Выделительная система 4 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Учить работать в группе

Закрепить органы пищеварительной системы

Познакомить с органами выделения и их значением

Провести опыт фильтрации воды, как процесс работы почек

презентация, два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

у учащихся: два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Васильевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Но перед тем как начать, давайте поверим все ли готовы к уроку.

На уроке нам понадобится учебник, пенал, дневник и рабочая тетрадь. Остальное все убрали. Садитесь, пожалуйста.

-Ребята, вспомните тему прошлого урока. Как она звучала?

-Давайте вспомним как путешествует бутерброд.

У вас на пратах лежат листочки, на которых написаны названия органов пищеварения. Вам надо вотановить последовательность. На работу вам дается 3 минуты.

-Проверьте свою работу по слайду.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, какие знакомые вам органы выделяют из организма углекислый газ? Непереваренные остатки пищи? Воду?

Легкие, прямая кишка,…(органы выделения)

-Какой орган вы не смогли назвать?

-Который выделяет воду

-Предположите такой орган один или несколько?

-Варианты разные. Что будем делать, чтобы узнать кто прав?

-На какой вопросы будем искать ответ?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Ребята, если мы поставили вопрос об органах, которые выделяют какие-либо вещества, значит, как называются такие органы?

-Так звучит тема нашего урока.

Изучение нового материала

-На доске вы видите схему органов выделения. У вас у каждого есть листок, на котором такая же схема и таблица из трех столбцов. Что мы будем записывать в первый столбик?

-Хорошо, что значит особенности строения?

-Из чего состоит

-Как это значение органа?

-Как работает, его функции

- Давайте вместе рассмотрим один из органов, после вы будете работать по группам. 1 орган — это кровеносные сосуды. Запишите в первый столбик таблицы.

-Для чего они нужны?

-По ним течет кровь ко всем органам

-Обратите внимание, где они находятся.

-Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через все органы нашего тела. Что запишем в третий столбик?

-Доставляют кровь к органам

-Верно. Кровеносные сосуды делятся на капилляры и сосуды. Запишите это в особенности строения.

-Вот так вы должны заполнить всю таблицу и схему. Я предлагаю разделиться на 6 группы, каждая группа по подробней познакомиться с одним из органов, после чего расскажет другим о нем.

1-2 группа: почки

3-4 группа: мочеточники

5-6 группа: мочевой пузырь

Каждая группа получить необходимую информацию, вы должны на своих листах найти где находится этот орган, и заполнить таблицу.

-Приступайте к работе.

Работа в группах 15 мин.

-Давайте начнем с 1 группы. Остальные ребята приготовились слушать и старайтесь заполнить таблицу.

-Выступление 1 группы.

На схеме показывают где находятся почки. У человека две почки. Почки удаляют вредные вещества из организма, а полезные сохраняют в крови. Почек у человека две, они похожи на две фасолины, величиной с кулак человека.

-Что мы запишем во второй столбик?

-Их две, похожи на фасолины, размером с кулак.

-Какого же их значение?

-Удаляют вредные вещества

-Записали в таблицу

- То есть если кровь проходя через почки, очищается от вредных веществ, этот процесс называется фильтрация.

-Давайте попробуем пронаблюдать его. У вас у каждой группы есть пустой стакан, стакан с грязной водой, салфетки. Салфетки будут являться фильтром.

Делаем из салфеток воронку, кладем в пустой стакан, и через них переливаем грязную воду.

-Выполняют фильтрацию воды

-Что вы заметили?

-Таким же образом почки очищают кровь. Что происходит с вредными веществами дальше?

-Выступление 2 группы.

Показывают на схеме.

Мочеточники это две трубочки, длиной 32 см, шириной 12 мм. Они соединяют почки с мочевым пузырем.

-По мочеточникам все отфильтрованные вредные вещества попадают в мочевой пузырь. Мочеточники имеют длину около 30 см (показ на линейке/на доске), а в ширину всего 12 мм. Представляете какие они тоненькие.

-Маша, что ты записала в таблицу?

-Что же происходит в мочевом пузыре?

-Выступление 3 группы.

Показывают на схеме.

Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

-Как только в вашем мочевом пузыре накапливается, в головной мозг поступает сигнал, и вы понимаете, что надо сходить в туалет.

-Ребята, что же у вас получилось в таблицах.

-Верно. Сравните схему на слайде и схему над таблицей. Если чего-то нет, то допишите.

-Как называется такая система, в которой есть все эти органы?

-Потому что выделяют из организма вредные вещества

-Используя ваши таблицы, ваши схемы составьте рассказа про выделительную систему. Аня, выйди к доске, возьми собой таблицу, рассказывай и показывай на схеме.

-Выделительная система состоит из следующих органов: кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь. Кровеносные сосуды доставляют кровь в почки, кровь очищается от вредных веществ, по мочеточникам вредные вещества с водой переходят в мочевой пузырь, где накапливается моча.

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Какие два вопроса мы поставили в начале урока?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Сколько органов выделяют из организма воду?

-Кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь

-Какой самый главный орган из них?

-Потому что они убирают вредные вещества из крови

-Обратите внимание на слайд: закончите предложение

Мне сегодня понравилось…

Мне не понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

-Окрыли дневники записали домашнее задание. В учебнике прочитать §5, в РТ на стр 10, выполнить задания 1 и 2

Сейчас каждому будет роздана самостоятельная работа, по вариантам. Получив листочки, подпишите их и можете приступать к работе.

Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Слюнные железы, глотка, желудок, прямая кишка, желчный пузырь, тонкая кишка. Повышенный уровень. Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Хлеб, апельсины, картофель. 2. Необходимый уровень. Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

Вариант 2. 1. Необходимый уровень. Толстая кишка, поджелудочная железа, зубы, желудок, печень, пищевод. Повышенный уровень. Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень. Мясо, колбаса, сыр. 2. Необходимый уровень. Мочевой пузырь. Повышенный уровень. Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

-Закончили, сдайте все свои работы.

-Урок окончен, до свидания!

Почки – парный орган, расположенный симметрично слева и справа от позвоночника. Они похожи на две фасолины или два боба. Величина каждой из них – с кулак человека.. Почки отвечают за регулирование количества воды и солей в организме. Помимо этого, почки удаляют попадающие в наш организм извне и скапливающиеся в нем после переработки пищи вредные вещества. Лишнюю воду, соли и вредные вещества они самостоятельно выводят из организма в виде мочи. Почки также следят за тем, чтобы вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности, сохранялись в крови.

Мочеточники – две длинные трубочки, соединяющие почки с мочевым пузырём. Имеющие длину до 32 см, а толщину просвета до 12 мм. Размеры мочеточника зависят от роста человека и его комплекции. Их назначение – передавать в мочевой пузырь мочу, которую вырабатывают почки.

3 группа: мочевой пузырь

Полый мешок, лежащий внизу брюшной полости. Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по окружающему миру

ТЕМА: Выделительная система

Учитель: Налимова Екатерина Василеьвна

Цель занятия:

формировать у учащихся представления о понятии выделения, функции органов выделения;

Задачи занятия.

Учить оценивать свою деятельность на уроке.

Формировать умение формулировать тему и цель урока

Формировать умение извлекать информацию из текстов и схем

Развивать умение работать с дополнительным материалом

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Учить работать в группе

Закрепить органы пищеварительной системы

Познакомить с органами выделения и их значением

Провести опыт фильтрации воды, как процесс работы почек

Оборудование.

презентация, два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

у учащихся: два стаканчика, салфетки, раздаточный материал

Оформление доски

Библиографический список:

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Васильевна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. Но перед тем как начать, давайте поверим все ли готовы к уроку.

На уроке нам понадобится учебник, пенал, дневник и рабочая тетрадь. Остальное все убрали. Садитесь, пожалуйста.

Актуализация знаний

-Ребята, вспомните тему прошлого урока. Как она звучала?

-Давайте вспомним как путешествует бутерброд.

У вас на пратах лежат листочки, на которых написаны названия органов пищеварения. Вам надо вотановить последовательность. На работу вам дается 3 минуты.

-Проверьте свою работу по слайду.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, какие знакомые вам органы выделяют из организма углекислый газ? Непереваренные остатки пищи? Воду?

Легкие, прямая кишка,…(органы выделения)

-Какой орган вы не смогли назвать?

-Который выделяет воду

-Предположите такой орган один или несколько?

-Варианты разные. Что будем делать, чтобы узнать кто прав?

-На какой вопросы будем искать ответ?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Ребята, если мы поставили вопрос об органах, которые выделяют какие-либо вещества, значит, как называются такие органы?

-Так звучит тема нашего урока.

Изучение нового материала

-На доске вы видите схему органов выделения. У вас у каждого есть листок, на котором такая же схема и таблица из трех столбцов. Что мы будем записывать в первый столбик?

-Хорошо, что значит особенности строения?

-Из чего состоит

-Как это значение органа?

-Как работает, его функции

- Давайте вместе рассмотрим один из органов, после вы будете работать по группам. 1 орган — это кровеносные сосуды. Запишите в первый столбик таблицы.

-Для чего они нужны?

-По ним течет кровь ко всем органам

-Обратите внимание, где они находятся.

-Совершая круговорот по нашему телу, кровь проходит через все органы нашего тела. Что запишем в третий столбик?

-Доставляют кровь к органам

-Верно. Кровеносные сосуды делятся на капилляры и сосуды. Запишите это в особенности строения.

-Вот так вы должны заполнить всю таблицу и схему. Я предлагаю разделиться на 6 группы, каждая группа по подробней познакомиться с одним из органов, после чего расскажет другим о нем.

1-2 группа: почки

3-4 группа: мочеточники

5-6 группа: мочевой пузырь

Каждая группа получить необходимую информацию, вы должны на своих листах найти где находится этот орган, и заполнить таблицу.

-Приступайте к работе.

Работа в группах 15 мин.

-Давайте начнем с 1 группы. Остальные ребята приготовились слушать и старайтесь заполнить таблицу.

-Выступление 1 группы.

На схеме показывают где находятся почки. У человека две почки. Почки удаляют вредные вещества из организма, а полезные сохраняют в крови. Почек у человека две, они похожи на две фасолины, величиной с кулак человека.

-Что мы запишем во второй столбик?

-Их две, похожи на фасолины, размером с кулак.

-Какого же их значение?

-Удаляют вредные вещества

-Записали в таблицу

- То есть если кровь проходя через почки, очищается от вредных веществ, этот процесс называется фильтрация.

-Давайте попробуем пронаблюдать его. У вас у каждой группы есть пустой стакан, стакан с грязной водой, салфетки. Салфетки будут являться фильтром.

Делаем из салфеток воронку, кладем в пустой стакан, и через них переливаем грязную воду.

-Выполняют фильтрацию воды

-Что вы заметили?

-Таким же образом почки очищают кровь. Что происходит с вредными веществами дальше?

-Выступление 2 группы.

Показывают на схеме.

Мочеточники это две трубочки, длиной 32 см, шириной 12 мм. Они соединяют почки с мочевым пузырем.

-По мочеточникам все отфильтрованные вредные вещества попадают в мочевой пузырь. Мочеточники имеют длину около 30 см (показ на линейке/на доске), а в ширину всего 12 мм. Представляете какие они тоненькие.

-Маша, что ты записала в таблицу?

-Что же происходит в мочевом пузыре?

-Выступление 3 группы.

Показывают на схеме.

Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

-Как только в вашем мочевом пузыре накапливается, в головной мозг поступает сигнал, и вы понимаете, что надо сходить в туалет.

-Ребята, что же у вас получилось в таблицах.

-Верно. Сравните схему на слайде и схему над таблицей. Если чего-то нет, то допишите.

-Как называется такая система, в которой есть все эти органы?

-Потому что выделяют из организма вредные вещества

Воспроизведение знаний

-Используя ваши таблицы, ваши схемы составьте рассказа про выделительную систему. Аня, выйди к доске, возьми собой таблицу, рассказывай и показывай на схеме.

-Выделительная система состоит из следующих органов: кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь. Кровеносные сосуды доставляют кровь в почки, кровь очищается от вредных веществ, по мочеточникам вредные вещества с водой переходят в мочевой пузырь, где накапливается моча.

Итоги урока

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Какие два вопроса мы поставили в начале урока?

-Сколько органов выделяют из организма воду? Как их называют?

-Сколько органов выделяют из организма воду?

-Кровеносные сосуды, почки, мочеточники, мочевой пузырь

-Какой самый главный орган из них?

-Потому что они убирают вредные вещества из крови

-Обратите внимание на слайд: закончите предложение

Мне сегодня понравилось…

Мне не понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

-Окрыли дневники записали домашнее задание. В учебнике прочитать §5, в РТ на стр 10, выполнить задания 1 и 2

Самостоятельная работа

Сейчас каждому будет роздана самостоятельная работа, по вариантам. Получив листочки, подпишите их и можете приступать к работе.

Вариант 1 . 1. Необходимый уровень . Слюнные железы, глотка, желудок, прямая кишка, желчный пузырь, тонкая кишка. Повышенный уровень . Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень . Хлеб, апельсины, картофель. 2. Необходимый уровень . Почки, мочеточники, мочевой пузырь. Повышенный уровень . Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

Вариант 2 . 1. Необходимый уровень . Толстая кишка, поджелудочная железа, зубы, желудок, печень, пищевод. Повышенный уровень . Измельчение пищи – переваривание пищи – всасывание в кровь – выведение непереваренных отходов. Максимальный уровень . Мясо, колбаса, сыр. 2. Необходимый уровень . Мочевой пузырь. Повышенный уровень . Работу почек можно сравнить с процеживанием сока через фильтр.

-Закончили, сдайте все свои работы.

-Урок окончен, до свидания!

Почки – парный орган, расположенный симметрично слева и справа от позвоночника. Они похожи на две фасолины или два боба. Величина каждой из них – с кулак человека.. Почки отвечают за регулирование количества воды и солей в организме. Помимо этого, почки удаляют попадающие в наш организм извне и скапливающиеся в нем после переработки пищи вредные вещества. Лишнюю воду, соли и вредные вещества они самостоятельно выводят из организма в виде мочи. Почки также следят за тем, чтобы вещества, необходимые организму для нормальной жизнедеятельности, сохранялись в крови.

Мочеточники – две длинные трубочки, соединяющие почки с мочевым пузырём. Имеющие длину до 32 см, а толщину просвета до 12 мм. Размеры мочеточника зависят от роста человека и его комплекции. Их назначение – передавать в мочевой пузырь мочу, которую вырабатывают почки.

3 группа: мочевой пузырь

Полый мешок, лежащий внизу брюшной полости. Пустой мочевой пузырь похож на воздушный шар, из которого выпустили воздух. Когда он наполнен мочой, он напоминает надутый воздушный шар. Мочевой пузырь накапливает мочу, пока вам не захочется помочиться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является формирование у учащихся знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, гигиенических представлений о причинах заболеваний органов выделения и их профилактике.

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.

Задачи урока:

образовательные:

обобщить знания об органах выделения организма;

изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.

развивающие :

развивать общеучебные умения и навыки:

учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;

учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;

учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

Воспитательные:

воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.

Тип урока– урок освоения новых знаний.

После изучения темы ученики должны знать/понимать:

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.

1.Организационный момент.

(Настрой обучающихся на положительный урок)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуйте, пожалуйста, их.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Для этого я прошу Вас заполнить шкалу настроения в ТПО. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться таким до конца урока.

2.Актуализация знаний и умений. (введение в тему)

Мы продолжаем изучение систем внутренних органов человека. Попробуйте, глядя на эти предметы, определить, какую систему органов мы будем изучать сегодня. Перед вами фильтр, чашка, пирамиды, клубочек, стебель с распускающимися почками.

Почему вы так решили?

В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:

Исходя из темы, поставьте цель урока.

Предположительный ответ уч-ся: изучить строение и функции выд. системы, рассмотреть причины и меры профилактики заболеваний органов выделения. В ходе урока мы изучим следующие вопросы:

План изучения нового материала:

1. Строение выделительной системы человека.
2. Строение почки.
3. Строение нефрона.

4. Биофильтр организма.
5. Значение выделительной системы.
6. Причины и меры профилактики заболеваний выделительной системы.

Какой процесс называется выделением?

Выделение-это заключительный этап обмена в-в, в ходе к-го из организма выводятся вредные в-в, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.

Какие системы внутренних органов принимают участие в выделении вредных в-в? (прикрепляется табличка «Системы органов, участвующие в выделении)

В выведении конечных продуктов распада участвуют различные системы внутренних органов: дыхательная, покровная, кровеносная, пищеварительная. (прикрепляются таблички покровная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная)

В выделении каких веществ принимают они участие?

Учащиеся: Через лёгкие удаляются угл. газ, вода в виде пара и нек-рые летучие в-ва. Потовые железы кожи принимают участие в выведении воды, солей, неб. кол-ва мочевины и аммиака. Через кишечник удаляются непереваренные частицы пищи, желчные пигменты и соли тяжёлых металлов.

Учитель: Однако до 90% вредных в-в удаляется в виде мочи с помощью мочевыд.системы.

Какое строение выделительной системы обеспечивает выполнение ею выделительную функцию?

Переходим к изучению первого вопроса:

Строение выделительной системы человека.

Вспомните, к какому классу относится человек?

(Ответ учащихся: млекопитающим).

Какие органы образуют выделительную систему млекопитающих?

Ответ учащихся: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Зная это, что вы можете сказать о строении выделительной системы человека?

(У человека выделительная система имеет сходное строение с млекопитающими и образована теми же органами)

(прикрепляются к магнитной доске таблички соответствующих органов: почек-мочеобразующих органов и мочевыводящих органов: мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала)

Переходим к следующему пункту плана.

Почки –парные органы, располагающиеся в области поясницы справа и слева от позвоночного столба. Это неб. органы массой 150-200 г, длиной 10-12 см, толщиной 5-6 см, по форме напоминают бобы. Вогнутый край почки обращён к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входят нервы и почечная артерия, несущая неочищенную кровь , а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь.

Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из 15-20 пирамид, которые открываются в почечную лоханку-резервуар, куда собирается моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря - органа, где моча накапливается, а затем через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Выполнение задания №2 Назовите цифры, которыми обозначены основные части почки.

Изучим микроскопическое строение почек (Строение нефрона).

Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Нефрон – это структурная и функциональная единица почки, обеспечивающая фильтрацию крови и образование мочи.

Отдельный нефрон состоит из капсулы, почечного канальца и собирательной трубочки. Капсула нефрона представляет собой чашку, стенка которой образована двумя слоями клеток. Щель между этими слоями сообщается с канальцем.

Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров. Он образуется в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящая артерия снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца и лишь после этого кровь собирается в вену. Извитой каналец нефрона переходит в собирательную трубочку.

Корковое в-во почки образовано преим-но капсулами нефронов, а мозговое в-во- извитыми канальцами и собирательными трубочками нефронов. Последние вместе взятые в мозговом слое образуют пирамиды, которые открываются в почечную лоханку.

Выполним в рабочей тетради задание №3

Назовите цифры, которыми обозначены соответствующие части нефрона.

Рассмотрим срез почечной ткани под микроскопом. Обратите внимание на корковый, мозговой слои почки и многочисленные клубочки нефронов.

Переходим к следующему вопросу плана:

Почему почки называют биофильтром?

(они очищают кровь от вредных веществ и участвуют в образовании мочи)

Изучим принципы работы почек:

Почки участвуют в очищении крови от вредных веществ и образовании мочи. Этот процесс сложный и протекает в 2 этапа: первый-образование первичной мочи и второй-образование вторичной. Первый этап связан с фильтрацией крови, а второй- с реабсорбцией и секрецией.

Фильтрация крови происходит в капиллярном клубочке капсулы нефрона: часть плазмы проходит через стенку капилляров в щель капсулы. В капиллярах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вещества, составляющие первичную мочу: вода, конечные продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной, щавелевой кислот, а также полезные вещества: глюкоза, аминокислоты, витамины. Первичная моча -по составу очень похожа на плазму крови (только без белка). В сутки через почки проходит примерно 1500 л крови и образуется в среднем 150л первичной мочи.

Затем происходит второй этап образования мочи. Первичная моча продвигается в канальцы нефрона, где происходит (реабсорбция) обратное всасывание полезных веществ в кровь до 99% воды, а также многих солей, аминокислот, глюкозы и других нужных организму веществ. В канальце остаются вредные вещества: мочевина, мочевая к-та, минеральные соли, а также вода, которые и составляют вторичную мочу.

Помимо обратного всасывания в канальцах происходит так называемая секреция (выделение некоторых в-в из крови в мочу. Например, лекарств.

Итак, в результате процессов реабсорбции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2 литра вторичной

Проверим как вы усвоили принцип работы почек. Заполним таблицу, вставляя пропуски по смыслу (пропущенные слова выделены жирным шрифтом):

Этапы образования мочи

Место образования

1.Образование первичной мочи

фильтрация крови

в капсуле нефрона

вода, витамины, глюкоза, аминокислоты,

2.Образование вторичной мочи

реабсорбция и секреция

в канальце нефрона

мочевина, мочевая кислота, вода, соли щавелевой, фосфорной кислот, лекарства

Переходим к следующему пункту плана:

Показатель состояния здоровья.

Состав вторичной мочи является одним из главных показателей работы мочевыделительной системы и организма в целом. Неслучайно, врач назначает больному сделать не только анализ крови, но и мочи. Группа учащихся в лаборатории детской поликлиники самостоятельно проводила общий анализ мочи. О том, как это было и что можно узнать по анализу мочи расскажет (учитель называет фамилию, имя ученика)

Ученик: Анализ мочи проводили с помощью специального прибора анализатора. Для этого мы опустили в мочу тест-полоску и загрузили её в автоподатчик, который затем доставляет её в измерительный модуль.

Результаты анализов в течение нескольких минут выводятся на дисплей, а также на бумажных носителях.

Получив бланк с результатом анализа, мы расшифровали значение символов, сравнили исследуемые параметры с нормой того или иного показателя и сделали вывод о состоянии нашего здоровья.
Первым качественным показателем при проведении общего анализа мочи являет­ся ёе цвет, который в норме зависит от содержания пигментов и может колебаться от светло-желтого до насыщенного желтого. При патологии цвет мочи может меняться: присутствие желчных пигментов делает мочу зеленовато-желтой, примесь крови придает ей бу­рый, красновато-желтый цвет. Красноватый оттенок может наблюдаться при цистите (воспалении мочевого пузыря ), травмах почек или мочекаменной болезни. Цвет мочи может меняться в зависимости от приема определенных лекарст­венных препаратов и пищевых продуктов.

Моча здорового человека всегда должна быть прозрачной. Мутной она может быть из-за наличия бактерий, слизи, солей и др.

В моче здорового человека не должно быть билирубина, белка, лейкоцитов, эритроцитов, глюкозы, бактерий. Наличие этих компонентов свидетельствует о различных заболеваниях. Так, наличие белка, бактерий в моче говорит о воспалении почек (нефрите), наличие глюкозы – о нарушении работы поджелудочной железы (сахарном диабете), наличие эритроцитов -о воспалении органов выделения, возможно мочекаменной болезни. Содержание билирубина выявляется при поражениях печени.

Дома каждый из вас попробует самостоятельно, опираясь на справочный материал и анализируя общий анализ мочи пациента, сделать вывод о состоянии его здоровья.


Урок открытия новых знаний поможет сформировать целостное представление о выделительной системе организма, воспитать здоровьесберегающую культуру младшего школьника, дать представление о механизме работы выделительной системы человека.

Описание разработки

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: Сформировать целостное представление о выделительной системе организма. Воспитать здоровьесберегающую культуру младшего школьника.

Образовательные задачи: Дать представление о механизме работы выделительной системы человека.

Воспитательные задачи: Прививать гигиенические навыки, прививать навыки здорового образа жизни, воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Принимать, ставить учебно - познавательную задачу.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять поиск информации из материалов учебника, личного опыта, используя схемы, таблицы при работе над темой.

Строить речевые высказывание в устной и письменной форме. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися. Осуществлять совместную деятельность. Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Оборудование: презентация, индивидуальный лист заданий, учебник.

Организационное начало.

Актуализация.

Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего организма.

Послушай, дружок, интересный рассказ,

В котором запутано все, и не раз.

Будь очень внимателен и угадай,

Где правда, где ложь, ты попробуй узнай.

Сердце и печень мы видим всегда,

А уши и руки – почти никогда.

Мозг расположен в районе груди,

А ну - ка скорее его там найди.

Почти относятся к органам внешним,

А глазки и ротик – к наружным, конечно.

Легкие дышать в районе ноздрей,

Их можно прощупать, проверь поскорей.

На теле у каждого кости растут,

Их обнаружить - серьезнейший труд.

А кожа внутри организма нужна

И нам никогда не бывает видна.

- Что заметили? ( в этом задании все наоборот)

- А какое внутреннее строение? ( 1 слайд)

- Что вы можете сказать о мальчике? (внутри человека не может быть этих предметов)

- И это вовсе не шутка…. .

- У каждого человека ты сможешь отыскать и чашечку, и воздушный шарик и даже компьютер.

- Где же это можно отыскать?

- Возьми лист, прочитай задание №1.

Проверка. ( 2 слайд)

- Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Задание №2 (слайд 3)

- Перед вами фил ворд. Найдите спрятанные слова.

- Какие слова нашли?

- Что объединяет эти слова?

4 слайд. Система

III. Открытие нового.

Сегодня мы тоже будем говорить о системе, а о какой узнаете из текста. (слайд 5)

В течение жизни человек поглощает: 12 т. еды, 33 000 литров различных напитков, вдыхает 350 миллионов литров воздуха. И при этом точно установлено, что ни один представитель человеческого рода до сих пор не лопнул.

Читайте также: