Конспект урока музыка 1 класс музыкальные инструменты фортепиано

Обновлено: 06.07.2024

Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Вид урока: традиционный.

Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.

– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);
– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).

– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;
– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).

– воспитывать эстетический вкус;
– воспитывать любовь к музыке;
– воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Музыкальные инструменты: фортепиано, волынка

Цель: научить проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

Проблема: Кто помогает услышать музыку?

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проводить интонационно-образный анализ произведений, обобщать, формулировать выводы,

Метапредметные: регулятивные – составлять план и последовательность действий;

Познавательные – ставить и формулировать проблемы;

Коммуникативные – проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;

Личностные – развитие эмоционального восприятия произведения искусства, оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Оборудование: проектор, компьютер, диск 1 класс, текст песни.

Музыкальный материал:

1. “Клоуны” Д. Кабалевский

2. “Волынка” И. С. Бах

І . Организационный момент.

СЛАЙД 1 . Речевая разминка:

Ру-ру-ру, ру-ру-ру
Здесь коза грызет кору
Ры-ры-ры, ры-ры-ры
Прилетели комары
Рок-рок-рок, рок-рок-рок
Начинается урок.

Приветствие: Доброе утро

Сейчас я предлагаю вам правильно сесть, спинка прямая, руки на коленях, делаем глубокий вдох и выдох. И приготовились слушать стихотворение, после чего вы мне должны сказать какие инструменты вы услышали.

Кончен вечер. Музыканты,

Раздарив свои таланты,

Тихо, под аплодисменты

И ушли со сцены прочь…

Спать легли в свои футляры

Скрипки, трубы и гитары,

Засопели из чехла…

Месяц заглянул в окно…

Стало тихо и темно.

Какие инструменты вы услышали? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в музыкальный океан, на музыкальный остров.

Ребята, а кто мне скажет, а на чем мы будем плыть?

Мы отправимся в путешествие на этом прекрасном корабле.

Ребята, а кто был на корабле?

А чтобы корабль плыл правильно по течению, как нужно себя вести? ( внимательно слушать , не отвлекаться, помогать друг другу)

Каждый из вас является капитаном именно своего корабля. Сели все красиво, спина прямая, и приготовились плыть! ( Звуки волн)

Вот мы и приплыли на остров, а кто мне напомнит, как он называется?( музыкальные инструменты).

У вас на столе лежат карточки с муз.инстр., к сожелению они забыли свои названия. Вы должны их подписать. сделать карточки с инструментами( пианино, рояль , волынка. время

(Слушание “Клоуны” )

СЛАЙД 2 - какая это музыка по характеру? ( озорная, шутливая, живая, задорная, радостная, быстрая, спокойная, медленная, грустная) дети выбирают правильные ответы.( сделать карточки)

СЛАЙД3 самопроверка слайд

- А какой инструмент ее исполняет?

составить пазлы пианино)

СЛАЙД 4 ( проверка пазл) поменялись пазлами

- Покажите пальчиками, как играют на пианино.

СЛАЙД 5 Физкультминутка.

На рояле я играю (изображают пальцами игру на пианино)

На педали нажимаю (топают ногами)

Гамма вверх (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)

Гамма вниз (опускают руки вниз, приседают)

А сейчас всем поклонись. (делают поклоны в разные стороны)

І V . Знакомство с музыкальным инструментом волынкой.

ІІ. Работа по теме.

СЛАЙД 6 А сегодня добрая волшебница – МУЗА которая сопровождает нас на корабле подготовила для вас рассказ о фортепиано. Мы узнаем, что это за инструмент, откуда он к нам пришел, почему так называется.

( пары сменного состава, разрезать по обзатцам)

Фортепиа́но (слово итальянское. Значит форте — громко, пиано — тихо) — струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Но рояль был слишком большим . Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить.

Ребята, что вы запомнили?


Слайд 8 Один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано был Фредерик Шопен. Фридерик Шопен великий польский композитор, он жил более 900 лет назад, уже в детстве он проявлял яркие музыкальные способности, уже в 7 лет его учили играть на фортепиано.

ІІІ. Слушание музыкального произведения.

Слушание: ( ВАЛЬС)

Какой характер передает музыка?

Что вам хотелось под нее делать?

Как догадались что вальс?

Давайте посмотрим как выглядит фортепиано внутри

СЛАЙД 9 ( видео). Покажите пальцами на столах как играют на фортепиано

Работа по учебнику.

Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных инструментов.

Отгадайте загадку о музыкальном инструменте.

Известен он давно, видели в кино

Бычий пузырь, деревянные трубочки,

Но это не дудочки.

Найдите в учебнике изображение этого музыкального инструмента.

Волынка, это шотландский инструмент. Посмотрите внимательно на волынку, она состоит из воздушного мешка. Я сейчас я вас открою один секрет, когда волынщик вдувает в одну трубочку, а из остальных трубочек выходит воздух.

СЛАЙД 10 (Слушание “Волынка” )рассказ ребенка о волынке

V І . Подведение итогов.

Ребята, а вы не забыли , Какая тема нашего урока?

Обсудите в парах, что вам больше всего запомнилось и понравилось на уроке?

Давайте вспомним инструменты которые вы рассматривали в начале урока. Вырежьте те которые вам запомнились на уроке.

Похлопайте в ладоши те к, кому понравился наш урок?

А сейчас мы гостям подарим подарок нашу сказку и песню

Мир похож на цветной луг

Кончен вечер. Музыканты,

Раздарив свои таланты,

Тихо, под аплодисменты

И ушли со сцены прочь…

Спать легли в свои футляры

Скрипки, трубы и гитары,

Засопели из чехла…

Месяц заглянул в окно…

Стало тихо и темно.

Фортепиа́но (слово итальянское. Значит форте — громко, пиано — тихо) — струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Но рояль был слишком большим . Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить.

Фортепиа́но (слово итальянское. Значит форте — громко, пиано — тихо) — струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Но рояль был слишком большим . Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить.

Фортепиа́но (слово итальянское. Значит форте — громко, пиано — тихо) — струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Но рояль был слишком большим . Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить.

Фортепиа́но (слово итальянское. Значит форте — громко, пиано — тихо) — струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Но рояль был слишком большим . Он больше походил для концертных залов, а дома его некуда было ставить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока с использованием поэтических строк ,презентации (не прилагается выложу отдельным файлом).

Тема урока: Музыкальные инструменты: Волынка и фортепиано.

Подготовила: учитель музыки Майорова М.Ю.

Автор УМК, учебник

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.

Музыкальные инструменты: Волынка и фортепиано.

Формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, приобщая учащихся к музыкальному искусству, богатству русско-классической и зарубежной литературой.

Знакомство с музыкальными инструментами: фортепиано и волынкой.

включить учащихся в учебную деятельность;

организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок;

актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

зафиксировать новое содержание во внешней речи;

организовать самостоятельную работу;

оценить собственную деятельность на уроке;

Методы организации учебной деятельности

метод идентификации – вживание в образы искусства;

метод организации художественно-эстетической среды;

поиск выразительных средств исполнения;

Форма организации работы

Коллективная форма -слушание, музыкально-ритмическая деятельность

Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение

Технология деятельностного метода

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)

Задачи этапа:

- включить учащихся в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Кончен вечер. Музыканты,

Раздарив свои таланты,

Тихо, под аплодисменты

И ушли со сцены прочь…

Спать легли в свои футляры

Скрипки, трубы и гитары,

Засопели из чехла…

Месяц заглянул в окно…

Стало тихо и темно.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в музыкальный океан, на музыкальный остров.

Ребята, а кто мне скажет, а на чем мы будем плыть?

Мы отправимся в путешествие на этом прекрасном корабле.

Ребята, а кто был на корабле?

А как нужно себя вести?

Вот и на нашем корабле должна быть тишина.

Каждый из вас является капитаном именно своего корабля. Сели все красиво, спина прямая, и приготовились плыть! ( Звуки волн)

О музыке, музыкальных инструментах.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности

Задачи этапа:

- актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.

Вот мы и приплыли на остров, а кто мне напомнит, как он называется?

Ребята, остров музыкальные

подготовил для нас загадки.

Дети, а кто знает, что же это за такой инструмент?

А кто видел фортепиано?

Фортепиа́но (итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

Вот такой длинный путь прошло фортепиано, пока дошло до нас таким, каким мы видим его сейчас.(ВИДЕО-РОЛИК)

Ребята, что вы запомнили?
Один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано был Фредерик Шопен. Фридерик Шопен великий польский композитор, он жил более 900 лет назад, уже в детстве он проявлял яркие музыкальные способности, уже в 7 лет его учили играть на фортепиано.

И сейчас мы с вами послушаем одно из его произведений, но перед тем как будете слушать сели все красиво, ровненько.

Вы должны создать вокруг себя тишину, потому, что музыка любит, когда ее слушают в тишине. Слушайте внимательно, чтобы ответить на мои вопросы.

Добрая волшебница – МУЗА подготовила для вас рассказ о фортепиано.

Мы узнаем, что это за инструмент, откуда он к нам пришел, почему так называется.

Хорошо известные вам инструменты пианино и рояль имеют общее название - фортепиано .

Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль

Только знай – у них давно

Есть название одно.

Не забудь. Фортепиано - произносится оно.

Имя у фортепиано не простое, состоит оно из двух итальянских слов: форте - громко и пиано- тихо. По-русски можно было его назвать “громкотихо”

Рояль - другое название фортепиано, рояль в переводе значит “королевский”. Появился рояль на свет в 1709 году в мастерской итальянца Бартоломео Кристофори. Рояль – это концертный инструмент, его место на сцене, в концертных залах.

Младший брат рояля называется пианино .

Звуками фортепиано можно выразить чувства человека и изобразить голоса самых разных инструментов.

В черно-белых клавишах рояля

Есть волынки, скрипки, контрабас.

Послушайте произведение "Волынка" немецкого композитора И.С. Баха и скажите, на каком инструменте играли?

Читайте также: