эдик ждал мальчиков дома.

— Определите на слух количество предложений в тексте.

Прослушайте ещё раз текст. Выпишите имена детей.

Определите количество букв и звуков в каждом имени.

Подчеркните буквы, которые обозначают два звука.

Подчеркните имя, в котором количество букв и звуков совпадает.

На какую буквы начинается имя Эдик?

Вспомните имена, которые начинаются на эту же букву.

Уточните познавательную задачу урока. (Какие звуки называются гласными?)

На уроке вы будете учиться объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах, познакомитесь со словарём русского языка, который включает в себя слова, заимствованные из других языков.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Определите, какая общая буква в этих словах.

Экзамен, этаж, поэма, экран, эхо, эскалатор, экскурсия, карате, эльфы. (Буква э.)

Объясните значение этих слов.

Работа со словарём иностранных слов.

Дополнительная информация для учителя.

Экзамен — проверка знаний, навыков по какому-нибудь учебному предмету, для получения какого-нибудь звания, для повышения квалификации.

Этаж — часть здания, помещения в которой находятся на одном уровне.

Поэма — поэтический жанр большого объёма, преимущественно лироэпический.

Экран — рама, затянутая какой-либо тканью.

Эхо — отражение звука от предметов, отзвук.

Эскалатор — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.

Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Каратэ — спортивная борьба, искусство защиты и нападения.

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 62, упр. 10)

— Большинство слов, которые пишутся с буквой э — это слова иностранного происхождения, то есть пришли в русский язык из других языков.

Учащиеся под руководством учителя определяют, из какого языка какое слово пришло в русский язык.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Задание по вариантам.

Работа по учебнику (с. 62, упр. 10, продолжение)

Вариант 1. Запишите в тетрадь слова, которые пришли в русский язык из французского, греческого и японского языков. Подчеркните букву э.

Вариант 2. Запишите в тетрадь слова, которые пришли в русский язык из латинского, английского и немецкого языков. Подчеркните букву э.

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 61, упр. 9)

— Прочитайте отрывок из сказки.

Определите, из какой сказки эти предложения.

О чём говорится в этом отрывке?

Как вы думаете, кто такие эльфы? (Эльфы — это духи природы в скандинавской мифологии, сказочные воздушные существа, обычно благожелательные к людям.)

Посчитайте количество предложений, из которых состоит этот отрывок сказки. (Два предложения.)

Вспомните, как Дюймовочка попала к эльфам. Расскажите. Прочитайте последнее задание.

Выполните это задание самостоятельно.

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по индивидуальным карточкам.

— Прочитайте стихотворение. Подчеркните слова с буквой э. Выпишите из стихотворения имена детей.

Подал Эдик Эллочке

Эскимо в тарелочке,

А Эллине с Эммочкой

Эскимо на палочках.

Это эскимо тебе

Дарит лично буква э.

7. Самостоятельная работа

Работа в тетради (с. 32, упр. 19)

Способ проверки: фронтальный опрос.

Учитель демонстрирует иллюстрацию страуса эму.

Информация для учителя.

Страус Эму — это большая нелетающая австралийская птица. Это вторая по величине птица в мире, после африканского страуса, она достигает 1,5-2 метра в высоту и весит до 60 килограммов.

Эму отличные бегуны, на коротких дистанциях они развивают скорость до 50 км/ч. Однако обычно Эму ходят со скоростью 4-7 км/ч, покрывая за день 10-25 км.

Эму также неплохо плавают и способны переплывать реки попавшиеся им на пути. Вместо плавания Эму предпочитают просто плескаться в воде.

Основная пища эму — опавшие с деревьев плоды, ягоды и семена.

Дикие страусы Эму встречаются в Австралии довольно часто, подобно другим животным и птицам они нередко перебегают дорогу перед автомобилями.

Читайте также: