Конспект урока савелий богатырь святорусский

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Одного из главных героев поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо Савелия читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную." — Транскрипт:

2 Одного из главных героев поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо Савелия читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

3 САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил… Да распрямиться дедушка Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов. Дед жил в особой горнице, Семейки недолюбливал. В свой угол не пускал;

4 Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют клейменым, каторжным. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: Клейменый, да не раб.

5 Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи: А крепко досадят ему Подшутит: Поглядите-тко К нам сваты! Незамужняя Золовушка к окну: ан вместо сватов нищие! Из оловянной пуговки Дед вылепил двугривенный, Подбросил на полу Попался свекор-батюшка! Не пьяный из питейного Побитый приплелся!

6 О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по- видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

7 Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти муки адские В тусветной жизни ждут.

8 Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

9 Не правили мы барщины, Оброков не платили мы, А так, когда рассудится, В три года раз пошлем.

10 В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

11 Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам, Ни пешему пройти!

12 Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

13 Нас только и тревожили Медведи. да с медведями Справлялись мы легко. С ножищем да с рогатиной Я сам страшней сохатого, По заповедным тропочкам Иду: Мой лес! кричу.

14 Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес с его нехожеными тропами, могучими деревьями является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

15 Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

16 Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

17 Отменно драл Шалашников, А не ахти великие Доходы получал: Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо. Я тоже перетерпливал, Помалчивал, подумывал: Как ни дери, собачий сын, А всей души не вышибешь, Оставишь что-нибудь!

18 Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

19 Вот были люди гордые! А нынче дай затрещину Исправнику, помещику Тащат последний грош!

20 Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

21 И тут настала каторга Корежскому крестьянину нитки разорил

22 Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

23 А потому терпели мы, Что мы богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик не богатырь"? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою а богатырь!

24 Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях: Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина. леса дремучие Прошли по ней сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной. Все терпит богатырь!

25 Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

26 Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным: Что ж дальше? Дальше: дрянь! Кабак. острог 6 Буй-городе, Там я учился грамоте, Пока решили нас. Решенье вышло: каторга И плети предварительно.

27 Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты образования

Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века.

Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

• раскрыть роль образов Матрёны Тимофеевны и Савелия в художественном мире поэмы;

• помочь ученикам осознать, в чём видит Некрасов источник силы народа.

На предыдущем уроке мы увидели, как раскрывает Некрасов читателю крестьянские судьбы. В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

♦ Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. (Ученики могут подтвердить эту мысль примерами из лирики Некрасова.)

1. Юность героини. Замужество.

♦ С какими чувствами вспоминает Матрёна Тимофеевна детство и девическую жизнь в родительском доме? Почему?

♦ Как говорит она о муже? Можно ли назвать её замужество несчастным?

♦ Почему так горька её жизнь в доме Корчагиных? Кто виноват в печалях молодой женщины?

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

♦ Кого считает Некрасов истинным виновником смерти Дёмушки?

♦ Что заставляет чиновников и лекаря надругаться над чувствами матери?

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

♦ Почему мать решает расстаться со вторым сыном, отдать его на фабрику? Каким предстаёт здесь крестьянский мир?

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

♦ Как раскрывается характер героини в трагической для семьи ситуации?

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

♦ выбрать в тексте цитаты, раскрывающие отношение Матрёны Тимофеевны к дедушке;

♦ объяснить, за что не любят Савелия его родные;

♦ раскрыть смысл любимых поговорок, словечек дедушки;

♦ найти символические детали в его изображении;

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрёна Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере ещё двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Домашнее задание

3. Составьте цитатный план рассказа о Грише Добросклонове.

Для индивидуальной работы

В течение урока каждая группа будет анализировать одного из героев поэмы , подготовившись к этой работе дома. Каждое высказывание должно подкрепляться цитатами из текста.

Прочитайте первую строфу пролога и определить проблему в строфе?

- Семеро крестьян из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

- Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.

Учитель: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

Поспорив, 7 крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с вами. И первым, кто встречается им на пути – это поп.

Индивидуальное задание:Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас представителями разных классов. И первым, кто встречается им на пути – это поп, затем помещик.

После встречи с попом и помещиком характер поведения и образ мыслей странников изменяется. Они уже обращают внимание не столько на господ, сколько на народную жизнь.

Работа в группах:

Группа: Ермил Гирин

Образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки под ноготь не зажал, в семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного, душой не покривил.

Ермил Гирин, человек чести, правды и совести, имел все, что надобно для счастья, живя по законам народной правды. Но это не явилось гарантией счастья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы автор заставляет задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика — это счастье жить чужим трудом.

В поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Так же счастливцы в поэме Некрасова: это Савелий — богатырь, бунтарь. Одним своим видом он олицетворяет могучую силу сопротивления всякому насилию:

группа: Савелий, богатырь святорусский

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе.

Вывод: Савелий – богатырь, в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о судьбах Ермилы Гирина и Савелия, богатыря святорусского.

– Раскроем смысл легенды о двух великих грешниках.


Их называют народными заступниками.

Кто такие народные заступники? Это люди, готовые бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с угнетателями за правду и за свои права.

Каждый из народных заступников обладает качествами, приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя пересмотреть свои идеалы.

Народных заступников в поэме четыре. Это Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Надо сказать, что все они выходцы из крестьянской среды.

Крестьянское происхождение народных заступников – это новая, революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. В 60-х годах XIX века стали верить, что Россию спасут разночинцы. Некрасов же ищет силы в народной среде.

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Почему пьяницу Якима Нагого считают народным заступником? Он заступается за крестьян перед Павлушей Веретенниковым, который осуждает их пьянство. В гневе Яким требует не мерить крестьян господской меркой. Он рассказывает, как тяжела жизнь мужика. Чаша терпения в народной душе уже переполнена.

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная –

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые висели на стенах. Яким Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.

Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима Нагого.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю – матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы – песок.

Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой жизни крестьянской, того самого русского духа из былин и сказок. Он сын матери-сырой земли. Единое целое с русской природой. А его история говорит о чувстве прекрасного, которое живёт в народной душе. Тягу к прекрасному неспособны заглушить тяжёлый труд, унижения и голод.

В поиске счастливого человека крестьяне-правдоискатели встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Ермил Гирин с юности болел душой за народ. Работая писцом, он бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. Не раз и не два в рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.

Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок, спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это прегрешение довело его до попытки самоубийства. Ермил публично раскаялся, вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим. Он для себя стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.

Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и богатство угнетателей.

Хитры, сильны подьячие,

А мир их посильней.

У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим благополучием и попал в острог как бунтовщик.

Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в тюрьме за участие в бунте. А другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий, богатырь святорусский – это воплощение народной силы и мужества.

Савелий – человек богатырского сложения, он обладает звериной, медвежьей мощью.

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Но почему же Савелия называют святорусским богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В боюа богатырь!

Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:

Всё терпит богатырь!

И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится.

Недотерпетьпропасть!

Перетерпетьпропасть.

Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.
Что на роду написано,

Того не миновать!

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Пан Глуховский так же, как и сам Кудеяр годы назад, живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского, столетний дуб рухнул и

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, инок остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. Кроме того, Кудеяр ощутил обиду и гнев не за себя, а за издевательство над богом и ближними.

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

Жизнь тошна,

Боль сильна.

В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит крестьянам Гриша Добросклонов.

Змея родит змеёнышей.

А крепь – грехи помещика,

Грех Якова несчастного,

Грех Глеба родила!

Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный заступник.


Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании, чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо.

Читайте также: