Конспект лексико грамматического занятия в подготовительной группе домашние животные

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Селиверстова Юлия Андреевна

Населенный пункт: Московская область, г.о. Подольск

Задачи:

-упражнять в образовании Р.П. мн.ч. им.сущ;

-упражнять в согласовании им.сущ. с им.числит.;

-закреплять названия детенышей животных;

-развивать умение отвечать полным предложением;

-развивать мелкую и общую моторику;

-развивать слуховое, зрительное внимание, память и мышление (навыки анализа и синтеза).

-воспитывать у детей бережное отношение к природе;

-воспитывать умение работать с интерактивной доской, выполнять инструкции учителя.

Оборудование: интерактивная доска, интерактивные игры; мягкий кубик, предметные картинки.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами необычное занятие: у нас гости. Старайтесь хорошо отвечать и хорошо себя вести.

Повторение правил работы с интерактивной доской.

-Сегодня мы будем работать с волшебной доской и маркером. Обращаться с доской нужно очень аккуратно, чтобы ее не поцарапать и не испортить.

Логопед: Ребята! А как называют животных, которые живут дома и о них заботится человек? (домашние животные) Верно, сегодня мы поговорим с вами о домашних животных и их детенышах.

Логопед: Отправляемся с вами гулять на скотный двор.

Загибаем пальчики на обеих руках

Мы идем во двор гулять!

Указательный и средний пальчики шагают по столу

Будем прыгать и скакать,

Каждый пальчик на обеих руках касаются стола

А потом бежать-бежать.

Пальчики стучат по столу

Все быстрей бегом-бегом,

Пальчики стучат быстрее

А потом пойдем пешком.

Указательный и средний пальчики шагают по столу

Логопед: А каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)

-Как человек заботится о домашних животных? (кормит, гуляет с ними, чистит и т.п.)

-Где живут домашние животные? (Корова живет в коровнике.; свинья в свинарнике, лошадь в конюшне, собака в конуре, кошка в доме, рыбки в аквариуме и др.)

-Что любят есть домашние животные? (Лошадь любит есть овес.; коза – капусту, кролик – морковку, собака – мясо, кости и т.п.)

-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Овца дает человеку шерсть.; корова – молоко и мясо, коза – молоко и шерсть, собака охраняет дом, пасет овец и т.п.)

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вот и добрались мы до нашего скотного двора. Как много здесь домашних животных!

Возьмите конверты на ваших столах, откройте и достаньте картинку. Скажите – кого много во дворе? Дети достают картинки и называют: корова-много коров, лошадь – много лошадей, собака – много собак и т.п.

Логопед: А помните ли Вы, какие голоса издают домашние животные? (да) Посмотрите внимательно на доску – здесь не видно животных, видно только их тень, зато животных можно послушать. Сейчас мы послушаем голоса и угадаем, кто это.

Логопед вызывает детей по очереди к доске. Ребенок нажимает на значок и слушает голос, говорит какому животному принадлежит, ищет тень советующего животного. Логопед уточняет, как говорят животные (корова что делает? – мычит, лошадь что делает? – ржет, коза,овца – блеет, кошка – мяукает, свинья - хрюкает, собака – лает)

Логопед: Молодцы! Вы угадали всех животных. Мы уже сказали, что их во дворе много. А вот сколько же их точно, это мы сейчас узнаем. Сначала на ковер выйдут девочки (девочки выходят), теперь – мальчики (мальчики выходят).

-Встаем в круг, за руки не беремся.

Логопед берет мягкий кубик.

-Сейчас мы будем кидать наш кубик и считать, сколько же животных во дворе. Не забудьте, что считать нужно по порядку.

Ребенок берет кубик, логопед загадывает ему домашнее животное. Ребенок кидает кубик и считает по порядку (одна лошадь, две лошади, три лошади – сколько лошадей во дворе? Во дворе три лошади)

Звучит аудиозапись, дети повторяют текст и движения.

Логопед: Пока мы с Вами танцевали, приключилась беда! Разбежались по двору детеныши домашних животных! Нужно их скорее вернуть! Посмотрите внимательно на доску. Нужно провести дорожку от домашнего животного к его детенышам.

Дети выходят по очереди к доске и соединяют домашнее животное и его детенышей. (Это кошка. - Кто у кошки детеныши? – котята. Ребенок проводит дорожку. – У кошки котята.)

Наш кот Васька - хулиган! (широко открыть глаза)

По квартире он скакал!

Вверх (глаза вверх)

И вниз (глаза вниз)

Вверх и вниз (повтор)

И запрыгнул на карниз (глаза вверх)

Полчаса он так скакал (круговые движения глазами)

А потом прыг! (глаза вниз)

И упал (зажмуриться)

Логопед: Вы так много уже знаете о домашних животных, что я не могла не приготовить для вас загадки! А загадки не простые, зашифрованные! Попробуйте отгадать, какое домашнее животное я загадала.

Логопед открывает на доске мнемодорожку.

-Ребята, здесь спряталась загадка. У нас с вами есть подсказки – это картинки. Попробуем отгадать домашнее животное.

-Это что такое? (борода)

-А это? (рога) Это маленькие рога, как мы их назовем ласково – рожки.

-Что получается? Борода и рожки.

-Что делают ноги? (бегут)

-Борода и рожки бегут…

-Это что дорожка?

-Что получается? (Борода и ножки бегут по дорожке)

-Что это за животное? (у какого животного есть борода?)

-Смотрим на следующую загадку.

Облако на ножках,

Бежит по дорожке.

Вместо хвоста – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Логопед: О ком мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (о домашних животных и их детенышах)

*Закреплять представления детей о домашних животных;

*Учить образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать в роде;

*Закрепить представление о том, где живут домашние животные, как называются их детеныши, какие звуки издают домашние животные;

*Закрепить умение образовывать множественное число названий детенышей;

*Закрепить навык согласования всех членов предложения.

*Развивать речевое внимание;

*Развивать зрительное восприятие;

*Развивать мелкую,общую моторику, координацию речи с движением;

*Развивать артикуляционную моторику.

*Воспитывать умение работать в коллективе;

*Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность.

*Воспитывать любовь к животным, ответственность.

*Аудиозаписи со звуками домашних животных;

*Картинки с изображением домашних животных и их детенышей;

*Игрушки-муляжи домашних животных;

Ход занятия:

Организационный момент. (дети стоят в кругу). Здравствуйте, ребята. Давайте прислушаемся, а потом вы скажете, что услышали. (звучат голоса кошки, собаки, коровы, лошади, свиньи, козы, овцы). (Каждый ребенок называет животное, которое издает тот или иной звук, а логопед прикрепляет к доске картинки с их изображением). Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О животных). О каких животных? (о домашних).

Каждое животное разговаривает по-своему. Кошка мяукает. А собака? (лает, лошадь ржет, корова мычит, овца блеет, свинья хрюкает).

У животных, как и у людей, есть дети. Давайте вспомним, как они называются. Я называю животное, вы называете детеныша и передаете мяч друг другу. (кошка – котенок, собака – щенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, коза - козленок). Родители и детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они встретились. (на столе разложены картинки с изображением животных и детенышей, дети разбирают их по кучкам-семьям. Проговаривают: корова-бык-теленок, кошка-кот-котенок, овца-баран-ягненок, лошадь-конь-жеребенок, свинья-хряк-поросенок, собака-пес-щенок, коза-козел-козленок). В семьях животных часто бывает много детенышей. Не один ягненок, а много ягнят. Не один щенок, а много … Не один теленок, а много… и т. д. (дети отвечают)

Давайте немного отдохнем. (Пальчиковая гимнастика).

Раз, два, три, четыре, пять.

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке).

Самых близких, самых верных. Каждый знает их, наверное. (кулак-ладонь).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Подумай немножко. (разводим в стороны руки, как бы спрашивая окружающих).

В доме с хозяином дружно живут. (изображаем руками крышу дома над головой).

Значит, домашними все их зовут.

Домашние животные называются так потому, что у них есть дом. У каждого животного свое жилище. Давайте поиграем. Я буду говорить, где живут животные, а если я скажу, неправильно, вы поправляйте. Лошадь живет в коровнике. ( дети отвечают: нет, в конюшне). Корова живет в свинарнике. (нет, в коровнике). Свинья живет в хлеву (нет, в свинарнике). Овцы, козы живут в конюшне (нет, в хлеву).

Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду показывать часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела. (Показываем на игрушечных животных).

Сначала рассматриваем кошку и ее части тела.

Чья это голова? (это кошачья голова)

Чей это хвост? (это кошачий хвост)

Чьи это усы (это кошачьи усы)

Чьё это туловище? (это кошачье туловище)

Рассмотрим собаку и ее части тела:

Чья это голова? (Это собачья голова).

Чьи это лапы? (это собачьи лапы)

Чей это нос? (это собачий нос)

Чьё это туловище? (это собачье туловище)

Затем рассматриваем корову:

Чья это голова? (это коровья голова)

Чей это хвост? (это коровий хвост)

Чье это вымя (это коровье вымя)

Чьи это рога? (это коровьи рога)

Давайте рассмотрим части тела свиньи:

Чья это голова (это свиная голова)

Чье это ухо? (это свиное ухо)

Чей это хвост (это свиной хвост)

Чья это грива? (это лошадиная грива)

Чей это хвост? (это лошадиный хвост)

Чьи это глаза? (это лошадиные глаза)

Чьё это туловище? (это лошадиное туловище).

Молодцы! Давайте с вами встанем в круг и вместе расскажем стихотворение, повторяйте за мной движения:

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь (ходьба по кругу на носочках,

Лягу и в кольцо свернусь (присесть на корточки,

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться (встать, потянуться на носочках).

Я легко с дивана спрыгну (прыжок на месте,

Спинку я дугою выгну,

И из блюдца молоко полакаю язычком (наклоны вниз).

Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о домашних животных). Как вы думаете, кто из ребят хорошо знает домашних животных? А их детенышей? Жилища?

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект фронтального занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка

и развитию связной речи в подготовительной группе

учитель-логопед Гареева А.Б.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о домашних животных

Послушайте внимательно и отгадайте загадки:

гривой потряхивает (лошадь)

- по горам , по долам,

ходит шуба и кафтан (овца)

- сама пестрая, ест зеленое, дает белое (корова)

-спереди – пяточек, сзади – крючок,

посередине – спинка, а на ней щетинка (свинья)

- бегут по дорожке борода да рожки (коза)

- у порога плачет,

тихо в комнату войдет,

замурлычет, запоет (кошка)

- возле дома дом стоит,

кто же там всю ночь не спит?

на прохожих лает,

к дому не пуска (собака).

Картинки с отгадками выставляются на доске.

Лошадь, овца, корова, свинья, коза, кошка, собака - как всех их можно назвать одним словом? (Домашние животные).

- почему этих животных называют домашними? (Потому, что они живут возле дома человека и человек за ними ухаживает).

- могут ли эти животные жить без человека? (Не могут).

- почему? (Потому, что они не могут сами себе добывать пищу).

Игра проводится с опорой на картинки.

Кошка питается … (молоком),

корова питается … (травой, сеном),

собака питается… (мясом),

овца питается …(травой, сеном),

лошадь питается … (травой, сеном),

свинья питается … (желудями).

Подберите пропущенное слово в предложение:

собака … косточку ( грызет ),

кошка … молоко ( пьет, лакает, лижет ),

корова … траву ( жует, ест ).

А теперь вспомните, где живут домашние животные? Как называется их жилище? (с опорой на картинки).

Где живет собака? собака живет в конуре.

где живет лошадь? лошадь живет в конюшне.

где живет корова? корова живет в коровнике.

где живет свинья? свинья живет в свинарнике.

где живет кошка? кошка живет в доме.

где живет коза? коза живет в сарае.

где живет овца? овца живет в сарае.

А еще можно сказать, что овца живет в овчарне

- Какое маленькое слово мы с вами услышали во всех этих предложениях?

Дети, сейчас мы с вами вспомним. как называются детеныши домашних животных.

Посмотрите, на доске расположены детеныши домашних животных, а у меня на столе лежат картинки с изображением взрослых домашних животных. Помогите детенышам найти своих мам.

- у коровы теленок.

А если их много? (логопед показывает другую картинку - на ней много детенышей)

- у коровы телята, у коровы много (кого?) телят.

- у свиньи поросенок, у свиньи поросята, у свиньи много поросят.

- у собаки щенок, у собаки щенята, у собаки много щенят.

- у кошки котенок, у кошки котята, у кошки много котят.

- у овцы ягненок, у овцы ягнята, у овцы много ягнят.

- у козы козленок, у козы козлята, у козы много козлят.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой я буду говорить вам про взрослого животного, а вы мне про его детеныша.

- у кошки усы, а у котенка …(усики),

- у собаки хвост, а у щенка … (хвостик),

- лошади копыто, а у жеребенка … (копытце),

- у коровы уши, а у теленка … (ушки).

- козы рога, а у козленка … (рожки).

корова большая – а теленок …(маленький),

свинья толстая, а поросята …(худые),

у козы рога острые, а у козленка …(тупые),

у лошади ноги сильные, а у жеребенка - …(слабые),

собака умная, а щенок … (глупый),

у овцы шерсть длинная, а у ягненка …(короткая).

Раз, два, три, четыре, пять.

будем деточек искать:

вот он жеребенок, вот и поросенок,

вот маленький козленок,

вот серенький котенок.

а где же наш щенок?

устали, сбились с ног.

Образование сложных прилагательных.

Мы сказали, что у коровы длинный хвост, значит корова, какая? длиннохвостая.

А у свиньи короткий хвост свинья, какая? короткохвостая.

У козы острые рога коза, какая? остророгая.

У собаки длинные уши собака, какая? длинноухая.

У свиньи большой нос. свинья какая? большеносая.

Дети, я нашла у себя странные картинки. на них изображены животные, но какие я не могу понять, потому что художник нарисовал только голову и хвост, а все остальное забыл. помогите мне определить, что же это за животные?

- это чья голова? собачья,

- это чей хвост? собачий,

- это чьи уши? собачьи.

( тоже дети говорят о корове, лошади, кошке)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 239 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.09.2017 1233
  • DOCX 20.4 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гареева Альфия Биктимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи по теме “Домашние животные и их детеныши”.

  • Активизация словаря по теме “Домашние животные и их детеныши”;
  • Совершенствование лексико - грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи;
  • Развитие речевого внимания;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие мышления;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие общей моторики, координации речи с движением.
  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности.
  • Картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши” по количеству детей, мяч,
  • Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки по теме.

1. Организационный момент.

Л: Ребята послушайте меня внимательно. Сядет тот, кто стоит за. перед. между. около.

2. Рассматривание картинок “Домашние животные”.

Беседа о домашних животных. Развитие диалогической речи.

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, вам нужно отгадать загадки. Будьте внимательны.

(Слайды с изображением домашних животных. )

Л: Кто это?

Это овца. Это коза. Это лошадь.
Это кролик. Это кошка. Это собака.
Это свинья. Это корова.

Л: Правильно, ребята! А теперь давайте повторим названия домашних животных. (Слайд).

А теперь посмотрите на всех животных внимательно. Как можно назвать их одним словом? (Слайд).

Д: Все эти животные домашние.

Л: Правильно, это домашние животные, а почему мы их так называем?

Д: Потому что они живут рядом с человеком. ( Слайд).

Л: Верно.

3. Лексико-грамматическая игра “Что человек получает от домашних животных?”

Активизация словаря. Развитие связной речи.

Л: Домашние животные живут рядом с человеком и приносят пользу.

Какую пользу приносят:

собака, свинья, овца, лошадь, кошка, коза, корова.?

  • Собака охраняет дом.
  • Свинья дает человеку мясо.
  • Овца дает мясо и шерсть.
  • Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
  • Кошка ловит мышей и крыс.
  • Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
  • Корова дает человеку молоко и мясо.

Л: Молодцы! Итак, домашние животные дают человеку молоко, шерсть, мясо, охраняют дом, ловят мышей, перевозят грузы.

4. Пальчиковая гимнастика. (Слайд).

У кошкиной дочки
На лапках царапки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: “МЯУ”).

5. Дидактическая игра “Кто как голос подает ?”

Развитие глагольного словаря.

  • Свинья – хрю-хрю – хрюкает.
  • Кошка – мяу – мяукает.
  • Корова – му – мычит.
  • Собака – аф- аф- лает.
  • Овца – бе – блеет.
  • Лошадь – иго-го – ржет.

Л: Мы с вами разобрались, как правильно подают голоса домашние животные. Животные могут блеять, мычать, мяукать, лаять, хрюкать, ржать.

6. Дидактическая игра “Кто что ест?”.

Употребление творительного падежа имен существительных.

Л: Наши животные проголодались. Давайте их покормим. (Слайд с изображением жив и их еды).

На проекторе появляются картинки с угощениями для животных, дети должны выбрать и угостить животное правильно.

Л: Чем угостим собаку, кошку, корову, лошадь, козу, свинью, овцу?

  • Собаку угостим мясом.
  • Кошку угостим рыбой.
  • Корову угостим им сеном.
  • Лошадь угостим овсом.
  • Козу угостим капустой.
  • Свинью угостим яблоками.
  • Овцу угостим травой.

Л: Молодцы! Все животные теперь сытые.

7. Физкультминутка. Развитие общей моторики.

Л: А сейчас мы немного отдохнем.

Дети встают на ковер и выстраиваются в круг, повторяют движения за логопедом.

Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).

8. Дидактическая игра “ Один- много”. (Слайды).

Корова - коровы. Кошка – кошки.

Собака - собаки. Свинья - свиньи.

Коза - козы. Овца – овцы.

9. Дидактическая игра “Назови ласково”. (с мячом)

Собака - собачка. Кошка- кошечка. Коза - козочка.

10. Дидактическая игра “Чей? Чья? Чьё?”.

Образование притяжательных прилагательных.

Л: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. Я буду называть часть тела животного, а вы мне назовете, чья эта часть тела.

- Это коровий хвост.

- Это собачья голова.

- Это лошадиная грива.

- Это кошачьи усы.

- Это овечий глаз.

11. Дидактическая игра “У кого кто?” Падежное согласование существительных. (Индивидуальная работа каждого ребенка).

Л: Мамы и их детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давай сделаем так, чтобы они встретились. Дети выполняют задание. (Работа с картинками).

Л: Теперь проверим. Кто у кого?

  • У кошки – котенок.
  • У лошади – жеребенок.
  • У собаки – щенок.
  • У коровы – теленок.
  • У овцы – ягненок.
  • У свиньи – поросенок.
  • У козы – козленок.

Л: Правильно, ребята, теперь все детки нашли своих мам. Уберите картинки в конверт.

Анализ работы детей.

Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Д: Мы сегодня говорили о домашних животных и их детенышах.

Л: Что нового мы узнали про них?

Д: Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу приносят они людям, как называют их детенышей.

Читайте также: