Конспект урока контрольная работа по русскому языку 8 класс

Обновлено: 02.07.2024

Порядковые числительные изменяются как ……. . При склонении составных порядковых числительных изменяется …. .

10 Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Река шла пр..чудливыми изгибами. 2.Над бегущей водой бе..прерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине (не)подвижно парили огромные ястребы. 3.Песча(н,нн)ые косы перемытые речной водой и переве..нные ветром поросли разномас..ными цветами. 4.Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи.5. Корабельные сосны повале(н,нн)ые ветром лежали через реку над прозрачной водой как будто медные литые мосты. 6.Лес т..нулся на двести километров и (не) было поблизости н..какого жилья. 7.Лишь (кое)где на берегах стояли шалаши смолокуров и изре..ка т..нуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Выполни задания.

1.Выдели грамматические основы в каждом предложении.

2.Из предложений1-3 выпиши слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

3. Из предложений 4-5 выпиши слово с корнем с чередованием.

9-прилагательные, последнее слово

Долина в Альпах

Долины было не узнать.

Выпавший за ночь морозец оттаял на солнце, а все вокруг сверкало, горело, переливалось, дрожало огнями. Воздух был прохладен и свеж. Альпийские цветы, главным образом желтые, соперничали по яркости и ослепительности с самим солнцем. Тут были и одуванчики, но на коротких ножках, и лютики, и какие-то фиолетовые, ярко – красный цветочки. Попадались и эдельвейсы. Маленькие, скромные, сделанные природой как бы из серого, слегка розоватого бархата, они не годятся в букет и вообще не бросаются в глаза. Сохранить эдельвейс можно, разве вложив в записную книжку. Но каждый, кто увидел, старается сорвать цветок и даже ищет его. Одуванчик, лютик или ромашку можно сорвать и внизу. Эдельвейс же растет высоко в горах, в труднодоступных местах и уж если есть у тебя эдельвейс, значит ты был там, где он растет.

Грамматическое задание

1 Выполнить морфологический разбор слова

1вариант - сделанные 2 вариант - переливалось

2 выполнить синтаксический разбор

1 вариант – Выпавший за ночь морозец оттаял на солнце, а все вокруг сверкало, горело, переливалось, дрожало огнями.

2 вариант - Но каждый, кто увидел, старается сорвать цветок и даже ищет его.

А Блестеть, пловец, зарница;

Б Приложение, касательная, полировать;

В Убирать, сигнальный, росистый.

2 В каких словосочетаниях пишется Н?

А) Пуган…ая охотником птица;

Б) Правлен…ый текст;

3 Найдите раздельное написание НЕ со словами

А) (не)зависимые от обстоятельств;

Б) вовсе (не)замерзающий ключ;

В) (не)потерявшая, а нашедшая кошелек;

Г (не) решаемая задача.

4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения

А) меня охватил восторг;

Б) я долго размышлял над его идеей ;

В) стало жалко главного героя;

Г) друг попросил дать эту книгу ему.

5 Найдите глаголы 1 спряжения

6 Какое из данных прилагательных является простой формой сравнительной степени

Б Более светлый;

Г Самый красивый.

7 Укажите ряд, где все имена существительные 1 склонения

А Лошадь, машина, автобус;

Б Дядя, тетя, старшина;

В Лосось, окно, поле;

Г Роскошь, угорь, стяг.

8 Соотнесите слова и части речи, к которому они принадлежат

1. Деепричастие А) горит

2. Причастие Б) по-осеннему

3. Прилагательное В) жарко

4. Наречие Г) читая

5. Категория состояния Д) плачущий

6. Глагол Е) жареный

Количественный числительные делятся на три разряда : …… . Числительные 90,40,100 при склонении имеют … .

10 Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Река шла пр..чудливыми изгибами. 2.Над бегущей водой бе..прерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине (не)подвижно парили огромные ястребы. 3.Песча(н,нн)ые косы перемытые речной водой и переве..нные ветром поросли разномас..ными цветами. 4.Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зар..слями ивы и ольхи.5. Корабельные сосны повале(н,нн)ые ветром лежали через реку над прозрачной водой как будто медные литые мосты. 6.Лес т..нулся на двести километров и (не) было поблизости н..какого жилья. 7.Лишь (кое)где на берегах стояли шалаши смолокуров и изре..ка т..нуло сладковатым дымком тлеющего смолья.

Выполни задания.

1.Выдели грамматические основы в каждом предложении.

2.Из предложений1-3 выпиши слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

3. Из предложений 4-5 выпиши слово с корнем с чередованием.

9-целые,дробные,собирательные; окончание а

Окутанная белым покровом растекается огромная речка, впадающая в ледяное озеро. Трудно рассказать, как невыносимо холодно делается при пятидесяти градусах человеку, которому приходиться сидеть в санях неподвижно. Не помогает ни шерстяное бельё, ни шуба на беличьем или медвежьем меху, ни заячьи меховые шапки. Если побежишь рядом с санями, то можешь немного согреться. Но только возьмешься за что-нибудь голыми руками, увидишь, как через минуту пальцы побелеют, тогда приходиться долго растирать обмороженные руки снегом. Даже выделанная кожа так замораживает пальцы. Что прячешь подальше кожаные сумки и заменяешь их полотняными или парусиновыми.

На этот раз был такой мороз, что тяжело дышащие кони покрылись инеем. Не прекращающаяся ни на минуту пурга замела дорогу, ведущую к дому Андрея Петровича, местного старожила. Кругом шумели невырубленные и нетронутые леса. На высоком берегу, не защищенном от ветра, было особенно холодно. Мы, наконец, добрались до жилья, где могли переночевать. 140 слов

Грамматическое задание

1 Сделать синтаксический разбор предложения

1 вариант - Окутанная белым покровом растекается огромная речка, впадающая в ледяное озеро.

2 вариант - На высоком берегу, не защищенном от ветра, было особенно холодно

2 Разобрать фонетически

1 вариант - делается 2 вариант - жилья

Или просклонять числительное пятьдесят

Книга — источник знания.
1. Роль знаний в жизни человека.
2. Книга — хранилище знаний.
3. Школа открывает дорогу в мир знаний.
4. Мои любимые книги — учителя и советчики.
5. Дружба с книгой делает человека сильнее.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы предназначены для учащихся 8 класса. Разработаны в соответствии с требованиями ФГОС.

Стартовая работа. /8класс/

Задание: 1) вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки;

2) расставьте недостающие знаки препинания.

3) из первого предложения выпишите существительные с предлогами и определите их падеж.

В ЛАДУ С ПР. РОДОЙ.

стр. мятся все(же) с пр. родой быть в ладу. А коли так, то пр. ходится совершать и р. скова(н,нн)ые прыжки-, и зан. мат. ся скал. лазанием по старинке — (не)Пользуясь (н. )каким альп. нист. - ким снар. жением.

Задание: 1) вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

2) расставьте недостающие знаки препинания.

Старая ул. ца показалась мне только (не)много уже, чем казалась прежде. Все прочее было (не)изме(н,нн)о. Ухаб. стая м. стовая,(н. )одцого дер. вцапо обе стор. ны запыле(н,нн)ые купеческие доматр. туары то(же) ухаб. стые, такие, что луч. ше идти срединой улицы, в полном месячном свете, И ноч. была почти такая(же) как та. Только та была в конце августа, когда весь город пахн. т

яблоками которые горами л. жат на б. зарах, и так тепла, что наслаждением

было идти в одной косоворотке подп. яса(н,нн)ой кавка(зс,с)ким рем. шком.

Однажды нам в подарок принесли березку, выкопанную с корнем. Мы посадили ее в ящик с землей и поставили в комнате у окна. Скоро ветки березки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клены, порозовел кустарник и кое-где на березках появились желтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания.

Ночью пришел первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождем.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша березка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла ее. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому).

1. Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

2. Разберите по составу слова: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких (II вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (I, II варианты).

1. Укажите неверное утверждение.

A. Между словами в словосочетании есть грамматическая и смысловая связь.

Б, Словосочетаниями считаются только сочетания слов с подчинительной связью.

B. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

Г. При согласовании зависимым словом может быть любая часть речи.

Д. Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными.

2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг. + нареч.:

а) спрашивать совета;

б) стучать кулаком;

в) веровать во что-то;

д) собираться потанцевать;

3. Укажите словосочетание со значением: действие и предмет, на который оно переходит:

а) работают школьники;

б) жить припеваючи;

в) рубить топором;

г) уметь рисовать;

д) подъемный кран.

4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:

а) отказал в дружбе;

б) не откликнулся к зову;

в) вдуматься над вопросом;

г) радоваться за друга;

д) краснеть от волнения;

е) уплатить за квартиру.

5. Укажите способ связи в словосочетании — согласование:

а) каждому труженику;

б) поиск неизведанного;

г) первые препятствия;

е) участвовать в походе.

6. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Отец поудобнее уселся за рулём и прибавил скорости (С. Баруздин).

7. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Помню, ранним утром я вышел на палубу и ахнул от удивления (И. Соколов-Микитов).

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

В лесах и рощицах ещё лежал снег (С. Баруздин).

9. Укажите количество имеющихся в предложении словосочетаний со связью согласование.

Последние звёзды тихо погасли в просветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, встал во всём своём величии (Б. Полевой).

10. Из предложения выпишите все словосочетания со связью примыкание, разделяя их точкой с запятой.

Синцов привычно бросился на землю, успев почувствовать душный запах нагретого асфальта (К. Симонов).

11. Замените словосочетание с кожаным верхом синонимичным словосочетанием со связью управление.

Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом (И. Тургенев).

12. Замените словосочетание на лесной поляне синонимичным словосочетанием со связью управление.

На лесной поляне Европа встречается с Азией (В. Песков).

13. Замените словосочетание медвежью шкуру синонимичным словосочетанием со связью управление.

Левин стоял с тверским мужиком посредине номера и мерил аршином свежую медвежью шкуру, когда вошёл Степан Аркадьич (Л. Толстой).

1. Укажите неверное утверждение.

A. Между словами в словосочетании есть грамматическая и смысловая связь.

Б, Словосочетаниями считаются только сочетания слов с подчинительной связью.

B. Подлежащее и сказуемое не могут образовывать словосочетание.

Г. При согласовании зависимым словом может быть любая часть речи.

Д. Словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, называют синонимичными.

2. Найдите словосочетание, соответствующее схеме: глаг. + нареч.:

а) спрашивать совета;

б) стучать кулаком;

в) веровать во что-то;

д) собираться потанцевать;

3. Укажите словосочетание со значением: действие и предмет, на который оно переходит:

а) работают школьники;

б) жить припеваючи;

в) рубить топором;

г) уметь рисовать;

д) подъемный кран.

4. Найдите словосочетания, в которых допущена ошибка в употреблении предлога и падежа существительного:

а) отказал в дружбе;

б) не откликнулся к зову;

в) вдуматься над вопросом;

г) радоваться за друга;

д) краснеть от волнения;

е) уплатить за квартиру.

5. Укажите способ связи в словосочетании — согласование:

а) каждому труженику;

б) поиск неизведанного;

г) первые препятствия;

е) участвовать в походе.

6 .Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.

Яркая звезда загорелась над горами (И. Соколов-Микитов).

Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.

Шлёпая по лужам, к мосткам, перекинутым со стенки на бот крейсера, шёл человек в длинной кавалерийской шинели (Б. Лавренёв).

8. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Помню, ранним утром я вышел на палубу и ахнул от удивления (И. Соколов-Микитов).

9.Укажите количество имеющихся в предложении словосочетаний со связью согласование.

Дождь поливал непромокаемый плащ вахтенного начальника, скатываясь по блестящей плёнке тусклого серебра (Б. Лавренев).

10 .Выпишите из предложения все словосочетания со связью примыкание, разделяя их запятой.

Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи (Л. Семаго).

11. Замените словосочетание в берёзовой роще синонимичным словосочетанием со связью управление.

До чего красиво в весеннюю пору в берёзовой роще! (Е. Пермитин)

12. Замените словосочетание в каракулевой шляпке синонимичным словосочетанием со связью управление.

Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в чёрных фетровых ботиках (И. Бунин).

13. Замените словосочетание в шёлковом платье синонимичным словосочетанием со связью управление.

Саша Бережкова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване (И. Гончаров).

На дореволюционный период приходится крохотный кусочек жизни Дмитрия Сергеевича. Что же запомнилось, что осталось в памяти на всю долгую жизнь? Главное детское воспоминание — балет. Семья Лихачёвых жила балетом. Этому семейному увлечению была подчинена жизнь. Заметим, что родители Дмитрии Сергеевича не были богаты (отец служил на почтамте). Чтобы иметь два балетных абонемента в ложу Мариинского театра, семья во многом себе отказывала. Зато четырехлетний Митя мог видеть балеты Минкуса, Чайковского и Глазунова. Это было время расцвета русского балета.

(По И. Чайковской).

Разберите по членам выделенные предложения. В чем их различие?

Из первого предложения выпишите все словосочетания.

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть распространенными .

B. Неполные предложения те, в которых пропущен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

Б. С утра морозит.

B. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения.

A. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

B. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

A. Бездонную бочку водой не наполнишь. Б. Скоро светать будет.

B. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

A. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

B. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься — люби и саночки возить.

7. Укажите назывные предложения.

Б. Вот заводская улица.

B. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.

B. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

A. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

B. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

Задание II: 1) выделить грамматическую основу предложения, указать форму

выражения главного члена;

2) указать вид предложения по форме выражения главного члена.

Из одной муки хлеба не испечёшь.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Из берёзовой коры плетут корзины.

Чаще всего книги хранили в монастырях и в церквях.

Когда цветут сады, мне по ночам не спится.

Сильно, до духоты пахло хвоей.

Эшелон без остановок идёт мимо разъездов и станций.

Теплушка на запасных путях.

1. Укажите неверное утверждение.

A. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. В определенно-личных предложениях сказуемое стоит только в форме 2-го лица.

B. Назывные предложения имеют один главный член — подлежащее.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найдите односоставные предложения.

A. За дверью бегают.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

Д. Его звали Григорием.

3. Укажите определенно-личное предложение.

A. Иду по улице нарядной.

Б. Не слышно волков завыванье.

B. В воздухе пахнет сосновой смолой.

Г. Будем вместе служить.

Д. Около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

A. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Травы скашивают рано утром.

B. Детей учили рисованию.

Г. Выберите себе книгу по вкусу.

Д. Не по словам судят, а по делам.

5. Укажите безличные предложения.

A. Уже совсем рассвело.

Б. И в переулках пахнет морем.

B. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажу тебе сказку.

6. Найдите обобщенно-личное предложение.

A. Не спешите отправляться в путь.

Б. Нет дыма без огня.

B. Егорушке дали ложку.

Г. В книге ищи не буквы, а мысли.

7. Укажите назывные предложения.

Б. Поговори со мною, мама.

B. Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Г. Третье декабря тысяча девятисотого года.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

A. Необходимо быть дома.

Б. Вам с лимоном или с вареньем?

Г. Оставайтесь дома.

9. В каком примере неверно расставлены знаки препинания?

A. Летом светает рано, а зимой — поздно.

Б. Ей — шёл восьмой год.

B. Гроза была обложная, и гремело отовсюду.

Г. Спела бы рыбка песенку, да голоса нет.

Задание II: 1) выделить грамматическую основу предложения, указать форму

выражения главного члена;

2) указать вид предложения по форме выражения главного члена.

1) Без косы сена не накосишь.

Зимой свет зажигают рано.

Не пером пишут, а умом.

С любимой мечтой не хочется сердцу расставаться.

Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Волшебная осень парков.

Рядом женщина под зонтиком. Книга.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из- под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо. Беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились. Сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(По К. Паустовскому).

Найдите и графически обозначьте однородные члены предложения.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Выполните морфологический разбор выделенных слов.

Продолжите рассказ об осени. Составьте два—три предложения, сохраняя стиль автора.

1. Укажите неверные утверждения.

A. Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

Б. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже — тире.

B. Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного.

Г. Не обособляются определения и приложения, если они относятся к личному местоимению.

Д. Всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием.

Е. Обособляются обстоятельства уступки с любыми предлогами.

2. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

A. Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

B. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.

Е. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

3. В каком примере нужно обособить одиночное определение?

А. Власть над землей вам молодым дана.

Б. Дружеский шепот; реки оказал мне настоящую услугу.

В. Испытанная мною тревога разогнала мой сон.

Г. Изумленный прохожий о чем-то спросил.

4. Укажите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

A. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Через три дня оголились доступные всем ветрам бугры.

B. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

Е. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

5. Найдите, в каких предложениях приложение надо обособить.

A. В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.

Б. Старик Гуревич бывший преподаватель гимназии занимался французским языком сразу с несколькими недорослями.

B. В этом городе (Тарусе) жил незадолго до смерти; замечательный наш поэт Заболоцкий.

Г. Наш повар Климов заболел.

Д. Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.

6. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

А. Он медлит с ответом мечтатель-хохол.

Б. Этим летом я поехал в Тарусу — тихий городок на Оке.

В. Брат Кирилла Илья уже второй год жил в Париже.

Г. Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.

Д. Смышленые звери, бобры зимуют разумно.

Е. Москвич Илья снова приехал в свой родной город.

7. Найдите предложение, в котором неправильно обособлен деепричастный оборот.

A. Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.

Б. Давно уже блистая белизной своих крыльев, улетели лебеди.

B. Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки.

Г. Где-то глубоко под землей сочилась, пробиваясь к озеру, вода.

8. Укажите предложение, в котором не нужно обособлять одиночное деепричастие (знаки препинания не расставлены).

A. Попривыкнув Поля оглянулась.

Б. С печки свесясь гляжу на собравшихся гостей.

B. Я проснулся рано и полчаса лежал не шевелясь.

Г. Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

9. Найдите предложения, в которых не нужно обособлять выделенное обстоятельство.

A. На стене в календаре красное число.

Б. На Спасской башне полночь бьют часы.

B. Это было в самом начале войны в глухой деревушке.

Г. Вернулся поздно он в двенадцатом часу.

10. В каких предложениях имеются пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения?

A. Известно, что смерчи, или водяные столбы, разбивают ядрами с кораблей.

Б. За исключением, отдельных учеников, все учатся хорошо.

B. Внизу в закурившемся тумане, глухо шумел лес.

Г. Многие газы, например водород, легче воздуха.

Д. Мы беседовали хорошо, по-дружески.

Е. Хозяин, Илья Ильич, был большой охотник до лошадей.

11. Выберите правильный ответ.

Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметные:

Регулятивные – определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные – осуществляют целесообразное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения, участия в спорах, обсуждениях.

Личностные: стремятся к речевому самосовершенствованию; проявляют уважительное отношение к родному языку; имеют объёмный словарный запас; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ход урока.

Учащиеся. Мы должны повторить и обобщить знания по данной теме. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Вспомнить виды односоставных предложений, способы выражения главных членов.

2. Повторить анализ предложения с точки зрения его грамматической основы.

3. Нaучиться использовать одно- и двусоставные предложения в речи как синтаксические синонимы.

4. Применять пунктуационные нормы при создании собственного текста.

Учитель. Молодцы, ребята, вы четко знаете, что вам пригодится при выполнении контрольной работы. Но, как вы знаете, действия, которым вы научились на уроках по этой теме, понадобятся вам и при сдаче ГИА.

Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да)

Можно ли в неопределённо - личном предложении восстановить подлежащее? (Да)

3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)

4. Изменяются ли безличные глaголы по лицам и числам? (Нет)

5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)

6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)

7. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения - подлежащее? ( Да)

8. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)

9. Назывные - двусоставные предложения? (Нет).

Ребята, вы знаете, кто из лингвистов впервые поднял вопрос об односоставных предложениях в русской грамматике?

Научные интересы языковеда многогранны: А.А.Шахматов занимался историей и диалектологией русского и других славянских языков, возглавлял работу по созданию академического толкового словаря и комиссию по реформе орфографии.

Алексей Александрович внес огромный вклад в изучение синтаксиса и истории русского языка.

Учитель. Продолжим практическую работу. Следующее задание: тест с самопроверкой (каждому раздается листок с тестом)

Запишите номера односоставных предложений.__________________________________________

Читайте также: